Куда курица туда и цыплята грамматическая основа

Опубликовано: 29.04.2024

Просто о синтаксическом разборе предложения

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

Пример синтаксического разбора простого предложения

простое предложение

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

сложное предложение

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Синтаксический разбор предложения вызывает затруднение у многих школьников. Справедливости ради нужно сказать, что в школе эту тему учат долго и понятия вводят постепенно. Я покажу, как делать полный синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения

Шаг 1

Определите вид предложения по цели высказывания.

По цели высказывания предложение может быть:

  1. повествовательным: Я иду .
  2. вопросительным: Ты идёшь?
  3. побудительным: Иди!

Шаг 2

Определите эмоциональную окраску предложения.

По эмоциональной окраске предложение может быть:

  1. невосклицательным: Урок окончен.
  2. восклицательным: Перемена началась!

Шаг 3

Определите: простое предложение или сложное.

Это зависит от количества грамматических основ в предложении. Одна мысль - одна основа. Обычно основа состоит из подлежащего и сказуемого.

  1. Птичка села на ветку дерева. Грамматическая основа одна. Предложение простое.
  2. Птичка села на ветку дерева, кошка устроилась под деревом. Две грамматические основы, предложение сложное.
  3. Птичка села на ветку дерева, кошка устроилась под деревом, а собака ушла в конуру. Три грамматические основы, предложение сложное.

Далее - разбор для ПРОСТОГО предложения

Шаг 4

Определите: предложение односоставное или двусоставное.

  • В двусоставном предложении есть и подлежащее и сказуемое.
  • В односоставном предложении есть только один главный член: подлежащее или сказуемое.

Мы бежали очень быстро. Есть подлежащее и сказуемое. Предложение двусоставное.

Бежали очень быстро. Есть только сказуемое, подлежащее опущено. Предложение односоставное.

Шаг 5

Определите: предложение распространённое или нераспространённое.

  • В нераспространённом предложении есть только грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
  • В распространённом предложении есть второстепенные члены.

Я заболел. В предложении есть только грамматическая основа. Предложение нераспространённое.

Я сильно заболел гнойной ангиной. В предложении есть второстепенные члены. Предложение распространённое.

Шаг 6

Определите: предложение осложнённое или неосложнённое.

В осложнённом предложении имеются:

  • обращение;
  • вводное слово;

  • однородные члены;
  • причастный или деепричастный оборот.

В неосложнённом предложении ничего этого нет.

  • Иди кушать! Неосложнённое предложение.
  • Вася , иди кушать! Предложение осложнено обращением.

Шаг 7

Подчеркните все члены предложения, надпишите - какими частями речи они выражены.

  • подлежащее (одной чертой);
  • сказуемое (двумя чертами);
  • дополнение (пунктирной линией);
  • определение (волнистой линией);
  • обстоятельство (точка-тире-точка).

  • имя существительное;
  • имя прилагательное;
  • имя числительное;
  • глагол;
  • наречие;
  • причастие/деепричастие;
  • местоимение.

Шаг 6

Составьте графическую схему предложения.


Если предложение СЛОЖНОЕ

Шаг А

Определите связь частей в предложении: союзная или бессоюзная?
Если части предложения соединяют союзы - связь союзная, а если союзов нет - бессоюзная.

Шаг Б

Определите вид связи частей предложения.

Связь бывает подчинительной, сочинительной и интонационной.

Шаг В

Определите тип сложного предложения.

Типы предложений бывают:

  • сложноподчинёнными;
  • сложносочинёнными;
  • бессоюзными.

Шаг Г

Разберите каждую часть сложного предложения по схеме разбора для простого (выполните шаги 4, 5, 6, 7).

Примеры разбора предложений

Маша и Саша ели яблоки.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.

Маша и Саша ели яблоки, которые дала мама.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Связь союзная. Части предложения связываются подчинительным союзом "которые", значит предложение сложноподчинённое.

Первое простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.

Второе простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: мама дала. Предложение нераспространённое, не осложнено.

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения. Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонацией и представляет собой отдельное высказывание.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них:
Началась весна.
Зеленеет трава.
Сумерки.
Вечереет.
Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4)

  1. Разобрать предложение по членам (подлежащее а – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемое б – что о нем говорится, что он делает, сделал; определение в – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнение г – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельство д — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).
  2. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.

III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:

  1. По цели высказывания:

– повествовательное (.),
– вопросительное (?),
– побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).

  1. По количеству грамматических основ:

1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
2) сложное:
– сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),
– сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
– бессоюзное***,
– с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).

  1. По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):

1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
а) подлежащим – назывное (Весна.);
б) сказуемым****
– определённо-личное,
– неопределённо-личное,
– обобщённо-личное,
– безличное.

  1. По наличию второстепенных членов:

– распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
– нераспространённое (только главные члены).

  1. По наличию пропущенных членов:

– полное,
– неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

  1. По наличию осложняющих членов:

1) неосложнённое,
2) осложнённое:
– однородными членами предложения (указать какими);
– обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
– вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
– прямой речью;
– обращением.

Образец синтаксического разбора


Примечания:
а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – одно слово:

  1. Имя существительное: Старший сынуехал в столицу.
  2. Местоимение: Онуехал в столицу.
  3. Имя прилагательное: Старшийуехал в столицу.
  4. Причастие: Поднявшиймеч от меча и погибнет.
  5. Имя числительное: Двоеуехали в столицу.
  6. Инфинитив (неопределённая форма глагола): Любить– это прекрасно.
  7. Наречие: Настало и роковое послезавтра .
  8. Предлог: « В »является предлогом.
  9. Союз: « А »противительный союз.
  10. Частица: « Не »с глаголами пишется отдельно.
  11. Междометие: Неслось со всех сторон « ау ».
  12. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного: « Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись »было его девизом.

Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

  1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
  2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из:Многие из наспоедут в столицу.
  3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с(только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.
  4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже: Стоял конец сентября .
  5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
  6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.

б) ТИПЫ СКАЗУЕМОГО (подробнее на стр. «Члены предложения»)


в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:
-прилагательным (Я надену к а к у ю? белую рубашку.);
-местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);
-порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);
-причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.)
Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
-существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);
-существительным в И. п. (Я побывал на озере к а к о м? Байкал.);
-притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)
-наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);
-глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.)
Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

Приложения — определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:
-качество, свойство предмета (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.);
-возраст, звание, род занятий и т.п. (Сестра Лиза приехала на каникулы.)
-пояснение, более точное название (В саду растёт шиповник — кустарник с крупными, похожими на розу цветами.);
— название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д. (Я читаю роман «Евгений Онегин».)

г) ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространять; довольный обедом — отглагольное прилагательное).

Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:
— инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,
— инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

Дополнение может быть выражено любой частью речи, замещающей имя существительное. Он не обращал никакого внимания на ее «но» в качестве дополнения употреблен союз но.

д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Обстоятельства Вопросы Примеры
образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
места (где? куда? откуда?): Я побежал вперёд.
причины почему? От усталости у меня кружится голова.
цели зачем? Я пришла мириться.
меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.
деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.
именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.
инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

Сочинительные союзы*

  1. Соединительные: и, да (в значении «и»), да и, ни-ни, тоже, также
    2. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли. Функцию разделительных союзов могут выполнять их аналоги, сохраняющие семантические связи с соответствующими вводными словами или наречиями: может быть … может быть; возможно … возможно; иногда … иногда … а иногда. Эти последние могут употребляться совместно с союзами (может быть … или, может быть; то ли … то ли … а может быть; иногда … а то и).
    3. Противительные: а, но, да (=но), зато, однако
    4. Сопоставительные (двойные или составные):
    как…, так и
    не только…, но и
    не столько…, сколько
    не так…, как
    хотя и…, но
    не то что(бы)…, но (а)
    если не…, то

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО».

Подчинительные союзы**
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;
2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.), раз;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с тем чтобы;
5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;
8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

Бессоюзное сложное предложение***
В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
2)интонационно
— интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),
— противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
— пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
— предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
— обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).

Односоставные предложения с главным членом сказуемым****
1) В определенно-личных предложениях сказуемое выражено в такой форме, которая имеет значение 1-го или 2-го лица единственного числа или множественного (действие производят: я, ты, мы, вы), т.е. в форме настоящего или будущего времени, а также повелительного наклонения (остальные формы глагола значения лица не имеют). Примеры: Хочу спать. Хотим спать. Хочешь спать? Хотите спать? Спи! Спите!
2) В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом обязательно в форме множественного числа, это может быть форма 3-го лица настоящего или будущего времени или же форма прошедшего времени, а также условного наклонения (действие производят Они). Пример: В киоске продают (продавали) газеты.
3) В обобщенно-личных предложениях сказуемое по форме совпадает со сказуемым в определенно-личном или неопределенно-личном предложении, однако значение предложения — обобщенное, т.е. действие совершает любой, каждый из нас, все. Примеры: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают.
4) В безличных предложениях единственный главный член — сказуемое, которое может быть выражено наречием (На улице холодно. Можно простудиться.); безличным глаголом (Хочется стать.); личным глаголом в безличном значении (Из окна дует.); глаголом в неопределенной форме (Молчать!).
Контрольный тест по синтаксису
Контрольный тест по пунктуации

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Выделение грамматической основы – важный элемент синтаксического анализа предложения. Сепарировав её, мы можем определить тип предложения, его составные элементы, входящие в него части речи, логические отношения между словами. Такой анализ часто учат проводить в школах и ВУЗах, но при этом многие из выполняющих разбор предложения встречаются с рядом трудностей. В этом случае на помощь могут прийти сетевые сервисы, позволяющие проанализировать предложение. А также выделить правильно его грамматическую основу в режиме онлайн. Ниже разберём, что это за сервисы, и как с ними работать.

  • Что такое разбор грамматической основы?
  • Textovod - онлайн-сервис для работы с предложениями
  • Bel.ru - поможет выделить правильно грамматическую основу
  • Rustext.ru - анализ предложения онлайн
  • Goldit.ru - быстро определит грамматическую основу
  • Erg.delph - сетевой разбор англоязычных предложений
  • Заключение

Что такое разбор грамматической основы?

Как известно, каждое предложение имеет в своей структуре грамматическую основу, составляющими которой является подлежащее и сказуемое (они считаются главными членами предложения). Кроме главных членов, предложение также включает второстепенные члены предложения, разделяющие подлежащее и сказуемое.

Подлежащее является главным членом предложения, и обычно обозначает субъект или предмет, который выполняет какое-либо действие. Подлежащее отвечает на такие вопросы как «кто?» или «что?», и обычно связано с именительным падежом. Чаще всего подлежащее выступает в форме существительного или личного местоимения (я, ты, он, мы, вы и др.).

Но также бывают предложения, когда в роли подлежащего выступает часть речи, употреблённая в значении имени существительного или неопределённая форма глагола. Подлежащее также может выступать в роли имени собственного или устойчивым сочетанием слов, фразеологизмом, сочетанием числительного с существительным и так далее. При разборе предложения подлежащее подчёркивается одной чертой.

Сказуемое является главным членом предложения, связано с подлежащим, и обычно отвечает на вопрос «что делает?», «какой он?», «кто он?» etc.

Сказуемое бывает глагольное (простое и составное) и именное. Обычно выражается глаголом, словосочетанием глагольного характера или фразеологизмом. При разборе предложения сказуемое выделяется двумя чертами.

Второстепенные члены предложения обычно служат для пояснения главных членов предложения, но могут пояснять и второстепенные черты. Обычно они выступают в роли дополнения, определения, обстоятельства.

Предложение может строиться по различным моделям. Это может быть классические подлежащее плюс сказуемое, только сказуемое или подлежащее (так называемые «односоставные предложения»), подлежащее плюс однородные сказуемые или однородные подлежащие плюс сказуемое.

Процесс выделения грамматической основы начинается с определения подлежащего и сказуемого в предложении. С этим у многих возникают трудности, так как в предложении могут быть несколько слов, претендующих на статус подлежащего и сказуемого. Если вы испытываете такие трудности, рекомендуем обратиться к онлайн-сервисам. Ниже мы перечислим такие инструменты, и опишем особенности работы с ними.

Textovod - онлайн-сервис для работы с предложениями

Сервис textovod.com – один из наиболее популярных ныне ресурсов, позволяющих определить грамматическую основу предложения онлайн. Сервис позволяет проводить бесплатный анализ текста по членам до 10 тысяч знаков, обладает простым и удобным интерфейсом. Для зарегистрированных пользователей доступны 15 тысяч знаков. Использование же платной PRO-версии даст возможность проверить 100 тысяч знаков, поставит вас в отдельную очередь на проверку и отключит рекламу.

Сервис имеет и свою мобильную реализацию, доступную для загрузки в цифровом магазине Плей Маркет.

Для работы с сервисом выполните следующее:

  1. Перейдите на https://textovod.com/members_proposal;
  2. В специальное поле введите предложение (текст) для разбора;
  3. Нажмите внизу на кнопку « Выполнить »;

Bel.ru - поможет выделить правильно грамматическую основу

Сервис be1.ru – ещё один востребованный онлайн-сервис, позволяющий провести синтаксический анализ предложения и выделить корректно его грамматическую основу. Ресурс бесплатен, работает с текстом до 5 тысяч знаков, и может быть использован как помощник при разборе сложных для пользователя предложений.

Шаги работы с ресурсом заключаются в следующем:

  1. Перейдите на https://be1.ru/sintaksicheskij-razbor-predlozheniya/;
  2. Введите в соответствующее поле предложение или текст для разбора;

Rustext.ru - анализ предложения онлайн

Сервис rustxt.ru работает по тому же алгоритму, что и сервис textovod, описанный первым в нашем списке. Здесь вы также встретите очередь пользователей при проверке предложения, но она не занимает много времени.

Для работы с ресурсом выполните следующее:

  1. Перейдите на сервис https://rustxt.ru/sintaksicheskij-razbor;
  2. Промотайте страницу в самый низ, для нахождения поискового поля;
  3. Введите туда предложение (текст) для разбора, и нажмите внизу на « Разобрать »;

Goldit.ru - быстро определит грамматическую основу

Довольно простым сервисом, позволяющим выполнить разбор предложения по частям речи, является сервис goldlit.ru . Сервис обладает простым инструментарием для разбора предложений, имеет большое количество справочной информации, и может использоваться как вспомогательный. К неудобствам относят слегка перегруженный дизайн страницы.

Чтобы быстро выделить грамматическую основу через этот онлайн-сервис, нужно сделать следующее:


О чем эта статья:

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

  1. Определить, какое предложение по цели высказывания:
    повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)
    побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)
    вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)
  2. Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.
  3. Определить, односоставное или двусоставное предложение.
    • Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)
    • Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)
  4. Определить, распространённое предложение или нераспространённое.
    • Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)
    • Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)
  5. Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.
    • Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)
    • Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)
  6. Определить, полное предложение или неполное.
    • Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)
    • Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)
  7. Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.
    Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.
  8. Подчеркнуть все члены предложения.
    разбор предложения рис1

  9. Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

  • простое — какой формой глагола;
  • составное глагольное — из чего оно состоит;
  • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим: как охарактеризовать предложение

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1


разбор предложения рис2

Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

В предложении нет подлежащего. Сказуемое «остановись» выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».

Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».

Пример 2


разбор предложения рис3

Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:


разбор предложения рис4

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Еще больше практики — на интерактивных уроках в Skysmart. Ученики занимаются по индивидуальной программе, в комфортном темпе и вместе с внимательными учителями. А еще чувствуют себя увереннее на школьных контрольных.

Запишитесь на бесплатное вводное занятие по русскому языку и начните заниматься в удовольствие уже завтра!

Читайте также: