Можно ли кушать мясо лошади для мусульман

Опубликовано: 29.04.2024


Вопрос: «Можно ли употреблять в еду конину?».

Ответ: «В этом вопросе между учёными имеются разногласия. Некоторые учёные утверждают, что употребление конины (мясо лошади) в еду нежелательно. Такого мнения придерживались Имам Малик и учёные маликитского мазхаба: Абу Ханифа, Аль-Аузаи и Абу Убайда. В качестве довода они приводят то, что Аллах в Коране упомянул лошадь только в качестве животного для верховой езды. Абу Ханифа ещё добавил к этому, что лошадь подобна ишаку по форме копыт, то есть она – однокопытное животное.

А некоторые учёные, такие как Лайс ибн Саад, Аш-Шафии, Абу Саур и другие, придерживаются мнения, что нет нежелательности в употреблении конины. В качестве довода они приводят хадис, который передается от Джафара ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):

«После битвы при Хайбаре Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам употреблять мясо ишака и заколол для нас лошадь».

Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллаха) пишет об этом следующее:

قَدْ ذَكَرْنَا أَنَّ مَذْهَبَنَا أَنَّهُ حَلَالٌ لَا كَرَاهَةَ فِيهِ وَبِهِ قَالَ أَكْثَرُ الْعُلَمَاءِ، مِمَّنْ قَالَ بِهِ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الزُّبَيْرِ وَفَضَالَةُ بْنُ عُبَيْدٍ وَأَنَسُ بْنُ مَالِكٍ وَأَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ وَسُوَيْدُ بْنُ غَفَلَةَ وَعَلْقَمَةُ وَالْأَسْوَدُ وَعَطَاءٌ وَشُرَيْحٌ وَسَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ وَالْحَسَنُ الْبَصْرِيُّ وَإِبْرَاهِيمُ النَّخَعِيُّ وَحَمَّادُ بْنُ أَبِي سُلَيْمَانَ وَأَحْمَدُ وَإِسْحَاقُ وَأَبُو يُوسُفَ وَمُحَمَّدٌ وَدَاوُد وَغَيْرُهُمْ، وَكَرِهَهَا طَائِفَةٌ، مِنْهُمْ ابْنُ عَبَّاسٍ وَالْحَكَمُ وَمَالِكٌ وَأَبُو حَنِيفَةَ، قَالَ أَبُو حَنِيفَةَ: يَأْثَمُ بِأَكْلِهِ وَلَا يُسَمَّى حَرَامًا، وَاحْتَجَّ لَهُمْ بِقَوْلِهِ تَعَالَى: <وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً>النحل يَذْكُرْ الْأَكْلَ مِنْهَا، وَذَكَرَ الْأَكْلَ مِنْ الْأَنْعَامِ فِي الْآيَةِ الَّتِي قَبْلَهَا، وَبِحَدِيثِ صَالِحِ بْنِ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ قَالَ: "نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ لُحُومِ الْخَيْلِ وَالْبِغَالِ وَالْحَمِيرِ وَكُلِّ ذِي نَابٍ مِنْ السِّبَاعِ" رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَالنَّسَائِيِّ وَابْنُ مَاجَهْ مِنْ رِوَايَةِ بَقِيَّةِ بْنِ الْوَلِيدِ عَنْ صَالِحٍ عَنْ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِي كَرِبَ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ عَنْ خَالِدٍ وَاتَّفَقَ الْعُلَمَاءُ مِنْ أَئِمَّةِ الْحَدِيثِ وَغَيْرِهِمْ عَلَى أَنَّهُ حَدِيثٌ ضَعِيفٌ، وَقَالَ بَعْضُهُمْ: هُوَ مَنْسُوخٌ

«Как мы выше упомянули, согласно мнению нашего мазхаба, дозволяется употребление конины, и нет в этом нежелательности, и этого мнения придерживается большая часть учёных, в том числе: АбдуЛлах ибн Аз-Зубайр, Фузаля ибн Убайд, Анас ибн Малик, Асма бинт Абу Бакр, Сувайд ибн Акля, Алькама, Аль-Асвад, Атаъ, Шурайх, Саид ибн Джубайр, Хасан Аль-Басрий, Ибрахим Ан-Нахаий, Хаммад ибн Абу Сулайман, Ахмад, Исхакъ, АбуЮсуф, Мухаммад, Давуд и другие.

Небольшая группа учёных посчитала употребление конины нежелательным. Этого мнения придерживались Ибн Аббас, Малик и Абу Ханифа (да будет доволен ими Аллах). Более того, Имам Абу Ханифа сказал: «Впадает в грех тот, кто поел его (мясо лошади)», но он не называл это харамом (запретным). Эта группа учёных приводит в качестве довода аят:

﴿وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ ﴾

«И коней, и мулов, и ослов (создали), чтобы вы на них ездили, и для украшения». (Сура Ан-Нахль, 8)

В этом аяте не упоминается об употреблении их мяса в еду, а в предыдущем аяте про скот упоминается об употреблении мяса скотины в еду.

Также эти учёные приводят хадис от Халида ибн Валида (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо лошадей, мулов, ослов и хищников, у которых имеются клыки». (АбуДавуд, Ан-Насаи, Ибн Маджа)

Однако учёные хадиса единодушны в том, что этот хадис является слабым, а некоторые учёные сказали, что этот хадис отменён (мансух, то есть на основании данного хадиса решение не выносится)» («Аль-Маджмуъ»).

Из вышеприведённого становится ясно, что употребление конины в пищу, по мнению большинства учёных, дозволено, и в этом нет нежелательности.

Шамиль Мусаев


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.


بسم الله الرحمن الرحيم
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْ لَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Вопрос: Разрешено ли употреблять в пищу конину? Просто я слышал, что по ханафитскому мазхабу нельзя есть мясо лошади и каково на самом деле мнение самого Абу Ханифы (рахматуллахи ‘аляйхи) в этом вопросе?

Ответ: Конину (мясо лошади) разрешается употреблять в пищу в соответствии с ханафитским мазхабом, данное действие не порицается и не является греховным. В книге «ад-Дурруль мухтар» Ибн 'Абидина (рахматуллахи ‘аляйхи) приводятся слова о том, что имам А'зам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи) за три дня до собственной смерти отказался от своего мнения о запретности конины в пользу дозволенности лошадиного мяса. О дозволенности конины также сообщили «имамейн» - два самых великих ученика имама А'зама – Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани (рахматуллахи ‘аляйхима).

Лошадь является почитаемым животным в Исламе, о котором сказано в Куръане и многочисленных изречениях Пророка Мухаммада ﷺ.

Всевышний Аллах в Благородном Куръане говорит:

وَالْعَادِيَاتِ ضَبْحًا فَالْمُورِيَاتِ قَدْحًا

«Клянусь конями скачущими задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «аль-'Адият», аят 1-2)

وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً ۚ وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете» (сура «ан-Нахль», аят 8).

Посланника Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ لَمْ يَعْرِفْ حُرْمَةَ فرس الغازي، فيه شُعْبَةٌ مِنَ النِّفَاقِ

«Тот, кто не проявляет уважения к лошади, участвующей в бою, в том есть доля лицемерия».

Рассмотрим доводы стороны, которая утверждает, что употребление конины запретно или является нежелательным действием.

В риваяте, переданном от Халида ибн Валида (радыяллаху 'анху),

حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ شَبِيبٍ، وَحَيْوَةُ بْنُ شُرَيْحٍ الْحِمْصِيُّ، قَالَ حَيْوَةُ: حَدَّثَنَا بَقِيَّةُ، عَنْ ثَوْرِ بْنِ يَزِيدَ، عَنْ صَالِحِ بْنِ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِي كَرِبَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «نَهَى عَنْ أَكْلِ لُحُومِ الْخَيْلِ، وَالْبِغَالِ، وَالْحَمِيرِ

Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ запретил употребление в пищу мяса лошади, осла и мула (ан-Насаи 3790).

عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ , أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «نَهَى يَوْمَ خَيْبَرَ عَنْ أَكْلِ لُحُومِ الْخَيْلِ وَالْبِغَالِ وَالْحُمُرِ وَكُلِّ ذِي نَابٍ مِنَ السُّبُعِ , أَوْ مِخْلَبٍ مِنَ الطَّيْرِ

Так же в риваяте, переданном Даракутни, от Халида ибн Валида (радыяллаху 'анху), сообщается о том, что в день битвы при Хайбаре, Посланник Аллаха ﷺ запретил, есть мясо лошадей.

В риваяте, переданном от Ибн 'Аббаса (радыяллаху 'анхума) сообщается, что употребление в пищу мяса лошади, является макрухом , при этом он читал аят: «Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом» .

Из вышеприведенных хадисов, мы видим, что у сторонников мнения, что конина запрещена или ее употребление является нежелательным есть собственная доказательная база.

А теперь приведем доказательства тех, кто утверждает, что мясо лошадей дозволено для пищи.

От Джабира ибн 'Абдуллаха (радыяллаху 'анху) сообщается, что во времена посланника Аллаха ﷺ мясо лошади употреблялось в пищу . Асма бин Абу Бакр (радыяллаху 'анха) в одном из риваятов так же говорит о том, что во времена Посланника Аллаха ﷺ люди резали лошадей, и ели их мясо .

قَالَ أَبُو دَاوُدَ: «لَا بَأْسَ بِلُحُومِ الْخَيْلِ، وَلَيْسَ الْعَمَلُ عَلَيْهِ»، قَالَ أَبُو دَاوُدَ: " وَهَذَا مَنْسُوخٌ قَدْ أَكَلَ لُحُومَ الْخَيْلِ جَمَاعَةٌ مَنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْهُمْ:ابْنُ الزُّبَيْرِ، وَفَضَالَةُ بْنُ عُبَيْدٍ، وَأَنَسُ بْنُ مَالِكٍ، وَأَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ، وسُوَيْدُ بْنُ غَفَلَةَ، وَعَلْقَمَةُ، وَكَانَتْ قُرَيْشٌ فِي عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَذْبَحُهَا

Имам Абу Дауд (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит: «Не порицается употреблять мясо лошади, но люди не следуют этому. Мясо кобылы ели большое количество сахабов, такие как ибн Зубайр, Фадаляту ибн ‘Убайд, Анас бин Малик, Асма бинта Аби Бакр, Сувайд бин Гафлята, ‘Алькама (радыяллаху ‘анхум), а также курайшиты, во времена Пророка ﷺ резали лошадей».

Имеющиеся разногласия среди ученых были связаны с взаимоисключающим смыслом некоторых хадисов, а так же с разницей метода (усуля), в соответствии с которой имамы муджтахиды принимали или не принимали тот или иной риваят в качестве доказательства.

Изначально позицию о запрещенности употребления в пищу мясо лошадей придерживался и Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи). Однако как указывается в книге «ад-Дурруль мухтар» ибн 'Абидина (рахматуллахи ‘аляйхи),

وَقِيلَ إنَّ أَبَا حَنِيفَةَ رَجَعَ عَنْ حُرْمَتِهِ قَبْلَ مَوْتِهِ بِثَلَاثَةِ أَيَّامٍ وَعَلَيْهِ الْفَتْوَى عِمَادِيَّةٌ وَلَا بَأْسَ بِلَبَنِهَا عَلَى الْأَوْجَهِ

что за три дня до собственной смерти имам А'зам (рахматуллахи ‘аляйхи) отказался от своего мнения о запретности конины в пользу дозволенности лошадиного мяса.

Мнения о дозволенности употребления конины придерживались и два выдающихся ученика Абу Ханифы – имам Абу Юсуф и имам Мухаммад Шайбани (рахматуллахи ‘аляйхима).

Лидер ханафитов Египта, великий правовед и хадисовед, автор известнейшего труда «акыда ат-Тахавия» имам Тахави (рахматуллахи ‘аляйхи) в своей известной книге шарху Ма'аниль-Асар пишет: «Внешне, может показаться, что между мясом домашнего осла и лошади, не существует никакой разницы. Однако необходимо принимать во внимание риваяты, касающиеся данного вопроса, и указывающие на то, что мясо лошади является мубахом. Особенно важным является момент, на который обращается внимание в хадисе Джабира (радыяллаху 'анху), где мясо осла отделяется от мяса лошади, и в котором ослиное мясо называется харамом, а мясо лошади халялем. Имамайн (имам Абу Юсуф и имам Мухаммад) высказали мнение о разрешенности лошадиного мяса, так как имеющиеся по этому поводу риваяты, достигли степени таватур ».

А Аллах знает лучше.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу

Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари

Дарульфикр.ру

Исламский образовательный портал

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим - на том.

Ислам - это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких - запретно (харам).

Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289-291; Бадаи ас-Санаи, 5/35-39; Радд аль-Мухтар, 304-308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.

2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб - халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но, если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или ее выбросило волной на берег, и т. п., такая рыба - халяль. Всевышний Аллах говорит:

4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.

В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.

По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, 4/89, Сунан Абу Дауд, № 3790, Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).

Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины (Радд аль-Мухтар).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934).

Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:

11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Животные, мясо которых - халяль:

Запретно ли по ханафитскому мазхабу употребления конины?

Некоторые утверждают, что в ханафитском мазхабе употребление в пищу конины считается «харамом». Правда ли это?

В ханафитском мазхабе, относительно употребления в пищу конины, существуют два решения. Согласно мнению Имама А’зама Абу Ханифы, употребление в пищу конины – махрух, т.е. порицаемо. А согласно мнению его двух учеников, также ученых-муджтахидов Имама Мухаммада и Имам Абу Юсуфа, употребление в пищу конины — халаль, то есть разрешено. Абу Ханифа в качестве доказательства своего мнения приводит 8-аят суры «Нахл»: «…Всевышний сотворил также коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как роскошью. Он творит также то, чего вы и вовсе не знаете»

Имам А’зам Абу Ханифа толкует следующим образом. Хотя в отношении животных самым важным для человека является употребление их в пищу, в отношении лошади сказано «чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как роскошью», т.е. если бы употребление в пищу конины было явно «халаль», то Всевышний сказал бы, прежде всего об этом. Но в аяте открыто не говорится и том, что употребление в пищу конины – «харам», т.е. запретно. Поэтому Абу Ханифа ограничился решением, что употребление в пищу конины является «макрухом», но никак не «харамом». Другая причина, побудившая Абу Ханифу прийти к принятию решения «макрух», это реалии периода в котором он жил, тогда лошади были незаменимы в военном деле, поэтому они играли, условно говоря, «стратегическую роль» в государстве.

В шариате категория «макрух» делится на категории «макрух-танзих», т.е. «макрух близкий к халялу» и «макрух-тахрим», т.е. «макрух близкий к хараму». Среди ученых были споры насчет того, к какой категории «макруха» причислил Абу Ханифа употребление в пищу конины. Но вследствие того, что согласно мнению Абу Ханифы употребление в пищу кобыльего молока «халаль», то существуют веские основания считать, что его решение относительно употребление в пищу конины — «макрух-танзих», т.е. «макрух, близкий к халялу». Одна из причин того, почему Абу Ханифа решил, что употребление в пищу кобыльего молока «халаль, а мяса «макрух», кроется в том, что употребление в пищу кобыльего молока не приводит к сокращению голов лошадей, необходимых для езды верхом и военного дела. [1] Если бы Абу Ханифа считал, что употребление в пищу конины является «макрух-тахрим», т.е. «макрух, близкий к хараму», то он не охарактеризовал бы как «халаль» употребление в пищу кобыльего молока.

Но согласно мнению двух учеников Имама А’зама Абу Ханифы, ученых- муджтахидов Имама Мухаммада и Имам Абу Юсуфа, употребление в пищу конины – халаль. Они в качестве доказательства приводят следующие хадисы от Имама Бухари и Имама Муслима.

Первый, хадис от Джабира ибн Абдуллаха: «Пророк в день Хайбара запретил есть мясо осла и разрешил конину» [2].

Вторый, хадис от Асмы дочери Абу Бакра: «Во времена Пророка мы ели конину» [3].

Заключение. Как известно, «ханафитский мазхаб это не только свод фатв, решений, доводов и суждений Абу Ханифы, но это и свод фатв, решений, доводов и суждений других ученых-богословов, руководствовавшихся на протяжении веков методом и основными правилами (усульул-фикх) выработанными Абу Ханифой при принятии фатв. В ханафитском мазхабе во многих случаях руководствуются фатвами, которые вынесли ученики Абу Ханифы –Имам Мухаммад и Имам Абу Юсуф. Вот поэтому, мусульмане-ханафиты, употребляющие в пищу конину, руководствуются решениями Имама Мухаммада и Имама Абу Юсуфа. К тому же некоторые фатвы могут меняться в зависимости от периода, от сложившихся обстоятельств.

Главная причина того, почему Абу Ханифа посчитал употребление конины в пищу как «макрух» состоит в том, что во времена ученого лошади использовались как одно их основных орудий войны. То есть, ученый, принимая фатву ориентировался на требования своей эпохи. В нынешнее время орудия, средства ведения войны кардинально изменились. Сегодня вместо лошадей на поле боя используются танки, самолеты и иные орудия ведения войны. В нашем веке отпала большая необходимость использовать лошадей в военных целях. Если бы Абу Ханифа жил в наше время, то кто знает, как он расценил бы употребление конины в пищу. Истина ведома лишь Аллаху.

В заключение, явных канонических запретов на употребление конины в пищу в Исламе нет, поэтому согласно мнению большинства ученых и школ фикха употребление в пищу конины разрешено.

[1] Аль-Маргинани, ал-Хидая шарху бидаятил-мубтади, 4-том, 1458-стр. Изд. «Дарус-салам», Каир, 2000 г.
[2] Сахихи Бухари, 39826, 4-том, 1544-стр. Изд. «Дару Ибни Кясир», 1987, Бейрут.
[3] Сахихи Муслим, 5191, 5-том, 2099-стр. Изд. «Дару Ихиа’ит-турасил-араби», Бейрут.

Конина считается полезным диетическим мясом. В его составе много белка, аминокислот, витаминов и микроэлементов полезных человеческому организму, благодаря которым конина снижает уровень холестерина в крови, улучшает обмен веществ и нейтрализует последствия радиации. И что особенно важно для современного человека, конина обладает низкой калорийностью и его можно есть даже во время диеты.

Казалось бы, такое полезное мясо должно входить в рацион каждого человека, но именно конина регулярно вызывает ажиотаж во многих западных странах, где, несмотря на то, что конское мясо является табуированной едой, недобросовестные производители мясных изделий добавляют его в колбасы, фрикадельки и другие изделия, выдавая его за говядину и свинину.

В наши дни во Франции и Германии конское мясо добавляют в колбасу, в Испании и Исландии конину продают во всех супермаркетах, блюда из конины нередко подают в ресторанах Японии, Бельгии, Италии, Словении и Сербии. В Венгрии, Монголии, Казахстане и Киргизии лошадей специально разводят на мясо. В США и Англии запрещено есть мясо спортивных животных, не едят конину и во всех католических странах. И еще отказываются есть конину цыгане, бразильцы, индейцы и русские…

В отличие от европейцев, которые выражают недовольство из-за добавления в продукты конины вместо говядины и свинины по причине возможного содержания в конском мясе лекарств для лошадей, русские не едят конину, прежде всего, по религиозным соображениям. В книге, которым пользуются многие православные верующие под названием "1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам" на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи дается следующий ответ: "Все нечистое есть разрешается только во время голода (нужды). В обычные дни следует воздержаться от употребления мяса невыпущенной крови (сдохла), конины, крабов, раков, рыб без чешуи, зайцев, кроликов; а также крови жареной (птиц и зверей) и т.п.".

Мясо

Однако многие люди сегодня не едят конину не из-за христианского запрета, а потому, что лошади всегда были и до сих пор являются верными помощниками людей. Они испокон веков были самыми нужными животными в быту и военных действиях, поэтому до сих пор люди относятся к лошадям с большой любовью так же, как к домашним собакам и кошкам. Они сторожат наш дом, ловят мышей, возят и пашут, и резать их для мяса для многих кажется варварством.

Несмотря на то, что русские сами не едят конину, их удивляет то, что мусульмане и евреи считают свинью "грязным животным" и отказываются употреблять ее мясо. Запрет на употребление в пищу свинины 4 раза упоминается в Священной книге мусульман Коране с одинаковым текстом в разных аятах: " …из того, что дано, запрещено употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха".

Кроме того, в одной из сур Корана сказано, что свиньи и обезьяны - это люди проклятые Аллахом, которых он превратил в животных как нечестивцев: "… наихудшее воздаяние от Аллаха получат те, кого Аллах проклял, на кого он разгневался, кого он превратил в обезьян и свиней, и кто поклонялся тирану".

В иудаизме также запрещено употребление свинины. В Библии об этом говорится дважды: "Господь произведет суд над всякою плотью и один за другим погибнут те, кто ест свиное мясо, мерзость и мышей" и "А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса ее не ешьте и к трупам их не прикасайтесь".

С научной точки зрения мусульмане и евреи не едят свинину потому, что климат в Арабских странах и Израиле, где раньше проживали приверженцы ислама и иудаизма, был очень жарким, а свинина мясо скоропортящееся. Кроме того, свинья любит валяться в грязных лужах, где водятся много паразитов, способствующих развитию болезней, и что самое ужасное - эти животные едят все подряд, в том числе отходы, содержимое человеческих туалетов, собственные экскременты, а также загрызают свое потомство. Известны даже случаи нападения голодных свиней на людей.

Мясо

Учитывая образ жизни свиньи, верующему человеку несложно было назвать его нечистым и дьявольским, а скоропортящееся свиное мясо запретить есть во избежание отравлений, которых наблюдалось в те времена огромное количество. Ведь холодильников в пустыне тогда не было и заморозить мясо, чтобы убить обитающих в нем вредных микроорганизмов не было возможности.

В наши дни отказываются от употребления свинины, не только мусульмане и евреи, но и русские. Причина этого в следующем:

1. Свиной грипп. Вирус свиного гриппа стал серьезной угрозой для людей во всех странах. Об обнаружении очагов инфекции свиного гриппа регулярно нам сообщают СМИ. Вот и в этом году во многих хозяйствах были усыплены и сожжены огромное количество свиней. А еще стало известно, что свиньи являются переносчиками африканской чумы и японского энцефалита.

2. Ожирение. Свинина содержит много жира, особенно много калорий в свином сале. Если употреблять свинину и сало в больших количествах, то не избежать ожирения и развития всех болезней, сопутствующих ему. Это сердечно-сосудистые заболевания, боли в суставах, гипертония, сахарный диабет, одышка и другие.

3. Трупный яд птомаин. Вопреки убеждению многих, трупного яда птомаина в составе свинины нет. Но содержится птомаин в нашем кишечнике, также как и путресцин и кадаверин, которых принято было раньше называть трупным ядом. Представляют они собой обычные продукты распада белка, полипептиды, которые содержат по несколько аминокислот. В нашем кишечнике наряду с пищеварением идет и процесс распада белков, в результате чего и образуются птомаин, путресцин и кадаверин, имеются они и в кишечнике свиней, но перейти через его стенки в мясо они не могут.

- Вернуться в оглавление раздела "Профилактика заболеваний"

Читайте также: