Когда у индейцев появились лошади

Опубликовано: 26.04.2024

В нашем представлении индеец всегда рисуется верхом на лошади. Словно кентавр, слившийся с конем в единое целое - ярко изукрашенное красками и перьями, полуфантастическое, дикой красоты существо.

Попробуем всмотреться в этот романтический образ трезвым взглядом взрослого человека. Общеизвестно, что до открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году коренное население двух огромных материков, которое Колумб назвал «индос» — индейцами, не знало других домашних животных, кроме собаки, ламы и индюка. Лошадей в Америке попросту не было. Хотя именно американский континент является родиной древних лошадей, все они вымерли там еще в доледниковую эпоху, о чем свидетельствуют найденные многочисленные останки — кости, черепа и т. п. Часть древних американских лошадей перешла из Северной Америки в Азию по так называемому Берингову мосту — перешейку, периодически появлявшемуся на месте Берингова пролива в эпохи похолоданий, когда общий уровень Мирового океана понижался, обнажая морское дно у берегов. После потепления волны вновь затопляли сушу, и лошади, отрезанные от своей родины, двигались вперед, расселяясь по всем уголкам Старого Света. Так появились и тарпаны, и дикие лошади Азии, и зебры Африки.
Вернулись лошади в Америку уже в одомашненном виде на кораблях испанских конкистадоров, которые жаждали огнем и мечом покорить Новый Свет, завладеть несметными богатствами ацтеков, инков и майя, создавших к приходу европейцев мощные, высокоразвитые государства. И горстка испанцев с легкостью обращала в бегство тысячные отряды индейских воинов. Ужас туземцев вызывали два чуда, коими обладали бледнолицые бородатые пришельцы — огнестрельное оружие и лошади. Лошадь и вооруженный, закованный в латы конкистадор представлялись индейцам грозным мифическим богом войны, пришедшем покарать и уничтожить их.
Шли годы. Испанцы, а позднее португальцы, англичане, французы, голландцы основали на американской земле колонии. Они строили поселки, фермы, города, крепости, порты. Осваивать огромные девственные пространства им помогали лошади, которых сотнями, тысячами везли через океан из европейских государств, а потом разводили — на фермах и ранчо. Индейские племена сопротивлялись захватчикам. У них исчез былой страх, они быстро освоили и ружья, и верховую езду. Легкая, быстрая, почти неуловимая индейская конница наводила ужас теперь не только на мирных белых поселенцев. Используя собственную тактику конного боя, индейцы не раз наносили крупные поражения частям регулярной армии колонизаторов. Так, с испанцами упорно сражались арауканы, с мексиканцами - апачи, с американцами — сиу.
Лошадь произвела настоящую революцию в индейском обществе, вызвала изменения не только в хозяйстве, но и в социальной организации племен. В центре Северной Америки, на просторах прерий родилась новая, ставшая всемирно известной индейская культура - культура конных охотников на бизонов.
До появления лошади Великие Равнины были практически недоступны туземным племенам. Пеший индеец чувствовал себя маленьким, одиноким и беззащитным перед величием огромного открытого пространства. Охота на могучих и быстрых бизонов в ту пору была очень трудна и опасна. Большой удачей считалось загнать стадо быков к обрыву или подстеречь на водопое.
Все изменилось, появились лошади. С ферм и ранчо, из разграбленных индейцами фортов в степи убегало немало лошадей. Они быстро дичали и плодились на вольных пастбищах. Так появились знаменитые дикие лошади Северной Америки - мустанги.
Слово «мустанг» произошло от испанского «местеньо» — свободная лошадь, лошадь без всадника. Не знающие узды мустанги к середине ХIХ-го века невероятно размножились, согласно разным источникам их насчитывалось от одного до трех миллионов голов. Мустанги внешне были весьма далеки от эталонов лошадиной стати. Зато дикая жизнь быстро возродила свойственные дикой лошади качества — выносливость, неприхотливость, крепость копытного рога и т. д. Даже масти стали, преимущественно «дикими»: саврасые, мышастые, буланые, каурые - с темным ремнем по спине, темными чулками на ногах, с зеброидными полосами на предплечьях и пр. Но были и рыжие, и вороные, и пегие мустанги. Несмотря на внешнюю невзрачность, эти лошадки несли в себе кровь прекрасных верховых пород Старого Света — андалузской, варварийской, арабской.
Мустанги были ценными животными для людей, осваивавших Великие Равнины. Их ловили и приручали индейцы и белые поселенцы. Многие нынешние породы в США несут в своих жилах кровь мустангов. Но заселение равнин фермерами и скотоводами привело к истреблению диких табунов, ставших помехой для коровьих пастбищ и посевов кукурузы. Даже загнанные в бесплодные уголки Юго-Запада, последние мустанги оставались объектом безжалостной охоты любителей легкой наживы. Прекрасных животных, считающихся одним из символов Америки, истребляли тысячами, чтобы произвести консервы для собак и кошек. Спасли мустангов энтузиасты-любители, вынудившие правительство США издать специальный закон о запрещении варварской охоты. Сегодня несколько тысяч мустангов пасутся на охраняемых территориях в Неваде, Юте и Нью-Мехико.Часть поголовья отлавливается по специальным лицензиям ковбоями, любителями и профессионалами-коневодами.Ведь мустанг — ценнейший генофонд для освежения крови многих пород.
Но все-таки не мустанги стали родоначальниками индейских лошадей, хотя индейцы и использовали прирученных мустангов для скрещивания со своими «пони» (так обычно белые называли индейских лошадок за малый рост). Индейские племена обычно получали лошадей у белых торговцев или скотоводов в обмен на шкуры бизонов или пушнину, некоторые ремесленные изделия и мясо. Но чаще лошадей попросту угоняли во время военных набегов. Лошадь стала излюбленной добычей воинов -ютов, апачей, навахов. Они первыми среди североамериканских племен освоили верховую езду, но не утруждали себя разведением табунов. Пригоняя из мексиканских набегов захваченных лошадей, они оставляли себе необходимое количество, а остальных перегоняли на продажу своим северным соседям. Так получили лошадей и горные индейские племена. Многие из них получили возможность спуститься на равнины для охоты на бизонов. Теперь они настигали быстрые стада в любом удобном месте и убивали из луков или копьями огромное количество животных, дававших индейцам кожу, мясо, жир, сухожилия на нитки и тетивы, сырье для варки клея, рога и кости для изготовления различной утвари. Кочевники могли ставить большие, покрытые шкурами палатки - типи, запасать много продуктов - все легко перевозилось на лошадях.
Таким образом, бизон давал индейцам все, но, чтобы добывать больше бизонов, нужны были хорошие, резвые лошади. Их использовали для войны, и для полюбившихся индейцам скачек и конных игр. Постепенно племена равнин начинают разводить лошадей, пытаясь закрепить в потомстве нужные качества. Конечно, подбор жеребцов и кобыл осуществлялся эмпирически, по наитию хозяина табуна. Но лучшие производители пользовались спросом на всей территории расселения племени.
Индейское коневодство носило экстенсивный характер. Табуны круглый год паслись в прериях, меняя место по мере опустошения пастбищ. Никаких заготовок кормов не проводилось. Летом — богатый травостой, зимой — тебеневка, откапывание травы из под снега, поедание деревьев в речных, защищенных от ветра долинах. Так вели хозяйство все древние кочевники земли.
Примитивность коневодства не могла не сказаться на внешнем облике индейских лошадей. Рост большинства из них не превышал полутора метров, а экстерьер был самый простой. Но это были выносливые и неприхотливые животные, которым не требовалась ни ковка, ни особый уход.
Любимая верховая лошадь индейца была его гордостью, своеобразной визитной карточкой, которая почти постоянно находилась рядом с хозяином, привязывалась к колышку перед входом в типи-палатку. В длительных переходах, а иногда на охоте или на войне, индейцы-воины ехали на более простых лошадях, ведя лучших скакунов в поводу, чтобы сохранить их силы для нужного момента. Такие лошади ценились очень высоко. Иногда, при обмене, за такого скакуна давали по десять обычных коней. И именно этих, самых ценных животных, стремились выкрасть по ночам участники набегов.
Индейцы прерий могут по праву считаться одними из лучших наездников мира. Сидя на практически неоседланной лошади, они на полном скаку управляли ею одними ногами, - ведь руки были заняты стрельбой из лука. Интересна такая особенность— индейцы садились на лошадь с правой стороны и даже прыгали сзади, через круп, словно на спортивный снаряд. Индейцы по особому относились к сбруе. Конечно, южные племена, уже с ХVI-ХVII веков вошедшие в контакт с белыми людьми, позаимствовали у них и уздечки, и седла, но индейцы стали по своему их украшать. Так, навахи освоили чеканку и изготовление серебряных блях, пряжек, колец. Племена северных равнин сами изобретали сбрую для своих лошадей. У них, наоборот, все было сведено до минимума. Уздечку заменяла петля из сыромятной кожи, которую накидывали на нижнюю челюсть коня, а седло— кусок кожи или шкуры, стянутый ремнем-подпругой.
Со временем все индейцы начали мастерить седла по типу мексиканских или ковбойских, с деревянным или роговым ленчиком, с подпругой из толстой сыромяти и стременами из дерева, обтянутыми кожей. Такие седла воины покрывали богато расшитыми чепраками или шкурами горного льва — пумы. Уздечки, нагрудники, потники все это также искусно украшалось национальным орнаментом из игл дикобраза, бисера, бахромой, прядями скальпов, многочисленными орлиными перьями. Существовала специальная раскраска военных лошадей. На ноги наносили зигзагообразные линии — для резвости, на морде или предплечьях полосы означали количество подвигов хозяина, для остроты зрения коню обводили краской глаза, а на крупе, в виде отпечатков копыт, рисовали угнанных в набегах лошадей.
Среди общего, довольно многочисленного поголовья индейских лошадей, к ХIХ веку выделились две быстроаллюрные породы - пинто и аппалуза. Пинто (от испанского — «пятно») это пегие (крупные пятна в сочетании белого цвета с каким-нибудь другим, рыжим, вороным или гнедым), крепко сбитые, очень выносливые верховые лошади, выведенные племенами южных равнин - команчами и кайовами. Путем краж и обмена пегие лошади распространились по всему региону. Индейцы вообще предпочитали яркие, необычные лошадиные масти. Такой мастью в полной мере обладали и лучшие лошади индейцев запада - аппалуза. По мнению одних слово «аппалуза» происходит от названия племени «паюз», населяющего Скалистые горы в штате Айдахо, другие историки связывают его с соседним племенем «нэ перса», названным так французами за обычай носить украшения в носу. Аппалуза обладает уникальной, неповторимой мастью. Все тело лошади покрыто бесчисленными, различными по размеру и цвету пятнами. По экстерьеру это довольно компактные, дельного сложения животные с хорошими крепкими копытами. В этой породе доминируют следующие расцветки: бланковая - скопление темных пятен на переде, которые становятся редкими на крупе, леопардовая — на белом фоне равномерные мелкие цветные пятна, мраморная - более крупные сочетания пятен. Историю двух этих пород можно проследить по наскальным рисункам древних народов.
Современные породы пинто и аппалуза, конечно же, разводятся не только индейцами. В настоящее время в Америке создан целый ряд ассоциаций любителей и поклонников этих пород. Это рослые полукровные лошади отличного экстерьера, добронравные, годные для прогулок и для спорта. В индейских резервациях их любят, по праву считая своей национальной гордостью.

Паровоз на смену индейской лошадке пришёл довольно быстро. Лет за триста. Но чем успел стать конь для индейца за это время и почему настолько перевернул всю жизнь американских равнин?

Бабушка, иди помирай!

Пешая цивилизация физически не способна заботиться о стариках. Индейская старуха, едва лишь ей становился не по силам долгий переход, имела социальные гарантии размером в одну крохотную палатку, немного еды и немного растопки. Когда всё это заканчивалось, она ложилась в той палатке и уже больше не вставала. Племя к тому времени уходило далеко, и предсмертную старухину песню слушали разве что стервятники.

Старики обычно в палатку не хотели — и старались вовремя убиться в набеге о врага. Как правило, у них получалось.

Закончился этот ужас каменного века только с прибытием на континент цивилизации.

Сколько нёс индеец?

«Да в чём проблема-то? — спросит кто-то. — Почему нельзя было просто идти помедленнее, чтобы все успевали?»

Да вот нельзя. Индейское жилище из жердей, шкур, колышков и ремней весит примерно четверть тонны. Одно только крохотное жилище, без ничего. Когда буквально любой прёт на себе какую-то часть критической для выживания инфраструктуры — плюс еда, плюс оружие, плюс снаряжение — тащить на себе ещё и беспомощную старуху физически невозможно.

А как же индейские собаки?

Увы! Привычные нам четвероногие всяких специальных пород — результат многовековой работы цивилизации. Которая может позволить себе отдельную псарню вместо поля без крыши над головой, грамотную диету вместо объедков и письменный учёт качеств потомства. Веками, до получения результата!


Типичная индейская собака до прибытия белых — мелкое визгливое недоразумение, которое в русском языке характеризуется ёмким собаководческим термином «самосерька».

Дискутировать о том, насколько они пригодны к перетаскиванию волокуши с человеком бесполезно. И да, колеса индейская цивилизация тоже не знало, да и особой возможности его изготовить не имела. Лошадь буквально стала и её основой, и её спасением.

Первые шаги

Лошади добрались к Равнинам примерно в XVI веке. Поначалу их реально боялись, а всадников полагали двухголовыми чудовищами… но стрела в грудь, как правило, с этим чудовищем прекрасно справлялась, а бесхозная лошадь выглядела хотя бы доступным мясом.

Когда оказалось, что на коне можно ездить и он ещё и отлично понимает хозяина. — изменилось всё.

Я родилась в счастливые времена. Даже старики могли ехать верхом. Мы танцевали и пели, сердца наши стали лёгкими, как пёрышки. У нас было много жирного мяса.

Жирное мясо

Как скажет любой диетолог, несбалансированная, преимущественно мясная диета — штука очень бестолковая. Чтобы наесться мясом почти без ничего, его нужно жрать буквально килограммами.


То есть племя без лошадей, завалившее бизона, живёт впроголодь. А вот с лошадьми сможет устроить хорошую большую охоту — и завалить много бизонов.

Мясо. Шкуры. Кости. Жилы. Основа для крафта инвентаря любого охотника каменного века.

И всё это становится на порядки доступнее, когда у племени достаточно жеребцов.

Шестисотый мерин

Богатый воин мог иметь в личном владении табун в среднем от полусотни до пары сотен голов. На большую семью могло запросто приходиться огромное стадо. Утраченный современной цивилизацией навык животноводства тогда запросто позволял владельцу помнить каждую свою коняшку «в лицо» — и достаточно часто возвращать похищенную даже несколько лет спустя в ответном набеге.

Дополнительную ценность лошади придавали белые.

Чейндж?

За хорошего жеребца можно было получить товара долларов на шестьдесят. В отдельных случаях и до сотни доходило. Железная посуда. Сковородки, из ручек которых получаются такие замечательные прочные ножи! Тканые одеяла, рубахи, цветные нитки, бисер, оружие, свинец и порох… Стадо превращалось в самовоспроизводящийся источник личного благосостояния.

Навсегда, пока не исчезнут белые!

Логистика войны

Лошадь для скорости. Лошадь для очень дальней поездки. Лошадь для волокуши. Лошадь для зимних условий и преодоления снега. Лошадь для помощи в бою (и не стоит недооценивать укус или удар копытом — обученный конь умней собаки и запросто может убить или покалечить одним точным ударом). Нормальному воину приходилось содержать целый табун самых разных специализаций только для сохранения боевого преимущества.

С момента появления на континенте скакунов пешие индейские племена стали добычей.

Они либо научились ездить верхом, либо пали жертвой индейского геноцида.

Индейский геноцид — резня племён по этническому признаку в целях личной наживы, осуществляемая, как правило, соседями. Чаще всего индейские кочевники резали полуоседлых соплеменников.

Тренировка и подчинение

Обученный индейский конь мог очень многое. Преследовать добычу лучше хорошей собаки — часами. Держать удобную позицию для огня всадника на скаку. В бою стоять рядом и держать тыл. Замирать по команде. Подавать бесшумные сигналы подёргиваниями ушей — разные для замеченной добычи и замеченного человека!

Кто лучшая пони?

Для индейца много значили и мистические признаки лошади. Команчи признавали только двухцветок-пинто. Кайовы утверждали, что пинто — для баб. Хикарийя-апач без малейшего стеснения украл бы вороного коня с белой звёздочкой на лбу и гордился бы трофеем. Кайова-апач удавился бы (а лучше — удавил кого-нибудь другого) за рыжего жеребца. Совершенно иррациональным уважением пользовались мулы.


Никакого смысла в этом переборе мастей, полов и (не)обязательной кастрированности не было — просто набор суеверий. Но сформировался он в историческом масштабе практически моментально. Как и вся индейская цивилизация в известном нам виде.

Культура и животноводство

Ну вот, казалось бы, какое отношение может иметь ездовое животное к взрывному развитию культуры?

Между тем основной массив записанных индейских культурных традиций имеет в своей основе «лошаденомику».

Шаманские практики и сложные обычаи придумывают старики. В обществе, где к склону лет карьерный выбор сводился к удару врага или палаточке на пустоши, фантазия шамана особо разгуляться не успевала. Зато вот потом они успели натворить очень и очень многое.

Соответствующее развитие претерпела и воинская традиция.

Не случайно бывшие советские республики с исторически большим процентом кочевого населения могут похвастаться достаточно богатой культурой верховых народов. У них лошадь была сразу, времени построить сложную кочевую цивилизацию хватило. Американским индейцам пришлось успевать в короткий промежуток между прибытием на континент цивилизации и появлением массового железнодорожного и автомобильного транспорта. Их государственность не успела сформировать даже завалящую орду. И всё это — развитие целого народа — веками определяла только лошадь!

Появление лошади сделало успешней не только охоту и все, что с ней было связано, но и значительно облегчило для индейцев всю их жизнь в целом.

Времена, когда до крови стирали ноги во время утомительных длительных переходов, ушли в прошлое. К. Уисслер писал в этой связи: «Появление этого нового средства передвижения внесло больше изменений в жизнь индейцев, чем изобретение автомобиля в наши дни… Перед ними расширились горизонты, жизнь стала значительно более разнообразной и интересной, принесла новый опыт и впечатления; появилось больше свободного времени; наконец, замедлилось распространение занятий, связанных с оседлым образом жизни».

К сожалению, хотя это событие позволило добывать продовольствие на значительно более обширной, чем прежде, территории, а также внесло в жизнь свежую струю и сделало ее более интересной и разнообразной, оно имело и серьезные отрицательные побочные эффекты. Теперь, во время одного охотничьего сезона, племя с легкостью покрывало расстояние в 800 км, в то время как раньше оно было в состоянии преодолеть расстояние в 10 раз меньшее. Такая мобильность приводила к увеличению вторжений на территории соседних племен и, как следствие, к росту вражды и междоусобиц. Племена, которые и до этого были воинственными и занимались грабежом, теперь стали еще более агрессивными. Это событие подтолкнуло ряд племен, занимавшихся сельским хозяйством, оставить это требующее кропотливого труда и заботы занятие; охваченные ражем «лошадиной лихорадки», они вышли на большую дорогу и стали на путь грабежа и разбоя. Однако самое худшее состояло в том, что самые распущенные и разнузданные племена, в которых возобладало разрушительное, «фаустовское» начало, стали яростно и неистово истреблять бизонов только лишь для того, чтобы дать выход своей разрушительной энергии, так сказать, для удовольствия. Эта бессмысленная бойня серьезно сократила поголовье и существенно подорвала важнейший для индейцев источник продовольствия.

Это действительно была лихорадка, можно даже сказать, своего рода помешательство! Индейцы, особенно жившие на равнинах, буквально потеряли голову из-за лошадей. И если в 1650 г. в их распоряжении было лишь очень небольшое количество этих животных, то спустя двадцать лет оно резко возросло. Лошадей в Северную Америку привели с собой испанцы: в 1540 г. вице-король Новой Испании разрешил Васкесу де Коронадо со своим отрядом перейти Рио-Гранде и совершить вооруженный рейд по неизведанной территории, лежавшей к северу от Мексики. Коронадо надеялся найти сказочные «семь городов Сиболы», где дворцы и даже дома якобы были сделаны из золота, а богатство их могло сравниться с богатством недавно покоренной испанцами империи инков. Коронадо не нашел Сиболы, поскольку ее просто не существовало[1].

Поход Коронадо сопровождался тяжелыми боями; ему и его отряду пришлось вынести все трудности напряженных и тяжелых переходов, пока они достигли территории современного Канзаса. Оттуда Коронадо вернулся в Мехико, получив смертельную травму – его лягнула лошадь.

Возможно, часть лошадей из отряда Коронадо убежала и осталась в прериях. То же самое, вероятно, произошло и во время новых походов испанцев, которые возглавляли соответственно Камускадо в 1581 г., Эспейо в 1581–1582 гг. и Кастанья де Coca в 1590–1591 гг. Но больше всего лошадей на североамериканской территории оказалось в результате крупного похода Хуана де Оньяте в 1598 г., в ходе которого была окончательно сформирована провинция Нью-Мексико со столицей в Санта-Фе.

Индейцы, впервые увидев людей верхом на лошадях, были так же напуганы, как и ацтеки, впервые увидевшие верховых испанцев из отряда Кортеса в 1519 г. Им казалось, что и человек, и лошадь представляют собой единое существо – наподобие кентавра. Поэтому, как и ацтеки, они в панике бежали. Столкнувшись с лошадьми уже позднее, они поначалу не испытывали никакого желания ездить на них; в период с 1600 по 1680 г. индейцы, судя по всему, употребляли в пищу тех бесхозных лошадей, которых им удавалось поймать. Позднее, однако, они поняли, что лошадей можно с большой пользой использовать на охоте, а также в качестве тягловой силы.

Поворотным пунктом в освоении лошади стал 1680 г., когда индейцы пуэбло подняли восстание против хозяйничавших на их земле поработителей-испанцев, разгромили их хорошо укрепленные гарнизоны и гнали врага на юг – через Эль-Пасо и Чиуауа вплоть до самого Мехико. Все имущество испанцев, включая множество лошадей, оказалось в руках индейцев. К тому времени, как испанцы вернули контроль над этим районом в 1692 г., индейцы пуэбло вполне овладели искусством обращения с лошадьми.

На востоке индейцев познакомили с лошадьми английские и французские переселенцы. Для рыбаков, земледельцев и лесных охотников этих районов лошади не играли сколько-нибудь серьезной роли, поскольку местные природные условия не были благоприятны ни для разведения лошадей, ни для их использования. Лошади стали настоящей страстью для индейцев прерий и центральных районов; они предпочитали породы лошадей, выведенных испанцами, добывая их в Техасе и Нью-Мексико: лошадей либо покупали, либо крали.

Вдоль границы между Техасом и Нью-Мексико располагается первая, «пограничная» группа индейских верховых племен: это навахо, апачи, команчи и юты. На втором «ярусе» находятся осейджи, кайовы, шайены и арапахо. На третьем – пауни, кроу, шошоны, а также сиуязычные племена, в том числе дакоты, манданы и хидатсы. Далее следуют племена, расположенные в районе американо-канадской границы и в Канаде: кри, черноногие, оджибвеи, а также неперсе – признанные мастера коневодства, известные своими великолепными лошадьми апалусской породы. Однажды появившись на территории Северной Америки, лошадь с 1650 по 1800 г. стремительно покорила весь континент, не уступая в этом по скорости автомобилю и самолету.

Почему-то считается, что индейцы не пользовались седлами. Это не так. Многие племена делали европейского типа седла из шкур, причем в своей собственной своеобразной манере, с изысканно разукрашенными тороками по бокам лошади. Также не соответствует действительности утверждение, что верхом ездили только мужчины. В некоторых племенах среди женщин и девушек встречались так же страстно преданные лошадям и умевшие так же искусно с ними обращаться, как и мужчины.

[1] Коронадо захватил несколько крупных поселений пуэбло, в частности Кикуйе, как раньше назывался Пекос – сейчас так называется город, а также историческое место в штате Нью-Мексико; они были разграблены, и в этих районах была провозглашена власть испанской короны.

Когда в Северной Америке появились лошади?

На самом деле вопрос должен стоять так: когда лошади вернулись в Северную Америку? Потому что лошади появились в Северной Америке миллионы лет назад. В ходе длинной истории лошади со своей северо-американской родины распространились в Южную Америку, Азию, Европу и Африку. На всех этих континентах они дали начало многим новым породам лошадей. Но во время Ледникового периода лошади, проживавшие в Северной Америке, вымерли. На заре цивилизации лошадей в Северной Америке не было. Они жили только в Европе, Азии и Африке. Испанские конкистадоры вернули лошадей в Америку.

В 1519 году Фернандо Кортес привез с собой 16 лошадей, когда он плыл из Гаваны для завоевания Мексики. Де Сото доставил более двухсот лошадей, когда он высадился во Флориде в 1539 году. Еще больше этих животных было с ним, когда он двигался по реке Миссисипи в 1541 году. А Коронадо, исследовавший Юго-Запад в это же время, имел в своей экспедиции более тысячи лошадей. Испанские миссионеры и поселенцы, которые пришли на эти земли вслед за исследователями, добавили количество лошадей.

Сначала американские индейцы были напуганы этими животными, потому что они никогда ранее не видели таких созданий. Но они быстро поняли, насколько они могут быть полезными. Вскоре они начали красть их у испанцев, уводить их к себе. Племя за племенем становились обладателями лошадей. Обладание лошадьми изменило уклад жизни многих индейских племен. Благодаря лошадям они могли быстро и легко добраться до любой стоянки племени. Лошади сделали возможным преследовать стада бизонов и охотиться за любой дичью. Индейцы, обитавшие на равнинах, использовали лошадей в сражениях с другими племенами и в битвах против нашествия белых.

Почему использование черных рабов в английских колониях Северной Америки вначале не получало столь широкого распространения, как в испанской Америке?

Почему использование черных рабов в английских колониях Северной Америки вначале не получало столь широкого распространения, как в испанской Америке? Использование черных рабов в английских колониях Северной Америки вначале не получило широкого распространения

Где и когда появились кроссворды?

Где и когда появились кроссворды? Первые кроссворды (англ. cross-word – крест + слово) появились в XIX веке в английских детских книжках. Вскоре после этого разгадывание кроссвордов стало популярным времяпровождением взрослых жителей США. Первый современный кроссворд был

С какими минералами принято связывать различные месяцы в Северной Америке и Великобритании?

С какими минералами принято связывать различные месяцы в Северной Америке и Великобритании? Во многих странах Запада месяцы года принято связывать с минералами. Эта традиция в разных странах имеет существенные различия. В Северной Америке и Великобритании широко

С какими цветами принято связывать различные месяцы в Северной Америке и Великобритании?

С какими цветами принято связывать различные месяцы в Северной Америке и Великобритании? Во многих странах Запада месяцы года принято связывать с цветами. Эта традиция в разных странах имеет существенные различия. Так, в Северной Америке и Великобритании широко

ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ БРИТАНСКИХ КОЛОНИЙ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (1775–1783 годы)

ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ БРИТАНСКИХ КОЛОНИЙ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (1775–1783 годы) Война британских владений на территории нынешних США за независимость от метрополии.Боевые действия начались в 1775 году после того, как американские колонии отказались выплачивать в британскую

Когда появились фамилии?

Когда появились фамилии? «Привет, коротыш!»«Здорово, тощий».«А вот и Блондинка!»Это тебе знакомо? Мы считаем это вполне нормальным — давать людям прозвища, которые в определенной степени дают их характеристику.Интересно, что точно так же появились имена! Девочка,

ВЕСТЬ О НОВОМ СВЕТЕ (путешествие Бьярни к Северной Америке)

ВЕСТЬ О НОВОМ СВЕТЕ (путешествие Бьярни к Северной Америке) Если взглянуть на карту Северной Атлантики, то нетрудно убедиться, насколько просто сюда попасть с юго-западной окраины Гренландии. Мореходы, которые отважно пускались в открытое море, могли, безусловно,

МНИМОЕ ЦАРСТВО ВЕЛИКОГО ХАНА (англичане и португальцы в Северной Америке)

МНИМОЕ ЦАРСТВО ВЕЛИКОГО ХАНА (англичане и португальцы в Северной Америке) Судя по карте мира, составленной фламандцем П. Рейсом (1508), просвещенные европейцы были уверены, что Колумб открыл в Южном полушарии обширную Землю Святого Креста, а за островами Карибского моря

Когда появились частушки?

Когда появились частушки? Каждый из вас, конечно же, слышал частушки — веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Их поют под аккомпанемент балалайки, гармони, баяна и других народных инструментов, нередко сопровождая пляской. Достается в частушках

Когда в Америке появился первый негр?

Когда в Америке появился первый негр? Вы, наверное, уже слышали, как говорят, что единственные настоящие американцы – это индейцы. Все остальные имеют предков, которые появились здесь из других стран. Негры тоже появились здесь из других стран. Но большинство людей и не

Когда появились стулья?

Когда появились стулья? Примерно две трети населения земного шара не пользуются в повседневной жизни стульями: обитатели стран Азии предпочитают сидеть «по-турецки», в Африке и Южной Америке жители сельских местностей любят отдыхать на корточках. Представители

Когда появились гобелены?

Когда появились гобелены? Первоначально гобеленами назывались вытканные вручную ковры с различными изображениями. Их возникновение относится к раннему Средневековью. В отличие от шпалер, рисунки на гобелене вышивались, а не ткались.Один из наиболее известных гобеленов

Когда появились вилки?

Когда появились вилки? Привычные нам вилки первоначально использовались только во время приготовления пищи: ими придерживали мясо, когда его резали. Первые вилки были длинными, с двумя зубцами, их делали из железа, кости, твердого дерева.Прошло довольно много времени,

Когда появились свадьбы?

Когда появились свадьбы? Свадьба как обычай возникла очень давно. Здесь можно выделить три стадии. Первая, когда древний человек попросту крал женщину — свою будущую жену. Затем появился брак по договору или за выкуп. Жених покупал невесту. И, наконец, появился брак, в

Когда в Америке появился первый негр?

Когда в Америке появился первый негр? Вы, наверное, уже слышали, как говорят, что единственные настоящие американцы — это индейцы. Все остальные имеют предков, которые появились здесь из других стран. Негры тоже появились здесь из других стран. Но большинство людей и не

На самом деле они вернулись в Северную Америку вместе с колонистами.
Известно, что лошади появились в Северной Америке миллионы лет назад.


В ходе длинной истории лошади со своей североамериканской родины распространились в Южную Америку, Азию, Европу и Африку. На всех этих континентах они дали начало многим новым породам лошадей. Но во время Леднико­вого периода лошади, проживавшие в Северной Америке, вымерли. На заре цивилизации лошадей в Северной Америке не было. Они жили только в Европе, Азии и Африке.


Это действительно была лихорадка, можно даже сказать, своего рода помешательство! Индейцы, особенно жившие на равнинах, буквально потеряли голову из-за лошадей. И если в 1650 г. в их распоряжении было лишь очень небольшое количество этих животных, то спустя двадцать лет оно резко возросло.


Лошадей в Северную Америку привели с собой испанцы: в 1540 г. вице-король Новой Испании разрешил Васкесу де Коронадо со своим отрядом перейти Рио-Гранде и совершить вооруженный рейд по неизведанной территории, лежавшей к северу от Мексики. Коронадо надеялся найти сказочные «семь городов Сиболы» , где дворцы и даже дома якобы были сделаны из золота. .
Возможно, часть лошадей из отряда Коронадо убежала и осталась в прериях. То же самое, вероятно, произошло и во время новых походов испанцев, которые возглавляли соответственно Камускадо в 1581 г. , Эспейо в 1581–1582 гг. и Кастанья де Coca в 1590–1591 гг. Но больше всего лошадей на североамериканской территории оказалось в результате крупного похода Хуана де Оньяте в 1598 г. , в ходе которого была окончательно сформирована провинция Нью-Мексико со столицей в Санта-Фе.
Поворотным пунктом в освоении лошади стал 1680 г. , когда индейцы пуэбло подняли восстание против хозяйничавших на их земле поработителей-испанцев, разгромили их хорошо укрепленные гарнизоны и гнали врага на юг – через Эль-Пасо и Чиуауа вплоть до самого Мехико. Все имущество испанцев, включая множество лошадей, оказалось в руках индейцев. К тому времени, как испанцы вернули контроль над этим районом в 1692 г. , индейцы пуэбло вполне овладели искусством обращения с лошадьми.


Вдоль границы между Техасом и Нью-Мексико располагается первая, «пограничная» группа индейских верховых племен: это навахо, апачи, команчи и юты. На втором «ярусе» находятся осейджи, кайовы, шайены и арапахо. На третьем – пауни, кроу, шошоны, а также сиуязычные племена, в том числе дакоты, манданы и хидатсы. Далее следуют племена, расположенные в районе американо-канадской границы и в Канаде: кри, черноногие, оджибвеи, а также неперсе – признанные мастера коневодства, известные своими великолепными лошадьми апалусской породы. Однажды появившись на территории Северной Америки, лошадь с 1650 по 1800 г. стремительно покорила весь континент, не уступая в этом по скорости автомобилю и самолету.

Родиной лошади считается Северная Америка. Около 50 млн. лет тому назад на месте нынешнего Берингского пролива после понижения уровня воды образовалась суша. По этому “ мосту ” из Северной Америки предки лошади мигрировали в Азию, потом - в Европу и Африку. Спустя 30 млн. лет на Американском материке лошади совсем перевелись, даже археологи не обнаруживают их следов. Одна из предполагаемых причин- ядовитые укусы какой- то мухи. В Америку лошадей доставили испанские конкистадоры только в ХVI в.
http://www.arkliomuziejus.lt/Viskas_apie_arkli/evoliucija_ru.htm
Лошади появились в Северной Америке миллионы лет назад.
В ходе длинной истории лошади со своей североамериканской родины распространились в Южную Америку, Азию, Европу и Африку. На всех этих континентах они дали начало многим новым породам лошадей. Но во время Леднико­вого периода лошади, проживавшие в Северной Америке, вымерли. На заре цивилизации лошадей в Северной Америке не было. Они жили только в Европе, Азии и Африке.

Древний предок лошади эогиппус (Еоhippus), найденный в нижнем эоцене Северной Америки, был ростом с небольшую собаку, имел четырехпалые передние и трехпалые задние конечности. Коренные зубы эогиппуса были низкие с буграми на жевательной поверхности. Жил он в субтропических лесах и питался сочной растительностью. Более крупный, размером с борзую собаку, мезогиппус (Mesohippus), найденный в олигоценовых отложениях, имел уже только по три пальца на обеих конечностях, но боковые пальцы у него еще достигали земли, и коронки коренных зубов были низкие, хотя и имели плоскую, складчатую жевательную поверхность. Видимо, он жил в лесу и по образу жизни напоминал тапиров.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/895/Семейство
Испанские конкистадоры вернули лошадей в Америку. В 1519 году Фернандо Кортес привез с собой 16 лошадей, когда он плыл из Гаваны для завоевания Мексики. Де Сото доставил более двухсот лошадей, когда он высадился во Флориде в 1539 году. Еще больше этих животных было с ним, когда он двигался по реке Миссисипи в 1541 году. А Коронадо, исследовавший Юго-Запад в это же время, имел в своей экспедиции более ты­сячи лошадей.



По тем или иным причинам они уходили в прерии, дичали и на протяжении столетий размножались на воле. Так и появились в прериях табуны диких лошадей, которых прозвали мустангами. Вплоть до ХIХ века поголовье мустангов было многочисленным. Еще в 1903 году в американских прериях насчитывалось около двух миллионов диких лошадей. Но потом постепенно их истребили или одомашнили.


Кортес и Де Сото появились верхом на великолепных берберийских и андалузских лошадях. Это были лошади, изменившие жизнь американских индейцев, живших на Великих Равнинах или возле них. Индейцы пуэбло научились ездить верхом и передали это умение другим племенам.

Читайте также: