Как называют детенышей утки

Опубликовано: 23.04.2024

Многие детеныши животных имеют самые непредсказуемые названия. Когда дети начинают познавать мир, они задают своим родителем массу вопросов, например, ягненок – это чей детеныш? Или как называется детеныш жирафа, или верблюда, или прочих животных. Иногда, родители сами этого не знают. Чтобы этого не случилось, мы собрали в статье ответы на все эти вопросы.

Детеныши животных

Начнем с домашних животных. Они чаще попадаются на глаза детям, потому вызывают больший интерес.

Рассмотрим, как же называется детеныш овцы. Многие люди, проживающие в городах, даже не догадываются, что овца и баран, это один вид животных, только женского и мужского пола. Их детеныш называется не овечкой или барашиком, а ягненком.

Свинья

Свиньи – это одни из первых животных, которые были одомашнены человеком. Они относятся к отряду парнокопытных. Снабжают людей мясом, салом. Самка свиньи называется свиноматкой или свиньей, а самец – кабаном или хряком. А вот их малыш называется не свинюшкой или кабанчиком, а поросенком.

Это интересно! Славяне называли самца свиньи поросом. Присоединение суффикса «енок», опять же, означает уменьшенную форму. Отсюда и название — поросенок.

К слову, появление на свет поросят называется опоросом, а беременная свинья – супоросом.

Корова

Коровы приручены человеком еще с древних времен. Они дают людям мясо, молоко. Самец коровы называется быком, а детеныш – теленком. Ещё один пример того, что малыши с родителями имеют разные корни.

Специалисты до сих пор не могут разобраться откуда прошло слово теленок, существуют только догадки. Одна из них заключается в том, что у древних славян это слово означало «выношенный», а ведь коровы вынашивают потомство 9 месяцев.

Индюк

Родиной индюков является Америка. Но в последние столетия эту птицу выращивают в странах Европы.

Это интересно! Мало кто знает, что индюки названы в честь своей родины. Раньше Америка называлась Вест-Индией, поэтому название птиц переводится как индейский петух.

В этом случае родители и их малыши имеют один корень. Самка индюка называется индюшкой или индейкой, а ее детеныш – индюшонком.

Кролик

Еще один домашний зверек – кролик. Самку называют крольчихой, самца – кролем, а их малыша – крольчонком.

Также на кроликах ученые проверяют лекарственные препараты, прежде чем допустить их к продаже. Не так давно были выведены карликовые породы кроликов, теперь их держат в квартирах вместо хомяков и морских свинок.

В отличие от предыдущих животных, козы не так часто разводятся людьми, но зато с ними есть целые фермы. Дело в том, что помимо мяса и жирного молока, эти животные снабжают людей шкурой и шерстью.

Самкой этих животных является коза, самцом – козел, а их малышом – козленок. В названии малыша присутствует все тот же «уменьшительный» суффикс «енок».

Многие путают козлят с ягнятами. Это большое заблуждение, поскольку речь идет о двух разных видах животных.

Лошади

Лошадей одомашнили более 7000 лет назад. За это время люди вывели множество пород этих животных, от миниатюрных пони до огромных тяжеловозов и скакунов.

Самку лошадей называют кобылой, самца – жеребцом или конем, их малыша – жеребенком. Если речь идет о двух и более малышах, тогда применяется слово жеребята.

Говоря в целом об этом виде животных, к ним применяют 2 названия: лошади и кони.

Утки бывают дикими, домашними. Относятся они к отряду птиц и ценятся за вкус своего мяса. Самку этих птиц называют уткой, кряквой, самца – селезнем, а их детеныша – утенком. Если речь идет о двух и более птенцах, тогда применяется слово утята.

Мы рассмотрели домашнюю живность, но есть еще множество диких и тропических животных, а также рыб и птиц, которыми интересуются дети и взрослые.

Очень часто дети спрашивают: как называется детеныш зебры или жирафа? А ведь не каждый взрослый сразу ответит на этот вопрос.

Зебры

Зебры относятся к отряду непарнокопытных. По сути, это те же самые лошади, только с характерной черно-белой раскраской. В простонародье детенышей зебр называют зебренками или зебренышами, но это неверная ласкательная трактовка. Правильное название – жеребенок, точно так же, как и у лошадей.

Жираф

Поскольку жирафы самые высокие животные в мире, интерес к этому животному высок. С их участием снято множество мультфильмов, придуманы различные истории, сказки. Неудивительно, что детей интересует вопрос: как же называется детеныш жирафа?

Поскольку эти представители фауны относятся к отряду парнокопытных, их малыши называются телятами. Однако такое название не сильно закрепилось за потомством жирафов. Чаще их называют жирафенками или жирафиками. Но если ребенку дадут задание описать детенышей жирафа, то правильно будет – теленок.

Названия других животных, птиц и рыб

Поскольку представителей фауны огромное количество, для удобства приведем таблицу, где рассмотрим названия взрослых особей и их маленьких потомков:

Взрослые особи Детеныши
Медведь Медвежонок
Белка Бельчонок
Волк Волчонок
Енот Щенок
Верблюд Верблюжонок
Ворона Вороненок, птенец вороны
Газель Детеныш газели, разговорный вариант – газеленок
Олень Олененок
Слон Слоненок
Тигр Тигренок
Лягушка Лягушонок
Собака Щенок
Кукушка Кукушонок
Хорек Щенок
Лань Теленок
Норка Щенок
Хорек Щенок
Лань Теленок
Горилла Горилленок
Як Теленок
Галка Галчонок, птенец
Гепард Котенок
Дельфин Дельфиненок
Еж Ежик
Жаба Головастик
Заяц Зайчонок
Крокодил Крокодильченок, крокодильчик
Леопард Котенок
Крот Кротенок, кротыш
Лиса Щенок
Лось Теленок
Лягушка Лягушонок, головастик
Носорог Теленок,
Осел Жеребенок, осленок
Страус Страусенок
Тюлень Тюлененок
Пантера Котенок
Павлин Птенец
Рысь Рысенок
Страус Страусенок
Цапля Птенец
Черепаха Черепашонок,
Обезьяна Детеныш обезьяны
Лев Львенок
Уж Ужонок

Детеныши животных – милые существа, которые уже имеют характер. Новорожденные малыши подражают своим родителям, стараются повторить их повадки.


Селезень -это самец утки. Очень красиво селезни выглядят у породы уток - кряквы .На фото Селезень и утица кряквы



Словом "селезень" называют самца утки, мужскую особь.

Соответственно, маму детенышей называют "утка".

Это, пожалуй, один из немногих вариантов, когда и научное, и простонародное, разговорное название совпадают.

Детенышей у птиц называют одним словом - птенцы.

Но у малышей утки есть и специальное слово - название - утята.

В единственном числе принято говорить "утенок" и эти слова применимы как к птенцам мужского рода, так и к птенцам женского рода.

Детям это слово хорошо знакомо по названиям мультфильмов, сказок ("Гадкий утёнок") , рассказов ("Ребята и утята"), где утенок является одним из главных героев.


Утёнок. Селезень это самец утки.Селезня от утки можно отличить по яркому оперению. Самки утки имеют более спокойное оперение.


Так как селезень это: мужская особь утки. Детеныш его будет: птенец, утенок. Но ни как не селезнёнок. Такого я не читал, не слышал. Да и написал впервые. Утенок так же как и птенец встречается и в научной литературе, и в художественной, и в разговорной речи.



Для того чтобы верно ответить на вопрос, нужно вспомнить, что за птица - селезень? А селезень - это утка-самец, а его супругу называют уткой или просто кряквой.

Утки производят на свет птенцов, которых принято именовать "утятами". Если же упоминается один утиный малыш, у которого папа - селезень, то называют его "утенком".

Поскольку уток относят к отряду птиц, то можно именовать утиных детенышей обобщающим названием - "птенцы". Одного малыша называем соответственно: "птенец". А детям можно пояснить, что детеныш селезня и утки - это "утенок" или "птенчик".


Начнем с того, что селезень - это партнер утки. Не знаю вот, могут ли быть у самцов детеныши, как-то мне спорной кажется эта гипотеза.Однако можно предположить, что у него утята по матери-утки, то есть, есть один, то утенок.



Фауна нашей планеты богата и разнообразна. Каких только животных не создала природа. А человек придумал для каждого из них название.

Названия зверей сами по себе бывают довольно экзотическими.

А ведь у животных есть ещё подобие семей и потомство. Иногда все бывает просто: папа - гусь ( гусак ), мама - гусыня, их дитя - гусёнок. Во множественном числе гусята.

Но в случае с некоторыми видами животных, включая птиц, пресмыкающихся и так далее, бывает сложножности.

Данный вопрос, я полагаю, с подвохом. Необходимо знать, что селезень - это самец утки. Малыша утки и селезня можно, в первую очередь, назвать птенцом, а также утенком. Форма множественного числа - утята.


Селезень - это папа детеныша. Давайте разберемся кто мама у этого детеныша. Возможно, зная как зовут маму станет легче дать название детенышу селезня. Папа селезень, а мама то утка. Все мы знаем что у мамы утки детки называются утятами.

А значит детенышей селезня называют утятами. А если один, то утёнок.



Селезнями называют самцов уток. Утки одомашнены человеком много веков назад. Люди разводят селезней ради мяса, яиц, пера и пуха.

Особо ценится печень селезня. Жирная печень утки называется фуа-гра.

Маленький селезней и уточек принято называть утятами.


Селезень это самец утки, с такой информацией вспомнить название детеныша будет проще. У утки детеныша называют утенок. Так что смело называется детеныша селезня утенком. Так же можно использовать слово птенец. Это слово обобщенно для всех птиц. В итоге мы понимаем, что подходят два варианта.

Правильным ответом на вопрос будет: утенок или птенец.


Данный вопросец конечно с некоторой заковыкой задан. Ведь селезень - это утка-мальчик, то есть утка-самец или утка-мужчина. Иногда у животных и птиц самец называется иначе, чем самка.

Тем не менее, детенышей называют "по маме" поэтому детеныш утки называется птенцом, как дети всех птиц или утенком.


Ласточка-касатка. Небольшая перелетная птица с раздвоенным хвостом и острыми крыльями. Их привлекает обильный корм, который как правило, находится вблизи домов-человеческих поселений.


Конечно же правильным ответом будет слово петух. Именно голос этой птицы обращал в бегство нечистую силу,ведь кукарекание петуха означало наступление утра,восход солнца,которое боится нечистая сила,достаточно например,вспомнить "Вий" Н.В.Гоголя.

Так что правильным ответом будет второе слово сверху.

текст при наведении


текст при наведении

Орлиной совой, Великим герцогом, а ещё Пугачом называют филина. Некоторые говорят, что если днём - орёл -хозяин неба, то в летнюю ночь - это филин. У него и голос- то какой -то жутковато мистический. Его образ часто встречается там, где мистика, мудрецы, сказания про леших и т.д. Самка орла намного больше самца. Её размах крыльев может достигать 2-х метров. Посмотрите, какой он импозантный, какие выразительные глаза ( у него богатая мимика), а кисточками ушей он может двигать. И ещё филин живёт почти повсеместно по России , поэтому его окраска меняется в зависимости от зоны обитания: от белой до буроватой с очень красивым специфическим рисунком обязательно чёрного цвета. Ещё он живёт в Индии, Китае, Северной Африке, Средней и Центральной Азии, на Ближнем Востоке. Питается наш филин грызунами, зайцами, иногда рыбой или специально только водными животными, всякими жуками, бабочками и т.д. И ещё его средой обитания могут быть и высокогорья Тибета, и степи, и глухие леса, и отвесные скалы и даже пустыни. К сожалению, филин не так многочислен, как это могло бы быть. А ведь они живут порой до 40 лет, причём пару не меняют -до самой смерти вместе.

Я живу недалеко от леса. У нас филин прилетает часто. В прошлом году уснул на кондиционере у соседа, так даже не включали тот кондиционер, чтобы филина не беспокоить. Давайте охранять эту необыкновенную птицу, как же мы без неё, ведь это поистине шедевр природы, король ночи!


За грациозность, грозность, силу, а также за зорький глаз царем птиц называют орла. Это довольно крупные птицы, которых ученные относят к семеству ястребиных. В гербах фигура орла используется как символ власти.


У нас над окном в вентиляционных отверстиях живут галки. Они здесь из года в год, а летом еще поселяются и летучие мыши. От мышей шума нет, только отвращение и страх, что залетит в дом. А галки просто с ума сводят. Моя сестра приезжает и прямо так и говорит, что живет у меня все-равно, что в курятнике. Птицы галдят, дерутся,так что перья летят,гадят на стекла. А в последнее время на дереве напротив окна появилась ворона. Она орет своим гадким голосом очень громко и долго. Думала, что улетит, а она наверное тут поселилась. Приятно послушать пение птиц, а ведь это просто Содом и Гоморра, вчера даже голова разболелась, пришлось уйти из дома.

\u0423 \u0431\u0435\u043b\u043a\u0438 \u2013 \u0431\u0435\u043b\u044c\u0447\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0432\u0435\u0440\u0431\u043b\u044e\u0434\u0430, \u0432\u0435\u0440\u0431\u043b\u044e\u0434\u0438\u0446\u044b \u2013 \u0432\u0435\u0440\u0431\u043b\u044e\u0436\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0432\u043e\u043b\u043a\u0430 \u2013 \u0432\u043e\u043b\u0447\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0432\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u2013 \u0432\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0436\u0438\u0440\u0430\u0444\u0430 \u2014 \u0434\u0435\u0442\u0435\u043d\u044b\u0448 \u0436\u0438\u0440\u0430\u0444\u0430? \u0436\u0438\u0440\u0430\u0444\u0435\u043d\u043e\u043a, \u0436\u0438\u0440\u0430\u0444\u044f\u0442\u0430? \u0442\u0435\u043b\u0435\u043d\u043e\u043a?
\u0423 \u0437\u0430\u0439\u0446\u0430 \u2013 \u0437\u0430\u0439\u0447\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0437\u0435\u0431\u0440\u044b \u2014 \u0434\u0435\u0442\u0435\u043d\u044b\u0448 \u0437\u0435\u0431\u0440\u044b? \u0437\u0435\u0431\u0440\u0435\u043d\u043e\u043a, \u0437\u0435\u0431\u0440\u044f\u0442\u0430? \u0436\u0435\u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043e\u043a?
\u0423 \u0438\u043d\u0434\u044e\u043a\u0430 \u2013 \u0438\u043d\u0434\u044e\u0448\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043a\u0435\u043d\u0433\u0443\u0440\u0443 \u2014 \u043a\u0435\u043d\u0433\u0443\u0440\u0435\u043d\u043e\u043a, \u043a\u0435\u043d\u0433\u0443\u0440\u044f\u0442\u0430
\u0423 \u043a\u043e\u0437\u044b \u2013 \u043a\u043e\u0437\u043b\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u044b \u2013 \u0442\u0435\u043b\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043a\u043e\u0448\u043a\u0438 \u2013 \u043a\u043e\u0442\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043a\u0440\u043e\u043b\u0438\u043a\u0430 \u2013 \u043a\u0440\u043e\u043b\u044c\u0447\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043a\u0443\u0440\u0438\u0446\u044b \u2013 \u0446\u044b\u043f\u043b\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043b\u0435\u043e\u043f\u0430\u0440\u0434\u0430 - \u043a\u043e\u0442\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043b\u0438\u0441\u044b \u2013 \u043b\u0438\u0441\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0438 \u2013 \u0436\u0435\u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043b\u044c\u0432\u0430, \u043b\u044c\u0432\u0438\u0446\u044b \u2013 \u043b\u044c\u0432\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043b\u044f\u0433\u0443\u0448\u043a\u0438 \u2013 \u043b\u044f\u0433\u0443\u0448\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043c\u0435\u0434\u0432\u0435\u0434\u044f \u2013 \u043c\u0435\u0434\u0432\u0435\u0436\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043c\u044b\u0448\u043a\u0438 \u2013 \u043c\u044b\u0448\u043e\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043e\u0432\u0446\u044b \u2013 \u044f\u0433\u043d\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043e\u0440\u043b\u0430 \u2013 \u043e\u0440\u043b\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u043e\u0441\u043b\u0430 \u2013 \u043e\u0441\u043b\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0441\u043b\u043e\u043d\u0430 \u2013 \u0441\u043b\u043e\u043d\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0441\u0432\u0438\u043d\u044c\u0438 \u2013 \u043f\u043e\u0440\u043e\u0441\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0441\u043b\u043e\u043d\u0438\u0445\u0438 \u2014 \u0441\u043b\u043e\u043d\u0435\u043d\u043e\u043a, \u0441\u043b\u043e\u043d\u044f\u0442\u0430.
\u0423 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0438 \u2013 \u0449\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0442\u0438\u0433\u0440\u0430, \u0442\u0438\u0433\u0440\u0438\u0446\u044b \u2013 \u0442\u0438\u0433\u0440\u0435\u043d\u043e\u043a
\u0423 \u0443\u0442\u043a\u0438 \u2013 \u0443\u0442\u0435\u043d\u043e\u043a

\u043a\u0430\u043a \u044f\u043f\u043e\u043d\u044f\u043b\u0430, \u0443 \u043f\u0430\u0440\u043d\u043e\u043a\u043e\u043f\u044b\u0442\u043d\u044b\u0445 - \u0442\u0435\u043b\u044f\u0442\u0430. \u0443 \u043d\u0435\u043f\u0430\u0440\u043d\u043e\u043a\u043e\u043f\u044b\u0442\u043d\u044b\u0445 - \u0436\u0435\u0440\u0435\u0431\u044f\u0442\u0430. \u0421\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e: \u0423 \u0436\u0438\u0440\u0430\u0444\u0430 - \u0442\u0435\u043b\u044f\u0442\u0430? \u0423 \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0435\u043c\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043a\u043e\u0448\u0430\u0447\u044c\u0438\u0445 \u2013 \u043a\u043e\u0442\u044f\u0442\u0430, \u0443 \u043b\u0435\u043e\u043f\u0430\u0440\u0434\u0430 \u043a\u043e\u0442\u0435\u043d\u043e\u043a?

Стала рассказывать дочке и не знаю как правильно назвать некоторых детенышей.

У белки – бельчонок
У верблюда, верблюдицы – верблюжонок
У волка – волчонок
У вороны – вороненок
У жирафа — детеныш жирафа? жирафенок, жирафята? теленок?
У зайца – зайчонок
У зебры — детеныш зебры? зебренок, зебрята? жеребенок?
У индюка – индюшонок
У кенгуру — кенгуренок, кенгурята
У козы – козленок
У коровы – теленок
У кошки – котенок
У кролика – крольчонок
У курицы – цыпленок
У леопарда - котенок
У лисы – лисенок
У лошади – жеребенок
У льва, львицы – львенок
У лягушки – лягушонок
У медведя – медвежонок
У мышки – мышонок
У овцы – ягненок
У орла – орленок
У осла – осленок
У слона – слоненок
У свиньи – поросенок
У слонихи — слоненок, слонята.
У собаки – щенок
У тигра, тигрицы – тигренок
У утки – утенок

как японяла, у парнокопытных - телята. у непарнокопытных - жеребята. Следовательно: У жирафа - телята? У животных семейства кошачьих – котята, у леопарда котенок?

Работа с дошкольниками по формированию словообразования существительных названий детёнышей животных с помощью суффиксов –онок-, -енок-.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Вашему вниманию представлена многократно апробированная система игровых упражнений как авторских, так и адаптированных или заимствованных у других авторов для дошкольников на словообразование существительных названий детенышей животных и птиц:

а) Образование детенышей на речевом материале без чередования звуков в корне слова.

Игра «Собери семью» (домашних и диких животных, птицы) (авт.)

Материал: картинки (игрушки) домашних животных: кот – котенок;

диких животных: лось – лосёнок, лис – лисёнок, олень – оленёнок;

животных жарких стран: слон – слонёнок, тигр – тигрёнок;

птиц: ворон – воронёнок, гусь – гусёнок.

Ход игры: Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки) и расставить домашних животных и их детенышей к домику, а диких – к дереву.

Взрослый называет: «Кот – котёнок, гусь – гусёнок («нажимает» голосом на часть «онок»). Логопед: «Послушайте и скажите: похоже или по-разному звучат название взрослой птицы и ее птенца: гусь-гусенок». (Одинаково звучат в начале слова; в названии гусенок есть часть «онок»). Аналогично разбирается пример образования детеныша оленя: олень-олененок. Можно использовать схему-модель образования названия детеныша животного. Логопед выставляет на панно картинку с изображением оленя, называет слово олень, кладёт под картинку короткую полоску. Далее выставляет картинку с изображением олененка, произносит название детеныша и одновременно под картинкой ставит схему-полоску. Логопед говорит: «Назвать детеныша животного нам помог мастер слова «ОНОК». Накладывает человечка с прямоугольником другого цвета, отличающегося от общей схемы слова. Уточняет: «Короткое слово – название взрослого животного обозначили короткой полоской. Длинное слово – «олененок» мы обозначили длинной полоской, потому что в этом слове появилась часть слова «онок». Часть «онок» звучит в конце слова.

Далее логопед раздает картинки и предлагает соединить их парами, назвать взрослое животное, его детёныша и обозначить соответствующей полоской слово (короткой или длинной). Объяснить свой выбор. Логопед делает вывод: «Назвать детеныша животного или птицы нам помогает мастер слова «ОНОК». Он появляется в названии детеныша животного, слово становится длиннее».

Слон – слонёнок, тигр – тигренок, лось – лосёнок, ворон – воронёнок,

гусь – гусёнок, олень – оленёнок.

Игра «Помоги Незнайке» (авт.)

Дидактический материал: картинки взрослых животных, птиц и их детёнышей:

Кот – котёнок, лис – лисёнок, олень – оленёнок, тигр – тигрёнок, слон – слонёнок,

Логопед заранее путает детёнышей в парах с взрослыми животным или птиц.

Ход игры: «Невнимательный Незнайка перепутал кто с кем живет, и неправильно соединил животных и их детёнышей». Далее логопед показывает картинки, которые соединил Незнайка: Лис – лосёнок,

тигр – лисёнок, слон – оленёнок, ворон – гусёнок, гусь – воронёнок.

Логопед просит исправить ошибки, которые допустил Незнайка и назвать, кто у кого детёныш.

Игра « Наоборот» с мячом» (авт.)

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет последнюю часть «ОНОК». Ребенок возвращая мяч, придумывает название детёныша животного с заданной частью слова:

гусёнок, слонёнок, лосёнок, оленёнок, тигрёнок, воронёнок.

Игра «Найди свою пару и назови, кто ты» (авт.)

Оборудование: парные картинки: взрослое животное – детёныш; символы питания - аудиозапись музыки.

Ход игры. Взрослый предлагает под тихую музыку ходить по комнате, искать картинки. Как только заиграет громкая музыка, дети должны объединиться парами – взрослое животное и его детёныш. По окончании музыки каждая пара называет животное и детёныша.

Ёж – ежонок, лось – лосёнок, лиса – лисёнок, олень – оленёнок,

ворон – воронёнок, гусь – гусёнок, кот – котёнок.

б) Образование детенышей животных и птенцов на речевом материале с чередованием звуков в корне слова;

Игра «Назови детёныша» (авт.)

Материал: предметные картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей.

1. Домашние животные: кошка – котёнок, кролик – крольчонок.

2. Дикие животные: белка – бельчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок.

3. Домашние птицы: индюк – индюшонок, утка – утёнок.

4.Дикие птицы: галка – галчонок, орёл – орлёнок.

5. Животные жарких стран: лев – львёнок (материал может выбираться в зависимости от лексической темы).

Ход игры. Логопед выставляет на панно картинки взрослых животных и их детёнышей. Предлагает найти пары к каждому животному.

Далее говорит: «Послушайте, как я назову: волк – волч онок, медведь – медвеж онок (голосом выделяет суффикс –онок-). Какая часть слова в названии взрослого животного и его детеныша повторяется? Какое слово короткое? (волк, медведь). Какое слово длинное? (волчонок, медвежонок). Дети повторяют названия. Сейчас мы разделимся парами – один из пары возьмёт картинку взрослого животного, другой – детёныша. Каждый назовёт себя. Затем объединяются (в обручи) домашние животные и домашние птицы, дикие животные и дикие птицы».

Домашние животные: кошка – котёнок, кролик – крольчонок.

Домашние птицы: утка – утёнок, индюк – индюшонок,

Дикие животные: заяц – зайчонок, белка – бельчонок,

медведь – медвежонок, волк – волчонок,

Дикие птицы: орел – орлёнок, галка – галчонок,

Животные жарких стран: лев – львёнок.

Затем дети меняются картинками: каждый называет себя.

Игра «Кого мы увидели в зоопарке» (Н.С. Жукова)

Материал: картина с изображением маленьких диких животных (детёнышей) в клетке. Маски взрослых птиц и их детёнышей.

Ход игры. Логопед: «Посмотрите на картинку «Детки в клетке». Сейчас каждый из вас назовет, кого вы видите в клетке: (дикие животные)».

Образец: Это лисёнок – Я вижу в клетке лисёнка.

Это зайчонок – Я вижу в клетке зайчонка.

- Это бельчонок – Я вижу в клетке бельчонка.

- Это волк – Я вижу в клетке волчонка.

- Это медвежонок – Я вижу в клетке медвежонка.

-Это лосёнок – Я вижу в клетке лосёнка.

2) Животные жарких стран. Другая клетка.

- Это тигрёнок – Я вижу в клетке тигрёнка.

- Это слонёнок – Я вижу в клетке слонёнка.

-Это львёнок – Я вижу в клетке львёнка.

Логопед: «В зоопарке живут птицы и их птенцы». Посмотрите, кто живет в зоопарке? Назовите (картинки предметные).

Орёл – орлёнок, ворона – воронёнок, гусь – гусёнок, утка – утёнок, галка – галчонок.

Логопед: «Наденьте маски. Под музыку птицы летают в зоопарке. Когда музыка заканчивается, птицы ищут своих детёнышей. Называют себя».

Игра «Накорми детёныша» (авт.)

Педагог выставляет картинки – символы питания животных к животным.

Котёнок – молоко, ежонок – муха, лосёнок – кора, оленёнок – мох,

гусёнок – крупа, воронёнок – почки, лисёнок – птичка.

Задание: «Назови, что ест детёныш».

Образец: «Тигрёнок ест мясо». Далее отвечают дети. Каждый выбирает себе парную картинку.

Котёнок лакает молоко, ежонок ест муху, лосёнок жует кору, лисёнок ест птичку, оленёнок жует мох, гусёнок клюет зерно, воронёнок клюет почки.

Игра «Что у кого?» (авт. Л. Смирнова)

Материал: картинки с изображением взрослого животного и детёныша.

Ход игры: Взрослый предлагает по картинкам назвать, что есть у детёныша. Логопед называет, что есть у взрослого животного, ребенок называет, что есть у детёныша.

Лапы у медведя, лапки у медвежонка.

Иглы у ежа, иголки у ежонка.

Хвост у белки, хвостик у бельчонка.

Зубы у волка, зубки у волчонка.

Голова у лося, головка у лосёнка.

в) Образование названий детёнышей животных, имеющих в названии замену корня производного слова (явление супплетивизма);

Игра «Назови детёныша» (авт.)

Дидактический материал: предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детёнышей.

Речевой материал: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок,

свинья – поросёнок, курица – цыплёнок, слон – слонёнок, ёж – ежонок.

Ход игры. Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки). Слон – слонёнок, ёж – ежонок. Проговаривает вместе с детьми. Задает вопрос: « Похожи в звучании названия мамы и детёныша? (голосом выделяет корневую часть) Дети: « Похожи». Далее логопед говорит: «Сегодня у нас собрались в загоне взрослые домашние животные и их детёныши, которые не похожи в названиях. Демонстрирует: «Корова – телёнок, овца – ягнёнок, лошадь – жеребёнок, курица – цыплёнок, свинья – поросёнок». Логопед интонационно выделяет корневую часть названия взрослого животного и детёныша. Вопросы детям: « Похожи их названия? Какая часть слова в названии детёнышей звучит одинаково? Где звучит эта часть слова одинаково: в начале слова или в конце слова? ( В конце слова). Проговаривают названия детёнышей.

Логопед за ширмой подает голос взрослого животного и детёныша. Ребенок должен назвать его. Взрослый демонстрирует после этого картинку (игрушку) заданного животного.

Игра «Собери семью» (по индивидуальным парам-картинкам)

Логопед предлагает ситуацию: «Детёныши животных маленькие. Гуляли в загоне и перепутали своих мам. Помогите им. Подскажите, кто с кем живет».

Лошадь – ягнёнок, курица – телёнок, корова – жеребёнок, свинья – ежонок,

овца – цыплёнок, ёж – поросёнок.

Игра «Угадай, кто детёныш?» (с мячом)

Речевой материал: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, свинья – поросёнок, овца – ягнёнок, курица – цыплёнок.

Ход игры. Логопед объясняет: «Я буду бросать мяч, и называть взрослое животное – маму. Вы поймаете мяч, назовете детёныша этого животного и бросаете мяч обратно. Постарайтесь не ошибиться.

Материал: шапочки с изображением животных и их детёнышей.

Ход игры: Логопед: «Сегодня у индюшонка день рождения». Индюк пригласил гостей. Наденьте, шапочки животных. В гости пришли …

Вы должны назвать себя: «Я – корова, а я телёнок, и т.д. Далее животные резвятся под музыку. Затем расходятся и снимают шапочки. Логопед говорит: «Сейчас я буду бросать мяч и называть взрослое животное – маму. Тот, кто поймает мяч, назовет с кем ушла с дня рождения эта мама. Например: «Ушла корова». Вы отвечаете: « Ушел телёнок» и т.д.

1.Нарисовать или вырезать картинки взрослых животных и их детёнышей и наклеить на лист бумаги: корова – телёнок, свинья – поросёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок, крица – цыплёнок. Назвать взрослых животных и их детенышей.

2 . Игра «Как тебя зовут, малыш?»

Методические указания. Играя с ребенком первый раз, взрослый сам произносит названия детёнышей: котёнок, зайчонок, лисёнок, волчонок, медвежонок. Играя в следующий раз, взрослый даёт ребенку возможность самому назвать всех детёнышей.

Волк и … (волчонок), медведь и …(медвежонок), лиса и … (лисёнок), заяц и …(зайчонок), гусь и … (гусёнок), ворона и … (воронёнок).

3. Помоги животным позвать своих малышей. Как мама зовет своего малыша?

Работа с дошкольниками по формированию словообразования существительных названий детёнышей животных с помощью суффиксов –онок-, -енок-.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Вашему вниманию представлена многократно апробированная система игровых упражнений как авторских, так и адаптированных или заимствованных у других авторов для дошкольников на словообразование существительных названий детенышей животных и птиц:

а) Образование детенышей на речевом материале без чередования звуков в корне слова.

Игра «Собери семью» (домашних и диких животных, птицы) (авт.)

Материал: картинки (игрушки) домашних животных: кот – котенок;

диких животных: лось – лосёнок, лис – лисёнок, олень – оленёнок;

животных жарких стран: слон – слонёнок, тигр – тигрёнок;

птиц: ворон – воронёнок, гусь – гусёнок.

Ход игры: Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки) и расставить домашних животных и их детенышей к домику, а диких – к дереву.

Взрослый называет: «Кот – котёнок, гусь – гусёнок («нажимает» голосом на часть «онок»). Логопед: «Послушайте и скажите: похоже или по-разному звучат название взрослой птицы и ее птенца: гусь-гусенок». (Одинаково звучат в начале слова; в названии гусенок есть часть «онок»). Аналогично разбирается пример образования детеныша оленя: олень-олененок. Можно использовать схему-модель образования названия детеныша животного. Логопед выставляет на панно картинку с изображением оленя, называет слово олень, кладёт под картинку короткую полоску. Далее выставляет картинку с изображением олененка, произносит название детеныша и одновременно под картинкой ставит схему-полоску. Логопед говорит: «Назвать детеныша животного нам помог мастер слова «ОНОК». Накладывает человечка с прямоугольником другого цвета, отличающегося от общей схемы слова. Уточняет: «Короткое слово – название взрослого животного обозначили короткой полоской. Длинное слово – «олененок» мы обозначили длинной полоской, потому что в этом слове появилась часть слова «онок». Часть «онок» звучит в конце слова.

Далее логопед раздает картинки и предлагает соединить их парами, назвать взрослое животное, его детёныша и обозначить соответствующей полоской слово (короткой или длинной). Объяснить свой выбор. Логопед делает вывод: «Назвать детеныша животного или птицы нам помогает мастер слова «ОНОК». Он появляется в названии детеныша животного, слово становится длиннее».

Слон – слонёнок, тигр – тигренок, лось – лосёнок, ворон – воронёнок,

гусь – гусёнок, олень – оленёнок.

Игра «Помоги Незнайке» (авт.)

Дидактический материал: картинки взрослых животных, птиц и их детёнышей:

Кот – котёнок, лис – лисёнок, олень – оленёнок, тигр – тигрёнок, слон – слонёнок,

Логопед заранее путает детёнышей в парах с взрослыми животным или птиц.

Ход игры: «Невнимательный Незнайка перепутал кто с кем живет, и неправильно соединил животных и их детёнышей». Далее логопед показывает картинки, которые соединил Незнайка: Лис – лосёнок,

тигр – лисёнок, слон – оленёнок, ворон – гусёнок, гусь – воронёнок.

Логопед просит исправить ошибки, которые допустил Незнайка и назвать, кто у кого детёныш.

Игра « Наоборот» с мячом» (авт.)

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет последнюю часть «ОНОК». Ребенок возвращая мяч, придумывает название детёныша животного с заданной частью слова:

гусёнок, слонёнок, лосёнок, оленёнок, тигрёнок, воронёнок.

Игра «Найди свою пару и назови, кто ты» (авт.)

Оборудование: парные картинки: взрослое животное – детёныш; символы питания - аудиозапись музыки.

Ход игры. Взрослый предлагает под тихую музыку ходить по комнате, искать картинки. Как только заиграет громкая музыка, дети должны объединиться парами – взрослое животное и его детёныш. По окончании музыки каждая пара называет животное и детёныша.

Ёж – ежонок, лось – лосёнок, лиса – лисёнок, олень – оленёнок,

ворон – воронёнок, гусь – гусёнок, кот – котёнок.

б) Образование детенышей животных и птенцов на речевом материале с чередованием звуков в корне слова;

Игра «Назови детёныша» (авт.)

Материал: предметные картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей.

1. Домашние животные: кошка – котёнок, кролик – крольчонок.

2. Дикие животные: белка – бельчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок.

3. Домашние птицы: индюк – индюшонок, утка – утёнок.

4.Дикие птицы: галка – галчонок, орёл – орлёнок.

5. Животные жарких стран: лев – львёнок (материал может выбираться в зависимости от лексической темы).

Ход игры. Логопед выставляет на панно картинки взрослых животных и их детёнышей. Предлагает найти пары к каждому животному.

Далее говорит: «Послушайте, как я назову: волк – волч онок, медведь – медвеж онок (голосом выделяет суффикс –онок-). Какая часть слова в названии взрослого животного и его детеныша повторяется? Какое слово короткое? (волк, медведь). Какое слово длинное? (волчонок, медвежонок). Дети повторяют названия. Сейчас мы разделимся парами – один из пары возьмёт картинку взрослого животного, другой – детёныша. Каждый назовёт себя. Затем объединяются (в обручи) домашние животные и домашние птицы, дикие животные и дикие птицы».

Домашние животные: кошка – котёнок, кролик – крольчонок.

Домашние птицы: утка – утёнок, индюк – индюшонок,

Дикие животные: заяц – зайчонок, белка – бельчонок,

медведь – медвежонок, волк – волчонок,

Дикие птицы: орел – орлёнок, галка – галчонок,

Животные жарких стран: лев – львёнок.

Затем дети меняются картинками: каждый называет себя.

Игра «Кого мы увидели в зоопарке» (Н.С. Жукова)

Материал: картина с изображением маленьких диких животных (детёнышей) в клетке. Маски взрослых птиц и их детёнышей.

Ход игры. Логопед: «Посмотрите на картинку «Детки в клетке». Сейчас каждый из вас назовет, кого вы видите в клетке: (дикие животные)».

Образец: Это лисёнок – Я вижу в клетке лисёнка.

Это зайчонок – Я вижу в клетке зайчонка.

- Это бельчонок – Я вижу в клетке бельчонка.

- Это волк – Я вижу в клетке волчонка.

- Это медвежонок – Я вижу в клетке медвежонка.

-Это лосёнок – Я вижу в клетке лосёнка.

2) Животные жарких стран. Другая клетка.

- Это тигрёнок – Я вижу в клетке тигрёнка.

- Это слонёнок – Я вижу в клетке слонёнка.

-Это львёнок – Я вижу в клетке львёнка.

Логопед: «В зоопарке живут птицы и их птенцы». Посмотрите, кто живет в зоопарке? Назовите (картинки предметные).

Орёл – орлёнок, ворона – воронёнок, гусь – гусёнок, утка – утёнок, галка – галчонок.

Логопед: «Наденьте маски. Под музыку птицы летают в зоопарке. Когда музыка заканчивается, птицы ищут своих детёнышей. Называют себя».

Игра «Накорми детёныша» (авт.)

Педагог выставляет картинки – символы питания животных к животным.

Котёнок – молоко, ежонок – муха, лосёнок – кора, оленёнок – мох,

гусёнок – крупа, воронёнок – почки, лисёнок – птичка.

Задание: «Назови, что ест детёныш».

Образец: «Тигрёнок ест мясо». Далее отвечают дети. Каждый выбирает себе парную картинку.

Котёнок лакает молоко, ежонок ест муху, лосёнок жует кору, лисёнок ест птичку, оленёнок жует мох, гусёнок клюет зерно, воронёнок клюет почки.

Игра «Что у кого?» (авт. Л. Смирнова)

Материал: картинки с изображением взрослого животного и детёныша.

Ход игры: Взрослый предлагает по картинкам назвать, что есть у детёныша. Логопед называет, что есть у взрослого животного, ребенок называет, что есть у детёныша.

Лапы у медведя, лапки у медвежонка.

Иглы у ежа, иголки у ежонка.

Хвост у белки, хвостик у бельчонка.

Зубы у волка, зубки у волчонка.

Голова у лося, головка у лосёнка.

в) Образование названий детёнышей животных, имеющих в названии замену корня производного слова (явление супплетивизма);

Игра «Назови детёныша» (авт.)

Дидактический материал: предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детёнышей.

Речевой материал: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок,

свинья – поросёнок, курица – цыплёнок, слон – слонёнок, ёж – ежонок.

Ход игры. Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки). Слон – слонёнок, ёж – ежонок. Проговаривает вместе с детьми. Задает вопрос: « Похожи в звучании названия мамы и детёныша? (голосом выделяет корневую часть) Дети: « Похожи». Далее логопед говорит: «Сегодня у нас собрались в загоне взрослые домашние животные и их детёныши, которые не похожи в названиях. Демонстрирует: «Корова – телёнок, овца – ягнёнок, лошадь – жеребёнок, курица – цыплёнок, свинья – поросёнок». Логопед интонационно выделяет корневую часть названия взрослого животного и детёныша. Вопросы детям: « Похожи их названия? Какая часть слова в названии детёнышей звучит одинаково? Где звучит эта часть слова одинаково: в начале слова или в конце слова? ( В конце слова). Проговаривают названия детёнышей.

Логопед за ширмой подает голос взрослого животного и детёныша. Ребенок должен назвать его. Взрослый демонстрирует после этого картинку (игрушку) заданного животного.

Игра «Собери семью» (по индивидуальным парам-картинкам)

Логопед предлагает ситуацию: «Детёныши животных маленькие. Гуляли в загоне и перепутали своих мам. Помогите им. Подскажите, кто с кем живет».

Лошадь – ягнёнок, курица – телёнок, корова – жеребёнок, свинья – ежонок,

овца – цыплёнок, ёж – поросёнок.

Игра «Угадай, кто детёныш?» (с мячом)

Речевой материал: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, свинья – поросёнок, овца – ягнёнок, курица – цыплёнок.

Ход игры. Логопед объясняет: «Я буду бросать мяч, и называть взрослое животное – маму. Вы поймаете мяч, назовете детёныша этого животного и бросаете мяч обратно. Постарайтесь не ошибиться.

Материал: шапочки с изображением животных и их детёнышей.

Ход игры: Логопед: «Сегодня у индюшонка день рождения». Индюк пригласил гостей. Наденьте, шапочки животных. В гости пришли …

Вы должны назвать себя: «Я – корова, а я телёнок, и т.д. Далее животные резвятся под музыку. Затем расходятся и снимают шапочки. Логопед говорит: «Сейчас я буду бросать мяч и называть взрослое животное – маму. Тот, кто поймает мяч, назовет с кем ушла с дня рождения эта мама. Например: «Ушла корова». Вы отвечаете: « Ушел телёнок» и т.д.

1.Нарисовать или вырезать картинки взрослых животных и их детёнышей и наклеить на лист бумаги: корова – телёнок, свинья – поросёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок, крица – цыплёнок. Назвать взрослых животных и их детенышей.

2 . Игра «Как тебя зовут, малыш?»

Методические указания. Играя с ребенком первый раз, взрослый сам произносит названия детёнышей: котёнок, зайчонок, лисёнок, волчонок, медвежонок. Играя в следующий раз, взрослый даёт ребенку возможность самому назвать всех детёнышей.

Волк и … (волчонок), медведь и …(медвежонок), лиса и … (лисёнок), заяц и …(зайчонок), гусь и … (гусёнок), ворона и … (воронёнок).

3. Помоги животным позвать своих малышей. Как мама зовет своего малыша?

Читайте также: