Какой был у святогора конь

Опубликовано: 23.04.2024

История персонажа

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет Илья Муромец.

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Богатырь Святогор

Богатырь Святогор

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.

Святогор и Илья Муромец

Святогор и Илья Муромец

Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.

Русский богатырь Святогор тянет суму переметную

Русский богатырь Святогор тянет суму переметную

Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.

Святогор и Микула Селянинович

Святогор и Микула Селянинович

Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.

Святогор и его жена

Святогор и его жена

Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений Александра Пушкина, главенствующий богатырь получает в дар меч великана.

Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его Иван Краско.

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.

Картина «Святогор». Худложник Николай Рерих

Картина «Святогор». Худложник Николай Рерих

В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.

Илья Муромец и Святогор. И. Я. Билибин. 1900 г.

Святогор — богатырь-великан, один из основных персонажей русского былинного эпоса. Упоминается в некоторых произведениях отдельно от новгородского и киевского циклов. Отдаленную взаимосвязь с последним можно уловить во встрече могучего воина с Ильёй Муромцем.

Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» — так описывают этого богатыря предания. Когда едет он, сотрясается Мать Сыра Земля, выливаются реки из берегов, колышутся кроны деревьев. Живет Святогор на Святых горах, отсюда походит и имя его. На Русь святую не ездит, потому что тяжести его Земля не выносит.

По одной из версий, Святогор — сын самого общеславянского бога Рода, вездесущего и изначального. Сотворен богатырь для того, чтобы охранять границу между Светом и Тьмой. Возможно, поэтому и рост Святогора огромен. Былины о нем неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам. Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ

Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.

Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.

Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

Святогор и «тягость земная». Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой — узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.

Святогор и каменный гроб. Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.

Святогор и его жена. По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую — а вдруг она не так уж и страшна?

Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)

Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла — сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.

Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.

Всесильный Святогор – богатырь-великан русских сказаний. В отличие от других героев былин, он не стоит на страже земли русской, не обороняет ее от набегов вражеских полчищ. Его образ и поступки наполнены моралью, а удивительная великанья сила – проявление силы духовной.

Этот герой выступает в пяти былинах, иногда в сопровождении Ильи Муромца.

Судьба Святогора

Из мифологии славян становятся известны истоки образа Святогора. Он сын самого Рода, бога всего сущего на Земле. В мифах его миссия – беречь Явь от враждебных сил из мира Нави. Имя «Святогор» герой обрел благодаря местонахождению Мирового древа. Оно держит все мироздание, его корни уходят в преисподнюю, а у подножия находится проход в верхний мир, охраняемый с другой стороны тремя гигантами. С ними должен противоборствовать Святогор.

Былинная судьба не сулила богатырю добра. Ему суждено было жениться на страшилище морском – так звучало предсказание. Как не хотел Святогор такой жизни, а пришлось повиноваться. Собрался герой в путь, оставил Царьград, где правил тогда, много земель преодолел, когда оказался на пустынном острове. Никого там не было, лишь змея одна. Замахнулся богатырь на гадину ползучую, стукнул ее, да и дальше отправился.

А это и не гадина была вовсе, а опутанная чарами девица, правительница острова Пленка. Святогор избавил ее от заклятия, а царица взялась за восстановление былого величия на своих землях. Остров ожил, сюда потянулись люди, возродились дома и церкви. Тогда поехала Пленка в сам Царьград, поторговать и богатство свое увеличить. Так и сбылась судьба Святогора, на родной земле встретил он царицу, да и женился на ней. От их потомков и пошли по земле разные народы.

Сумел богатырь попасть в небесное царство. К самому богу Вышеню герой обратился с заветным желанием: хотел он таким могучим стать, чтобы ни одно существо не было равным ему. Все случилось, как просил Святогор, только была у желания и другая сторона. Одолел великана Ван, уловкой заставил оставить дочь Святогора с ним. А гибель богатырю пришла от Велесова камня, стал тогда неуязвимый некогда воин горой Арарат.

Образ Святогора в былинах

Сильное имя, произошедшее от святых гор, принадлежит сильному герою. Насколько же величествен этот исполин, если и конь его, согласно былинам, выше леса? Сидя на коне, сам великан достает до облаков. Дополняет картину быстрый орел, бессменный спутник Святогора.

Добавляет впечатлений картина передвижения богатыря. Земля ходуном ходит, когда Святогор едет на своем коне.

Святогор – великий былинный герой

Образ великана представлен в преданиях про Микулу Селяниновича. Богатырь хвастает своим могуществом, будто твердь ему подвластна, захочет – перевернет ее. Тогда и подносит Микула герою особую суму, которую и поднять нельзя. Как ни бился богатырь, а только сильнее увязал в земле, там и пришлось ему погибнуть. Согласно другой былине с аналогичным сюжетом, Микула помогает Святогору, спасает от смерти.

В предании про Илью Муромца сам Илья пытался одолеть исполина, но тому все было нипочем. Не желая воевать с Ильей, великан отправляет и его, и коня к себе в карман. Далее Святогор обрел свою смерть, когда решил примерить гроб из камня. Муромец приладил крышку, а вот убрать ее так и не смог. Тогда, по преданию, Святогор передал свою силу Илье, оставшись в камне.

По тексту другой легенды можно узнать о неверности супруги великана. Святогор появился под дубом с заветной шкатулкой, где скрыта была его прекрасная жена. Там же, в тени дубовых ветвей, после битв и походов спал Илья Муромец. Понравился жене Святогора славный молодец, и упросила она его залезть в карман великана, пока тот спит. Богатырь узнал об измене и умертвил бесчестную жену.

В следующей повести раскрывается сюжет, дублирующий мифическую историю. По указанию Микулы Святогор направился за предсказанием в кузницу, где узнал, что невестой его будет змея из далеких земель, что обретет он жену в чужих краях. Только в предании упоминается красота девушки и наложенные чары. Великан поехал за будущей женой, поняв, что пророчество все равно сбудется.

Если статья вам понравилась, не забудьте поставить “Лайк” и подписаться на наш канал.


Святогор - в русской мифологии один из самых таинственных персонажей.

Его нельзя назвать героем, так как никаких подвигов он не совершает. Это суровая, и даже трагическая фигура.
Его описывают одиноким скитальцем - без дома, без родных и даже - без родной земли: она его не выдерживает. Кажется, что он привязан только к Святым горам… Но в то же время известно о его женитьбе и дружбе с Ильей Муромцем.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего»; его с трудом носит Мать Сыра-Земля. Он не ездит на Святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать Сыра-Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если б было кольцо в Небе, а другое в Земле, то он перевернул бы Небо и Землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Поднять сумочку мог лишь пахарь. Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.


Поехал Святогор путём-дорогою широкою, и по пути встретился ему прохожий. Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему, никак не может догнать его: поедет во всю рысь — прохожий идёт впереди; ступою едет — прохожий идёт впереди. Проговорил богатырь таковы слова:

— Ай, же ты, прохожий человек, приостановись не со множечко, не могу тебя догнать на добром коне.

Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:

— Что у тебя в сумочке?

— А вот подыми с земли. Сам увидишь.


Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою — не мог и пошевелить; стал подымать обеими руками — только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова:

— Что это у тебя в сумочку накладено? Силы мне не занимать стать, а я и сдвинуть сумочку не могу.

— В сумочке у меня тяга земная.

— Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут, величают как по отчеству?

— Я есть Микулушка Селянинович.

— Ты ещё скажи, Микулушка, поведай-ка, как мне узнать судьбу Божию?

— А вот поезжай путем-дорогою прямоезжею до Росстани, а от Росстани сверни влево и пусти коня во всю прыть лошадиную, и подъедешь к Сиверным горам. У тех у гор, под великим древом, стоит кузница, и ты спроси у кузнеца про свою судьбину.

Поехал Святогор дорогой прямоезжею, от Росстани свернул влево, пустил коня во всю прыть лошадиную: стал его добрый конь доскакивать, реки, моря перескакивать, широкие раздолья промеж ног пушать. Ехал Святогор-богатырь три дня и доехал до Сиверных гор, до того до дерева великого и до той кузницы: в кузнице кузнец куёт два тонких волоса. Говорит богатырь таковы слова:

— А что ты куешь, кузнец?

— Я кую судьбину, кому на ком жениться.

— А мне на ком жениться?

— А твоя невеста в царстве Поморском, в престольном во городе, тридцать лет лежит во гноище.

Стоит богатырь, пораздумался: «Дай-ка я поеду в тое царство Поморское и убью ту невесту».


Приехал он к царству Поморскому, ко тому ко городу престольному, приезжал к домишечку убогому, входит в избу; никого нет дома, одна только девка лежит во гноище: тело у неё — точно еловая кора. Вынул Святогор-богатырь кошель денег и положил на стол, взял свой вострый меч и бил её мечом по белой груди, а затем и уехал из царства Поморского.

Проснулась девка, смотрит: с неё точно еловая кора спала, и стала она красавицей — такой на свете не видано, на белом не слыхано, а на столе лежит денег кошель. На те деньги начала она торговать и наживала бессчётну золотую казну, строила кораблики червлёные, накладала товары драгоценные и поехала по славну синю морю. Приехала она ко городу великому на Святых горах и стала продавать товары драгоценные.

Слух про её красоту прошёл по всему городу и по всему царству. Пришёл и Святогор-богатырь посмотреть на красавицу — полюбилась она ему. Стал её сватать за себя, и она пошла за него замуж. Как поженился на ней, и легли спать, увидел он рубчик на её белой груди и спрашивал жену:

— Что у тебя за рубец на белой груди?
Отвечала ему жена:

— В наше царство Поморское приезжал неведомый человек, оставил в нашей избе денег кошель, а я спала крепким сном. Как проснулась — у меня рубец на груди, и точно еловая кора спала с тела, а до той поры-времени я лежала во гноище целых тридцать лет.

Тут Святогор-богатырь дознал, что от судьбины своей никуда не уйдешь.


Захотелось славному казаку Илье Муромцу повидать старого Святогора. Поехал Илья к Святым горам. Долго скитался по утёсам добрый молодец, устал, а всё Святогора не видно.
Прилёг Илья отдохнуть немножко и заснул ни много ни мало на двенадцать дней.
Слышит Илья сквозь сон – храпит его конь богатырский, говорит ему человеческим голосом:
- Спишь ты, отдыхаешь, свет Илья Иванович, над собой беды близкой не чуешь: наезжает на нас Святогор-богатырь; полезай-ка скорее на сырой дуб, а меня отпусти в чистое поле.
Взобрался Илья на дуб, смотрит: приближается богатырь ростом выше леса стоячего, головой достаёт до облака ходячего; за плечами у него огромный ларь хрустальный.


Слез Святогор с коня, открыл ларь золотым ключом, вышла из ларя жена его, красавица, стала стол убирать, яствами сахарными уставлять.
Увидала Святогорова жена Илью Муромца на дубу высоком, испугалась, как бы не разгневался на него Святогор, не убил бы во гневе доброго молодца, и спрятала жена богатыря Илью в карман Святогора ещё и с конём вместе.
И день и два носит Святогор Илью у себя в кармане, сам про то не зная, не ведая, да стало невмочь коню Святогора такую тягость на себе поднимать: ходит конь - спотыкается, припадает на резвые ноженьки.
Гневается Святогор на коня:
- Ах ты, травяной мешок! Что ходишь лениво, на каждом шагу спотыкаешься?
- Как же мне не спотыкаться? – говорит конь. – Возил я, бывало, тебя, богатырь, да жену твою богатырскую, а теперь уже третий день, ношу двух могучих богатырей да ещё коня Ильёва.
Почувствовал Святогор, что в кармане у него что-то шевелится, сунул туда руку, достал из кармана Илью Муромца вместе с конём.
- Кто ты такой, добрый молодец, откуда родом? – спрашивает Святогор.
- Зовут меня Ильёю Муромцем, а родом я из села Карачарова.
Говорит Святогор Илье:
- Будь же ты мне меньшим братом, а я научу тебя всем похваткам, поездкам богатырским.



И поехали богатыри в путь-дорогу вместе по горам и скалам и наехали на дивное диво: стоит на горе огромный гроб каменный, а около него лежит каменная крышка.
Говорит Святогор Илье:
- Полезай-ка ты, Илья Муромец, в этот гроб каменный: посмотрим, придётся ли он тебе по мерке.
Лёг Илья в гроб – гроб ему не по мерке: и широк, и длинён.
А как вышел Илья из гроба да лёг Святогор на его место – пришлась гробница Святогору по мерке, словно нарочно для него сделана.
- Меньший брат! – просит Святогор. – Накрой меня теперь крышкой!
- Нет, старший брат, не хочу тебя хоронить заживо. Это ты шутки надумал нехорошие!
Но Святогор взял сам крышку и надвинул её на гроб – случилось невиданное чудо: срослись края крышки с гробом; хочет Святогор подняться – не тут-то было, не хватает силушки поднять камень, что давит грудь его богатырскую.
- Душно мне, тяжко, брат меньшой! Помоги мне из гроба на свет Божий выйти!
Взял Илья богатырский меч Святогора, только не под силу старому казаку размахнуться им, по каменной крышке ударить.
- Нагнись ко мне, - говорит Святогор, - я дохну на тебя духом своим богатырским!
Дохнул на Илью Святогор, и почувствовал Илья, как сразу в нём силушки прибавилось.


Размахнулся он Святогоровым мечом и ударил по гробовой крышке.
Зазвенел меч о камень, погнулся, а на месте, где им Илья ударил, поперёк всего гроба полоса железная выросла.
Ударил Илья ещё раз – другая полоса железная по крышке протянулась
Стонет задыхается Святогор.
- Нагнись ещё, меньший брат, дохну на тебя ещё своим духом богатырским, передам тебе всю свою силушку: может быть, тогда освободишь меня.
- Будет с меня и этой силы, - отвечал Илья, - передашь ты мне всю свою диковинную силушку – и меня тогда, как тебя, мать-земля носить не станет.
Тогда Святогор промолвил:
- Хорошо ты сделал, меньший брат, что меня сейчас не послушал: дохнул бы я на тебя мёртвым духом. Тут бы тебе и конец был. Прощай же – видно, мне судьба здесь смерть принять. Владей моим мечом-кладенцом, а коня моего привяжи здесь ко гробу; никому не совладать с ним – никого он не будет носить после меня.
Распрощался Илья со старшим своим братом названным; три раза в землю дивному гробу поклонился, пролил слезу горючую, да и поехал тихонечко в путь-дороженьку дальнюю.


Ко времени первых столкновений с печенегами относится боярский курган Гульбище, в котором с большим почётом похоронен знатный богатырь Святогор.
По легенде, его сестра, великанша Майя Златогорка умерла точно такой же смертью и погребена в каменной гробнице, в святых горах, близ Арарата.

Других источников, кроме русского народного творчества, о богатыре не сохранилось. Славяне чтили память о богатыре и защитнике.

3 декабря во многих селениях проводился праздник, на котором добры молодцы мерялись силушкой богатырской. А девушки пели специальные песни, чтобы их возлюбленные смогли защитить Землю-Матушку и вернуться живыми с поля брани.
Народ подметил, что если в этот день идёт снег, то через полгода (3 июля) будет целый день лить дождь. Пение снегиря 3 декабря предвещало грядущую вьюгу.

Те, кто занимается магией, в этот день проводят очищающие ритуалы, избавляя свой дом от разной нечистой силы. В этот день не рекомендовалось собираться в путь, а если путешествие отложить нельзя, то маги и ведуны ставили сильную защиту на человека, которому предстояла дорога.

Добрый день!

святогор - Н Рерих

Святогор — Худ.Н Рерих

СВЯТОГОР – богатырь, великан, охраняет столб, поддерживающий Небо. Он — герой СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

РОДОСЛОВНАЯ: В начале времен у Матери-Сырой-Земли от великого Рода родился сын Святогор. Был он женат на Пленке (Плеяне), которая родила ему 7 дочерей:

Иногда говорят, что Святогор — Брат Дуная и Святибора. Не родной он им брат, а скорее — побратим: единство гор, лесов и рек.

МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ: В отличие от всех других богатырей Святогор довольно сильно привязан к одному определенному локусу (это Святые горы).

СТИХИИ. Святогор относится к стихии ЗЕМЛИ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В нашей славянской мифологии Святогор — один из самых загадочных персонажей. Хотя он и упоминается в легендах да былях, Святогора трудно назвать героем, ведь, собственно, подвигов-то он никаких и не совершает. И веет от его облика чем-то величественным, могучим, суровым и в чем-то — даже трагическим. Был бы он одиноким скитальцем без родной земли: ведь не носит она его, не выдерживает. Только нашлась на его счастье Пленка, что стала ему супругою верной.

ЛИТЕРАТУРА. Но на пятый день ухищрения неведомых заклинателей пути потеряли смысл – ибо впереди, средь облаков, засияла ярким золотым куполом главная примета древнего порубежья между явью и навью. Золотой шелом могучего богатыря Святогора! Богатыря ростом от земли до неба, стража границы, несущего свой долгий дозор по краю Святых гор. Или того, что ныне от них осталось.

Всадник весом в несколько пирамид Хеопса – это не котенок. Его не всякая бетонка выдержит, не то что болотина.

А.Прозоров, Воин Мрака (Ведун-18)

У каждого из нас свои проблемы. Вот и Святогор — силушки — невпроворот, но применить ему ее некуда, посоревноваться — и то — не с кем. Но найдется однажды сумочка переметная, и не сможет ее богатырь с места сдвинуть. Вот когда прийдет ему время задуматься, что ж такое это «тяга земная».

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Какого роста был Святогор?Громадного, исполинского, невероятного и так далее. А если в цифрах, то она только одна — упоминается в былинах, что нашел Илья Муромец кровать Святогора, и была она в длину 10 сажень. Хорошенькая такая кроватка, и стояла удобненько — прямо под дубом. А где ей еще стоять? Ну не дом же строить для великана такого… Про дом Святогора ничего не знаю. Может, он в пещере какой жил? А 10 сажень — это 21 метр (с хвостиком). Так что, если былине верить, был Святогор ростом под 20 метров.

Святогор, Худ.Нонна Кукель

Мне не придано тут ездить на святую Русь,

Мне позволено тут ездить по горам

да по высокиим…

святогор-
Он — обладатель колоссальной силы, под стать великанам,

«Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжелого беремени».

Подобно Волху, Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Он остался персонажем старого мира и оказался обреченным на гибель. В былинах о Святогоре кроется некий глубинный философский смысл, который, вероятно, разные поколения разгадывали по-разному. Былины о Святогоре — это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта — не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».

Хотел поднять эту сумочку

— Эта сумочка да не ворохнется;

святогор-
«По колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Что такое эта сумочка? А оказывается, «в сумочке… тяга земная». Значит, богатырь отважился состязаться, в силе со всей земной мощью великой и потерпел поражение. Уже в Древней Руси понимали: землю не надо ни поднимать, ни переворачивать — ее надо обустраивать и оберегать. Но богатырь старых времен, призванный для глобальных дел, оказался к этому не способен. И поэтому он обречен.

И вот как происходит гибель Святогора:

Святогор в сопровождении Ильи Муромца наезжает на пустой гроб. Богатыри примеривают его — Илье Муромцу он оказывается велик, а Святогору — как раз по росту.

святогор

Говорит Святогор да Илье Муромцу:
«Ли же ты Илья да мой меньший брат!
Ты покрой-ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбуюся».
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
И говорит Святогор таковы слова.:
«Ай же ты Ильюшенька да Муромец!
Мне в гробу лежать да тяжелешенько,
Мне дышать-то нечем да тошнехонько.
Ты открой-ка крышечку дубовую,
Ты подай-ка мне да свежа воздуху».
Как крышечка не поднимается,
Даже щелочка не открывается,
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ты разбей-ка крышечку саблей вострою».
Илья Святогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
— А куда ударит Илья Муромеи,
Тут становятся обручи железные.
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
Все железные обручи становятся.
Говорит Святогор таковы слова:
«Видно, тут мне, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю».

святогор-
Очевидно, что встреча Святогора со своей смертью-гробом предуказана, ее не отвратить. Более того, попытки спастись лишь приближают гибель. Илья Муромец исполняет просьбы Святогора, чтобы вызволить его из гроба, но каждое действие Ильи на самом деле лишь приближает трагическую развязку и делает спасение Святогора невозможным. Когда Святогор осознает, что конец его близок, он решается высказать свою последнюю волю: он хочет передать Илье Муромцу громадную силу — единственное наследство, которое может от него остаться. По одним вариантам, Илье нужно наклониться к гробу, и Святогор дыхнет ему в лицо. По другим — он передаст силу через слюну. Однако во всех сучаях Илья отказывается.

Говорит Илья да таковы слова:

» У меня головушка есть с проседью,

Мне твоей-то силушки не надобно,

Мне своей-то силушки достаточно.

Если силушки у меня да прибавится,

Меня не будет носить да мать сыра земля».

святогор-
В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора — не связанное еще по-настоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Н, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль — проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Святогор связан с землёй, с её тёмными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда — сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения — героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селчниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов.

(249)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована

Читайте также: