Почему мальчика прозвали петька гусь

Опубликовано: 01.05.2024

характеристика главного героя петьки

описание внешность петьки, николки


Главные герои рассказа "Петька на даче" и их характеристика:

  1. Петька, мальчик из парикмахерской, 10 лет. С юных лет вынужден работать, чтобы по замыслу матери выйти в люди. На работе забитый и равнодушный ко всему вокруг, постоянно хочет спать, да и сам живет как во сне. Во время поездки на дачу "просыпается" и узнает что значит обычное детство и обычные детские игры.
  2. Надежда, мать Петьки. Работает кухаркой, носит сыну сладости в подарок, давно смирилась со своей судьбой и мечтает, чтобы Петька стал уважаемым человеком. Однако ничем не может помочь мальчику сейчас.
  3. Николка, мальчик 13 лет, работает в парикмахерской. Иногда стрижет посетителей, ругается и пьет, знает все о жизни женщин и мужчин и кажется Петьке очень умным.
  4. Митя, гимназист, учит Петьку ловить рыбу и купаться. водит его на развалины дворца. Добрый и бесшабашный мальчик.
  5. Осип Абрамович, парикмахер, часто сердится на своих подмастерьев, может отвесить им оплеуху, но по мнению Надежды человек добрый.


Характеристика главного героя рассказа "Петька на даче".

Самый главный герой, безусловно, мальчик Петька.

Что можно сказать о Петьке?

Он отдан матерью (Надежда, кухарка в богатой семье, Петька ее единственный сын) на "воспитание" парикмахеру Осипу Абрамовичу.

Мальку всего десять лет, он обслуживает мастеров, приносит воду, часто слышит крики и ругань в свой адрес. Жизнь его однообразна, он мечтает о лучшем, но сам не знает о чем, ничего другого он не видел. Но жизнь на даче оказалась имеенно тем местом, где он хотел бы побывать, там он почувствовал себя настоящим, можно сказать зажил, а не просто существовал.

цитатная характеристика Петьки:



Характеристика главных героев рассказа Леонида Николаевича Андреева " Петька на даче " .

  • Петька - мальчик лет десяти, самый маленький служащий парикмахерской Осипа Абрамовича, у которого он работает три года без единого выходного дня. Худенький ребёнок с морщинками на лице и со стриженной головой, на какой образовались непонятого вида отвратительные струпья ; страшно грязный и вечно сонный, безразлично взирающий на окружающий мир. На даче он постепенно превращается в обычного мальчугана, которому всё вокруг интересно, и это незамедлительно отразилось и на его внешности - прибавил в весе, морщинки исчезли, а купание в речке по пять раз на день, наверняка смыло всю грязь.
  • Николка - невысокий тринадцатилетний подросток, какой так же, как и Петька находился в услужении у Осипа Абрамовича. Сирота. Должен был вот-вот получить повышение - стать подмастерьем. Поэтому старался вести себя так, как взрослые того круга, с которыми он общался в данном третьеразрядном заведении - курил и сплёвывал через зубы, ругался и сочинял различные небылицы о своих похождениях с подмастерьями - Прокопием и Михайлом. Однако оставаясь один на один с Петькой, мальчик становился попроще, и часто ему рассказывал об особенностях мужских причёсок. А то с какой тоской он смотрел на нетерпеливо тянущего за руку свою мать Петьку, когда она забирала его в Царицыно, говорит о том, что он тоже в душе ещё ребёнок, и мечтает хоть на несколько дней вырваться из оного мрачного, унылого места.
  • кухарка Надежда - мать Петьки. Одинокая женщина, которая считала своего сына дурачком, но всё же надеялась, что он когда-нибудь сможет стать парикмахером, и будет заботиться о ней в старости. Любила ли она своего сына или кроме эгоистического интереса к нему ничего не испытывала ? Трудно сказать. По-видимому всё же материнское сердце ощущало боль, когда она навещала Петьку в парикмахерской, ведь не зря же в конечном итоге Надежда устроила ему небольшие каникулы.

Простодушный Петька - ординарец Василия Ивановича Чапаева - вошел в историю благодаря легкому перу Дмитрия Фурманова и братьям Васильевым, снявшим фильм "Чапаев". Он полюбился народу ничуть не меньше легендарного комдива, став, как и "Чапай", героем целого цикла анекдотов.

Эта любовь оказалась настолько устойчивой, что даже в "лихие 90-е", в эпоху всеобщего "развенчивания мифов", Чапаева с Петькой никто не тронул. Ни камня в их сторону не полетело, ни слова дурного.

Между тем, Петька, которого представили писатель и кинематографисты, - персонаж вымышленный. Он не имеет практически ничего общего с реальным Петром Исаевым, послужившим прототипом экранному и литературному герою. Более того, "раскрученный" образ принес немало горя в семью героя Гражданской войны, помощника прославленного Чапаева.

Каким был реальный Петька

Большинство биографов Василия Ивановича Чапаева сходятся в том, что прототипом Петьки был Петр Исаев. Правда, был он вовсе не ординарцем (это, по сути, слуга) и даже не порученцем, как принято считать.

Петр Семенович Исаев, соратник Василия Ивановича Чапаева.

Родился Петр Исаев в 1890-м или в 1894 году и был не намного моложе своего боевого товарища. Как и Чапаев, прошел Первую мировую войну и, несмотря на молодость, имел солидный боевой опыт. Более того, окончил реальное училище в Саратове, а значит, был даже более образованным, чем командующий дивизией Чапаев, прошедший обучение лишь в церковно-приходской школе. (Хотя есть и иные сведения: что происходил Петр Семенович Исаев из бедной крестьянской семьи и пас коров вплоть до призыва в царскую армию в 1915-м.)

Сходятся биографы и в том, что родился и жил Петр Исаев в селе Корнеевка Николаевского уезда Саратовской губернии.

А вот о дальнейшей его судьбе сведения крайне противоречивы, начиная с того, как и где он познакомился с Чапаевым.

По одной из версий, судьба свела их на фронтах Первой мировой, и был тогда Исаев командиром у Чапаева. После февральской революции оба вошли в полковой комитет. А после Октябрьской революции, когда многие офицеры погибли от штыков собственных солдат, Исаева, якобы, спас от неминуемой гибели друг-Чапаев. Так, мол, с тех пор и были они рядом в пламени революционной борьбы.

По другой версии, раненый на фронте Исаев после лечения в лазарете вернулся домой, где и познакомился с расквартированными в соседней деревне чапаевцами. Познакомившись, проникся большевистской идеей, подружился с Чапаевым и присоединился к дивизии.

Кем был Петька

В дивизии Чапаева Петр Исаев был помощником начальника связи, командовал разведкой, а на момент рокового боя 5 сентября 1919 года - кавалерийским эскадроном.

Знаменитая сцена с картошкой. Кадр из фильма

Петр Семенович добывал "языков", выполнял опасные, ответственные задания, которые не могли быть поручены случайному, недавно пришедшему в боевой коллектив человеку. Сохранились документы о представлении его к высоким наградам за проявленный героизм. Правда, инициативы командования остались несбывшимися из-за гибели бойца.

Как погиб Петька

Говорят, семи смертям не бывать - а у Петьки их вышло целых пять:

  • В финале знаменитого фильма "Чапаев", снятого в 1934 году, Петька отстреливается от наступающих белых, прикрывая плывущего через Урал раненого командира. Одна из вражеских пуль сразила верного друга Чапая.
  • По книге Дмитрия Фурманова, которая дала основу фильму, Петька пускает в себя последний патрон, не желая попасть в плен врагам. Обе эти версии предполагают, что могилы Петра Исаева не существует: тело героя белые изрубили и сбросили в реку.
  • По третьей версии, в роковом для Чапаева бою Петр Исаев не участвовал: был в соседнем городе. Узнав о том, что его друг и командир погиб, обезумевший от горя адьютант застрелился. Эта история завершается приездом матери и похоронами бойца в родной Корнеевке, неподалеку от снесенной позднее церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Петька и Василий Иванович. Кадр из фильма

  • Четвертая версия гласит, что смерть настигла порученца Чапая лишь через год после гибели начдива. Мол, уже в 1920-м приехали бойцы-чапаевцы на место былого боя, помянуть любимого командира. Друг его Петька расчувствовался, да и застрелился: "Нет моего командира, и мне жить незачем!" Однако эта версия очевидно противоречит фактам: в 1920 бойцы чапаевской дивизии сражались на территории Польши и на берегу Урала оказаться никак не могли.
  • Наконец, пятая история рассказывает, что 5 сентября 1919 года Петр Исаев вовсе не погиб вместе со своим товарищем, а был лишь ранен. После боя попал в госпиталь, но не долечился, а сбежал к семье, в село Кундравы нынешней Челябинской области. Однако недолеченные раны воспалились и спустя несколько недель после возвращения герой умер от заражения крови.

На старом погосте в Кундравах прежде стоял металлический памятник со звездой, который позднее жители сообща сменили на мраморный монумент с надписью "Исаев Петр Семенович. Порученец Чапаева". Правда, дат на памятнике не было и нет, и насколько эта история соответствует правде, никто не знает.

Где живут потомки Петьки

Семейная жизнь Петра Исаева окутана не меньшей таинственностью, чем история его гибели. Однако все историографы сходятся в том, что никакой Анки близко не было.

Любовная линия в фильме - чистейший вымысел.

У киношной пулеметчицы, конечно, тоже был прототип - санитарка дивизии Чапаева Мария Андреевна Попова. Но любовной связи с Петром Исаевым у нее не было: Петр был женат, в разгар боев было не до любви, да и Чапаев категорически запрещал "шуры-муры", мешавшие в боевых действиях.

Жена Анна и две дочери?

Чаще всего озвучивается, что женой Исаева была Анна Голдырева. Уточняется, что супруга была старше Петра на 9 лет, но чувствам это не мешало. И были в семье две дочери - Нина и Анастасия. Правда, иногда упоминается при этом , что настоящая фамилия Петра была Кузнецов. Почему воевал он под чужой фамилией - неизвестно.

Именно дочери Исаева много лет еще жили в Кундравах и ухаживали за могилой отца, которая и сегодня означена как место упокоения "порученца Чапаева".

Памятник Петру Исаеву в селе Кундравы Челябинской области.

Прежний памятник, за которым ухаживали дочери героя.

Нина и Анастасия, которых в Кундравах считают дочерьми Петьки, уехали из села в 50-х. За могилой с тех пор ухаживают работники местного краеведческого музея и жители села, чтящие память героя.

Жена Агриппина, единственный сын?

В родной для Петра Исаева Корнеевке старожилы рассказывают совсем другую историю. Мол, была у Петра Семеновича красавица-жена Агриппина (Аграфена, Груня), которую близкие звали Фимой. И был у них единственный сын Иван, родившийся в 1910 году.

В 2019 году, в годовщину официальной гибели Петьки и Василия Ивановича Чапаева, "Московский комсомолец" опубликовал интервью с Ниной Ивановной Соколовой (в девичестве Исаевой), внучкой Пелагеи Семеновны, старшей сестры Петра Исаева. По ее словам, после гибели мужа Агриппина с сыном перебрались в соседнее село Рукополье, где сумели укрыться до конца Гражданской войны.

Прожила Агриппина Исаева до 1945 года. Сын легендарного героя Иван Петрович Исаев вырос, женился и воспитал семерых детей. Большинство его потомков и сейчас живут в Саратовской области.

Интересно, что многие из тех, кто воевал в чапаевской дивизии, были впоследствии достаточно известными людьми. Среди них, в частности, были чешский писатель Ярослав Гашек, дед известного советского актера Александра Абдулова, тесть Юрия Андропова. Но достоверной информации о начальнике дивизии Василии Ивановиче Чапаеве совсем мало. А о его помощнике Петре Исаеве - еще меньше. По сути, все, что у нас есть, - роман Фурманова и фильм Васильевых, пропитанные художественным вымыслом.

0_144198_4420dd60_XXXL

А биография этого человека достаточно интересна и не таким простым и наивным был этот Петька, которого сыграл в фильме режиссеров Васильевых актер Леонид Кмит.

Точная дата рождения Петра Исаева неизвестна, по одним данным он родился в 1890 году, по другим – в 1894-ом. В любом случае, он был лишь чуть младше Чапаева, который родился в 1887 году.

Легендарный Петька

А вот место рождения Исаева известно – село Корнеевка, расположенное сейчас в Краснопартизанском районе Саратовской области. Еще до Первой мировой войны он окончил Саратовское реальное училище, то есть был человеком более образованным, чем сам Чапаев, закончивший церковно-приходскую школу. Вверху – Фурманов и Чапаев, внизу — Пётр Исаев (слева) и Семён Садчиков.

Первую мировую войну Исаев начал старшим унтер-офицером музыкальной команды, а закончил ее уже штабс-капитаном, командиром роты 326-го Белограйского полка.

После революции Чапаев был назначен командиром полка, а вот бывших офицеров часто расстреливали сами солдаты. Но Чапаеву удалось спасти своего командира, которого он назначил адъютантом. Кстати, своего адъютанта Чапаев ценил за грамотность и боевой опыт.

Легендарный Петька

По поводу смерти Петра Исаева также существует несколько версий. По одной из них он погиб в один день с Чапаевым - 5 сентября 1919 года в станице Лбищенская во время нападения белогвардейцев. Согласно версии, изложенной в повести Фурманова «Чапаев» и затем отраженной в одноимённом фильме, все помнят, как верный ординарец отстреливался от казаков до последнего патрона, а потом от безысходности покончил с собой. Есть и другие версии – Исаева не было в тот день рядом с командиром (он выполнял другое задание), и он застрелился, узнав о его гибели.

А жители села Кундравы Челябинской области утверждают, что легендарный Петька похоронен на их старом кладбище, и погиб не на поле боя. Он умер здесь, в селе Кундравы, а вот точной даты смерти никто не знает.

Легендарный Петька

Могила порученца Петра Исаева не особо отличается от других - белый мраморный памятник огороженный зеленым заборчиком, . Вот только надпись: «Порученец Чапаева», — приковывает удивлённый взгляд всех пришедших навестить покойных родственников. Могила Исаева Петра Семеновича. Памятник этот появился недавно, несколько лет назад, причём деньги на его установку собирали всем селом. До этого на месте захоронения Петра Исаева стояла пирамидка синего цвета с крестом. Однако надпись о том, кто здесь захоронен, была и тогда.

«Раньше в селе жили две дочери Петра Семёновича, — рассказала директор краеведческого музея Кундравов Надежда Павлова, — они ухаживали за могилой отца. В годах уже были, не молоды. А потом переехали — мне сказали, в Златоуст вроде, это ещё в 50-е было. Не знаю, живы или нет сейчас. К могиле никто не приходил, заброшенная была. Тогда кто-то из жителей предложил собрать деньги и поставить памятник знаменитому нашему земляку. Вот уж года три, как стоит».

Легендарный Петька

А ещё местные говорят: отважная троица, герои популярных анекдотов, фольклора, книг и фильмов, оставила после своей гибели немало загадок. Например, установлен факт, что Чапаев на самом деле был не Чапаевым, а Гавриловым; Петька — Пётр Исаев — не Исаевым, а Кузнецовым; Анка-пулемётчица и вовсе была не Анной, а Марией. Причины этого называются разные, но герои, запавшие в душу своей отвагой и бесшабашностью, запомнились именно под псевдонимами. Сверху Фурманов, ниже - Пётр Исаев и Чапаев.

По словам местных жителей, которые передаются из уст в уста со ссылкой на дочерей Петра Исаева, Нину и Анастасию, порученец Петька не погиб в бою, а получил тяжёлое ранение. Он был женат на Анне Голдыревой, которая сначала считалась невестой его родного брата Павла, но сосватана была Петром.

В 1918 году Анна вышла замуж за будущего помощника Чапаева, который был младше её на 9 лет. У них родились две дочки-погодки. Оба брата Кузнецовы ушли служить в Красную Армию. Только в гражданскую войну Павел воевал под своей настоящей фамилией, а Пётр стал Исаевым.

Легендарный Петька

Ещё в Кундравах говорят, что Петька был не только порученцем Чапаева, но и его лучшим другом. Его киношный роман с Анкой — чистой воды вымысел. Говорят, он был отличным семьянином. И сам Чапаев, узнав о том, что Петька женат, строго-настрого пригрозил им не «слепливаться». Советская открытка посвященная Петру Семеновичу Исаеву.

Пётр часто писал домой письма, очень любил своих дочерей. Потом пропал. В селе его уже стали считать погибшим, как пришла весточка: я ранен, лежу в челябинском госпитале, собери дочерей и приезжай. Анна кинулась запрягать лошадь, как на двор ступил неизвестный мужчина. С трудом она признала в осунувшемся солдате Петра. Он не смог лежать в госпитале, неугомонный нрав не смирился со скучным больничным режимом.

Но Пётр не оценил тяжесть раны и, по словам старожилов села, умер от нагноения. Есть ещё версия, что его скосил тиф. А бывшая совхозная доярка, почти 90-летняя Мария Семёнова, говорит, что у Петра родилась и третья дочка, но в шесть месяцев тифом заболела именно она. И её похоронили в могиле с отцом.

Правда это или легенда, достоверно сказать уже невозможно. Но жители уральского села Кундравы верят и гордятся, что на их земле нашёл последнее пристанище всенародно любимый герой.

Вот такая загадочная судьба этого человека.

Таким был памятник порученцу Петьке до того, как жители села Кундравы поставили новый постамент на свои деньги. Фото с сайта http://www.opoccuu.com/mogila-petki.htm

Легендарный Петька

Не ординарец, а командир и комиссар

Так уж сложилось, что более полувека имя Василия Ивановича Чапаева неотделимо от имени Петьки, известного в народе как находчивый ординарец крутого по нраву комдива. Именно таким подан образ Петьки в фильме «Чапаев». Но в реальной жизни никакого ординарца не было, а был друг и соратник Петр Исаев, истинный портрет которого был преломлен, будто в кривом зеркале, фантазией кинематографистов.

Миф и реальность

Клавдия Васильевна — единственная из детей Чапаева, дожившая до наших дней, пятнадцать лет собирала по архивам документы о своем отце. Она документально может подтвердить правду, которой почти нет ни в книге, ни в фильме. Вот что она рассказала в интервью радиостанции «Маяк» в 1999 году:
— Я несколько раз перечитывала книгу. Когда она только вышла, все чапаевцы возмутились: такого не было. Помню, мы с братом и дочерью мачехи даже поехали к писателю, и дочь Пелагеи сказала ему: «Все, что вы написали, — брехня». Он не выгнал нас, стал оправдываться: писал литературным языком, вымысел, мол, в художественном произведении допускается…

А когда снимали фильм, то для яркости сюжета был выдуман образ ординарца Петьки, которого у комдива на самом деле не было.
— Вот в фильме показан ординарец, — говорит Клавдия Васильевна. — А кто он такой? Ординарец должен поставить самовар, привести в порядок коня, начистить сапоги, заштопать одежду. Слуга! А кем был друг отца Петр Исаев, с которого писан образ Петьки? Начальником батальона связи, командиром этапного полка, комиссаром балашовского полка. Исаев и Чапаев — одногодки. Кроме того, у Петра была жена, двое детей, которых он очень любил.

Цыганенок

Петр Исаев — друг, а не ординарец Чапаева — родился 113 лет назад в селе Корнеевка Саратовской губернии, недалеко от современной российско-казахстанской границы. Семья Исаевых жила бедно. В ранней юности герой революции пас коров. За смуглую кожу и смоляные кудри Петьку прозвали в деревне Карым, или Цыганенок. В 20 лет пастушка призвали в царскую армию на защиту империи. Вернулся Петр в 1918 году в родное село с медалью, контузией и намерением перевернуть мир.

— Власть у нас тогда менялась часто, — рассказывает правнучка Петьки Валентина Башмакова. — Наши прадеды за околицей выставляли специальных караульщиков. Когда закричат: «Едут!», вся деревня под ворота ныряет. Белоказаки летали верхами с шашками и рубили встречных-поперечных в капусту. Красные тоже лютовали. Зарубили мужика, который нес мешок соли. Но комиссаров у нас любили больше, ведь в деревне жила беднота. В 40 километрах от Корнеевки, под Семеновкой, произошла в то время одна из самых страшных трагедий гражданской войны. Белоказаки вырезали женщин, детей и стариков, сочувствовавших «красным». На плитах братской могилы выбито 145 фамилий. Красноармейцы вернулись и отомстили. Имена их жертв остались неизвестными.

На территории Саратовской и Западно-Казахстанской областей можно насчитать больше десятка безымянных братских могил, в которых местные жители порой хоронили и «красных», и «белых». На этих могилах редко обозначены фамилии погибших, но 7 ноября и 9 мая там всегда лежат цветы — тоже и белые, и красные.

А тогда, в 1918-м, в соседнем с Корнеевкой Пугачеве формировалась 25-я Чапаевская дивизия. Вместе с односельчанами подался туда и Петька. Семья поначалу его решение не одобрила. Однажды Петька и Чапаев прискакали в Корнеевку на постой. Отец зазвал Петьку в избу и всыпал по первое число.
— Я с Чапаем до смерти пойду! — ответил Петр, прыгнул на коня и ускакал, как потом выяснилось, в легенду.

Друг Петра Василий Иванович запомнился Корнеевке лаской и участливостью. Для него в Корнеевке даже начали строить дом. Но пожить в нем Василий Иванович не успел. Как не успел выстроить для своей семьи новый дом и Петр Исаев. Они погибли в один день.

Узнав о смерти сына, мать Петьки отправилась на Урал и привезла с речных берегов горсть земли. Все в Корнеевке знают о том, как погиб легендарный односельчанин. На рассвете в Лбищенске в разгар боя Петру сообщили о том, что его друг и командир умер, истекая кровью. Тогда Исаев, обезумев от горя, пустил себе пулю в лоб. Прах самоубийцы похоронили возле местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. После гражданской войны эту церковь снесли, о чем местные жители жалеют до сих пор. Но могила героя осталась в целости и сохранности.

Не Анка, а Агриппина

«Киношная» любовь Петьки и Анки давно стала притчей во языцех и одной из самых популярных тем для анекдотов. Однако в жизни Петр Исаев был женат и очень любил свою жену. Ее звали Агриппиной.
— Это была очень красивая девушка с длинными косами, — рассказывает Валентина Башмакова. — Люди ее жалели. Белоказаки хотели убить ее вместе с сыном Ваней, чтобы извести род Исаевых. Но односельчане спрятали Груню с ребенком на пшеничном поле.

Тем не менее в одной дивизии с Петром Исаевым действительно служила некая Анна, которая не отличалась красотой, а вот за крутость характера и храбрость снискала себе уважение среди красноармейцев. Но никаких амурных отношений у нее с Петькой в жизни не было. После гибели Чапаева и Петра Исаева комиссар Анна приехала в Корнеевку, чтобы узнать, как живет семья героя-чапаевца и посетить могилу.

— Анка в момент смела бюрократические препоны, мешавшие семейству Исаевых, — вспоминают корнеевцы.
Оказалось, льготную пенсию, положенную матери героя, по ошибке много лет получала другая женщина. Неистовая пулеметчица собственноручно разрушила землянку, где ютились Исаевы, и заставила руководство колхоза выстроить для них каменный дом. Она вернула подросшему Ване награды отца и свозила в Москву.

Сегодня потомки Петьки живут в Корнеевке и соседних селах. Так как точная дата рождения героя неизвестна, корнеевцы сами определили этот день — после уборки урожая, в начале сентября. В этот день утром в школе проходит обязательный концерт, и в каждом доме накрывают праздничный стол. Празднуют все, ведь полдеревни — одной Петькиной родни, а вторая половина — родственники родственников. Еще несколько раз в год родные встречаются на могиле Петра Исаева.
Ничего «мемориального» в могилке Петьки нет. Металлическое надгробие, оградка, звезда и табличка с именем. На «родительские» субботы и 9 мая деревенские бабушки приносят сюда сирень и поют псалмы. Юное поколение также следит за могилой именитого односельчанина. А главное, анекдоты про Чапаева, Петьку и Анку здесь не в ходу. Над героями тут не смеются — ими гордятся, их уважают.

Известно, что у Петра Семеновича Исаева было две дочери, которые когда-то жили в Златоусте и регулярно посещали могилу отца. Но обо всем по порядку. В Кундравах среди покосившихся оградок и крестов на протяжении почти 80 лет стоял неприметный металлический памятник с красной звездой. На обелиске значилось «Петр Исаев», и ниже полустертая надпись: «Порученец Чапаева». Только в девяностых годах прошлого века стало известно, что речь идет о том самом Петьке, герое гражданской войны, неизвменном спутнике Васильи Ивановича и Анки-Пулеметчицы. Местные краеведы говорят, что в степях Казахстана Петра серьезно ранило, однако умирающего красноармейца все-таки сумели эвакуировать в челябинский госпиталь, где врачи поставили его на ноги. Все бы хорошо, да Петька так соскучился по своей супруге и дочкам (тем самым, что всю жизнь прожили в Златоусте), что сбежал из палаты, добрался до Кундравов, обнял родных и вскорости умер.

- В последний раз я видела дочь Петра Исаева Анастасию Петровну в 2001 году, тогда глава нашего сельского поселения специально привозил ее на могилу к отцу, мы как раз отмечали трехсотлетие поселка, — рассказала «Хорошим Новостям» руководитель краеведческого музея поселка Кундравы Надежда Павлова. – К тому моменту вторая дочь Нина Петровна уже умерла, ведь ей было уже далеко за 80 лет, судя по всему нет в живых и Анастасии Петровны.

Относительно недавно жители Кундравов скинулись деньгами и вместо старого, ржавого обелиска установили на могиле своего земляка мраморный памятник, на котором золотистыми буквами выгравировано: «Порученец Чапаева».

- Каждую весну в Родительскую субботу мы устраиваем уборку на могиле Петра Исаева, — поделилась Надежда Павлова. – А сам памятник поставили относительно недавно, можно сказать, что скинулись всем селом, тогда то некоторые вообще впервые узнали, что у нас похоронен легендарный Петька.

Легендарный Петька

По странному совпадению, немалую роль в популяризацию Петьки сыграл режиссер Сергей Эйзенштейн, снявший легендарную ленту «Чапаев», а свое последнее пристанище Петька обрел на родине другого великого режиссера Сергея Герасимова, который, кстати, сотрудничал с Эйзенштейном. Сидят (слева направо): первый - Д.А.Фурманов, второй - В.И.Чапаев;

стоит в центре - Петька, ординарец Чапаева.

А вот что было написано в Известиях по поводу Петьки:

- Да как не знать, где дом Петьки стоял?! - удивленно смотрит на меня деревенский летописец дядя Саша. - Около магазина саманная хижина была. После смерти Петьки там землянку вырыли, жили его тетка и племянница. А теперь стоит кирпичный дом. В Корнеевке о Петьке помнят и знают все, от стариков до детей. Для них он до сих пор национальный герой. В селе на Петькиной могиле обелиск, скромная ограда и табличка: "Петр Семенович Исаев". По церковным праздникам деревенские бабульки поют там псалмы. Вообще в этой деревне живет чудный народ. Каждый наизусть знает историю своего села. Говорят, основал Корнеевку в 1789 году дед Корней, сам из Калужской губернии. О дальнейшем развитии деревни говорится в "летописи села Корнеевка", которую аккуратно ведут архивариусы в местной школе. Родни у Петьки - вся деревня. Можно себе представить, что значит известный фильм про Чапаева для этих людей. - Когда маленькими были, смотрим кино про Чапаева и спрашиваем у мамы: "А почему у нас с Петькой фамилия одинаковая?" Она как гаркнет: "Бестолочи! Вы ж родня!" - хохочет до слез Вера Ломова-Исаева, чей отец был племянником Петьки. В местном доме культуры на почетном месте висит стенд, рассказывающий о том, что "в сентябре 1896 года в семье Семена Дмитриевича и Агриппины Ивановны Исаевых родился сын, которого назвали Петькой". Семья жила бедно. С раннего детства Петька пас коров. Защищать родину Петьку призвали, когда ему было 20 лет. Уже после революции, в 1918 году, в соседнем городке Пугачев формировалась Чапаевская дивизия. Земляк Петьки Дмитрий Курсаков увел туда отряд из 200 односельчан, а с ними и Петьку. Не секрет, что Василий Иванович любил Исаева за веселый нрав и честность. Петька стал его боевым порученцем, вместе с ним через год и погиб. Странное дело, но местный колхоз и улицу назвали именем не Петьки, а Курсакова. Чапаевскому же ординарцу досталась участь героя многочисленных анекдотов. Что касается боевой подруги Анки, то мнение жителей села единодушно в том, что роман между ними - выдумки: не приударял за ней Петька, поскольку "был образцово порядочным семьянином, любил жену и детей, которых нарожал много". Грустно, но роду Исаевых за последние 100 лет так и не удается вырваться из бедности. Племянник Петьки - отец Веры Ломовой - погиб в блокаду Ленинграда. Сама она всю жизнь "отпахала" в колхозе. Остальные родственники, точнее родственницы, живут худо-бедно. Кстати, в летописи Саратовской области можно найти следы и самого Чапаева. По некоторым сведениям, кто-то из его родни, да и он сам жили одно время в Балаковском районе. И сегодня в Балакове работает музей, в котором собраны некоторые экспонаты того времени, хранилась даже сабля Чапаева. Правда, в прошлом году ее кто-то стащил.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«Но вот вдруг не то скрип, не то вздох, а за ним слабый, хриплый первый крик…»

«Болезни и страдания казались ему неважными, несущественными. Недуг отпадал, как короста с забытой в лесу отсохшей ветви…»

«Как будто светом изнутри стали наливаться темные зрачки, белок глаз стал как бы прозрачен, голубоват. Глаза остановились в выси, потом помутнели и потеряли эту мимолетную красу…»

Какие необычные слова о жизни и смерти… Они принадлежат лекарю с отличием Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Но что мы знаем о нем как о враче? В сущности, слишком мало и отрывочно. Волшебный свет булгаковских образов, необъятное булгаковское мироздание как бы оставляют в тени реалии медицины, запечатленные в его великом художественном наследии.

Между тем врачебные предвосхищения писателя, хотя они, пожалуй, еще никогда не рассматривались в таком взаимовлиянии, пророчески обращены в наши дни. Очевидно, первым в XX столетии в строках «Морфия» Михаил Булгаков неотразимо остро показал грозную опасность наркоманий и трагизм столкновения больных наркоманией с медициной, лишенной милосердия. Прозорливая оценка еще одной трагедии века — наступления сифилиса и других венерических инфекций, касаясь сегодня в своей социальной проекции проблем СПИДа, отличает и рассказ «Звездная сыпь». Быть может, результаты борьбы с ростом числа жертв этих заболеваний были бы значительно выше, если бы больных лечили по Булгакову — сопереживая, не отторгая и не обвиняя. Эти литературные творения можно назвать выдающимися медицинскими декларациями, и гуманистический их смысл, по сути, еще не осознан наукой.

А нравственный облик героя «Записок юного врача»! Противостояние страха и мужества в его душе, доводы почти безнадежного риска, преодолеваемые силою совестливости, и счастье победы над угрозой смерти — в родильном зале или у операционного стола — все это передано очень волнующе. Вдохновляющая правда булгаковских страниц, посвященных земской медицине, достойна пристального внимания мировой медицинской общественности — по ним в противоречивости самой жизни постигаешь понятия врачебной чести и долга, учишься ощущать тайный внутренний свет этой профессии.

Разумеется, Булгаков — сын своих дней, нерв своей трудной эпохи. Человеческая беззащитность в вихре событий гражданской войны, ненависть к насилию и лицемерию, удушающая атмосфера диктатуры, опасность попрания интеллигенции, возможность губительных Последствий научного авантюризма и невежества — вот пульсирующие артерии его тем и тревог, не просто отражающих потрясения сурового времени, но опережающих его бег. Непреходящие эти картины эпической широты воссозданы блистательной рукой. Однако, поражая точностью деталей, глубиной и аналитичностью мысли и диапазоном психологических построений, Булгаков-врач живет и в этих строках. Как, быть может, лучшая школа реализма для восприимчивого ума, всему этому учит медицина, особенно если она избрана по призванию. И хотя Булгаков писал в автобиографии: «Судьба сложилась так, что ни званием, пи отличием не пришлось пользоваться долго», профессиональное видение, связанное с первоначальным жизненным опытом, сохранилось в нем навсегда. «Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает…» — даже в этих прощальных строках «Мастера и Маргариты» ощущается взгляд врача.

Вместе с тем, современная энциклопедия врачевания немыслима без осознания булгаковских медицинских и деонтологических истин. Ведь слова автора «Морфия» из его дневника — «И буду учиться теперь. Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим» — относятся и к этой сфере жизни. Разумеется, Мастер не ставил перед собою каких-то прагматических целей. И все же именно его позиции в медицине, очерченные пером художника, с неизъяснимой силой утверждают вечные моральные ориентиры в этой профессии. Сегодня, когда и медицины коснулся прибой нравственного кризиса, этические, вневременные ценности и идеалы в ней обретают особый смысл. Вслед за своим великим учителем доктором Чеховым Булгаков побуждает к пристальному взгляду в самое себя, наполняя энергией страсти такие светильники цивилизации, как Жизнь, Мужество, Нежность, Ответственность, Сострадание, Любовь.

Из окна своего маленького докторского кабинета на Андреевском спуске молодой врач Булгаков видел древнюю Флоровскую гору, соединявшуюся когда-то мостом с другим легендарным поселением родного города — Вздыхальницей. Перебросить еще один мост к Булгакову — вот о чем мечтал автор, вдыхая ауру этих стен. Начавшись с радости соприкосновения с духом таинственного турбинского дома, тропа постепенно расширялась. Рассказать о студенческих годах М. А. Булгакова и его учителях, о самоотверженной работе на врачебном поприще, проанализировать влияние и отзвуки медицинских знаний в его произведениях, попытаться раскрыть роль творческих открытий писателя для лучшего понимания ряда проблем врачевания — такова цель данного исследования. Оно состоит из глав «Начало пути», «Лекарь с отличием», «Благодаря близости к медицине», «Чехов, Вересаев, Булгаков», последовательно освещающих эти вопросы и взаимосвязи. В современной Булгаковиане, как нам думается, необходим и подобный труд.

Большое содействие в выявлении и изучении материалов и документов, отражающих врачебную биографию М. А. Булгакова, оказали сотрудники Государственного архива Киева, Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Центрального военно-исторического архива, Музея медицины УССР, Смоленской областной библиотеки, Республиканской научно-медицинской библиотеки им. Д. И. Ульянова. Некоторые из этих документов отображены в иллюстрациях. Важнейшим источником, наряду с сочинениями М. А. Булгакова, явились изыскания о его жизни и творчестве, в частности, труды, мемуары и публикации Н. А. Булгаковой-Земской, Е. С. Булгаковой, Т. Н. Лаппа, Л. Е. Белозерской, Е. А. Земской, М. О. Чудаковой, Л. М. Яновской, B. А. Каверина, В. Я. Виленкина, C. А. Ермолинского, В. Я. Лакшина, М. Е. Стеклова, А. М. Смелянского, В. В. Гудковой, Б. С. Мягкова, А. А. Нинова, В. И. Лосева, В. В. Петелина, А. С. Бурмистрова, Л. Ф. Хинкулова и других почитателей таланта писателя. Предлагаемая книга — лишь продолжение усилий, благодаря которым стало возможным возрождение Булгакова.

Автор выражает глубокую признательность Е. А. Земской, В. М. Светлаевой, В. Я. Виленкину, В. В. Гудковой, Т. А. Рогозовской, А. П. Кончаковскому, Ю. Н. Щербаку, М. С. Петровскому, Л. М. Яновской, Б. С. Мягкову, М. Б. Калъницкому, A. К. Волкотруб, Л. Г. Заверному, B. Я. Звиняцковскому, Р. И. Павленко, Ю. Н. Квитницкому-Рыжову, П. Е. Заблудовскому, В. М. Нольде, Е. А. Зайончковскому, Г. А. Шалюгину, Е. В. Мазурику, В. И. Лосеву, И. М. Трахтенбергу, Г. П. Лихтанскому, A. А. Грандо, А. Д. Лобунцу, Л. Л. Сахновскому, Н. Б. Манъковскому, Л. Л. Фиалковой, Т. Л. Кавецкой, Н. И. Железняк, М. И. Вязьмитиной, И. К. Позняковой, В. А. Фрелиху, B. С. Левину, Э. А. Скопиной, Г. Н. Зубченко, Л. Я. Новиковой за советы и помощь при подготовке рукописи.

Бесспорно, многие положения в предлагаемой книге отчасти субъективны. Однако это первый экскурс такого рода, первая попытка приближения к Булгакову как врачу. Все замечания будут восприняты с искренней благодарностью.

Выбрал медицину не случайно. Курс 1909-го года. «Милый Волк» и другие… «Для предъявления в одно из врачебных учреждений).

В тишине и уединенности читального зала Государственного архива Киева я вновь и вновь всматриваюсь в пожелтевшие от времени бумаги, хранящиеся в тонкой серой папке. Они переносят меня в начало девятисотых годов. Передо мной личное дело студента медицинского факультета Киевского университета Михаила Афанасьевича Булгакова, или, пользуясь архивоведческой терминологией, единица хранения № 16366, входящая в опись 465 фонда 16. Именно этот фонд охватывает былое университета. Пройдя сквозь трудную историю города, хрупкие свидетельства прошлого непостижимым образом сохранились.

Рассказ Е. Носова “Белый гусь” необычен тем, что в нем описана история не человека, а птицы.
С любовью и восхищением рисует автор Белого гуся, подчеркивая его красоту, силу и важность. Это была смелая и гордая птица, уверенная, что весь мир принадлежит ей.
Но вот случилось несчастье: погибла гусыня, и Белый гусь сам стал заботиться о малышах, став для них и матерью, и отцом.
Неожиданно налетевший ливень и град показали, сколько в нем самоотверженности и любви к детям. Кажется, что не инстинкт самосохранения движет им, а вполне осмысленные человеческие чувства. Автор с глубоким уважением и сочувствием рисует картину, когда градины, одна больше другой, бьют его по голове, а он сидит неподвижно и терпеливо, спасая под своими крыльями детей.

Грустью проникнуты строки, описывающие его гибель. Он погиб, но все двенадцать “одуванчиков” остались целы и невредимы.
Умный и тонкий рассказ Е. Носова учит нас любить и лучше понимать природу, видеть в ней не обычных птиц и зверей, а существ, близких и дорогих нам.

Related posts:

Рассказ Е. И. Носова “Белый гусь”“Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать звание адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями”. Так начинается рассказ “Белый гусь”. Этот гусь был самой важной птицей во всей округе. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Белый гусь у […].

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОИЗМА В РАССКАЗЕ Е. И. НОСОВА “БЕЛЫЙ ГУСЬ”ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОИЗМА В РАССКАЗЕ Е. И. НОСОВА “БЕЛЫЙ ГУСЬ” Как каждый нормальный мальчишка, я хочу совершить подвиг: раскрыть преступление, проявляя мужество и бесстрашие, спасти людей из огня или утопающего из воды. И на следующее утро проснуться знаменитым: твои фотографии на обложках журналов, тебя узнают на улице, называют бесстрашным, отважным, мужественным… А вот в рассказе Е. […].

Героический поступок (по рассказу Е. И. Носова “Белый гусь”) (1)Наверняка каждый из нас не один раз читал и слышал о людях, совершивших подвиги и героические поступки. Есть много примеров и животных-героев, отдавших свою жизнь за человека или просто верой и правдой служивших ему. Но в рассказе Е. И. Носова “Белый гусь” мы встречаемся с примером совсем другого героизма. Главный герой рассказа – обыкновенная деревенская […].

Героический поступок (по рассказу Е. И. Носова “Белый гусь”)Рассказ Евгения Носова очень меня взволновал. Совсем не хочется верить в то, что гусь погиб, ведь еще мгновение назад он был жив. Радовал всех своим геройским видом и бесстрашием. Он был лучшим гусем во всей округе, и остальные гуси безропотно подчинялись ему. Как же его не слушаться, когда он так смел и бесстрашен. Своим благородным […].

Краткое содержание рассказа “Белый гусь” Носова Е. ИЕсли бы птицам присваивали воинские звания, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды. Одним словом, Белый гусь […].

БЕЛЫЙ ГУСЬЕ. И. НОСОВ БЕЛЫЙ ГУСЬ Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан […].

Один Белый гусьРассказ Е. Носова “Белый гусь” мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу. Главный герой рассказа Белый гусь. Он был очень красивый: “Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада”. Ходил гусь всегда важно и […].

Анализ рассказа Е. И. Носова “Кукла”1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова “Кукла” относится к жанру рассказа. 2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тематика рассказа “Кукла”, как и большинства произведений Е. И. Носова, жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию. – Какие проблемы поднимаются писателем в рассказе “Кукла”? (отношение […].

Краткое изложение “Белый гусь” – (Носов Е.)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь […].

Анализ рассказа Е. И. Носова “Живое пламя”1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова “Живое пламя” относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объема, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя. 2) Тематика и проблематика рассказа. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно […].

Рассказ Носова “Фантазеры”Рассказ Носова “Фантазеры” мне очень понравился. Мишутка и Стасик – веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому-то фантазия “уносит” ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну. Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать. Мишутке […].

Анализ рассказа Белый пудель, Куприн­Анализ рассказа Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ “Белый пудель” о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в 1903 году и издан год спустя. Это история о лучших взаимоотношениях, которые могут сложиться между человеком и животным, о верности и преданности, о человечности и […].

Чем мне понравился рассказ Евгения Носова “Фантазеры”Рассказ Носова Фантазеры мне очень понравился тем, что в нем рассказано про таких же мальчишек, как я и мои одноклассники. Мишутка и Стасик веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому что фантазия уносит ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на […].

Сочинение-рецензия рассказа В. П. Астафьева “Пролетный гусь”Рассказ “Пролетный гусь” – одно из последних произведений В. П. Астафьева. Он был напечатан в журнале “Новый мир” в январе 2001 года. Рассказ “Пролетный гусь” можно назвать тяжким раздумьем В. Астафьева о судьбе соотечественников в первые послевоенные годы. Сюжетную основу произведения составляют события, связанные с семьей Марины и Данилы Солодовниковых. Завязка определяет трагический пафос всего […].

Биография Николая НосоваДата рождения: 23 ноября 1908 года Дата смерти: 26 июля 1976 года Место рождения: Киев Николай Николаевич Носов – знаменитый детский писатель, Носов Н. Н. – драматург. В 1908 году в городе Киеве в семье эстрадного актера Носова родился сын. Это произошло 23 ноября. Мальчика назвали Николаем. Рос он очень подвижным ребенком, увлекался театром, шахматами, […].

Анализ стихотворения “Веселье на Руси” Белый Андрей“Веселье на Руси” (1906). Стихотворение является своеоб­разной “словесной пляской”, а не стилизацией под народную песню. По словам Т. Ю. Хмельницкой: “… лихая хмельная го­речь загубленных судеб проявляется в этом кружении разудало­го пьяного пляса с перебоями, словесными коленцами, прихотливыми и неожиданными чередованиями ударений, замедлен­ными и ускоренными темпами коротких и длинных строк”. Опи­раясь на традицию Г. Р. […].

Краткое содержание рассказа Куприна “Белый пудель”По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто. В этот день артистам не везет. От дачи к даче они обходят весь поселок, но ничего не зарабатывают. На последней даче с табличкой “Дача Дружба” Мартын надеется на удачу. Артисты уже готовы для выступления, как вдруг […].

Анализ произведения Куприна Белый пудельАвтор рассказа “Белый пудель” известен нам по произведениям, где много внимания уделено человеческим отношениям, описаниям природы. А. И. Куприн писал не только для взрослых, но и для детей. Перед нами один из таких рассказов как “Белый пудель”, это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов был знаком писатель лично. […].

Краткое содержание рассказа “Кукла” Носова Е. ИРассказчик описывает некогда мощную реку: “…И денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом”. Но прошло несколько лет. “Русло сузилось, […].

Краткое содержание рассказа Носова “Красное вино победы”Весна 45-го застала нас в Серпухове. После всего, что было на фронте, госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным. Пал Будапешт, была взята Вена. Палатное радио не выключалось даже ночью. “На войне как в шахматах, – сказал лежавший в дальнем углу Саша Селиванов, смуглый волгарь с татарской раскосиной. – Е-два – е-четыре, бац! И […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Как белый камень в глубине колодца…”В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Выпущен он был вполне солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Так как вышла книга в период для Российской империи весьма трудный, то должного внимания со стороны профессиональных критиков ей не досталось. Сама Анна Андреевна считала, что лирику “Белой стаи” не […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Белый лебедь”Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из ярчайших представителей символизма довольно часто прибегал к приему, который давал ему возможность при помощи образов передать свои чувства и настроения. Одним из знаковых произведений этого […].

Биография Евгения НосоваКраткая биография Евгения Носова Евгений Иванович Носов – советско-русский писатель, представитель “деревенской” прозы, Герой Социалистического Труда. Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской губернии, в семье потомственного кузнеца. В возрасте шестнадцати лет попал в фашистскую оккупацию. По окончании восьмого класса ушел на фронт и служил в качестве наводчика оружия. В феврале 1945 года […].

Тема природы в творчестве Е. И. Носова (по рассказу “Кукла”)Рассказ Носова “Кукла” заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. “В грязном придорожном кювете валялась кукла… Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее […].

Литературная игра по книге Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, 3-4 классИгра “Брейн – ринг ” по книге Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей “ Автор : Иванова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Голынковская СОШ, п. Голынки, Руднянского района Смоленской области Описание материала : предлагаю сценарий игры “Брейн – ринг ” по книге Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей “. Игра предназначена для […].

Анализ рассказа “Старуха Изергиль” Горького М. ЮРанний романтический рассказ Горького “Старуха Изергиль” – поэтическое размышление о свободе и человечности. Две притчи – о Ларре и Данко. Один рассказ о человеческой жизни – история самой старухи о ее долгой жизни. Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав. Ларра из рассказа “Старуха […].

Анализ рассказа Пришвина Ребята и утятаМ. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ “Ребята и утята” не является исключением. Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти […].

Зенг – гусь, виновный в побеге Тай Лунга из мультфильма “Кунг-фу Панда”Гусь Зенг – дворцовый курьер. Он служит в Нефритовом Дворце мастеру Шифу и выполняет его поручения. Источник: Мультфильм “Кунг-фу Панда” Автор: Студия DreamWorks Animation Вид: пЕрсонажи студии DreamWorks Animation Зенг очень нервный и неуклюжий, когда его посылают выполнить какое-либо поручение, он так волнуется и одновременно торопится, что всегда ударяется головой о колонну дворцовой залы. Когда […].

Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стихСтихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, белый стих Размер – схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей – стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог – ударный, второй – безударный. В небе тают облака, И, лучистая […].

Сочинение на тему: Почему рассказ назвали “Белый пудель”, Куприн­Почему рассказ назвали “Белый пудель” Александр Иванович Куприн написал свой рассказ “Белый пудель”, основываясь на собственном опыте общения с бродячими артистами и их собачкой породы пудель. В бытность рядом с его дачей в Крыму то и дело появлялись старый шарманщик с мальчиком-акробатом и белой озорной собачкой. Артисты ему нравились, в особенности их чувство дружности и […].

Краткое содержание Белый пудель. Белый пудель, КупринРассказ начинается с описания окрестностей южной оконечности Крыма. Там, в самый разгар лета, путешествует бродячая группа артистов, состоящая из пожилого старика-шарманщика по имени Мартын Лоджкин, его дрессированной собачки по кличке Арто и двенадцатилетнего мальчика-сироты по имени Сережа. Собачка была породы белый пудель и для шарманщика, который воспитывал ее с младенчества, заменяла хорошего, верного друга. Не […].

Характеристика героя Дедушка, Белый пудель, Куприн­Характеристика героя Дедушка Дедушка – главный персонаж рассказа Александра Куприна “Белый пудель”; пожилой и бедный шарманщик по имени Мартын Лодыжкин, который вынужден зарабатывать себе на жизнь, гастролируя по небольшим селениям. Вместе с ним гастролирует его верный друг – Белый пудель Арто и двенадцатилетний сирота Сережа, которого шарманщик забрал у какого-то забулдыги и научил премудростям выступлений. […].

Анализ рассказа Чехова КаштанкаКаштанка – главная героиня произведения. Собака – помесь таксы и дворняжки с мордочкой, похожей на лисью. Интересная судьба у этой, казалось бы, неприметной собачонки. Живя в доме столяра, она и представить не могла, что существует другая жизнь. Она делила всех людей на хозяев и заказчиков. Хозяева – добрые люди, которые ее кормят, играют с нею, […].

Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева “Пролетный гусь”В аналитической части рецензии обращается внимание на идею рассказа. Характеры героев рассматриваются в их противопоставлении (Данила – Владимир Федорович; Марина – Нелли Сергеевна), при этом выделяются почти все основные приемы, используемые писателем для создания образов: портрет героя; описание реалий его быта; изображение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств; описание действий и поступков героя; характеристика его […].

Анализ рассказа “Красный смех” Андреева Л. Н“Красный смех” Рассказ написан по материалам газетных репортажей и воспоминаниям очевидцев о русско-японской войне. “Безумие и ужас” всякой войны Л. Андреев показал через иррациональный образ Красного смеха, созданный болезненной фантазией главного героя, который постоянно находится в психическом напряжении. Обратите внимание на глаголы, которые передают его состояние, – “кажется”, “видится”, “мерещится”. События в рассказе представлены в […].

Сочинение по повести “Белый клык”В повести Джека Лондона “Белый Клык” повествуется история о волке, который дрался с собаками на ринге, развлекая людей. Белый Клык – а именно так и звали волка, был отважным и беспощадным воином, сильным, жестоким и ловким. У него были большие, крепкие и острые клыки, навыки борьбы и выживания. Кроме того, он был намного умнее всех […].

Сочинение на тему: Дружба в рассказе Белый пудель, КупринДружба В русской литературе есть много рассказов о настоящей дружбе, но мне в особенности понравился рассказ А. И. Куприна “Белый пудель”. Автор написал его, основываясь на реальных событиях. На его даче в Крыму часто появлялась бродячая группа цирковых артистов, которые очень нравились его сыну, а ему запали в душу. Несмотря на то, что автор принадлежал […].

Рассказ о гусеМоя соседка держит в своем дворе гусей. Все они серые, кроме одного красавца. Один из ее Гусей – это большой белый вождь. Все остальные птицы ходят за ним и слушаются его. Этого гуся прозвали Сер. У него длинная, грациозная и прочная шея. Такая шея отличает гусей от уток, имеющих шейку короткую. Глаза у него маленькие, […].

Роль музыки в годы войны по тексту Носова “В первую очередь Пелагея сходила в темную…” (ЕГЭ по русскому)“В первую очередь Пелагея сходила в темную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями.” Вступление Кто будет спорить о том, что музыка воплощает мысли и чувства? Вряд ли легко найдешь такого человека сегодня. Музыка – часть нашей жизни, лучшая ее часть, дарящая мечту, сохраняющая, помогающая. Особенно это стало понятно, на мой взгляд, в годы […].

Анализ рассказа Бунина ЦифрыВ рассказе “Цифры” описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нем не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это еще нежные, […].

Читайте также: