Почему у святого христофора голова собаки

Опубликовано: 01.05.2024

Некоторые святые в православном календаре никогда не существовали, или же их существование было настолько искажено и выдумано, что их уже не узнать. Среди них есть и мученик Христофор, который на иконах изображён в довольно необычном образе.

Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади. Православным христианам он практически неизвестен, т. к. встречается довольно редко. Был ли когда-нибудь настоящий Кристофер под любым именем, с собачьей головой или без нее?

икона святого Христофора с собачьей головой

История

Согласно восточной традиции, этот святой жил в третьем веке и звали его Репрев. Происходил он из области Мармарика, что в Ливийской пустыне. В одном из боев его захватили в плен римские солдаты. После этого он служил у римлян в специальном подразделении, состоящем только из берберов. Этот человек был огромного роста и ужасающего поведения, он был кинокефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени.

По другой легенде, появившейся на Кипре — святой был очень красив. Желая избежать искушений и беспокоивших его женщин, Кристофер молился Богу, который в ответ на эту молитву сменил ему голову на собачью.

Более вероятен, конечно, первый вариант. Видимо, он был очень страшен собой, отчего его и ассоциировали с собакой.

Как и большинство святых того времени, Христофор успешно проповедовал, за что и поплатился жизнью. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом.

В западном христианстве

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде» — своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор — тогда еще носивший другое имя — работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил. В виде ребенка Христофору явился сам Христос.

Христофер переносит младенца Христа

Золотая легенда гласит:

В третий раз его позвали, и он пришел туда, и нашел ребенка у реки, которая благосклонно молила его нести его над водой. И тогда Кристофер поднял ребенка на плечи, взял посох и вошел в реку, чтобы пройти.

И вода реки поднималась и набухала все больше и больше; и ребенок был тяжел, как свинец, и по мере того, как он шел дальше, вода увеличивалась и росла все больше, и ребенок становился все тяжелее и тяжелее, так что Кристофер испытывал большую боль и боялся утонуть.

И когда он с великим трудом спасся, и прошел мимо воды, и посадил ребенка на мель, он сказал ребенку: Дитя, ты подвергаешь меня большой опасности; ты весишь почти так же, как весь мир на мне, я не мог бы нести большего бремени. И дитя ответило: Кристофер, не удивляйся ничему, ибо ты не только вынес на себе весь мир, но и ты вынес на своих плечах того, кто сотворил и сотворил весь мир.

Я Иисус Христос Царь, которому ты служишь в этой работе. И так как ты знаешь, что я говорю правду, положи свой посох на землю у дома твоего, и ты увидишь завтра, что он принесет цветы и плоды, и скоро он исчезнет из глаз его. И тогда Кристофер опустил свой посох в землю, и когда он встал утром, он нашел свой посох похожим на Пальмир, несущий цветы, листья и даты.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива.

В восточном православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом указывается, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.

Самым ранним сохранившимся Восточно-православным образцом иконы Христофора собачьей головы, по-видимому, является это керамическое изображение с латинскими надписями из Македонии, изображающее его со Святым Георгием, поражающим змия.

изображение Христофора из Македонии

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. В России голова Кристофера иногда более похожа на голову лошади, чем собаки.

изображение Христофора с головой лошади

Старинное руководство русских живописцев описывает, как он должен быть нарисован:

И святой мученик Кристофер: собачья голова, в доспехах, в руке крест, а в другой меч в ножнах; верхняя одежда киноварь с белым, под зеленым.

В другом месте написано:

Кристофер: молодой человек, как Димитрий Фессалоникийский, одежда карминная, под зеленым, в руке свиток: «Господь Всемогущий, где почтена память моя и хвала Тебе, спаси их от греха и не суди их.»

Откуда появилась пёсья голова?

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-киноцефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно.

Варианты прозвища

  • От географического названия: местность Киноскефалия — возвышенность в Фессалии.
  • От слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
  • Описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
  • Ещё один вариант: сравнение с символом верности — собакой постепенно переросло в объединение образа с символом. Проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного(действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.

Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса.

скульптура Анубиса в Риме

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Запрет изображения собачьей головы

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».

С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека. После запрета его стали изображать одетым, как римский солдат.

Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре.

зарисованная собачья голова Кристофера

Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее.

Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры. Одна из них хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

Кристофер и мученица Софья

В следующем примере Кристофер «собачья голова» изображён в римских доспехах, с мученицей Софьей и тремя ее дочерьми — Верой, Надеждой и Любовью.

Кристофер и София икона

Каждый держит крест мученичества. Два святых по краям — Екатерина и Марфа. Христос благословляет из облаков наверху.

Иконы с изображением святого Христофора вместе с Софией и ее дочерьми встречаются на удивление часто. Причина этого, как говорят, в том, что для старообрядцев эти святые означали настойчивость и упорство перед лицом гонений и мучений. Кристофер также, как полагали, защищал от внезапной смерти.

Запрещение «Святым Синодом» в 1722 году упрямого Христофора лишь подтвердило старообрядцам их мнение о том, что государственная церковь стоит на стороне Антихриста. Потому они еще крепче вцепились в иконы Кристофера «собачья голова», продолжая рисовать и поклоняться им, даже когда они исчезли из иконографии государственной церкви.

Вот еще один пример с тем же совмещением Кристофера с Софией и ее дочерьми.

Икона София с дочерьми и Христофер

Покровитель Кристофер

Кристофер считался покровителем путешественников. В 1960-е годы сёрферы и другие спортсмены носили маленькие круглых серебряные и эмалевые медали Святого Кристофера. Теперь они являются предметами коллекционирования.

Святой Христофор был удален из Римско-католического календаря святых в 1969 году. Но он по-прежнему находится как великомученик Кристофер в календаре Восточной Православной Церкви, 9 мая.

Впервые увидев икону со святым Христофором, многие начинают возмущаться, считая, что видят перед собой подделку, призванную оскорбить их веру. Но это не так — Христофор на самом деле долгие столетия изображался с собачьей головой и лишь в XVIII веке православная церковь отказались от такой традиции. Откуда взялся этот мученик в пантеоне христианских святых и почему он так необычно выглядит?

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Сегодня святого Христофора принято изображать в виде благообразного старца с окладистой бородой, держащего на руках или плечах младенца Христа. Но так было не всегда, ведь традиционно этого почитаемого христианами великомученика принято изображать с собачьей головой. Первое изображение святого было обнаружено на амфорах V—VII вв.ека н.э. на территории современной Македонии, что приблизительно соответствует началу его почитания христианами.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

В мае 1722 года Святейший Синод запретил изображать святого «с песьею главою», так как это, по мнению руководителей православной церкви «противно естеству, истории и самой истине». После этого Христофора-кинокефала стали повсеместно переписывать на иконостасах или просто уничтожать.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Кинокефалы, или песиголовцы, впервые были описаны как народ античными историками и путешественниками. Упоминания о них можно найти в трудах Геродота, Плиния Старшего, Гесиода. Описывают историки их по-разному, но все едины в том, что этот непохожий на обычных людей народ живет на границе известной древним людям ойкумены — в Скифии, Индии, Эфиопии или Ливии.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Среди христианских авторов впервые рассказал о песиголовцах Андрей Первозванный. Апостол встретил необычный народ во время своих миссионерских странствий где-то в районе современной границы Ирана и Пакистана. Очевидно, что Христофор был родом с окраин античного мира, так как в православной традиции считается, что он попал в плен римлянам в битве при Мармарике, в Ливии.

Чужестранец, которого удалось пленить легионерам, носил имя Reprobus или Репрев, что означало «отверженный». Имел он гигантский рост, невероятную силу и настолько свирепый вид, что римский император Деций Траян, при его виде, в панике вскочил с трона. Собачья голова, могучее телосложение и громоподобный голос проиводили неизгладимое впечатление даже на самых отважных воинов.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Мы отлично понимаем, что описанное в старинных церковных книгах существо не могло существовать в реальности и его появление можно объяснить лишь фантазией авторов, неверным переводом или физическим уродством, врожденным или приобретенным. В некоторых константинопольских источниках указывается, что принимать за чистую монету описание Христофора не стоит. Монахи, являвшиеся авторами этих книг считали, что собакоголовость призвана акцентировать внимание на крайней свирепости и бесчеловечности захваченного в плен иноземца.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

В качестве еще одного аргумента можно привести записки средневекового путешественника Марко Поло, который во время своих странствий встретил в Центральной Азии племя киноцефалов. Это были обычные люди, но согласно обычаю, они рассекали себе рот, чтобы он казался огромной пастью и остро затачивали зубы. Кроме этого, киноцефалы бинтовали черепа младенцев, чтобы они деформировались и приобрели вытянутую вперед форму. Поло утверждает, что эти люди выглядели жутко и напоминали ему мастифов.

Но вернемся к гиганту Репреву. Каким образом язычник с собачьей головой стал одним из самых почитаемых в Европе святых? Одна из версий говорит о том, что однажды, пересекая пустынные земли, Репрев увидел бурный поток, у которого стоял маленький мальчик. Ребенок попросил могучего путника перенести его через реку и тот согласился.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Но едва киноцефал ступил в воду с мальчиком на плечах, то он почувствовал невероятную тяжесть и стал опасаться, что упадет под своей ношей. Видя сомнения Репрева, дите сказало, чтобы он смело шел дальше, так как ничего плохого случится не может. Мальчик сообщил воину, что он Христос и тяжел так потому, что несет в себе все горести и тяготы людей.

На другом берегу Иисус крестил Репрева и дал ему имя Христофор, то есть «несущий Христа». Именно поэтому святого чаще всего изображают с младенцем, а наиболее почитаем он у тех, кто отправляется в дальний опасный путь или берется за очень трудное дело.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

После крещения Христофор вернулся в Рим, где продолжил службу императору. Но при этом воин активно проповедовал христианство и многих обратил в веру. Заслышав об этом, Деций Траян приказал послать к христианину блудниц, чтобы те соблазнили его, но потерпел фиаско — Христофор и тех убедил уверовать в Иисуса.

Император не хотел лишаться одного из лучших воинов, но пришлось прибегнуть к самым крайним мерам. Воина-проповедника схватили и бросили в раскаленный медный ящик. Как и следовало ожидать, огонь не нанес вреда Христофору, поэтому римлянам пришлось отсечь ему голову. После этого мученик умер, а его тело забрал один из учеников — Петр Атталийский и увез в египетскую Александрию.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Разумеется, проверить то, соответствует ли легенда о собакоголовом мученике истине, сейчас невозможно. Архидьякон Павел Алеппский в XVII веке утверждал, что имел счастье прикладываться к мощам святого Христофора в Москве, в Благовещенском соборе. Павел описал собачью голову святого, которую лобызали в ходе обряда «омовения мощей».

Сложно сказать, как попали мощи святого в Москву и что за череп конкретно описывал архидьякон. Мощи Христофора видели в Константинополе, куда они попали из города Раб, в Хорватии. Существует легенда, что череп святого помог жителям крепости отбить морскую атаку норманнов в 1075 году. Мощи вынесли на городские стены в момент, когда вражеский флот входил в гавань. Тут же поднялся ураганный ветер, который унес корабли назад в открытое море.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Крепость города Раб

Считается, что череп святого Христофора вернули в Хорватию, где мощи впервые явили чудо и он обрел покой в реликварии церкви святой Юстины в городе Раб, где находятся по сей день. Один из бастионов рабской крепости, тот на котором находились при нападении викингов мощи, носит имя этого мученика.

Интересно, но псоглавость святого характерна лишь для православия. В католицизме такой вариант всегда рассматривали со скептицизмом и даже как богохульство. Эразм Роттердамский в своем труде «Похвала глупости» достаточно резко критикует как самого святого, так и его почитателей. Католическая церковь сомневается в существовании этого святого и даже понизила его до мучеников местночтимого значения. День поминовения святого исключен из католического календаря в 1969 году, но самого мученика деканонизировать не стали, оставив его святым.

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Иероним Босх. Святой Христофор

В западной традиции Христофора изображали гигантом с ребенком на плечах — именно таким он предстает перед зрителями на полотнах Иеронима Босха, гравюрах Дюрера и Кранаха. Несмотря на отношение официальной католической церкви, святой Христофор очень популярен в Европе, особенно в Испании и Литве. Испанцы молятся Христофору, чтобы тот защитил их детей от инфекционных болезней, а литовцы считают святого покровителем свой столицы, города Вильнюс.

Напоследок стоит добавить, что в христианстве есть еще три святых с таким же именем: Христофор Римлянин, Христофор Никомедийский и Христофор Коряжемский.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Святой мученик Христофор жил в третьем веке и страдал около 250 года, во время правления императора Деция (249-251). Существуют различные описания его жизни и чудес, и он широко почитается во всем мире. Святого особенно почитают в Италии, где ему молятся во времена инфекционных заболеваний.

Есть различные предположения о его происхождении. Некоторые историки считают, что он происходил от хананеев, в то время как другие скажем, из" киноцефалов "(буквально" собачьи головы") Фессалии.

Он был человеком огромного роста и необыкновенной силы. Святой Христофор был очень красив, но желая избежать искушения для сам и другие, он просил Господа дать ему непривлекательное лицо, которое было сделано. До крещения он был назван Reprebus [нечестивец], из-за изуродованного внешнего вида. Еще до Крещения, Reprebus исповедовал свою веру во Христа и осудил тех, кто преследовал христиан.

Из-за непривлекательной внешности Святого некоторые иконописцы изображают его с головой собаки. Это неверно, так как святые в христианской иконографии изображаются скорее в соответствии с их духовными реальностями (в этом смысле красота души Святого огромна), в сравнении с его физическими данными.

Христофор был очень сильным. Чтобы его схватить, было послано 200 солдат, и привести к императору Децию. Reprebus сдался без сопротивления. Произошло несколько чудес по дороге в руке святого расцвела сухая палочка, появились буханки хлеба. они умножались благодаря его молитвам, и у путешественников не было недостатка в них. Это подобно умножению хлебов в пустыне Спасителем. Солдаты, окружавшие Репребуса, были поражены этими чудесами. Они пришли к вере во Христа и были крещены вместе.

Христофор однажды поклялся служить самому величайшему королю в мире, поэтому он сначала предложил свои услуги местному королю. Видя что король боялся дьявола, Христофор думал как ему помочь и избавить от дьявольских нападений. Узнав, что дьявол боится Христа, Христофор отправился на его поиски. Святой Вавилон Антиохийский сказал ему, что он может лучше всего служить Христу, делая хорошо задание, для которого он лучше всего подходил. Поэтому он стал перевозчиком, перевозящим людей на другой берег реки на плечах. Одной штормовой ночью, Христофор нёс Ребенка, который настаивал на том, чтобы его перевезли через реку в этот самый момент. С каждым шагом Христофору казалось, что ребёнок стал тяжелее. На полпути через ручей, он почувствовал, что его силы иссякли, и что он и ребенок могут утонуть в реке, но всё-таки дошёл. Когда они достигли другой стороны, ребенок сказал, что Он Тот, который нёс на своих плечах все грехи мира и что часть этой ноши Христофор почувствовал на себе. Тогда Он приказал Христофору воткнуть трость в землю. Когда он это сделал, палка выросла в гигантское дерево. Тогда он узнал Христа, Царя, которому он пообещал служить.

фотография из открытых источников

Святого Христофора привели к императору, который пытался заставить его отречься от Христа, но не силой, а хитростью. Он вызвал двух женщин, и повелели им соблазнить и уговорить Кристофера, чтобы отречься от Христа и принести жертву идолам. Вместо этого, женщины были обращены во Христа святым. Когда они вернулись к императору, они объявили себя христианами. Из-за они подвергались жестоким побоям и получили венец мученичества.

Деций также приговорил к казни солдат, посланных за святым Христофором, но которые теперь верили во Христа. Император приказал бросить мученика в раскаленный докрасна металлический ящик. Однако он не испытал никаких страданий и остался невредим. После многих жестоких мучений они наконец обезглавили мученика мечом. Это произошло в 250 году в Ликии. Святой мученик Христофор обратил аж 50 тысяч язычников, как свидетельствует святой Амвросий Миланский. Мощи святого Христофора были позже переведен в Толедо (Испания), а еще позже в аббатство Сен-Дени в Франция.

В Греции многие церкви помещают икону святого Христофора над входом так, что люди могут увидеть его по мере того как они входят в здание и выходят. Там существует рифмующийся куплет на греческом языке, который означает следующее:" Когда вы видите Кристофера, вы можете ходить в безопасности."Это отражает веру в то, что всякий, кто смотрит на икону св. Христофора и молится ему, тот не встретится с внезапной или случайной смертью в этот день.

Имя Христофор означает "Христоносец"."Это может относиться к святому, несущему Спасителя по ту сторону реки, и это может также относиться к Святому Кристоферу, несущему Христа внутри себя (Галатам 2: 20).

Обратите внимание , что святой Христофор считается покровителем путешественников и водителей, поэтому многие христиане помещают его икону в своём транспорте.

Подписывайтесь на канал ВЕРА и ЖИЗНЬ . Ставьте лайк. Спасибо!

Время: первая половина XIX века.

Где написали икону: Урал, город Невьянск.

Город Невьянск находится на Среднем Урале. По переписи 1832 года 43% невьянцев назвали себя старообрядцами. В этот регион ехали в основном те, кто не хотел попадаться властям.

Где находится: ГАУК НСО «Новосибирский государственный краеведческий музей».

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Мученик Христофор

До крещения его звали Репрев, жил он на рубеже III–IV веков в Северной Африке, которая в то время была частью Римской империи. Он был сильным и высоким человеком, служил в императорской армии. Перед походом на гóтов император Деций потребовал от солдат принести жертву идолам, но Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили, а затем обезглавили.

В западной традиции есть предание, что Христофор до крещения начал искать самого сильного Бога. Он пошел к царю, но тот боялся демонов. Изучал демонологию, но демоны боялись Христа. А Христа он обрел в виде Мальчика, который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим.

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Святой Христофор. Иероним Босх

Христофор — значит «носящий Христа». Имя перекликается с преданием о явлении Христа Христофору в виде мальчика, которого святой нес через реку. Этот сюжет изображали многие великие художники: Босх, Мемлинг, Виц и другие.

Почитание на Руси

Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика.

В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.

Запрет на изображение святого Христофора с головой пса относится к созданию новых изображений. В некоторых храмах и монастырях старинные иконы и росписи оставили как было (Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый, человеческий лик (Спасо-Преображенский собор, Ярославль).

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Свияжск

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Ярославль

В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников. Изображение святого можно встретить на кольцах и медальонах. Паломник во время путешествия к святому месту должен идти с молитвой и таким образом нести в себе Христа. А изображение святого Христофора напоминает ему об этом.

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Откуда взялась голова пса

Святого Христофора рано стали изображать с головой пса. Причин для этого несколько. В те времена верили, что люди с собачьими головами действительно существуют — об этом писали путешественники (например, Марко Поло) и даже историки (Геродот). И если первые таким образом просто привлекали к себе внимание, то историки кое-что похожее действительно видели: это были полудикие племена берберов в Западном Египте, которых охотно брали в армию Римской империи. Во время боя для устрашения они надевали на себя шкуры и головы животных. Скорее всего, святой Христофор был родом из этого племени.

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

О происхождении головы пса есть и такое предание: император Деций, пытаясь добиться от Христофора поклонения идолам, подослал к нему двух блудниц. И святой, будучи очень красивым, просит Бога обезобразить свою внешность. Поэтому на иконе святого Христофора изображают не только с головой пса, но и как очень уродливого человека.



Христианский святой Христофор считается одним из самых удивительных образов, которому поклоняются верующие. Многие, впервые увидев его изображение на иконе, начинают возмущаться, считая, что их веру пытаются оскорбить. Ведь мученика рисуют с головой собаки. Причем продолжают это делать на протяжении уже нескольких столетий. Только в 18-м веке от данной традиции отказалась православная церковь. Как появился этот мученик и почему так необычно выглядит, расскажем в этой статье.

Канонический образ


Долгое время существовала традиция изображать Христофора смиренным старцем с окладистой бородой, у которого на плечах или на руках сидит младенец Христос. При этом сам святой обязательно с собачьей головой.

Первое изображение Христофора в таком виде было обнаружено на амфоре 5-7 веков нашей эры. Ее нашли в современной Македонии. Примерно в те годы его начали почитать христиане.

Православная церковь ушла от этой традиции в 1722 году. Было выпущено определение Святейшего Синода, в котором изображение святого с собачьей головой было признано противными истине и самому христианскому естеству.

После этого в православных храмах его облик начали исправлять или уничтожать. Святой с песьей головой сохранился только в музеях и на фресках в церквях старообрядцев.

Песиголовцы


Подобное изображение Христофора связано с песиголовцами, которых еще называли кинокефалами. Упоминание о них можно обнаружить в работах Плиния Старшего, Геродота, Гесиода.

Описывали их по-разному, но сходились все в одном: это был народ, непохожий на обычных людей, живущих на границе известной древним людям ойкумены. Это в районе Индии, Скифии, Ливии или Эфиопии.

У христианских авторов первым упомянул песиголовцев Андрей Первозванный. Известный апостол встретил их во время миссионерских странствий на границе современной Палестины и Ирака.

Описание святого

Предположительно, сам Христофор при этом родился на окраинах античного мира. Православные историки пишут о том, что он попал в плен к римлянам в результате битвы при Мармарике.

Изначально он носил имя Репрев, что значило "отверженный". У него был гигантский рост, свирепый вид и невероятная сила. Выглядел он настолько устрашающе, что римский император Деций Траян в ужасе убежал с трона, когда его ввели в зал.

Репрев обладал внушительным телосложением, собачьей головой и зычным голосом, повергая в отчаяние самых отважных воинов.

Конечно, такое описание не может иметь ничего с действительностью. Его можно объяснить только фантазией самих авторов, физическими уродствами или ошибочным переводом.

Некоторые считают, что указание на собачью голову можно объяснит желанием древних авторов акцентировать внимание на бесчеловечности и свирепости захваченного в плен иноземца.

Сохранились свидетельства Марко Поло, который описывает, как во время своего странствия встретил племя кинокефалов в Центральной Азии. По его словам, они были обычными людьми, специально рассекавшими себе рот, чтобы он становился похожим на огромную пасть. К тому же они остро затачивали свои зубы.

Черепа своих младенцев они бинтовали, чтобы они приобретали вытянутую форму. По свидетельствам Поло, выглядели они жутко, сильно напоминая мастифов.

История Репрева


По одной из самых распространенных версий, Репрев обратил на себя внимание во время путешествия по пустынным землям. Он увидел мальчика, который не мог перебраться через бурный поток. Ребенок попросил путника помочь преодолеть реку.

Кинекефалец согласился, едва ступив в воду с мальчиком на руках, почувствовал невероятную тяжесть. Даже стал бояться, что упадет из-за слишком тяжелой ноши. Видя, что великан сомневается, продолжать ли путь, ребенок сказал, чтобы путник смело шел дальше, так как ничего плохого не случится. Мальчик заявил, что он Христос, а так тяжел из-за того, что несет в себе тяготы и горести всех людей на Земле.


Перейдя реку, Иисус крестил Репреву под именем Христофора, что в переводе означает "несущий Христа". По этой причине святой так часто изображен с младенцем на руках. Особенно его почитают те, кто берется за трудное дело или отправляется в дальний путь.

Возвращение в Рим


Вернувшись в Рим, Христофор продолжил служить императору. При этом проповедовал христианство, обратив в веру многих окружающих.

Узнав об этом, императора Траян приказал подослать к нему соблазнительниц, но те не смогли завладеть его вниманием.

При этом Траян не желал лишаться одного из своих лучших воинов. Но Христофор отказывался отрекаться от веры. Поэтому в результате был арестован и посажен в медный раскаленный ящик. Огонь не нанес ему никакого вреда.

Тогда римляне отрубили ему голову. Верующий человек скончался в жутких мучениях, а его тело забрал один из учеников по имени Петр Атталийский, чтобы увезти в Александрию.

Насколько правдиво это описание, доподлинно неизвестно. Некоторые убеждены, что все действительно так и было. Например, архидьякон Павел Алеппский, живший в 17-м веке, описывал, что прикладывался к мощам святого Христофора, которые хранились в московском Благовещенском соборе. Павел утверждал, что все желающие лобызали собачью голову святого. Его голова была идентична собачьей. Присутствующие были поражены, утверждал архидьякон.


Неизвестно, как мощи святого оказались в российской столице, а также, чей конкретно череп описывает архидьякон.

Есть свидетельства того, что некоторое время мощи святого хранились в Константинополе, куда их привезли из хорватского города Раб.

По легенде, череп Христофора помог местным жителям отразить осаду норманнов в 1075 году. На городские стены мощи святого подняли как раз в тот момент, когда флот противника входил в гавань.

Мгновенно поднялся ураганный ветер, который буквально выбросил корабли обратно в море.

Считается, что позже мощи вернулись в Хорватию. Там с ними связаны истории о чудесном исцелении. Сегодня они хранятся в церкви святой Юстины в городе Раб. Местные священники утверждают, что это истинные останки святого.

Сегодня имя христианского мученика носит один из бастионов крепости в Рабе, на котором мощи находились в момент предполагаемой атаки викингов на город.

Православные обычаи


Примечательно, что изображение святого с собачьей головой существовало только среди православных. В католической традиции к этому изначально относились со скептицизмом, обвиняя в богохульстве тех, кто начинал так рисовать Христофора.

В своем трактате "Похвала глупости" Эразм Роттердамский критикует и самого святого, и его последователей.

Более того, католики на протяжении всех веков ставили под сомнение само его существование. Не признавали его или принижали до местночтимого мученика.

День его поминовения был окончательно исключен в 1969 году из католического календаря. При этом Христофора все-таки не стали деканонизировать, сохранив за ним статус святого.

Западная традиция


Если в католицизме и изображали Христофора, то в виде гиганта, несущего на плечах ребенка. Например, в таком образе он на гравюрах Кранаха и Дюрера, полотнах Босха.

Несмотря на скептицизм официальной церкви, Христофор остается популярным в Европе. Особенно его чтят в Литве и Испании. Ему часто молятся, чтобы он защитил детей от инфекций, а литовцы считают его покровителем Вильнюса, своей столицы.

Примечательно, что в христианстве есть еще трое святых, которых зовут Христофор.

Читайте также: