Как утки зайца катали

Опубликовано: 26.04.2024

Восточнославянская народная сказка повествует нам, что на краю мира на высокой горе стоит дуб,

а на дубе том висит сундук.

В сундуке сидит заяц,

Если сломать иглу, то умрёт злой Кощей, и освободится Земля от его злой воли.

И вот сундук снимается с дерева, из него выпрыгивает заяц, из зайца вылетает утка, из утки выпадает яйцо. И остается только вынуть и сломать иглу.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

При внимательном рассмотрении это представляется некой метафорой происходящего с человеческой жизнью после смерти. И касается тонких миров и тонких оболочек человека.

Тонкие оболочки - это, согласно представлениям некоторых религиозных, мистических и оккультных учений (йога, суфизм, каббала, тибетский буддизм ), — «психодуховные» составляющие всех живых существ.

В соответствии с этими представлениями , люди состоят не только из физической формы материи, но и «жизненной энергии» - прана, ци, оджас, аура , существующей вокруг тела наподобие матрёшек.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Таким образом, история с сундуком, хранящим секрет жизни и смерти Кощея, вырисовывается следующим образом.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Материальное, физическое тело. Это материальная плоть, подверженная разложению .

Эфирный двойник покидает его на 2 - 3 день . А до этого вьется над телом , привязанный к нему тонкой серебряной ниточкой.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Заяц покидает сундук на 3ий день.

Эфирное тело ( электрическое , магнитное или энергетическое ) - покидает материальное тело на третий день после смерти.


В случае, если прекращение жизни для человека - неожиданность, стечение обстоятельств, тонкое тело не готово внезапно покинуть физическое вместилище, где мучилось и боролось. И почти трое суток приборы фиксируют всплески энергии. Чем более взбудоражены чувства человека перед смертью, тем труднее отлететь эфирному двойнику.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Утка покидает зайца на 9ый день.

Астральное тело ( душа, психика, эмоциональная природа человека - мир страхов, переживаний, комплексов, агрессии ).

Оно сильно влияет на нашу жизнь в обществе. Тем, кто его может видеть, оно напоминает прозрачный кокон вокруг человека. Распадается на 9 день после смерти.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Яйцо покидает утку на 40 ой день.

Ментальное тело . Это мир разума, идей, грёз, мечтаний, это мыслеформы. Распадается на 40 день после смерти .

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Каузальное тело. Это высшее из тонких тел человека, кармическое . Оно наследуется от прошлых жизней. Отвечает за формирование поступков .

Люди с сильным каузальным телом с легкостью выполняют крупные проекты, воплощают в жизнь небывалые мечты и постоянно удивляют окружающих.

Самое главное – скорость, с которой вы способны перейти от желания или мысли к конкретному действию. (Это то, что отличает умных " троечников" от беспомощных " отличников", с развитым ментальным телом).

Чем короче этот промежуток времени, тем сильнее у вас развито каузально тело. Старайтесь действовать сразу, как только возникло желание или же какая-то идея.

Каузальное тело не распадается после смерти, а идёт в банк информации Земли.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Любопытно, что по сравнению с традиционной схемой изображений тонких миров , как можно видеть ниже, в сказке идея подаётся как бы "вывернутой наизнанку".

В центре находится низшее, материальное тело человека.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Откуда пришла к нам в древности эта сказка?

Эзотерический смысл сказки про яйцо с иглой Кощея.

Но, согласитесь, сложное изложено весьма доступно.

". нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт." (сказка "Лягушка-царевна")

Наверняка, всем известны эти строки про бессмертного Кощея или Кащея, кому как привычнее. Сказку-то мы все хорошо знаем, а вот как проживается эпизод Кощеевой смерти в психической реальности человека, уверена, знают далеко не все. Вот об этом и поговорим сегодня.

Разумеется, до Кощеевой смерти дойти может лишь тот, кто однажды отправился в путь - в просторы своего бессознательного, чтобы освободить "свою возлюбленную", которая томится в темнице у Кощея. Этой возлюбленной может быть душа человека, или сама жизнь, а может, женственность, самоценность или что-то ещё невероятно ценное для человека - у каждого героя свой запрос. В путь героя отправляет внутреннее ощущение чего-то недостающего ему для полноты жизни, чего именно он может не понимать. И вообще, много иррационального, трудно облекаемого в слова, будет на пути у героя. Но однажды, он дойдёт до горы.

- Что же такое гора в сказочной традиции?

Анна Бену в книге "Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира" пишет про 🌄: "Горы - это символ эволюции сознания, восхождение от неведения к знанию, символ мудрости".
Выходит, что рано или поздно каждый духовно познающий человек достигнет вершины горы - познает суть устремлений к совершенству. И на этой вершине обнаружит высокий дуб. Разумеется, что все описанные символы в сказке разворачиваются в нашей психической реальности, а не на конкретной горе 😄

- Что олицетворяет собой дуб?

Обратимся снова к вышеупомянутой книге Анну Бену и рассмотрим символизм 🌳: "Дуб - образ космоса и человека, образ вселенной. Дуб Кощея - образ вселенной заблуждений, которую главный герой разрушает, освобождая себя от власти иллюзий и хаоса. Свалить дуб, несущий смерть Кощея - значит разрушить мир иллюзий."

Вот так и в реальной жизни. Мир наших иллюзий настолько крепок, словно дуб. Отказаться от иллюзий, значит, разрушить прежнее предствление о чём-то, что препятствовало энергии жизни. Знаете, как бывает - есть семейные традиции и предки их поддерживают годами и даже десятилетиями, не задумываясь об их наполненности, но в какой-то момент они могут превратиться в догмы, в которых уже нет былой энергии любви. Но наши привычки чтить законы и традиции семьи превыше жизни. Дойдя, до мирового древа заблуждений, герой может повергнуть его, сломить догматические конструкты, которыми пропитана его жизнь и жизнь его семьи. И в этом ему помогает несокрушимая природная сила (медведь 🐻).

Дуб падает (иногда падает только сундук с дуба), сундук разбивается, а из него выбегает заяц 🐇 - быстрый, как наши эмоциональные чувства. Он умело путает нас в истинности наших переживаний. Но в сказке герою помогает другой заяц, который наладил контакт со своими чувствами, он быстр и ловок. Ему не составляет труда поймать и "разорвать" запуганного зайца (победить свой страх).
Если человек, дошедший до высокого дуба сомневается и не доверяет своим ощущениям, то он не будет способен поймать свои заблуждения и заблуждения своей семьи (ограничивающие установки и убеждения). Они будут путать его и запугивать своими ложными утверждениями. Вес семьи окажется сильнее обновителя.

Дальше герой должен поймать утку 🦆, живущую в трёх мирах - водном, земном и небесном, несущую "яйцо заблуждений". Другими словами, наши иллюзии заполонили всё наше пространство жизни, прорасли в нём и в нас. В сказке утку ловит селезень, он тот, кто точно знает, где истинные знания, а где ложные, поэтому ему не составляет труда поймать и "растерзарть" утку.
Но есть такие герои, что открыли "истинные знания" лишь одного учения. Они предпочитают стать домашними утками, с подрезанными крыльями. Их мышление прагматично: "Таити, Таити. Не были мы ни на каком Таити. Нас и здесь неплохо кормят" (помните, эти гениальные строки из мультфильма про попугая Кешу?).
Лично меня всегда настараживают люди, идущие путем конкретного учения. Дело в том, что мир един и если человек поднимается на "вершину горы", эволюционируя своё сознание, он обязательно откроет это единство религий и учений - поймёт, что разными словами и понятиями, описываются схожие архетипические процессы. Человек одного учения (у которого мышление подобно: "Шаг вправо, шаг влево - расстрел. ") претендент на попадание в духовное рабство. Его "одомашнят", подрежут крылышки, чтобы он ими махал, но не мог лететь. В этом варианте, человек зависнет в иллюзиях и уверует в их силу. Человек, постигший объём взаимосвязей разных учений, точно знает, ощущает и умеет отличить сакральность знания от мнимой подмены. Именно это и помогает ему победить в себе "утку заблуждений".

По сюжету сказки, после смерти утки, яйцо падает в воду, в котором плавает волшебная щука 🐠 - помощник Мироздания. Это очень важный момент! Он связан с верой человека, с его связью с Мирозданием и умением взывать к невидимой помощи. Если человек верует в чудо, ему откроется местоположение Кощеева яйца и щука принесёт его герою. Дальше дело за малым - иметь дух сломать иглу.

- Что такое яйцо с Кощеевой смертью?
Это закапсулированная боль, которую прожил сам человек или его предки. Откуда начал расти корень заблуждений. И даже, когда человек доходит до этого этапа, он может проявлять серьезное сопротивление. Его может начать трясти и качать из стороны в сторону. Эти знания вкладывали ему столько лет мама и папа, бабушки и дедушки. Как проявить дерзновение и ослушаться их? Имеет ли он на это право? Не ошибается ли он, на самом деле.

Если герой по-честному прошёл свой путь духовного познания - встречался со своими реальными чувствами и переживаниями, не деля их на хорошие и плохие; прислушивался к своей природной интуиции, укрепляя с ней свою связь; разбирался в истинном и ложном и т.п. - ему хватит духа пройти через последнюю боль и сломать Кощееву иглу. Чтобы окончательно освободить энергию жизни. Чтобы утвердить в ней великую ценность - саму ЖИЗНЬ! ☀️🌳🐣

Главная > Образовательная программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Исследование сформированности связной речи. Составление рассказа по серии картинок

Цель: выявление уровня сформированности связной речи.

Материалом исследования служит серия из трёх картинок («Как утки зайца катали» автора Н. Радлова).

Инструкция: составить рассказ (3-7 предложений) по серии из трёх картинок.


Оценка даётся в соответствии с критериями Р.И. Лалаевой, однако сами критерии были несколько модифицированы:

4 балла - рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развёрнутостью.

3 балла - рассказ состоит из грамматически правильных предложений. Однако наблюдается бедность использования лексических и грамматических средств.

2 балла - имеются аграмматизмы в предложениях. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий.

1 балл - а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен.

0 баллов – рассказ не оформлен.

2.2.2 Результаты тестирования

На этом уровне предполагалось проверить умение связывания слов в словосочетания, основываясь на гипотезе о преобладании атрибутивных и объектных отношений, а также выяснить основные способы выражения таковых. Действительно, большая часть полученных словосочетаний имеют атрибутивный характер связи. Причём, если во 2-ом классе они выражены преимущественно согласованием прилагательного с существительным, то к 4-ому классу они получают более разнообразное выражение - это падежное и предложно-падежное примыкание: ветка дерева, ветка у дерева. При этом если дети 2-ого класса предпочитали форму с предлогом, то дети 3-его и особенно 4-ого классов чаще употребляли беспредложную форму.

В целом, использование предлогов становится шире к 4-ому классу: предлоги используются не только в пространственном или временном значении, но и объектном и целевом: в (в лесу), на (на дороге), с (с мячом), о (о мальчике), по (по земле), к (к ветке), за (за ветками) (3 класс), по сравнению с единственным предлогом в во втором классе. Прежде всего предлогами выражаются разнообразные обстоятельственные отношения, нередко ими выражаются совместные значения: ветка из леса (атрибутивное и обстоятельственное).

Среди глагольных словосочетаний большинство выражают объектные отношения. Субъектные отношения, одной из форм выражения которых является страдательный залог, практически не встречаются, что также подтверждается результатами проб на понимание форм страдательного залога. Во 2-ом классе часто использовались формы императива (форма, весьма распространённая у детей дошкольного возраста), к 4-ому классу они почти не используются в письменной речи детей, зато появляются формы совершенного и несовершенного видов, а также образованные средствами словообразования: передавать, вкопать. Таким образом, в словосочетаниях более старших школьников характер связи выражается более подробно с помощью предлогов или средств словообразования.

Аппозитивные отношения встретились в ответах школьников 4-ого класса. Например, в задании на распространение предложения: мальчик Петя, книга "Мир животных" и т.д.

Иными словами, в речи более старших школьников можно выделить тенденцию к конкретизации как объектов, так и характера действий.

Уровень простого и сложного предложения.

Целью проб на составление предложений было проверить, как влияет заданный порядок слов на порядок слов в составленных детьми предложениях: сохраняется ли он (хотя бы частично) или же предложение воспринимается на более глубоком уровне, а затем трансформируется в поверхностную структуру (см. трансформационная грамматика Хомского). Трансформации оценивались по следующим типам:

пермутация – перестановка составляющих как средство формирования предложения;

инверсия – вынесение некоторых элементов на первое место; (обстоятельства времени, места и т.д.);

изменение класса слов: Петя – Петина, или морфологизация (шарик);

постановка в другой временной план;

Результаты проб показали, что указанный порядок слов в определённой степени влияет на формулирование предложения (так некоторые дети сохраняли искомый порядок слов даже там, где он не совпадал с привычным порядком, напр. «Ехала машина по дороге»). Однако чаще полученные ответы демонстрировали факты рассмотрения предложения на более глубоком уровне, как единое целое. При этом, и при сохранении порядка слов, и при его изменении, использовались почти все виды представленных трансформаций. Показательным было полученное предложение «Мама купила Пете большой шар», которое наиболее часто встречалось в ответах детей. Здесь был изменён исходный порядок слов таким образом, что можно утверждать, что дети опирались на наиболее типичную для себя ситуацию (мама покупает что-то ребёнку чаще, чем он ей).

Кроме того, оценивалось и то, как при трансформации предложений представлен фактор сочетаемости слов, иными словами, что дети считают грамматически приемлемым. Примером здесь было предложение «Две девочки играют в мяч» (1). При сохранении искомого порядка слов должно было получиться «В два мяча играют девочки» (2), что режет слух носителю русского языка. Если же во втором и третьем классах доля первого и второго вариантов достаточно высока (в третьем классе даже чаще предпочитался второй вариант), то в четвёртом дети либо предпочитали грамматически более корректный первый вариант, либо сохраняли искомую именную группу (два мяча), но преобразовывали предложение с точки зрения своего языкового чутья, так что получались варианты «Два мяча в игре девочек», «Девочка играла двумя мячами».

Проверялось также и заполнение валентностей глагола на примере предложения «Собака лаяла на мальчика во дворе». Большая группа детей второго и небольшая часть детей третьего класса дифференцировали два события, строили 2 предложения: «собака лает», «мальчик вышел во двор/во дворе», как правило, без указания характера связи (неясно выражено, временная это или причинно-следственная связь, вовлечённость участника (мальчик) в событие). Большинство детей 3-го и все дети 4-го классов распределяли роли участников более чётко, либо заполняя все валентности глагола «лаять», либо приписывая одну из сущностей участнику ситуации («двор мальчика» или «собака мальчика»).

Проверка выявления ошибок в предложениях показала, что наибольшую трудность для детей всех трёх классов представляют предложения со страдательным залогом. В тех случаях, где необходимо было поставить предложения в страдательный залог, дети предпочитали сохранять невозвратную форму или ставили безличную (Берёзки склонило от ветра).

Задание на распространение предложения показало, что основные распространители, которыми оперируют дети 2-ого класса - определения. Обстоятельства образа действия и времени активно употребляются детьми 3-его класса, как и определения, они выражаются не только с помощью отдельных слов, но и придаточных предложений. В 4-ом классе резко возрастает количество глаголов, часто используются сложные сказуемые, выражающие разные аспекты действия: захотел купить, решил купить, стал читать. Определения часто носят атрибутивный характер: мальчик Петя. Часто дети добавляли простые предложения (характерно для 2-ого класса, и это предложения от первого лица) или строили сложные (3-ий, 4-ый классы, предложения преимущественно от 3-его лица или безличные).

Проводилась оценка понимания подчинительных связей. Полученные данные демонстрируют тот факт, что понимание подчинительных связей в сложном предложении напрямую зависит от выбранной формы выражения данной связи. Кроме того, одни типы связей являются для детей более понятными и наглядными, чем другие, что подтверждается тем, что данные по всем трём классам схожи количественно.

В предложениях с временными подчинительными связями проверялась гипотеза о восприятии детьми дошкольного возраста временной последовательности частей предложения в том порядке, в каком они упомянуты (Clark, 1971). Результаты показали, что для учеников 2-4 классов эта гипотеза сомнительна, а порядок следования событий устанавливался на основе выражения самой связи следования. Можно заметить, что дети устанавливали правильный порядок следования действий в предложении с прежде чем чаще, чем с как только и в ситуации с деепричастным оборотом. Очевидно, на это повлияла сама форма выражения: прежде чем определяет следование предикатов более чётко, чем как только (который обозначает практически одновременность действий) и форма деепричастия (которая привносит также значение причинности). Задание же состояло в том, чтобы определить, какое из действий было осуществлено раньше . Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшую трудность представляют собой целевые СПП, СПП следствия, чуть меньшую – СПП времени, причины и условия.

Тексты представляли собой нарративы, или повествования. У учеников 2-ого класса были отмечены следующие особенности: пропуски глаголов и логических звеньев: «увидели лягушку и в стороны», «утки увидели лягушек, и заяц упал», как чрезмерное, так и недостаточное использование местоименной связи: «они увидели лягушек, и они поплыли», «он встал на них, и поплыли». Большинство предложений – простые, короткие, средства распространения представлены бедно. Сложносочинённые предложения (соединения простых) чаще бессоюзные. Изобилие прямой речи, но она иногда неправильно оформлена: «попросил, чтобы утки покатать меня ». Распространены сверхгенерализации морфологического характера: * расплылись (поплыли в разные стороны), прогнались на лягушек .

Тропление зайцев – одна из увлекательнейших и интереснейших, да к тому же еще и общедоступных зимних охот. Успешной она может быть только тогда, когда производится по пороше, т.е. после выпадения свежего снега. На этой охоте охотник без всяких помощников и собак имеет возможность в полной мере испытать свою наблюдательность, развить сноровку, осторожность и терпение, а также проявить знание повадок зверя.

фото: Олейникова Алексея

фото: Олейникова Алексея

Заяц в течение всего дня находится на лежке и только на ночь выходит пожировать, т. е. на кормежку, поэтому весь его путь от места лежки до жировых мест и от жиров на новую лежку отпечатывается на снегу. Этот след носит у охотников название малика. От умения охотника хорошо распознавать весьма разнообразные следы зайца на снегу в значительной степени зависит успешность охоты по пороше.

ПО ЗАЯЧЬИМ МАЛИКАМ

В тех местах, где встречаются беляки и русаки, очень важно уметь отличать их следы один от другого. У беляка лапы сравнительно шире и круглее, пальцы раздвинуты довольно широко, а потому и след лап беляка на снегу будет почти круглым. У русака, напротив, лапа сравнительно уже, пальцы поставлены близко один к другому, а потому и дает более вытянутый овальный след. В сомнительных случаях может помочь рассматривание часто встречаемого на малике заячьего помёта. У русака он имеет форму слегка вытянутого шарика величиной с лесной орех, а помет беляка представляется сплюснутым шариком светлой окраски.

Встав с наступлением темноты лежки, заяц направляется к месту жировки своим обычным аллюром – недлинными, ровными прыжками, оставляя на снегу так называемые концевые следы. На месте жировки заяц передвигается не спеша, оставляя на снегу жировые следы, отличающиеся от концевых тем, что отпечатки лап зайца весьма близко отстоят один от другого, и отдельные следы почти сливаются. Жировые следы часто чередуются со следами сидящего зайца.

Пожировав, заяц отправляется на лежку, оставляя на снегу все те же концевые следы. Но перед тем как залечь на день, он прибегает к различным хитростям для того, чтобы сбить со следа своих многочисленных преследователей и врагов. Прежде всего, начинает петлять, т. е. закруглять свой путь, делая полный круг более или менее правильного очертания и пересекая вновь свой старый след. Петли эти бывают иногда довольно большой длины. Не ограничиваясь одними петлями, заяц вслед за этим обычно сдваивает или даже страивает (делает «двойку» или «тройку», как говорят охотники) свой след, т. е. дважды или трижды проходит одним и тем же следом.

При этом заяц так аккуратно ставит свои лапы след на след, что нужно иметь очень наметанный и острый глаз, чтобы сразу это приметить. Длина «двоек» очень непостоянна и колеблется от пяти до полутораста шагов. Длина же «тройки» обычно гораздо короче. «Двойка», как правило, заканчивается скидкой (сметкой) – огромным прыжком в сторону, делаемым почти под прямым углом к первоначальной линии следа. Число скидочных прыжков обычно колеблется от одного до четырех, после чего заяц переходит опять на свой обычный аллюр.

В большинстве случаев заяц не ограничивается только одной «тройкой» или «двойкой» с последующей скидкой, но делает несколько двоек подряд, каждый раз обрывая след скидочным прыжком. В большинстве же случаев русак делает не больше двух-трех «двоек» подряд, хотя иногда число их достигает семи-восьми. После «тройки» заяц почти никогда не скидывается в сторону, а продолжает идти, и часто еще довольно долго, в прежнем направлении. Вообще можно сказать, что насколько петли и «двойки» служат верным признаком того, что заяц близок к лежке, настолько «тройка» не дает в этом почти никакой уверенности.

Наевшись досыта, заяц иногда – особенно в светлую, лунную и морозную ночь – не прочь и немного порезвиться, и поиграть, бегая по жирам взад и вперед. В этом случае, наряду с обычными концевыми следами, можно увидеть на снегу и так называемые гонные следы, которые дает внезапно согнанный с лежки или иным путем крепко испуганный, стремительно несущийся заяц.

Побегав вволю, заяц снова принимается за жировку или же сразу направляется к лежке, оставляя на снегу опять-таки те же концевые следы. После одной-двух петель заяц обычно сдваивает свой след, скидывается с него в сторону, затем делает опять «двойку», опять скидывается и, пройдя еще немного обычным аллюром, вскоре залегает. Следует иметь в виду, что часто петли зайца бывают не перед «двойками», а после них, что иногда заяц не скидывается с «двойки», а уходит своим обычным аллюром и т. д., так что общего, неизменного для всех зайцев чередования приемов, направленных к тому, чтобы сбить со следа преследователей, установить нельзя.


фото: Мухамедшина Рафаэля

В начале зимы зайцы – и русаки, и беляки – жируют главным образом на озимях, оставляя на зеленях и около них многочисленные малики. Позднее, когда выпадает глубокий снег и раскапывание его для того, чтобы добраться до вкусных озимей, станет для зайцев затруднительным, беляки перекочевывают в лес, к лесным покосам, где и кормятся сеном, корой деревьев, прутьями и т. д., а русаки – к гумнам, огородам, садам или пригоркам, с которых снег постоянно сдувается ветром. В позднюю зимнюю пору охота по пороше может, в большинстве случаев, производиться только по русакам.

Беляк при глубоком снеге держится исключительно в лесу, где разобраться в его всегда путанных следах чрезвычайно трудно, а подойти к зайцу на выстрел и увидеть его на лежке или на бегу сквозь заваленную снегом чащу подлеска просто невозможно. Да и вообще охота на беляков по пороше менее интересна и добычлива, чем охота на русаков, так как малик русака значительно более правилен и постоянен, да и сами эти зайцы держатся, жируют и залегают главным образом в сравнительной близости к жилью и по открытым местам.

Найдя заячий малик, необходимо, прежде всего, определить направление, по которому пошел заяц, чтобы идти в дальнейшем в след, а не в пяту зверю.

Идти вслед зайцу нужно не самым следом, чтобы его не затаптывать, а несколько в стороне. Если малик приведет охотника к месту жировки зайца, следует, во избежание потери дорогого в короткий зимний день времени, не пытаться разобраться в обычно сильно запутанных и переплетающихся между собой жировых следах, а обойти их кругом вплоть до выходного следа зайца с жировых мест. В большинстве случаев этот след приведет охотника либо на новые жировые места – и тогда следует повторить тот же прием, – либо к петлям и «двойкам» зайца, определенно указывающим на то, что лежка его находится где-то поблизости.

Встреченную петлю всегда нужно выкружить, как бы велика она ни была. В противном случае охотник часто будет менять след преследуемого зайца, уже близкого к лежке, на след другого, пересекший первый и ошибочно принятый за заячью петлю. Только в случае, когда нет совершенно никаких сомнений в том, что пересекающий след принадлежит тому же зайцу, по следу которого идет охотник, нужно, не теряя времени на выкруживание петли, свернуть новым следом.

Однако подобного рода уверенность по плечу только опытному охотнику и лишь при условии, если угодья бедны зайцами. Обычно вслед за первой петлей вскоре следует и вторая. Это еще в большей степени свидетельствует о близости лежки зайца. Со второй и последующими петлями зайца следует поступать так же, как и с первой, т. е. выкруживать их.

ЛЁЖКА

После петель обычно следуют «двойки», а иногда и «тройки» зайца. В огромном большинстве случаев, скинувшись после «двойки», заяц залегает где-нибудь совсем невдалеке. Тут уж не надо спешить, а наоборот, приготовившись к выстрелу, внимательно осмотреться по сторонам, не обходя вниманием ни одного кустика, снежного намета, межи, камня и иной неровности на снежной пелене, около которых так любят залегать русаки. В лесу, конечно, следует обращать внимание на несколько иные места – низкие елочки, кусты, сугробы, наметы у корней деревьев и т. п.

Иногда удается рассмотреть зайца-русака прямо на лежке и даже добыть его лежащим. С беляком это бывает чрезвычайно редко. Заметив, где лежит заяц – если лежка находится невдалеке, – надо, не теряя времени, направляться к нему и, когда он вскочит, – стрелять. Если же лежка находится далеко, следует идти не прямо по направлению к зайцу, а несколько стороной и, только приблизившись к зайцу на верный выстрел, сворачивать к нему напрямик. Подходя к зайцу, не следует все время пристально в него вглядываться, так как это способствует преждевременному вскакиванию зверя. На сравнительно открытых местах заяц в большинстве случаев ложится головой против ветра и поэтому подходить к нему надо также против ветра.

В том случае, когда с «двойки» точно определить место, где залег заяц, не удалось, нужно, оставив в стороне скидочные следы, осторожно и тихо обходить кругом, имея ружье наготове и помня, что взбуженный заяц часто вскакивает с лежки совсем неожиданно для охотника и идет во весь мах. При мягкой погоде и глубоком снеге заяц обычно лежит очень крепко, и его не скоро удается поднять даже тогда, когда проходишь рядом с лежкой. Поэтому, сделав один круг и не подняв зайца и в то же время, не обнаружив его выходного из круга следа, нужно идти еще раз, но кругом меньшего диаметра и т. д.

Место заячьей лежки заметно издали или по горке снега, которую набросал зверек, вырывая себе ямку, или по темному отверстию норы. Но надо иметь в виду, что некоторые зайцы чрезвычайно разборчивы в выборе своей лежки и прежде чем облюбовать под нее какое-нибудь местечко и расположиться на отдых, роются во многих местах.


фото: Кочеткова Дмитрия

Если снег неглубокий, русаки чаще всего ложатся на взметах, а также среди кустарника, разбросанного по полю. При глубоком снеге лежки русаков чаще всего бывают у снежных наносов по рытвинам, водомоинам, лощинам, оврагам, кустикам среди полей, около поленниц дров, заборов, изгородей, гумен, сараев и т. д. Беляк при глубоком снеге ложится почти всегда в крепких местах леса и лишь изредка у стогов лесных покосов, а ранней зимой – по кустам около озимей.

Нередко заячий малик пересекается с наезженными дорогами. В этом случае заяц очень редко пересекает дорогу прямо, а, наоборот, выбравшись на нее, некоторое время идет по ней в ту или другую сторону и только затем, сделав «двойку», скидывается в сторону и продолжает свой путь. Охотник должен, прежде всего, выяснить, в какую сторону по дороге пошел зверек. При наличии некоторого опыта, достаточно острого зрения и внимательности это обычно удается после тщательного осмотра дороги.

След зайца на укатанном снегу дороги, разумеется, совсем не похож на обычный, т. е. на рыхлом снегу. Заяц в этом случае будет оставлять только следы своих когтей, заметить которые много труднее. Если следы на дороге обнаружить не удается, то необходимо пройти по дороге шагов триста-четыреста в одну сторону, внимательно осматриваясь по сторонам, нет ли где скидочных или обыкновенных следов зайца, а затем – в случае неудачи – и в другую.

Нередко заяц, в особенности беляк, скидывается на следы других зайцев. Разобраться в этой и во многих других хитростях зайца по плечу только опытному следопыту-охотнику.


\u0412 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0437\u0438\u043c\u043d\u0438\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c \u043f\u043b\u0430\u0432\u0430\u043b\u0430 \u043d\u0430\u00a0\u043f\u0440\u0443\u0434\u0443 \u0443\u0442\u043a\u0430.\u0415\u0439 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e,\u0438 \u0440\u0430\u0434\u043e\u0441\u0442\u043d\u043e.\u0418 \u0432\u0434\u0440\u0443\u0433 \u043e\u0442 \u043a\u0443\u0434\u0430 \u043d\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u0438\u0441\u044c \u043b\u0438\u0441\u0430 \u0432\u044b\u0448\u043b\u0430 \u0438\u0437 \u043e\u043f\u0443\u0448\u043a\u0438 \u043b\u0435\u0441\u0430.\u0423\u0442\u043a\u0430 \u043f\u043e\u0431\u0435\u0436\u0430\u043b\u0430 \u043e\u0442 \u043e\u0445\u043e\u0442\u043d\u0438\u0446\u044b, \u0430 \u043b\u0438\u0441\u0430 \u0437\u0430 \u043d\u0435\u0439.\u0412\u043e\u0442 \u0432\u043e\u0442 \u0445\u0438\u0442\u0440\u044e\u0433\u0430 \u0434\u043e\u0433\u043e\u043d\u0438\u0442 \u0438 \u0432 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0442\u043e\u0447\u043a\u0430 \u0437\u0430\u0431\u0435\u0436\u0430\u043b\u0430 \u0434\u043e\u043c\u043e\u0439, \u0430 \u043b\u0438\u0441\u0430 \u043e\u0441\u0442\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0441 \u043d\u043e\u0441\u043e\u043c.

\u00a0\u041e\u0434\u043d\u0430\u0436\u0434\u044b \u043f\u0440\u043e\u0433\u0443\u043b\u0438\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u0417\u0430\u044f\u0446 \u043f\u043e \u0437\u0430\u0441\u043d\u0435\u0436\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443 \u043b\u0435\u0441\u0443, \u0441\u043d\u0435\u0433 \u0445\u0440\u0443\u0441\u0442\u0435\u043b \u043f\u043e\u0434 \u0435\u0433\u043e \u043b\u0430\u043f\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c\u0443 \u043d\u0435\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u043c\u0443 \u0432\u0435\u0441\u0443 \u0417\u0430\u044f\u0446 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f. \u041f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u044f \u043c\u0438\u043c\u043e \u0437\u0430\u043b\u0435\u0434\u0435\u043d\u0435\u0432\u0448\u0435\u0439 \u0437\u0438\u043c\u043d\u0435\u0439 \u0440\u0435\u0447\u043a\u0438, \u0433\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0433\u0443\u043b\u044f\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0438\u0446\u0430 \u0417\u0430\u0439\u0446\u0430 \u0423\u0442\u043a\u0430, \u043a\u043e\u0441\u043e\u0439 \u0443\u0441\u043b\u044b\u0448\u0430\u043b \u0433\u0440\u043e\u043c\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0440\u044f\u043a\u0430\u043d\u044c\u0435. \u0417\u0430\u044f\u0446 \u0438\u0441\u043f\u0443\u0433\u0430\u043b\u0441\u044f \u0438 \u043f\u043e\u0431\u0435\u0436\u0430\u043b \u043d\u0430 \u043a\u0440\u0438\u043a, \u0432\u044b\u0433\u043b\u044f\u043d\u0443\u043b \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u0430. \u0438 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0435\u043b \u0441\u0442\u0440\u0430\u0448\u043d\u0443\u044e \u043a\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u0443: \u0440\u044b\u0436\u0430\u044f \u041b\u0438\u0441\u0438\u0446\u0430 \u0431\u0435\u0436\u0430\u043b\u0430 \u0437\u0430 \u0443\u0442\u043a\u043e\u0439, \u043e\u0433\u0438\u0431\u0430\u044f \u0440\u0435\u0447\u043a\u0443. \u041a\u0430\u0437\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c, \u0432\u043e\u0442-\u0432\u043e\u0442 \u0442\u0430 \u0435\u0435 \u0434\u043e\u0433\u043e\u043d\u0438\u0442 \u0438 \u0441\u043b\u043e\u043f\u0430\u0435\u0442, \u043d\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0443\u0442-\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e! \u0417\u0430\u044f\u0446 \u0432\u044b\u0441\u043a\u043e\u0447\u0438\u043b \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u0430, \u0438 \u043e\u0442\u0432\u043b\u0435\u043a \u041b\u0438\u0441\u0443 \u043d\u0430 \u0441\u0435\u0431\u044f. \u041e\u043d \u0431\u044b\u043b \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0435 \u0423\u0442\u043a\u0438, \u043c\u044f\u0441\u0430 \u0432 \u043d\u0435\u043c \u0431\u044b\u043b\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435, \u043a \u0440\u044b\u0436\u0435\u0439 \u043e\u043d \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0441\u044f \u0431\u043b\u0438\u0436\u0435, \u0430 \u0442\u0430 \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0430 \u043d\u0430 \u043d\u0435\u0433\u043e \u043e\u0431\u0438\u0434\u0443: \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u041b\u0438\u0441\u0430 \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b\u0430 \u0441\u043b\u043e\u043f\u0430\u0442\u044c \u0417\u0430\u0439\u0446\u0430, \u043d\u043e \u043e\u043d \u0443\u0431\u0435\u0433\u0430\u043b \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0440\u0430\u0437, \u0438 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0442\u043e\u0433\u043e, \u043f\u043e\u0440\u0442\u0438\u043b \u0435\u0439 \u043e\u0445\u043e\u0442\u0443 \u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u044e \u043f\u043e\u0434\u0440\u0443\u0433\u0443 \u0423\u0442\u043a\u0443. \u041b\u0438\u0441\u0430 \u0441\u043c\u0435\u043d\u0438\u043b\u0430 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043f\u043e\u0433\u043d\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0437\u0430 \u0437\u0430\u0439\u0446\u0435\u043c. \u0412 \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0417\u0430\u044f\u0446 \u0431\u044b \u0441\u0442\u0440\u0443\u0441\u0438\u043b \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u0443\u0431\u0435\u0436\u0430\u043b, \u043d\u043e \u043d\u0435 \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441: \u043e\u043d \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u0441\u043f\u0430\u0441\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0434\u0440\u0443\u0433\u0443!\u00a0">]" data-test="answer-box-list">

Читайте также: