Как помирились филька и конь

Опубликовано: 26.04.2024

Рассказ-сказка Паустовского -Тёплый хлеб.


Финал рассказа Паустовского "Теплый хлеб" иначе как счастливым и не назовешь. Все в рассказе завершается благополучно, мальчик Филька мирится с конем, конь прощает Фильку, который оказался не таким и злым мальчиком. Мороз также отступает, голод больше не грозит жителям деревни и у всех на лицах играют улыбки.

Но чтобы случился такой финал, мальчику Фильке пришлось пройти через осознание неправильности своих поступков, пришлось раскаяться и придумать способ все исправить. Ему пришлось много потрудиться и пролить немало слез. Но это того стоило, ведь осознав свои ошибки столь дорогой ценой, Филька точно не станет их повторять и вырастет хорошим, добрым и отзывчивым человеком, который будет хорошо относится и к животным и к другим людям.


Финал рассказа -Тёплый хлеб, писателя Паустовского, довольно оптимистичный и жизнеутверждающий.

Мальчик Филька, обидевший коня, после рассказа бабушки и разговора с конюхом осознаёт свою ошибку, собирает друзей и разбивает лёд на реке.

Затем устанавливается нормальная погода, лютые холода отступают, Филька приносит коню тёплый хлеб и они мирятся.

В деревню приходит тишина и покой, а на улицах запахло тёплым хлебом.


Главный герой произведения К. Паустовского "Теплый хлеб" мальчик Филька ни положительный, ни отрицательный. Он разный в разных частях произведения.

В самом начале Филька действительно отрицательный герой. Его можно описать такими словами: безразличный, невнимательный, необщительный, нелюдимый, злобный, жестокий, бесчувственный и т.д. Он совершает очень плохой поступок - неуважительно поступает по отношению к коню. Вместо того, чтобы угостить раненное животное хлебом, он бросает еду коню в снег и отмахивается от него, злобно называя "Дьявол!" За это конь очень рассердился и призвал сильный мороз, вьюгу и снегопад к себе в защитники.

Во второй части рассказа Филька понимает, что он натворил. Он старается исправить свою ошибку и ему это удается. В мальчике просыпаются самые лучшие его качества: доброта, общительность, уважение, целеустремленность, смелость, упорство, трудолюбие. Он раскаивается, просит прощения у коня, приносит тому хлеб и мирится с ним.

Я думаю, что нет людей чисто положительных или отрицательных, в каждом человеке есть и такие, и другие качества. Каждый человек может совершить ошибку. Важно не допускать того, чтобы негативные качества "брали верх", а также осознавать свои ошибки и справлять их.


Рассказ К. Паустовского "Тёплый хлеб" - это своего рода притча о том, что нельзя бросать на ветер злые слова и нельзя бросать хлеб, который во все времена служил для человека символом достатка и сытости.

Рассказ можно разделить на несколько смысловых частей и озаглавить их - так получится его план.

  1. Раненый конь.
  2. Злые слова и поступок Фильки.
  3. Лютый холод
  4. Бабушкина легенда об "охлаждённом сердце".
  5. За советом к мельнику Панкрату.
  6. Избавление от стужи.
  7. Примирение с конём.

Филька осознал под угрозой голода неблаговидность своего поступка и сделал всё от него зависящее, чтобы получить прощение. Это очень поучительный рассказ.



Почему такое название "Тёплый хлеб"?

В рассказе Паустовского "Тёплый хлеб" мы наблюдаем как мальчик Филька из злого и чёрствого по характеру превращается в доброго и отзывчего мальчика. Совершив грубую ошибку и пройдя после этого все страшные испытания, он понял, что только добром можно победить зло и его сердце стало таким же тёплым как тот тёплый хлеб, которым он угощал раненого коня. Поэтому Паустовский и назвал рассказ "Тёплый хлеб" как символ потепления Филькиного сердца.

Предлагаю вам ещё один вариант ответа на этот же вопрос:


Почему Константин Паустовский назвал своё произведение


Как объяснила бабушка своему внуку Фильке, прозванному в деревне "Да ну тебя", причиной сильного мороза, который случился в деревне Бережки сто лет назад, стала "Злоба людская" .

В своем произведении Паустовский повествует о мальчике Фильке, достаточно грубом, дерзком ребенке, который зашедшему во двор покалеченному коню, бросил кусок хлеба в снег, да еще и ударил:


Сразу после этого случая на деревню обрушилась непогода с сильным морозом и в ответ на вопрос мальчика о причине такого ненастья, его бабушка рассказала историю столетней давности, когда одноногий солдат, проходя через деревню попросил хлеба и один жадный и злой мужик бросил краюху тому под ноги, сказав


Этот солдат и вызвал своим свистом силный мороз, от которого этот злой мужик и умер.


Сопоставив себя с тем мужиком, Филька понял, что именно он является тем обидчиком и дурным человеком, сотворившим злое дело.

Рассказ Паустовского поучителен. В его концовке, Филька мирится с тем конем, которого он обидел. Ребенок понял что такое доброта в конкретном случае и эта доброта не обязательно должна относится по отношению к людям, но и всему нас окружающему.


Постарайтесь пересказать эту сказку близко к тексту с концовкой, характерной для народной сказки, и такой, какая есть в сказке Паустовского.


В сказке Паустовского автор использует концовку, обычную для рассказа. Филька подходит коню с теплым хлебом и солью и конь прощает мальчика.

Попробуем пересказать эту сказку с концовкой, как у народных сказок.

Однажды мальчик Филька жестоко обидел раненого коня, бросив ему хлеб в рыхлый снег, да еще и ударив по губам. После этого наступили жестокие морозы и бабушка рассказала Фильке поучительную историю о том, что когда-то давно точно также был обижен раненый солдат-инвалид и вся деревня чуть не умерла от голода.

Филька решил исправить содеянное и собрав ребят продолбил мельничную запруду. Но только помочь мельнице крутиться было мало, требовалось еще и помириться с конем.

Поэтому Филька взял свежий, еще горячий хлеб и пошел к коню. Мальчик протянул коню краюху и конь начал ее жевать.

-Прости меня Конь, - сказал мальчик. - Я не со зла, а по глупости.

Конь подмигнул ему глазом и ничего не ответил, но Филька понял, что прощен.

И устроили в деревне большой пир, на котором я был и мед с пивом пил, вот только все по усам стекло, да в рот ни капли не попало


Перескажем сказку Паустовского "Теплый хлеб" с концовкой как у народной сказки.

В одной деревне настали суровые времена, сильные морозы сковали пруд у мельницы и не стало в деревне муки, чтобы испечь хлеб. Мальчик Филька винил в этом себя, ведь это он обидел раненого коня, не дав тому хлеба. Он узнал, что в прошлом уже случалась подобная беда, когда инвалиду-солдату бросили заплесневелый хлеб.

Филька с помощью ребят раздолбил лед у мельницы, но требовалось еще и попросить прощения у коня.

Филька взял свежеиспеченный хлеб и отправился к коню.

-Извини меня, дурака - виновато сказал он, протягивая хлеб. - Я больше никогда так не поступлю.

Конь переступил с ноги на ногу и вдруг ответил на человеческом языке:

-Молодец Филька! Ты все понял правильно. Больше никого напрасно не обижай.

Конь стукнул копытом по льду и вдруг он стал таять.

И жили с тех пор в деревне все весело и счастливо.


Однажды раненый конь, любимец всей деревни, забрел во двор, где жил Филька со своей матерью. Конь привык, что в деревне его всегда подкармливали и он, ничего не боясь, ходил по дворам в поисках пищи.

Филька, угрюмый и эгоистичный мальчик, привыкший отвечать на все обращенные к нему просьбы любимым "ну тебя", выгнал коня со двора, не накормив его.

Буквально сразу же на деревню напал жуткий мороз, такой жуткий, что вода застыла везде - в речке, в колодцах, это грозило деревне большой бедой.

Узнав от матери, что причина подобного несчастья - чья-то черствость и жестокость, Филька опомнился и решил помочь жителям деревни.

Вместе с ребятами они начали рубить лед в реке, чтобы добраться до воды. Постепенно погода менялась, становясь все более теплой, и в конце концов показалась долгожданная вода.

Вода поступила на мельницу, мельник намолол муки, по деревне разнесся запах теплого хлеба.

Филька с буханкой теплого хлеба пошел к коню мириться. Сперва конь боялся мальчика, но потом мельник объяснил ему, что не стоит. Сказка заканчивается примирением Фильки и коня.

Держа в руках хлеб Филька нерешительно вошел в конюшню. Конь молча смотрел на него.

  • Прости меня, - сказал Филька.

Он подошел к коню и ласково погладил его по холке. Чувствуя, что мальчик не причинит ему боли, конь доверчиво посмотрел на него и сказал:

  • Хорошо, Филька, что ты понял сейчас, что самое главное в человеке - это сострадание и любовь к ближнему. Сказал, стукнул копытом о землю и исчез. Много еще на земле таких Филек.

Теплый хлеб

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, – ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее – общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!».

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, – хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

– На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» – и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» – кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

– Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, – говорила бабка. – Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.

– Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька.

– От злобы людской, – ответила бабка. – Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!». – «Мне хлеб с полу поднять невозможно, – говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяшка.» – «А ногу куда девал?» – спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», – отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный – подымешь, – засмеялся мужик. – Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

– Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

– От охлаждения сердца, – ответила бабка, помолчала и добавила: – Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

– Чего ж теперь делать, бабка? – спросил Филька из-под тулупа. – Неужто помирать?

– Зачем помирать? Надеяться надо.

– На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

– А как его исправить? – спросил, всхлипывая, Филька.

– А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

– Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный.

В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

– Садись к печке, – сказал он.– Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

– Да-а, – вздохнул Панкрат, – плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

– Ты брось реветь! – строго сказал Панкрат. – Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил – сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать – неизвестно.

– Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? – спросил Филька.

– Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

– Понятно, – ответил упавшим голосом Филька.

– Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

– Ну, – сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, – время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

– Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

– Ишь ты, шустрый какой! – сказал мельник, – Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

– Да ну его! – сказал Филька. – Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

– А ежели замёрзнете?

– Костры будем жечь.

– А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».

– Согласятся! Я их умолю. Наши ребята – хорошие.

– Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили – покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали – и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах – ребята, кошки, даже мыши,– всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

– Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

– Да нет! – закричали ребята.– Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

– Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

– Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.


Восточная притча.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Задание. Используя ваш опыт и притчу, н арисуйте словесный портрет: 1 вариант - добро; 2 вариант - зло.

Просмотрите иллюстрации к рассказу "Тёплый хлеб" К. Г. Паустовского и расположите их в хронологической последовательности событий.





















Постановка цели и задач:

- Давайте поставим учебную задачу на данный урок.

(Рассмотреть противостояние добра и зла, какие-то человеческие качества на примере сказки «Тёплый хлеб»).

- В каких текстах художественной литературы, уже известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)

Вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

Задание. Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания 2 минуты.

Тест

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

3) Ка кую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.


Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки. Пройти путь к добру вам помогут следующие вопросы:

- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его.
- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»
- Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?
- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании?
- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?
- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?
- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение?
- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
- Почему конь простил Фильку?


Анализ описания природы.
- Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся.
- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?
- Какие тропы использовал автор в описании природы?
- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?
- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж?
- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.

Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»

- Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка.

Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.

- Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».
Работа над лексическим значением слова «теплый». Вам предлагается несколько лексических значений слова "тёплый".
Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

  • В ка ком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб ?
  • Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?
  • Итак, в чем смысл названия сказки?

Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

1 вариант – Звуки.

3 группа – Движение.

Сформулируйте и запишите вывод о роли природы в прочитанной сказке.

IV. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?

2 группа – Что, по-вашему, сказочное?

Предлагаю прочесть эпизод сказки.

«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».

- Какие чувства у вас вызывает такое описание природы?

Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.

Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод сказки.

«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»

  • Как вы можете оценить его поступок?
  • Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем?
  • Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор?

Давайте прочтем. Художественное чтение отрывка.

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столб ы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

  • Почему же все вокруг изменилось?
  • Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки?
  • Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию?
  • В чем заключается их помощь?
  • Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи? Какое же решение принимает Филька?
  • Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал?
  • Послуша йте следующий эпизод сказки.

Чтение отрывка.

«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

  • Как меняется природа после переосмысления поступка?
  • Что стало результатом общего дела, общего труда?
  • С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо?
  • Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи.
  • Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?
  • Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя?
  • Послушайте слова А. Солженицына, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) о раскаянии: «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост».
  • Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь.

SHAPE \* MERGEFORMAT Злодеяние осознание раскаяние преодоление искупление благодарность.

Обобщение.

  • Самое время вернуться к эпиграфу и соотнести смысл пословицы со сказкой-притчей К.Г. Паустовского
  • Какие размышления у вас есть по этому поводу?

Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей.

Прочтем некоторые высказывания.

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра.

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.

Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время.

Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго.

11) Добро по указу — не добро.

Иван Сергеевич Тургенев

12) Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.

13) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень

14) Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

15) Между добрыми людьми — все доброе.

Марк Туллий Цицерон

16) Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

17) Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.

18) Кто доброе сеет — добро его плод,

Кто злое посеет — злодейство пожнет.

19) Между добрыми людьми — все доброе.

20) В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.

21) Ни одного дня без доброго дела!

Роберт Баден-Поуэлл

Итог урока. Рефлексия.

- От какого из волков каждый из вас хотел бы избавиться?

Предлагаю заточить наши слова и высказывания в черный ящик.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните эти высказыванияь.

Домашнее задание. Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит все задания:

1) создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка;

2) написать письмо Фильке от своего лица;

3) создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.

Место событий – деревня Бережки, время событий – война (скорее всего, Гражданская). Через деревню идет отряд кавалеристов (конница).

Разрыв немецкого снаряда – осколком ранен в ногу вороной конь Мальчик. Командир оставляет его в Бережках. Мельник Панкрат, работящий и сердитый (ребятишки зовут его колдун), берет коня к себе. Вылеченный конь помогает ему в починке плотины и мельницы. Вдвоем не прокормиться – и конь побирается. Люди выносят, что могут: ботву, корку хлеба. Ведь конь – ничей, а значит, общий, да еще боевой.

Живет в Бережках вместе со своей бабкой мальчик Филька. Неласковый, недружелюбный. Только и знает, что от всех отмахивается: «Да ну тебя!» Его в деревне так и звали «Ну тебя». В теплый зимний день в его калитку стукнул конь. Филька прямо с куском хлеба с солью на стук вышел. Недовольный, как всегда. Треснул коня по губам, швырнул хлеб в снег: «На вас не напасешься, на христарадников!» (попрошаек Христа ради). И под злой крик: «Иди, копай!» покатилась из глаз коня слеза. Конь заржал, взмахнул хвостом – и поднялись ветер с метелью. Филька еле в дом заскочил. Пошел по Бережкам «колючий мороз», скрипя валенками по снегу. Бабка в плач: «неминучая смерть» впереди. Мельница – водяная, а река вся замерзла. Нет муки – нет хлеба.

И поведала внуку историю (притчу) столетней давности, как такой же лютый мороз «упал» на деревню за злобу людскую. Шел мимо старый солдат, герой войны с турками на Балканах. Голодный, и одна нога деревянная после ранения. Попросил у злого мужика хлеба. А тот кинул ему корку на пол: «Жуй!» Солдату трудно нагнуться. А мужик смеется: я тебе не камердинер (слуга). Поднял солдат корочку, а она вся плесневая. Нельзя есть. Вышел воин на двор, свистнул – и пошла по округе пурга, затрещал мороз. Помер злой мужик «от охлаждения сердца». Знать, и в этот раз какой-то злодей учинил великую несправедливость и обиду.

Фильке страшно. Помирать неохота. Что же делать? Бабка убеждена: если злое дело исправить – все наладится. А ученый Панкрат даст совет. Но куда к нему по такой погоде. Среди ночи Филька поднялся, «запахнул тулупчик», и бегом на мельницу. Вокруг воздух «синий, густой, страшный», будто замерзший. Ивы – как седые от стужи.

И признался Филька Панкрату, как обидел коня. Осудил Фильку мельник. Дал «час с четвертью» сроку, чтоб тот сам придумал средство – как вину искупить перед людьми и раненым конем. Лишь тогда Фильке прощенье. Станет он «чистый человек, веселый». Слышала их разговор сорока – и метнулась в ночь «на юг».

И придумал Филька: он с ребятами разобьет ломом лед у мельницы, потечет вода на колесо – и готово! Панкрат дальше его испытывает: а пойдут ли ребята? Или скажут: да ну его, Фильку! Сам виноват! Филька верит, что все придут, потому что «хорошие». И пока ребята со стариками ломали лед – прилетел с юга теплый ветер, пахнуло весной. Лед поддался – мельница замолола! Люди грели руки в горячей муке. И разнесся по деревне аппетитный запах печеного теплого хлеба. Эту радость сорока приписала себе: дескать, это она позвала ветер с моря.

Ну а Филька пришел помириться с конем. С буханкой хлеба. Соль к нему нес мальчик Николай. Протянул Филька хлеб – конь попятился. Филька в плач. Но Панкрат уговорил коня. Сказал, Филька «не злой», и не стоит обиду держать. Конь все съел – и доверчиво положил мальчишке голову на плечо. То-то все были рады!

Читательский дневник по сказке «Теплый хлеб» Паустовского

Сюжет

Война, деревня Бережки. Мельник Панкрат выхаживает раненого в ногу коня из кавалерии. Люди кормят лошадь. Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» (он всем грубит, даже бабке, и ни с кем не дружит) бьет коня по губам, а хлеб закидывает в сугроб. И от этого зла накрывает деревню мороз. Как 100 лет назад, когда один мужик бросил солдату-инвалиду плесневую корку. Пристыженный Филька поднимает ребят колоть лед на реке. И водяная мельница мелет! Филька с друзьями угощает коня теплым хлебом. Конь вначале боится, а потом ест из его рук. Все радуются.

Отзыв

Сказка написана в начале 1945 года. В ней все, что могло быть и в Гражданскую, и в Великую Отечественную войну. И все же это о Гражданской. Тема добра и зла, эгоизма, жадности, черствости, войны, сиротства, труда. Тема совести, стыда, взаимовыручки. Теплый хлеб – символ жизни. Природа откликается на зло человека. Панкрат – суровый старик, но добрый: и коня приютил, вылечил, и Фильку поддержал. От его работы зависит жизнь в деревне. В тексте есть интересные эпитеты (пустота жгучая и ясная) и сравнения (будто артель веселых пильщиков, как маленькая звезда).

Смерть от «охлаждения сердца»: и от мороза, и от холода злобы. Мальчик понял, что виноват, исправился, подружился с людьми и конем. Сказка учит любить людей, быть добрым, уважать старших, дружить, помогать, жалеть тех, кому плохо. И о других думать, не только о себе. В общей беде все люди – одна семья. Нужно уметь признавать и вовремя исправлять свои ошибки, просить прощенья и помощи.

План «Теплый хлеб»

  1. Раненый конь с войны в деревне.
  2. Дом коня – у мельника Панкрата.
  3. Корм коня – у добрых людей.
  4. Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя».
  5. Филька обижает коня.
  6. Зло морозом сковало деревню.
  7. У людей нет хлеба.
  8. Притча бабки о солдате и злом мужике.
  9. Филька просит помощи у Панкрата и ребят.
  10. Полет сороки за теплым ветром.
  11. Все дружно разбивают лед.
  12. Мельничное колесо завертелось!
  13. Деревня печет хлеб.
  14. Филька с хлебом просит прощенья у коня.

Письмо Фильке из рассказа «Теплый хлеб»

Привет, Филька! Я знаю, у тебя война. И ты остался без папы и мамы. В деревне только старики и дети. И вы едите только хлеб. Чтобы выжить, надо помогать друг другу. Теперь ты это понял. И больше не обидишь слабого, несчастного, голодного. Хоть человека, хоть коня. Я знаю, теперь ты любишь бабушку и уважаешь мельника Панкрата. И у тебя много друзей. Я тоже хочу с тобой дружить. Буду ждать ответа! Твой друг (имя).

Читайте также: