Как чабаны пасут овец

Опубликовано: 29.04.2024

1.jpg

7.jpg

Журнал №191, август 2019

Журнал №191, август 2019

Конец мая. Северо-Восток Грузии. Мы поднимаемся в горы с пастухами, ведущими отару овец на летние пастбища.

– Ну, как тебе наша жизнь? – спрашивает меня старик чабан у подножия перевала Обано-Стан.

– Красиво… – говорю я, глядя на горы, облака и идиллическое стадо овец на перевале. Светит солнце, и снег, лежащий на перевале на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря, слепит глаза.

– Тяжело, – усмехается старик.

Уже около десяти часов утра, а кочевые пастухи – чабаны торопятся перейти перевал до полудня: после погода обязательно портится. Чабан несет на плечах маленького ягненка, не поспевающего за стадом, и гонит своей длинной палкой – герлыгой, этим постоянным атрибутом чабана, баранов наверх, для верности подкрепляя удары отборной руганью. Если в России притчей во языцех стали шоферы, то в Грузии – пастухи, а среди грузинских пастухов особое место занимают тушины.

6.jpg

Тушины – овцеводы испокон веков, их легенды не воспевают никакого другого занятия. В отличие от, скажем, Америки, где пасти баранов считалось занятием куда менее мужественным, чем гонять коров, в Грузии нет профессии более тяжелой и одновременно более славной, чем овцеводство. Изначально тушины жили обособленно. Сейчас Тушетия – это часть Кахетии, северо-восточного района Грузии, находящегося на границе с Чечней и Дагестаном, исторически и культурно более близкого к Чечне, чем к Грузии.

– Раньше как было, – вспоминает Важа, бригадир отары, – сядешь на коня, и через пять часов ты уже у своих друзей в чеченской деревне.

Сейчас граница строго охраняется, и перейти ее практически невозможно.

Важа, голубоглазый статный 55-летний мужчина, всю жизнь проработал пастухом, и отец его был пастухом, и дед. Важа – чистокровный тушин, светлоглазый и светлокожий (кстати, совсем не редкость среди тушин и светлые волосы). У него 1200 баранов, он считается зажиточным человеком. У Важи двое детей, сын учится в летной школе, мечтает стать пилотом, а дочь, пока школьница, недавно выиграла чемпионат Грузии по карате среди юниоров.

Тушинские пастухи со стадами начали спускаться с гор на зимовку в XVII веке. До этого они жили в горах круглый год, и больших стад у них не было: в горной местности невозможно построить укрытия для скота, а без укрытия животным не пережить суровую зиму. В домах тушин первый этаж предназначался для зимовки стада. Сколько животных помещалось, столько и держали.

3.jpg

Уклад их жизни изменился, когда тушинский народный герой Зезва Гаприндаули получил земли в дар от кахетинского царя за особую доблесть, проявленную во время восстания Кахетии против персидских завоевателей. Говорят, царь спросил героя, какую награду тот желает. «Дай землю моему народу на Алонском поле от крепости Бахтриони до того места, куда сможет доскакать мой конь», – так сказал, по легенде, Гаприндаули. Конь проскакал от Бахтриони до Тахтироги и там пал. Весь путь, увы, составил всего около 15 километров. Тем не менее у тушин появилась новая земля. Постепенно они завели большие стада и стали зимовать в долине, в более мягких погодных условиях. В конце XIX – начале XX века многие переселились вниз. А без малого век спустя, на заре 1990-х, построили кошары.

5.jpg

Сейчас тушины живут в двух больших селениях – Земо (верхнее) Алвани и Квемо (нижнее) Алвани, построенных на левом берегу реки Алазани. Живут они и в селе Лалискури, и в части села Пшавели Телавского района. В наши дни в этих местах живет около трех тысяч семей тушин.

Утро в Алвани начинается так. Потихоньку выходят бабушки и дедушки, садятся на скамеечки, наблюдают, часто курят сигареты без фильтра или нюхают тушинский табак бурнути. Бегают собаки. Шумят дети – идут в школу. Мужчины собираются «на бирже», разговаривают. У многих жены за границей – чаще в Греции, Испании, Италии – работают сиделками, нянями, горничными, присылая заработок домой. Кто-то копается в саду, идет работа на стройках (часто дома строятся как раз на деньги, присланные из-за границы).

Типичные дома – двухэтажные, покрытые штукатуркой, с террасами-балконами на втором этаже на железных столбах. Вокруг каждого дома – обязательный забор. Дороги – щебенка, только две главные улицы, пересекающиеся в центре селения, асфальтированные. Там, в центре, стоят старый разрушенный дом культуры и школа. Люди продают нехитрый товар прямо рядом с домом – в бетонной будке или через окошко в заборе. Есть фабрика на окраине селения, там прядут шерсть и изготавливают бурки.

Свой нынешний вид Алвани приняли в 1930-х годах, после «планировки», когда приглашенные сельскими старейшинами землемеры прочертили продольные и поперечные дороги и выделили между ними приусадебные участки одинаковой величины и формы.

4.jpg

Тушины практически перестали зимовать в горах. Зато летом наверху полно народу.
В конце июня – начале июля наконец прекращаются снегопады, трактора расчищают снег, и открывается автомобильная дорога (до этого в горы можно попасть только пешком). Сразу приезжают дачники, семьи пастухов и многочисленные туристы.

Первыми идут пастухи со скотом, и только потом дорога открывается для автомобилей. Чабаны снимаются с зимних пастбищ в начале мая и торопятся скорее в родные горы. Чем раньше они придут, тем быстрее начнут дойку и изготовление сыра.

Ягнят отделяют от овец и ведут на верхние пастбища, где меньше мух и всяких паразитов. Каждый день промедления для пастухов – это минус в бюджете. Поэтому и спешат чабаны, невзирая на дожди. В Кахетии среди фермеров даже есть забавная примета: «Чабаны пошли – к дождю». А ведь дождь внизу – это снег наверху… Самые рисковые идут, невзирая ни на что, другие доходят до подножия и ждут хорошей погоды.

С полсотни отар, в среднем по полторы тысячи овец, проходят одна за другой в течение двух недель по Тушинской дороге с Кахетинской равнины в горы Тушетии.

8.jpg

Раньше дорога была шире и удобнее для чабанов. Теперь она во многих местах стиснута домами, иногда сужается до пяти метров. Пройти пастухам предстоит около двухсот километров, со средней скоростью три километра в час, с остановками там, где есть хоть какая-то трава. Овцы должны много есть, ведь наверху, на перевале, им придется поститься пару-тройку дней, а то и больше – в зависимости от погоды. Обычно отару гонят шесть человек, один или двое на лошадях, остальные идут с овцами. Те, кто на лошадях, собирают лагерь и уходят позже, нагоняя и перегоняя отару, чтобы подготовить следующую стоянку.

В советское время отары ходили через Дагестан – такая дорога длиннее, зато перевал ниже и намного легче для перехода. Но сейчас граница строго охраняется. Советские годы пастухи вспоминают как время радужное и сытое. Тогда они все работали в колхозах, при этом имея по паре сотен личных баранов. Почти каждый день был праздником: резали барана – не своего, колхозного, конечно. Главное было – уши отрезать и председателю принести: помер мол, по причине неизвестной. Готовили сытный ужин, приглашали соседей. Теперь же все бараны свои, и резать каждый день жалко. Кроме того, советская военная промышленность была огромным рынком сбыта шерсти: шерсть шла на шинели, валенки, теплоизоляцию.

– По 12 рублей за килограмм уходила, – ностальгически вспоминают пастухи. Сейчас шерсть и за копейки никому не нужна – гниет тоннами.

9.jpg

Когда дорога через Дагестан закрылась, пастухи стали водить отары через перевал Обано-Стан, расположенный на трех тысячах метров над уровнем моря.

В мае коварный перевал часто встречает пастухов плохой погодой, ветром и снегом. Передвигаться становится все сложнее. Иной раз овцы останавливаются и отказываются идти дальше, иногда сами пастухи решают вернуться, чтобы переждать ненастье. Животные нередко погибают от истощения. Люди, голодные, промокшие, пытаются кое-как уснуть. Спят пастухи на земле в бурках, только это не те знаменитые дагестанские бурки, которые делались вручную, а изготовленные на уже упоминавшейся фабрике в Алвани. Стоят они намного дешевле, но и качество изменилось: современные бурки тоньше и пропускают воду, поэтому их заворачивают в брезентовые чехлы, что, впрочем, тоже не особенно помогает. Часто чабан засыпает в дождь голодным, замерзшим и промокшим, просыпается ни свет ни заря – а дождь все никак не стихает.

Перейти надо всем рано утром. После полудня обычно начинается пурга. Когда мешают ветер и снег, перейти перевал невозможно. Поэтому чабаны всегда помогают друг другу. Зайти на вершину – это только первый шаг. Главное – преодолеть 300 метров очень крутого спуска (никакой дороги тут нет). Бараны не хотят идти, пастухи бьют их и кроют трехэтажным матом, пускают вперед козлов, которых специально держат в стаде, чтобы прокладывали дорогу.

10.jpg

Лавиной летят вниз бараны и катятся, опираясь на палки, за ними пастухи. Но самое трудное – перегнать лошадей. Они упираются, не хотят идти дальше, пастухи толкают их сзади, и кони кубарем катятся вниз. Если наст не жесткий, опасно переводить лошадей – могут переломать ноги. Тогда придется пастухам взять рюкзаки и идти дальше, а кто-то останется ночевать на вершине, чтобы утром рано, по заморозкам, перевести лошадей. Тяжело ему будет ночевать, но и лошадям нелегко – еды наверху нет никакой – жуют друг у друга веревки. Бывает, что во время спуска лошади падают на камни и разбиваются. Когда пройдут отары, можно увидеть огромных грифов, стервятников, которые кружат над тропой: птицы-падальщики пожирают погибших овец и лошадей.

Сразу после спуска начинается «Сибирь» – это самый холодный и сложный участок пути. И беда, если пастухи сошли вниз с овцами, а лошади с вещами остались наверху: в этом случае ночь чабаны проведут без бурок и без еды, пока на следующий день лошади не догонят отару.

Через день показываются первые селения – мы в Тушетии. И хотя до места еще несколько дней, пастухи ведут себя так, будто они уже дома, ведь это их земля, земля их предков.

Первые поселения, как и древняя столица Тушетии, Омало, расположены примерно на двух тысячах метров, где довольно много лесов и кустарников. Наша же цель – Парсма, «настоящая Тушетия» – на двух с половиной тысячах, практически на голом участке.

Придя в Парсму, чабаны первым делом поклонятся своим святым местам, поставят свечки, каждый принесет свою бутылочку спиртного, будь то чача или вино, и разопьют за счастье и удачу каждого по очереди. Один из тостов обязательно за красавицу Тушетию, один – за тех, кто ходил по Тушинской дороге, и один – за тех, у кого никого не осталось. Грустные тосты у тушин, суров их красивый край.

2a.jpg

Недолго празднуют чабаны, им предстоит еще большая работа: нужно отделить дойных овец, починить поломанные за зиму доильные, а еще заготовить дрова – за ними ездят на лошадях довольно далеко. А потом их ждут – два с половиной месяца тяжелой дойки. Грязь, брыкающиеся овцы, жесткое овечье вымя, холод – утром заморозки, а может, дождь, – за сезон у пастухов по нескольку раз сходят ногти на руках. Но срабатывает слово «надо» – каждое утро, в 4 часа.

Спускаться с гор пастухи будут в конце сентября, готовый сыр из овечьего молока на КамАЗах увезут раньше. Продадут сыр, продадут ягнят – это основной годовой заработок пастухов.

А потом снова все пойдет по кругу: придет весна, уйдут чабаны в дорогу, а их друзья поднимут тост за тех, кто в пути.

От редакции. Работа над статьей велась в течение нескольких лет. За это время с героями произошло вот что. Важа погиб – перегрузил свою «Ниву» сыром и попал в аварию по дороге в Кахетию: на очередном повороте машина сорвалась в пропасть. Сын Важи, Ачико, бросил летную школу – водит отару вместо отца. А вот дочка, напротив, выучилась на пилота и теперь летает на самолете гражданской авиации.

Большая дикая кошка

Спецрубрика к Дню кошек: дикие кошачьи, о которых вы не слышали

Звезда

Грузия в кадре: страна гор, вина и гостеприимства

Звезда

Ингушетия: пастушья доля

Звезда

Заблудшая овца отрастила 40 килограммов шерсти

Звезда

Цинандали, Грузия: колыбель виноделия

Вода

Как использовать воду экологично: 10 простых советов

Восклицательный знак

Yamaha TW-E3A – настоящая находка в мире беспроводных наушников. Вот 5 веских доказательств

  • Add to friends
  • RSS

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Как работают чабаны в Карпатах
aslan wrote in kak_eto_sdelano December 3rd, 2016

В Карпатах "чабанское лето" длится с мая по сентябрь. Чабаны (пастухи) повели отары на высокогорные луга (полонины). Чтобы прокормить большую отару овец, необходимо подыматься высоко в горы, так как на равнине пастбищ не хватает.


Для села это большой праздник. Все жители собираются и провожают чабанов с отарой овец на полонины. Это все сопровождается веселыми народными гуляниями, песнями и танцами. По обычаю, обязательно зажигают ватру, чтобы отогнать злых духов и надоить много молока. Эта традиция сохранилась еще со времен язычества.


Овцеводство - одна из самых древних профессий в Карпатах, которая сохранилась до сегодняшних дней. Знания и секреты вывода и выпаса овец передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Этот род занятий всегда привлекал своей романтичностью и возможностью быть свободным, ведь горы это другое измерение, где вы находитесь за пределами бытовой суеты. Сами чабаны говорят, что овцеводство это занятие для души и любимое дело.


Карпатские чабаны в течение всего лета пасут овец высоко в горах на полонинах, которые находятся на высоте от 1600 м над уровнем моря и выше.


До некоторых полонин расстояние 50-70 километров и отару приходится вести почти сутки. На этой полонине пасутся около 400 овец. За ними присматривают четыре пастуха и двое парней-помощников. Самому молодому — 11 лет. На пастбищах чабаны находятся до конца сентября. Там они живут и заготавливают овечий сыр (брынза).


Брынза и вурда — разновидности овечьего сыра. Отличаются они по цвету, вкусу, структуре и технологии приготовления. Приготовление брынзы – это настоящее искусство. Чабаны встают очень рано и выгоняют из овчарни овец на дойку. Свежее овечье молоко сливают в большие чаны и добавляют к нему закваску — кляг. Это специальный фермент, который добывают из желудка ягненка, не употреблявшего еще свежей травы, только материнское молоко. Затем чаны ставят на огонь и варят, помешивая специальной деревянной палкой.

Собранный сыр — большие будзы (головки свежего сыра по 10-15 кг каждая) подвешивают, чтобы стекали. Так готовится брынза.

Сыворотку, которая осталась в чане, выливают в огромный котел и ставят на небольшой огонь. Так рождается еще один вкуснейший сырный продукт — вурда, второй сыр.



Брынза – важнейшая составляющая украинской, румынской, болгарской и молдавской кухни. Как правило, брынзу кладут в различные салаты и супы, в мясные блюда, в качестве начинки в вареники и пироги, а эксклюзивное карпатское блюдо — это мамалыга с луком и шкварками, которая обильно посыпается брынзой. У нас в Закарпатье даже проходит ежегодно фестиваль посвященный брынзе.


Как меня заверили чабаны, каждую овцу и козу они знают по имени, раскраске шерсти и особым приметам. При этом считается, что колокольчики на шее животных не только помогают найти их в тумане, но и отогнать злых духов.


С каждого двора выгоняют на выпас от 3 до 5 овец. В среднем за лето, каждый хозяин овец получает 55-60 кг сыра.


Овечье молоко меряют «гелетами». Одна гелета это около 12 литров, из которых можно изготовить до 3 кг сыра.




Через полчаса после знакомства, пастухи начинают рассказывать разные жизненные истории про свою жизнь. О том, как часто им приходится защищать стадо от нападения волков, популяция которых сильно возросла за последние пару лет.


Пастухам помогают пасти овец шесть собак. Без собак здесь никак. Учуяв волков они поднимают страшный шум и лай, тем самым отгоняя стаю волков.






За день под солнцем, в своих теплых шубах, овцы так сильно нагреваются, что если вы вечером протиснетесь в стадо, то почувствуете как от них идет живая солнечная энергия и подымается пар.





Процесс доения длится 1,5-2 часа. Каждая овца дает немного молока — до 250-350 грамм за один раз. Доение происходит три раза в день.





Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Алена Куулар
Познавательное занятие в подготовительной к школе в группе «В гостях у бабушки на чабанской стоянке»

Цель: Познакомить детей с трудом чабана.

Задачи:образовательные: дать представление о труде чабана, жизнь и быту на чабанской стоянке.

развивающие: развивать у детей память, мышление, речевой аппарат.

воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным; уважение к труду чабана.

Методы и приемы:наглядные: показ слайдов.

словесные: рассказ и беседа, художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.

Оборудование: проектор для показа слайдов, инчээк.

Словарная работа: загон, инчээк, войлок, кошара, скот, овес.

Предварительная работа: Сходить в гости к чабану, побеседовать и сделать снимки о труде чабана, рассматривание альбома о домашних животных и их детенышей, провести беседу с детьми, у кого есть домашнее хозяйство.

Материал: иллюстрации на слайде, инчээк, молоко макет юрты.

Ход занятия:

Организационная часть: - Добрый день, друзья

Рада видеть всех вас я,

Сегодня у нас необычное занятие!

Отправимся в гости в бабушке на чабанскую стоянку, она живет далеко.

-А на чем мы поедем? На самолете, на машине, или на автобусе?

Дети: (дети выбирают на чем ехать.)

-Если мы полетим на самолете, то посадочной площадки нет на чабанской стоянке.

-если мы поедем на машине, то мест нам не хватит на всех.

-если мы поедем на автобусе, то нам будет удобно, в автобусе много мест.

-Молодцы, но прежде чем ехать вы сначала отгадайте загадки. Слушайте внимательно.

1. С бородой, а не старик

С рогами, а не бык

Не конь, а брыкается

Доят, а не корова (коза)

2. Мне побегать бы по полю

Я люблю простор и волю,

Не нужна мне колбаса

Дайте сена и овса. (конь)

-Правильно, ребята, вы отгадали, молодцы. Это коза и конь.

-Ребята, как вы думаете, где живут эти животные?

-Как мы их называем одним словом?

Дети: Домашние животные.

-Да, это домашние животные, живут дома. А кто за ними ухаживает?

Дети: человек, пастух, чабан.

-Человек, которого ухаживает за домашними животными (овцы, козы - мелкий рогатый скот называют чабаном, по тувински «хойжу»)

-человек, который пасет на пастбище, домашних животных называют пастухом, по тувински «кадарчы».

-Вы готовы ехать, отправляемся в путь! (звучит музыка, дети имитируют движение автобуса, держась друг за друга).

-Вот мы и приехали на чабанскую стоянку «Дадылыг» в гости к бабушке Сюрюн и дедушке Начын. (дети садятся на стульчики и смотрят слайды).

Просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказом педагога.

Слайд № 1. В зимней стоянке бабушка Сюрюн и дедушка Начын живут не в юрте, а в большом дома. У бабушкии дедушки большое хозяйство: овцы, козы, корова и это скот. Животные тоже живут в теплых кошарах, (теплое место животных, а коровы в коровнике. Основная работа чабана – ухаживать за скотом, пасти скот.

Слайд № 2. Пастух прежде чем пасти овец,должен приготовить коня: накормить овсом, (овес это корм лошади) снаряжает коня (седлает)затем выпускает овец из теплой кошары.

Слайд № 3. Овцы, выйдя из кошары, лижут витаминизированную соль, кормят маленьких ягнят. Овцы своих ягнят узнают по голосу и запаху.

Слайд № 8-9-10. Всех ягнят отделили с ясли. Теперь чабану нужно пасти отару. Перед выпасом, чабан подсчитывает овец. Чабану нужно обязательно знать, сколько овец он должен пасти, отделить больных и оставить их в кошаре.

Слайд № 11. В зимнее время рождаются ягнята. Они могут родиться во время пастбища. Поэтому чабану нужно быть очень внимательным, необходимо вовремя заметить рождение маленького ягненка. Поэтому он всегда берет с собой сумочку, которая называется ИНЧЭЭК (показ инчээка).

Инчээк – это сумка, сшитая из теплого войлока, сверху покрытая материалом у инчээк длинная ручка, чтобы было удобно нести на плече.

Слайд № 12. Показ – как чабан кладет в инчээк ягненка и несет на плече.

-Бабушка Сюрюн ухаживает за ягнятами вместе с помощником чабана: дают им сено, витаминизированную соль, чистят им ясли, подкармливают ягнят, подкармливают из соски молоком, чистят ясли и кошару от грязного навоза, стелят сухой чистый навоз, подкармливают сеном.

-Чабаны - это трудолюбивые, сильные, смелые люди. Они очень любят животных и свою работу.

Юрта, юрта, круглый дом (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развели руки в стороны)

Гости явятся едва. (повороты туловища влево - вправо)

В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

Печка жарко топится (хлопают в ладоши)

Угостить торопится (присели)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Круглые лепешечки (руки впереди, ладошки вверх).

-Ребята вам понравилось в гостях у чабана Начына и у бабушки Сюрюн? (ответы детей).

- Назовите домашних животных, которые они растят?

Дети: козы, овцы, коровы, лошади.

-Ребята, кого называют чабаном? (человек который растит мелкий рогатый скот – овцы, козы).

-Где живут овцы, козы? (теплых кошарах)

-Чем кормит пастух коня перед выпасом отары? (овес)

-Что делает пастух? (он пасет отару)

-Почему оставляют в яслях маленьких ягнят (они замерзнут, уснут, могут остаться.)

- Как узнают овцы, козы своих детенышей? (по запаху, по голосу)

-Что такое инчээк? Почему он берет инчээк, когда пасет отару? (инчээк – это сумка, сшитая из теплого войлока, для родившего ягненка.)

-Молодцы ребята, узнали много интересного. Мне тоже понравилось, как занимались, ребята, а на следующем занятии мы поговорим о пользе домашних животных. Нам этом наше необычное занятие закончилось. Спасибо за внимание.

Итоговое занятие по проекту «Домашние животные» Вид: игровой, обучающая ситуация. Интегрированные образовательные области: коммуникация, познание, социализация, здоровье, художественное.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Вы здесь

Аватар пользователя Anastasia Zolotko

С наступлением тёплой и сухой погоды следует выпускать ягнят с матками на пастбище, близкое к овчарне. Вначале выпускают старших и крепких ягнят, а затем младших и слабых. Ягнят с матками нельзя быстро гонять. Если водопой далеко, воду нужно подвозить н поить ягнят из водопойного корыта (на колёсах), Длительные перегоны сильно истощают маток с ягнятами и ведут к недоразвитию молодняка. Матки при этом дают мало молока, худеют, плохо кормят ягнят и к началу случки не поправляются.

Маток с ягнятами нужно пасти на лучших пастбищах. С 3-недельного возраста при наступлении тёплых ночей маток оставляют с ягнятами на ночь в базу. Чтобы укрыть ягнят от дождя,- устраивают навес.

Отбивку ягнят от маток в пользовательных стадах, надо проводить не ранее 2,5-3-месячного возраста, делая это в зависимости от упитанности маток, ягнят и состояния пастбищ. Отбивку ягнят от племенных маток тонкорунных, английских мясных, романовских и другие пород овец следует производить не раньше 3-4,месячн кого возраста.

Отбивку ягнят от маток нужно веста постепенно, вначале отбивая наиболее развитых и сильных. Поступающих в дойку овец, у которых есть подсосные ягнята, можно доить лишь тогда, когда их ягнята достигнут 2-2,3 месяцев. Отбивка наиболее развитых ягнят может быть произведена в 2,5 месяца. Слабых ягнят оставляют под матками ешё на срок до одного месяца. Отбитых от маток ягнят надо обеспечить лучшими выпасами и подкармливать концентратами, силосом, солью и минеральной подкормкой (по нормам, указанным выше).

При доении овец применяют так называемый подсосно-поддойный метод, при котором производят пэддаивачие. маток ещё до отбивки ягнят, начиная с 2-2,5-месячного возраста последних.

Отбитый молодняк формируют в отары. При этом нужно не только отделить баранчиков от ярок, но, по возможности, сгруппировать ягнят так, чтобы отары или группы состояли из ягнят, хорошо упитанных и достаточно развитых, и ягнят более слабых и менее развитых. Отары должны быть однородны по составу молодняка и по упитанности.

Для лучшего выращивания ягнят отары молодняка ни iB коем случае не следует делать крупными. Для ягнят тонкорунных пород нужно комплектовать отары не более 400-600 голов, для полугрубошерстных - 500-70Э голов, для грубошёрстных - 750-1000 голов. Соединение молодняка в отары не должно приводить к обезличке при выращивании ягнят. В отаре нужно также придерживаться индивидуального подхода к каждому ягнёнку, не допускать поедания сильными ягнятами большего количества корма.

Правильная организация пастбищного содержания овец возможна лишь при наличии на ферме строго продуманного плана. Питательность растительности на пастбищах в разные сезоны неодинакова. Различны также и требования отдельных групп животных к выпасам.

Пастбища бывают целинные, залежные, горные, лесные и заболоченные. Пасут овец также и по жнивью - до подъёма зяби. Целинные пастбища используются, главным образом, весной, когда на них ещё не выгорела трава, или осенью, когда от выпавших дождей степь вновь позеленела.

Залежные пастбища выгорают не так сильно, и их можно использовать и в летние месяцы.

Горные и предгорные выпасы также могут быть использозаны летом, до выпадения осенних дождей.

Лесные пастбища менее других пригодны для овец. Болотистые пастбища можно использовать лишь после осушения. При пастбищном содержании овец на осушенных болотах надо строго проводить предупредительные ветеринарно-зозтехнические мероприятия по борьбе с глистными заболеваниями.

При стразлизании выпасов нужно внимательно следить за состоянием их растительности. В засушливых районах надо, в первую очередь, использовать типчаковые и мятликаво-полынные пастбища. Весной растительность этих пастбищ охотно поедается овцами.

Ковыльные пастбища в этом случае могут быть стравлены во вторую очередь, но никак не позже мая и первой половины июня, т. е. до созревания семян ковыля. Следует помнить, что семена ковыля настолько сильно засоряют шерсть, что даже при фабричном производстве такую шерсть невозможно полностью очистить от них. Эти семена иногда прокалывают кожу животных и, попадая в организм овцы, вызывают их заболевание, а часто и гибель, особенно тонкорунных озец.

После ковыльных выпасов надо использовать бурьянистые, затем пырейные и другие пастбища и в последнюю очередь солончаковые выпасы.

Лучшие пастбища необходимо отводить для молодняка, родившегося в текущем году. Наряду с пастбищным кормлением, ягнят нужно подкармливать концентратами.

Племенные бараны, составляющие наиболее ценную часть стада, должны получать хорошие пастбища вблизи овчарни. Баранов-производителей следует подкармливать концентратами.

Подсосным маткам необходимо для поддержания хорошей молочности предоставить, по возможности, эалежвые наиболее сочные пастбища с богатым травостоем.

Для ягнят-годовиков и валухов, не предназначенных для нагула, можно отводить наиболее отдалённые и относительно более бедные выпасы.

Перед выгоном овец на пастбища необходимо определить качество травостоя и обследовать пастбища в ветеринарно-санитарном отношении. На это дело следует обратить особое внимание, помня, что пастбища, неблгь гополучные в отношении болезней (чесотки, бруцеллёза, сибирской язвы, оспы и т. п.), могут быть очагом заразы для всего стала.

Возбудители чесотки - клещи. Чесотка передаётся здоровым овцам от соприкосновения с больными, через предметы ухода за овцами, через пастбища, на которых паслись больные овцы, и другим путём. Наиболее распространённый метод борьбы с чесоткой овец - купанье их в ваннах с противочесоточным раствором. Чаще всего применяется купанье взрослых овец в 21/г-процентном, а молодняка в 2-процентном растворе каменноугольного креолина. Купают овец также в табачном растворе и т. д. Приготовление и применение всех противочесоточных средств, в том числе и креолиновых растворов, нужно производить по. указанию ветеринарного персонала.

Купать овец следует два раза, с промежутками в 8 дней, для того, чтобы убить новых клещей, вышедших из яичек за этот срок. Купают овец в специально устроенных для этого ваннах (по указанию ветеринарных работников).

Купать надо, BN первую очередь, менее ценные группы овец, например валухов. Одновременно с купаньем обязательно производят самую тщательную дезинфекцию помещений для овец, инвентаря и других предметов после купанья овец пасут на пастбищах, не заражённых чесоткой. Без соблюдения этих условий лечение не даст положительных результатов.

Опыт ликвидации чесотки во многих хозяйствах показал, что, применяя одновременно не только купанье овец, тщательную дезинфекцию помещений и инвентаря, но и строгую смену выпасов, эту болезнь можно полностью и быстро ликвидировать.

Чесотка причиняет большой ущерб овцеводству. Шерсть чесоточных овец портится и теряет свою ценность. Одновременно с этим настриг шерсти снижается, овцы сильно истощаются, вследствие чего падёж их увеличивается.

Борьба с чесоткой - дело не сложное, но требующее большой настойчивости и полного соблюдения предупредительных мероприятий; хороший чабан не допустит распространения чесотки в своей отаре.

Перед началом пастьбы надо тщательно осмотреть овец, обрезать у них копыта, остричь шерсть вокруг глаз, затем на внутренней поверхности задних ног, в области заднего прохода и на вымени.

В начале пастьбы нужно учитывать, что нельзя сразу переходить от зимнего стойлового содержания к пастбищному. Утром, перед выгоном на пастбище, и вечером, по возвращении овец, их надо подкармливать сеном. Следует избегать пастьбы животных по сырой траве. Такая пастьба портит выпас, понижает его питательную ценность и вредно отражается на здоровье овец, прежде всего ягнят. В первую очередь следует выгонять на пастбище более сильные и малоценные группы животных: валухов, затем маток, баранов и в последнюю очередь ягнят рождения прошлого года.

Закреплённые за отарами выпасы нужно разбить на более мелкие участки - загоны. В каждом загоне пасут овец не более 5-6 дней и возвращаются на них не ранее чем через 3 месяца. Ни в коем случае нельзя сильно стравливать и вытаптывать выпасы, помня, что это ведёт к снижению их производительности. При загонной системе пастьбы качество растительности выпасов значительно повышается. Кроме того, при таком способе их использования к концу стравливания последнего загона трава на первом загоне опять отрастает, и овцы снова могут поступить в первый загон.

Применение загонной системы приносит большую пользу хозяйству и значительно увеличивает его доходность. При подобном стравливании пастбищ не только повышается их производительность, но и стадо предохраняется от заражения глистными заболеваниями.

Следует помнить, что опытный чабан может хорошо накормить овец и на средних по качеству выпасах. Плохой же чабан, который не заботится о своём стаде, не соблюдает указаний зоотехников, не знает техники правильной пастьбы, даже и на хороших выпасах не накормит овец и не сохранит их до зимовки в состоянии вышесредней упитанности.

Лучшие чабаны пасут, как говорят, "из-под ноги" - развёрнутым фронтом, поперёк загона. С утра, пока овцы голодные, начинают пасти овец по старому, вчерашнему, следу, а затем переходят на новое пастбище. При таком способе пастбища используются наиболее полезно и выгодно.

Опытные чабаны никогда долго не остаются на одном "тырле" (место стоянки на выпасах), а имеют два или три постоянных "тырла". При этом чабаны т делаю г постоянных загородок (базов) на пастбище для маток с ягнятами - они знают, что продолжительное пребывание на одном месте не только приводит к полному выбиванию пастбищ, но также и к заражению овец глистами. Ягнята с матками, находясь в базу в условиях скученности, в грязи, мало двигаются, не имеют свободного доступа к маткам, худеют и плохо развиваются.

Пасти овец нужно медленно, учитывая, что сильные животные всегда забегают вперёд, съедают лучшие корма, а более слабые овцы отстают и получают худшие корма, отчего они ещё более худеют. Мериносовых овец, как животных менее подвижных, следует пасти отдельно от грубошёрстных, так как последние, забегая вперёд, поедают и вытаптывают траву. Летом, в жаркую погоду, хорошие чабаны пасут овец ночью, а с утра гонят овец по ветру с тем, чтобы днём во время жары вернуться на стоянку против ветра, по возможности, так, чтобы солнце было сзади и не светило овцам в глаза.

Осенью же, в более холодную погоду, овец гонят утром против ветра с тем, чтобы вечером, когда станет холодно, можно было гнать овец на стоянку по ветру. При такой пастьбе овцы лучше наедаются.

Во время стоянки на тырле и во время пастьбы нужно делать переборку овец и внимательно следить за каждой овцой. Нужно обрезать у них копыта, вести борьбу с червями (личинками мясных мух), постоянно следить за тем, чтобы на животных не появилась и не распространилась чесотка. Пересчёт овец всей отары надо делать реже, во избежание снижения упитанности поголовья.

Для того чтобы легче было пересчитывать овец, отбивать молодняк, отделять от стада нужных животных, выделять больных и пр., следует применять так называемый "раскол", который устраивают из переносных щитов, как показано на схеме (рис. 21).

В узкий прогон, шириной не более 0,75 метра, загоняют овец (не более двух в ряд). В конце "раскола" стоит чабан и считает овец. Чтобы отбить часть отары, он открывает калитку (как показано на схеме), и нужные ему овцы попадают IB оцарок.

Особое внимание следует уделить доброкачественному водопою стада. Нельзя поить разгорячённых овец и притом сразу всю отару; корыта нужно делать возможно длиннее и подгонять к ним овец небольшими группами. Если водопой расположен далеко, воду надо подвозить прямо на пастбище. На выпасе желательно организовать механическую водоподачу. Нужно шире использовать на фермах силу ветра для устройства простейших ветряков.

Рис. 21. Схема раскола

Рис. 21. Схема раскола

Как бы хорошо колхоз ни организовал выращивание своих животных, какого бы крупного роста они ни достигали, на если колхоз не организует сдачу на мясо овец в состоянии хорошей упитанности, он не выполнит свою задачу, не обеспечит требование государства, снизит доходы колхоза.

Для поднятия упитанности овец, сдаваемых на мясо, нужно широко применять их нагул. Февральский Пленум ЦК ВКП(б) 1947 г. в своём постановлении "О мерах подъёма сельского хозяйства в послевоенный период" отмечает, как серьезный недостаток, "плохую организацию в колхозах нагула и откорма скота, вследствие чего в мясопоставки сдаётся значительное количество скота ниже средней упитанности, чем наносится серьёзный ущерб государству и колхозам, так как государство получает мясо низкого качества, а колхозы вынуждены сдавать излишнее поголовье скота". В нагул могут посту. пать выбракованные по старости матки и бараны взрослые валухи и молодые валушки рождения текущего года, как грубошёрстные, так и метисные, с неоднородной шерстью 3-го и 4-го классов, выбракованные в число негодных для дальнейшего разведения. Кроме того, для нагула можно использовать маток яловых в течение нескольких лет, затем баранов, дающих при тщательном испытании негодную сперму, а также всех других животных, не нужных для хозяйства и дающих мало высококачественной шерсти.

Браковку овец производят обычно осенью. Для лучшей организации нагула целесообразно отбраковку произвести весной, чтобы уже в 3-м квартале организовать нагульные отары.

Всех овец, поступающих в нагул, нужно формировать в специальные отары по полу, возрасту, породам и состоянию упитанности. Следует помнить, что только однородные группы животных, распределённых по всем перечисленным признакам, могут равномерно и хорошо нагуливаться.

В больших овцеводческих фермах взрослых овец формируют в отары до 900-1 000 голов, молодняк - в 600- 800 голов. В мелких фермах нагул можно производить группами в 100-150 голов. Тех маток, которых выделяют для сдачи на мясо, в дойку пускать не следует.

Овец, предназначенных на убой и поступающих в нагул, нужно стричь не позднее чем за два месяца до убоя. Это необходимо для того, чтобы шерсть на них успела достаточно отрасти и овчина была бы годна для шубного производства, а метисные овцы (от тонкорунных) имели к убою длину шерсти не короче 2-2,5 сантиметра. Стрижка овец позднее чем за 2 месяца до убоя запрещается.

Выбракованные весной взрослые бараны, валухи и яловые матки должны поступить в нагул сразу же после весенней стрижки. Ягнята-валушки поступают в нагул сразу же после отъёма от маток. После этого идут в нагул и матки, выбракованные по возрасту.

Учитывая, что отбитый для нагуливаний молодняк еще растёт, валушкам предоставляют лучшие пастбища с преобладанием молодой бобовой растительности, взрослым же овцам могут быть предоставлены полынные, Сурьянистые, залежные пастбища и жнивьё.

Для лучшего нагула при недостаточно хорошем пастбище желательно подкармливать валушков концентратами из расчёта 100-200 граммов на голову в сутки. Нагульных овец нужно поить один раз в сутки.

Контроль за состоянием нагула производится над специальной группой овец в количестве 5-10%. Овец этой группы надо взвешивать (через каждые 20 дней) для сравнения с овцами, не поступившими в нагул.

Взвешивать овец нужно утром, до выгона на пастьбу и водопой. За нагульный период овцы должны повысить свой живой вес не менее чем на 20-30 процентов от первоначального веса.

чабан

Помнится, я обещал рассказать про чабанов. Рассказываю. Сначала объясню, кто такой чабан. Его часто путают с пастухом. Но это разного рода специалисты. Пастух – это низшее звено животноводческого процесса. Он мало за что отвечает и практически не обладает правом принимать самостоятельные решения. Его труд малоэффективен, а поэтому и низкооплачиваем. Пастух всегда «сидит на окладе». Он почти всегда недоволен, пьян и малообразован. Пастух – это сезонный рабочий и зачастую текучка пастухов достаточно серьёзная. Поэтому уже со следующего года я полностью откажусь от работы с пастухом. Практика показала, что это неэффективный и очень ёмкий в финансовом и эмоциональном плане процесс. И это даже несмотря на то, что мой пастух был мотивирован по «чабанской схеме».

Так что в овцеводстве пастухи не годятся. Только чабаны.

Чабан - это практически автономная единица персонала. На нём лежит немаленькая ответственность, он принимает на себя часть рисков фермера, однако получает за это справедливую компенсацию. Обо всём по порядку:

1) Чабан всегда получает фиксированную сумму за выпас каждой головы отары. Сумма варьируется от 150 до 350 рублей за голову в месяц.
2) Помимо "оклада" чабан получает заранее оговоренный бонус. Почти всегда этот бонус чабан получает живым весом. Гораздо реже деньгами. Бонус равен части разницы между ожидаемым приплодом и фактическим.

Стандартная схема премирования чабана на примере: в начале выпасного сезона чабан забирает в общую отару 100 голов, 50 из которых - овцематки. Он возьмет 200 рублей/голова ежемесячного выпаса. Ожидаемый приплод в конце сезона - 70 ягнят. Чабан должен будет вернуть фермеру 170 голов. Цифра "70" в данном случае среднеарифметическая и может варьироваться в зависимости от принимаемой в общую отару породы овец и ряда других условий. Приплод составил 80 ягнят, а оговоренная комиссия чабана и фермера составляет 50% сверхнормы приплода. Выпас производился на протяжении 5 месяцев. При таком раскладе чабан получит: (100 голов х 5 месяцев х 200 рублей) + (80 ягнят - 70 ягнят) х 50% = 100 000 рублей + 5 ягнят.

Примечание: фиксированная сумма оплаты за выпас сверх сданного поголовья (читай – «родившихся ягнят») оговаривается индивидуально и дополнительно. Как правило, чабан возьмёт такие же деньги, как и за взрослых особей. Как правило, он возьмёт за выпас рождённых на выпасе ягнят только за принадлежащих фермеру ягнят. Т.е. дополнительно фермер оплатит 200 руб х 75 голов х кол-во месяцев (среднеарифметическое), в течение которого ягнята паслись. Я бы одобрил 3 месяца. Так, плюсом к 100 тысячам рублей и 5 ягнятам чабану «упадёт» еще 45 000 рублей.

Теперь о рисках:

Как я и говорил, чабан делит риски фермера. Их не много, его ответственность не безгранична, но так или иначе она есть. А именно:

1) В случае, если чабан теряет часть поголовья (болезни, хищники), он компенсирует эту часть из своей «бонусной части». Потерял овцематку – не получишь двух ягнят из своего бонуса. Вырезали волки пол-отары – должен денег фермеру. На практике это всегда выглядит гораздо сложнее, это отдельная тема, затрагивающая «неуставные» и «сверхдоговорные» отношения в фермерском бизнесе. Бывают разные ситуации, бывают и скандалы, бывает криминал…
2) Чабан – полевой ветеринар. Он должен вернуть фермеру здоровое поголовье. Он принимает роды, лечит овец и баранов. Он отвечает за здоровье принимаемого к выпасу поголовья.

Всё вышеописанное касается чабана «на аутсорсинге». Есть другой тип чабана – «чабан при бойне». Есть небольшая разница в их деятельности.

1) Чабан с бойни занимается предзабойным выпасом и содержанием поголовья.
2) Он не отвечает за здоровье и упитанность поголовья.
3) Как правило, он получает фиксированную сумму оплаты труда. Его бонус – с забоя. Он участвует в получении прибыли с продажи шкур, ливера, языков.
4) Он может автономно от поставщиков бойни и руководства бойни принимать (покупать за свой счёт) ягнят и баранов для откорма.

Ну, если коротко – то всё. Понятно, что если расплываться по каждому из пунктов, то можно написать очень много. Я человек в фермерском бизнесе новый, многого не знаю, однако уже сейчас информации хватит для написания небольшой книги. Век живи – век учись. Буду признателен читателям за интересные вопросы – постараюсь ответить, это поможет более обширно раскрыть тему о менеджере по управлению стадом…

Искренне Ваш,
Фермер Сабанеев (овцевод, охотник, «писатель»)

Читайте также: