Как называется ведущая лошадь в упряжке

Опубликовано: 24.04.2024

Упряжка (также запряжка) — несколько запряженных вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик), а также способ запрягания лошади или другого тяглового животного в повозку. Также упряжкой называются [1] :

Содержание

Разновидности запряжки

По назначению запряжки разделяются на транспортные, сельскохозяйственные и выездные.

В зависимости от используемой упряжи запряжки делят на:

  • оглобельно-дуговую («русскую»)
  • оглобельно-постромочную
  • постромочно-дышловую
  • постромочную
  • комбинированную

Оглобельно-дуговая





Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых стержней, надетых одним концом на ось повозки (или прикреплённых к саням). В русской запряжке обычно прикреплёны к дуге, распирающей оглобли и прихваченной к хомуту гужами. Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная, парная (одна лошадь в оглоблях, одна пристяжная «на отлёте») и троичная, с парою пристяжных (коренная идет в оглоблях под дугой). Пристяжные лошади при этом прикрепляются к вальку, в свою очередь присоединённому к ваге.

Оглобельно-постромочная



В оглобельно-постромочной (также английской) одиночной запряжке дуга отсутствует; лошадь тянет за постромки, прикреплённые к хомуту, а оглобли служат только для поворотов и сдерживания повозки на спусках. Зачастую используются укороченные оглобли, прикрепляемые не к хомуту, а к седёлке. Для более лёгких повозок используется также шорочная запряжка, где вместо хомута используют шорку.

Постромочно-дышловая

Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи. Комель дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки, вершина присоединена ремнями к хомутам. Дышло поворачивает передок и везёт за собою всю повозку. Тяга обычно осуществляется через постромки.



Дышло также используется в четвёрке в ряд (также тачаночная запряжка, в античности квадрига), где средние лошади запрягаются в дышло, а крайние (пристяжные) тянут за постромки, прикреплённые в концам ваги.

Постромочная



Постромочная запряжка без оглобель и дышла является очень простой, но не позволяет сдерживать повозку и потому используется при сельскохозяйственных работах или с повозками, оборудованными тормозом.

Комбинированная



Комбинированная запряжка представляет собой сочетание оглобельной или дышловой запряжки с постромочной; используется в случае большого числа лошадей. Категории лошадей в комбинировнной запряжке называются:

  • коренник — лошадь, запряженная в оглобли или припряженная к дышлу. Коренники используются не только для тяги и поворота, но и для сдерживания повозки. В качестве коренников используют лошадей более рослых и массивных.
  • пристяжная — лошадь, расположенная рядом с коренником в паре, тройке или тачаночной запряжке. Припрягается с помощью постромков, тянет вперёд и участвует в поворачивании повозки.
  • выносная — лошадь, припряжённая впереди коренника постромками и тянущая вперёд.



Цуг — вид упряжки, в которой лошади идут гуськом (запряжка гусём) или парами, одна за другой. При запряжке цугом пар лошадей используется дышло, к которому припрягаются одна или (в случае шести или более лошадей) две пары коренников; остальные лошади — выносные.

Способы запряжки в современном русском языке

  • Закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло
  • Повернуть оглобли — уйти

См. также

Примечания

  1. ↑ Т. Ф. Ефремова, Современный толковый словарь русского языка. АСТ, 2006.

Литература

  • Энциклопедия военных и морских наук, под ред. Г. А. Леера. Санкт-Петербург, 1888. Т. III, статья «Запряжка»

Ссылки

  • Разновидности конных запряжек на сайте «Орловский рысак»
Просмотр этого шаблона
Упряжь или сбруя
Общие сведенияКонская упряжь · Упряжка (запряжка)
Для верховой ездыНахрапник · Недоуздок · Поводок · Поводья · Подпруга · Потник · Псалии · Седло · Стремя · Торока · Удила (Мундштук, Трензель) · Узда (сбруя) · Чепрак · Шпоры · Шпрунт
Для езды в упряжкеБарки · Гуж (упряжь) · Дуга (упряжь) · Дышло · Седёлка · Супонь · Оглобля · Подпруга · Подпузень · Постромка · Хомут · Чересседельник · Шлея · Шорка · Шоры
Прочие приспособления
для управления животными
Аркан · Кнут · Корда · Лассо · Остол · Плеть · Стек

Text document with red question mark.svg

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дышеков
  • Дябыла

Смотреть что такое "Упряжка" в других словарях:

УПРЯЖКА — УПРЯЖКА, упряжки, жен. 1. Несколько лошадей, запряженных вместе. Упряжка вороных. Шестерик в упряжке. 2. Группа горнорабочих, работающих на одном объекте в данной смене (горн.). 3. Запряженная повозка (обл.). Обоз в десять упряжек. 4. только ед.… … Толковый словарь Ушакова

упряжка — См … Словарь синонимов

УПРЯЖКА — УПРЯЖКА, упряжнойи пр. см. упрягать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

УПРЯЖКА — УПРЯЖКА, и, жен. 1. Несколько упряжных животных, запряжённых вместе. Конная у. Собачья у. В одной упряжке (также перен.: в постоянном и тесном рабочем общении; разг.). 2. То же, что упряжь. | прил. упряжечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

УПРЯЖКА — Вторая упряжка. Дон. То же, что второй упруг (УПРУГ). СДГ 3, 172. Первая упряжка. Дон. То же, что первый упруг (УПРУГ). СДГ 3, 172. В одной упряжке. Разг. Вместе, сообща, в постоянном и тесном рабочем общении (делать что л.). БМС 1998, 586 587;… … Большой словарь русских поговорок

Упряжка — I ж. 1. Несколько лошадей или другой живой тяги, запряженных вместе. 2. местн. Запряжённая повозка. II ж. Совокупность предметов и приспособлений для запряжки лошадей или другой живой тяги; упряжь I. III ж. местн. Расстояние, которое проезжают в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Упряжка — I ж. 1. Несколько лошадей или другой живой тяги, запряженных вместе. 2. местн. Запряжённая повозка. II ж. Совокупность предметов и приспособлений для запряжки лошадей или другой живой тяги; упряжь I. III ж. местн. Расстояние, которое проезжают в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Упряжка — I ж. 1. Несколько лошадей или другой живой тяги, запряженных вместе. 2. местн. Запряжённая повозка. II ж. Совокупность предметов и приспособлений для запряжки лошадей или другой живой тяги; упряжь I. III ж. местн. Расстояние, которое проезжают в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

упряжка — упряжка, упряжки, упряжки, упряжек, упряжке, упряжкам, упряжку, упряжки, упряжкой, упряжкою, упряжками, упряжке, упряжках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

упряжка — упр яжка, и, род. п. мн. ч. жек … Русский орфографический словарь

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.

Упряжная лошадь
Сельскохозяйственная сбруя
Упряжь для лошадей
Лошадка в упряжи

Лошадь с хомутом
Упряжка с седлом
Спортивная сбруя
Выездная упряжь с хомутом

Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Виды сбруи

Упряжь для лошади

В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:

  • спортивные;
  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.
Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:
  1. Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
  2. Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного. В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.
  3. Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута. При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.
  4. Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
  5. Цуг является немецким изобретением. Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.

Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.

Из чего состоит сбруя

Запряженная лошадь

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Подбор упряжи

Выбор упряжки по количеству лошадей

Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

Чистка и хранение

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

29 декабря 2000

Ганулич, журнал Кони Петербурга

Автор: Ганулич, журнал Кони Петербурга

Парные упряжки бывают двух типов: дышловая и русская (оглобельная). Дышловая парная упряжка пришла на Русь с Запада после польско-литовского нашествия в начале XVII века. Теперь она применяется главным образом в западной и южной России, а также во многих других российских городах. Русская парная упряжка имеет на Руси более давнее происхождение. Она применялась в центральной России, была в свое время весьма популярна, но теперь практически вымерла. Вот об этой упряжке, имеющей историческое значение, и пойдет речь.

Основу русской парной упряжки составляет русская одиночная (одноконная) упряжка, главными частями которой являются хомут с гужами, пара оглобель и дуга. Русская парная упряжка возникла в русском крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно. Для более тяжелых плугов, распространенных в южной полосе страны, применялась преимущественно постромочная упряжка (двуконная, трехконная).

Для более легких плугов, применяемых в средней полосе, употреблялась оглобельная упряжка, но с добавлением второй "лошадиной силы". Вторую лошадь стали припрягать к одноконной упряжке сбоку, обычно слева. При этом пристяжная лошадь (коренник) запряжена точно так же, как в одноконной упряжке. Другими словами, упряжка коренника является оглобельной дуговой. Упряжка же пристяжной лошади относится к числу постромочных бездуговых.

Пристяжная лошадь, прилагая усилие к своему хомуту или же к шорке, тянет повозку за пару постромок. Хомут пристяжной лошади не столь массивен, как у коренника, почему и называется иногда хомутиком. Вместо гужей на нем располагаются мочки (петли) из узкого ремня, к которым прикрепляются постромки. Что касается шорки, то она состоит из двух широких ремней, плечевого (шейного) и грудного, соединенных между собой двумя металлическими кольцами. к которым притягиваются постромки. Ремни эти подбиваются войлочными подушками, обтянутыми кожей. Чтобы удерживать плечевой и грудной ремни в положении, перпендикулярном друг к другу, их соединяют двумя косыми ремнями на пряжках. Шорка надевается на грудь и шею лошади.

Ременные или канатные постромки передними концами прикрепляются, как уже сказано, к мочкам хомута или к кольцам шорки. Другими концами постромки надеваются с помощью петель на концы свободно поворачивающегося валька (деревянного бруска). Валек подвешивается своей серединой на крюк ваги, которая укреплена неподвижно поперек передней части плуга или повозки. Понятно, что пристяжная лошадь только тянет плуг или повозку и, в отличие от коренника, не участвует в изменении направления движения и торможении.

Иногда на спину пристяжной лошади с помощью подпруги ставится пристяжная седелка, называемая так же пристяжным троком. Она не несет такой нагрузки, как седелка коренника, и предназначена лишь для поддержки привожжека (одиночной вожжи), необходимого для управления пристяжной лошадью, а также правой постромки. На пристяжной подпруге слева имеется металлическое кольцо (для пропускания привожжека), а справа - ременная петля (для пропускания постромки).

Пристяжная шлея отличается главным образом тем, что вместо мочек для оглобель имеет с каждой стороны карманы или мочки для постромок.

Пристяжная узда почти не отличается от узды коренника. Вместо вожжей применяется упоминавшийся привожжек. Один конец его пристегивается к левому (наружному) кольцу удил, а другой держит в руках пахарь или возница. К правому (внутреннему) кольцу крепится особый ремень под названием чумбур, играющий роль поводка.

Чумбур предназначен для привязывания пристяжной лошади к левой оглобле коренника, а на стоянках - для привязывания пристяжной лошади к неподвижному предмету (столбу и т.п.). При пахоте коренник шел по вспаханному полю (бороне), а пристяжная лошадь - по целине. Так как плуг отваливает земляной пласт вправо (на борозду), то пристяжная лошадь припрягалась слева. Пахарь шел за плугом по второй борозде. Чтобы сделать тягу симметричной, оглобли располагали с одной, правой, стороны плоскости симметрии плуга, а постромки - слева.

Вслед за парной сельскохозяйственной упряжкой стала применяться и парная ездовая упряжка, известная по крайней мере с самого начала XVIII века.

Однако описанная система прикрепления оглобель для ездовой повозки оказалась непригодной. Дело в том, что на спусках без торможения сдерживающее усилие коренника будет приложено не симметрично, и повозка будет накатываться левой стороной вправо, сбивая коренника к правому краю дороги. При этом коренник инстинктивно поворачивается вполоборота влево и повозка накатывается к левой стороне дороги и так далее, то есть идет зигзагами. Кроме того, всякий толчок в колесо, которое будет удалено от оглобель, отражается более сильно на кореннике. На неровной местности эти толчки могу быть такими частыми и сильными, что сбивают коренника с направления движения (закачивают).

Поэтому для дорог более целесообразно укрепление оглобель по обе стороны плоскости симметрии повозки. Но при этом тяга пристяжной лошади, действуя с одной лишь стороны повозки (левой), стремится повернуть повозку в сторону коренника (вправо), которому приходится, кроме производства тяги, еще постоянно сопротивляться этому надавливанию. В результате коренник не может тратить все развиваемое им усилие на движение повозки, и часть полезной работы теряется.

Для облегчения работы коренника пристяжную лошадь заставили тянуть несколько в сторону, а валек прикрепили к повозке, впереди ее передней оси. В этом случае тяга пристяжной лошади уменьшает стремление к повороту и, следовательно, наваливание оглобель на коренника. В идеальном случае тяговое усилие пристяжной лошади надо направить через шкворень, то есть через вертикальную ось, проходящую по центру передней оси повозки (шкворень обеспечивает поворот передней оси колесной повозки). Правда, при этом тяга пристяжной лошади, используемая на движение повозки вперед, уменьшается. Такая припряжка пристяжной лошади обеспечивается натяжением привожжека и подбором длины чумбура. В результате голова пристяжной лошади оказывается отвернутой в сторону и вниз, то есть, как бы завивается в кольцо, что выглядит очень эффектно. Пристяжная лошадь могла располагаться с любой стороны коренника, но чаще находилась слева.

Описанная несимметричная упряжка получила название парной упряжки "на отлет". Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно эффективной (резвой) и эффектной (изящной). На пристяжную седелку, не имеющую скоб для чресседельника, стали в качестве украшения ставить фигурную головку, а иногда применялись и специальные седелочные звонки с нежным мелодичным звоном. В городах стали часто применять такие щегольские упряжки, особенно с 20-х годов 19 века. Для них устраивались специальные состязания на резвость. Требовалась специальная выездка пристяжной лошади, что составляло весьма трудную задачу. Стройно согласованные движения - размашистая, с высоким подъемом, рысь рослого коренника и правильный размеренный галоп легкой пристяжной лошади - представляют вместе одно гармоничное целое.

В крестьянском обиходе парная упряжка "на отлет" так же была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском). Кроме того, парная упряжка "на отлет" применялась на почте, в полиции, извозчиками, пожарными, помещиками.

Русская парная упряжка явилась основой для русской тройки.

Повозки, в которые запрягали лошадей, были придуманы человеком для быстрого передвижения и перевозки грузов. В эту повозку могли впрячь одного или несколько коней. С тех пор есть такое понятие, как пристяжная лошадь. Это лошадь, которую впрягали сбоку от коренной для того, чтобы основной было легче.

пристяжная лошадь

Русская тройка

Катание на конях, запряженных тройкой, народная русская забава. Раньше они использовались для быстрого передвижения на далекие расстояния, ни один праздник не обходился без тройки. Будь то свадьба или сватовство, катание на Масленицу.

Обычные кони для тройки - это выносливые, но неказистые внешне вятские. Тройку богатых людей определяли статные орловские жеребцы - стройные и быстрые, очень красивые.

Для того чтобы перевозить пассажиров, было правило: едешь один или вдвоем, то только на паре, а если людей набиралось трое, тогда впрягалось три коня.

В сороковых годах девятнадцатого века на ипподромах стали организовывать состязание кучеров на тройках. Европа познакомилась с тройкой только в начале двадцатого века на выставке в Лондоне. Во времена СССР тройка из орловских рысаков стала популярна в США, наши власти, пользуясь этим, дарили такие упряжки представителям из Америки в знак уважения. Это считалось превосходным и щедрым даром.

пристяжные лошади

Возрождение традиции

Интересно, но в девяностые годы россияне утратили интерес к тройкам, это чуть не стало гибелью традиционной русской упряжи. Коренники и пристяжные лошади с выставок распродавались в колбасные цеха, так как их содержание в отсутствии интереса было многим не по карману.

Если бы не движение "Содружество", где оставалось достаточное количество энтузиастов, то не осталось бы в России ни одного мастера, умеющего совладать с тройкой и правильно ею управлять. Инициаторы предложили создать в городах конные состязания, где в обязательном порядке было участие тройки. Таким образом появился "Кубок России", финал которого проводился в столице. Позже к России присоединилась и Франция, были введены дорогостоящие Венсеннские призы.

пристяжная лошадь это

Правильно запряженная тройка

Чтобы правильно запрячь тройку коней, есть несколько основных правил. Первое правило - это правильно подобранная упряжь. Она должна быть индивидуально изготовлена для каждой из тройки для того, чтобы работоспособность лошадки сохранялась, не терялись силы. Основное свойство упряжи - это передача тяги от животного к повозке. Размер животного и строение его тела - главный критерий, по которому создается упряжь, она должна иметь ремни для регулировки. В центре такой упряжки должен находиться коренник, а по бокам пристяжные лошади - ни в коем случае не наоборот. Каждая лошадь проходит специальное обучение, чтобы точно соответствовать своему предназначению.

Что такое пристяжная лошадь

Если речь идет о тройке лошадей, то здесь участвует два вида. Коренник - центральная лошадь, как правило, самая сильная и выносливая, благородной породы. Пристяжная лошадь может быть и крестьянской породы, но к ней есть особые требования. Это должен быть умный и податливый конь, легко поддающийся воспитанию. Пристяжная лошадь - управление всей повозки, от нее зависит, как вовремя и правильно повернуть упряжку. Это животное должно отменно бегать галопом - именно тот стиль, который ей требуется.

что такое пристяжная лошадь

Коренник

Коренник задает скорость всей тройке. С помощью пристяжных он может развить до пятидесяти километров в час. К кореннику предъявляются высокие требования - благородная порода, отсутствие болезней и хорошая выносливость. Ему присуще передвигаться рысцой, но может перейти и на галоп. Существует и уносная лошадь. Этого коня впрягают впереди коренника, если есть необходимость большего количества лошадей, чем тройка. Существует вид многоконной упряжки - две впереди идущие - уносные, следом пара из коренника и пристяжной. Пристяжная лошадь обязательно впрягается даже в двойку. Ни в коем случае нельзя заменять лошадей. Те навыки, которыми обладает пристяжная лошадь, неизвестны кореннику, и наоборот.

понукал пристяжных лошадей

Состав упряжки

Каждая упряжка в обязательном порядке состоит из нескольких вещей. Каждая деталь обязательна и имеет свой функционал. Узда создана для того, чтобы кучер без проблем понукал пристяжных лошадей и коренника. Состоит из ремней, темляка, поводьев и удил. Ремни крепко фиксируются на голове и морде животного, для их изготовления применяют кожу высокого качества или синтетические, эластичные материалы.

Узда не должны создавать дискомфорта животному, если таковой есть, то коренник не будет набирать нужную прыть, а пристяжная лошадь может путать повороты, неустанно тряся головой.

Основа упряжи - это хомут. Именно он передает усилия тяговые от коня к повозке. Состоит из двух клещей, двух подушек, хомутины, покрышки, супони, подкладки, горта и двух гужей. Это необходимо правильно собрать, чтобы лошадки не тратили лишние усилия.

Вместо хомута можно применять шорку - это чисто кожаное изделие. Шорка более удобная и легкая, состоит из широкого ремня для крепления на груди, к нему крепится еще два боковых поддерживающих ремня, соединяются они между собой специальными кольцами. К этим же кольцам крепят и постромки.

Седелка состоит из двух основных частей. Подбрюшник не позволяет колебаться оглоблям и хомуту, а также прочим частям упряжи. Чересседельник удерживает большой вес оглобель, хомута и дуги, чтобы спина лошади не перенапрягалась. У этих животных слабые позвоночники, при любой резкой нагрузке, которую может доставить дуга, хомут или всадник, есть возможность перелома. Поэтому необходимо соблюдать все правила упряжи и креплений.

Подпруга подкладывается под седелку, чтобы ее придерживать, шьется из хлопковой или хлопчатобумажной ткани. Дуга - это своеобразный амортизатор, она смягчает толчки и удары повозки. Соединяет оглобли с хомутом. С помощью вожжей кучер управляет лошадьми, а шлея предназначена для того, чтобы хомут не накренялся вперед. Она необходима для безопасной остановки повозки, тем более если торможение резкое.

Если соблюдены правильно все требования, по которым собирается упряжка, то и коням будет легче, и кучеру. Позаботьтесь о своих животных, одинакового внимания требует и пристяжная лошадь, и коренник.

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.

Упряжная лошадь
Сельскохозяйственная сбруя
Упряжь для лошадей
Лошадка в упряжи

Лошадь с хомутом
Упряжка с седлом
Спортивная сбруя
Выездная упряжь с хомутом

Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Виды сбруи

Упряжь для лошади

В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:

  • спортивные;
  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.
Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:
  1. Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
  2. Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного. В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.
  3. Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута. При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.
  4. Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
  5. Цуг является немецким изобретением. Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.

Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.

Из чего состоит сбруя

Запряженная лошадь

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Подбор упряжи

Выбор упряжки по количеству лошадей

Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

Чистка и хранение

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Читайте также: