Как называется кавказская шапка из овечьей шерсти

Опубликовано: 29.09.2022


Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года. Встречался даже «привет» из Османской империи в виде тюрбанов. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами. На знаменитых миниатюрах князя Григория Гагарина можно обнаружить тюрбаны у убыхской знати и у натухайцев (все эти черкесские племена имели самые тесные контакты с Константинополем).

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам. Генерал и историк Кавказской войны Василий Потто писал о казаках:

Папаха. Ассортимент невероятен

Несмотря на обилие других головных уборов, папаха всё же стояла особняком. Самих видов классификации папах множество. Можно классифицировать по материалу: мех молодых барашков (курпей), мех ягнят каракулевой породы (каракуль), мех коз ангорской породы, шкуры и мех взрослых баранов и т.д. Также можно классифицировать папахи по типу распространения и профессиональным аспектам – каракулевая (она же «бухарская», считалась праздничной из-за специфики меха и сложности выделки), чабанская (часто считается классической, изготавливалась из овечьего меха и была очень пышной, настолько, что чабаны на ней могли заснуть, как на подушке) и, конечно, казачья папаха, имеющая ряд особенностей.


Но всё это крайне приблизительно. Бытовали серые, чёрные, белые и коричневые папахи. Изготавливали даже папахи мездрой наружу, а мехом внутрь. Некоторые папахи были чрезвычайно высокими – до полуметра и более. Такие головные уборы были похожи на накренившиеся под собственной тяжестью боевые башни. Существовали папахи и совсем небольшие. И, как это ни странно, но этот элемент облика горца был крайне подвержен веяниям моды. Они то расширялись кверху, то сужались, то увеличивались в размерах, то становились более скромными.

В 19-м веке стали преобладать папахи целиком из овечьего меха, а вот в начале 20-го века мода сделала резкий разворот. Похожие на стог сена папахи были вытеснены своими каракулевыми (порой из курпея) невысокими собратьями. А так как для каждой папахи был свой уникальный способ изготовления, начиная с заготовки материала, то эту часть опустим.

Функциональная и социальная роль папахи на Кавказе

Несмотря на бытующую пословицу «папаха для чести, а не для тепла», функциональность папахи вполне очевидна. К примеру, чабанские («лохматые») папахи защищали человека от снега и дождя, а пастухи, которые в горах проводили порой и ночь, могли использовать их в качестве подушки. И, как это ни странно прозвучит, но эти папахи неплохо защищали владельца и от солнечного удара, особенно если были сделаны из белой овчины.


Но социальная роль всё же доминировала. Знатные и богатые люди владели 10, а то и 15 папахами — на все случаи жизни. По степени ухоженности можно было определить, насколько состоятелен тот или иной человек. Уважающие себя мужчины не появлялись без папахи на людях. Сбить с головы папаху – всё равно что бросить вызов. А взять чужую папаху, значило оскорбить человека.

Потеря папахи при любых обстоятельствах что у горцев, что у казаков была предвестием скорой гибели. Если же владелец сам срывал с себя папаху и ударял ею о землю, то это было равносильно заявлению «бьюсь до смерти». Такой знак бытовал среди казаков.

Среди горцев папаха даже служила средством… сватовства. Молодой человек, не желающий заявлять о своих чувствах публично, должен был поздним вечером прокрасться к дому девушки. Заняв удобную позицию, юный Ромео «открывал огонь» прямо в окно собственной папахой. Если столь важный головной убор мигом не вылетал обратно, то можно было рассчитывать на взаимность и засылать сватов.

Особое место папахе отводили и пословицы народа: не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи; если голова цела, на ней должна быть папаха; если тебе не с кем посоветоваться, спроси совета у папахи.

Боевая кавказская папаха. Одухотворённый предмет

Папахи становились едва ли не главными героями сказок, легенд и тостов. А в 1990-м году Северо-Осетинское телевидение даже выпустило полнометражную картину под названием «Волшебная папаха». Фильм, снятый по мотивам осетинских народных сказок, повествовал о забавных приключениях горца-бедняка Уари, выступившего против трех абреков, со своей смекалкой и… папахой.

Папаха и её парад по войскам империи

Точно указать дату, когда папаха стала приживаться среди русских казаков не просто невозможно, этого, быть может, и не требуется, ибо её нет в природе. Во-первых, у казаков был свой прообраз папахи – крупная меховая шапка, схожая с чабанской. Во-вторых, барашковая шапка, почти не отличавшаяся от папахи, именовавшаяся клобук, была крайне распространена ещё в 16-м веке. В-третьих, в том же 16-м веке в Москве кавказские купцы начали торговать своими товарами. Особым спросом пользовались «чекмени черкесского покроя», т.е. знакомые нам черкески. Но не залёживались и папахи, хотя, конечно, до официального принятия этого головного убора в качестве уставного было ещё очень далеко.

Первые попытки полуофициального ношения папахи на службе относятся к концу 18-го и началу 19-го века. Так, генерал Пётр Гаврилович Лихачёв, попав на Кавказ, быстро осознал необходимость в корне изменить тактику и правила обучения бойцов. Не забывал он и о своеобразной акклиматизации, поэтому Лихачёв был одним из первых, кто решил отступить от форменной одежды. Именно тогда место тяжёлого и неудобного кивера заняла папаха.


Своенравный и жадный до самостоятельности ради решения задач генерал Алексей Петрович Ермолов последовал примеру Лихачёва. Так, во время похода для основания крепости Грозная (будущий город Грозный) Ермолов ввиду лютой жары разрешил идти войскам в одних рубахах. Позже Ермолов негласно, так сказать, келейно проведёт реформу обмундирования своих войск, частью этой реформы станет и папаха.

В 1817-м году линейным казакам-артиллеристам полагалось носить черкеску тёмно-серого сукна с газырницами, а в качестве головного убора выступала шапка из сукна по образцу черкесской с чёрным барашковым околышем. По сути, эта шапка мало чем отличалась от папахи, но слово это обходили стороной.


Коренной официальный перелом во взглядах начальства на обмундирование частей, сражавшихся на Кавказе, произойдёт в 1840-м году. Изменения начались с обмундирования Черноморского казачьего войска. В войска начали поступать меховые папахи с суконным верхом, его порой именуют колпаком. Естественно, бойцы уже тогда принялись несколько модифицировать папаху. Несмотря на то, что папаха в редких случаях сама смягчала удар даже шашки, казаки подкладывали под суконный колпак ещё и небольшой кусок металла.

С тех пор папаха начала свой марш в войсках. В середине 19-го века полки Отдельного Кавказского корпуса получали папахи в качестве официального обмундирования. С начала второй половины 19-го века папаху начали официально носить в Оренбургском и Сибирском корпусах.

Наконец, 3 февраля 1859-го года в свет вышло по-военному подробное описание утверждённого головного убора. Была указана высота папахи (22 см), материал, форма колпака и его цвет в зависимости от звания, рода войск и места службы. До десятых указывались размеры и цвет галунов, которыми обкладывались швы папахи.

В 1875-м году папаха добралась и до Восточной и Западной Сибири. Старшие и нижние чины войск, расположенных в этом огромном регионе, обязаны были носить папахи по образцу казачьих частей. Конечно, столь широкий марш папахи по подразделениям армии вносил определённые коррективы в унификацию и удешевление производства этого головного убора. Так, в той же Сибири папахи изготовляли из мерлушки (шкура ягнёнка грубошёрстной породы овец). И хоть пышные чабанские папахи вносили определённый неповторимый кавказский колорит, в бою они демаскировали позиции, а длинная шерсть мешала прицеливанию. Таким образом, короткошёрстная мерлушка решила сразу несколько задач.


Наконец, после череды усовершенствований ради наибольшей функциональности в 1913-м году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск армии. Именно папаха довоенного образца и вошла в великий и страшный период революции. Несмотря на насаждение знаменитой будёновки в 1919-м году, папаха продолжала активно использоваться как красноармейцами, так и в рядах Белого движения. Лишь позже в 20-х годах в частях РККА начали изживать папаху, но и этот процесс не продлился долго.

«Красная» папаха

В 1936-м году ЦИК СССР издал постановление «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». Одновременно с этим постановлением встал вопрос и о форменной одежде казачьих подразделений. Конечно, учитывая современность, папаха стала частью именно парадного обмундирования кубанских, донских и терских казаков.

Папаха кубанских и терских казаков была невысокой. По сути, это была знакомая нам «кубанка», которую также именовали «осетинской» папахой. Изготовляли её из вышеуказанной мерлушки. При этом папаха кубанских казаков имела красный суконный верх, а терских казаков – синий. Папахи донских казаков были несколько выше.


Однако в 1941-м году папахи стали медленно изымать из снабжения армии. Функциональность этого легендарного головного убора в новых условиях была крайне низкой. И хоть в партизанских и кавалерийских формированиях папаха дожила вплоть до Парада Победы в 1945-м году, время её как части повседневного обмундирования ушло.

Согласно приказу НКО СССР 1940-го года вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии». Благодаря этому положению папаха сохранилась в армии, но исключительно в качестве зимнего головного убора для генералитета. Чуть позже, в 1943-м году, папаху ввели и для полковников всех родов войск.


Папаха дожила и до развала Советского Союза. Новая ельцинская власть, несмотря на открытое противопоставление себя советскому периоду, взялась за ликвидацию более чем столетней традиции папахи с куда большим энтузиазмом, нежели красные. В 1992-м году впервые встал вопрос об отмене папах для генералитета в принципе. Борис Николаевич всеми силами, вопреки даже здравому смыслу стремился к тому, чтобы «его» армия выглядела иначе, нежели армия советская… Итоги всем известны. Тогда же папахи начали заменять обычными шапками, а так как денег постоянно не хватало, то смена папах растянулась на долгие годы.

Наконец, в 2005-м году папахи «реабилитировали» для высших офицеров.

Современные смешные «вызовы» старым традициям

Бесспорно, папаха – предмет культовый, как для русского народа (особенно южан), так и для горских народов. Это и символ мужественности, и символ чести, и символ верности корням. Но часть современного «мимишного» общества, которая всеми клетками головного мозга загружена в глобальную сеть, этих корней не понимает, а посему на дух не переносит.


Известный спортсмен Хабиб Нурмагомедов на свои поединки выходит в простой чабанской овечьей папахе. Этим боец UFC демонстрирует свою любовь к традициям своих предков и обозначает свою малую Родину. Ему пришлось дать не один десяток интервью зарубежным журналистам, пока те не поняли, что это не парик, а головной убор и очень старинный. Вольно или невольно, этим жестом Хабиб умножил заказы кавказским мастерам-шапочникам. У них появились клиенты даже из США. Казалось бы, дело хорошее…

Но во время очередного интервью Хабиб заявил:

Не прошло и недели, как барышни, стремящиеся заработать немного дешёвой популярности в сети, возмутились и начали флешмоб, выкладывая в сеть свои фото в папахах. А так как кавказские феминистки (есть и такие), популяризируемые прозападными ресурсами, но проживающие подальше от Кавказа, мигом поддержали эту клоунаду, скандал разгорелся быстро.

К счастью, древняя традиция на то и древняя. Она и это переживёт.

Папаха - традиционный головной убор горских народов Кавказа, некоторых народов Средней Азии и казаков всей России. Сразу нужно отметить, что папаха никогда не являлась простым головным убором.

Именно про папаху жителями гор придуманы поговорки типа: «Папаха – не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться — посоветуйся с папахой», «Если голова цела, на ней должна быть папаха» и т. д. У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Например, знаменитый советский, чеченский танцор Махмуд Эсамбаев никогда не снимал свою папаху. Он был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе.

Как для горца, так и для для казака папаха – всегда была символом гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение к нему остаётся.

По версии Большой Советской энциклопедии, слово папаха имеет тюркскую этимологию (от тюркского папах). Форма и высота папахи разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие.

Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года, и даже тюрбаны. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами.

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам, которые с самого своего появления на Кавказе начали заимствовать большое количество культурных и бытовых элементов жизни горцев. В том числе включив в свой гардероб этот головной убор.

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

Переняв у горных народов их национальный головной убор, казаки по достоинству оценили все его преимущества. Папаха изготавливалась из овечьего меха и качественно защищала солдата от холода и жары. Не зря горные воины не снимали папаху даже во время ужасной жары – она прекрасно спасала от зноя. И что самое важное для солдата – в бою паха смягчала удар шашкой, а этот факт не раз спасал воинам жизнь. В разный временной период папахи имели различную высоту, изготавливались из разных материалов и имели разные цвета. Каждый народ, использовавший этот головной убор, дополнял и изменял его, создавая тем самым уникальную национальную шапку. Самый известный пример – кабардинские папахи, боле всего напоминающие современные. Они были скопированы казаками, и с течением времени превратились в известные - кубанки.

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

Русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году.

В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств: в казачьих войсках, в конвое Александра I, степные войска на Урале и в Забайкалье, кавказские войска Дагестана и Осетины, конный дивизион Туркмении, сибирские войска.

В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Однако уже совсем скоро, после революции, в хождение был запущен шлем суконный, более известный как "буденовка". Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку».

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

Тем не менее, даже революционеры папаху очень любили, и в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

В 1922 году папаха была выведена из массового употребления. Однако, уже в 1936 году, приказом НКО СССР номер 67 от 23 апреля вновь вернулась. Согласно приказу, папаху могли использовать в качестве выходной формы одежды бойцы казачьих формирований в составе РККА. Так, кавказские казаки носили папахи-осетинки («кубанки»), а донские казаки предпочитали традиционную высокую папаху. В 1940 году вышел приказ, который разрешил использовать папаху в качестве зимнего головного убора генералам и маршалам Советского Союза. А спустя еще некоторое время, папаху разрешили носить и полковникам всех родов войск, вместо шапки-ушанки (подробнее - https://novate.ru/blogs/221219/52818/ ).

После развала Советского Союза в 1995 году головной убор был запрещен к использованию в армии. Но спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08.05.2005 г. № 531 папаха в очередной раз вернулась в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.

Сегодня папахи классифицируются на следующие виды:

1. Каракулевая – считается самым ценным видом. Хотя, и здесь есть очень много подводных камней. Найти папаху из настоящего каракуля – занятие не из легких. Очень многие продают под видом высококачественного каракуля подделки.

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части. Часто этот головной убор называют «народная шапка» в силу того, что не очень сложна в изготовлении.

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

3. Казачья папаха – еще один вид, который получил широкое распространение на Кавказе, за исключением национальных республик. Этот головной убор пользуется особой популярностью у Терских и Кубанских казаков.

Головной убор кавказская папаха: прошлое и современность.

Сегодня довольно редко можно увидеть такой необыкновенный головной убор как папаха.
Однако, у папахи есть очень интересная история существования, которая, несомненно, заслуживает, нашего внимания.
Несколько десятилетий назад на улицах кавказских городов и поселений сложно было встретить мужчину без папахи.
Папаха была символом успеха, достоинства, чести, маркером социального статуса мужчины, а не просто головным убором.

Папаха история и современность, фото № 1

Как правило, у мужчин было даже несколько этих головных уборов — для разных праздников и циклов жизни: папаха повседневная «на каждый день» и торжественная «на свадьбу, юбилей, день рождения», были и папахи для траура, дней поминовения. Поэтому, зачастую, у взрослого мужчины могло насчитываться несколько папах на все случаи жизни.

Папаха история и современность, фото № 2

Исторический словарь говорит о том, что папаха - высокая мужская шапка меховая. Слово тюркского происхождения, дословно — шапка. Папаха — принадлежность национальных костюмов некоторых горских этносов. Также папаха это головной убор без полей и козырька в военном обмундировании, как историческом, так и современном.

Известен факт, что в конце 19-начале 20 века папахи изготавливались не только из овчины или козьего меха, но и из шкур меха медведя, волка, и даже кенгуру! В военное время этот меховой головной убор должен был смягчать удары, ориентированные в голову.

Папахи бывают разные по материалу изготовления, длине ворса, высоте, форме, цвету. На Кавказе папахи изготавливают из овчины и козьего меха, каракуля. Цвет папах традиционный природный — молочно-белый, золотистый, коричневый, черный, серый.

Папаха история и современность, фото № 3

В зависимости от меха, из которого сделана папаха, мех может быть коротким, средней длины или длинным — более 12-15 см. Ворс может быть прямым, волнистым или кучерявым.

Папаха история и современность, фото № 4

Форма папахи может быть конусообразной или цилиндрической.

Папаха история и современность, фото № 5

Что касается различий по военной тематике: отличают папахи по тому, какой военный полк носит этот головной убор. Так, например, Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска используют папахи похожие на конус с коротким мехом. Донские папахи — традиционно с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. Такую папаху еще называют кубанкой казачьей.

Папаха история и современность, фото № 6

У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских казаков верх синий.

Папаха история и современность, фото № 7

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носят папахи чёрного цвета из овечьего меха и с длинным ворсом.

А вы знаете, что?
«Надавать тумаков» — известное выражение, не так ли? Тумаком называли пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак вкладывали металлические пластины, которые защищали воина от ударов шашки и сабли. Тумак становился непробиваемым и довольно тяжелым оружием и в рукопашном бою, когда неприятелю можно было «надавать тумаков».

В русской армии также был прообраз папахи — меховая шапка. Официальнов качестве зимнего головного убора в казачьих войсках папаха была определена в 1855 году. После революции для военных были введены ограничения в ношении национальных элементов одежды. Папахи были временно заменены «буденовками», но уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент обмундирования.

Было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. Во второй половине 20 века папаха переживала множество перипетий и изменений, но до сих пор потомки исторических папах несут службу в рядах военных обмундирований современной армии.

Что же до классической кавказской папахи — у горцев этот головной убор претерпевал крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было невозможно, традиция сильна до сих пор. Поэтому и сегодня на Кавказе сохраняется мастерство изготовления папах и даже отмечается факт, что молодые люди активно интересуются своей историей и стараются обзавестись, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Сохранению и поддержанию традиций способствует также трансляцияношения папахи известными людьми.

Так, например, Хабиб Нурмагомедов, выходец из республики Дагестан, российский боец смешанных единоборств, чемпион Европы по панкратиону, чемпион и обладатель кубка Евразии по рукопашному бою, двукратный чемпион мира и чемпион России по боевому самбо, победитель чемпионата мира NAGA по грепплингу, действующий чемпион UFC Ultimate Fighting Championship в лёгком весе по состоянию на 19 августа 2019 с гордостью носит головной убор — папаху (которая, кстати, сегодня приобретает второе имя «ШапкаХабиба»).

Папаха история и современность, фото № 8

Потому как папаха — это часть национального одеяния его предков. Папаха стала непременным атрибутом Хабиба. Надевая этот головной убор, Хабиб демонстрирует уважение и привязанность к своему народу и культуре.

Папаха история и современность, фото № 9

Традиционный головной убор горца — теперь визитная карточка спортсмена. С легкой руки Хабиба обладателями папахи, к примеру, уже стали известные спортсмены: Майк Тайсон и Криштиану Роналду. Благодаря российскому бойцу в мире теперь знают, что это — предмет национальной гордости и культурное наследие огромного региона России.

316 Мария Карпец
Автор статьи:
Мария Карпец Время чтения: 4 мин.

Папаха

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Мужская кавказская шапка из овчины

Речь пойдёт о папахе.

Справка! Слово пришло из тюркских наречий, «папах» (правильный вариант названия) означает «шапка». Иногда её называют трухменкой.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Папаха

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Важно! Эта шапка универсальна: в ней летом не жарко, а зимой не холодно. Она покроена таким образом, что прямо-таки заставляет держать спину прямо.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы. Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Казачья папаха

  • Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, меха не родившихся ягнят, и каракуля, меха новорождённых барашков. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Он обозначает статусность и уважение окружающих.
  • Чабанские – распространённый кавказский головной убор, называемый иногда «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки её могут спускаться на лоб и скрывать глаза. Удобен на выпасе (не холодно и не жарко) и в случае необходимости справится с ролью подушки.
  • Казачьи – донышко имеет тканевую основу, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Популярны среди кубанских и терских казаков.

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Белая папаха

  • на каждый день — тёмная или бурая;
  • для свадебного торжества и праздников — белая;
  • для похоронного обряда — чёрная.

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Важно! Говорят, что папаха служит сейфом. Не стоит проверять – сбитый головной убор считается у кавказцев оскорблением.

Папаха в современности

Сейчас на все вопросы мы ищем ответ в интернете. Попробуйте забить в гугл «папаха» — вы увидите множество предложений о продаже этого головного убора. Им наполнены несколько интернет-магазинов, предлагающих меховые шапки чёрного, белого, коричневого, серого цветов. Как известно, спрос рождает предложение. Раз есть такое щедрое предложение, значит, в наше время папахи тоже пользуются популярностью.

Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?

  • Прежде всего, это актёры национальных песенных и танцевальных коллективов.
  • Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
  • Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.

Махмуд Эсамбаев в папахе

Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.

  • Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
  • Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2016 года спрос на них поднялся в 16 раз.

Хабиб Нурмагомедов в папахе

Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по её подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.

Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.

Посоветуйся с папахой

Папаха – это национальный головной убор, который был широко распространён у народов Кавказа, а также казаков в Средней Азии.

Именно про этот головной убор жителями гор придуманы поговорки вроде «Папаха – не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться — посоветуйся с папахой» и т. д. Эта шапка для горцев всегда имела, и имеет по сей день, подчёркнутую важность. Широкое распространение среди нардов Кавказа папаха получила в конце XIX – начале ХХ веков. У знатного человека в арсенале должно было иметься несколько разных папах. Их тщательно берегли от разных вредителей, и осторожно за ними ухаживали. Каждый зрелый кавказский мужчина имел в своем гардеробе минимум три папахи – одну для повседневного пользования, вторую – для свадеб, третью – для траурных мероприятий.

Горская черная папаха

Горская белая папаха

Особые породы коз и овец

Чаще всего, для изготовления этих шапок использовали овечью шерсть, реже – шерсть особых пород коз. У нас в магазине вы можете купить папаху из козьей или овечьей шерсти. Наиболее популярными были длинношерстные папахи, из шкур особых баранов, которые давали длинное, мягкое и шелковистое волокно. Пастухи, носившие такие папахи, могли использовать их в качестве подушек, так как на них было комфортно спать. Эти шапки считались повседневным головным убором. Парадными же были длинношерстные папахи, сделанные из шерсти коз крайне дорогой ангорской породы, которая на шапки шла довольно редко.

Однако, бессменной классикой и роскошью считались, и считаются до сих пор, каракулевые папахи, которые делаются из шкур молодых ягнят. Также эти шапки называются «бухарскими». В отличие от папах с длинным ворсом, которые по большей части так и остались атрибутом горцев, каракулевые прочно вошли в обиход казаков из разных войск. Впрочем, многие из них делались из иного материала, схожего по виду с каракулем, но отличным по своему составу и происхождению. Кстати, настоящую каракулевую папаху видно сразу – шерсть на ней долго не портится если правильно за ней ухаживать, а все завитки остаются на месте, даже если очень сильно сминать и трепать шапку. При прямых солнечных лучах, шерсть на каракулевой папахе переливается и сияет, а на ощупь она мягкая, как шёлк.

Серая каракулевая папаха

Бурая каракулевая папаха

Предмет особой гордости

Суть папахи в том, чтобы увеличить рост человека, сделать его стан более гордым и мужественным. Для народов Кавказа эта шапка была значительным предметом гордости. Размеры их нередко варьировались в зависимости от того, насколько желал выделятся среди окружающих её обладатель. А потому, кавказские горцы, часто пытались перещеголять друг друга высотой папах.

banner

Сбить шапку с головы считалось невиданным оскорблением, которое могло окончиться кровопролитием. Папаху вообще редко снимали, только в особых случаях. Если человек, к примеру, что-то просил, он не оголял голову, это делалось лишь в том случае, если речь шла о прощении кровной мести. Например, Махмуд Эсамбаев был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось находиться в папахе во время заседаний.

Кстати, у дагестанцев папаха некоторое время служила средством объяснения с любимой. Строгие порядки гор запрещали молодым людям встречаться открыто. Идти свататься «без предупреждения» многие молодые люди боялись – вдруг откажут. Поэтому, чтобы понять, интересен ли юноша своей возлюбленной, он незаметно подкрадывался к окну или балкону девушки и забрасывал туда папаху, как говорили, «в разведку». Если дама сердца оставляла её у себя, то можно было с полной уверенностью отправлять сватов к будущей невесте, а если головной убор отвергался и выбрасывался обратно владельцу, то ему приходилось искать счастья в других окнах.

Черная папаха

Белая овечья папаха

Казачьи папахи

От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.

Технически к шапке прикреплялся особый колпак, в который был вложен стальной каркас. эта конструкция называлась «тумак». Многие филологи связывают выражение «надавать тумаков» с этим видом папах. «Надавать тумаков» – значит, побить шапкой. Дело в том, что папаха с тумаком служила не только защитой, но и оружием: ею можно было отбиваться, и серьёзно ранить неприятеля, когда дело доходило до рукопашной схватки.

Цвета казацких папах в дореволюционное время могли быть разных оттенков, за исключением белого, а в период военных действий – черного цветов. Также запрещалось носить папахи ярких оттенков. По большому счёту, вид и форма папах была практически одинаковой во всех войсках – они были чаще всего цилиндрической формы, реже конусообразные. Отличался только верх – «крышка» папахи.

Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.

После революции

Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.

Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине "Этно-Шоп". На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.

Читайте также: