Почему лошади такие выносливые

Опубликовано: 23.04.2024

Самые выносливые лошади

  • Самые выносливые лошади в мире
  • Тяжеловозы, обладающие выносливостью
  • Советский тяжеловоз
  • Владимирская порода
  • Шотландская упряжная
  • Австралийская лошадь
  • Легкоупряжные, верховые и рысистые лошади, отличающиеся выносливостью
  • Орловская рысистая
  • Донская порода лошадей
  • Карачаевская
  • Украинская верховая порода

Самая выносливая порода лошадей, по мнению специалистов, – это арабская чистокровная. Благодаря этому качеству восточные скакуны способны оставить позади себя на скачках даже английских верховых, способных развивать огромную скорость. Однако и другие породы лошадей, относящиеся к разным направлениям, проявляют выдержку.

Арабская порода лошадей

Арабская порода лошадей

Самые выносливые лошади в мире

Арабская порода лошадей – самая древняя в мире. Её высоко ценят и сегодня, причём не только за самобытность и красоту, но и за упорство и выдержку. Эти животные способны преодолевать огромные расстояния за 1 день, довольствуясь скудным пропитанием и практически не отдыхая.

Порода выведена на Аравийском полуострове в период с 4 по 7 века нашей эры. В древности эти славные животные постоянно сопровождали бедуинов и участвовали в захватнических сражениях. Их черты характера формировались веками в тяжёлых условиях пустынь. Арабские скакуны быстры, неутомимы, выносливы, отличаются прекрасным здоровьем и долголетием.

Арабская чистокровная лошадь повлияла на развитие породных линий:

  • орловская;
  • лузитано;
  • берберийская;
  • липпицианская;
  • булонская;
  • першеронская и др.

Внимание! Характерными особенностями арабского скакуна являются утончённый вогнутый профиль, напоминающий щучий, выраженные щёки и высоко поставленный хвост, который во время движения держится вертикально.

Благодаря арабской крови многие современные породы лошадей наделены выносливостью. Среди них есть как тяжеловозы, так и представители теплокровных линий.

Тяжеловозы, обладающие выносливостью

Шайры имеют английское происхождение. Их предками были аборигенные кобылицы, отличавшиеся выносливостью и неприхотливостью, фризы и фландерские кони. По отцовской линии помеси унаследовали крупные габариты и силу, а по материнской – лучшие рабочие качества.

Шайр

Эти животные – настоящие гиганты. Их рост достигает 1,8–1,85 м, а некоторые представители являются рекордсменами в этом плане. Шайры отличаются правильным строением тела, обладают широкой развитой грудной клеткой, широкой холкой и спиной, мощными конечностями.

Сегодня шайрских лошадей используют для скрещивания с представителями других пород, чтобы получить выносливых, сильных и послушных потомков.

Советский тяжеловоз

Это отечественная породная линия, выведенная на границе Нижегородской области и Мордовии на основе местных мелких, но выносливых крестьянских кобылиц и тяжеловозов из Европы – суффольков и брабансонов. Благодаря такому смешению кровей на свет появилась действительно стоящая породная линия – советская тяжелоупряжная.

Она проявила себя с лучшей стороны – животные обладают огромной силой, выдержкой, они способны трудиться без устали. Советский тяжеловоз неплохо сложен. Для него характерна массивная короткая шея с красивым изгибом, развитая грудь, мощные предплечья, крепкие ноги с устойчивыми большими копытами. Средний рост тяжеловоза составляет 1,55–1,7 м.

Внимание! Крупные размер и грубоватые формы скакуна компенсируются его добронравным характером. Это послушное и даже флегматичное животное, с готовностью служащее на благо человека.

Владимирская порода

Над созданием владимирских лошадей начали работу в конце 19 века. За основу взяли местных кобылиц, они были хорошо приспособлены к местным условиям, отличались выносливостью и неприхотливым характером. Их скрестили с тяжеловозами, прибывшими из Европы, клейдесдалями.

Потомство, родившееся от этих лошадей, вызвало интерес не только у местных фермеров. Вскоре владимирские кони обрели широкую популярность и в других областях России, а позже распространились в некоторые страны Европы. Это самый крупный тяжеловоз отечественной селекции. Его рост составляет 1,65–1,72 м.

Владимирские лошади – обладатели крупной горбоносой головы, длинной мощной шеи, широкой спины и глубокой груди. Их круп округлый, сбитый, мускулистый, а конечности крепкие и мощные с оброслостью в нижней части. Этой породной линии свойственна гнедая масть, реже встречается вороная.

Владимирские тяжелоупряжные лошади энергичны, трудолюбивы, сильны и дружелюбны. Одно из главных качеств – выносливость, передалось им по материнской линии.

Шотландская упряжная

Гордость Шотландии – выносливая и сильная порода лошадей клейдесдаль. Она создавалась около 300 лет назад на основе привезённых из Англии бельгийских тяжеловозов и местных утяжелённых рабочих кобыл. Полученное потомство имело прекрасные признаки. В дальнейшем породу усовершенствовали прилитием крови шайров, что привело к увеличению роста животных.

Клейдесдаль

Современные шотландские клейдесдали славятся красивым гармоничным сложением тела, силой, мощью, выносливостью и покладистым характером. Они довольно рослые – до 1,8 м в холке. В среднем, жеребец, достигший трёхлетнего возраста, весит 1 тонну.

  • роскошные фризы белого цвета на ногах;
  • масти – чалая, рыжая и различные вариации гнедого окраса;
  • хорошо обмускуленный корпус и круп;
  • сильные предплечья;
  • развёрнутая грудь;
  • горбатый профиль;
  • стройные сильные конечности с широкими суставами и мощными пястями.

Внимание! Клейдесдали, несмотря на крупные габариты и огромный вес, даже будучи гружёными, резво бегут рысью, причём их движения грациозные и красивые.

Австралийская лошадь

Ещё одна выносливая порода лошадей – австралийская. Она создавалась на основе генотипа четырёх тяжеловозов европейского происхождения. Под влиянием разных кровей сформировалась необычная линия лошадей, не отличающихся рослостью, но хорошо приспособленных к местному климату. Преимущества австралийского скакуна:

  • неприхотливость;
  • универсальность;
  • выносливость;
  • сила;
  • высокая работоспособность.

Австралийский тяжеловоз

Животные не могут похвастать красотой и гармоничностью телосложения, у них крупная голова, короткая плотная шея, мощное туловище и короткие ноги, зато они прекрасные помощники. Австралийскому тяжеловозу свойственна однородная окраска шерсти, а масть может быть любой, за исключением белой.

Легкоупряжные, верховые и рысистые лошади, отличающиеся выносливостью

Не только тяжелоупряжным породам присуще такое качество, как выносливость. Теплокровные породы тоже проявляют его. Самыми неутомимыми признаны скакуны:

  • орловский;
  • донской;
  • карачаевский;
  • украинский.

Орловская рысистая

В конце 18 века граф Орлов занялся разведением лошадей. У него была мечта – создать идеального скакуна, который бы сочетал в себе несколько качеств:

  • красоту;
  • грацию;
  • рослость;
  • умение резво и долго бежать устойчивой рысью.

Граф купил у турецкого султана жеребца арабского происхождения. Это был статный крупный конь, его назвали Сметанкой. Именно от него берёт начало орловская порода рысистых лошадей. Жеребец прожил всего год, но за это время успел оставить потомство. Один из его сыновей после скрещивания с резвой кобылой из Дании стал родоначальником породы, его звали Полкан.

Орловские рысаки очень красивые, рослые, быстрые и неутомимые. Аналогов им в мире нет. Сегодня эти прекрасные скакуны используются в забегах, где получают призовые места. Упорство и выдержка передались им от арабских предков, а они являются самыми выносливыми лошадьми в мире.

Орловской рысистой породе свойственна серая масть, сухая небольшая голова с аккуратным профилем и выделяющимися щеками, как у арабов. Шея довольно длинная, красиво изогнутая, изящная. Спина плотная, мускулистая, грудь широкая, а ноги сухие и длинные. Бегущий рысью орловский конь приковывает взгляды грациозными лёгкими движениями.

Донская порода лошадей

Дончаки – это казацкие лошади, выведенные в 18–19 веках на территории Ростовской области в России. Главная их особенность и одновременно преимущество – умение преодолевать большие расстояния. За 1 сутки конь донской породы способен пробежать 300 километров. Это возможно благодаря силе и выносливости, которая объясняется присутствием в генотипе дончака арабской и английской крови.

Дончак

В 1951 году на конезаводе имени Будённого проводились испытания, в ходе которых отборные жеребцы донской породы должны были проходить каждый день 120 км в течение 2 недель. По результатам эксперимента выяснилось, что животные могли бы продолжать в том же духе и дальше, такая нагрузка оказалась для них незначительной. Эти удивительные кони не боятся ни жары, ни холода.

  • изящная голова среднего размера с подвижными ушами и выразительными глазами;
  • удлинённый корпус с хорошо развитым мышечным рельефом;
  • прямая красивая спина;
  • глубокая грудь;
  • длинные стройные жилистые ноги с крупными копытами;
  • масти: гнедая, рыжая, вороная.

Карачаевская

Карачаевские лошади родом с Кавказа. В 15–16 веках они были верными спутниками кочевников, что закрепило в них определённые качества – неприхотливость, выдержку, приспособленность к климату гористой местности. Позже к ним прилили кровь арабских чистокровных скакунов, это сделало их ещё более выносливыми и работоспособными.

Внимание! Карачаевские кобылы отличаются высокой плодовитостью и дают много молока.

  • невысокий рост – 150–160 см в холке;
  • сухая конституция;
  • горбоносая компактная голова со строгими ушными раковинами;
  • массивность грудной клетки;
  • опущенная область крупа;
  • мускулистые длинные предплечья;
  • плотная спина с небольшим прогибом;
  • худые жилистые ноги с прочными копытами;
  • для карачаевских скакунов характерны вороная, гнедая и караковая масти.

Украинская верховая порода

История происхождения этой породной линии берёт начало от запорожских казаков. Их конница не отличалась могуществом и силой, но проявляла выносливость. Разведением собственной линии лошадей казаки занимались длительное время, но Будённый решил создать новую породу сильных и быстрых скакунов на основе арабских чистокровных, ахалтекинских, венгерских и уже имеющихся, местных.

Украинская порода лошадей

Украинская порода лошадей

Сначала племенная работа проводилась в Днепропетровской области, а с 1952 года подключились ещё несколько конезаводов. За 40 лет селекции удалось добиться отличных результатов. Получилась крупная лошадь с гармоничным телосложением, широкой грудью, массивной головой и длинной шеей.

Украинская порода зарегистрирована в 1990 году. Она используется для езды верхом и в лёгкой упряжи, подходит для занятий спортом. Отличительные черты характера:

  • дружелюбие;
  • энергичность;
  • сообразительность, быстрая обучаемость;
  • выносливость.

Каждая из представленных в обзоре пород лошадей в той или иной степени обладает выдержкой. Но в этом отношении есть безусловные лидеры – это арабские чистокровные и донские. Темперамент этих животных сформирован внешними условиями, в которых они пребывали на протяжении веков.

Среди представителей животного мира лошадь является одним из первых животных, прирученных человеком в далеком прошлом. Каждая из пород обладает не только красотой и грацией, но порой и потрясающими физическими способностями, поэтому определить какая же самая выносливая лошадь на нашей планете достаточно трудно.

Виды пород

В процессе длительной селекционной работы было выведено несколько видов лошадей в зависимости от назначения:

Тяжелоупряжные породы

Тяжеловоупряжные породы предназначены для работы в сельском хозяйстве и для перевозки грузов. Это самые большие и сильные лошади, чей экстерьер отличается хорошо развитой массивной мускулатурой. Рекорд размера и веса в 19 веке установил жеребец породы шайр – его вес составлял полторы тонны, а рост свыше двух метров. Наиболее известной в России считается Владимирская порода (тяжеловоз).

Виды пород

Лошадь тяжеловоз

Верхоупряжные или полукровные

Данные породы длительное время использовались для перевозки экипажей, в связи с тем, что они отличаются высокой выносливостью при путешествиях на большие расстояния. Однако в наши дни они стали использоваться в конном спорте, включая олимпийские виды. Среди упряжных пород можно выделить Донскую породу и Карачаевскую.

Легкоупряжные или рысистые породы

Рысистые породы лошадей были выведены для перевозки легких повозок, отличаются высокими скоростными показателями. Наиболее популярной считается Орловская порода (рысаки).

Виды пород

Орловский рысак

Верховые породы

Были созданы для верховой езды. Экстерьер лошадей отличается более тонкими и длинными ногами, которые позволяют не только развивать высокую скорость, но и совершать длинные и высокие прыжки. Среди верховых можно выделить Арабскую, Ахалтекинскую породу и Украинскую.

Каждый из видов лошадей отличается определенной степенью выносливости в той стезе, для которой были предназначены, поэтому достаточно сложно выделить самую выносливую лошадь.

Наиболее выносливые среди тяжеловозов

Тяжелоупряжные породы лошадей зачастую поражают своим внешним видом – за счет потрясающей мускулатуры (органов движения) они кажутся несколько приземистыми. Эта особенность делает породы тяжеловозов регулярными участниками разнообразных выставок.

В наши дни среди русских тяжелоупряжных лошадей наиболее выносливой породой считается Владимирская порода, которая была выведена в городе Владимире, откуда и взяла свое название. Владимирские тяжеловозы отличаются необыкновенной силой тяги, что было зафиксировано в 1960-х годах – лошадь смогла преодолеть почти 2 км. в то время как сила тяги достигала порядка 300 кг. Однако общемировой рекорд установили два мерина «шайра», которым удалось преодолеть 1402 м. с почти 131 тонной груза в упряжи.

Наиболее выносливые среди тяжеловозов

Владимирский тяжеловоз

Наиболее выносливые среди полукровных пород

Среди верховоупряжных пород особо выделяется карачаевская лошадь за счет ее высокой выносливости и работоспособности. Подтверждением уникальной выносливости карачаевских лошадей стал пробег длительностью в 47 дней по скалистой местности Кавказского хребта протяженностью 3000 км. Стоит отметить, что именно карачаевские лошади шли впереди колонны расчищая путь, а пробег проводился зимой. На некоторых участках пути снег достигал полутора метра.

Также среди верховоупряжных лошадей показала высокую выносливость Донская порода лошади. Они не только выносливы, но и неприхотливы к условиям содержания, способны совершать длительные переходы – около 100 км. за сутки.

Наиболее выносливые среди полукровных пород

Карачаевская лошадь

Наиболее выносливые среди легкоупряжных пород

В России долгое время показывали высокие результаты выносливости при забегах как на короткие, так и на длинные дистанции лошади Орловской породы. Так, рекорд породы был установлен жеребцом, который преодолел дистанцию в 1600 м. за 2 мин. Однако позднее русская рысистая побила данный рекорд, преодолев установленную дистанцию за 1,56 мин.

Наиболее выносливые среди верховых пород

Среди верховых пород именно Ахалтекинская порода производит впечатление наиболее выносливой. Удивительно то, что ее потрясающая выносливость выработалась в ходе естественного отбора, а не селекции.

В пробегах на длинные дистанции ахалтекинцы проявляют бȏльшую выносливость, чем чистокровные верховые, хорошо переносят жажду. Даже при длительных переходах неся на себе не только всадника, но и поклажу, эти лошади могут обходиться без воды 4 дня.

Самая выносливая

Рассмотрев все виды лошадей можно сделать вывод о том, что невозможно выделить среди них саму выносливую породу лошади на земле. Все они обладают той или иной степенью выносливости, однако внутри видов есть породы, превосходящие другие своими удивительными показателями выносливости.

Стоит также отметить, что выносливость лошади зависит не только от породы и заложенных генетически особенностей, но и от тренировок, направленных на развитие данного качества. Поэтому у каждого из конников есть возможность воспитать самую выносливую лошадь и сделать ее рекордсменом на планете.

Якутия, пожалуй, самый контрастный регион России в плане климатических условий. Летом здесь стоит 30-градусная жара, а зимой республика охвачена 60-градусными морозами. Это кажется невероятным, но именно здесь живут особенные лошади, которые обитают в диких условиях, сами заботятся о себе и своем пропитании, а жуткие морозы им не страшны.

Феномен якутских лошадей: как им удается выжить в дикой природе при -60 градусах

Считается, что порода якутских лошадей выведена в результате народной селекцией. Ее не выводили специально, не скрещивали лучших производителей с нужными признаками, чтобы получить особенное потомство. Своеобразным селекционером в данном случае можно считать климат Якутии: только самые выносливые и неприхотливые лошади смогли выжить и оставить здоровое потомство.

Феномен якутских лошадей: как им удается выжить в дикой природе при -60 градусах

Якутские лошади считаются одними из древнейших представителей своего рода не Земле. Дело в том, что, по мнению специалистов, современные якутские лошадки являются потомками тундровых лошадей, обитавших на территории севера Якутии еще в доледниковую эпоху. Костные останки возрастом несколько тысяч лет регулярно находят в условиях вечной мерзлоты. Таким образом, ученые считают, что предки этих удивительных лошадей паслись рядом с мамонтами и шерстистыми носорогами.

Феномен якутских лошадей: как им удается выжить в дикой природе при -60 градусах

Современные якутские лошади обитают практически в диком виде. Несмотря на то, что у них есть хозяин, о своем пропитании они, как правило, заботятся самостоятельно. Эти лошади добывают себе траву из-под снега, откапывая ее копытами. Они пасутся небольшими табунами, каждый из которых объединяет главного жеребца и несколько кобыл с 1-2-летними жеребятами.

Феномен якутских лошадей: как им удается выжить в дикой природе при -60 градусах

Отличительной чертой этой породы является длинная, густая и теплая шерсть. У шерсти имеется густой подшерсток, предназначенный для лучшей теплоизоляции. Кроме того, якутские лошади имеют довольно крупное и массивное телосложение: в суровых условиях выживают только сильные и выносливые животные. У них большая голова и туловище, а вот ножки, по сравнению с другими породами, довольно короткие, что выглядит очень мило.

Феномен якутских лошадей: как им удается выжить в дикой природе при -60 градусах

Интересно, что типы якутских лошадей отличаются по географическому признаку. На севере обитают самые рослые и крупные представители породы, а на юге лошади несколько меньше и ниже ростом. Это соотносится с теорией, согласно которой, в холодных условиях более жизнеспособными оказываются те млекопитающие, которые имеют большие объемы тела по сравнению с поверхностью тела. Подобная закономерность получила название «Правило Бергмана». Согласно этому принципу, скорость потери тепла зависит от площади поверхности тела. Поэтому животные одного вида, обитающие в разных широтах могут иметь различные размеры тела. Такая же картина наблюдается и у якутских лошадей: чем севернее и холоднее, тем больше объем тела лошади при одинаковой площади поверхности.

Феномен якутских лошадей: как им удается выжить в дикой природе при -60 градусах

Якутские лошади используются в качестве верховых животных. Местное население также разводит их для получения молока и мяса. В настоящее время ведется и селекционная работа, призванная улучшить якутскую породу путем целенаправленного скрещивания с представителями других пород.

Феномен якутских лошадей: как им удается выжить в дикой природе при -60 градусах

Интересно, что представители якутских лошадей обитают на территории «Плейстоценового парка» в рамках уникального научного эксперимента. Несколько лошадей было выпущено 30 лет назад в тундре. Они прекрасно прижились там и процветают, доказывая своим существованием, что коневодством можно заниматься и на Крайнем Севере. Таких выносливых лошадей, как представители якутской породы, больше нет нигде в мире.

КОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«HORSE TOUR»

А куда в наше время
без лошади?!


  • Home
  • Конные туры на Байкале
  • Конные прогулки
  • Контакты



  • График походов 2021
  • Статьи и рассказы:
    • Заметки для туриста-конника
    • Статьи для коневладельцев
    • Конное право - законы о лошадях
    • Конные истории - наш блог
    • Отзывы о конных турах
    • Свой конный клуб и прочий бизнес
    • Планы, лирика и немного философии
    • Содержание и воспитание жеребят
  • Фотогаллерея
  • Контакты

Почему лошадь слушается человека

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему лошадь слушается человека? Почему эти животные служат человеку хотя они сильнее, больше, быстрее и выносливее его.
лошадь слушается человека

Сейчас рассмотрим только первый. Предупреждаю, текст довольно сложный и требует некоторой сосредоточенности. Вот что пишут учёные - «у общественных видов животных основной системой регулирования взаимоотношений внутри сообщества является система иерархии.» В этом утверждении кроется разгадка - лошади действительно общественные животные, они живут в табуне. А у животных, ведущих такой образ жизни, имеется понятие «социальной роли». От четкого выполнение своей роли каждым членом табуна зависит благополучие всего лошадиного коллектива. Вся система безопасности табуна строится на знании каждой лошадью своей роли в той или иной ситуации. Например, при нападении хищников жеребец защищает кобыл, хотя это противоречит его инстинкту самосохранения. А кобылы защищают не только своего жеребенка, а всех малышей. Не приносящий пользу будет изгнан из коллектива за ненадобностью, поэтому наличие постоянной «работы» приносит животному эмоциональный комфорт (я им нужен). То есть, эволюционно, у социальных животных заложено стремление взять на себя какие-то обязанности.

Кстати, этим феноменом отчасти объясняют и преданность собак (тоже социальные животные), и неспособность кошки к верности. Собака жизнь отдаст, охраняя ваши тапки, если решит что охрана ваших вещей её социальная роль. А кошка… ну, известно, что обычно наглые коты с тапками делают)). Не потому, что кошки плохие. Просто другие – они не социальные. Они сами по себе и не умеют служить.

Домашние лошади рассматривают себя и хозяина как табун. Поэтому работу, которую предлагает ей сделать человек, лошадь воспринимает как свою социальную роль. То, что табун смешанный, человеческо-конный, её не очень волнует. Домашние животные (кстати, а вы задумывались, почему одних животных удалось сделать домашними, а других нет?) для того и одомашнены, чтобы не задавать лишних вопросов по этому поводу. «Я работаю, а человек отвечает за еду и безопасность» - обмен вполне равноценный. Поэтому основным стимулом сотрудничества людей и лошадей, вопреки распространенным убеждениям, лежит не страх или привязанность, а выработанный веками эволюции механизм распределения социальных ролей. Можно даже сказать, что потребность иметь социальную роль и выполнять какую-либо работу, заложена в характере лошади. А обязанность человека знать это и чётко объяснить своему подопечному все «законы игры».

А вот тут уже важное значение имеет иерархия. Иерархия – это, говоря простыми словами, «кто главнее». Что бы ваши законы приняли, нужно сначала стать на ступеньку выше того, кому вы хотите их объяснить. Правило «кто сильнее, тот и прав» в этой системе работает, но оно далеко не самое главное. Особенно для человека, который однозначно слабее лошади. Драться с конём это последнее травмоопасное дело. И потом, зачем меряться силой с животным, если у тебя есть ум? Нам ведь уже известно, что чем ответственней роль лошади в табуне, тем выше её ранг! Вожаком табуна становится не самый агрессивный и сильный, а самый умный и опытный. Знания – сила. Изучите социальную иерархию табуна, его правила, язык лошадей и используйте эти знания, чтобы стать главным.

Но не забывайте, строя отношения конём, что основная цель, которую выполняет иерархия в природе это уменьшение конфликтов. В сообществе, где действуют ранговые правила столкновения агрессивного характера практически сведены к нулю. Ведь животному, которое занимает высокое положение достаточно принять предупредительную позу и остальные подчинятся. Станете таким уважаемым альфа-лидером и лошадь будет слушаться вас без принуждения и с удовольствием.

Человек управляет лошадью не силой, а умом. Примером могут послужить многие люди - так называемые «заклинатели лошадей», зоопсихологи, дрессировщики. У них у всех есть чему поучиться. Например, Жан – Франсуа Пиньон со своими знаменитыми лошадьми на свободе или Клаус Фердинанд Хемпфлинг. Марк Рашид утверждающий, что лошади никогда не лгут. Карен Прайор использующая в общении с животными метод кликера и положительное подкрепление. Статьи этолога Софьи Баскиной о психологии животных и Генри Блэйк изучающий существование экстрасенсорного общения между лошадьми. И конечно Пат Парелли со своей мягкой методикой Natural Horse-Man-Ship, который утверждает что это даже не методика, а философия. «Это не мое изобретение, но это то, что меня восхищает. На самом деле, оно так же старо, как и опять ново.» (с)

Вообщем, главное, что бы у вас были вопросы, а ответы найдутся.

Ниже мы рассмотрим возможности и особенности использования различных животных.

Бык - свирепое, опасное существо. В т.ч. поэтому крупных рогатых одомашнили позже коз, овец и свиней (в -6 т.л.). Древние люди его обожествляли. Не очень понятно, как они пришли к идее кастрировать быка, но это сделало его послушным. Бык, лишенный достоинства и с ярмом на шее называется волом. Являясь жвачным животным, он может довольствоваться самой грубой пищей, такой как солома (стебли колосьев остающиеся после жатвы и обмолота). Соломой можно покрывать крышу, делать накидки и шляпы, но все равно ее остается много, так что в натуральном хозяйстве это практически бесплатный корм. Кроме соломы вол ест траву (1/3 рациона), в виде сена (скошенная трава) или на пастбище. Минусом этой непритязательности является долгое пищеварение, которое требует делать длинный обеденный перерыв. Без перерыва вол может работать 5-6 часов, с перерывом (минимум 2 часа) до 10, но на практике так разбивать работу не всегда удается. Особенно, если поле далеко от деревни, ведь вол очень медлителен (

3 км/ч).

Настоящим прорывом стало изобретение хомута (-1 т.л. в Китае, попал в Европу в конце +1 т.л.), позволившее использовать в хозяйстве лошадь. До этого ее применение было ограничено верховой ездой и легкими повозками. Лошадь подвижна и имеет быстрый метаболизм, что позволяет работать без долгих перерывов, до 10 часов в день. Это животное слабее вола, но проворнее, за счет чего развивает на 50% большую мощность. И, если вол работет только 6 часов, преимущество увеличивается до 150% (и более, если учесть дорогу к полю). Лошади более капризные в плане питания - соломе предпочитают сено, кроме которого в рационе должны присутствовать бобовые и овес. На влажной или наоборот каменистой почве лошадям необходимы подковы.

Волы и лошади являлись основными сельскохозяйственными животными в истории. Лошади были быстрее и производительнее, но волы были дешевле в содержании и незаменимы при распашке тяжелых почв, где требовалась их большая сила, по крайней мере пока не были выведены специальные породы тягловых лошадей. Вытеснению волов из перевозок способствовало развитие дорожной сети и совершенствование колесного транспорта (подвеска и наклонные спицы). Прочные, легкие повозки и ровные дороги уменьшили требования к силе и позволили лошадям реализовать преимущество в скорости.

Волы были дешевле лошадей, но что если и на волов не хватало? На помощь приходили ослы. Родина ослов - каменистые, засушливые ландшафты, так что в питании они неприхотливы и очень экономичны. При этом они могут выполнять тяжелую работу и перевозить на спине грузы около 60% собственного веса и более (по сравнению с 30% для лошадей). Главным недостатком является то, что их небольшой размер (в среднем 150 кг) сужает круг применения: неглубокая вспашка и доставка небольших грузов. Запряжка из нескольких животных не дает кратного увеличения тяги. Так, четверо животных тянут с силой трех, шесть - четырех. К тому же, увеличение поголовья ослов означает что им перестанет хватать свободно растущих кустов и колючек, и прийдется заготавливать корм, так что эффект экономии пропадет. Еще одним минусом ослов является то, что их копыта боятся влаги, поэтому в северных странах осел не получил распространения.

Достоинства осла и лошади соединились в муле. Этот гибрид немного меньше лошади, но обладает выносливостью и неприхотливостью осла. Он лучше, чем лошадь, подходит для движения по пересеченной местности, так как обладает жесткими копытами, приземистее и может видеть свои задние ноги. Он может идти 40 км без еды и воды и в целом живучее. В работе он также эффективнее. Главный недостаток мулов - они не дают потомства. Также они медленнее лошадей, поэтому при наличии хороших дорог последние предпочтительнее.

Еще одним популярным вьючным животным являлся верблюд. Он может проходить по 30-40 км в день с 250 кг груза, а также использоваться для работы и движения колесных средств. Потенциальная зона обитания верблюда не ограничивается пустыней: в доисторические времена он был типичным степным животным и встречался вплоть до Польши и подмосковья. Его способность запасать энергию и подолгу обходиться без воды означает больше места для полезного груза. Как и осел, он ест любую растительность. Казалось бы, идеальное животное? В Европу верблюды попали с арабским завоеванием и крестовыми походами, но не прижились. Возможно, виной тому медленное размножение верблюда, а также его прожорливость. Это животное идеально в пустынной местности, где оно питается всем, что может найти, но в населенной стране, где каждый клочок земли распахан, ему прийдется заготавливать корм. А ест верблюд не мало. Кроме того, наличие дорог означает меньшую потребность во вьючном животном, а для движения колесного транспорта его использование затруднено ростом - для более эффективного приложения силы нужны высокие повозки, с большими колесами. В третьих, мягкие копыта не дают использовать верблюда в горной местности (испанцы пробовали верблюдов на рудниках в Америке). Кроме центральной Азии, хорошо прижились верблюды только в северной Африке (где их не было до персидского завоевания в -6 веке), поволжье, юге Сибири и Австралии.

Вьючным аналогом верблюда в Индии и юго-восточной Азии был слон. Он съедает по 150 кг листвы в день, и эффективно использовать его где-то кроме как в джунглях - не экономично. В то же время с наступлением сезона дождей слоны становились единственно возможным способом транспортировки. Слон может везти груз в полтонны или работать 8 часов в день, поднимая многотонные грузы. Слоны были неоценимы в качестве помощников лесорубов. Слонов не разводили, а ловили молодых особей в лесу и тренировали в специальных лагерях, так что на самом деле домашним животным слон не является.

На последок упомянем еще одно замечательное животное, выполнявшее даже больше работы, чем все остальные, причем вместе взятые. Это человек. Казалось бы, куда ему тягаться со зверями? Но на самом деле, труд человека достаточно эффективен, если соотнести его с расходом калорий. В зависимости от вида деятельности, человек может развивать до 140 Вт в течение всего рабочего дня, например при гребле. С античности делались попытки приспособить животных для движения кораблей с помощью колес, но гребцы оказывались эффективнее. Носильщики также зачастую оказываются эффективнее мулов и ослов. Непальцы переносят на спине до 150% собственного веса по горным тропам. Они могут пройти там, где животное не сможет. Прямохождение позволяет экономить мышечные усилия. Главный минус человека - медленное размножение. Если лошадь уже в 2 года дает потомство, а с 3 может приступать к работе, у человека на это уходит почти на порядок больше времени. Поэтому выращивать людей не так выгодно, как захватывать их. Хотя и выращивание рабов было выгодным, например после запрета работорговли в Атлантике. В этом смысле человек эффективнее слона или верблюда. А учитывая стоимость раба, он был экономически эффективнее любого животного. Стоимость крепостного в России 18 века была на порядок выше стоимости коня. Значит, физическая сила даже в условиях рабства ценилась гораздо ниже разума.

Таким образом, использование животных можно рассматривать как экстенсивную практику. Животных можно быстро размножить и приспособить к какой-то простой работе, но по мере того как человеческое население медленно но верно растет - пастбища распахиваются, а на пашне пшеница вытесняет овес; труд человека замещает труд животного, поголовье животных уменьшается. Этот процесс завершился в Европе с изобретением паровой машины. В Азии он зашел дальше, например рикши вытеснили конные повозки в конце 19 века в городах. Так или иначе, эти времена в прошлом. Физический труд теперь лег по большей части на "плечи" машин."

Животная сила (часть 2)

В первой части мы рассмотрели, чем отличались различные животные, их сильные и слабые стороны, историю использования. В этой рассмотрим их общие свойства. Все они использовались сходным образом: везли груз на спине или тянули что-то - плуг, повозку или рычаг мельницы.

При вьючном использовании груз помещался в два связанных тюка или корзины, свисавших по бокам животного, которое шло медленным шагом 8-10 часов в день. При этом ослы несли около половины собственного веса, мулы 30-40%, лошади и верблюды - 30%. Вес животных мог отличаться в разы, в зависимости от породы, питания. Средний вес осла можно определить в 150 кг, вьючного мула - 300, лошади и вола - 400, верблюда - 500. Волы как вьючные животные после приручения осла практически не использовались, вероятно для них оптимальной нагрузкой было 25% собственного веса, как для козлов, собак, альпак и прочих "непрофильных" животных, которые тоже иногда носили грузы. Дальность дневного перехода составляла до 30 км для ослов и мулов, до 40 для лошадей и верблюдов. На пересеченной местности и груз и дневная дистанция уменьшались примерно на треть.

При верховой езде оптимальная дневная дистанция составляла до 50 км для обычной лошади или крупного мула. Можно было проехать и больше, но на следующий день пришлось бы давать животному отдых. Или это должна была быть лошадь специальной выносливой породы. Например, арабские скакуны могли проезжать до 100 км в день с грузом. В настоящее время в многодневных соревнованиях на выносливость (например, кубок Тивиса) всадники проезжают по 70-80 км по пересеченной местности. Кочевники использовали по несколько лошадей на всадника, которые периодически сменялись. Монголы таким образом преодолевали до 150 км в день.

Работа и движение повозок осуществляется посредством тяги. Оптимальная тяга, с которой животное может сделать максимум работы, составляет 10-12% его веса для волов, 13-15% для лошадей и прочих. Для крупных животных тягловое усилие относительно их веса обычно меньше, чем для маленьких. В течение короткого времени тяга может увеличиваться, достигая половины собственного веса животного. У волов - даже в несколько раз больше собственного веса, чему способствуют в т.ч. широкие раздвоенные копыта, обеспечивающие лучшее сцепление. Поэтому использование волов предпочтительно на плохих дорогах, где повозки периодически проваливаются в ямы или вязнут в грязи.

Во время работы животные движутся со скоростью около 1 м/с, волы и мелкие животные - 0.8 м/с. Вместе с силой тяги это определяет мощность в физическом смысле (работа, деленная на время). Что примечательно, введенная Джеймсом Уаттом "лошадиная сила" (750 Вт) превышает мощность средней лошади. Крестьянские лошади часто были мелкими, скорее всего их мощность находилась в пределах 450-550 Вт. Волы и небольшие мулы могли развивать около 400 Вт, ослы - 200, верблюды - 650. Когда силы одного животного не хватало, запрягали нескольких. При этом старались подбирать одинаковых по силе и росту животных, но потери мощности были неизбежны: 4 животных тянут с силой 3х, 6 - 4х и т.д. Волы и мулы могли продаваться парами или более крупными командами. В сработанной команде потери мощности были меньше.

Тянущие повозку животные, как и вьючные, большую часть времени идут шагом, но более быстрым. Лошади до трети или даже половины времени могут идти рысью (10-12 км/ч), но с вдвое меньшей тягой. Данные о скоростях передвижения предоставляет руководство Пеголотти, итальянского купца 14 века, касательно путешествия в Китай. Путь из Таны в Джинтархан на повозке, запряженной волами, занимает 25 дней, лошадьми - 10-12 дней, что означает дневную дистанцию в 30 км для волов и 60-70 км для лошадей. Участок Сарайчик-Отрар (

1200 км) преодолевается на повозке, запряженной верблюдом за 20 дней (60 км/д). Грузоподъемность повозки с волами Пеголотти определяет в 785 кг, с лошадьми - 518, но в других источниках можно найти совершенно разные значения. Так, Ксенофонт грузоподъемность повозки с парой волов оценивает в 655 кг, а в артиллерийском руководстве 19 века дается цифра 675 кг для одного вола.

Грузоподъемность колесного транспорта зависит не только от силы животных (а древнегреческие волы были скорее всего поменьше своих более поздних сородичей), но особенно от конструкции колеса и качества дороги. Большой выигрыш дает железный обод, снижающий сопротивление качению на 30% по сравнению с деревянным. Вероятно, в древней Греции железо не было так дешево, чтобы оковывать им колеса, но в Риме это уже широко практиковалось. Брусчатка дает выигрыш еще примерно в полтора раза по сравнению с лучшей грунтовой дорогой. Проходимость грунтовых дорог разного качества может отличаться в 3 раза. Движение по дерну в 2 раза труднее, чем по наилучшей грунтовой дороге.

Грузоподъемность древнегреческой телеги можно прикинуть, поделив тягу двух небольших волов (

75 кгс) на коэффициент 0.07 (колесо с деревянным ободом по плотному ровному грунту) = 1070 кг вес повозки с грузом. Чтобы получить ксенофонтовы 655 кг, повозка должна весить 415 кг, что достаточно правдоподобно (вес крестьянской повозки начала 20 века составлял 200-250 кг при грузоподъемности 500-750). Возможно, она весила меньше, но имела невыгодный угол тяги или маленькие колеса.

Увеличение диаметра колеса кратно снижает сопротивление качению, но при этом вес колеса растет экспоненциально. Легкие колеса со спицами изобрели в конце -3 тысячелетия, но их применение долго оставалось ограниченным. Для нагруженной хозяйственной повозки снижение веса даже на 100 кг давало выигрыш всего в 10-15%. Поэтому например в древнем Риме колеса со спицами имели пассажирские, коммерческие и военные повозки, в то время как хозяйственные довольствовались цельнодеревянными, хотя и обитыми железом зачастую. Изготовление качественных колес было отдельной профессией, требовало большого мастерства и затрат. Для обода, втулки, спиц использовались разные породы дерева, которые иногда приходилось импортировать. Например, египтяне завозили вяз для колесниц из Сирии.

После распада Римской империи транспорт в Европе оказался в упадке, люди передвигались верхом, а товары на средние расстояния возили на вьючных лошадях (на дальние - по морю). В 17 веке с ростом городов появляются пассажирские повозки. В 18м развивается активное дорожное строительство, растут объемы перевозок и появляются междугородние линии дилижансов. Дилижанс - крытая карета с рессорами, запряженная несколькими лошадьми, двигался днем и ночью между станциями, на которых лошади сменялись, а пассажиры могли поесть. Средняя скорость движения по маршруту могла составлять от 100 до 200 км/д. Путешествие стоило дорого, как несколько месячных зарплат работника, но со скидкой можно было проехаться на крыше, где везли багаж.

Со второй половины 18 века начинается строительство каналов, по которым животные тянули баржи. Обычная лошадь по каналу могла везти груз до 30 тонн. Использовались также мулы и ослы. Этот вид транспорта оставался выгодным до 1960х. В 19 веке в городах появляются конные железные дороги. До этого рельсы прокладывались для вывоза руды и угля из шахт. Они применялись минимум с 16 века в Германии и Англии, хотя сначала рельсы были деревянными (сопротивление качению примерно как у брусчатки). Чугунные а затем стальные рельсы начали замещать деревянные с конца 18 века, по мере того как дешевело железо. По стальным рельсам лошадь могла тянуть более 6 тонн. Первые паровозы создавались, чтобы заменить лошадей на этой работе, но лошади долго оставались конкурентоспособными и использовались вплоть до второй половины 20 века. В городах электрический трамвай вытеснил конку в начале 20 века.

Кроме сопротивления качению, движению повозки препятствует трение на оси. Большую часть истории его значение было небольшим, так что зачастую телеги даже не смазывали, и они оглашали окрестности пронзительным скрипом. Но с появлением хороших дорог (особенно асфальтовых, увеличивших грузоподъемность повозок еще в полтора раза по сравнению с брусчаткой/макадамом) на преодоление трения стало уходить до трети всей тяги. Решением стали шариковые подшипники, практически устранившие эту проблему. Их начали массово изготавливать в конце 19 века. К этому же времени относится появление резиновых покрышек, заменивших стальной обод. Эти новшества применялись в конных экипажах, хотя скорее ассоциируются с автомобилями, распространение которых завершило эру гужевого транспорта."

The Economics of Horses and Oxen in Medieval England By JOHN LANGDON
http://www.bahs.org.uk/AGHR/ARTICLES/30n1a3.pdf

Руководство Пеголотти. Купец использует повозки с волами, лошадьми, верблюдами, вьючных ослов, лошадей и верблюдов на разных участках маршрута. Даются расстояния в днях пути, по которым можно определить скорость.

https://depts.washington.edu/silkroad/texts/pegol.html
Данные по грузоподъемности и скорости фугронов и вьючных животных для США 19 века.

[1] THE PRAIRIE TRAVELER: A Hand-book for Overland Expeditions, with maps, illustrations, and itineraries of the principal routes between the Mississippi and the Pacific, by Randolph B. Marcy, Captain U. S. Army, Published by authority of the War Department, 1859.

[2] The Ordnance Manual for the Use of the Officers of the United States Army, 3rd Edition, U. S. War Department, Philadelphia: J. B. Lippincott & Co., 1862.
http://texasmilitaryforcesmuseum.yuku.com/topic/904/1800s-travel-guidelines-for-man-and-beast#.WU1LHHJSDIW

Работа Карлсена Г.Г. на основе исследований Института Коневодства. Содержит методику расчета груза для повозки, данные по сопротивлению качению для разных поверхностей (по видимому, для колес диаметром 75 см) - в приложении 1, производительности лошадей и др.
http://konevodstvo.su/books/item/f00/s00/z0000024/index.shtml

A treatise on roads and pavements by I.O. Baker, 1906

Содержит экспериментальные данные по дорожным покрытиям, колесам разной ширины и диаметра.
https://vk.com/doc4228100_446906095?hash=c77ac2b2c0057e0f69&dl=a5f77fee5b0351861f

The Roads and Railroads, Vehicles and Modes of Travelling, of Ancient and Modern Countries, with accounts of Bridges, Tunnels and Canals, in various parts of the world. 1839
https://archive.org/details/roadsrailroadsve00londuoft

The Wheel: Inventions and Reinventions
By Richard W. Bulliet

Читайте также: