Какой урок преподала корова васе

Опубликовано: 26.04.2024

Урок по рассказу А.Платонова «Корова». 6 класс

«С каждым спаяно моё сердце…»

обучающая: познакомиться с рассказом А.Платонова, на примере образа главного героя раскрыть содержание понятия «полный человек» и ответить на вопрос: в чём счастье «полного человека»?

развивающая: научить делать выводы и обобщать, видеть художественную деталь и понимать её значимость.

воспитательная: воспитывать бережное отношение к человеку и ко всему живому.

Оборудование : урок проводится с использованием ИКТ.

Вступительное слово учителя. Озвучивание темы и целей урока. Слайды 1,2.

Слово о писателе (индивидуальное задание). Слайд 3.

Андрей Платонович Платонов (наст. фам. Климентов) родился

16 августа (28 авг. по н. ст.) 1899 г. в Воронеже (Ямская слобода).

Об отце будущего писателя - Платоне Фирсовиче Климентове - машинисте паровоза, слесаре Воронежских железнодорожных мастерских, талантливом самоучке-изобретателе не раз писали губернские газеты.

С 1906 по 1914 г. Андрей учится в церковноприходской и городской школе. С 1914 г. как старший в многодетной семье (11 детей) он начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться, биться…”, - признавался позже Платонов.

Он брался за всё. И всё у него получалось. В годы гражданской войны был бойцом отряда ЧОН (части особого назначения), корреспондентом газеты, водил поезда. После гражданской войны окончил Воронежский политехникум по специальности «гидрофикация и электрификация сельского хозяйства», руководил строительством воронежской электростанции. Одновременно начал писать статьи и очерки, стихи и прозу.

Чтение эпиграфа.

«…Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё паровозы, машину, поющий гудок и потную работу… И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я знаю каждого, с каждым спаяно моё сердце.»

- Итак, сегодня на уроке, опираясь на рассказ «Корова», мы раскроем смысл фразы Платонова, которая вынесена в эпиграф и одновременно стала темой урока. Почему спаяно? Почему именно сердце? Разве с каждым? Также нам предстоит раскрыть содержание понятия «полный человек».

Беседа по тексту рассказа.

- Давайте выясним, что за герой перед нами и каковы его отношения с миром.

Что вы узнали о Васе Рубцове? (Индивидуальное задание.)

«Сын хозяина» коровы, «он ходил в колхозную семилетку за пять километров от дома и учился там в четвёртом классе», «Вася любил ходить в школу», жил он на маленьком дворе путевого сторожа.

- Может ли это быть характеристикой любого другого мальчика? Почему?

Эти общие сведения дают право сказать, что Платонов говорит о человеке вообще, в данном случае – о ребёнке.

- Давайте посмотрим, о чём мечтает Вася? Слайд 4: «О чём мечтает Вася?». Вопрос.

«…Слушая учительницу и читая книги, он воображал в своём уме весь мир, которого он ещё не знал, который был, как он думал, вдали от него. Нил, Египет, Испания, Дальний Восток, великие реки… - всё это волновало и влекло Васю к себе. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придёт к ним».

- Согласитесь ли вы с тем, что это мечта обычного ребёнка, ровесника Васи, может быть, и ваша мечта? Но в чём её особенность?

Необычна мечта мальчика по масштабам, по её наполнению, по содержанию. Его влечёт всё непознанное: люди, страны, моря, горы, реки.

- Назовите события, произошедшие в жизни Васи. Обратимся к первому – встреча мальчика с неизвестным человеком. (Чтение отрывка со слов «Однажды благодаря тихому ходу поезда…» до слов «…надо было жить дальше и думать и чувствовать другое».)

- Почему Васю заинтересовал этот человек?

- Каково лексическое значение слова ЧЕЛОВЕК? Слайд 5: понятие «человек».

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (Из словаря С.И.Ожегова.)

- Каким содержанием наполняет это слово автор? Слайд 6. Вопрос.

В данном случае идёт речь о человеке с определёнными моральными качествами, о человеке, наполненном каким-то содержанием, которому не безразлично то, что происходит вокруг.) Слайд 6. Ответ.

- Обратимся к эпизоду встречи Васи с машинистом. (Индивидуальное задание: краткий пересказ.)

- Откуда мальчик знал, как работает паровая машина? Как это его характеризует?

- Что насторожило Васю в работе паровоза? Какие замечания делает мальчик машинисту?

- Слайд 7. Вопрос. Найдите самостоятельно ключевые слова в описании машины: «паровоз бился в тяжелой работе», «машине было трудно», «Вася хотел побыть около неё, словно этим мог разделить её участь», «паровоз работал с таким напряжением, что из трубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла», «паровоз враз… завертел колёсами на месте, точно узник, бросившийся бежать на свободу». Слайд 7. Ответ.

- Какую часть речи использует автор при описании паровоза? (Глагол.) Можно ли это применить для характеристики действий человека?

- Назовите литературный приём, используемый Платоновым, при котором неживое наделяется чертами живых существ. (Олицетворение.)

- Чьими глазами мы воспринимаем паровоз?

Мир для Васи оживает, неживое видится ему живым.

- Как вы понимаете значение слов машиниста, который называет Васю «полным человеком»? Слайд 8. Вопрос о «полном человеке».

«Полный человек» - это такой, который ощущает этот мир живым и не мыслит себя без связи с этим миром. А мир в свою очередь волнует и влечёт его. Слайд 8. Ответ.

- С кем ещё в рассказе так тесно связан Вася? Обратимся к образу коровы. Найдите ключевые слова в описании коровы. Слайд 9. Вопрос.

Описание коровы: «серая степная корова черкасской породы», «добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена и задумчива», «свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала её в молоко и в работу», «крепкий подгрудок и выступы сильных костей спереди», «нежадный рот» (стр.1)

- Какое горе постигло корову?

- Как корова переживает своё горе? (Индивидуальное задание)

- На что похожи эти переживания? Обратите внимание на синтаксические конструкции. Какие предложения перед нами: простые или сложные? Почему автор использует такие тяжеловесные фразы?

Длинные, протяжные конструкции напоминают плач, грустную мелодию.

- Что обращает на себя внимание в описании коровы и её переживаний? Случайно ли телёнок назван именно сыном, ведь о телятах так не принято говорить?

Образ коровы очеловечен: своё горе она переживает так же, как человек, только не может дать ему выход. Описывая горе коровы, автор передаёт горе любой матери.

- Как ведёт себя корова, ожидая возвращения сына? Слайд 10. Вопрос. Найдите ключевые фразы. (Чтение отрывка со стр. 5.) Слайд 10. Ключевые фразы.

- Какие слова вы подберёте сами, чтобы описать состояние коровы? Запишите самостоятельно в тетрадь.

Она не находит себе места, мечется, не знает, куда уйти, убежать, спрятаться от этого горя.

- Как относится Вася к тому, что происходит с коровой? Слайд 11. Вопрос.

«Днём и вечером к ней в гости приходил мальчик… и гладил её по шерсти около головы», «Ты не скучай, твой сын выздоровеет», «долго гладил и ласкал корову», «взял ломоть хлеба, посыпал его солью и понёс корове», «обнял корову… чтоб она знала, что он понимает и любит её», «сидя в школе, он всё думал о ней, а из школы бежал домой бегом».

- Как назвать состояние Васи одной фразой? Слайд 11. Ключевые фразы.

Понимает горе коровы.

- Как говорят о человеке, который способен вместить в собственное сердце чужую боль? Человек с золотым сердцем.

- Слайд 12. О чём пишет Вася в своём сочинении?

О том, что его по-настоящему волнует, что его потрясло.

- Почему рассказ называется «Корова»? Чем корова была в жизни Васи?

Корова – образец для Васи. Она преподала Васе урок доброты, бескорыстия и самопожертвования. Она всю жизнь приносила пользу.

- Вернёмся к нашему эпиграфу. Каким же человеком мечтал стать Платонов и что воплотил в своем маленьком герое?

Милосердие, любовь ко всему миру, тревога за будущий мир, единение людей – вот качества, которыми наделяет автор своего героя. Человек ли, корова ли – всё это частицы единого мира. Всякая душа – живая, трепещущая, ранимая – требует к себе доброго, «по-отцовски» заботливого отношения.

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Как жить, чтобы тебя назвали «полным человеком»? Слайд 13.

Галимуллина Гульназ Наильевна

Конспект урока литературы в 7 классе по творчеству А.П.Платонова. Анализ рассказа "Корова".

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatury.odt 28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: Рассказ А.П.Платонова «Корова»

1) Продолжить знакомство с творчеством А.П.Платонова;

2) Познакомить учащихся с рассказом «Корова»;

3) Научить видеть переживания героя рассказа;

4) научить сочувствовать чужому горю, уметь видеть чужую боль;

5) воспитывать интерес к изучению русской литературы, произведения русских писателей;

6) воспитывать интерес к изучению творчества А.П.Платонова;

7) воспитывать бережное отношение к близким, ко всему окружающему;

8) развивать память, речь, мышление;

9) развивать личностные общечеловеческие качества учащихся.

I. Организационное начало урока.

II. Вступительное слово учителя.

Мы с вами приступили к изучению русской литературы 20 века, которая имеет свои особенности, которая, с одной стороны, отличается от литературы 19 века, с другой, очень похожа и продолжает её традиции. Сегодняшний урок, ребята, мы посвятим творчеству русского писателя 20-го века А.П.Платонова.

III. Проверка домашнего задания.

Какое произведение Платонова мы уже изучали? О чем пишет Платонов?

Рассказ «Юшка». Он рассказывает об отношении человека к человеку. Он поднимает проблемы неумения сочувствовать и переживать другому человеку.

Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир.

Дома вы должны были прочитать ещё один рассказ Платонова «Корова». Как вы думаете какова цель нашего сегодняшнего урока и какова его тема?

Думаю, что на уроке мы будем изучать рассказ «Корова» и наша цель попытаться понять автора, понять те проблемы, которые поднимает Платонов.

Итак, тема урока определена, цели обозначены, задачи ясны.

IV. Основная часть урока.

1) Анализ рассказа «Корова».

Рассказ называется «Корова», а о ней ли идёт речь?

Мы знакомимся с мальчиком Васей Рубцовым, сыном путевого сторожа. Вася был добрым мальчиком. Он учился в четвертом классе и ходил в школу за пять километров от дома. Но он любил ходить в школу, «потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир, которого он еще не знал. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и приедет к ним». Вася всегда стремился узнать больше о предмете, который его заинтересовал. «Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».

Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов?
Вася вызывает большую симпатию своим участием ко всему живому, трудолюбием.

Каково отношение Васи Рубцова к окружающему миру?

Мальчику интересен весь мир, он чувствует родственную связь с каждым человеком.

Как относится к корове герой рассказа?

Ему нравилось в корове все. что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу, то есть жила для других.

Так почему же рассказ назван «Корова»?

Речь идет о жизни и смерти коровы, пережившей потерю теленка. Именно корова становится для Васи Рубцова нравственным ориентиром в жизни.

Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о том, как Вася заботился о корове. (…)

Почему у коровы нет имени?

Серая степная корова черкасской “породы”; “добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело. нежное покойное вымя с маленькими высохшими сосками. крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди.

Отсутствие имени подчеркивает обычность коровы.

А как относились к животному отец и мать Васи?

Отец часто пахал на ней землю, «корова умела пахать и была привычна и терпелива ходить в ярме.» Родители Васи использовали её как домашнее животное, которое должно приносить пользу.

Почему корова перестала работать?

Она испытала сильное потрясение и искренне переживала утрату сына.

В чем заключается причина горя коровы? Как она выражала его?

Корова потеряла сына; она молчала и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением; как это может делать человек. Корова перестала есть.

Как погибла корова? Зачитайте этот эпизод. (…)

Как вы думаете, почему это случилось?

Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась воли, так же, как любая мать. Поэтому она решается «броситься под поезд».

Как переживают смерть коровы члены семьи?

Родители относились к корове как к кормилице, поэтому после её гибели, они продают её тушу на мясо. Собирают деньги на новую корову.

Почему машинист добавляет денег на покупку коровы?

Во-первых, он чувствует свою вину, так как задавил корову; во-вторых, им движет чувство взаимопомощи: “Твой сын мне помогал, и я вам помогу”. Автор приводит мысль о единении людей.

Как переживает гибель коровы Вася?

Корова погибла, и “Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти”. Он впервые видел страдания любимого существа и потерял его. Но жизнь людей продолжается по заведенному порядку, и мальчик принимает ее такой, как она есть. Об этом последний эпизод рассказа, начинающийся со слов: “На другой день отец продал в сельский районный кооператив всю тушу коровы…”. Центром эпизода стало сочинение мальчика “из своей жизни” - о корове и связанных с нею переживаниях, оставивших след в его жизни.

Какой урок преподала корова Васе?

У рок доброты, бескорыстия и самопожертвования.

Какова идея рассказа?

Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле.

2) Анализ творческих заданий.

Ребята, дома вы рисовали иллюстрации к данному рассказу. Давайте объясним их. ( Дети изобразили сердце, пронзенное стрелой; два в одном: корову с теленком, корову одну в разных цветах; Кто-то нарисовал луг с множеством цветов, чернеющий прямо посередине и т. д. Очень интересно объясняют свои рисунки).

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Составить характеристику Васи Рубцова, выразив свое отношение к мальчику.

Итак, ребята, основная идея Платонова - Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле.

А что же значит любить? Объясните, пожалуйста.

Забота о близком, сочувствие, сострадание, безвоздмездная помощь, внимание, доброта.

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать, и насыщать
У вечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять братские сердца
Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Ребята, скажите, пожалуйста, смогли ли мы понять Платонова? Достигли ли мы целей, поставленных перед собой?

Да. Андрей Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности - любовь, милосердие, сострадание.

Молодцы! Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком.

Спасибо всем за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры".


Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе.


Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции".

Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана.


Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках.

конспект урока по литературе .Работа в группах.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей .

Содержание

Цели: - познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчества А. П. Платонова;

- определить идейно-художественное содержание рассказа «Корова»;

- воспитывать чувство сострадания и любви ко всему живому.

1. Слово учителя ( 5 мин.)

А. П. Платонов один из тех писателей, кто искренне любил окружающий мир и стремился помочь всему живущему в нем. Особенно нуждается, по его мнению, в помощи человек. «Надо относиться к людям по-отцовски», - читаем в записной книжке писателя. Лучшими людьми для писателя были дети, из души которых ещё не вытравлено восприятие действительности как тайны и чудесного дара. Особым отношением к детям проникнуты слова А. П. Платонова: «Рождается ребёнок однажды, но оберегать его от врага, от смерти нужно постоянно».

Добрым и отзывчивым, оберегающим всё человечество предстаёт писатель и человек А. П. Платонов в воспоминаниях современников.

Лицо А. П. Платонова «и доброе, и язвительное, и мудрое, и печальное – целый спектр душевных состояний». (Боков В. Ф. // Литературная Россия. – 1989. – 24 марта.)

Люди тянулись к Платонову, «он был чрезвычайно добр к людям…». ( Гумилевский Л. И. // Молодая гвардия. – 1972. - №4.)

«Грубоватые, резкие черты лица освещались такими голубыми, сияющими глазами, что сразу становилась видна своеобычность этих черт». (Стальский Н. Друзья-писатели. – М., 1970.)

Чувство ответственности за происходящее вокруг развито было как в самом писателе, так и в его героях, даже самых маленьких.

А. П. Платонов в последние годы своей жизни работал над переложением народных сказок. Результатом этой работы явились изданные при поддержке М. А. Шолохова книги русских сказок «Финист – Ясный сокол» (1947), «Волшебное кольцо» (1949), «Башкирские народные сказки» (1947). Во всех платоновских сказках воплощается принцип: невозмож-ного нет, всё возможно. Этот же во многом детский принцип (не испорченный ещё жестоким сопротивлением взрослой жизни) реализуется в детских рассказах писателя.

В рассказах А. П. Платонова «Июльская гроза», «Железная старуха», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Ещё мама», «Корова», «Никита», «Сухой хлеб», «Любовь к родине, или Путешествие воробья», «Уля» и др. действуют любознательные, желающие докопаться до сути любой вещи герои. В них формируется склонность к осмыслению жизни, желание быть на земле хозяином. Живя среди животных и растений, человек, по мнению писателя, несёт ответственность перед ними.

Рассказ «Корова» автором не датирован. Он был опубликован посмертно по тексту машинописи, подготовленной Платоновым к печати в журнале «Семья и школа». Сегодня мы поговорим об этом рассказе.

2. Словарная работа (5 мин.)

Ветошь – старье: ветхое платье, ветхие вещи, лоскуты.

Подгрудок – отвислая кожа на шее коровы, быка.

Наволочь – тучи, пасмурность, ненастье.

Остья – тонкие длинные щетинки на колоске у злаков.

Флюгарка – здесь: врашающаяся железная надставная труба над дымовой трубой, облегчающая выход дыма во время ветра.

Полоса отчуждения –полоса земли определенной ширины, которая отводится под железнодорожные сооружения и устройства.

Ярмо – деревянный хомут для рабочего рогатого скота.

Ссуда – заем, предоставляемый какой-нибудь организации или отдельному лицу.

Окоротить – здесь: остановить или вернуть, позвать назад.

Тендер – специальный вагон для топлива, воды и др., сцепленный с паровозом, или задняя часть паровоза, приспособленная для хранения топлива, воды.

Шалая – неуравновешенная, сумасбродная.

Мориться – Здесь: уставать.

Кисет – маленький мешочек для табака, который затягивают шнурком.

3. Беседа (30 мин.)

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Какой эпизод вам особенно запомнился?

- В какое время года происходит действие рассказа? Найдите описание пейзажа, определите, какова его роль в рассказе.

(Действие в рассказе происходит осенью: «На дворе стояла осень. Вокруг дома…простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные»; «Небо, покрытое серой прохладной наволочью», «голые кусты, омертвевшие на зиму». Умирающая к зиме природа, описанная автором в рассказе, настраивает на размышления о жизни и смерти.)

- Найдите описание коровы. Сравните с подготовленными рисунками. Определите, чей рисунок в большей степени передает не только внешний вид коровы, но и её душевное состояние, характер. Почему у коровы нет имени?

(«Серая степная корова черкасской породы»; «добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело…нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками…крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди». Отсутствие имени подчеркивает обычность коровы.)

- В чем заключается причина горя коровы? Как она выражала его?

( Корова потеряла сына; «она молчала и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек» Корова перестала есть.)

- Почему корова погибла?

(Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась воли.)

- Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов?

( Вася вызывает большую симпатию своим участием ко всему живому, трудолюбием.)

- Каково отношение Васи к окружающему миру? Почему автор подробно рассказывает о встрече мальчика с незнакомым человеком, промелькнувшем в окне поезда?

(Мальчику интересен весь мир, он чувствует родственную связь с каждым человеком.)

- Как относится к корове герой рассказа?

(«Ему нравилось в корове все…, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала её в молоко и в работу, то есть жила для других».)

- Какая черта характера Васи подчеркивается в описании встречи его с паровозом?

(Любознательность – «его мучило, если он видел какой-нибудь предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют». Вася продемонстрировал хорошее знание паровоза.)

- Почему мальчик сам предлагает помощь машинисту?

( «…Ему было интересно работать, он чувствовал себя важнее паровоза. Потому что сам паровоз шёл за ним лишь благодаря ему не буксовал и не останавливался».)

- Как в этом эпизоде автор передает свое отношение к герою?

(Словами машиниста: «Не было бы своего сына, я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди…»)

- Какой смысл заключен в словах машиниста?

(Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим. Вася, несмотря на малолетство, уже понял это, поэтому является уже «полным» - полноценным человеком.)

- Почему машинист добавляет денег на покупку коровы?

(Во-первых, он чувствует свою вину, так как задавил корову; во-вторых, им движет чувство взаимопомощи: «Твой сын мне помогал, а я вам помогу» Автор приводит мысль о единении людей.)

- В школе мальчику задали работу на тему: «Как я буду жить и работать. Чтобы принести пользу нашей Родине». Прочитайте сочинение, которое написал Вася после гибели коровы. Какова его основная мысль?

( Звучит текст сочинения, написанного Васей Рубцовым. Основная мысль заключена в последних словах: «Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо.)

- Какой урок преподала корова Васе?

(Урок доброты, бескорыстия и самопожертвования.)

- Какова идея рассказа?

( Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле.)

4. Выводы ( 3 мин.)

Для А. П. Платонова все, что его окружало, было живым: реки и дома, машины и паровозы, животные и растения – все могло испытывать горе и радость, боль и наслаждение. А человек. По мнению писателя, призван объединять этот мир. «И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради людей, из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…» - записал в автобиографическом письме в 1922 г. А. П. Платонов.

В переживаниях Васи Рубцова просматривается отношение самого А. П. Платонова к миру. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот нравственные заповеди писателя, которыми щедро наделял своих героев.

Мир Платонова – мир тружеников, мастеров. Ремесло рабочего, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства, окружено у писателя редким уважением. Потому с такой любовью относится автор к Васе Рубцову.

А. П. Платонов как-то записал: « Оставляй для судьбы широкие проходы». Герою рассказа «Корова» «широкий проход» для судьбы им самим уже обеспечен.

Вы только вступаете в мир платоновских произведений. «Платонов, - по словам писателя С. П. Залыгина, - относится к тем более чем редкостным писателям, слово которых – сколько бы о них ни писали и ни говорили, сколько бы ни размышляли, ни разгадывали, - до конца не будет разгадано никогда».(Новый мир. – 1987. - №6.) В дальнейшем на уроках литературы вам представится возможность попытаться «разгадать» слово «редкостного» писателя А. П. Платонова.

5. Домашнее задание (2 мин.)

1) Написать сочинение на тему: «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу Родине».

2) Прочитать сказку-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

Тема: Сила любви в рассказе А. П. Платонова «Корова»

Цели: - познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчества А. П. Платонова;

- определить идейно-художественное содержание рассказа «Корова»;

- воспитывать чувство сострадания и любви ко всему живому.

1. Слово учителя ( 5 мин.)

А. П. Платонов один из тех писателей, кто искренне любил окружающий мир и стремился помочь всему живущему в нем. Особенно нуждается, по его мнению, в помощи человек. «Надо относиться к людям по-отцовски», - читаем в записной книжке писателя. Лучшими людьми для писателя были дети, из души которых ещё не вытравлено восприятие действительности как тайны и чудесного дара. Особым отношением к детям проникнуты слова А. П. Платонова: «Рождается ребёнок однажды, но оберегать его от врага, от смерти нужно постоянно».

Добрым и отзывчивым, оберегающим всё человечество предстаёт писатель и человек А. П. Платонов в воспоминаниях современников.

Лицо А. П. Платонова «и доброе, и язвительное, и мудрое, и печальное – целый спектр душевных состояний». ( Боков В. Ф. // Литературная Россия. – 1989. – 24 марта.)

Люди тянулись к Платонову, «он был чрезвычайно добр к людям…». ( Гумилевский Л. И. // Молодая гвардия. – 1972. - №4.)

«Грубоватые, резкие черты лица освещались такими голубыми, сияющими глазами, что сразу становилась видна своеобычность этих черт». ( Стальский Н. Друзья-писатели. – М., 1970.)

Чувство ответственности за происходящее вокруг развито было как в самом писателе, так и в его героях, даже самых маленьких.

А. П. Платонов в последние годы своей жизни работал над переложением народных сказок. Результатом этой работы явились изданные при поддержке М. А. Шолохова книги русских сказок «Финист – Ясный сокол» (1947), «Волшебное кольцо» (1949), «Башкирские народные сказки» (1947). Во всех платоновских сказках воплощается принцип: невозмож-ного нет, всё возможно. Этот же во многом детский принцип (не испорченный ещё жестоким сопротивлением взрослой жизни) реализуется в детских рассказах писателя.

В рассказах А. П. Платонова «Июльская гроза», «Железная старуха», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Ещё мама», «Корова», «Никита», «Сухой хлеб», «Любовь к родине, или Путешествие воробья», «Уля» и др. действуют любознательные, желающие докопаться до сути любой вещи герои. В них формируется склонность к осмыслению жизни, желание быть на земле хозяином. Живя среди животных и растений, человек, по мнению писателя, несёт ответственность перед ними.

Рассказ «Корова» автором не датирован. Он был опубликован посмертно по тексту машинописи, подготовленной Платоновым к печати в журнале «Семья и школа». Сегодня мы поговорим об этом рассказе.

2. Словарная работа (5 мин.)

Ветошь – старье: ветхое платье, ветхие вещи, лоскуты.

Подгрудок – отвислая кожа на шее коровы, быка.

Наволочь – тучи, пасмурность, ненастье.

Остья – тонкие длинные щетинки на колоске у злаков.

Флюгарка – здесь: врашающаяся железная надставная труба над дымовой трубой, облегчающая выход дыма во время ветра.

Полоса отчуждения – полоса земли определенной ширины, которая отводится под железнодорожные сооружения и устройства.

Ярмо – деревянный хомут для рабочего рогатого скота.

Ссуда – заем, предоставляемый какой-нибудь организации или отдельному лицу.

Окоротить – здесь: остановить или вернуть, позвать назад.

Тендер – специальный вагон для топлива, воды и др., сцепленный с паровозом, или задняя часть паровоза, приспособленная для хранения топлива, воды.

Шалая – неуравновешенная, сумасбродная.

Мориться – Здесь: уставать.

Кисет – маленький мешочек для табака, который затягивают шнурком.

3. Беседа (30 мин.)

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Какой эпизод вам особенно запомнился?

- В какое время года происходит действие рассказа? Найдите описание пейзажа, определите, какова его роль в рассказе.

( Действие в рассказе происходит осенью: «На дворе стояла осень. Вокруг дома…простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные»; «Небо, покрытое серой прохладной наволочью», «голые кусты, омертвевшие на зиму». Умирающая к зиме природа, описанная автором в рассказе, настраивает на размышления о жизни и смерти.)

- Найдите описание коровы. Сравните с подготовленными рисунками. Определите, чей рисунок в большей степени передает не только внешний вид коровы, но и её душевное состояние, характер. Почему у коровы нет имени?

(«Серая степная корова черкасской породы»; « добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива , рога, лоб и её большое худое тело…нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками…крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди». Отсутствие имени подчеркивает обычность коровы.)

- В чем заключается причина горя коровы? Как она выражала его?

( Корова потеряла сына; «она молчала и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек» Корова перестала есть.)

- Почему корова погибла?

(Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась воли.)

- Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов?

( Вася вызывает большую симпатию своим участием ко всему живому, трудолюбием.)

- Каково отношение Васи к окружающему миру? Почему автор подробно рассказывает о встрече мальчика с незнакомым человеком, промелькнувшем в окне поезда?

(Мальчику интересен весь мир, он чувствует родственную связь с каждым человеком.)

- Как относится к корове герой рассказа?

( «Ему нравилось в корове все…, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала её в молоко и в работу, то есть жила для других».)

- Какая черта характера Васи подчеркивается в описании встречи его с паровозом?

( Любознательность – «его мучило, если он видел какой-нибудь предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют». Вася продемонстрировал хорошее знание паровоза.)

- Почему мальчик сам предлагает помощь машинисту?

( «…Ему было интересно работать, он чувствовал себя важнее паровоза. Потому что сам паровоз шёл за ним лишь благодаря ему не буксовал и не останавливался».)

- Как в этом эпизоде автор передает свое отношение к герою?

(Словами машиниста: «Не было бы своего сына , я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди…»)

- Какой смысл заключен в словах машиниста?

(Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим. Вася, несмотря на малолетство, уже понял это, поэтому является уже «полным» - полноценным человеком.)

- Почему машинист добавляет денег на покупку коровы?

(Во-первых, он чувствует свою вину, так как задавил корову; во-вторых, им движет чувство взаимопомощи: «Твой сын мне помогал, а я вам помогу» Автор приводит мысль о единении людей.)

- В школе мальчику задали работу на тему: «Как я буду жить и работать. Чтобы принести пользу нашей Родине». Прочитайте сочинение, которое написал Вася после гибели коровы. Какова его основная мысль?

( Звучит текст сочинения, написанного Васей Рубцовым. Основная мысль заключена в последних словах: «Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо.)

- Какой урок преподала корова Васе?

(Урок доброты, бескорыстия и самопожертвования.)

- Какова идея рассказа?

( Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле.)

4. Выводы ( 3 мин.)

Для А. П. Платонова все, что его окружало, было живым: реки и дома, машины и паровозы, животные и растения – все могло испытывать горе и радость, боль и наслаждение. А человек. По мнению писателя, призван объединять этот мир. «И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради людей, из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…» - записал в автобиографическом письме в 1922 г. А. П. Платонов.

В переживаниях Васи Рубцова просматривается отношение самого А. П. Платонова к миру. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот нравственные заповеди писателя, которыми щедро наделял своих героев.

Мир Платонова – мир тружеников, мастеров. Ремесло рабочего, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства, окружено у писателя редким уважением. Потому с такой любовью относится автор к Васе Рубцову.

А. П. Платонов как-то записал: « Оставляй для судьбы широкие проходы». Герою рассказа «Корова» «широкий проход» для судьбы им самим уже обеспечен.

Вы только вступаете в мир платоновских произведений. «Платонов, - по словам писателя С. П. Залыгина, - относится к тем более чем редкостным писателям, слово которых – сколько бы о них ни писали и ни говорили, сколько бы ни размышляли, ни разгадывали, - до конца не будет разгадано никогда».(Новый мир. – 1987. - №6.) В дальнейшем на уроках литературы вам представится возможность попытаться «разгадать» слово «редкостного» писателя А. П. Платонова.

5. Домашнее задание (2 мин.)

1) Написать сочинение на тему: «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу Родине».

2) Прочитать сказку-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

Тема урока: Анализ рассказа А.П.Платонова « Корова».

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством марийского поэта –

познакомить ребят с текстом рассказа «Корова», с его основными проблемами при анализе произведения, используя в речи литературные термины;

обсудить проблему человека и окружающего мира, заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, дать понятие, что труд -нравственное содержание человеческой жизни; приёмы изображения «сокровенного человека»;тема детства и её значение в рассказе, идея доброты, взаимопомощи, жизни

Развивать творческую, речевую, мыслительную активность, используя новые формы работы; развивать интерес к двум наукам на базе получения дополнительной информации, умению пользоваться компьютером.

Методические приёмы: чтение стихотворения, тестирование, аналитическая беседа, работа с текстом рассказа, словарная работа с картинками, сочинения, работа с газетами.

Оборудование: компьютер, тест, эпиграфы, записи слов, темы уроков, рисунки Васи, коровы, паровоза, газеты «Наша жизнь».

Сообщение плана и цели урока.

-Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством современных марийских поэтов, а также продолжим работу над творчеством Андрея Платонова.

-Посвящается современному марийскому поэту Коковихину Александру Михайловичу.

-Сообщение о нём и чтение стихотворения Коковихина А.М.»Три кошки…»

-Каким настроением пронизано стихотворение?

Чтение стихотворения С.Есенина «Корова».

-На тему животных написано стихотворение известного русского поэта С.Есенина «Корова», написанное в 1915году.

Чтение учащегося стихотворения «Корова».

-Какова основная мысль этого стихотворения?(Страдания коровы-матери о своём погибшем белоногом телке)

Работа над рассказом А.П.Платонова «Корова».

-Эстафету о человеческом отношении к животным, о любви к братьям нашим меньшим продолжает А.П.Платонов в своём рассказе «Корова».

-Что такое рассказ?

1-Это повествование, опирающееся на народные предания и легенды, содержащие зарисовки народного быта и нравов.

2-Это описание какого-нибудь события, случая.

3-Представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

(это описание какого-нибудь события, случая.)

-Прочитайте ваши отзывы, написанные дома о прочитанном рассказе Платонова «Корова»

В этом небольшом рассказе автор поднимает несколько проблем, некоторые из которых отражают эпиграфы урока:

«Мы в ответе за тех, кого приручаем».

Антуан –де Сент Экзюпери

(тема о животных, отношение к животным)

Пока в пространстве кружится планета,

На ней залитой солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета,

Не будет дня, чтоб не было труда.

А.П.Платонов назвал свой рассказ «Корова».

-А кто его главный герой? ( Вася Рубцов)

-Почему он делает его основным героем?

(Через его переживания и размышления перед нами раскрывается история коровы, её гибель).

-Вы в своих рисунках представили Васю таким, каким вы его представляете. Я же его представляю таким, как на картине Аркадия Александровича Пластова «Витя-подпасок».

У них даже имена схожи. Живой, мечтательный, влюблённый в животных, природу, труд. Мальчик стоит на фоне природы угасающего летнего дня.

Давайте обратимся к произведению Платонова «Корова».

-Почему главным героем рассказа стал именно ребёнок?

-В какое время года происходит действие рассказа?

-Найдите описание пейзажа.

-Определите, какова роль пейзажа.

-Весёлый пейзаж? Почему?

-А что мучает Васю?

-Найдите описание коровы. Какие средства художественно-выразительные использует автор?

-Почему у коровы нет имени?

-Почему мальчик горевал, глядя на свою любимицу?

-В чём заключается причина горя коровы? Как она выражала его?

-Какая часть речи используется автором, чтобы передать переживания животного?

-А что стало потом с коровой?

-Как относится к корове герой рассказа?

-Что можно сказать о герое по отношению к корове?

-А у вас есть животные? Дайте описание своих любимцев.

-Есть ли что-нибудь общее между стихотворением С.Есенина «Корова» и рассказом А.Платонова «Корова»?

-Как называется этот приём?

-Прочитайте, как описывается труд паровоза?

-Почему Васе хочется помочь паровозу?

-Какая черта характера Васи подчеркивается в описании встречи с паровозом?

-Сам ли Вася предлагает свою работу машинисту или его надо просить? Почему?

-Почему чувствует гордость за свой труд Вася?

-Как в этом эпизоде автор передаёт своё отношение к герою?

-О чём думал машинист, наблюдая за Васиной работой? Как вы понимаете слова эти машиниста?

-Почему машинист добавляет денег на покупку коровы?

Вывод: автор приводит мысль о единении людей.

-Постоянно ли Вася трудится на дороге?

-Прочитайте, почему Вася любит учиться. О чём он думает, глядя на проходящие поезда? Как встреча с «задумчивым человеком» помогает нам угадать Васины мечты о будущем?

-Проследите по тексту рассказа, как меняется представление мальчика о собственном будущем, о том, чему должна быть посвящена его жизнь, от размышлений после встречи с задумчивым человеком к сочинению после смерти коровы.

-Как беда, случившаяся с коровой , помогла Васе повзрослеть, понять в чём истинное назначение человека на земле?

-Выделим главную мысль сочинения Васи.

-Подумайте, что является для Васи в его поведении, поступках естественным, обычным, без чего он не представляет своего существования?

-Можно ли назвать Васю «сокровенным человеком»? Обоснуйте ответ в домашней работе.

-Какие приёмы использует автор, чтобы раскрыть перед читателем сокровенность- сокрытое сокровище его души?

Читайте также: