Почему панкрат вылечил коня

Опубликовано: 26.04.2024

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр, направление
  • Смысл названия
  • Композиция
  • Суть
  • Главные герои и их характеристика
  • Темы
  • Проблемы
  • Основная идея
  • Чему учит?
  • Художественные особенности
  • Обсуждение

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.


Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.


Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

  • Своеобразной экспозицией рассказа «Теплый хлеб» становится история появления в деревне раненого коня и его жизнь с Панкратом, а также знакомство читателей с Филькой.
  • Завязка начинается с встречи коня и мальчика и их конфликта. Действие развивается вместе с усиливающейся бурей. В момент встречи Фильки с Панкратом сюжет усложняется, мальчику предстоит выполнить ряд задач, которые и должны привести к кульминации и развязке.
  • Кульминацией рассказа становится вторая встреча Фильки с конем. В тот момент, когда конь принимает от мальчика хлеб, эмоциональная напряженность рассказа достигает пика; этот же момент становится поворотным и для мальчика, душа которого, наконец, сбрасывает тяжкий груз вины и расцветает.
  • Этот же момент можно считать и развязкой рассказа.

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.


В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Филька. Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.


Панкрат. Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.

Бабушка. Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.

Конь. Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.


Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

  • Конечно, отчётливо звучит основная проблема доброты, сострадания и взаимопомощи. В любой жизненной ситуации, особенно в трудные годы, человек должен сохранять отзывчивость сердца и помогать людям.
  • Здесь же обнаруживает себя и проблема равнодушия. Совсем юный мальчик, сердце которого ещё не должно было очерстветь, оказывается полным безразличия и жестокости к голодному животному. В образе Фильки очевиден контраст между его юностью и внутренним холодом, что еще больше подчеркивает противоестественность ситуации.
  • Искупление вины и проблема прощения раскрываются Паустовским во второй части рассказа. Мальчик смог исправить горькую ошибку, заслужив не словом, а делом свое прощение. Филька не побоялся тяжёлой работы, проявив заботу не только о себе, но и о жителях деревни, оказавшихся в бедственном положении из-за жестокого поступка мальчика.


Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.


Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.



  • Ванька
  • Павлик
  • Филька
  • Костик
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. Филька был молчаливый, недоверчивый. » . Вы и еще 95% ответили правильно 95% ответили правильно на этот вопрос
  • Мужичок с ноготок
  • Ну тебя
  • Гаврош
  • Вихрь
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя». » . Вы и еще 92% ответили правильно 92% ответили правильно на этот вопрос
  • Однажды он сам пришел неизвестно откуда
  • Его, раненого, оставили кавалеристы
  • Это был старый боевой конь одного из жителей
  • Нет верного ответа
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше. » . Вы и еще 81% ответили правильно 81% ответили правильно на этот вопрос
  • Мельник
  • Бабка Фильки
  • Кузнец
  • Филька
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата… Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал Панкрату чинить плотину. » . Вы и еще 91% ответили правильно 91% ответили правильно на этот вопрос
  • Потому что конем мог воспользоваться любой житель деревни
  • Потому что все любили этого коня
  • Потому что мельник не мог один прокормить коня
  • Потому что так наказал командир кавалеристов
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее – общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. » . Вы и еще 67% ответили правильно 67% ответили правильно на этот вопрос
  • Он сам съел предназначенный для него хлеб
  • Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снег
  • Он спустил на него собак
  • Он высек его ремнем
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег. » . Вы и еще 95% ответили правильно 95% ответили правильно на этот вопрос
  • Тут же налетел жуткий мороз, который заморозил воду, из-за чего и остановилась мельница
  • Теперь на Фильку бросалось каждое встреченное им животное
  • Теперь любой хлеб, который ел Филька, становился черствым и невкусным
  • Жители деревни перестали с ним разговаривать
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне.. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. » . Вы и еще 89% ответили правильно 89% ответили правильно на этот вопрос
  • Он попросил прощения у коня
  • Он уговорил деревенских ребят рубить в реке лед около мельницы, пока не появится вода
  • Он растопил лед на реке, бросившись в воду
  • Стал читать старинные заклинания, чтобы лед растаял
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. – Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветет, соберу со всей деревни ребят. Возьмем мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечет она на колесо. Как пойдет вода, ты пускай мельницу. » . Вы и еще 65% ответили правильно 65% ответили правильно на этот вопрос
  • Он сразу принял из его рук хлеб
  • Сначала он отказывался брать из его рук хлеб, но мельник убедил его в том, что Филька вовсе не злой
  • Конь так и не принял хлеб из его рук и всегда обходил его стороной
  • Укусил Фильку за руку
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал: – Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись! Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. » . Вы и еще 80% ответили правильно 80% ответили правильно на этот вопрос
  • Расколоть лед на реке
  • Попросить прощения у коня
  • Самому испечь хлеб
  • Попросить помощи у ребят
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: «. – Да нет! – закричали ребята. – Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим. – Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре. » . Вы и еще 63% ответили правильно 63% ответили правильно на этот вопрос






ТОП-4 теста которые проходят вместе с этим

  • 1. Тест Васюткино озеро (5 класс) Литература. 10 вопросов. Сложность: новичок .

  • 2. Тест Бородино Литература. 10 вопросов. Сложность: знаток .

  • 3. Тест Снежная королева Литература. 10 вопросов. Сложность: новичок .

  • 4. Тест Приключения Тома Сойера Литература. 13 вопросов. Сложность: знаток .

Тест «Паустовский. «Теплый хлеб» с ответами предназначен для пятиклассников, которые хотят выявить «слабые места» в знании рассказа и качественно подготовиться к текущему занятию или контрольной работе. Большинство вопросов посвящено сюжету и персонажам. Некоторые вопросы посвящены биографии автора. Если нужно быстро оценить и пополнить свои знания, тесты – идеальный способ. Правильные ответы к вопросам уже даны, поэтому не придется тратить время на их поиск.

Тест по сказке «Теплый хлеб» (5 класс) обеспечит продуктивную подготовку учеников к занятию, поможет систематизировать выученный материал.

Рейтинг теста

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1205.

Чуйко Александра Николаевна

Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ" Чуйко А.Н. Урок соответствует требованиям ФГОС. Преподавателем использованы современные образовательные технологии: технология развивающего проблемного обучения, сотрудничества, приёмы формирования позитивной Я-концепции подростков. Работа воспитанниц была направлена на с овершенствование навыков анализа героев, определение основой мысли и уроков произведения. Выполняя задания на уроке, учащиеся пришли к выводу, что с казка учит доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, к труду, настойчивости. Анализ текста, применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, выразительное чтение отрывков, приём «Перевоплощение», создание интеллект-карт способствовали воспитанию у учащихся положительных черт характера, интереса и увлечённости к изучению предмета.

ВложениеРазмер
Технологическая карта Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» 40.49 КБ
Задания для пар 24.71 КБ
Индивидуальный лист 25.72 КБ
Презентация 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»

Технологическая карта открытого урока литературы

«Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

Тип занятия: урок открытия новых знаний.

  1. Образовательные:
  1. создать условия для осознания и осмысления нравственных уроков сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» через анализ образа главного героя, его взаимоотношений с другими персонажами;
  2. определить важность для понимания нравственных проблем сказки роли пейзажа и художественных средств.
  1. Развивающие:
  1. развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
  2. развитие навыков устной и письменной речи;
  3. развитие навыков критического отношения к чужому мнению.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;
  2. воспитывать положительные черты характера учащихся (ответственности за свои поступки и слова, милосердия, доброты, трудолюбия);
  3. воспитывать чувство уважения к своей родине (дом – родная земля – родина).

Педагогические технологии: технология развивающего проблемного обучения, сотрудничества, приёмы формирования позитивной Я-концепции подростков.

Материальное обеспечение: компьютер, интерактивная доcка, проектор, презентация.

Место проведения: кабинет № 213.

Преподаватель отдельной дисциплины

(русский язык и литература) А.Н. Чуйко

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент

Цель этапа: организация класса к уроку, включение учащихся в деятельность, снятие напряжения, создание благоприятного эмоционального фона.

Слайд 1. На перемене включает как фон мультфильм «Теплый хлеб» (м/ф дети уже посмотрели, д/з).

Приветствует учащихся, детей, коллег.

Слайд 2. Произносит вступительные слова.

Приветствуют учителей, гостей.

Планирование учебного сотрудничества ( К )

II. Мотивационный этап. Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи; создание проблемной ситуации.

Слайд 3. Приём «Линии сравнения».
Побуждает учащихся определить отсутствующие или изменённые в м/ф эпизоды, важные для раскрытия идеи сказки. Создает проблемную ситуацию.

Важны ли эти эпизоды?

Слайд 4. Побуждает учащихся сформулировать задачи урока.

Слайд 5. Читает воспитанницам эпиграф – стихотворение Андрея Дементьева. Объявляет тему.

Слайд 6. Дает определение нравственности.

Воспитанницы слушают учителя, отвечают на вопросы.

Формулируют задачи и записывают тему урока.

(Задачи: дать характеристику героям; определить роль поступка в жизни героя; определить уроки сказки.

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» )

Включаются в деятельность: слушают учителя, отвечают на его вопросы ( П )

Планируют учебное сотрудничество, строят понятные для участников образовательного процесса высказывания ( К )

Настраиваются на ситуацию успеха, адекватно воспринимают учебную ситуацию, контролируют ответы друг друга ( Р )

III. Актуализация знаний

Цель этапа: актуализировать информацию предыдущего урока «Сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Жанр, знакомство с героями», необходимую для усвоения нового материала и формирования нового способа действий, а также психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.

Слайд 7. Просит учащихся ответить на вопросы:

  • Почему автор назвал «Тёплый хлеб» сказкой?
  • Почему у этой сказки такое название?
  • Очень кратко, одним предложением, изложите сюжет.

Отвечают на вопросы.

( Есть фантастические события )

( Тёплый хлеб – добрый, примиряющий, сделанный с любовью )

( История о том, как Филька обидел коня, как наступила лютая стужа и как Филька, изменившись, помирился с конём и спас деревню от гибели )

Выполняют учебно-познавательные действия для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи ( П )

Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформление своих мыслей в устной форме ( К )

IV. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа: осмысление нравственных уроков сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» через анализ образа главного героя, его взаимоотношений с другими персонажами; добиться первичного обобщения и систематизации новых знаний.

Слайд 8. Работа по содержанию текста (даёт задание, используя материал характеристики героев, подобранный при чтении сказки по вариантам, ответить на вопросы и составить интеллект-карты).

Слайд 9. Объясняет принцип заполнения интеллект-карты.

Слайд 10. Группа 1. Филька.

  • Почему у Фильки было прозвище «Ну Тебя»?
  • Какие черты характера Фильки проявились в его отношении к бабушке и коню?
  • Как Фильку характеризует его речь?

Слайд 11. Загадывает загадку:

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

Слайд 12. Группа 2. Раненый конь.

  • Какие чувства вызывает у читателя рассказ о раненом коне?
  • Почему автор приписывает коню человеческие черты? Приведите примеры.
  • В каких описаниях писатель наделяет коня волшебными, фантастическими чертами? Зачем он это делает?

Слайд 13. Группа 3. Бабка.

  • Почему писатель называет бабушку Фильки бабкой? Как её характеризует рассказ о старом солдате?
  • Как понять слова бабки «помер. от охлаждения сердца», «Зачем помирать? Надеяться надо»?
  • Почему поступок Фильки бабушка называет «злодейством»?

Слайд 14. Группа 4. Мельник Панкрат.

  • Как выглядел мельник Панкрат? Почему ребята «считали его колдуном»? Почему он вылечил коня?
  • Какую характеристику Панкрату дают автор и бабушка?
  • Почему Панкрат не ругает Фильку, а даёт ему совет, просит коня помириться с Филькой? Что можно сказать о его характере?

Слайд 15. Прием формирования позитивной Я-концепции подростков «Перевоплощение».

Работа в парах, создание интеллект-карты

(в прозвище отражается проявление характера, любимые слова героя)

(грубость, несговорчивость, недоверчивость и др.)

Реализуют индивидуальное задание: выразительное чтение фрагментов текста (с любимой фразой «Да ну тебя»)

(чтобы показать, как его чувства похожи на чувства человека)

(в сцене после обидного поступка Фильки, когда конь заржал и взмахом хвоста вызвал метель)

(так её называет Филька, хотя Панкрата позже называет дедушкой)

(она помнит предания, сама никогда так не поступит, пытается повлиять на Фильку, совершившего несправедливый поступок)

Выразительное чтение сцены рассказа бабки по ролям

(вселяет надежду, несмотря на крайнее отчаяние)

(речь мудрая, рассудительная, спокойная)

(быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата)

(автор: скорый на руку, вылечил коня, умеет сострадать)

(бабушка: старик хитрый, учёный)

(несмотря на строгость, Панкрат очень добрый, миролюбивый)

Представляют себя в роли Фильки, описывают ощущения.

Извлекать информацию из источников, уметь соотносить ее, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы ( П ).

Осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в процессе работы в паре, осуществление контроля, коррекции, оценки действия партнера, умение убеждать ( Р ).

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, свободно излагать свои мысли в устной форме в выбранном стиле, осуществлять речевой самоконтроль, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения ( К )

Адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности ( Л )

V. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Цель: закрепить у учащихся знания и способы анализа текста; на основе приобретенных знаний вырабатывать умения и навыки критического подхода к различным интерпретациям произведений.

Слайд 16. Обобщающая беседа.

  • Почему конь не сразу помирился с Филькой в конце сказки?
  • Почему в сцене примирения с конём Филька громко заплакал?
  • Как и почему изменился Филька к концу сказки?

  • Как менялась погода на протяжении сказки?
  • Что самое главное в сказке: ссора Фильки и коня, испуг Фильки, спасение мельницы или примирение?

(не мог простить обиды)

(потому что конь не хотел его простить)

(стал добрым, общительным, трудолюбивым)

(зима – стужа – лютый, гибельный мороз – теплый ветер, оттепель)

(злой поступок – раскаяние - искупление)

(Сказка учит доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, к труду, настойчивости.) (Мельница была спасена коллективным трудом.)

Рефлексия своей деятельности и своего поведения в процессе работы в группе и коррекция результатов ( Р )

Уметь соотносить информацию, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы ( П ).

Использование полученного опыта, информации для обогащения предметных знаний ( Л )

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа: инструктаж по выполнению д/з.

Слайд 19. Объявление домашнего задания.

VII. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Цель этапа: применение на практике воспитанницами полученных знаний, приобретённых навыков; умение соотнести новые знания с полученными ранее; умение проводить ассоциативные связи.

Слайд 20. Тест на внимательность «Царица-деталь». Даны понятия: хлеб, мыши, птицы, волки, запах, соль, слёзы. Блиц-опрос: понятие – с чем связано – сколько раз упоминается в тексте – с какой целью? Назовите лишнее ( приём «Лови ошибку» – волки).

Слайд 21. Приём «Литературные параллели».

  1. Жадный мужик из рассказа бабки «помер. от охлаждения сердца». Кто страдал от охлаждения сердца в сказке Г.Х. Андерсена?
  2. Вспомните, в каких ещё произведениях мы встречали образ коня?
  3. В каких произведениях, изученных недавно, мы встречали милосердных персонажей?

Слайд 22. Игра «Дом, в котором мы живём».

На слайде постер «Человек» из МФЗ Пансиона воспитанниц.

Отвечают на вопросы, объясняют взаимосвязи образов, их роль в произведении.

Отвечают на вопросы, объясняют литературные параллели: образы, события, черты характера.

Отвечают на вопросы, объясняют лексическое значение слов, их взаимосвязь, тренируют память и воображение.

Цель этапа: анализ воспитанницами своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах, осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов; подведение итогов, выставление оценок.

Организует рефлексию. Просит оценить свою работу на уроке:

  • Отметьте соответствующую ступеньку лесенки (в индивидуальных листах).

(Лесенка «МОЁ СОСТОЯНИЕ» Комфортно Уверена в своих силах

  • Согласны ли вы с тем, что нужно быть ответственным за свои слова и поступки, что из всех человеческих черт самой важной является человечность? Почему?

Учащиеся осуществляют самооценку.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ( П )

Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД, выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения ( К )

Предварительный просмотр:

Группа 1. Филька.

  • Почему у Фильки было прозвище «Ну Тебя»?
  • Какие черты характера Фильки проявились в его отношении к бабушке и коню?
  • Как Фильку характеризует его речь?
  • Почему в сцене примирения с конём Филька громко заплакал?
  • Как и почему изменился Филька к концу сказки?

Группа 2. Раненый конь.

  • Какие чувства вызывает у читателя рассказ о раненом коне?
  • Почему автор приписывает коню человеческие черты? Приведите примеры.
  • В каких описаниях писатель наделяет коня волшебными, фантастическими чертами? Зачем он это делает?
  • Почему конь не сразу помирился с Филькой в конце сказки?

  • Почему писатель называет бабушку Фильки бабкой? Как её характеризует рассказ о старом солдате?
  • Как понять слова бабки «помер. от охлаждения сердца», «Зачем помирать? Надеяться надо»?
  • Почему поступок Фильки бабушка называет «злодейством»?

Группа 4. Мельник Панкрат.

  • Как выглядел мельник Панкрат? Почему ребята «считали его колдуном»? Почему он вылечил коня?
  • Какую характеристику Панкрату дают автор и бабушка?
  • Почему Панкрат не ругает Фильку, а даёт ему совет, просит коня помириться с Филькой? Что можно сказать о его характере?

Группа 1. Филька.

  • Почему у Фильки было прозвище «Ну Тебя»?
  • Какие черты характера Фильки проявились в его отношении к бабушке и коню?
  • Как Фильку характеризует его речь?
  • Почему в сцене примирения с конём Филька громко заплакал?
  • Как и почему изменился Филька к концу сказки?

Группа 2. Раненый конь.

  • Какие чувства вызывает у читателя рассказ о раненом коне?
  • Почему автор приписывает коню человеческие черты? Приведите примеры.
  • В каких описаниях писатель наделяет коня волшебными, фантастическими чертами? Зачем он это делает?
  • Почему конь не сразу помирился с Филькой в конце сказки?

  • Почему писатель называет бабушку Фильки бабкой? Как её характеризует рассказ о старом солдате?
  • Как понять слова бабки «помер. от охлаждения сердца», «Зачем помирать? Надеяться надо»?
  • Почему поступок Фильки бабушка называет «злодейством»?

Группа 4. Мельник Панкрат.

  • Как выглядел мельник Панкрат? Почему ребята «считали его колдуном»? Почему он вылечил коня?
  • Какую характеристику Панкрату дают автор и бабушка?
  • Почему Панкрат не ругает Фильку, а даёт ему совет, просит коня помириться с Филькой? Что можно сказать о его характере?

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр, направление
  • Смысл названия
  • Композиция
  • Суть
  • Главные герои и их характеристика
  • Темы
  • Проблемы
  • Основная идея
  • Чему учит?
  • Художественные особенности
  • Обсуждение

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.


Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.


Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

  • Своеобразной экспозицией рассказа «Теплый хлеб» становится история появления в деревне раненого коня и его жизнь с Панкратом, а также знакомство читателей с Филькой.
  • Завязка начинается с встречи коня и мальчика и их конфликта. Действие развивается вместе с усиливающейся бурей. В момент встречи Фильки с Панкратом сюжет усложняется, мальчику предстоит выполнить ряд задач, которые и должны привести к кульминации и развязке.
  • Кульминацией рассказа становится вторая встреча Фильки с конем. В тот момент, когда конь принимает от мальчика хлеб, эмоциональная напряженность рассказа достигает пика; этот же момент становится поворотным и для мальчика, душа которого, наконец, сбрасывает тяжкий груз вины и расцветает.
  • Этот же момент можно считать и развязкой рассказа.

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.


В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Филька. Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.


Панкрат. Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.

Бабушка. Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.

Конь. Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.


Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

  • Конечно, отчётливо звучит основная проблема доброты, сострадания и взаимопомощи. В любой жизненной ситуации, особенно в трудные годы, человек должен сохранять отзывчивость сердца и помогать людям.
  • Здесь же обнаруживает себя и проблема равнодушия. Совсем юный мальчик, сердце которого ещё не должно было очерстветь, оказывается полным безразличия и жестокости к голодному животному. В образе Фильки очевиден контраст между его юностью и внутренним холодом, что еще больше подчеркивает противоестественность ситуации.
  • Искупление вины и проблема прощения раскрываются Паустовским во второй части рассказа. Мальчик смог исправить горькую ошибку, заслужив не словом, а делом свое прощение. Филька не побоялся тяжёлой работы, проявив заботу не только о себе, но и о жителях деревни, оказавшихся в бедственном положении из-за жестокого поступка мальчика.


Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.


Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Уроки русского языка

Конспекты, разработки уроков русского языка.

Уроки литературы

Анализ художественного произведения на уроках литературы.

Методические находки

Такие разные уроки и занятия по русскому языку и литературе.

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Разработки уроков
  • Уроки литературы
  • Необычное в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»


Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, представляет конспект урока литературы в 5 классе.

Необычное в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»

Цель урока: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть народную мудрость, мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжить работу над теоретико-литературоведческими понятиями.

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб», воспитывать чуткость и ответственность за сказанное и сделанное, отрабатывать навыки работы с текстом.

Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цель урока, включая постановку новых целей, определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.

Личностные: формировать умение работать в паре; развивать культуру общения, чувство товарищества, умение контролировать и оценивать собственную деятельность; воспитывать любовь к литературе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация о К.Г. Паустовском, мультфильм «Тёплый хлеб», учебник по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, 2013г, рабочая тетрадь по литературе на печатной основе Г.Р. Ахмадуллиной, 2016г.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Может быть тёплым день за окошком.

Тёплым – взгляд, тёплою кошка.

Тёплыми могут быть автора строки.

Тёплым – общенье на нашем уроке.

- Скажите, какое прилагательное повторяется в стихотворении? В названии какого произведения встречается прилагательное «тёплый»? (К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»)

Презентация о Паустовском.

- Во что верил Паустовский? (в доброту)

II. Актуализация знаний. Тестирование.

- Давайте вспомним содержание сказки, выполнив тест.

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Как называлось место, где разворачиваются события сказки?

  1. Берёзки
  2. Бережки.
  3. Барское.
  4. Белое.
  5. Бровское.

2) Причина появления коня в деревне?

  1. Его ранили.
  2. Его купил Панкрат.
  3. Конь потерял хозяина.
  4. Он потерялся.
  5. Филька нашёл коня.

3) Филька бросил коню хлеб в снег. Что случилось потом?

  1. Случилось землетрясение.
  2. Было наводнение.
  3. Началась метель.
  4. Пошёл дождь.
  5. Прилетели птицы.

4) Вспомните историю, рассказанную Фильке бабушкой?

  1. Прилёт птиц весной.
  2. Деревенский мужик обидел старого солдата.
  3. Окончание войны.
  4. Бабушка Фильки обидела когда-то солдата.
  5. Строительство новой мельницы.

5) Какое спасение от стужи изобрёл Филька?

  1. Он угостил всех хлебом.
  2. Рубил лед с ребятами у мельницы.
  3. Прогнал коня из деревни.
  4. Ушёл из деревни.
  5. Поругался с жителями деревни.

6) О чем хвасталась сорока над плотиной?

  1. О приходе весны.
  2. О разговоре Фильки с Панкратом.
  3. О своём уме.
  4. 4.О рецепте выпечки хлеба.
  5. О проснувшемся летнем ветре.

7) Когда заработала мельница?

  1. Вечером.
  2. Утром.
  3. Днём.
  4. Через два месяца.
  5. Никогда.

8) О чем сказка «Теплый хлеб»?

  1. О дружбе.
  2. О колдунах.
  3. О добре.
  4. О хлебе.
  5. О мельнице.

- Трудно решать проблемы и исправлять ошибки одному? (Да.)

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и задач урока.

- В какой момент в сказке начинают происходить необычные вещи? (просмотр видеосюжета из мультфильма «Тёплый хлеб»).

IV. Анализ поведения героев.

- Как будем анализировать поведение героев? (разделимся на группы)

1 группа

Что необычного в поведении коня? (стр.74-75, учебник по литературе В.Я.Коровин «Литература» 5 класс)

Вставьте пропущенные глаголы. (Работа в тетради по литературе на печатной основе).

Слеза…. Конь……. копытами. Всё это вызвало метель. Ветер…… снег.

Слова для справок: скатилась, заржал, взмахнул, бьёт, завыл, засвистел, вздул.

2 группа

Что необычного в поведении коня? (стр.81-82, учебник по литературе В.Я.Коровин «Литература» 5 класс)

Вставьте пропущенные глаголы. (Работа в тетради по литературе на печатной основе).

Конь …., вытянул голову, хлеба не взял, ….попятился в сарай. Испугался Фильки. Конь …. головой,…., потом осторожно… шею и …. хлеб из рук Фильки. А когда съел весь хлеб, …. голову Фильке на плечо, ….глаза от сытости и удовольствия.

Слова для справок: вышел, заржал, помотал, подумал, вытянул, взял, положил, вздохнул, закрыл.

3 группа

Характеристика Панкрата (скорый на работу, вылечил коня, чинит плотину и мельницу, умеет молоть зерно, учёный).

-Какое художественное средство использует автор? (эпитеты)

4 группа

Характеристика Фильки (мальчик 7-ми лет, прозвище «Ну тебя», молчаливый, недоверчивый).

V. Подведение итогов анализа поведения героев, сюжетных эпизодов сказки.Работа над значением имени главного героя.

Филька - любящий лошадей.

- Филька любит лошадей?

VI. Физминутка (проводится на этапе анализа поведения героев рассказа).

- Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поиграть в театр мимики, т.е. жестами, движениями изобразить предметы, вещи. Я буду зачитывать отрывки из текста сказки, а вы попробуйте их изобразить. Возможно, это будет изображение не предметов, а чувств, ощущений.

«Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,

засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…

И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит - журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке» (отрывок из сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»).

VII. Инсценирование фрагмента сказки.

Инсценирование отрывка диалога бабушки с Филькой (участвуют представители от каждой из групп: автор, Филька, бабка, ребята).

- Обратимся к значению имён главных героев.

Панкрат - всесильный, Филипп- любящий лошадей.

- В чём сила Панкрата? (скорый на работу, вылечил коня, чинит плотину и мельницу, умеет молоть зерно, учёный)

- Любит ли мальчик лошадей? (Обидел раненого коня - наотмашь ударил его по губам, закинул хлеб, закричал. Помирился - принёс буханку свежего хлеба с солью, заплакал.)

VIII. Определение художественной идеи рассказа.

- В каком значении в сказке употреблено слово "теплый"?

Работа со словарем Ожегова.

Теплый: 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло.

- Почему сказка называется "Теплый хлеб"? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)

- Приведите примеры примирения между людьми и животными из личного жизненного опыта.

- Почему спасали всем миром именно мельницу?

- Только ли человек и животные противостоят злу? (природа)

-Кому жалко Фильку? Почему?

IX. Рефлексия.

- Оцените работу в группах, используя оценочные листы.

Лист самооценки.

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки

0 баллов – 3 ошибки и более

1.Определение значения имени героя

2.Необычные герои и сюжеты в сказке

4.Восстановление сюжета сказки

6.Сопоставление сказки и мультфильма

18-16 баллов – «5»

15-13 баллов – «4»

12-10 баллов – «3»

- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

X. Домашнее задание (учащиеся обязательно выполняют №1 и №2, остальные задания выполняют по желанию).

1. Подготовить рисунки к сказке, пересказав или прочитав сюжет изображённого по книге (выразительное чтение).

2. Письменно ответить на вопросы (учебник, стр.84).

3. Составить и записать добрые советы по отношению к животным, окружающим людям (родственники, соседи, друзья, товарищи).

4. Подготовить устный рассказ на тему «Что значит уметь сострадать? Приходилось ли вам проявлять участие в жизни другого человека?».

Читайте также: