Кто такой конь в тюрьме

Опубликовано: 23.04.2024

Жестко структурированное лагерное сообщество бдительно охраняет свои границы - «активист» никогда не сможет перейти в касту блатных, а «петух» - выпить чаю с вернувшимися с работы «мужиками». Правда, и в этих правилах есть свои небольшие отступления, и касаются они, в первую очередь, лагерных дневальных.
Тихий, безропотный, безымянный
Существо это по всем своим признакам находится едва ли не ниже «опущенного», однако его услугами пользуются многие, в том числе блатные и уголовная верхушка. Образно говоря, дневальный - это связующая нить между разными мирами, но бытие ее, как у обыкновенной суровой нити, почти такое же: малозаметное и очень непростое.
Правда, не следует путать должность «дневалы обыденного» с должностью старшего дневального. Обычный дневальный - это раб на хозяйстве: он убирает, моет, ремонтирует, следит за чистотой, бегает в столовую за пайкой для блатных. Старший - птица иного полета и является кем-то вроде бригадира на стройке и осуществляет административные функции, перепорученные ему лагерным руководством.

Как правило, функции рядового дневального выполняют люди немолодые, не способные постоять за себя, однако вполне порядочные. Ведут они себя достойно, не «крысятничают», не стучат, не лезут в активисты. Те, кто видел известный кинофильм «Вокзал для двоих», может представить себе дневального в образе пианиста Платона Рябинина и даже вообразить его: незлобивость, добросердечие, неумение поставить себя жестко, физическая слабость. Впрочем, по сюжету фильма Рябинин был шнырем (уборщиком), но на сегодняшний день это и есть аналог дневального.

С раннего утра и до самого вечера небритый и нечесаный дневала моет секции, раковины, умывальники, убирает территорию, чистит снег, ремонтирует розетки, пилит, строгает, заготавливает для отряда еду в столовой. Раньше, когда в бараках было дровяное отопление, в его обязанности входила топка печей и прочая домашняя работа - он должен был сделать все, чтобы вернувшиеся со смены зеки чувствовали себя как дома.

Разумеется, в условиях заключения такого никогда не бывает: зеки всегда найдут, к чему прикопаться. Поэтому дневальному нужно вертеться как белка в колесе. Но сегодня, когда в лагере никто не работает, найти того, кто мог бы удовлетворить сотню-другую относительно здоровых, агрессивных и злобных бездельников мужчин, весьма непросто.

Может быть, поэтому дневальный Варфоломеев, 45-летний мужичонка, терпеливый и незаметный, был для руководства одного из сибирских лагерей сущей находкой. Варфоломеев делал все, что было нужно, при этом никогда не выходил из себя и даже побои (а били его частенько) принимал с тем же покорным безразличием, с каким домашнее животное принимает тычки хозяина. Поведение бывшего школьного завхоза, по пьянке избившего подгулявшую жену, объяснялось тем, что он сильно надеялся на УДО и ради этого был готов вытерпеть любые муки. Отрядный обещал, что как только Варфоломеев отсидит половину срока, он представит его к досрочному освобождению. Наивный мужчина, так и не усвоивший азы лагерной философии, где главным постулатом является знаменитое «Не нае. шь - не проживешь!», надеялся на порядочность отрядного и выполнял любое его распоряжение.

Срок подачи документов на УДО был все ближе, а отрядный, привыкший получать за всякое свое действие мзду, стал думать, как бы отказаться от своих обещаний. Накануне дня подачи документов казарма проснулась от запаха экскрементов, которым тянуло со стороны туалета. Дневальный со всех ног бросился туда, открыл дверь и едва не был сбит с ног мощным потоком воды вперемешку с дерьмом.

Варфоломееву за допущенный бардак тут же настучали по репе, он ползал с тряпкой по полу, глотая слезы, - рассвирепевший отрядный отказал ему в УДО. Дескать, не справился. Пришлось старательному дневальному ходить за грязными, зачастую неряшливыми заключенными до конца срока. Он так никогда и не узнал, что «говнопотоп» устроил ему хитроумный отрядный. Не желая отпускать Варфоломеева раньше срока, он дал своим «шестеркам» несколько пачек дрожжей. Те бросили дрожжи в канализацию и отключили воду.

В зоне случается всякое, но даже на фоне этого то, что случилось с известным вором в законе Игорем Богония, не лезет ни в какие ворота.

После задержания с героином суд приговорил грузинского «законника» к одному году в колонии усиленного режима. Отбывать срок «законник» отправился в Волгоградскую область. Появившись в зоне, вор решил подавить всех своим авторитетом. Но как ни пытался, у него ничего не вышло. Богония затихарился.

И тут в дело вступила администрация. Трудно сказать, что говорили зеку «кум» и замполит, но вскоре с вором произошло чудесное превращение. Богония написал заявление на имя начальника колонии, в котором сообщил, что хочет встать на путь исправления и «отказывается от "короны" и воровской идеи». Свои слова заключенный подтвердил делом - он убирал территорию, дежурил, был почтителен с администрацией, а иногда убирал за обитателями общего барака. Зеки были потрясены: увидеть вора в законе с метлой в руках - это сильно.

Подобное поведение привело к тому, что вор в законе (а такого не должного быть в принципе) освободился по УДО.

Вскоре Богония объявился в столице. Отсутствие титула нисколько не помешало ему сколотить банду, которая торговала наркотиками, совершала грабежи и разбои. Бывший вор даже встречался с московскими ворами в законе, чтобы застолбить за собой территорию, и вел себя с ними на равных.

Правда, конец у бывшего «авторитетного дневального» оказался печальным: он закончил жизнь самоубийством в возрасте 55 лет. Говорят, причиной этого неординарного для зека поступка было то, что его вызвали на разборку, на которой пригрозили убить. И Богония упредил события. И правильно сделал - вряд ли бы воры потерпели глумление над титулом.

Далеко не все дневальные согласны безропотно терпеть многолетние унижения, бесконечный труд и презрительное отношение окружающих. Но для того чтобы возроптать, необходимо иметь заступников или в лице администрации, или в лице блатных. Администрация просто так заступаться не будет: ей нужно платить или носить информацию. Денег у дневальных, выходцев из народной гущи, как правило, нет. А становится стукачом - себе дороже.

Поэтому многие из них в погоне за более качественным существованием становятся «конями» у блатных. «Конь» - это что-то наподобие слуги. В обмен на это он получает защиту, чай и сигареты. Более мягкое название для такого рода осужденных - помощник. Некоторые помощники становятся настоящими младшими «семейниками». Им доверяют многие запретные вещи и семейные тайны. А иногда блатные привлекают их к выполнению «спецопераций».

Одну из таких «спецопераций» как-то решили провести блатные одной из зон, расположенной на юге России. Некто Олег Уваров, заместитель начальника лагерной столовой, хотел подсидеть шефа Григория Остапенко - человека необъятной ширины, свирепости и хитрости, матерого взяточника, отбывающего то ли третью, то ли четвертую ходку.

Дневальный Ложкарев - худенький, щупленький старикан, «конь» одной из группировок, прибыл в столовую точно по расписанию. Сел за стол, поставил тарелку, сунул ложку в варево и вдруг закричал не своим голосом. Обитатели столовки обернулись на крик и увидели - Ложкарев держит в руке небольшую, облепленную капустными обрезками крысу. Задыхаясь от возмущения, Ложкарев показал на тарелку, откуда он вынул вареное «мясо». Люди Остапенко двинулись в сторону чересчур бдительного дневального. Навстречу им выдвинулась группировка блатных, чьи интересы обслуживал Ложкарев. Надо сказать, подобное происшествие - это ЧП, за которое начальника столовой могут уволить.

О случившемся доложили Остапенко. Тот со скоростью лесного оленя выбежал в зал, схватил дохлую крысу и ринулся во двор. Представители обеих сторон ринулись следом. Остапенко помчался в медпункт, где, почитывая газету, сидел дежурный врач Андрей Андреевич.

Бросив крысу на стол, Остапенко громоподобным голосом вопросил: «Вскрыть можешь?» Андрей Андреевич снял очки и задумчиво произнес: «Отчего бы не вскрыть!»

Судьбоносная операция происходила в присутствии противоборствующих сторон, дежурного офицера и Григория Остапенко. Несчастное животное было вскрыто, внутренности показали присутствующим. Увы, они оказались чистыми. Было очевидно, что крыса в котле не варилась, ее едва облили кипятком и бросили в суп. Остапенко оказался ни при чем - его грубо подставили.

Разъяренный Остапенко ринулся на поиски дневального. Ложкарева нашли в котельной, где он сидел, зарывшись с головой в уголь. «Коня» извлекли, много раз съездили по «наглой конской» роже. Еще хорошо, что не убили.

А ведь могли - жизнь дневального стоит немного. Так же, как и их труд - тяжкий, изнурительный и, в сущности, совсем бессмысленный.

Понравился рассказ-значит ПАЛЕЦ ВВЕРХ, да и не забудь ПОДПИСАТЬСЯ! Ведь ваша благодарность-это моя МОТИВАЦИЯ писать дальше!

КОНЬ - 1) ложка, 2) мотоцикл, 3) отец, 4) веpевка, к-ую бpосают из окна для пеpедачи мелк.пpедм.из камеpы в камеp

Смотреть что такое КОНЬ в других словарях:

КОНЬ, -я, мн. кони, коней, м. 1. То же, что лошадь (преимущ. о самце).Боевой к. По коням! (кавалерийская команда; также перен.: призыв,распоряжение всем присутствующим ехать, отправляться; разг.). На коне (такжеперен.: чувствует себя победителем, уверен в себе). К.-огонь (о горячем ибыстром коне). С чужого коня среди грязи долой (посл.). К. о четырех ногах,да спотыкается (поел. о том, что ошибаться может каждый). Погоняй коня некнутом, а овсом (посл.). Не в коня корм (о том, что не идет на пользукому-н.; прост.). К. не валялся у кого-н. (ничего еще не начато, не готово;разг.; Пора начинать, а у них еще и к. не валялся.). 2. В шахматах: фигура,изображающая конскую голову на высоко изогнутой шее. Ход конем (такжеперен.: о смелом, решительном действии). 3. Гимнастический снаряд длямаховых упражнений и опорных прыжков - обитый мягким материалом длинный брусна ножках. Уп-ражнения на коне. * Коней на переправе не меняют - в решающийдля дела момент не меняют ни планы, ни людей. II уменьш. конек, -нька, м. (к1 знач.), коник, -а, м. (к 1 знач.) и уменьш.-унич. коняшка, -и, м. (к 1знач.). II прил. конный, -ая, -ое (к 1 знач.), конский, -ая, -ое (к 1 знач.)и коневый, -ая, -ое (к 1 знач.). Конный завод. Конный спорт (разные видыспортивной верховой езды). Конский волос. Коневая юфть. смотреть

конь 1. м. 1) Лошадь (обычно о самце). 2) перен. Шахматная фигура с изображением головы лошади на высокой изогнутой шее. 2. м. Гимнастический снаряд в виде обитого мягким материалом бруса на четырех выдвижных ножках.

конь м.1. horse; steed поэт. боевой конь — war-horse, charger по коням! (команда) — mount! 2. шахм. knight 3. спорт. vaulting horse конь в длину — l. смотреть

конь См. лошадь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. конь коник, саврас, гиппокамп, гиппогриф, буцефал, девушка, сивка-бурка, шкапа, борзый конь, коняга, кляча, битюк, росинант, лошаденка, чудо-конь, сивка-бурка вещая каурка, орловец, автомобиль, коняка, коняшка, сивко, битюг, конек, пегас, иноходец, коньяк, лошадь, конина, жеребец, савраска, сивка, скакун Словарь русских синонимов. конь 1. см. лошадь. 2. см. автомобиль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. конь сущ. • лошадь • кобыла Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. конь сущ., кол-во синонимов: 47 • автомобиль (369) • арион (3) • битюг (4) • битюк (2) • борзый конь (5) • бурко (4) • буцефал (3) • гайтан (5) • гиппогриф (3) • гиппокамп (5) • девушка (126) • дончак (4) • единорог (20) • жеребец (11) • иноходец (3) • инцитат (1) • кляча (13) • комонь (2) • конек (29) • коник (14) • конина (10) • конище (1) • коньяк (11) • коняга (9) • коняка (3) • коняшка (9) • лошаденка (9) • лошадь (133) • орловец (3) • орь (2) • пегас (7) • росинант (4) • саврас (9) • савраска (10) • сивка (11) • сивка-бурка (5) • сивка-бурка вещая каурка (5) • сивко (9) • скакун (18) • снаряд (35) • фанат (34) • фарис (2) • фарь (2) • фигура (112) • цээсковец (4) • чудо-конь (1) • шкапа (5) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: автомобиль, арион, битюг, битюк, борзый конь, бурко, буцефал, гайтан, гиппогриф, гиппокамп, девушка, дончак, единорог, жеребец, иноходец, инцитат, кляча, комонь, конек, коник, конина, конище, коньяк, коняга, коняка, коняшка, лошаденка, лошадь, орловец, орь, пегас, росинант, саврас, савраска, сивка, сивка-бурка, сивка-бурка вещая каурка, сивко, скакун, снаряд, фанат, фарис, фарь, фигура, цээсковец, чудо-конь, шкапа. смотреть

Бывать (быть) и на коне, и под конём. Волг., Пск., Сиб. Многое испытать, приобрести опыт в жизни. Глухов 1988, 8; СРНГ 2, 228; ФСС, 20.Загнуть, что на . смотреть

КОНЬлошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На К. передвигаются (по небу и. смотреть

— символ силы, быстроты и неутомимости, бесстрашия и воинской славы. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне — значит одержать победу. Небесный воин Георгий Победоносец всегда изображался на белом коне. Многие парады открывал в Москве Главнокомандующий на белом коне. Традиция создавать конную статую или картину как средство увековечения памяти великого лидера коренится в знаменитой античной статуе императора Марка Аврелия, сидящего верхом на коне, водруженной на площади Капитолия в Риме. Военачальники-победители также изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне. Кони везут триумфальные колесницы многочисленных мифологических персонажей. Образы коня у скандинавов связаны со сменой суток: «конь-ночь» мчится впереди с темной гривой, а за ним скачет «конь-утро», чья пена покрывает землю росой. И замыкает эти скачки «конь-день» со светлой гривой, озаряющей землю и воздух. В Упанишадах конь символизирует календарь: туловище означает год, другие части тела — времена года, суставы — месяцы, а ноги — день и ночь. Конь может быть знаком солнца, огня и света, примером этому являются огненные кони Гелиоса. У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно заходящему и восходящему светилу. Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера. Верхний контур двускатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце, а соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения. Наиболее известный эпизод Троянской войны — большой деревянный конь на колесах, построенный греками, чтобы изнутри захватить Трою. Троянский конь — символ скрытности и коварства. Отсюда произошло выражение «ход конем», хотя в шахматах конь символизирует не столько скрытность, сколько жизнестойкость. Нагруженный конь выступает, с одной стороны, символом человеческого тела, несущего духовную ношу, с другой — наоборот, символизирует духовную природу человека, несущего бремя материального тела. Легенды приписывают коню свойства, присущие бессознательному в человеке. Эта связь наглядно выражена в образе кентавра: туловище человека — его сознание, а круп и ноги лошади — бессознательное. У разных народов существовали ритуалы убийства коня и его жертвоприношения. У римлян — это обряд октябрьского коня, у индусов — «аш ва мед ха». Хотя подобные ритуалы были и у славян, однако боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ витязя. Выступая в роли волшебного помощника, он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу или муху. Конь указывает герою на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях и помогает преодолевать их, воскрешает богатыря живой водой (Конек-горбунок). В связи с вышесказанным любопытно, что в тибетской медицине конем называется вещество, которое сопровождает лекарство к пораженному органу. Следы конских копыт в древности нередко были знаками, дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью. Конь является одной из древнейших эмблем человечества: его изображения на стенах пещер распространены от Заполярья до пустыни Гоби и Аравийского полуострова на протяжении 40–10 тыс. лет до н. э. Такое колоссальное значение коня в символике и эмблематике объясняется огромным военным и транспортным его значением вплоть до середины XIX в. На эмблематическом уровне прыгающий конь означает Испанию. Белая лошадь была родовым знаком ганноверского родового дома. Во времена двух первых королей Англии — Георга I (1714–1727) и Георга II (1727–1760), белая лошадь вместе с королевским дубом Стюартов присутствовала на большинстве вывесок пивных. Хотя белая лошадь встречалась и на более древних штандартах саксов. В геральдике никогда не употребляется слово «лошадь», а только «конь». Он всегда должен быть в сбруе или под седлом. В западноевропейской геральдике считалось, что конь сочетает лучшие свойства нескольких животных: храбрость льва, острое зрение орла, силу буйвола, быстроту оленя и ловкость лисы. В геральдической традиции голова коня и его силуэт изображаются всегда в профиль. В силу того что конь как эмблема в русской дореволюционной тематике употреблялся большей частью в царских государственных или в родовых гербах высшей знати, он не вошел в эмблематику советской геральдики. Источ.: Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. смотреть

КОНЬ м. стар. комонь, славянское. клюся, стар. арабс. фарь; лошадь; лошадь добрая, не кляча: на юге, сев. и в Сиб. редко говорят лошадь: жеребец или мерин, не кобыла; особ. верховая лошадь. Кляча воду возит, лошадь пашет, конь под седлом. Годовалый жеребенок, лоншак (от ланской, лони), иногда произн. лошняк, и путается с лошаком. По третьему году, стригун, остригают гриву, астрах. доган. Дикая лошадь, тарпан, а особый вид ее, киргизский, джигетай, кулан. | В шахматной игре, шашка вырезанная копем. | Верхний брус на кровле, под коньком; такой же продольный брус под кровлей или палубой речных судов, на стойках, от которого идут вроде стропил к бортам чоблоки. Он ходит конь конем, здоров, бодр. Царство без грозы - конь без узды, стар. Не конь везет, Бог несет. Конь не выдаст, и враг не съест. Помилуй (вынеси). Господь, коня и меня! Конь под нами, а Бог над нами, казачья. Жалеть коня, истомить себя. Конь мой, конь, ты мой верный друг! Конь мой вся моя надежда. Кто коней меняет, у того хомут гуляет. Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет. Конь воина обнюхивает, убитым быть. Конь копытом сдачи дает. Добр конь, да копыта отряхивает. Где конь ложится, тут и шерсть валится. Счастье не конь (не кляча): хомута не наденешь, или: не взнуздаешь. Кто в кони пошел, тот и воду вози. Счастье на коне, бессчастье под конем. Счастливый на коне, бессчастный пеш (или под конем). Хотелось на коня, а досталось под коня. Пропал конь, так и оброт в огонь! Увели коня, так возьмите и оброт. Куда конь с копытом. туда и рак с клешней. Весело коням, когда скачут по полям. Хорош конь, хорош и датина. Конь до коня, а молодец до молодца. Добрый конь не без седока (не без корму). Чей конь, того и воз. Даровому коню в зубы не смотрят. Непродажному коню и цены нет. С чужого коня и середи грязи долой. Спит, как коней продавши, напившись с могарычей. Заемщик на коне ездит, плательщик на свинье, ни с месга. Все люди на конях, а конный пеш. Прыгнул бы на коня, да ножки коротки. На коне сидит, а коня ищет. Волк коню не товарищ. Чешись конь с конем, а свинья с углом. Свинье коню и рылом под хвост не достать. Конь горбат, не мерину брат. Деньгами коня не купишь, а удачей. Бурого коня за рекой примечают. Купи коня, и хода твоя (хода даром). Конь с ходой, а хода с конем (идет, продается). Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил. Обойдешь, огладишь, так и на строгого коня сядешь. Стой конь, не шатайся, никому в руки не давайся! Конь, нога бела, 10 рублев: две ноги белы, 20 рублев; три ноги белы, 30 рублев; а четыре ноги белы, 4 рубля. Коню не верь - кобылью голову найдешь, и ту зануздай! Неверь жене в подворье, а коню в дороге. Не отведывай счастья (не надейся на счастье), не купи коня хрома! Не ржут други (кони), а лают! Кони ржут, к добру. Кабы на добра коня не спотычка, цены б ему не было! Конь без спотычк, корова без передою, да закром без переводу! Конь о четырех ногах, да спотыкается. Был конь, было и поезжено. Был конь, да изьездился. Одним конем всего поля не изъездишь. Выше меры и конь не скачет (не прянет). Усталому коню хомут не хомут, все неладно. Старый конь борозды не портит. Погоняй коня не кнутом (или гладь коня не рукою), а овсом. Доброму (или ученому) коню лишь плеть покажи. Не накормлен конь, скотина, не пожалован молодец, сиротина. Вола гущей откормишь, коня гущей раздуешь (распучишь). Сенным конем не ездить, соломеным конем не орать. Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе. Корм коня дороже. В худого коня корм тратить, что в худую кадушку воду лить. Конь гнед, да шерсти на нем нет: передом сечет, зад волочет. Конь тощой - хозяин скупой. От хозяйского глаза и конь добреет. Сыпь коню мешком (холь, гладь коня мешком). так не будешь ходить пешком. Конь копытом бьет, удила грызет. Конь бежит. земля дрожит: из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом. Седлай порты, надевай коня! Найди пегого коня, да чтоб был весь одной масти! Ехал не конем, погонял не кнутом, жег не палку, угодил не в галку; сварил, не отеребил? на лучину рыбачить. На избном коньке пестра подушка лежит? звёзды. Конь скакун, скаковой, для скачки, легкий и скорый на скаку; беговой, у которого сильная побежка, рысь или иноходь, рысак и иноходец; конь шагистый, с крупным шагом; конь с ходою, у которого шаг частый, близкой к рыси. Конь водный, болотный, животное гипопотам. Конь морской, сивуч, род тюленя с гривою, Рhoca jubatа. Конь-камень, тул. и др. стоящий от природы или на могиле, кургане камень на ребро, стоймя; под конем, по поверью клад; камень по ночам, обращаясь в коня, скачет тяжким топотом по полям и ржет.

Конь (1): Тъи (Всеслав) клюками подпръ ся о кони (окони?) и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола Кіевьскаго. 35. Мужь страшьнъ бывъ р. смотреть

Тюремное заключение – серьезное испытание для любого человека, не привыкшего к замкнутому пространству и довольно специфическому обществу. Особенно жестоко оно для первоходов, то есть людей, отбывающих заключение в первый раз.

ИВС, СИЗО, судебное заседание, приговор, этапирование, карантин, поселение на зоне – на каждом из этих этапов возможны ошибки, приводящие к поистине катастрофическим последствиям. Совершив одно неправильное действие даже по незнанию, можно попасть в касту неприкасаемых («обиженных»), откуда в ряды «мужиков», а тем более «блатных», уже пути нет.

kak-pervokhodu-pravilno-vesti-sebya-v-khate

О тюремной иерархии

Тюремное общество глубоко иерархично. Это накладывает жесткие рамки на систему взаимоотношений осужденных. Прежде всего имеет значение «масть» заключенного:

  • Блатные.

Костяк тюремного сообщества, этакая местная элита. Блатные пользуются максимальным количеством привилегий, но и ограничений на них налагается тоже много. «По понятиям», им запрещается работать, подчиняться администрации, заниматься уборкой, а ранее ворам в законе даже нельзя было иметь семьи. Блатные придерживаются строгих правил, и если вы их выучите, проблем быть не должно. Эти люди заинтересованы в сохранении порядка в камере, и из их числа назначаются положенцы и смотрящие, призванные не допустить беспредела. С ними лучше обращаться уважительно, но без подобострастия.

  • Мужики.

Самый многочисленный класс, так сказать, народ. Мужики спокойно работают, живут по общим правилам и рассчитывают побыстрее вернуться на волю, в обычное общество. Если первоходу удается избежать ошибок на старте, как правило, он становится мужиком. Это идеальная позиция.

  • Обиженные (опущенные).

​ А вот это как раз люди, которые эти самые ошибки совершили (за исключением добровольных гомосекусуалистов или сидящих по статьям за изнасилование). Обычно это неправильно сказанные слова и определенные поступки (воровство у своих, донос администрации, общение с другими людьми из этой касты). Ранее ритуал «опускания» предполагал совершение гомосексуального акта с потенциальной жертвой, сейчас такое встречается редко и преимущественно на малолетке. В женских тюрьмах и колониях гомосексуальные связи и вовсе не табу.

  • Козлы (черти).

Пособники администрации, делающие для нее грязную работу в надежде на снисхождение. Быть частью этой группы низко, поэтому редко кто идет на сотрудничество с администрацией добровольно.

Вывод – постоянно держать глаза и уши открытыми.

Как войти «в хату»

Это, пожалуй, самый сложный момент, выводящий первохода на стартовую позицию. Благо, сейчас администрация тюрем старается разместить заключенных по камерам в соответствии с «мастью». Это дает возможность избежать конфликтов с первых часов заключения, а новички могут изучить тюремные правила в относительно спокойной обстановке, без пресса авторитетов.

При первом входе как в камеру, так и в барак, наиболее важны:

Лучше всего остановиться на нейтральном варианте типа «Добрый вечер», «Доброго здоровья», «Мир/вечер в хату». От панибратских приветствий, тем более с намеком на «масть» (типа «Привет, мужики» или «Здорова, пацаны»), лучше воздержаться.

  • Правильное поведение.

Не стоит занимать с ходу свободную «шконку» (кровать). Следует поинтересоваться, свободно ли здесь и можно ли расположиться. Кстати, в зоне не «спрашивают» в обычном смысле этого слова, а «интересуются» – это тоже лучше усвоить. Если вдруг под ноги вам бросят полотенце, поднимать его не нужно, просто перешагните. А если скажут, что эта хата для «петухов», сделайте вид, что испугались и пару раз стукните в дверь с требованием перевести вас в другую камеру.

​ Один бывалый осужденный рассказывал, что самая жесткая прописка – на малолетке, где беспредел смешивается с устаревшими блатными понятиями во взрывоопасной пропорции. За неправильное поведение на прописке могут даже опустить физически, причем с жестоким избиением. Во взрослых тюрьмах и зонах (конечно, в «правильных») теперь прописка сводится преимущественно к разговору. Нового заключенного спрашивают, кто он «по жизни», за что сидит и так далее. В роли инициатора опроса обычно выступает смотрящий.

Общие правила поведения новичка в тюрьме

Первые несколько дней лучше посвятить изучению тюремных правил и без особой на то необходимости ни с кем не общаться. Исключение – собственно смотрящий, которому можно и нужно задавать вопросы. Это расценивается положительно: человек хочет жить спокойно, с соблюдением неписаных правил.

Прежде всего нужно запомнить главные постулаты:

  • Не общайтесь с человеком до выяснения его статуса.

​ Здороваться за руку в тюрьмах особо не принято, особенно с незнакомыми. Вдруг окажется, что этот человек – обиженный? С ними в принципе общаться не принято: нельзя прикасаться, сидеть за одним столом, пользоваться общими предметами. Вы можете отдать что-то обиженному из милосердия или в обмен на услугу, но к этой вещи уже прикасаться нельзя. Люди этой «масти» обязаны сами сообщать о своем статусе, дабы незнакомый человек ненароком не принял их за блатных или мужиков.

  • Никому не доверяйте.

Бывает, другие заключенные сами лезут в душу, дабы поразвлечься и вывести первохода на какой-нибудь «косяк». Это признак плохого тона, откровенничать не нужно. Можно даже сообщить об этом смотрящему, ведь навязчивый собеседник может оказаться «наседкой», то есть тайным осведомителем правоохранительных органов или тюремной администрации.

  • Не берите чужого.

​ Брать что-то чужое без разрешения категорически запрещено – это воровство у своих, то есть, крысятничество. Запомните: в тюрьме нет ничего «ничейного»! Если в чем-то нуждаетесь (сигареты, чай), попросите смотрящего выделить немного из общака (общего имущества). Но это придется вернуть как минимум в том же размере!

  • Поменьше говорите о сексе.

Одно упоминание об оральном сексе способно превратить честного мужика в обиженного. Поэтому вообще лучше не говорить о собственных сексуальных предпочтениях и опыте.

  • Не замыкайтесь в себе.

Это противоположная сторона медали: если вы не будете отвечать на вопросы и общаться в принципе ни с кем, это может быть расценено как высокомерие. Да и вообще замыкаться в себе, да еще и в таких условиях, губительно для психики.

  • Не играйте в азартные игры.

Даже если вы на воле слыли мастером покера, ни в коем случае не садитесь играть с сидельцами на интерес. Не факт, что с вами будут играть честно, а карточные проигрыши не прощаются. Если не сможете отдать долг или выполнить желание выигравшего, автоматически станете обиженным. Отказаться просто – достаточно элементарного «не хочу».

Сегодня вам пришла передачка, и скоро ее не будет. Внесите что-то в общак, поделитесь с другими – человечность ценится везде, особенно там, где она в дефиците. Завтра помогут вам.

  • Умейте отстоять собственную позицию.

​ Будьте вежливы, но не покорны. В конфликты постарайтесь не вступать, тем более не инициируйте их. Все хотят жить спокойно, с минимумом проблем. Однако если на вас будут конкретно «наезжать», требовать выполнения какой-то работы (например, уборки камеры вне очереди), вымогать деньги, сигареты или продукты, нужно дать отпор. Если вы правы, за вас заступятся остальные осужденные, можно призвать в арбитры и смотрящего.

  • Осторожно принимайте подарки .

Не стоит принимать презенты от других сидельцев, пока вы не убедитесь, что это делается из дружеских побуждений (а в этом в первые дни разобраться точно невозможно). Иначе в ответ от вас потребуют какую-нибудь услугу (убрать камеру, помыть посуду, постирать белье вместо «дарителя»), и вы сами не заметите, как превратитесь в «шестерку» (малоуважаемого слугу на побегушках).

Общение новичка с бывалыми заключенными

В данном случае самое главное – соблюсти паритет. С одной стороны, осужденный должен быть вежлив и уважителен с другими сидельцами, с другой – ни при каких условиях не терять чувства собственного достоинства, иначе он лишится уважения.

Импульсивные слова и поступки не приветствуются в принципе: за каждое слово придется отвечать. И если вы оскорбили человека незаслуженно, он имеет полное право дать отпор физически. А может и призвать смотрящего, что чревато переводом скандалиста и клеветника в ранг неприкасаемых.

Особенно следует быть аккуратным с матерными выражениями – они всегда воспринимаются как агрессия, даже если не направлены на конкретного человека. Если оскорбили вас лично (особенно если «послали» или назвали любым синонимом, обозначающим пассивного гомосексуалиста), нужно жестко «спрашивать», то есть драться. Даже если вы слабее физически, такое прощать нельзя. Синяки и раны заживут, а вот безропотное «глотание» оскорблений наложит жесткий отпечаток на все дальнейшее пребывание в местах заключения.

obshchenie-novichka-s-byvalymi-zaklyuchennymi

Некоторые слова и выражения, абсолютно невинные с точки зрения обывателя, в тюрьме и на зоне трактуются совершенно иначе.

Краткий ликбез:

  • «Петухи», «черти» и «козлы» – абсолютные оскорбления. Наверное, об этом знают все.
  • По аналогичной причине неприемлемым считаются все производные от слова «обижаться».
  • «Спрашивать» могут только за какой-то поступок, за который нужно «ответить». В тюрьме обычно интересуются чем-либо.
  • «Спасибо» лучше заменить на «благодарю» или «душевно», «пожалуйста» – на «по возможности» или «не во вред здоровью».

Тюремный жаргон обширен, привести в одной статье полный словарь по понятным причинам мы не можем. Постепенно этот специфический «сленг» усвоится.

Правила гигиены в местах лишения свободы

Правила личной гигиены в местах лишения свободы возведены практически в ранг религии. Первохода оценивают не только по заслугам и разговору, но и по чистоплотности. Это закономерно: в замкнутом пространстве любые нарушения гигиены ощущаются и обоняются особенно ярко.

После каждого посещения туалета следует тщательно мыть руки. Если заметят, что вы поздоровались с кем-то за руку, не совершив этой элементарной процедуры, могут призвать к ответу. Если вы уронили на пол какую-то вещь, ее нужно вымыть, а вот еду с пола поднимать уже категорически нельзя.

Нельзя есть, готовить пищу и чай в то время, когда кто-то находится в туалете. И напротив, если сокамерники сидят за столом, от посещения туалета нужно воздержаться. Ежедневно нужно мыть ноги, следить за чистотой вещей, проверять себя на наличие паразитов.

КОНЬ - 1) ложка, 2) мотоцикл, 3) отец, 4) веpевка, к-ую бpосают из окна для пеpедачи мелк.пpедм.из камеpы в камеp

Смотреть что такое КОНЬ в других словарях:

КОНЬ, -я, мн. кони, коней, м. 1. То же, что лошадь (преимущ. о самце).Боевой к. По коням! (кавалерийская команда; также перен.: призыв,распоряжение всем присутствующим ехать, отправляться; разг.). На коне (такжеперен.: чувствует себя победителем, уверен в себе). К.-огонь (о горячем ибыстром коне). С чужого коня среди грязи долой (посл.). К. о четырех ногах,да спотыкается (поел. о том, что ошибаться может каждый). Погоняй коня некнутом, а овсом (посл.). Не в коня корм (о том, что не идет на пользукому-н.; прост.). К. не валялся у кого-н. (ничего еще не начато, не готово;разг.; Пора начинать, а у них еще и к. не валялся.). 2. В шахматах: фигура,изображающая конскую голову на высоко изогнутой шее. Ход конем (такжеперен.: о смелом, решительном действии). 3. Гимнастический снаряд длямаховых упражнений и опорных прыжков - обитый мягким материалом длинный брусна ножках. Уп-ражнения на коне. * Коней на переправе не меняют - в решающийдля дела момент не меняют ни планы, ни людей. II уменьш. конек, -нька, м. (к1 знач.), коник, -а, м. (к 1 знач.) и уменьш.-унич. коняшка, -и, м. (к 1знач.). II прил. конный, -ая, -ое (к 1 знач.), конский, -ая, -ое (к 1 знач.)и коневый, -ая, -ое (к 1 знач.). Конный завод. Конный спорт (разные видыспортивной верховой езды). Конский волос. Коневая юфть. смотреть

конь 1. м. 1) Лошадь (обычно о самце). 2) перен. Шахматная фигура с изображением головы лошади на высокой изогнутой шее. 2. м. Гимнастический снаряд в виде обитого мягким материалом бруса на четырех выдвижных ножках.

конь м.1. horse; steed поэт. боевой конь — war-horse, charger по коням! (команда) — mount! 2. шахм. knight 3. спорт. vaulting horse конь в длину — l. смотреть

конь См. лошадь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. конь коник, саврас, гиппокамп, гиппогриф, буцефал, девушка, сивка-бурка, шкапа, борзый конь, коняга, кляча, битюк, росинант, лошаденка, чудо-конь, сивка-бурка вещая каурка, орловец, автомобиль, коняка, коняшка, сивко, битюг, конек, пегас, иноходец, коньяк, лошадь, конина, жеребец, савраска, сивка, скакун Словарь русских синонимов. конь 1. см. лошадь. 2. см. автомобиль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. конь сущ. • лошадь • кобыла Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. конь сущ., кол-во синонимов: 47 • автомобиль (369) • арион (3) • битюг (4) • битюк (2) • борзый конь (5) • бурко (4) • буцефал (3) • гайтан (5) • гиппогриф (3) • гиппокамп (5) • девушка (126) • дончак (4) • единорог (20) • жеребец (11) • иноходец (3) • инцитат (1) • кляча (13) • комонь (2) • конек (29) • коник (14) • конина (10) • конище (1) • коньяк (11) • коняга (9) • коняка (3) • коняшка (9) • лошаденка (9) • лошадь (133) • орловец (3) • орь (2) • пегас (7) • росинант (4) • саврас (9) • савраска (10) • сивка (11) • сивка-бурка (5) • сивка-бурка вещая каурка (5) • сивко (9) • скакун (18) • снаряд (35) • фанат (34) • фарис (2) • фарь (2) • фигура (112) • цээсковец (4) • чудо-конь (1) • шкапа (5) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: автомобиль, арион, битюг, битюк, борзый конь, бурко, буцефал, гайтан, гиппогриф, гиппокамп, девушка, дончак, единорог, жеребец, иноходец, инцитат, кляча, комонь, конек, коник, конина, конище, коньяк, коняга, коняка, коняшка, лошаденка, лошадь, орловец, орь, пегас, росинант, саврас, савраска, сивка, сивка-бурка, сивка-бурка вещая каурка, сивко, скакун, снаряд, фанат, фарис, фарь, фигура, цээсковец, чудо-конь, шкапа. смотреть

Бывать (быть) и на коне, и под конём. Волг., Пск., Сиб. Многое испытать, приобрести опыт в жизни. Глухов 1988, 8; СРНГ 2, 228; ФСС, 20.Загнуть, что на . смотреть

КОНЬлошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На К. передвигаются (по небу и. смотреть

— символ силы, быстроты и неутомимости, бесстрашия и воинской славы. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне — значит одержать победу. Небесный воин Георгий Победоносец всегда изображался на белом коне. Многие парады открывал в Москве Главнокомандующий на белом коне. Традиция создавать конную статую или картину как средство увековечения памяти великого лидера коренится в знаменитой античной статуе императора Марка Аврелия, сидящего верхом на коне, водруженной на площади Капитолия в Риме. Военачальники-победители также изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне. Кони везут триумфальные колесницы многочисленных мифологических персонажей. Образы коня у скандинавов связаны со сменой суток: «конь-ночь» мчится впереди с темной гривой, а за ним скачет «конь-утро», чья пена покрывает землю росой. И замыкает эти скачки «конь-день» со светлой гривой, озаряющей землю и воздух. В Упанишадах конь символизирует календарь: туловище означает год, другие части тела — времена года, суставы — месяцы, а ноги — день и ночь. Конь может быть знаком солнца, огня и света, примером этому являются огненные кони Гелиоса. У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно заходящему и восходящему светилу. Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера. Верхний контур двускатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце, а соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения. Наиболее известный эпизод Троянской войны — большой деревянный конь на колесах, построенный греками, чтобы изнутри захватить Трою. Троянский конь — символ скрытности и коварства. Отсюда произошло выражение «ход конем», хотя в шахматах конь символизирует не столько скрытность, сколько жизнестойкость. Нагруженный конь выступает, с одной стороны, символом человеческого тела, несущего духовную ношу, с другой — наоборот, символизирует духовную природу человека, несущего бремя материального тела. Легенды приписывают коню свойства, присущие бессознательному в человеке. Эта связь наглядно выражена в образе кентавра: туловище человека — его сознание, а круп и ноги лошади — бессознательное. У разных народов существовали ритуалы убийства коня и его жертвоприношения. У римлян — это обряд октябрьского коня, у индусов — «аш ва мед ха». Хотя подобные ритуалы были и у славян, однако боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ витязя. Выступая в роли волшебного помощника, он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу или муху. Конь указывает герою на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях и помогает преодолевать их, воскрешает богатыря живой водой (Конек-горбунок). В связи с вышесказанным любопытно, что в тибетской медицине конем называется вещество, которое сопровождает лекарство к пораженному органу. Следы конских копыт в древности нередко были знаками, дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью. Конь является одной из древнейших эмблем человечества: его изображения на стенах пещер распространены от Заполярья до пустыни Гоби и Аравийского полуострова на протяжении 40–10 тыс. лет до н. э. Такое колоссальное значение коня в символике и эмблематике объясняется огромным военным и транспортным его значением вплоть до середины XIX в. На эмблематическом уровне прыгающий конь означает Испанию. Белая лошадь была родовым знаком ганноверского родового дома. Во времена двух первых королей Англии — Георга I (1714–1727) и Георга II (1727–1760), белая лошадь вместе с королевским дубом Стюартов присутствовала на большинстве вывесок пивных. Хотя белая лошадь встречалась и на более древних штандартах саксов. В геральдике никогда не употребляется слово «лошадь», а только «конь». Он всегда должен быть в сбруе или под седлом. В западноевропейской геральдике считалось, что конь сочетает лучшие свойства нескольких животных: храбрость льва, острое зрение орла, силу буйвола, быстроту оленя и ловкость лисы. В геральдической традиции голова коня и его силуэт изображаются всегда в профиль. В силу того что конь как эмблема в русской дореволюционной тематике употреблялся большей частью в царских государственных или в родовых гербах высшей знати, он не вошел в эмблематику советской геральдики. Источ.: Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. смотреть

КОНЬ м. стар. комонь, славянское. клюся, стар. арабс. фарь; лошадь; лошадь добрая, не кляча: на юге, сев. и в Сиб. редко говорят лошадь: жеребец или мерин, не кобыла; особ. верховая лошадь. Кляча воду возит, лошадь пашет, конь под седлом. Годовалый жеребенок, лоншак (от ланской, лони), иногда произн. лошняк, и путается с лошаком. По третьему году, стригун, остригают гриву, астрах. доган. Дикая лошадь, тарпан, а особый вид ее, киргизский, джигетай, кулан. | В шахматной игре, шашка вырезанная копем. | Верхний брус на кровле, под коньком; такой же продольный брус под кровлей или палубой речных судов, на стойках, от которого идут вроде стропил к бортам чоблоки. Он ходит конь конем, здоров, бодр. Царство без грозы - конь без узды, стар. Не конь везет, Бог несет. Конь не выдаст, и враг не съест. Помилуй (вынеси). Господь, коня и меня! Конь под нами, а Бог над нами, казачья. Жалеть коня, истомить себя. Конь мой, конь, ты мой верный друг! Конь мой вся моя надежда. Кто коней меняет, у того хомут гуляет. Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет. Конь воина обнюхивает, убитым быть. Конь копытом сдачи дает. Добр конь, да копыта отряхивает. Где конь ложится, тут и шерсть валится. Счастье не конь (не кляча): хомута не наденешь, или: не взнуздаешь. Кто в кони пошел, тот и воду вози. Счастье на коне, бессчастье под конем. Счастливый на коне, бессчастный пеш (или под конем). Хотелось на коня, а досталось под коня. Пропал конь, так и оброт в огонь! Увели коня, так возьмите и оброт. Куда конь с копытом. туда и рак с клешней. Весело коням, когда скачут по полям. Хорош конь, хорош и датина. Конь до коня, а молодец до молодца. Добрый конь не без седока (не без корму). Чей конь, того и воз. Даровому коню в зубы не смотрят. Непродажному коню и цены нет. С чужого коня и середи грязи долой. Спит, как коней продавши, напившись с могарычей. Заемщик на коне ездит, плательщик на свинье, ни с месга. Все люди на конях, а конный пеш. Прыгнул бы на коня, да ножки коротки. На коне сидит, а коня ищет. Волк коню не товарищ. Чешись конь с конем, а свинья с углом. Свинье коню и рылом под хвост не достать. Конь горбат, не мерину брат. Деньгами коня не купишь, а удачей. Бурого коня за рекой примечают. Купи коня, и хода твоя (хода даром). Конь с ходой, а хода с конем (идет, продается). Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил. Обойдешь, огладишь, так и на строгого коня сядешь. Стой конь, не шатайся, никому в руки не давайся! Конь, нога бела, 10 рублев: две ноги белы, 20 рублев; три ноги белы, 30 рублев; а четыре ноги белы, 4 рубля. Коню не верь - кобылью голову найдешь, и ту зануздай! Неверь жене в подворье, а коню в дороге. Не отведывай счастья (не надейся на счастье), не купи коня хрома! Не ржут други (кони), а лают! Кони ржут, к добру. Кабы на добра коня не спотычка, цены б ему не было! Конь без спотычк, корова без передою, да закром без переводу! Конь о четырех ногах, да спотыкается. Был конь, было и поезжено. Был конь, да изьездился. Одним конем всего поля не изъездишь. Выше меры и конь не скачет (не прянет). Усталому коню хомут не хомут, все неладно. Старый конь борозды не портит. Погоняй коня не кнутом (или гладь коня не рукою), а овсом. Доброму (или ученому) коню лишь плеть покажи. Не накормлен конь, скотина, не пожалован молодец, сиротина. Вола гущей откормишь, коня гущей раздуешь (распучишь). Сенным конем не ездить, соломеным конем не орать. Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе. Корм коня дороже. В худого коня корм тратить, что в худую кадушку воду лить. Конь гнед, да шерсти на нем нет: передом сечет, зад волочет. Конь тощой - хозяин скупой. От хозяйского глаза и конь добреет. Сыпь коню мешком (холь, гладь коня мешком). так не будешь ходить пешком. Конь копытом бьет, удила грызет. Конь бежит. земля дрожит: из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом. Седлай порты, надевай коня! Найди пегого коня, да чтоб был весь одной масти! Ехал не конем, погонял не кнутом, жег не палку, угодил не в галку; сварил, не отеребил? на лучину рыбачить. На избном коньке пестра подушка лежит? звёзды. Конь скакун, скаковой, для скачки, легкий и скорый на скаку; беговой, у которого сильная побежка, рысь или иноходь, рысак и иноходец; конь шагистый, с крупным шагом; конь с ходою, у которого шаг частый, близкой к рыси. Конь водный, болотный, животное гипопотам. Конь морской, сивуч, род тюленя с гривою, Рhoca jubatа. Конь-камень, тул. и др. стоящий от природы или на могиле, кургане камень на ребро, стоймя; под конем, по поверью клад; камень по ночам, обращаясь в коня, скачет тяжким топотом по полям и ржет.

Конь (1): Тъи (Всеслав) клюками подпръ ся о кони (окони?) и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола Кіевьскаго. 35. Мужь страшьнъ бывъ р. смотреть

Вообще, действующие во всех изоляторах нашей страны «Правила внутреннего распорядка» (ПВР) категорически запрещают межкамерную связь. Её наличие, по сути своей, противоречит самому смыслу изоляции подозреваемых и обвиняемых, ведь по «дорогам» можно договариваться с подельниками, угрожать потерпевшим, влиять на ход следствия и так далее. И на самом деле – всё это действительно происходит. Так почему же в большинстве изоляторов не дают реального отпора межкамерной связи?

Что такое дороги в тюрьме?

Дорогами (🗣) называется тюремная почта, посредством которой подследственные и осуждённые осуществляют незаконную межкамерную связь – передают небольшие послания (🗣: «малявы») и посылки (🗣: «бандяки» или «груза»). Обычно дороги налаживают в местах, где люди содержатся в камерах – в СИЗО, тюрьмах, а также в разнообразных ПКТ, СУС, ПФРСИ и пр. Собственно, для того, чтобы связь была межкамерной – нужны камеры.

Что передают по тюремным дорогам?

Как правило, по дорогам передают предметы первой необходимости (🗣: «насущное») – сигареты или табак, чай, стержни для ручек, соль, конфеты и так далее. Но на самом деле – отправить можно что угодно. Необеспеченным бедолагам передают лишнюю одежду и обувь.

В нашей практике был забавный случай, когда по дороге отправили матрас – его спустили из одной камеры в другую на верёвке – соответственно, дважды протолкнув через решётку (🗣: «решку»). Остаётся загадкой, как это удалось проделать, но поводов не верить свидетелям события нет. Дело было в СИЗО-4 УФСИН Санкт-Петербурга, в ныне закрытой «Лебедевке».

Ещё один распространённый груз – книги. В камерах особо нечем заняться и читать начинают даже те, кто никогда этим не увлекался на свободе. Библиотеки, как правило, довольно скудны, и хорошие книги востребованы у сидельцев всегда. Когда камера прочитала книгу – сам бог велел отправить её в другую камеру.

Нередко кого-то из сидельцев перемещают из камеры в камеру, и он увозит с собой книгу, которую не все дочитали – потом её возвращают по дороге. Иногда, наоборот, человек рассказывает в новой «хате» о книге, которую читал на прежнем месте, и её просят почитать новые соседи. В общем, такой вот тюремный буккроссинг. Иногда его поддерживают сотрудники учреждения или (с их позволения) баландёры. Но чаще – всё идёт по дорогам.

Самыми востребованными книгами, конечно, являются кодексы – в библиотеках учреждений современных кодексов почти нет, и когда заезжает кто-то, у кого есть свежие издания – новость быстро разносится по продолам. Когда кто-то готовится к суду или апелляции – разве можно не помочь? И нужный кодекс летит по дороге.

Что такое котловая хата в тюрьме?

Тюремные общаки (🗣: «коробки») бывают разных уровней – на камеру, на этаж, на корпус, на тюрьму. Есть специальный смотрящий, контролирующий общак и ведущий специальную тетрадь учёта общего (🗣: «точковку»).

По тюремным дорогам осуждённые отправляют свою долю в тюремный общак. Оттуда помогают тем, кому не хватает базовых вещей – не только бедным, но и заключённым в карцер или ШИЗО, оказавшимся в больнице (🗣: «в больничке» или «на кресте»). Общая «коробка» находится в камере, которая и называется «котловой хатой» (🗣).Именно из котловой хаты дважды в месяц производится «разгон».

Что такое «разгон» в тюрьме?

Дважды в месяц в СИЗО и тюрьмах производят так называемый «разгон». В котловой хате расфасовывают по пакетикам насущное (обычно это чай, сигареты, конфеты) по числу сидельцев в каждой камере и «разгоняют» по дорогам.

В определённое время все арестанты одновременно садятся чифирнуть – раз в месяц за здравие живущих, раз в месяц – за упокой погибших. Некоторые считают, что здравия и упокоя души желают только ворам в законе, но большинство зеков уверены – всем сидельцам.

«Малявы» запаяны в целлофан для отправки по «дороге»

Как устроены дороги в тюрьме?

Тюремные дороги – это верх тюремного креатива и смекалки. Благодаря этим навыкам, способов межкамерной связи существует великое множество. Давайте остановимся на них чуть подробнее.

Какая камера называется в тюрьме «дорожной»

Ответ на этот вопрос видится довольно очевидным – «дорожной» называется камера, через которую проходит дорога. Дело в том, что между собой связаны не все камеры. Например, часто в общей движухе не участвуют «БС» (бывшие сотрудники органов внутренних дел), которые содержатся отдельно от других заключённых. Кроме того, дороги не идут через камеры «опущенных» и «петухов». Во многих учреждениях нет дорог через камеры, в которых живут баландёры и хозобслуга. Разумеется, дороги обходят кабинеты оперативников, технические помещения и «стаканы» («загоны» для временного содержания арестантов), душевые и прочие технические помещения.

Особняком среди всех «дорожных» камер стоят угловые камеры и ближайшие камеры соседних корпусов, а также камеры, ближе других расположенные к запретной зоне и свободе. Иногда по дорогам передают грузы с воли – конь в этом случае перебрасывается через ограду учреждения. Реже удаётся «словиться» с подельником, находящимся в противоположном здании.

Камеры верхних этажей используются, как дорожные, довольно часто. Как правило, через них налажена связь нижних камер между собой. Работает это примерно как вендинговая машина. Обитатели нижних этажей стучат нужное количество раз по батарее и сверху спускают коня. После этого его передают по цепочке до нужного «стояка» и опускают в нужную камеру.

Дорожник – одна из самых востребованных тюремных профессий. Нужен опыт, нужна ловкость, нужен зычный голос. Как правило, дорожники занимают койку у окна – мы писали об этом в статье об общих камерах.

Нитевая дорога (дорога по воздуху) – «конь»

Одно из самых простых решений – нитевая дорога, а в простонародье – «конь» (🗣). Между камерами (а иногда даже между соседними корпусами тюрьмы) натягивается нить, по которой перетягивают тюремную почту – записки (🗣: «малявы») или посылки (🗣: «груза»).

Сам процесс обозначается термином «гонять коней» (🗣). Как правило, этот процесс разворачивается ночью – «город засыпает, просыпается мафия». В большинстве учреждений дороги висят постоянно – их снимают лишь в ходе каких-то оперативных мероприятий, а большую часть времени не трогают. В более строгих учреждениях к утру дороги снимают, а нитки прячут.

Интересно:

Термин «заслать коня» (🗣) имеет в застенках и другое значение. Им обозначают передачу спермы в женскую камеру или даже из мужского учреждения женское. Сперма нужна осуждённым женщинам, чтобы забеременеть – беременность помогает скостить срок на суде или добиться для себя лучших условий содержания. О том, как содержат в тюрьме беременных женщин и женщин с детьми – расскажем в одной из следующих статей.

Где берут верёвки в тюрьме?

ПВР, конечно, запрещает верёвки – у прибывающих в тюрьму или СИЗО людей даже шнурки изымают. Это выглядит абсурдом в свете того, насколько виртуозно зеки умеют «плести коней» – верёвки из любого подручного материала. Самый простой способ – распустить какой-нибудь свитер и свить вместе несколько нитей (по принципу каната). Чуть более хлопотный – сделать то же самое, разрезав на полоски простыню или задействовав баул.

В последнее время дороги плетут из полиэтиленовых пакетов – например, часто используются целлофановые упаковки от булки. Распарывают швы, и, постоянно туго натягивая плёнку, скручивают нить. Главное – чтобы она не порвалась. Тогда в итоге выйдет прочный полимерный шнур – практически, провод для связи между камерами. Если интересно – пишите в комментариях, сделаем отдельный пост про верёвки из пакетов.

Как мы уже обмолвились выше, иногда дороги растягивают на очень большое расстояние – даже между корпусами тюрьмы. Чтобы перебросить коня на такое расстояние, приходится «словиться». Дорожники из противоположных камер бросают коней с крюком на конце навстречу друг другу. Дело это непростое – требует сноровки и опыта. Поэтому хороший дорожник всегда в цене, потому что дороги – основа жизни в условиях изоляции.

Что такое ружьё в тюрьме?

Чтобы докинуть край верёвки до противоположного корпуса, удалённой камеры или перебросить его через два забора (расположенных на значительном расстоянии друг от друга), часто используют так называемое «духовое ружьё».

Ружьё делается из газет или журнальных страниц, которые скручиваются в тугую трубку. Иногда при этом используется клейстер – например, если трубка нужна более длинная и прочная. Тюремный клей делают из подручных материалов – хлеба, сахара и упорства. Опять же, если интересно – расскажем, как делается клейстер (можем и показать).

Ружьё заряжается грузиком (например, хлебным катышком), к которому привязан конец верёвки, и с силой выдувается через ружьё. Туго скрученное ружьё и могучие лёгкие позволяют пульнуть достаточно далеко. Занимаются этим, как правило, специально обученные подследственные, имеющие соответствующий опыт и соответствующие физические качества.

Если нужно, чтобы верёвка за что-то зацепилась, стреляют гарпуном. Гарпун часто делается из канцелярских скрепок – их достают из уголовных дел и обвинительных заключений (🗣: «объ*босов»), выданных для ознакомления. Гарпунами стреляют навстречу друг другу, чтобы связаться с противоположным корпусом – иногда приходится повторять процедуру десятки раз, прежде чем оба гарпуна окажутся в нужное время в нужных местах и найдут друг друга.

Помимо ружья, используется «удочка» – ещё более тугая трубка из газет и клейстера, черенок от швабры, либо плинтус (в старых СИЗО плинтусов практически не осталось). С помощью удочки, как при помощи шеста, можно куда-то дотянуться, а если удочка надёжная – ещё и выполнить какие-то действия.

Межкамерная связь через «кабуру»

Соседние камеры могут наладить связь (🗣: «наладиться») и через отверстие в стенах, полу или потолке (🗣: «кабура»). Такими отверстиями может быть прошит весь стояк сверху до низу и весь продол от начала и до конца. Грузы и записки при этом передаются по цепочке. Выходит довольно быстро. На потолках, стенах и полах видны, где были «кабуры» – в старых тюрьмах таких ран очень много. Правда, увидеть можно только изнутри – упаси вас боже.

Как правило, ложкой выскребается цемент между кирпичами, после чего его можно вынуть – получается отверстие удобного размера, через которое можно передать действительно многое. После использования кирпич можно вставить на место, а шов заделать хлебным мякишем. Его предварительно подкрашивают для придания необходимого цвета. Для этого используется, например, грифель карандаша или стержень от ручки.

Кабуры могут жить долго, а могут выявляться сотрудниками сразу же. Стены простукивают и полость в ней быстро себя выдаёт. Всё же хлеб – не раствор, и кабуру довольно слышно. Опытный вертухай обнаружит её на раз-два.

Со сверлением пола и потолка сложнее, хотя и так делают. Как правило, вместо сверла используется ложка. Труд колоссальный, но безкамерная связь стоит мучений, ведь если камера не участвует в наладке дороги – соседи будут считать её подозрительной или даже «мусорской».

Чтобы не сверлить, часто расшатывают водопроводную трубу – отверстие от неё можно использовать для передачи небольших грузов и маляв (🗣), причём достаточно безопасно, ведь трубы не вызывают у сотрудников учреждения никаких подозрений. Такая кабура будет обнаружена только тогда, когда захотят обнаружить именно её.

Дорога «по-мокрому»

Если другие способы связи недоступны, арестанты идут на крайние меры – ради обеспечения связи они готовы на всё – в частности, в некоторых учреждениях активно используется так называемая «дорога по-мокрому».

Сегодня такие туалеты уже почти не используются в СИЗО – на смену им пришли антивандальные унитазы

По-мокрому – это через канализацию. Коня протягивают через трубы – да, через унитаз. Ну, или вот такую дырку в полу. Внимание на фото чуть выше.

Сегодня такие используются в СИЗО всё реже – на смену им пришли антивандальные унитазы, похожие на обычные, и зашитые в стену инсталляции для спуска воды. Но в ряде учреждений можно встретить и такую красоту – наряду с дровяным отоплением и прочими наследствами ГУЛАГа.

В унитаз (или напольную чашу – как на фото) опускают коня с привязанным к нему грузиком. Часто это специальный ёжик, сделанный из подручных материалов. Соседи цепляют ёжика другим ёжиком, крюком или гарпуном и вытягивают коня к себе в камеру. Если конфигурация канализации позволяет и направление дороги совпадает с направлением потока, чтобы протянуть груз просто спускают воду.

Метод этот не особенно приятен. Но ради дороги арестанты идут и на это. Туалет, разумеется, промывают (насколько это возможно), и в период действия мокрой дороги по прямому назначению не используют.

Говорят, ФСИН заказывает специальные трубы, в которых встроены ловушки для ежей. Но, скорее всего, это очередная тюремная байка. Если ловушки в канализации и бывает, делают их сотрудники исключительно вручную или силами взятых администрацией учреждения в рабство арестантов (например, баландёров).

Для передачи ценностей по-мокрому нужна герметичная упаковка. Всё запаивается в ппёнку от сигарет или целлофановый пакет, который после доставки утилизируется.

Запаивают и малявы, которые отправляют другими способами – это своего рода гарантия от того, что послание никто не перехватил и не прочитал. Правда, оперативные сотрудники не хуже осуждённых умеют запаивать послания обратно.

Что значит «отправить ногами»

Есть и более простой способ передачи тюремных ценностей – так называемые «ноги» (🗣). Так называют людей, имеющих право перемещаться по территории учреждения. В тюрьме это обычно хозобслуга из числа осуждённых.

В целом ряде учреждений известны случаи использования в качестве ног и сотрудников самого ФСИН. Иногда это работает в режиме добровольной помощи – некоторые дежурные охотно передают книги, чай, сигареты и ещё какую-то помощь. С «запретами» (например, записками) такие сотрудники не связываются. Но есть и профессиональные курьеры, готовые продаться и передавать что угодно. Они же нередко приносят запреты со свободы.

Дорога по этапу

Если есть местная связь – должен быть и «межгород». И он есть. Связь между учреждениями ФСИН налажена по этапам. Осуждённые берут с собой «малявы» (🗣) на этап и доставляют в другое учреждение. Секретное послание можно вшить в одежду, заплавить в подошву, а иногда – проглотить.

Как этапируют осуждённых и подследственных в России – мы уже рассказывали. Метод этот небыстрый, но достаточно надёжный. Несмотря на то, что путешественник переживает несколько обысков (🗣: «шмонов»), большая часть отправленной таким способом почты доходит до адресата.

Используются и так называемые «торпеды» (🗣). Капсулу с грузом или запиской вводят себе в задний проход. Осуждённые женщины также (и так же) перевозят малявы и грузы во влагалище.

Сегодня дорога по этапу менее востребована – между заведениями ФСИН налажена телефонная связь, авторитеты за милую душу передают послания голосом или с использованием мессенджеров. Однако, собственноручно написанные «малявы» тоже путешествуют по стране, невидимые по большей части глуповатым конвоирам.

Почему ФСИН не борется с дорогами?

Этот вопрос вполне можно считать риторическим. На самом деле, с дорогами в тюрьмах борются, только борьба эта больше похожа на имитацию бурной деятельности. Межкамерную связь затрудняют особые решётки и оконные рамы с острыми краями снаружи, датчики движения на окнах и множество других приблуд, но дороги есть, и нет пока ни единого повода думать, что они когда-то прекратят своё существование. Потребность в общении – одна из базовых человеческих потребностей, а смекалка русского з/к не остановится ни перед чем.

Ещё дороги используются сотрудниками учреждений в их интересах – во-первых, как инструмент шантажа (из серии «будете бузить – порежем дороги»), а во-вторых, как канал распространения информации и организации агентурной и оперативной деятельности. Есть и ещё одна причина всерьёз не противодействовать дорогам – чтобы з/к не выдумывали новые методы межкамерной связи. В этом смысле, выгоднее закрывать глаза на висящие на стене верёвки, чем постоянно заделывать дыры в стенах, полу и потолке, чинить сантехнику и устранять прочие последствия более изощрённой межкамерной связи.

Кроме того, именно сотрудники ФСИН, как правило, «держат» самую жирную дорогу в учреждении. За определённую цену они сами проносят в тюрьму практически всё, что угодно – наркотики, еду из ресторанов, бытовую технику, компьютеры и телефоны. Известно значительное количество случаев, когда в тюрьму проносили женщин – иногда буквально, в мешке.

Читайте также: