Почему когда цыган покупает лошадь она мокрая

Опубликовано: 03.05.2024

-Рубрики

  • новости (363)
  • юмор (171)
  • о людях (110)
  • игра в классику (44)
  • города (16)

-Поиск по дневнику

-неизвестно

-неизвестно

-Сообщества

-Статистика

. Лет двадцать назад Щукарь, будучи сильно навеселе и возвращаясь из хутора Войскового, купил ее у проезжих цыган за тридцать целковых. Кобылка, когда при покупке он осматривал ее, на вид была кругла, масти мышастой, вислоуха, с бельмом на глазу, но очень расторопна. Дед Щукарь торговался с цыганом до полудня. Раз сорок били они по рукам, расходились, опять сходились.

- Золото, а не кобылка! Скачет так, что - закрой глаза, и земли не видно будет. Мысля! Птица! - уверял и божился цыган, брызжа слюной, хватая сомлевшего от устали Щукаря за полу куртки.

- Кутних зубов почти не осталось, на глаз кривая, копыта все порепанные, вислопузая. Какое уж там золото, горючие слезы, а не золото! - корил дед Щукарь лошадь, страстно желая чтобы цыган сбавил последний рубль, из-за которого и расходились они в цене.

- Да на что тебе ее зубы? Меньше корму сожрет. А кобылка молодая, разрази бог. Дите, а не кобылка, зубов же лишилась от нечаянной болезни. И при чем ее бельмо тебе? Да это и не бельмо, раковинка! И копыта срастутся, почистятся. Кобылка сива, не очень красива, да ведь тебе же с ней не спать, а на ней пахать, верно говорю! Ты приглядись, отчего она пузатая - от силы! Бежит - земля дрожит, упадет - три дня лежит. Эх, папаша! Ты, видно, за тридцать монет рысака хочешь купить? Живого не купишь, а сдохнет - тебе и даром махан отдадут.

Спасибо, цыган оказался человеком доброй души: поторговавшись, он сбавил и последний рубль, из полы в полу передал Щукарю повод недоуздка, даже притворно всхлипнул, вытирая рукавом ярко-синего длиннополого сюртука коричневый лоб.

Кобылка утратила недавнюю живость, едва лишь повод перешел в руки Щукаря. Она пошла за ним, нехотя повинуясь его чрезвычайным усилиям, трудно переставляя клешнятые ноги. Только тут цыган засмеялся; оголив сплошные и белые, как мел, зубы, крикнул вслед Щукарю:
- Эй, папаша! Донской казак! Помни мою доброту! Это лошадка мне сорок лет служила и тебе еще столько же послужит, только корми ее раз в неделю, а то сбесится. Мой отец на ней из Румынии приехал, а ему она досталась от французов, когда они из Москвы бежали. Дорогая лошадь!

Он еще что-то кричал вслед Щукарю, влачившему за собой покупку; около шатра и между ног цыгана, шумливые и черные, как галки, орали цыганята; взвизгивали и хохотали цыганки. А дед Щукарь шел, ни на что не обращая внимания, добродушно думал: "Сам вижу, какого живота купил. Кабы деньги были, я бы не такую отхватил. А цыган - шутливый человек, веселый, как я. Ну, вот и лошадка есть. В воскресенье с бабой на базар в станицу примчимся".

Но не успел он добраться до Тубянского, как с лошадью стали вершиться чудеса. Случайно оглянувшись, Щукарь оторопел: за ним шла не купленная им пузатая и сытая кобылка, а худющая кляча с подтянутым брюхом и глубокими яминами возле кострецов. За каких-нибудь полчаса она похудела наполовину. Сотворив крестное знамение и шепча: "Свят, свят, свят!" Щукарь выронил из рук повод, остановился, чувствуя, как хмель с него словно рукой снимает. Только обойдя вокруг кобылки, он обнаружил причину столь невероятного по быстроте исхудания: из-под мочалистого кобыльего хвоста, откинутого черт знает как бессовестно - на сторону и вверх, - со свистом, с шипением вырывались спертый воздух и жидкие брызги помета. "Ну, вот это - да!" - ахнул Щукарь, схватившись за голову. А потом с удесятеренной силой повлек кобылку, уцепившись за недоуздок. Вулканическое извержение ее желудка не прекращалось до самого Тубянского, по дороге оставались позорные следы. Может быть, Щукарь и добрался бы до Гремячего Лога благополучно, если б вел лошадь в поводу, но он, едва лишь поравнялся с первым двором хутора Тубянского, в котором жил его кум и было много знакомых казаков, решил сесть верхом на купленную лошадь и хоть шагом, но ехать, а не тянуть ее в поводу. В нем внезапно проснулись небывалая гордость и обычно всегда свойственное ему желание прихвастнуть, показать, что и он, Щукарь, теперь выбился из бедноты и едет хоть на плохой, но зато на собственной лошади. "Тррр, проклятая! Все играла бы ты!" - свирепо вскричал Щукарь, краем глаза видя, что из хаты, против которой он остановился, выходит знакомый казак. И с этими словами он дернул недоуздок, приосанился.
Лошадь его, игравшая и взбрыкивавшая, вероятно, еще в своем далеком детстве, на самом деле и не думала играть. Она остановилась, понуро опустив голову, поджав задние ноги. "Мимо кума надо бы проехать. Пущай поглядит!" - подумал Щукарь и с тем, подпрыгнув, навалился брюхом на острую кобаржину лошадиной спины. Тут-то и случилось с ним то, о чем впоследствии долго говорили казаки в Тубянском: именно на этом месте и претерпел Щукарь неслыханное позорище, предание о котором сохранилось до наших дней и уж наверное перейдет к следующему потомству.

Едва лишь Щукаревы ноги оттолкнулись от земли, а сам он повис на кобыле, лежа поперек ее спины и пытаясь усесться верхом, как кобыла закачалась, в нутре ее что-то заурчало, и она, как стояла, так и рухнула на дорогу, откинув хвост. Щукарь, вытянув руки, перелетел через дорогу, распластался на запыленном придорожнике. Вгорячах он вскочил и, усмотрев, что казак видел его срам, поправил дело криком: "Все бы ты взбррррыки-вала!

Шо-о-орт!" - орал он, пиная лошадь ногами. Та встала и как ни в чем не
бывало потянулась мордой к увядшему придорожнику.

Казак, наблюдавший за Щукарем, был большой шутник и весельчак, он перепрыгнул через плетень, подошел к Щукарю. "Доброго здоровья, Щукарь! Никак, лошадку купил?" - "Купил, да вот трошки кубыть промахнулся, норовистая, чертяка, попалась: ты на нее садиться, а она - хлоп и наземь. Видать, под верхом ишо не ходила, необъезженная". Казак, сощурив глаза, обошел вокруг кобылки раза два, мимоходом заглянул ей в зубы, совершенно серьезно сказал:

"Ну, конечно, она - неука! А лошадь, видать, благородных кровей. По зубам ей годов пятьдесят, никак не меньше, а вот через то, что она благородная, и совладать с ней никто не мог". Щукарь, видя сочувственное к нему отношение, осмелился спросить: "А скажи, Игнатий Порфирич, через чего это она так уж дюже скоро похудела? Я ее веду, а она прямо на глазах тает; дух чижолый из нее рвется и помет выскакивает, как из пропасти. Всю дорогу приследила!"

- "А ты ее где купил? Не у цыганов?"

- "У них, зараз за вашим хутором табором стояли".

- "Ну, так она через то стала худая, - пояснил казак, знающий и в лошадях и в цыганах,- что они ее перед тем, как продать тебе, надули. Какая лошадка от старости превзойдет в тощесть, ей перед продажей встромляют в задний проход продырявленную камышину и дуют по очереди всем кагалом до тех пор, покеда бока ей разнесет и станет она видом круглая и пузатая. А потом, как надуют ее наподобие бычиного пузыря, - зараз же камышину выдернут и на место ее встромляют обмазанную смолой тряпку, либо кусок почитки, чтоб дух не выходил. Вот и ты такую надутую купил. Затычка-то, должно, дорогой выпала, и начала кобылка твоя худеть. Ты вернись, поищи затычку-то. Мы заново в момент надуем. "
- "Черти бы их дули. " - в отчаянии вскричал Щукарь и кинулся к цыганскому табору, но, выскочив на пригорок, обнаружил, что ни шатров, ни кибиток возле речки уже нет. Там, где был стан, полз синий дымок непотухшего костра, а вдали по летнему шляху вилась и таяла на ветру седая пыль. Цыгане исчезли, как в сказке. Заплакал Щукарь, вернулся. Любезный Игнат Порфирьевич опять вышел из хаты. "Я под нее подлижу, чтобы она сызнова не упала. от лихости, а ты садись", - предложил он. Мокрый от стыда, горя и пота, Щукарь принял его услугу, кое-как сел.

Но его бедствиям еще не суждено было кончиться: кобыла на этот раз не упала, зато у нее оказался совершенно невероятный скок. Она, как в галопе, выбрасывала вперед передние ноги, а задними взбрыкивала, поднимая их выше спины. Таким манером пронесла она Щукаря до первого проулка. За время этого бешеного скока у него свалилась с головы шапка и раза четыре от страшных сотрясений внутри что-то екало и словно обрывалось. "Боже-же мой! немысленно так ехать. " - решил Щукарь, спешиваясь на скаку. Он вернулся за шапкой, но,
видя, что по проулку спешит к нему народ, сам поспешил назад, вывел злосчастную, проявившую столь неожиданную прыть кобылу за хутор. До ветряка ему сопутствовали ребятишки, потом отстали. А Щукарь уже не осмелился снова сесть на цыганскую "мыслю", он далеко околесил хутор по бугру, но на бугре уморился тянуть за недоуздок и решил гнать кобылу впереди себя.

И тут-то оказалось, что с таким трудом купленная им лошадь слепа на оба глаза. Она шла, направляясь прямо на ярки и канавки, и не перепрыгивала их, а падала, потом, опираясь на дрожащие передние ноги, вставала, трудно вздыхая, снова шла, причем и шла-то не обычно, а все время описывая круги. Щукарь, потрясенный новым открытием, предоставил ей полную свободу и увидел: кобылка его, завершив круг, начинала новый - и так безостановочно, по невидимой спирали. Тут уж Щукарь без посторонней помощи догадался, что купленная им лошадь всю свою долгую и трудную жизнь проходила в чигире, ослепнув там и состарившись.

До сумерек он пас кобылу на бугре, стыдясь днем являться в хутор, и
только ночью пригнал он ее домой. Как его встретила жена, баба дородная и
лютая на расправу, что претерпел щупленький Щукарь за свою неудачную
покупку, - "покрыто неизвестным мраком", как говорил друживший в ту пору с
Щукарем сапожник Локатеев.

Известно лишь то, что кобыла вскоре заболела чесоткой, облезла и в таком неприглядном виде тихо почила на базу однажды в полночь.

А кожу Щукарь с дружком Локатеевым пропили.

1. В комнате - четыре угла, в каждом углу сидит кошка. Посередине комнаты стоит девочка и держит на руках кошку. Сколько всего ног было в комнате?

2. Тройка лошадей сделала в час 12 километров. Сколько сделала в это время одна лошадь?

3. На дереве сидело 100 воробьев. Охотник выстрелил и убил 10 воробьев. Сколько воробьев осталось?

4. Летело три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось?

5. Сколько концов у четырех палок, у пяти палок, у пяти с половиной палок?

6. Какой греческий герой ходил вверх головой?

7. В какую бочку нельзя налить воды?

8. Когда идет дождь, под каким кустом сидит заяц?

9. Какая бывает лошадь, когда ее цыган покупает?

10. На дереве сидели совы и упали. Как сказать это одним словом?

11. Написать мышеловка пятью буквами?

12. Из какого полотна нельзя сшить платье?

13. На каком челноке нельзя переплыть реку?

14. Мальчик плачет. Ему дали варенье - и он стих. Как это сказать одним словом?

15. На ветке сидит птица. Как надо срубить ветку, чтобы не спугнуть птицу?

16. В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять "о"?

17. За стол сели: отец с сыном, да мать с отцом, свекор со свекровью, да свекор со снохой, муж с женой, да жена со свекровью, сын с матерью, - а стульев-то занято всего четыре. Так ли?

18. На столе горели пять свечей. Две свечи потушили. Сколько свечей останется?

19. Какими нотами можно измерить пространство?

20. Летела стая уток. Одна впереди, две сзади; одна позади и две спереди; одна между двумя и три вряд. Сколько летело уток?

21. В корзине четыре яблока. Разделить их между четырьмя лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось бы в корзине?

22. Как правильно надо сказать: "Дважды два суть пять" или "Дважды два есть пять"?

23. На какую букву нужно поставить государство, чтобы получить цветы?

24. Когда полы бывают тремя местоимениями?

25. Какая страна, прочитанная с конца, станет хлебным растением?

26. В Москве, два мотоциклиста выехали навстречу друг другу: один с Казанского вокзала со скоростью 80 километров в час, а другой с Киевского - со скоростью 100 километров в час. Где они встретились?

27. Как доказать, что половина числа 12 равна 7?

28. Что находится посреди Волги?

29. Как получить цифру 4, отняв от цифры 9 половину?

30. Какие камни бывают в море?

31. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?

32. Половина какой буквы дает нам название войсковой части?

33. Из какой буквы надо выкинуть другую букву, чтобы в результате получить название жилища?

34. К какой ноте надо прибавить несколько деревьев, чтобы получилась самая заметная часть здания?

35. Какая птица состоит из буквы и реки?

36. Впишите в букву цифру, да так, чтобы эта цифра увеличилась на единицу?

37. От какого глагола можно 4 раза отнимать начальную букву так, чтобы подряд менялся смысл?

38. Назовите реку во Франции, в которой, если вы переставите буквы, то получите название жилища лесного зверя.

39. Не пугайтесь моего названия, означающего несчастье. Прибавьте к началу приставку "по", и оно всегда будет означать самый лучший конец.

40. Шесть ног, две спины и одна голова.

41. Какие часы два раза в сутки показывают правильно?

42. До каких пор заяц бежит в лес?

43. Какие два вида яблок не употребляются в пищу?

44. От чего утка плавает?

45. Не было и не будет, а о нем говорят.

46. Всегда во рту, а не проглотишь?

47. У какого города первые два слога - хлебное растение, третий слог - название земли?

48. С птицы начинается, зверьком кончается - как город называется?

49. Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждый из них съел по целому яйцу. Как вы это объясните?

50. Какой город состоит из минерала и дерева?

51. Если в Черное море бросить белый камень, каким он будет?

52. Как далеко можно уйти в лес?

53. Какие два числа в сумме составляют 55, при этом одно из них больше другого на 50?

54. В театре, в первом ряду, сидел полный гражданин; пьеса шла скучная и гражданин заснул. Ему снится, что он дома. Его маленькая дочь уронила горящую лампу - керосин загорелся, и скоро весь дом был объят пламенем. Гражданин вскочил и закричал: "Пожар!" - и сейчас же от сильного волнения упал мертвый от разрыва сердца. Что неправдоподобно в этом рассказе?

55. По дороге шли двое мальчиков и девочка. У мальчиков были разные имена. Но если бы от имени первого или второго мальчика отнять первую букву, то получилось бы имя девочки. Как их звали?

56. Какую математическую задачу решает свинья, когда подрывает куст картофеля?

57. Мы взяли название одного из курортных городов и из букв, входящих в это название, составили следующие слова: гиря, пик, скот. Какой город мы взяли?

58. Чего человек не помнит, не чувствует, не знает?

59. Какой буквой, взятой два раза, можно назвать военный праздник?

60. Чем хлеб в печь сажают?

61. Какой остров говорит о своей величине?

62. Какая река в Европе состоит из животного и меры площади?

63. На какой букве нужно написать ноту, чтобы получить город в Европе?

64. Когда идёшь по дороге, то какие местоимения мешают?

65. Взять название одной птицы и из букв, входящих в это название, составить следующие слова: сок, лак, стачка, ток, кол, кот, сток, точка, коса, сало, сак, сто.

66. Какой химический элемент состоит из двух животных?

67. Две головы и шесть ног. Четыре ноги ходят, а две смирно лежат.

68. Слева направо - на ногах стоит, справа налево - без ног бежит.

69. Он надо мною, а я над ним. Кто мы?

70. В СССР есть город большой, четыре буквы отнимите - садовый цветок найдете.

71. Название какого города можно встретить в бочке?

72. Название какой реки состоит из приставки и цифры?

73. Какой болезнью никто на земле не болел?

74. На окошке сидит зверек. Лапки, как у кошки, хвостик, как у кошки, ушки, как у кошки, но не кошка.

75. За стол сели два хирурга. Когда они встали, то на столе остались: от нее голова, а от него мундир. Что делали хирурги за столом?

76. Когда дурак умен бывает?

77. Какую земельную меру нужно вписать в букву, чтобы получить французский город?

78. Я - химический элемент. В природе часто я встречаюсь, но если букву в меня вставить, то животным назовешь.

79. В какую букву нужно поместить меру площади, чтобы получить одну из звезд первой величины?

80. Когда зрячий человек бывает слепым?

81. Может ли Страус назвать себя птицей?

82. Название какого города объединяет одно мужское и сто женских имен?

83. Что будет с козой, когда ей исполнится десять лет?

84. Кого один раз в году наряжают?

85. Были у мужика волк, коза и капуста, и надо было ему перевезти их через реку. А лодка у него была маленькая, каждого нужно перевезти поодиночке. Если везти капусту - волк козу съест. Если везти волка - коза капусту съест. Как он перевез их?

86. Где свету конец?

87. Может ли дождь идти два дня сряду?

88. Что легче: идти с горы или под гору?

89. На какой вопрос никогда нельзя дать утвердительный правдивый ответ?

90. Что можно видеть с закрытыми глазами?

91. С грузом идут, без груза останавливаются.

92. Висит на стене и в то же время падает. Что это?

93. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?

94. Сколько раз за сутки минутная стрелка обгоняет часовую?

95. У отца семь сыновей да у каждого сына сестра. Сколько у отца детей?

96. Из какой посуды не едят?

97. Можно ли построить дом, чтобы все его четыре стороны выходили на юг?

98. Улитка поднимается на дерево за день на высоту 5 метров, а за ночь спускается на четыре метра. На какой день она достигнет вершины, если высота дерева 15 метров?

99. Каким гребнем волос не расчешешь?

100. А и Б сидели на трубе. А - упало. Б - пропало. Что осталось на трубе?

101. Какой год продолжается всего один день?

102. Два мальчика стояли на полюсе. Один из них смотрел на юг, а другой на север. Как они могли видеть друг друга, не поворачивая головы?

103. Четыре ноги, да не зверь; есть перья, да не птица.

104. На небольшом острове, посреди моря, находится пастух со стадом овец. По какой-то причине загорелась трава с одного конца острова, и так как ветер все время дул по направлению к стаду, то им предстояла неминуемая гибель. Каким образом пастух спас себя и свое стадо, если потушить пожар чем-либо не имел возможности и направление ветра не переменилось?

105. Электропоезд идет с востока на запад. Набрав скорость, поезд делает 60 километров в час. В том же направлении - с востока на запад - дует ветер, но со скоростью 50 километров в час. В какую сторону относит ветер дым поезда?

106. В троллейбусе, шедшем из пригорода, ехало 23 человека, не считая водителя и кондуктора. На остановке у моста вышло 7 человек, вошло 4; у водокачки вышло 5, вошло 3 человека; на следующих 9 остановках вышло 17, вошло 19, у вокзала вышли все, причем было обнаружено, что один пассажир ехал зайцем. Сколько остановок сделал троллейбус?

108. Какой остров заявляет, что он спортивная принадлежность?

109. Какой уральской рекой играют в шахматы?

110. К какому сооружению нужно прибавить "А", чтобы получить название большой быстрой реки?

111. Какую реку можно срезать перочинным ножом?

112. Название какой реки у тебя во рту?

114. Какие шары ничего общего не имеют с формой шара?

115. Как из трех нулей сделать два, ничего не зачеркивая?

116. Какого хищника надо лишить одной буквы, чтобы он стал домашним животным?

117. Какую букву надо переменить, чтобы зверька превратить в змею?

118. В каком порядке надо расположить буквы, чтобы вместо грызуна появилась лошадь?

119. Какому морскому животному надо прибавить одну букву, чтобы оно стало насекомым?

120. Даны два числа 2 и 3. Поставьте между ними такой знак, чтобы полученное число было больше 2 и меньше 3.

121. Возьмите птицу. Отнимите две буквы - и получите реку. Затем отнимите одну букву - и прочитаете местоимение. Отнимите еще букву - и вы получите предлог. И, наконец, отнявши еще одну букву, - увидите союз.

126. Сумма каких чисел не изменяется, если читать их перевернутыми?

127. Какие числа при перевертывании увеличиваются в полтора раза?

128. Какая река плавает?

129. Какая река летает?

130. В какие ворота не забьешь гол?

131. Что находится между горой и долиной?

132. Росли четыре березы, на каждой березе - по четыре больших ветки, на каждой большой ветке - по четыре маленьких ветки, на каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок?

133. Где вода стоит столбом?

134. Каких камней в море нет?

135. Какие два местоимения портят мостовые?

136. По чему птица летает?

137. Как доказать спичками, что если от 8 отнять 5, то ничего не останется?

138. Три брата, возвращаясь из театра домой, подошли к трамваю, чтобы вскочить в первый же вагон, который подойдет. Вагон не показывался, и старший брат предложил подождать. - Чем стоять здесь и ждать, - ответил средний брат, - лучше пойдем вперед. Когда какой-нибудь вагон догонит нас, тогда и вскочим, а тем временем хотя часть пути будет уже за нами - скорее домой приедем. - Если уже идти, - возразил младший брат, - то не вперед по движению, а в обратную сторону: тогда нам скорее попадется встречный вагон, мы раньше и домой прибудем. Так как братья не могли убедить друг друга, то каждый поступил по-своему: старший остался ожидать на месте, средний пошел вперед, младший - назад. Кто из трех братьев раньше приехал домой?

139. Назовите слово, в котором сто одинаковых букв?

140. Какой шар не закатишь в лузу?

141. За чем мы обедаем?

142. С борта парохода спущен стальной трап. Нижние четыре ступеньки его погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 сантиметров. Расстояние от одной ступеньки до другой - 30 сантиметров. Начался прилив воды, поднимающейся со скоростью 40 сантиметров в час. Можете ли вы сказать, сколько ступенек окажется под водой через два часа?

143. Почему охотник ищет зайца?

144. Чем кончается день и ночь?

145. Какая птица из сорока букв?

146. Что принадлежит только тебе, но употребляется чаще другими, чем самим тобою?

147. У каких часов нет стрелок?

148. Когда мальчика называют женским именем?

149. По чему, когда хочешь спать, идешь на кровать?

150. Когда человек бывает в комнате без головы?

151. Какое местоимение нужно прибавить к другому местоимению, чтобы получить большие плоды?

152. Кого горе красит?

153. Когда дом бывает закуской?

154. Что это за пятачок, на который ничего не купишь?

155. Когда человек бывает деревом?

156. Куда нужно пройти, чтобы получить сюрприз?

157. На какую букву положив рыбу, получим условный знак?

158. Кто после смерти красен бывает?

159. По закону его надо повесить, а по-болезни его оставили и царем назвали. Кто он?

160. В знойный летний день, когда воздух звенит от насекомых, на зеленой лужайке, площадью в три с половиной га, пасутся две лошади одной породы и масти, различающиеся между собой разве только тем, что у одной хвост подвязан, а у другой-нет. Лужайка имеет форму параллелограмма, и одна из лошадей щиплет траву, передвигаясь по его диагонали, а другая - по его сторонам. Какая из этих лошадей в течение часа съест больше травы, если аппетит у них одинаков и травяной покров лужайки, на которой они пасутся, также?

161. О чем думает кукушка, когда сидит в своем гнезде и высиживает яйца?

162. Название каких музыкальных инструментов начинается с нот?

163. Чего хочешь, того не купишь, чего не надо, того не продашь?

164. Какая птица со струнами?

165. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит три кошки. Сколько всего кошек в комнате?

166. В полдень из Ростова в Таганрог вышел автобус. Часом позже из Таганрога в Ростов по тому же шоссе выехал велосипедист. Разумеется, скорость его значительно меньше, чем у автобуса. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Ростова?

167. Низок да колюч, сладок да не пахуч.

168. Одного человека спросили: - Сколько вам лет? - Порядочно, - ответил он. - Я старше некоторых своих родственников в шестьсот раз. Может ли это быть? Как вы думаете?

169. Когда небо ниже земли бывает?

170. Дышит, растет, а ходить не может.

172. Как из травы сделать лебедя?

173. Какая птица больше всех похожа на утку?

174. Не часы, а тикает.

175. Можно ли в решете воды принести?

176. Что теплее шубы?

177. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту?.

178. Стоит столбом, горит огнем, ни жару, ни пару, ни угольев.

179. Не море, а волнуется.

180. Перечислите пять дней подряд, не упоминая чисел и названий дней недели.

181. Сколько яиц можно съесть натощак?

182. Идет в воду красный, а выходит черный.

183. Ни корабль, ни лодка. Ни весел, ни паруса, а плывешь - не тонешь.

184. Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей?

185. Только два предлога, а волос в них много.

186. Какие два однозначных числа, умноженные одно на другое, дают в результате семь?

187. У меня сестер и братьев поровну. А у моей сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько нас?

188. Что дороже: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных?

189. Произведение каких трех чисел равно их сумме?

Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!

А что это жимга?)

по татарски это пятница)

Ааа! Класс спасибо теперь знать буду

а по казахски как будет?

Похоже)), -жума

Неа, после купания))

Неа ,после галопа


самая лучшая ( с точки зрения продавца )!!


понял я другое имел виду

Верно

Это если ее искупают )

Верно). вопрос шуточный.

Да. я тоже так думаю. ). я покопалась в гугле), действительно супер красивые места .
. и так на лирику потянуло. у вас наверное оч. много людей с творческим потенциало. место жития,- влияет на культуру и характер народа))

у нас даже древний вулкан есть))

Я влюбилась в Карелию

Я буду рада) спасибо.



ещё игого говорит ))))

после купания она мокрая)

Зависит от шампунь



Верно

получше есть вопроос

в каком микраже

на Спартаке что-ли

Не знаю. я туда только рожать ездила.










а сухой не бывает?




Просто). а что, -не здорово?)

это курица, хотя, тоже может быть еще той лошадью

свежая сорт номер 1

Я сама в шоке была)))

я думал вы автор

ну значит это омар хайям

Не могу знать). кажись народный фольклер)). мне сына задал

такая же как и продают

понятия не имею

Нет. Все дело в условиях в которые людей запихнули.

возможно ,но каждый человек творец своей судьбы

Не совсем верно.

мне нечего тебе сказать




Верно

почему? помыли слона




Я- Карпов Андрей.Полтава..пока..Украина.Мой почт.адрес sopromat-69@mail.ru или viber 0964215613. если серьёзно. то надо знакомиться поконкретнее,не люблю кого-либо подводить или,вообще,не дай Бог,стать паразитом. к тому же для успешности проекта своего партнера по творчеству надо чувствовать. тогда неменуем успех:-) .

Я не поняла?))) Не, мне приятно познакомиться, но Вы о чем?)

Я тоже не понял ..извините,не знаю ,как текст к Вам попал.:-) не обращайте внимания

Ок

смотря где покупать

На речке

Верно


я ничего не предлагал это Айнура

Ваше дело. а техникой типа микроволновки или авто вы не пользуетесь?

Наверное. мокрая она.

И мокрая))

а мокрая-то почему?

Бывает

А че лошадь именно?

Не знаю. сына вопрос задал. )

я бы вместо лошади девушку поставил,чтобы окончательно запутать)

Возможно. сыну надо тоже подсказать)))

И мокрая

Верно


А почему мокрая ?

И мокрая

не уж то лошадиная

Неа, мокрая она

судя по Вашему Имени, не для того, что-бы разводить племенных скакунов.

Ого, интересно. а можно узнать по подробнее о методе получения информации по имени. не я серьёзно

Хорошо.. Айнура, предполагает под собой вероисповедание ИСЛАМ, т.е. лошадок кушаете. к стати "поподробнее" пишется слитно).

Спасибо за ликбез)), а с вероисповеданием Вы ошиблись. а кулинарные предпочтения верно выдали. культура привила любовь к конине)

"ликбез", ликвидация безграмотности. Вам, это, не грозит) . а по поводу "конины". я УВАЖАЮ. Тех, Кто, ЧТУТ ТРАДИЦИИ.

А я уважаю некоторые традиции)), те что я считаю, приемлемыми, для счастливой и здоровой а главное не нарушающего покоя других людей, людей адекватных)),- жизни). я не против религий, просто тот язык на котором они были написаны, да и время то,- мягко говоря устарели. отсюда и разночтения их и толкования, кому как удобно.

"Кому, как удобно" . привело к "игил". повторюсь.. УВАЖАЮ ТРАДИЦИИ а, так-же Тех, Кто несмотря на неспокойное время, все-же придерживается общечеловеческих правил. невзирая на национальность.

И мокрая

После купания

Верно


И мокрая

не мокрая а спотевш.

И мокрая

Дешовая но здоровая


после купания))


Вопрос шуточный, не обезсудьте пожалуйста)



Я знаю), а там где?

После купания


молодой и здоровой.

И мокрой

.

новая и молодая и красиваяяя

Все верно), а еще мокрая)))

после купания в реке




и мокрая))

ну шоб сверкала при солнце
. ну хоть шоб)))


ок))

а что ещё тут кто есть

живой

Что у вас нового?)

испытание нервов брат приехал погостить

. наверное испытания уже закончились. и я поздно, со своим сочувствием. ))

родня эсли подушка не помогла то попал

. А подушка как помогает. )


кто?))

Неа), вопрос шуточный.


После купания она мокрая)))

Ааа. Так тогда и чистая!)

Хммм, одно и тоже

Ооо. это с какай стороны посмотреть))). я имела ввиду,- сырая — не приготовленная)))

Я не имела зато это в виду

Ну что ж, хоть поняли друг друга

Верно

Не поняла вопроса.





ей в зубы смотрят

потная или мытая

После купания мытая))

хааххаха в плохом настроении


неа)) мокрая она. )


почему

Боже. Почему именно лошадь
так можно всех мыть и продавать

. не знаю почему. сына задал, а мне понравился вопрос, ну и т.д. )


не понял вопроса

С подеовыркой вопрос)

Привееееет )))))) А вот, и твой вопрос ))))))))))))) Рад тебя видеть )))) И не важно, какая там лошадь. )))))))))))


Привет








как ты солнышко?)

Как обычно — всё в пятнах ))))))))) . Как твои детки ? ))))))

Прочитав в первый раз эту загадку вначале не понял ничего и только потом дошло в чем дело. Оказывается я эту загадку знал очень давно и здесь простое словесное заблуждение. Слово покупают не совсем соответствует смысловому значению . Так вот в смысле отгадки тут все просто — лошадь будет м о к р а я потому что ее покупали — помыли в воде.

Увидела в несколько дополненной интерпретации эту загадку, там указали, что цыган покупал эту лошадь. Тут бы мне и догадаться, что цыган (стереотип наш) буквально лошадь купить не может, он ее в сказках ворует (простите меня, цыгане), значит смысл не в покупке, а в другом значении, которое явственно прорисовывается, если изменить приставки и подставить слово искупать, т.е. помыть, почистить, поскоблить и т.д.-). В общем, в реке или пруду лошадь помыли, и она стала мокрая — вот такая логика ответа-)

Цыгане и лошади в глазах большинства связаны также тесно, как летчики и самолеты. Этот образ прочно вошел в жизнь современного человека благодаря кинематографу и литературе.

  • Кочевая жизнь
  • Торговля и обмен
  • Конокрадство
  • Свадьба
  • Бравада и показная удаль
  • Любовь к лошадям
  • Профессия

Большинство людей на вопрос «Что Вы знаете о цыганах?» отвечают так:

  • цыгане – кочевой народ, а цыганские кони – их основное средство передвижения;
  • раньше цыгане жили за счет продажи лошадей или их обмена;
  • все цыгане – конокрады.

Давайте попробуем разобраться по пунктам, какую роль играли цыганские лошади в жизни этого народа и насколько наше представление о них соответствует действительности.

Кочевая жизнь

В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.

Лошади цыганские

Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.

Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.

В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.

Торговля и обмен

Утверждение о том, что основной хозяйственной деятельностью цыган была торговля этими животными и их обмен, является верным.

Об этом свидетельствует и внешний облик мужчин этого народа, непременными атрибутами которого были кнут и сапоги.

Кнут для цыгана – как кинжал для джигита. Это не только символ социального статуса, но и весьма практичная вещь. Помимо работы с лошадьми, его можно было использовать и как оружие, причем не только как плеть. Рукоятка цыганского кнута на конце имеет утолщение, в которое часто заливался свинец. Такая дубинка была весомым аргументом в рукопашной схватке. Свой первый кнут настоящий цыган должен был сделать себе сам. Нередко этот непременный атрибут настоящего рома (самоназвание этого народа) передавался по наследству или преподносился в качестве весьма ценного подарка.

С кнутом связаны и торговые суеверия. Считалось, что хороший барышник передает свою удачу своему кнуту, а тот, в сою очередь, может передать её другому. Поэтому часто при торге и обмене старались сторговать не только коня, но и кнут, и если это удавалось – сделка считалась вдвойне удачной.

Второй атрибут настоящего рома – сапоги, также связан с цыганскими конями. Они хоть немного, но защищали ноги от тяжелых копыт этих крупных животных, да и выглядели весьма презентабельно.

В русском фольклоре нередко покупку коня у цыгана ставили наравне с обманом – надувательством. Это не совсем так. Если углубиться в историю, то именно лошади цыган очень ценились дворянами, да и российская армия нередко закупала цыганских лошадей для своих нужд. Так почему надувательство?

Суть в том, что при торге с этим народом можно было купить как отменного скакуна, так и замаскированную под него дохлую клячу. И никакого специального прицела на обман в этом не было. Обычный практический расчет. Если человек не разбирался в лошадях, не считалось зазорным подсунуть ему залежалый товар.

Истинным же знатокам таких «задохликов» даже не предлагали. Вот и получилось, что «цыганский конь» в некоторых источниках – знак качества, а в других – синоним нечестного торга.

Однако были и другие источники дохода, связанные с конями. В зимнее время цыгане часто останавливались на постой в деревнях, расплачиваясь за хлеб и кров конскими лепешками (как топливом для печей) и вспашкой пахотных земель.

Конокрадство

Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.

Свадьба

Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.

Смотрите также:

Цыганы шумною толпой. По Бессарабии кочуют.


. Именно родством с чертом объясняется черный цвет волос у цыган.

цыганская кибитка

именно цыгане стали излюбленными моделями художника.

К сибирским шаманам близки в формах своей деятельности цыганские шаманки-човали.

До сих пор мы подробно рассматривали роль женщины в цыганской среде. А что же мужчины? Они в течение всей своей жизни находятся на привилегированном положении: имеют право целые дни напролет ничем не заниматься и пользоваться тем, что приносят в дом их жены. Мужчина занимался лошадьми и ремеслами, часто выполнял роль защитника женщины, занимавшейся гаданием и попрошайничеством. Но у цыган есть система запретов и ограничений, касающаяся и мужчин. Нарушивший эти запреты считается оскверненным Один из запретов гласит: нельзя вводить в грех жену цыгана, находящегося в тюрьме. Нередко запреты имеют чисто ритуальный характер. Надо сказать, что в настоящее время о многих запретах помнят лишь старики, а в реальной жизни они практически не применяются. Ежи Фицовский называет такие запреты, как «чхуритко», «товэритко», «састэритко» то есть запреты на применение ножа, топора и железа. Он пишет:

«Во время драки цыгану запрещается пользоваться ножом, топором и железом. Единственно в случае, когда цыган для самозащиты выступает при нападении по крайней мере двоих Тогда ему разрешается пользоваться железом. Не позволяет ся также ударить ножом собаку или лошадь».

Заметим попутно, что у цыган с давних пор существует запрет на приготовление пищи из конины и мяса собаки. Строжайше действует запрет на воровство у своих.

Чем же занимаются цыганские мужчины? До недавнего времени излюбленными занятиями русских цыган были торговля и обмен лошадьми, так называемое барышничество. Это давало им основной заработок во время кочевой жизни. Скупая лошадей в тех местах, где они дешевы, цыгане потом перепродавали их или меняли с прибылью.

Кочевая жизнь, постоянное общение с лошадьми сделали цыган превосходными знатоками этих животных. Как правило, цыгане — великолепные наездники, они хорошо разбираются в повадках лошадей, лечат их от многих болезней только им известными способами. Авторитет цыган-лошадников и коновалов был высок, к ним часто обращались за советом и помощью, состоятельные люди приглашали их работать на конюшнях. Сами цыгане с гордостью вспоминают своих специа листов в этой области, хотя не всегда эти специалисты поль зовались дозволенными методами.

Вот характерный эпизод продажи лошади, о котором рассказывал нам М. И. Волков из деревни Левашово Ленинградской области:

«Приехали в наш табор лошадей покупать. Вывели кобылицу. Она была белая, в крапинках, старая, лет шестнадцати, но склада красивого, рисунок чудесный, длинная, со шкаф ростом. Красавицей когда-то была, а теперь век свой отжила. Но у цыгана она выкормлена. И вот цыган начинает свою лошадь описывать. Сам он как купец, борода огромная. Как описал лошадь — заслушаешься. А у покупателя только один вопрос: «Как она в упряжке ходит?» Тогда цыган зовет сына: «А ну, Ваня, запряги!» Сели. Натянул цыган вожжи. Чует лошадь цыганскую хватку, слушается хорошо. Так и продали за большие деньги. За промышленную сошла, за тяжеловоза. А бывало, лошади зубы поправляли. Брали веревку, закидывали лошади через голову. Она падала. Валили лошадь быстро — глазом не заметишь. Как повалят, отец кричит: «Ложись на шею!» Вся сила лошади в шее, когда она лежит. Потом брали маленькую стамеску и начинали зубы долбить. Если лошадь молодая, то у нее в нижних зубах ямочки. Старая лошадь эти ямочки забивает, у нее чистые зубы, гладкие. Так вот, эти ямочки надо вынуть. Потом между верхними зубами выбирают мясо. У молодой лошади между верхними зубами мяса нет. Потом замазывают, чтобы не кровоточило, дегтем. Ямочки замазывают тоже дегтем или сажей — она в зубы впитывается. У нас был гнедой конь лет пятнадцати. Старый был, но имел хороший ход, не рысак, конечно, а по-цыгански — краснобежка. Староват он был по зубам. И вот выменяли. За восьмилетнего сменяли. И никто не сказал, что конь старый. Это только цыган может отличить».

Однако не надо думать, что подобные формы обмана были так уж распространены среди цыган. Эпизод покупки дедом Щукарем дохлой клячи у цыгана в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» дан с определенной гиперболизацией. Бывало, что цыгане за бесценок покупали больных лошадей, лечили их и продавали с барышом. Если же лечение не приводило к результатам, они прибегали к испытанному средству: перед продажей поили лошадь водкой, отчего глаза у нее начинали блестеть, а сама она возбуждалась и какое-то время сохраняла живость.

Иногда цыгане брали у крестьян в обмен измученных пахотой лошадей. Животные на вольном выгуле приходили в норму, отъедались, набирали силу. После этого они снова могли участвовать в выгодном обмене. Однако стабильный заработок давала обычная нормальная перекупка лошадей. Цыгане рассказывали нам о своих довольно протяженных маршрутах, об изнурительных поездках, в которые они отправлялись с этой целью. Так, цыгане, жившие под Ленинградом, ездили за лошадьми, как правило, в Прибалтику, а на обратном пути заезжали в центральные области России, например в Новгородскую.

Менка лошадей была распространена и внутри цыганской среды. Она сопровождалась довольно живолисным ритуалом. В случае согласия на менку участвующие в ней становятся друг против друга и долго попеременно не то что хлопают, но соприкасаются ладонями. Сначала сверху рука одного, а потом рука другого. Эта процедура продолжается несколько минут.

Умелые барышники пользовались у цыган громкой славой. Их имена остались в народной памяти. И сегодня под Ленинградом рассказывают всякого рода бывальщины, связанные с образом реального человека, цыгана по кличке Шелуха . Его называли «Грэнгиро дад», то есть лошадиный отец. По всей видимости, он жил в начале XX века. Про таких умельцев цыгане говорят: «Он с вязовой палки начнет меняться, а закончит конем». А про неудачников наоборот: «Дойти до вязовой палки». Это означает — дойти до крайней степени нищеты.

Цыганам известен целый комплекс средств народной медицины для лечения лошадей. У В. Н. Добровольского приводятся некоторые рецепты. Так, от болезней желудка применяли смесь капустного рассола с яйцами, хромоту лечили купоросом, травами — кожные болезни.

В произведениях художественной литературы встречаются рассказы о том, как при продаже лошадей цыгане обманывают своих покупателей. Невольновозникает вопрос: а практикуется ли подобное в случае менки лошадей между цыганами? На этот счет у них есть довольно-таки забавный закон. Все, что сказал цыган, расхваливая свою лошадь, должно соответствовать действительности. Если он сказал, что лошадь ходит в упряжке, то так и должно быть. Если сказал, что лошадь — трехлетка, то она не может быть старше или моложе. Но если он этого не сказал, а покупатель не задал ему вопроса, понадеявшись на собственное знание лошадей, то всякая ответственность за возможный обман с продавца полностью снимается. Если цыган продает больную лошадь и спрашивают, не больна ли она, он обязан признаться. Но если этот допрос не прозвучал, он имеет право продать и больную лошадь. Если обманутый таким образом цыган «возбуждает дело» в крисе — цыганском суде, суд не принимает во внимание его обвинения. Аргумент очень простой: «Раз у тебя есть глаза, ты должен смотреть, раз у тебя есть язык, ты должен спросить».

Прекрасное знание повадок лошадей принесло цыганам заслуженную славу отличных объездчиков. У них целый набор «фирменных» цыганских приемов укрощения. Нередко эти приемы довольно жестки, но всегда весьма эффективны. Думаем, читателям интересны воспоминания бывшего кавалериста, участника гражданской войны Федора Кудрявцева, в которых есть эпизод, связанный с цыганами. Впоследствии Кудрявцев стал замечательным спортсменом-конником и на своей знаменитой Амбе завоевал немало призов на скачках. А началась его спортивная карьера вот с чего. Сразу после гражданской войны в Россию привезли партию молодых норовистых лошадей из Канады. Животные были настолько своевольны, что никто к ним не мог даже подойти. И тогда Кудрявцев предложил пригласить кочевых цыган, что стояли возле Новой Деревни в Ленинграде. Вожак цыган по имени Степан Авивович подобрал десяток мужчин посмекалистей и пришел в манеж. Впрочем, предоставим слово самому Кудрявцеву:

«Там, как всегда, между рядами коновязей носились сорвавшиеся лошади, но двое дневальных сидели, как воробьи, на перилах трибуны.

В чем дело? Почему не вижу порядка?

— Амба сорвалась. Вас ждем, вы ж приказывали.

Опять Амба! Я показал ее Степану Авивовичу. Он сказал

что-то своим помощникам, и началось цирковое представление! Цыгане кричат, кони отвечают им ржанием! Свистят кнуты, взвизгивают лошади. Цыгане били их очень метко и по- разному: изо всех сил, с «оттяжкой» по брюху и очень осторожно, едва касаясь, по храпу, самому чувствительному месту у лошадей. Они пропустили сквозь свой строй всех других буянок, а Амбу оттеснили в конец манежа. Несколько раз она поднималась на дыбы, чтобы броситься на людей, но два, иногда три кнута мигом опоясывали ее светло-рыжий живот, и она, визжа, как кошка, отскакивала. Вскоре, злобно озираясь, она стояла в углу. Цыгане — полукругом перед ней, угрожая сложенными кнутами. Потом двое быстро подошли, схватили за уши. Степан Авивович ловко поставил закрутку.

Меньше получаса потребовалось, чтобы справиться со всеми другими дебоширками. Лошади действительно «уважали» цыган.

— Посмотри, начальник, почему они срываются. Недоуздок хороший, и цепь к нему тоже хорошая. А кольцо — дрянь, расползается по сварке. Замени все кольца сыромятью. Еще прикажи пять крепких мешков с битым кирпичом приготовить. И еще деньги давай, будем репу покупать.

— Как же это будете делать?

— Цыганские секреты, начальник, даром не отдаются, позолоти ручку.

— Нечем мне позолотить. И на репу денег нет.

— Можно в Новой Деревне овес на репу обменять. Только, начальник, пусть ветеринары не вмешиваются. Лечение строгое, но вреда не будет.

Мешки с битым кирпичом повесили над стойлами в соседней пустовавшей конюшне. Цыгане сами, без подсказки красноармейцев, определили лягающихся. Подходили к хвосту, окликали, кричали что-то, очевидно, обидное для лошадей,— они сразу же прижимали уши. Если оскорбления принимались относительно спокойно, тыкали в зад кнутом. Иногда канадки отодвигались в сторону — таких переставали дразнить. Но чаще канадки отвечали ударом задних ног, и тогда Степан Авивович командовал:

Молодой цыган ужом проскальзывал к голове лошади, зажимал ее верхнюю губу закруткой, вел на конюшню. Поставив в стойла пять «пациенток», опускали мешки с кирпичом пониже, снова начинали дразнить: колоть кнутом, дергать за ^вост. Лошади лягались, вскидывая задом, колючий, тяжелый мешок бил по крупу. «Лечение» было эффективным. Большинству понадобилось всего два «сеанса», более упорным — три-четыре. Некоторые, в том числе Амба, уже после первого опыта проявили незаурядную смекалку: «под мешком» терпели, стояли смирно. Едва мешок убирали — быстро пятились назад, доставая копытами до середины прохода конюшни!

— Придется «ежа» попробовать,— сказал Степан Авивович.

«Еж» — маленький мешочек, наполненный мелкими гвоздями,— пристраивали на удочке. «Еж» колол до крови. Через неделю уже ни одна канадка не лягалась. Окончательную проверку проводили на плацу перед штабом: вели лошадь вдвоем, третий нес «ежа» на удочке над крупом.

— А когда же будем лечить репой? Все сроки прошли.

— В воскресенье, начальник, в воскресенье. Ветеринары будут дома со своими бабами пироги кушать, а мы — репой коней угощать.

. «Лечение репой» первой должна была проходить самая свирепая лошадь — Амба, но Степан Авивович предупредил:

— Тебе, начальник, я вижу, эта кобылка нравится? Не ходи смотреть: она тебя запомнит, будет зла на тебя иметь.

Действительно, она мне нравилась своим неукротимым нравом. Я послушался старого цыгана. Смотрел, как «лечили» уже других лошадей. В закоулке у манежа дымил маленький костерок — варилась в котелке репа. Рядом стояла привязанная лошадь. Цыган снял верхнюю рубаху, вновь ее надел, оставив один рукав пустым. Продел в него прут с заостренным концом. Держа руку под рубахой, выловил из котелка крупную желто-розовую репу, стал водить ею перед мордой лошади. Она не раздумывая цапнула «руку» нахального человека.

Плеваться лошади не умеют. Канадка бешено мотала головой, но разваренная репа залепила ей рот и не вываливалась. Десны, губы, нёбо, язык покрылись пузырями, сошла кожа. Больше недели «прошедших лечение» кормили насильно, вливая из бутылки в рот болтушку — отруби на воде. Когда ожоги прошли, пропало и желание кусаться: под дружный хохот красноармейцы крутили перед мордой лошади кулаком, а она испуганно отворачивалась.

Амба, укусив «кулак», широко раскрыла рот и так энергично трясла головой, что большая часть горячей репы вывалилась, и ожоги были несильные. Но кусаться все же перестала.

— Хитрая,— качал головой Степан Авивович.

— Думаешь, снова станет кусаться?

— Нет, не будет, но она не сдалась, она беспременно что-то выкинет. Она матка гонористая. Прикажи быть с ней поосторожнее.

Отученных лягаться и кусаться красноармейцы гоняли на корде. Затем начали приучать взнуздываться, седлаться — все по уставу. Наконец самые опытные конники остб- рожно садились в седло. Канадки упрямились, пытались козлить, но постепенно привыкали, становились послушными.

Амба тоже позволяла себя седлать, взнуздывать. Но едва почувствовала человека на спине, мгновенно «дала свечку» — встала на дыбы и опрокинулась на спину! Красноармеец едва-едва уцелел.

— Отучим ее и на спину падать, начальник.

Там же, где «лечили репой», настлали на землю солоду.

Двое цыган крепко держали взнузданную Амбу. Поседлали ее сложенной попоной: соскочить легко.

— Ну, давай, начальник! Сиди крепче. Яков, Сашка пускайте!

Красивые свечки давала Амба! Я соскользнул с ее спины, когда она падала. Цыгане бросились к ней коршунами, прижали к земле голову, веревками стали связывать ноги.

— Теперь уходи, начальник, будто ты ни при чем. Она это тоже запомнит.

В четыре кнута хлестали бедную канадку. Не торопясь, ритмично, как цепами на молотьбе. Отдохнули. За ноги перевернули преступницу на другой бок. И его «обработали» на совесть.

Затем они оставили ее лежать связанной. Один сел рядом сторожить: если лошадь начнет стонать, требовалось немедленно развязать ей ноги, иначе может погибнуть.

Амба оказалась в самом деле «гонористая». Лежала до ночи, не пикнув. И я не мог уйти, сидел в манеже. Если бы что-нибудь случилось — я в ответе. Поздно вечером Степан Авивович пришел ко мне.

— Крепкая кобылка, начальник. Другая бы давно покаялась, покорилась человеку, а эта не хочет. Сахару нужно, начальник. Разведи фунт на полведра воды и приходи. Но стой за углом, пока я не кончу выть.

— Волком. Как перестану, ты подходи, развяжи ей ноги, дай напиться сладкой воды, огладь, тихонько веди в манеж и примечай, как она пойдет. Если станет рваться из рук — не помогло лечение, а если к тебе станет жаться — вылечилась! Ну, пойду.

Я стоял за углом и слушал тоскливый, подлинно волчий вой. Артистически выл старый цыган. В манеже забились в испуге лошади, дневальные метались, их успокаивая.

— Иди! — шепнул Степан Авивович, выходя из-за угла.

Я подошел к Амбе. Она мелко дрожала всем телом — в Канаде волков много! Я развязал ей ноги. Она встала, пошатываясь. Жадно стала пить подслащенную воду. Я повел ее в манеж неторопливо, успокаивая голосом и похлопывая рукой по шее. Не шарахалась, «лечение» подействовало! В кормушке для нее был приготовлен хлеб и сахар. Она не сразу стала есть. При скупом свете конюшенного фонаря я видел, что она внимательно смотрит на меня. Потом вздохнула, нащупала губами кусок сахара, захрустевшего на зубах. Сгрызла все. Подняла голову и неожиданно положила ее мне на плечо.

— Иди, начальник, домой! Ты для нее теперь первый друг. Ты от волков спас и пожалел. Кобылы, как бабы, любят, чтобы их жалели. »

После войны возможностей заниматься лошадьми у цыган становится все меньше и меньше. К совсем недавнему времени и лошадей почти не осталось. Однако в наши дни в связи с тем, что разведение домашних животных стало поощряться, у цыган вновь появились лошади, древняя «цыганская профессия» возрождается.

Читайте также: