Как обучают лошадей на алтае

Опубликовано: 29.04.2024

Поговорим о конных путешествиях с Александром Охриным – тем, кто их делает с самого нуля. Делает не просто как организатор или предприниматель, а с самого настоящего нуля – с выращивания и обучения лошадок и создании базы для этого.

Тут условных две части. В посте – собрали наш опыт работы с конными турами и то, что нам рассказал Александр. В видео – Сашин рассказ о подготовке его конных туров с его горной базы.

Коронавирус пройдет, нормальная жизнь со временем восстановится, но пока мы сидим по домам, работа у таких людей не останавливается – туры готовятся, лошадки растут. Давайте посмотрим, как это происходит.

Почему затронули такую тему


Мы подключаем на сегменты в свои туры узких экспертов – к примеру, тех, кто лучше разбирается в своей тематике, знает свой участок и свое дело "от и до".

И с ними заметно интереснее общаться – это люди, которые погружены в свое дело и живут им, они очень отличаются от тех, кто просто продает разные видов туров – совсем другой уровень экспертизы, совсем другое знание деталей (и любовь к своему делу).

Исторический, аутентичный, незаменимый. Да, до сих пор!


Конные переходы по Алтаю – один из лучших и аутентичных способов передвижения по Алтаю. Кони на Алтае – испокон веков. И как бы современный мир не наступал, кони, как вид транспорта – остались, они так и используются в обычной жизни. Как жителю мегаполиса привычен трамвай, так и жителю гор Алтая привычен конь (дети начинают ездить с малых лет).

Кони на Алтае до сих пор незаменимы. Лошади использовались повсеместно в мире до появления автотранспорта. Но для сложных условий потом появились квадроциклы-мотоциклы-вездеходы и кони почти не используются.
Но на Алтае на машине далеко не везде можно проехать, на квадроцикле и мотоцикле тоже, а конь в горах – суперпроходим. Для горных троп до сих пор нет никакой ему замены, конь и алтайские горы – это как метро и Москва, как МКС и космом, как обувь и нога, как стакан и чай, как Грузия и еда, как Франция и вино, ну вы поняли в общем)).

Конные путешествия для туристов. Главные плюсы и минусы


Конные туры – эта история про природу и горы, эдакий прыжок в радикальную экологию, к природным корням и укладу.

  • Можно посмотреть фантастические дикие места, отключиться от связи, подышать самым-самым чистым воздухом, кристально чистая, незамутненная природа, вообще никакой цивилизации.
  • Здоровое размеренное питание и чистая вода. Зависит от туроператора конечно, какие продукты он закупает, но в целом простые продукты и регулярность – это хорошо.
  • Контакт с лошадьми. Чтобы не говорили скептики, но общение с лошадками – это прям антистресс. При желании за ними можно ухаживать и, вроде как это непростой труд, но очень приятный и доставляющий удовольствие.
  • Маршруты конных туров можно пройти и пешком, но пешком с рюкзаком – это всегда надрыв какой-то. А с коня можно и слезть и пройтись без груза, а устал – обратно сесть.

Минусы – это продолжение плюсов. Минимум комфорта, простая еда, досуг без телефонов и электричества (да и некогда обычно), никаких удобств, вместо душа моешься в речке, привычного туалета тоже нет.

Риски конного похода и организация безопасности

И без того суровый быт может осложняться погодными условиями. Потом есть что рассказать)

Самый главный риск – риск травмы. Это все-таки путешествие по горам, поэтому можно упасть, животное может понести, укусить, лягнуть. Хорошей подготовкой и организацией безопасности этот риск сильно уменьшается, но надо понимать, что многое и от самого туриста зависит, увы, даже просто технику безопасности не все участники соблюдают.

В видео Александр рассказывает как они с этим работают.

Если вкратце, то предупредительная безопасность:

  • Крайне важна подготовка лошадей. Хорошо обученные, специально для туристов, лошади – залог безопасности. Они прощают ошибки, спокойные, привычные, знают маршруты. Когда с ними постоянно работаешь, то знаешь их травмы, грузоподъемность, особенности, кого-то, скажем, седлать надо по особому, кто-то резвый, а кто-то спокойный. Нюансов масса.
  • Важно знать характер своих лошадей, чтобы подобрать лошадей участникам по силам. Опытному наезднику дать лошадь порезвее, чтобы не скучал, а новичкам – самых спокойных.
  • Разработка специальных маршрутов под туристов, тайминга. Это нужно, чтобы никто никуда не спешил, но и скучно не было.
  • Подбор туристов. Да, могут и не взять. Например, балованных детей).

Безопасность на маршруте складывается из правильного обучения безопасной езде, работе инструктора (следить, чтобы соблюдали технику безопасности, правильно следить за лошадьми, помогать если лошадь испугалась).

Работа с экстренными ситуациями. Тут очень важна связь и хорошее знание местности и коротких путей, чтобы быстро прийти на помощь.

Такой комплексный подход – от воспитания лошадей до работы с экстренными случаями – уменьшает риски.

Подробнее о концепции организации безопасности на Алтае тут .

Противопоказания (или нежелательно)


Конный поход противопоказан если:

  • Есть болезни, которые могут обостриться в горах и будет необходима срочная госпитализация: проблемы со свертываемостью крови, проблемы с давлением, если у вас период реабилитации после травм или операций, проблемы с позвоночником. Ну тут здравый смысл нужен – не переоценивайте себя, это не шутки.
  • Алкоголизм или наркомания. Просто не надо, не только в конные туры.
  • Вы не хотите. Или не хочет тот, кого вы берете (ребенок, супруг). Никакого удовольствия те, кого заставили, не получат.
  • Панически боитесь высоты, лошадей, воды, леса.

Различия конных туров


Вам могут показаться не очень существенными различия, но на деле разница есть.

  • Конные туры отличаются лошадьми. Учили ли их специально для работы с туристами или это обычные деревенские кони, взятые в работу. Если тур проводит владелец коней, который их обучил именно под работу с туристами и знает их, то это одно дело. А если это сборная солянка из обычных деревенских коней под руководством наемного конюха, то другое. По нашему опыту, лучше если кони готовятся специально под туристов и "свои собственные".
  • Точками старта и, соответственно, маршрутами.
  • Туроператор или частное лицо. Маршруты могут быть идентичны, но у туроператора будет больше гарантий и ответственности и, как правило, выше уровень организации и безопасности. У частника – немного дешевле, но уровень рисков настолько выше, что я не уверен, что оно того вообще стоит, кто будет вас доставать с гор в случае травмы – непонятно. Да и цены, даже у туроператоров, на конные туры сейчас откровенно низкие, это чуть ли не самые недорогие туры по Алтаю, дешевле только пешком.
  • Еще может отличаться проживание. К примеру, раньше мы сами проводили конный тур, в котором было проживание на турбазах. Сейчас такие редкость.

Выбор первого конного тура


В целом, начинать можно с любого конного тура по Алтаю. Брать сложный и идти на Белуху или брать попроще. Все туры, так или иначе, подходят новичкам.

Но я бы так не рекомендовал, потому что если тур не соответствует подготовке, то вы его конечно пройдете, но удовольствие будет не то – слишком тяжело, страшно, непривычно. Поэтому лучше начинать с более простых и постепенно повышать уровень сложности, оставив Белуху на потом (и когда у вас уже будет опыт, вот там вы уж получите удовольствие как следует).

Какие конкретно туры? А вот тут лучше выбирать не сами туры, как "маршруты", а начинать с выбора организатора. Ведь маршрут можно сделать почти любой, но очень много зависит от того, кто его будет делать.

Ну и желательно попробовать покататься на лошади предварительно, хотя бы у себя в городе.

Рассказ организатора конных туров

А вот тут уже Саша сам расскажет. И про то, как готовятся кони, и про сложности, и про спасение туристов.

Уникальность их фирмы в том, что это коренные жители Алтая, но с опытом работы и жизни в крупных городах, хорошим образованием и пониманием как должен работать сервис. Будем честны, коренные жители сёл часто довольно специфично работают с клиентами, потому что никто у нас сервису и работе с клиентами, увы, не учит.

А у них – такой сплав алтайской культуры, алтайского трудолюбия и широкого кругозора. Это, как мне кажется, дает хороший результат, плюс месторасположение хорошее (их база находится в Верх-Апшуяхте, это центр алтайских гор, который со всех сторон закрыт от массовых туристических потоков).

Когда-то он решил, что работа в офисе "не к душе" и вернулся в родные места, чтобы заниматься тем, что нравится. Про это и рассказывает.

Еще по теме:

Конные туры по Алтаю. Как готовятся, создаются и проводятся

Вы видели когда-нибудь как дети занимаются в конно-спортивных школах? Сами катания там занимают меньшую часть времени, а большую – уход за лошадьми (но за все школы не скажу конечно). И вот дети прям тащатся от лошадок, чешут их, кормят, ухаживают (у них конечно поняшки и они сами по себе милые такие).

Но думаете со взрослыми по другому?) 1-2 недели с конем наедине (в конном туре сложно вести беседы, тропы узкие, а кони идут с таким расстоянием, что ничего не слышно), уход за ним, общение с ним – это совсем не то же самое, что просто покататься по парку за городом.

Не одну сотню людей мы провели через конные туры и большинство людей возвращались другими. И зачастую, в первую очередь, тараторят не об Алтае или приключениях, а о коне – верном друге, который лез по страшным горам и обрывам, партнере, который всю дорогу помогал, молчаливом психотерапевте в конце-концов, который всё выслушал.

И всегда думал, а что же все-таки купили эти туристы. Тур ли по Алтаю? Или все-таки антистрессовую фитнес-детокс-терапию и возможность побыть наедине с собой и добрым животным? До сих пор не знаю)

Алексей Кирьянов ( FB , Inst )

Дополнение о годных местах (по комментарию читателя)

Алексей, добрый день!)
Прочитала статью про конные туры на Алтае. Захотела высказать свое мнение. Сорри, но оно негативное.

А давным давно занималась выездкой. Теперь уже лет 10 по возможности выезжаю в поля и леса на многочасовые и многодневные прогулки. То есть достаточно прилично езжу верхом.

Для себя вывела не очень приятную формулу: чем красивее природа, тем хуже с конным сервисом!(

На Алтае принципиально не сажусь в седло. Предпочитаю потрепанный уазик. Мне безумно жалко этих животных! Замученные, с разбитыми спинами, вонючие. И относятся к ним, как к скотине, а не как к другу. Про анимацию я вообще молчу!( В этих седлах даже профессионалам сидеть тяжело. А туристам, первый раз удивившим лошадь, предлагают просидеть на таком "пыточном стуле" от нескольких часов до нескольких дней. Александр на видео сам говорит, что приходится брать лошадей из деревни или у знакомых, когда много туристов. А кто этих лошадей проверяет на вменяемость? И на дружелюбие с остальными конями?

Вообщем, мечтаю поездить верхом по Алтайским красотам. Но, увы, на данный момент считаю, что конный туризм на Алтае в плачевном состоянии.
И да, думаю, нужно как можно подробнее рассказывать о таком конном туре людям имеющим опыт верховой езды, про все минусы этого мероприятия. Чтобы у людей не возникало сильных разочарований.

А пока, я просто полюбуюсь полудикими табунами, которые свободно пасутся по Алтайским просторам. )

  • Я с вами согласен полностью, у многих конных подрядчиков не особо заботливое отношение к лошадям. Мы конечно не всех перепробовали, но многих. Особенно "короткие прогулки" – часто это сомнительные личности с убитыми конями.
  • Конь на Алтае не только друг, но и еда и бизнес, это не домашняя собачка "для души", а инструмент, требующий ухода, заботы, но только в рамках целесообразности. Алтайцы прагматично и просто относятся к животным. Дружба дружбой, но когда состарился – сдается на мясо. Это обычное дело и это нормально, такова реальность.
  • Да, коней добирают в деревнях при нехватке. Но, во-первых, это не часто, а именно в пик, который недели 2-3. Во-вторых, кони тоже обученные подбираются.
  • И посредственному сервису и добору коней и еще куче всего есть банальная причина – низкая цена туров. Они должны стоить в 2-3 раза дороже, тогда и кони будут свои и холеные и туристов меньше и сервис лучше. Но ведь туристы первые же и забунтуют).
  • Про седла. Ну это обычные алтайские седла. Будут другие цены, тогда и будут какие-то комфортные, а сейчас пока – что сами используют, то и туристам. Нищета же страшная, если разбираться. Ни денег на развитие, ни на оборудование, многие люди занимаются таким бизнесом от безысходности и на энтузиазме.

Я знаю несколько мест, где стоит покататься:

  • Конно-спортивная школа в Горно-Алтайске – породистые кони, профессиональные наездники и учителя. Это лучшие, но это больше про спорт, чем про туризм.
  • Иткая (огромный табун своих коней) и аутентичное место.
  • Саша Охрин. Тут всё в комплексе хорошее, ехайте не в сезон и будет отлично.
  • Амаду (с ними мало работали, но кони свои, отзывы сплошь хорошие).
  • Агария. Мы долго с ними работали и это тоже прям шик – турбаза с приемлемым проживанием и с конями.
  • Есть и другие, но уже с ньюансами, не возьмусь прям рекомендовать.

К сожалению, одно из самых популярных мест – Тюнгур – на мой взгляд одно из худших мест и в плане сервиса, и соотношения цена-качество, и отношения, как к туристам, так и к животным (у меня много историй есть). Это и издержки большого потока, и потому что их не миновать на пути к Белухе, и просто вот потому что так сложилось.

koni.jpg
Еще в XIX в. русский востоковед-тюрколог, этнограф и археолог Василий Радлов заметил, что Горный Алтай представляет собой Эльдорадо для алтайцев-скотоводов. Невысокие травы — это здоровый корм для лошадей, поэтому их держали в большем количестве, чем овец и коз, а на пастбищах, окруженных горами, скот не нуждался в пастухах, и лошади могли пастись там даже зимой, так как не было снежного покрова. В то время алтайцы жили не в селах русских переселенцев, а в горных ложбинах, следуя за многочисленным скотом. Алтайская семья могла иметь несколько табунов. Если табун состоит из 20 — 60 лошадей, то их общее число доходило до тысячи, у преемника зайсана Мангдая из Чуйской степи было несколько тысяч голов, у алтайца Толоя на Урсуле — 6000 лошадей.

Со второй половины XIX века богатый скотовод становится редкостью, что стало следствием перевода алтайцев на оседлый образ жизни. На протяжении прошлого века, когда большое количество скота находилось в коллективной собственности колхозов и совхозов, неизбежно надвигалась техногенная цивилизация, при которой лошадей стали заменять машины. Но в последние годы лошадь получила новую роль: она стала участвовать в развитии сельского туризма. Изучение этнокультурного и хозяйственного наследия кочевников Алтая – одна из основных задач.

Сложившиеся традиции содержания лошадей имели не только практическое значение – выведение скакунов, ездовых и рабочих коней, получение кумыса, но и мировоззренческое, что определило специфику картины мира алтайцев-скотоводов и своеобразие их ритуальных действий.

На основе нарративных (повествовательных) текстов можно выявить место лошади в картине мира скотоводов. Так, в алтайском мифе «О сотворении мира» главными творцами выступают два бога — верховный Кудай и подземный Эрлик. За что бы ни брались соперники, они делали противоположности. Вначале среди океана сотворили сушу из почвы и болота. На такой разнородной земле создавалась природа, состоявшая из растительного и животного миров. Верховный творец покрыл землю травой, а его соперник — колючкой. Каждая пара деревьев и животных возникала в противоборстве. Кудай создал кедр, а Эрлик — сосну; первый сотворил березу, а другой — осину. Лошадь явилась творением небесного бога, а корова — подземного. Сотворение овцы стало поводом для появления козы.
Домашний скот, созданный небесным божеством, определяется как с «горячим дыханием» («изу тумчукту мал»). К этой категории относится лошадь. У другой группы животных, сотворенных подземным правителем, «холодное дыхание» («соок тумчукту мал»). Это деление обосновано внешними отличиями, повадками животных и вкусовыми качествами молока и мяса. Такое единство сакрального и утилитарного сложилось на основе скотоводческих знаний и охотничьих наблюдений, накопленных на протяжении веков.

В алтайском обществе существует высокоавторитетная нравственная идея, ради которой алтайцы следуют нормам поведения, не считаясь с препятствиями. Это обычай «соблюдения бай», выраженный в запрете на определенные действия, на произношение некоторых слов. Так, лошадь, называемую «ат», принято именовать «мал». Существует большое количество терминов, обозначающих лошадей по масти и возрасту, манере хода. Лошадь относится к числу почитаемых домашних животных «байлу мал», поэтому соблюдение запретов и норм поведения выражает особое отношение к ней. В нее нельзя не только стрелять, но даже направлять дуло ружья, бить по голове, называть дурными словами, держать в путах или привязанной в холод, жару, ненастье.

Для человека традиционной культуры окружающий мир подразделяется на две части: мир вещей и мир знаков. Животные и предметы, как одушевленное и неодушевленное, принадлежат двум мирам: по обыденным и утилитарным характеристикам – к профанному миру (не святой мир), а по своему символическому смыслу – к сакральному. В зависимости от того, в честь живых или в память ушедших совершаются обряды, действует определенная цепь символов, и малейшее отступление от заданных норм расценивается как дурной знак – предвестник несчастья.

Одним из таких символов выступает лошадь, занимающая особое место в картине мира алтайцев. Обычно эту модель принято представлять в виде трех миров по принципу «верхний — нижний»: земной, в котором живут люди, противопоставлен как нижний верхнему (небесному) миру и как верхний – нижнему (подземному) миру. Изучение семантики миров позволило прийти к выводу о том, что при всей троичности модели мира все три «слоя» одновременно не «работают», а в ритуальной практике у алтайцев действует лишь определенная пара миров. Так, в честь живых воздействуют символы земного и небесного миров, а в память ушедших активизируется другая пара символов – земного и потустороннего.

Двоичная структура алтайской модели мира передается в ритуальной практике не только посредством чета/нечета, языка, цвета и ориентации по сторонам света, но и набором кода, выражающим ритуальный смысл обряда. Если обряд совершается в честь живых, как, например, сватовство, свадьба, наречение новорожденного, приход года рождения через каждые 12 лет по восточному календарю, то принято для угощения забивать лошадь, обычно кобылицу-двухлетку, называемую «байтал». Не случайно один из свадебных дней так и называется «байтал баш» (дословно – голова двухлетки).

При совершении обряда в память ушедших в иной мир лошадь не забивают. В народной памяти сохранилось представление о захоронении лошади рядом с ее хозяином. Эти сведения подтверждают записи путешественника по Алтаю конца XIX века: «Вблизи могилы каждого теленгита непременно возвышается холмик из камней, это могила ездовой лошади покойного».

Ритуальное угощение выражает сакральность события. На поминках, связанных с миром умерших, не принято угощать кониной, как это происходит на свадебном пиру. Мясом лошади как «небесно сотворенного» животного, мифологически осмысливаемого с положительным значением, принято угощать в честь живущих. Причем ритуал подношения мяса с определенной части туши и его очередность выражают степень родства и сватовской статус угощаемого. Так, на свадебном пиру угощают сначала сватов и родственников по линии матери как наиболее почитаемых. Обычно мясо голени преподносят мужчинам, а мясо грудины — женщинам. Отведав мясное угощение, дядя по линии матери передает его своему племяннику, в чем выражается обычай авункулата (обычай, устанавливающий права и обязательства между дядей с материнской стороны и племянниками). Другим почетным угощением считается конский крестец, называемый «уча», предназначаемый родителям невесты. Его доставляют в день свадьбы, и этот сватовской визит называется «учаjетириш» (доставка уча).

При скотоводческом образе жизни алтайцев угощение свежей кониной является редким случаем, что объясняется упитанностью лошади лишь в летний период, сложностью хранения крупной конской туши, высокой ценностью лошади как сакрального животного. Как правило, мясное угощение готовят мужчины, считающиеся ритуально чистыми. Поедание конины родовым сообществом (кровными родственниками, сватами, соседями) закрепляет общественное признание совершаемого события: переход новобрачных в статус семейных, наречение ребенка, вступление именинника в очередную возрастную категорию и прочее.

В качестве сакрального дара выступает взнузданная лошадь, называемая «уруук ат». Подношение такого дара означало благодарность отцу невесты или компенсацию отказа сватам. Если родители девушки дарили жениху коня, то это являлось условным знаком отказа заключить брак. В народе живет память о старинном обычае «баркы», общественно-родовая значимость которого выражалась в следующем. Старшего сына, как преемника родовых должностей отца, и младшего, как наследника дома отца, дядя по матери должен был периодически одаривать лучшим конем из своего табуна.

Таким образом, в традиционном сознании алтайцев-скотоводов лошадь осмысливается как сакральный дар с «теплым дыханием», исходя из мифологического представления о ней как сотворенной небесным божеством, а поэтому носящей ритуально-положительный смысл. Все, что имеет какое-либо отношение к лошади — конская сбруя, часть конской туши, напиток из конского молока, конский волос и т.д., является оберегом. Использование его означает ритуальное действо в честь определенной пары миров — земного и небесного или земного и потустороннего в соответствии с двоичной структурой алтайской модели мира.

Н.А. ТАДИНА, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и всеобщей истории ГАГУ.


  1. Немного истории
  2. Характеристика
  3. Внешний вид
  4. Выведение новых пород
  5. Разведение
  6. Питание

В Алтайском крае очень распространено коневодство. В этот регион постоянно завозились различные породы, но не все смогли прижиться, так как там достаточно суровый климат, а лошади находятся все время на пастбище. Самой знаменитой породой этого края является алтайская лошадь. Еще издавна этих животных использовали для работы, так как они очень выносливы и трудолюбивы. Также их часто использовали для перевозки людей или предметов. До сегодняшнего дня их применяют для этих целей.


Немного истории

Порода алтайской лошади появилась еще до нашей эры. А доказывают это археологические раскопки, в процессе которых были найдены их останки. Сформировать данную породу помогли природные условия Алтая, его горный и предгорный рельеф. Обыденным для алтайских лошадей стало пребывание на открытых пастбищах в жестких климатических условиях, холодные зимы или жаркое лето.


Но несмотря на то что животноводством в данном регионе начали заниматься достаточно давно, кони развивались очень медленно. До середины ХХ века серьезных изменений в развитии этой породы не наблюдалось. Раньше алтайскую лошадь называли ойротская.


Заниматься улучшениями породы начали только в начале 1978 года. Для этого стали скрещивать самцов русской, советской и литовской породы с местными самками. При помощи такого способа появилась новая порода, которая получила название новоалтайская (чумышская). Она получилась очень выносливой, а также с легкостью приспособилась к содержанию на пастбище.


Характеристика

Алтайская порода лошади очень спокойна, дружелюбна и имеет добрый нрав. Также она очень послушна, трудолюбива, обладает отличным здоровьем. Ей легко управлять, зла она никогда не держат и не капризничает. Что немаловажно, лошади данной породы легки на подъем, охотно идут на контакт, быстро привязываются к хозяину, прекрасно относятся к детям и с радостью их катают.


Новоалтайская порода лошадей вынослива и работоспособна, неприхотлива, и благодаря этому они могут жить в различных климатических условиях и питаться не очень разнообразной пищей. Еще они очень смелые, и если на них нападет дикое животное, они не отступят.

Бывали случаи, когда стадо без помощи людей отбивало своих жеребят у хищников.

Внешний вид

Чистокровная алтайская лошадь должна иметь такие внешние черты как:

  • прямой корпус;
  • мощная и длинная спина;
  • широкая грудная клетка;
  • голова стандартных размеров;
  • мускулистая шея;
  • короткие и тонкие ноги;
  • крепкие копыта (которые не требуют подков);
  • густая грива и хвост.


Средние размеры этой породы:

  • рост в холке – 1,4-1,5 метров (самки на 5 см ниже жеребцов);
  • длина тела – 1,5 м;
  • ширина ноги над копытом – у самки – 18 см, у самцов – 19 см;
  • размер грудной клетки – 1,6-1,65 метров;
  • вес – 300-350 кг.


Данный вид лошадей относится к элитной породе. А животные, которые были ведены селекционным способом и содержащиеся на пастбище, достигают такого веса:

  • 425 кг по достижению 2-х лет;
  • 600 кг по достижению 3-х лет;
  • 630 кг (новоалтайская порода).


Также эти лошади отличаются своей расцветкой. Она бывает различной. Чаще всего встречаются такие масти, как:

  • рыжий;
  • серый;
  • коричневый;
  • черный;
  • бежевый;
  • пепельный;
  • пятнистый.




Выведение новых пород

Процессом селекции новых пород занимаются конезаводы и фермерские хозяйства. И с каждым годом все меньше ставится вероятность встретить чистокровную лошадь. Но все же есть заводчики, которые стараются сохранить алтайскую породу, но большее усилие они прикладывают для сохранения особей с редким окрасом, особенно пятнистым. Такие виды считаются культурным наследием.


Для того чтобы получить крупных и мускулистых животных, местных лошадей обычно скрещивают с арабскими или английскими породами.

Разведение

Данный вид лошадей разводится круглый год табуном, содержат их на подножном корме. Но даже несмотря на такое содержание, животные вырастают статными, сильными и выносливыми. В большинстве случаев эти лошади выращиваются на мясомолочных фермах для получения мясной продукции. Иногда рентабельность может достигать до 300%. Также зимой их используют для верховой езды и для перевозки грузов.


Самки достигают зрелости в 1,5 года, а вот самцы немного позже. Спаривание животных начинается с 3-х лет у самок и 4-х лет у самцов. Беременность кобылы длится 11 месяцев. В это время ее организм очень чувствителен. Если нарушать режим и рацион кормления, а также условия содержания, то это может привести к выкидышу. Во время беременности до 7 месяцев лошади спокойно могут работать в полную силу, а вот начиная с 9 месяца их не стоит трогать.


При разведении данной породы иногда появляются жеребята с дефектами, которые проявляются во внешности, но они совершенно не влияют на их работу и физическое состояние. Дефектами у лошадей считается искривление спины – оно похоже на небольшие горбики, находящиеся по обеим сторонам позвоночника. Несмотря на это, такие лошади не отличаются от других своей работоспособностью.

В основном чистокровную породу выводят в районах южного Алтая.

Питание

Вырабатывать рацион стоит опираясь на физиологические особенности животного. В него должны входить такие продукты как:

  • сено;
  • овес;
  • отруби;
  • комбикорм;
  • овощи и фрукты.



На один год для питания лошади среднего веса потребуется приблизительно 4 тонны сена, 2 тонны овса, 1 тонна овощей и фруктов и 0,5 тонны отрубей.

В меню необходимо добавлять витамины, минералы и биологические добавки. Нужно внимательно следить, чтобы в пищу не попадала грязь и пыль. Строго запрещено давать коням испорченные продукты. А чтобы они быстро не портились, стоит соблюдать правила хранения и делать это в подходящем помещении. Очень важно не нарушать режим кормления, так как у данной породы быстро вырабатываются привычки, и если нарушить их, то у животного будет стресс.

Кормить лошадей нужно 3-4 раза в день. Особь, которая работает, обязана получать еду за 1,5 часа до нагрузок. Если не следовать этому правилу, то могут возникнуть проблемы с ЖКТ, которые приведут к сильнейшим проблемам со здоровьем животного. Также в свободном доступе у лошадей всегда должна быть питьевая вода. В зимнее время она должна быть комнатной температуры. Суточная норма жидкости для взрослого животного составляет приблизительно 40 литров.

Но коней нельзя поить перед кормлением. Обязательно в корм нужно добавлять пищевую соль. Необходимо просто подсаливать пищу или же положить в кормушку специальный солевой лизунец.


О лощадях Алтайского края смотрите в следующем видео.

Поговорим о конных путешествиях с Александром Охриным – тем, кто их делает с самого нуля. Делает не просто как организатор или предприниматель, а с самого настоящего нуля – с выращивания и обучения лошадок и создании базы для этого.

Тут условных две части. В посте – собрали наш опыт работы с конными турами и то, что нам рассказал Александр. В видео – Сашин рассказ о подготовке его конных туров с его горной базы.

Коронавирус пройдет, нормальная жизнь со временем восстановится, но пока мы сидим по домам, работа у таких людей не останавливается – туры готовятся, лошадки растут. Давайте посмотрим, как это происходит.

Почему затронули такую тему


Мы подключаем на сегменты в свои туры узких экспертов – к примеру, тех, кто лучше разбирается в своей тематике, знает свой участок и свое дело "от и до".

И с ними заметно интереснее общаться – это люди, которые погружены в свое дело и живут им, они очень отличаются от тех, кто просто продает разные видов туров – совсем другой уровень экспертизы, совсем другое знание деталей (и любовь к своему делу).

Исторический, аутентичный, незаменимый. Да, до сих пор!


Конные переходы по Алтаю – один из лучших и аутентичных способов передвижения по Алтаю. Кони на Алтае – испокон веков. И как бы современный мир не наступал, кони, как вид транспорта – остались, они так и используются в обычной жизни. Как жителю мегаполиса привычен трамвай, так и жителю гор Алтая привычен конь (дети начинают ездить с малых лет).

Кони на Алтае до сих пор незаменимы. Лошади использовались повсеместно в мире до появления автотранспорта. Но для сложных условий потом появились квадроциклы-мотоциклы-вездеходы и кони почти не используются.
Но на Алтае на машине далеко не везде можно проехать, на квадроцикле и мотоцикле тоже, а конь в горах – суперпроходим. Для горных троп до сих пор нет никакой ему замены, конь и алтайские горы – это как метро и Москва, как МКС и космом, как обувь и нога, как стакан и чай, как Грузия и еда, как Франция и вино, ну вы поняли в общем)).

Конные путешествия для туристов. Главные плюсы и минусы


Конные туры – эта история про природу и горы, эдакий прыжок в радикальную экологию, к природным корням и укладу.

  • Можно посмотреть фантастические дикие места, отключиться от связи, подышать самым-самым чистым воздухом, кристально чистая, незамутненная природа, вообще никакой цивилизации.
  • Здоровое размеренное питание и чистая вода. Зависит от туроператора конечно, какие продукты он закупает, но в целом простые продукты и регулярность – это хорошо.
  • Контакт с лошадьми. Чтобы не говорили скептики, но общение с лошадками – это прям антистресс. При желании за ними можно ухаживать и, вроде как это непростой труд, но очень приятный и доставляющий удовольствие.
  • Маршруты конных туров можно пройти и пешком, но пешком с рюкзаком – это всегда надрыв какой-то. А с коня можно и слезть и пройтись без груза, а устал – обратно сесть.

Минусы – это продолжение плюсов. Минимум комфорта, простая еда, досуг без телефонов и электричества (да и некогда обычно), никаких удобств, вместо душа моешься в речке, привычного туалета тоже нет.

Риски конного похода и организация безопасности

И без того суровый быт может осложняться погодными условиями. Потом есть что рассказать)

Самый главный риск – риск травмы. Это все-таки путешествие по горам, поэтому можно упасть, животное может понести, укусить, лягнуть. Хорошей подготовкой и организацией безопасности этот риск сильно уменьшается, но надо понимать, что многое и от самого туриста зависит, увы, даже просто технику безопасности не все участники соблюдают.

В видео Александр рассказывает как они с этим работают.

Если вкратце, то предупредительная безопасность:

  • Крайне важна подготовка лошадей. Хорошо обученные, специально для туристов, лошади – залог безопасности. Они прощают ошибки, спокойные, привычные, знают маршруты. Когда с ними постоянно работаешь, то знаешь их травмы, грузоподъемность, особенности, кого-то, скажем, седлать надо по особому, кто-то резвый, а кто-то спокойный. Нюансов масса.
  • Важно знать характер своих лошадей, чтобы подобрать лошадей участникам по силам. Опытному наезднику дать лошадь порезвее, чтобы не скучал, а новичкам – самых спокойных.
  • Разработка специальных маршрутов под туристов, тайминга. Это нужно, чтобы никто никуда не спешил, но и скучно не было.
  • Подбор туристов. Да, могут и не взять. Например, балованных детей).

Безопасность на маршруте складывается из правильного обучения безопасной езде, работе инструктора (следить, чтобы соблюдали технику безопасности, правильно следить за лошадьми, помогать если лошадь испугалась).

Работа с экстренными ситуациями. Тут очень важна связь и хорошее знание местности и коротких путей, чтобы быстро прийти на помощь.

Такой комплексный подход – от воспитания лошадей до работы с экстренными случаями – уменьшает риски.

Подробнее о концепции организации безопасности на Алтае тут .

Противопоказания (или нежелательно)


Конный поход противопоказан если:

  • Есть болезни, которые могут обостриться в горах и будет необходима срочная госпитализация: проблемы со свертываемостью крови, проблемы с давлением, если у вас период реабилитации после травм или операций, проблемы с позвоночником. Ну тут здравый смысл нужен – не переоценивайте себя, это не шутки.
  • Алкоголизм или наркомания. Просто не надо, не только в конные туры.
  • Вы не хотите. Или не хочет тот, кого вы берете (ребенок, супруг). Никакого удовольствия те, кого заставили, не получат.
  • Панически боитесь высоты, лошадей, воды, леса.

Различия конных туров


Вам могут показаться не очень существенными различия, но на деле разница есть.

  • Конные туры отличаются лошадьми. Учили ли их специально для работы с туристами или это обычные деревенские кони, взятые в работу. Если тур проводит владелец коней, который их обучил именно под работу с туристами и знает их, то это одно дело. А если это сборная солянка из обычных деревенских коней под руководством наемного конюха, то другое. По нашему опыту, лучше если кони готовятся специально под туристов и "свои собственные".
  • Точками старта и, соответственно, маршрутами.
  • Туроператор или частное лицо. Маршруты могут быть идентичны, но у туроператора будет больше гарантий и ответственности и, как правило, выше уровень организации и безопасности. У частника – немного дешевле, но уровень рисков настолько выше, что я не уверен, что оно того вообще стоит, кто будет вас доставать с гор в случае травмы – непонятно. Да и цены, даже у туроператоров, на конные туры сейчас откровенно низкие, это чуть ли не самые недорогие туры по Алтаю, дешевле только пешком.
  • Еще может отличаться проживание. К примеру, раньше мы сами проводили конный тур, в котором было проживание на турбазах. Сейчас такие редкость.

Выбор первого конного тура


В целом, начинать можно с любого конного тура по Алтаю. Брать сложный и идти на Белуху или брать попроще. Все туры, так или иначе, подходят новичкам.

Но я бы так не рекомендовал, потому что если тур не соответствует подготовке, то вы его конечно пройдете, но удовольствие будет не то – слишком тяжело, страшно, непривычно. Поэтому лучше начинать с более простых и постепенно повышать уровень сложности, оставив Белуху на потом (и когда у вас уже будет опыт, вот там вы уж получите удовольствие как следует).

Какие конкретно туры? А вот тут лучше выбирать не сами туры, как "маршруты", а начинать с выбора организатора. Ведь маршрут можно сделать почти любой, но очень много зависит от того, кто его будет делать.

Ну и желательно попробовать покататься на лошади предварительно, хотя бы у себя в городе.

Рассказ организатора конных туров

А вот тут уже Саша сам расскажет. И про то, как готовятся кони, и про сложности, и про спасение туристов.

Уникальность их фирмы в том, что это коренные жители Алтая, но с опытом работы и жизни в крупных городах, хорошим образованием и пониманием как должен работать сервис. Будем честны, коренные жители сёл часто довольно специфично работают с клиентами, потому что никто у нас сервису и работе с клиентами, увы, не учит.

А у них – такой сплав алтайской культуры, алтайского трудолюбия и широкого кругозора. Это, как мне кажется, дает хороший результат, плюс месторасположение хорошее (их база находится в Верх-Апшуяхте, это центр алтайских гор, который со всех сторон закрыт от массовых туристических потоков).

Когда-то он решил, что работа в офисе "не к душе" и вернулся в родные места, чтобы заниматься тем, что нравится. Про это и рассказывает.

Еще по теме:

Конные туры по Алтаю. Как готовятся, создаются и проводятся

Вы видели когда-нибудь как дети занимаются в конно-спортивных школах? Сами катания там занимают меньшую часть времени, а большую – уход за лошадьми (но за все школы не скажу конечно). И вот дети прям тащатся от лошадок, чешут их, кормят, ухаживают (у них конечно поняшки и они сами по себе милые такие).

Но думаете со взрослыми по другому?) 1-2 недели с конем наедине (в конном туре сложно вести беседы, тропы узкие, а кони идут с таким расстоянием, что ничего не слышно), уход за ним, общение с ним – это совсем не то же самое, что просто покататься по парку за городом.

Не одну сотню людей мы провели через конные туры и большинство людей возвращались другими. И зачастую, в первую очередь, тараторят не об Алтае или приключениях, а о коне – верном друге, который лез по страшным горам и обрывам, партнере, который всю дорогу помогал, молчаливом психотерапевте в конце-концов, который всё выслушал.

И всегда думал, а что же все-таки купили эти туристы. Тур ли по Алтаю? Или все-таки антистрессовую фитнес-детокс-терапию и возможность побыть наедине с собой и добрым животным? До сих пор не знаю)

Алексей Кирьянов ( FB , Inst )

Дополнение о годных местах (по комментарию читателя)

Алексей, добрый день!)
Прочитала статью про конные туры на Алтае. Захотела высказать свое мнение. Сорри, но оно негативное.

А давным давно занималась выездкой. Теперь уже лет 10 по возможности выезжаю в поля и леса на многочасовые и многодневные прогулки. То есть достаточно прилично езжу верхом.

Для себя вывела не очень приятную формулу: чем красивее природа, тем хуже с конным сервисом!(

На Алтае принципиально не сажусь в седло. Предпочитаю потрепанный уазик. Мне безумно жалко этих животных! Замученные, с разбитыми спинами, вонючие. И относятся к ним, как к скотине, а не как к другу. Про анимацию я вообще молчу!( В этих седлах даже профессионалам сидеть тяжело. А туристам, первый раз удивившим лошадь, предлагают просидеть на таком "пыточном стуле" от нескольких часов до нескольких дней. Александр на видео сам говорит, что приходится брать лошадей из деревни или у знакомых, когда много туристов. А кто этих лошадей проверяет на вменяемость? И на дружелюбие с остальными конями?

Вообщем, мечтаю поездить верхом по Алтайским красотам. Но, увы, на данный момент считаю, что конный туризм на Алтае в плачевном состоянии.
И да, думаю, нужно как можно подробнее рассказывать о таком конном туре людям имеющим опыт верховой езды, про все минусы этого мероприятия. Чтобы у людей не возникало сильных разочарований.

А пока, я просто полюбуюсь полудикими табунами, которые свободно пасутся по Алтайским просторам. )

  • Я с вами согласен полностью, у многих конных подрядчиков не особо заботливое отношение к лошадям. Мы конечно не всех перепробовали, но многих. Особенно "короткие прогулки" – часто это сомнительные личности с убитыми конями.
  • Конь на Алтае не только друг, но и еда и бизнес, это не домашняя собачка "для души", а инструмент, требующий ухода, заботы, но только в рамках целесообразности. Алтайцы прагматично и просто относятся к животным. Дружба дружбой, но когда состарился – сдается на мясо. Это обычное дело и это нормально, такова реальность.
  • Да, коней добирают в деревнях при нехватке. Но, во-первых, это не часто, а именно в пик, который недели 2-3. Во-вторых, кони тоже обученные подбираются.
  • И посредственному сервису и добору коней и еще куче всего есть банальная причина – низкая цена туров. Они должны стоить в 2-3 раза дороже, тогда и кони будут свои и холеные и туристов меньше и сервис лучше. Но ведь туристы первые же и забунтуют).
  • Про седла. Ну это обычные алтайские седла. Будут другие цены, тогда и будут какие-то комфортные, а сейчас пока – что сами используют, то и туристам. Нищета же страшная, если разбираться. Ни денег на развитие, ни на оборудование, многие люди занимаются таким бизнесом от безысходности и на энтузиазме.

Я знаю несколько мест, где стоит покататься:

  • Конно-спортивная школа в Горно-Алтайске – породистые кони, профессиональные наездники и учителя. Это лучшие, но это больше про спорт, чем про туризм.
  • Иткая (огромный табун своих коней) и аутентичное место.
  • Саша Охрин. Тут всё в комплексе хорошее, ехайте не в сезон и будет отлично.
  • Амаду (с ними мало работали, но кони свои, отзывы сплошь хорошие).
  • Агария. Мы долго с ними работали и это тоже прям шик – турбаза с приемлемым проживанием и с конями.
  • Есть и другие, но уже с ньюансами, не возьмусь прям рекомендовать.

К сожалению, одно из самых популярных мест – Тюнгур – на мой взгляд одно из худших мест и в плане сервиса, и соотношения цена-качество, и отношения, как к туристам, так и к животным (у меня много историй есть). Это и издержки большого потока, и потому что их не миновать на пути к Белухе, и просто вот потому что так сложилось.

11:14, 13 сентября 2019г, Общество 4818


Уже много веков между табунщиками гор и степей евразийского континента идет негласное соперничество. Началось все две с половиной тысячи лет назад, когда скифских авторитетов стали хоронить под огромными курганами, их еще называют царскими, вместе с женами и парадно украшенными лошадями.

Так вот, в Казахстане в курганах Рудного Алтая в эскорте к заоблачным кущам четвероногих друзей человека всегда оказывалось больше, чем, к примеру, в Пазырыкских захоронениях на границе Монголии и России!

Кочевники соседних степей, это доказанный факт, первыми в мире приручили мустангов и зачем-то стали украшать их… рогами из войлока. Даже верхнюю одежду кроили так, чтобы легко можно было вскочить в седло. Но согласно сенсационной находке этого лета в Денисовой пещере (Солонешенский район Алтайского края) в этой лошадиной мировой истории мы наконец-то поставили жирный восклицательный знак. Мы всех сделали! Не верите? Поехали…

Седло для… «Жигулей»

У гостиницы многопрофильного хозяйства «Новоталицкое» очередная смена табунщиков – Сергей Попов, Петр Лубягин, Николай Альшевский – готовится к командировке к альпийским лугам. В дорожные сумы укладываются консервы, колбаса, крупы, картошка, чай, сахар, снасти на хариуса, цифровой фотоаппарат. Все легко умещается в багажник «Жигулей», хотя в этот раз к сурового вида мужчинам присоединился еще один едок – 13-летний Димка Чуев.

Проедут они всего 18 километров от Сентелека до нескольких серых и покосившихся от времени домиков Абы, где их ждут отдохнувшие за неделю рабочие кони.

– Потом будем три с половиной часа добираться до места в верховьях реки Белой, притока Чарыша. Не торопясь, через два перевала, – объясняет Николай Альшевский.

Из кладовой он выносит самую главную вещь предстоящей рабочей недели – потертое седло и деловито водружает его поверх кабины легковушки. Мол, экипаж к полету готов! Им круто «взлетать» – почти к самым белкам – к ослепительным от снега и льда вершинам на границе с Казахстаном. Там их ждут несколько сотен лошадей особой породы. Мясной, новоалтайской, выведенной в «Новоталицком».

– На белках красота неимоверная! Вот ездят туристы за границу, тратят миллионы. К нам надо ехать! Удивительно, что здесь может сделать один лучик солнца с душой человека. У нас лучшая в мире природа! – зовет к приключениям Альшевский.

Однако в этот раз их ждут Гнедко, Салют, Воронко, Сёмка и пять сотен подопечных. Только представьте: вон какая-то кобыла, мечтательно крутя хвостом, задумчиво пошла от развалин Монастыря вниз к водопою. И за ней так же неторопливо, след в след потянулись остальные. Получилась этакая азбука Морзе: «Мы любим свободу!»

«Он меня убивал две недели»

Мы до сих пор прыть и мощь наших механических помощников измеряем в лошадиных силах. Будь это хоть стремительный пожиратель километров «Ламборджини» для богатеньких, хоть атомный подводный ракетоносец для военных. Вот и в моей «Тойоте» 155 л. с. Но в окрестностях «Новоталицкого» все это – пустая трата умственных сил инженерных гениев.

«Мы берем по два коня с собой. Они у нас староватенькие, надо новых на замену обучать, – размышляет Альшевский. – Тут по-всякому бывает. Если он хорошо бьет, то минуту не удержишься. Может, секунд 20 – 30. Мы ловим молодого. Чтобы не рисковать, у нас вьючное седло есть. Подвязываем и туда соли. В обои сумины по 25 кг, чтоб ровно было, и на веревке держим. Потом едем считать табуны, он с нами, привязываем его к хвосту передней вьючной. День-два привыкает. Потом только сам сажусь. Когда вверх – ему тяжеловато, а когда вниз – может сбросить.

Я всю жизнь с лошадями. Местные – мясной породы: хорошие, крепкие, большие. Но под седло они не очень. Вот косяки на косогор пошли – нам их догонять, надо же вернуть! А массивный конь тяжелее поднимается.

Мы с Петрухой арабских жеребцов-трехлеток взялись обучать. Прыткие, но им расти надо. Коня раньше обучали в пять лет. Вот это конь был! Я на равнине такого взял, он две недели меня убивал.

Конь что ребенок. Если вырос нормальный, то будет незапаленный. А это что?! Три года – слабоватенький. В пять лет сила чувствуется».

Волчья сыть, травяной мешок

Занимаются тут коневодством испокон веку. И тогда, и сейчас – по экономическим причинам. Говорят, неприхотливее животного нет на свете. Даже зимой разгребают копытами сугробы и кормятся самостоятельно. Это настоящие мустанги, не знающие ни кнута, ни подков, ни корочки хлеба.

Хотя врать не будем – приходится и сено заготавливать. Это на случай, если ледяной непробиваемой коркой покроется снег. Последствия джута потом помнят десятилетия и пугают ими детей и внуков. Удивительно, но в год Лошади на Алтае никогда много снега не бывает.

Вопрос про хищников не заставил себя ждать.

«Кони любопытные. На корточки сядешь – подходят жеребята. Волк не может подкрасться к табуну – его жеребцы отгоняют. Серый хитростью берет. Если голодный – катается по земле. А жеребенок любопытный – ему надо подойти. Он цоп его! И все! – рассказывают табунщики. – Мы коней перегоняем на другое место, они идут за нами. Это для них легкая добыча. Не надо бегать, догонять. Поймал, съел».

«Много гибнет. Первый признак – сорока или ворона взлетает. Подъехал – кости или что-то осталось. За лето таких случаев десятка два-три. Это же природа: где в камнях наступил неудачно, где упал, где волк, где медведь. Перестрелять? Сейчас не перестреляешь, сейчас строго с ними, очень строго, – объясняет Николай Альшевский взаимоотношения с егерями. – Есть тут монгольский гриф. Отличительный знак – голая шея. 10 – 12 таких могут кобылу, если та пала, съесть за восемь часов. Потом подлететь даже не могут. Еле-еле разбег берут. Подъезжаешь – они отходят, отходят. Не боятся. Фотографируем останки, бригадир акт составляет…»

Это вам не СТО

Если вы привели своего любимца к кузнецу, то будьте спокойны: он не будет, как автослесарь на СТО, выискивать другие дорогостоящие поломки.

«Мы сами все делаем. У вас на равнине – подковы, здесь – станки. Отличаются ли горные? Нет, все одинаковые – три шипа, это на ипподромах подкова гладкая. Первого коня «обул» лет 20 назад. На равнине не так, как здесь. Тут постоянно ковать надо. Сколько подкова держится? 40 – 50 дней. Шипы – здорово, но тут кругом камень, они быстро гладкими делаются. А такая она не нужна, скользит как коньки, «доска» называется по-нашему. Особенно весной плохо, когда косогоры маленько оттают: начинает конь сползать», – делятся профессиональными секретами табунщики.

Экономические резоны

Кони выгодны очень, говорят в «Новоталицком», что в Чарышском районе.

«В хозяйстве более четырех тысяч маралов обслуживают 50 человек. Полторы тысячи КРС – 120. А полторы тысячи лошадей – две небольшие бригады, одна из них всего из шести животноводов», – говорит руководитель «Новоталицкого» Сергей Огнев.

Новоалтайская порода мясных лошадей замечательно отличается тем, что каждая особь на целый центнер тяжелее других сверстников.

300-килограммовый жеребенок стоит примерно 48 тысяч. Для сравнения, с рогача-марала получают 1,5 кг консервированных пантов, что эквивалентно 25 тысячам. В итоге каждый рубль, вложенный в коневодство, приносит пять рублей прибыли.

90 процентов продаваемого конского поголовья уезжает в Казахстан. Вдоль всей госграницы лошадей и жеребят откармливают пшеницей к казахским праздникам, добиваясь слоя жира на ребрах в три пальца.

На радость таким, как Сергей Огнев, главный зоотехник Владислав Коломийцев или наши табунщики, у соседей по Таможенному союзу чтут и соблюдают древние традиции. Интересно, что наиболее привлекательными там являются белые кобылицы. Гурманы утверждают, что светлая шерсть защищает от солнечной радиации и предохраняет подкожный жир от ферментации, что делает конину особенно нежной.

А вот и сенсация!

Если приведенные цифры вас не впечатлили, добавим, что в скелете взрослого человека и любого скакуна одинаковое число костей – 205 (но какая анатомическая разница! – Ред.). Спят они всегда стоя. А видят на 350 градусов вокруг. Последняя сенсация – в Денисовой пещере на Алтае этим летом археологи нашли пятисантиметровую скульптуру лошади. Находке из Южной Сибири предположительно 50 тысяч лет. Пока это самое раннее изображение четвероногого друга человека на планете Земля.

Читайте также: