О чем говорит почерк как курица лапой

Опубликовано: 02.05.2024

Родители и учителя ругают за нестандартный почерк? У нас хорошая новость! Графологи утверждают, что менять почерк нельзя, ведь это отражение твоего внутреннего «я». Манера письма у каждого индивидуальна, как отпечатки пальцев, и серьезное вмешательство приведет к закомплексованности и проблемам в будущем. Впрочем, стремиться к аккуратности при письме, конечно, нужно.

Почерк — это письмо мозга. Этот термин ввел в обращение немецкий профессор Вильгельм Прейер более 120 лет назад. Он исследовал почерки людей, получивших различные травмы, из-за которых они не могли больше писать рукой. Заново научившись письму (с помощью ноги или рта), они писали в той же манере, что и до инвалидности. Основные характеристики их почерков были полностью сохранены! Это навело Прейера на мысль, что именно мозговые импульсы определяют начертания букв. Позже его выводы были подтверждены опытным путем другими учеными.

Сейчас мы чуть-чуть приоткроем завесу тайны и попробуем увидеть в почерке немного больше, чем видят остальные. Прокомментировать самые распространенные признаки мы попросили Сергея Артюшкевича, врача-психотерапевта, эксперта-графолога центра исследования личности «Vecanto», кандидата медицинских наук.

Как определить характер по почерку

Мелкий почерк

Если твои буквы слишком мелкие, то это говорит о том, что ты невысоко ценишь себя. Ты можешь достичь значительных успехов в учебе, быть душой компании, лучше всех играть в футбол или победить на конкурсе виолончелистов – и при этом ощущение собственной ничтожности преследует, как тень…

Это может наводить на мысль, что окружающие стремятся ущемить твои права или подавить твою личность. А может, ты ставишь себе слишком высокую планку?

«Как курица лапой»: о чем расскажет твой почерк

Крупный почерк

Слишком крупные буквы свидетельствуют о некоторой инфантильности характера (манера вести себя как ребенок, избегать принятия самостоятельных решений и т.д.). Такой почерк похож на детский, буквы пухлые, полностью округлые, или узкие, но расположенные компактно.

Рукописные символы, похожие на пузырьки, говорят о том, что их хозяин очень старается выглядеть в глазах окружающих как можно лучше, высоко ценит себя (иногда даже слишком высоко).

Выбирая профессию, обладатель крупного почерка нередко продолжает семейную династию, идет по стопам родителей.

«Как курица лапой»: о чем расскажет твой почерк

Рассматриваем хвостики

Если верхняя часть буквы В или нижняя часть букв Д, З слишком высоко/низко взлетает над/под средней частью (кружком), то это тоже свидетельствует о завышенных амбициях.

«Как курица лапой»: о чем расскажет твой почерк

А вот если хвостики твоих букв маленькие, может быть, даже меньше, чем средняя круглая часть буквы, то это прямое доказательство скромности и невысоких амбиций. Возможно, ты чувствуешь себя скованно в общении с людьми.

Бывает, что хвостики как бы цепляют друг друга. Значит, у пишущего упрямый характер, он признает только свое мнение, ему больше никто не указ. Такая субъективность, несомненно, приводит к конфликтам, ведь человеку очень сложно поставить себя на место другого.

Почерк у подростка

Острый почерк словно зубастый (буквы похожи на зубцы пилы) открыто говорит о конфликте, серьезных внутренних проблемах, о накопленной агрессии. Также при этом буквы мелкие – значит, обладатель почерка старательно подавляет конфликт внутри себя, но не факт, что он справится самостоятельно.

Если речь идет о тебе или твоем друге, то постарайся найти кого-то, кому можно доверить проблему (родители, учитель или психолог Центра дружественного отношения к подросткам – такие есть в поликлиниках, обратиться можно анонимно).

«Как курица лапой»: о чем расскажет твой почерк

Плотно слепленные буквы , со сросшимися стенками – тоже признак внутреннего конфликта, глубоких переживаний, причем очень серьезных. Не нужно игнорировать это состояние, оно само не пройдет, последствия могут быть плачевными. Поделись своей проблемой с тем из взрослых, кто встанет на твою сторону и обязательно поможет.

Насторожить должен и наклон букв . Например, пишешь правой рукой и буквы обычно наклонены вправо, в крайнем случае, прямые; а в последнее время явно кренятся влево. Подумай, нет ли желания отгородиться от окружающего мира? Может, ты прячешь свои переживания, не желая их показывать? Интроверсия (замыкание в себе) вряд ли принесет что-то хорошее. Может быть, действительно стоит поговорить с близкими по душам, ведь они любят тебя, хоть и не всегда это показывают.

«Как курица лапой»: о чем расскажет твой почерк

Экспертиза почерка набирает все большую популярность: это возможность заглянуть в свой внутренний мир, понять, чего же ты на самом деле хочешь и в какой сфере сможешь в будущем состояться как профессионал. Куда пойти учиться после школы, почему не клеятся отношения с противоположным полом и когда в жизни наконец начнется белая полоса – с этими и другими вопросами поможет разобраться графолог.

Почему одним детям письмо дается легко, а для других овладеть навыками письменной речи — мучение?

Перед школой вы накупили ребенку красивых тетрадей с яркими обложками, пенал с разноцветными ручками — и с первых дней учебы ваш первоклассник вдруг обнаружил, что эти новые «игрушки» превратились для него в сущее орудие пытки. Почему одним детям письмо дается легко, а для других овладеть навыками письменной речи — мучение? И откуда вообще берется плохой почерк?

В погоне за красотой
Уроки письма в первом классе школы я вспоминаю как сплошной кошмар. Чудовищно корявые буквы с трудом связывались в кривые строчки. После тройки в четверти мне пришлось заново вернуться к крючочкам и палочкам. Чистописание я одолела с горем пополам. Но почерк у меня до сих пор скверный. В школу пошел мой старший ребенок — и кошмар повторился в утроенном масштабе. Наследственность? Но люди, занимающиеся графологией (наукой о почерке), утверждают, что собственно почерк (плохой или хороший) не передается по наследству — наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать. Так в чем же причина трудностей с письмом?

Их может быть несколько. Я же постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит — просто некрасивый почерк или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

Если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. В конце концов, самое главное — чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. Эстетика — дело десятое. К примеру, в большинстве англоязычных стран давно отказались от понятия «красивый почерк» — там все карябают, как придется, полупечатными буквами — лишь бы было можно прочитать. От руки пишут лишь коротенькие записочки — основная письменная работа делается на компьютере. Но в наших школах красивый почерк до сих пор в цене — стало быть, и о красоте пока приходится заботиться. Что же может стать причиной плохого почерка у младшеклассников?

Как ни странно, излишнее рвение родителей, старающихся научить ребенка писать как можно раньше — в три-четыре года. Мамы и папы очень радуются тому, что у малыша все получается, надеются облегчить ему первый школьный год. И не знают того, что безнадежно портят почерк своему ребенку.

«Раньше» — не значит «лучше»
Именно к такому выводу пришла Лена Данилова — известный педагог, автор множества книг и статей, посвященных раннему развитию детей. Она предостерегает:«Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк, как навык, невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом… Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется, как навык. Через два-три года ребенок придет в школу, и его будут мучительно переучивать в течение всех начальных классов».

И вряд ли переучат, замечу от себя. Какие же выводы можно из этого сделать? Если вы хотите, чтобы в школе у вашего ребенка не было проблем с чистописанием, то, конечно, необходимо готовить его к письму заранее. Но не при помощи прописей. Для развития мелкой моторики прекрасно подходят лепка из пластилина, рисование и игра с конструктором. Для изучения правописания — чтение и занятия с кубиками Зайцева. Ну а, если вам так уж сильно хочется, чтобы дошкольник мог записывать свои мысли и впечатления, сочинять сказки (в общем, приобщаться к литературному труду), тогда стоит научить его… печатать. Правда, замечает Данилова, маленькому ребенку не стоит сидеть у экрана компьютера дольше 10–15 минут в день. Но у дошкольника вряд ли хватит терпения дольше десяти минут тыкать пальчиками в клавиши.

Когда я рассказала о выводах Даниловой своей коллеге, та подтвердила, что это абсолютная правда. Ее дочь, очень умная и развитая девочка, научилась писать «по-письменному» года в четыре. Сейчас дочери моей сотрудницы десять. Она замечательно учится, занимает призовые места на олимпиадах и… пугает родителей своими тетрадками, исписанными неряшливым, корявым почерком. Умный ребенок с плохим почерком? Ох, дай Бог, чтобы у всех родителей школьников это было самой большой проблемой.

Укрощаем непослушную ручку
(5 советов родителям дошкольников и младших школьников)
1. Главное в письме — хорошо развитая мелкая моторика. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо управлялся с ручкой, нужно, прежде всего, развивать координацию движения рук. Рисование (особенно заштриховывание фигур в книжках-раскрасках), занятия лепкой, аппликацией, игры с конструктором (вроде наборов «Лего», содержащих множество мелких деталей) — занятия не только интересные, но и крайне полезные.

2. При занятиях письмом обратите внимание на правила «рабочей гигиены». Правильно ли сидит за столом ваш ребенок? Скрюченная поза может позже стать причиной проблем с позвоночником. Следите и за тем, с какой силой ваш ребенок давит на ручку при письме. Если кончик ручки едва касается бумаги, то стоит заняться с малышом общеукрепляющей гимнастикой. Очень полезна для укрепления кистей рук старая игра «камень–ножницы–бумага». Если малыш, наоборот, слишком сильно давит на ручку (так, что ручка ломается и бумага рвется), то ему поможет расслабляющий массаж рук и плечевого пояса.

3. У ребенка не складываются отношения с шариковой ручкой? Предложите ему писать попеременно карандашом, гелевой ручкой, фломастером. Очень полезно потренироваться писать старой доброй авторучкой. В конце концов, разоритесь на красивую чернильную ручку с мягким позолоченным пером. Такой роскошный подарок может подстегнуть интерес ребенка к письму. В придачу к авторучке можно купить несколько красивых блокнотов. (Не тетрадей! Тетради — нечто, напоминающее о школьных обязанностях, а блокноты — просто приятный подарок.) Пусть ваш ребенок пишет в новом блокноте новой ручкой хотя бы пару строчек в день — например, описывает свои самые приятные впечатления за день.

4. Если ребенок неправильно прописывает и соединяет элементы букв, попробуйте вернуться к азам — снова потренируйтесь с ним писать палочки и крючочки, а потом соединять их в буквы. (Мне в детстве эта методика здорово помогла при укрощении подлых «Н» и «У».)

5. Обратите внимание на то, насколько четко ваш школьник соблюдает строчку. Буквы не должны вылезать за пределы строки, «прыгать». Если у малыша проблемы с соблюдением строки, не грех навести строчки в тетради черным карандашом. Можно прямо в тетради разметить начало и конец строки. В конце концов, наведите тонким карандашом контуры букв.

Авторучка… полезна для здоровья
Когда я готовилась к защите университетского диплома, мне довелось несколько недель проторчать в читальном зале Исторической библиотеки. Шел 1991 год, переносные компьютеры тогда были диковинкой, поэтому приходилось работать по старинке: переписывать нужные для работы цитаты от руки в тетрадочку. Через два-три часа работа превращалась в пытку — кисть руки буквально сковывало от боли, приходилось делать вынужденные паузы. А время поджимало. Неожиданно выход нашелся — на пятый или шестой день работы я взяла с собой в библиотеку не шариковую ручку, а автоматическую, со сменными чернильными баллончиками, подаренную мне кем-то из знакомых. Оказалось, что пером можно писать хоть целый день — рука совершенно не уставала. И, что забавно, даже мой, мягко говоря, не идеальный почерк в «перьевом» исполнении выглядел… благороднее, что ли? Да и читался получше.

Почему от письма болят руки? Эта неприятность имеет свое название — писчий спазм (писчая судорога или графоспазм) и возникает из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки и тела в целом. Писчий спазм может проявляться как болями в кисти руки, так и ноющей болью мышцах спины, плеча или шеи. Если писчий спазм возникает у вполне взрослых людей, давно научившихся писать, то что тогда говорить о малышах, только-только овладевающих этим навыком? Иногда бывает, что у ребенка, мучающегося от писчего спазма, боли начинаются при одной только мысли о том, чтобы засесть за тетрадку. В этом случае, конечно, стоит проследить, правильно ли ребенок сидит за столом, занимаясь письмом.

Правильная поза при письме
Чтобы вашему школьнику было легко и удобно писать, нужно проследить за тем, чтобы он соблюдал правила «писчей гигиены». Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошвы полностью касаются пола.
Левая рука (если, конечно, ваш школьник — правша) лежит на столе параллельно его краю. Ею ребенок отодвигает тетрадь по мере заполнения строчек, но при этом середина тетради все время направлена к середине груди, а сама тетрадь наклонена влево. Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, придерживаемая большим и указательным пальцами. Большой палец — немного выше указательного. Рука опирается на мизинец и ребро ладони. Средний и безымянный пальцы — перпендикулярно к краю стола. Расстояние от кончика ручки до указательного пальца —1,5–2,5 сантиметра. Кисть правой руки движется свободно, но локоть не отрывается от стола.

Но еще очень важный момент — чем пишет ребенок. В нынешних школах уже забыли о такой экзотике, как перо. Но если вы хотите выработать у вашего ребенка четкий почерк, то чернильная ручка может оказаться незаменимой.

Интереснейшие выводы о вреде шариковых ручек и пользе перьевых делает россиянин Владимир Базарный, в прошлом — детский хирург, ныне занимающийся вопросами охраны здоровья школьников и гигиеной учебы.
Он считает, что сорок лет назад Министерство образования тогдашнего СССР совершило серьезную ошибку. Именно тогда были упразднены занятия каллиграфическим письмом, основанных на ритме пластических усилий и расслаблений. Взамен был разработан новый стиль письма «под шариковую ручку» — безотрывный и безнажимный.
Самым очевидным последствием такого шага стало резкое ухудшение почерка у детей. Если бы проблема заключалась только в красоте тетрадок, то обсуждать особенно было бы нечего.

Но дело не только в эстетике. Оказывается, в процессе письма наиболее склонны уставать даже не мышцы кисти руки, а вся мышечная система организма — спина, косые мышцы живота, плечевой пояс. Вывод, сделанный российским врачом, — письмо шариковой ручкой, которое предполагает постоянное мышечное напряжение, а не чередование напряжений и расслаблений, наносит вред физическому здоровью младших школьников. И не только физическому. По словам школьных учителей с многолетним стажем, после того, как были упразднены занятия каллиграфией, изменились… психические особенности школьников — чаще стали встречаться невнимательные, неуравновешенные дети с неустойчивой психикой.

Вот мы и добрались с вами до связи особенностей почерка с работой мозга.

Главный орган — голова!
Многие считают, что отвратительный почерк — всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени ребенка. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо — не рука, а… голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не просто взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в некую систему знаков. Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Вот только не надо пугаться. Чаще всего, речь идет не о серьезных патологиях, а о неких особенностях мозговой организации.

Вы, наверное, знаете о том, что каждое полушарие мозга занимается собственным «видом работы».
Упрощенно говоря, левое полушарие — абстрактно-логическое (именно оно отвечает за обучение чтению и письму), правое — образное.

Левое — логика, правое — интуиция. Левое командует правой половиной тела, и наоборот. При этом левое полушарие обычно доминирует, потому-то у большинства людей ведущая рука — правая. И некоторые особенности межполушарных взаимодействий могут сказываться на обучении письму.

Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные) и так называемые амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Более того, на то, насколько хорошо формируются навыки письма, оказывается, может влиять не только ведущая рука. В некоторых исследованиях по психологии к амбидекстрам относят и праворуких людей с ведущими левыми ухом, глазом или ногой. И такие дети, между прочим, тоже сталкиваются с трудностями при обучении письму. (Вот тут-то я и поняла причину своих первых школьных неудач — я-то как раз левша на ногу!)

Однако трудности, встречающиеся у левшей и амбидекстров, как правило, легко преодолимы. Есть гораздо более серьезная проблема. Называется она «дисграфия» и, случается, сопровождается дислексией — сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии — нарушения нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга.

Почерк дисграфика — не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы — это еще полбеды. Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы — перепутаны или пропущены, расстояния между словами неравномерные, чудовищное количество ошибок, помарок и исправлений.

Самое неприятное — то, что ребенка-дисграфика учителя часто записывают в безнадежные дураки, считая его неспособным к учебе. Действительно, учиться ему гораздо сложнее. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются не только не глупее, но даже гораздо умнее других детей. Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, обладают двухмерным зрением, то восприятие дислектиков и дисграфиков — трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они зачастую не умеют им пользоваться. Вот и вырастают из них либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен и Томас Эдисон были дисграфиками) либо… затюканные школой, не уверенные в собственных силах люди. Между прочим, того же Эйнштейна в школе считали непроходимым тупицей. А дисграфику Линдону Джонсону, президенту США, современный английский язык обязан выражением «о’кей»: он ставил на документы визу «ОК» — «все правильно». Но слова «all correct» начинаются не с «оу» и «кей», а с «эй» и «си»…

Но все равно дисграфия — серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому чтобы избавиться от этой «письменной инвалидности», вам, скорее всего, необходимо будет показать своего ребенка специалистам — логопеду, психологу или неврологу.

Кстати, многие современные авторитеты рекомендуют детям-дисграфикам как можно скорее овладеть навыками работы на компьютере. Во-первых, письмо обеими руками развивает мелкую моторику и межполушарные взаимодействия мозга. Во-вторых, текстовые редакторы обычно снабжены системами автоматической проверки грамотности — обращая внимание на подчеркнутые красной линией слова, ребенок будет запоминать правильное правописание. В-третьих, научившись обращаться с клавиатурой, школьник сможет преодолеть комплекс неполноценности из-за невозможности быстро и красиво писать (если, конечно, этот комплекс есть).

Если еще столетие назад, когда только появились первые пишущие машинки, психологи кричали о том, что мозг людей, барабанящих по клавишам обеими руками, необратимо меняется. Возможно, в этом было рациональное зерно. Людям вообще свойственно меняться — и не обязательно к худшему.

Если честно, то я счастлива оттого, что сегодня нам не приходится много писать от руки. А уж для наших детей этот навык и вовсе будет третьестепенным. Вот сейчас я смотрю в экран компьютера, а мои пальцы автоматически набирают эти строчки. И не важно, что я не умею красиво вырисовывать буковки — главное, чтобы в этих буковках был смысл.
Людмила ЗАГЛАДА

Новое видео:

Новое видео:

психографология


Почему ты пишешь

Пишет «как курица лапой».
Почему так говорят?

Вики ответит так: «Как курица лапой – писать или рисовать неразборчиво, непонятно и некрасиво. Если пронаблюдать за курами и за тем, какие следы лапками они оставляют на земле, то можно заметить, что они складываются в замысловатые узоры. «После четырёх лет художественной школы я по-прежнему рисую как курица лапой».»

Или вот: «Помните, учителя в школе очень часто использовали такое странное выражение, «как курица лапой». Понятно, что курица писать не может, но если привязать к её навозной лапе карандаш, то чего-нибудь нацарапает. Именно такой у Ганса был почерк, я лично разбирал только отдельные буквы, полностью прочитать не мог никто.»
(с) Юрий Бурчак-Находка, «Россия — родина слонов!», 2013 г.

Хорошо, с тем, почему так говорят , разобрались. Но почему же так пишут?

Наверное не раз, в школе или институте, преподаватель корил вас за неразборчивые «каракули», обязательно при этом приговаривая: «вот посмотри, как Иванова пишет — ровненько, понятно, загляденье! А ты?…». И обязательно, при этом росла злость на эту «Иванову», и временно (минут так на 15-ть))), падало чувство самооценки: «и правда, что я лучше писать что-ли не могу, одни каракули вон…»

Почему же такой короткий эффект у этих внушений? — Все просто.

Почерк принадлежит к нашим признакам, которые не относятся напрямую к нашей внешности. Если смеются над походкой или формой носа — это одно , но смеяться над почерком долго не выйдет, ибо не принято смеяться над тем, что не видно людям постоянно. Да и внешне уже написанное, как бы воспринимается сознанием читающего отдельно от писавшего. Поэтому никаких комплексов по этому поводу сформироваться просто не успевает: «Ну сказал преподаватель, ну и что?».
Видели хоть раз клиники по исправлению почерка?) Или психологов, работающих с почерком? Вот-вот, именно поэтому…) (хотя…между нами, почеркотерапия все-таки существует ;)

Есть и другая причина , по которой мы пишем именно т а к — скорость . Скорость письма.
Одни думают не спеша, взвешивают каждое слово, даже торопиться куда-то у них плохо выходит, — поэтому и приходят заранее). Другие тараторят, все время чем-то заняты, вроде только что говорил с человеком, отвернулся — а его и след простыл. Большинство же, впрочем, находятся где-то посередине.
Так же как люди думают, так же и пишут. Поэтому и скорость письма=скорость мышления .

Есть и более мелкие признаки, влияющие на красоту почерка . И, между нами, один из таких признаков -… внешность пишущего!
Почерк худого человека отличается от человека «в теле», а почерк армянки с большими, выразительными глазами никогда не спутаешь с почерком узбека или бурята — видят мир они по-разному. Даже если и воспитывались и росли в одном и том же месте.

Другой такой признак — профессия . В поговорку и народный юмор давно и прочно вошли врачебные почерки. Ну а почерки лингвистов и преподавателей даже невооруженному глазу легко отличить от почерка боксера или штангиста, — людей спортивной профессии. Тут работает правило — чем человек занимается, что делает руками, обязательно отразится и в почерке. Так же верно это правило и для хобби, увлечений, просто на почерке это будет заметно уже не так явно.

Почерк, как форма груди у женщины или как радужная оболочка глаза, уникален! Есть у него две стороны: постоянство и изменчивость.

Хотя он и меняется с течением времени, настроением, другими факторами, он все равно будет иметь признаки, верные для каждого конкретного человека: начертание, форму букв, ширину, промежутки между словами, написание отдельных элементов и так далее… Вчера мы с вами были навеселе, а сегодня испытываем похмелье, но при этом мы так и останемся Ваней, Петей, Ириной, Леной и т.д. Отсюда постоянство и изменчивость.

Поэтому если вы пишете, так, что другим непонятно, расстраиваться не стоит , главное, чтобы вы сами понимали что написали. Ведь с другими людьми мы общаемся не только письмами, верно?) И наша уникальность в этом только помощник — своей манерой разговора, улыбкой, голосом, взглядом мы всегда можем донести до собеседника наши мысли.

Ну а если все-таки вы хотите при этом еще и красиво писать — это только плюс. Ведь через занятия каллиграфией обязательно будет меняться в лучшую сторону и ваш характер, недаром это увлечение так популярно на Востоке, где люди нацелены на самосовершенствование.

Дмитрий Суроткин, психографолог и психотерапевт









Убористый, угловатый, хорошо читаемый почерк. Так пишет человек организованный, педантичный, чувствующий границы дозволенного, умеющий работать через «не хочу». Главные критерии в жизни - «я должен», «я обязан».

Обилие углов и ощутимый наклон говорят об упрямстве и категоричности. От детей требует «соответствия нормативам», а подчинённых отбирает по принципу «причёсанности».

Почерк простой, хорошо читаемый. Бросается в глаза полное отсутствие украшательств - завитушек, хвостиков и т. п. Писал человек добрый, доверчивый и порядочный, во всём видящий позитив. Написание гибкое, буквы легко перетекают одна в другую - это свидетельствует о душевной гибкости, о способности быстро перестраиваться в соответствии с требованиями времени. Такие люди обожают шутки, розыгрыши и сюрпризы.

Даже визуально ощущается слабый нажим - такие люди не могут стукнуть кулаком по столу и показать кузькину мать.

Аккуратный, хорошо читаемый почерк, тщательно выписанные буквы одинакового размера и чётко обозначенная средняя зона. Это говорит о внутренней самоорганизации, собранности и ответственности. Такие люди чётко знают границы дозволенного и не позволяют их переступать ни себе ни другим. Порученное дело всегда доводят до конца.

Здесь нет демонстративности - человек не раздувает собственную значимость и не стремится произвести впечатление. С таким человеком легко работать - он ко всем предъявляет равные требования, он незлопамятен, достаточно предсказуем. Однако не терпит халтуры и не прощает недоделок. Преувеличенные размеры между словами говорят об избирательности контактов. Такие люди «держат дистанцию» - попасть в круг их друзей очень непросто, а панибратства они не допускают.

Почерк округлый, простой и вместе с тем нестандартный, прослеживается оптимизация (стремление писать легко, быстро и с минимальными усилиями). Это показатель ума, интеллекта и творческого начала. Это человек широкий, добрый, с которым всегда комфортно. Он не навязывает своё мнение, в любую минуту готов прийти на помощь. Особенности почерка - ниточки (лёгкие переходы от буквы к букве) и колебания (одна буква стремится вверх, другие - вниз). Такой стиль написания присущ людям с высокоразвитой интуицией. Общая проблема интуитов - несобранность, повышенная рассеянность. Такие люди не стремятся всё держать под контролем, а умеют прощать, понимать. Людей оценивают не потому, как они выглядят, а потому, что собой представляют.

Свободный, размашистый почерк, крупный размер букв, гибкие движения, вербальная выразительность, ощутимый нажим. Перед нами человек яркий, широкий, с актёрскими задатками, уверенно чувствующий себя на публике, не боящийся проявлять себя. Все буквы связаны между собой, причём связки выписаны очень необычно - человек не просто открыт для всего нового и прекрасно себя чувствует в эпоху перемен, но нередко и сам инициирует эти перемены.

Хорошо выписанная, подробная средняя зона говорит о желании нравиться. Многие вещи он принимает близко к сердцу и болезненно реагирует на критику. Легкочитаемый, доступный почерк свидетельствует о том, что со своим окружением стремится установить хорошие отношения и только в этом случае он чувствует себя в своей тарелке.

Почерк беглый и оптимизированный до крайности - буквы написаны самобытно, на грани читабельности. Сильный нажим. Это говорит о высоком уровне интеллекта, активности, темпераментности и сильной энергетике. Такие люди мыслят широко, предпочитая не вникать в детали. Нестандартность написания букв говорит, что человек не озабочен тем, как его оценивают окружающие. Он не боится проявлять себя. Чётко прослеживаются перепады тонуса - человек сильно зависит от настроения. Стремится окружить себя умными, инициативными, самостоятельными коллегами, которые не будут грузить его пустяками.

Тот же крупный выразительный почерк, та же хорошо выписанная средняя зона. Однако здесь появляются углы и заломы. Их количество ещё не- критично и не говорит о конфликтности, но «коготки» человек показывает достаточно часто - резкие уколы и крайне негативная реакция наверняка встречаются на самые безобидные вещи.

Писал человек нестандартный, с ярко выраженной индивидуальностью. В письме прослеживаются признаки стресса - движения изломанные, рука как будто не слушается, дрожит. С лупой отчётливо видны разломы в написании букв и слабый нажим.

Отличительные черты - сильный нажим и раздутая средняя зона. Гласные буквы похожи на колобочки. Писал человек крайне самолюбивый, эмоциональный. Чётко прослеживается тенденция - увеличение первой и последней букв. Значит, человек считает, что «всё должно быть по-моему» и последнее слово должно оставаться за ним. В почерке есть и задатки гибкости, и творческого подхода, и дипломатии, но всё это человек «включает», когда считает нужным. Иметь такого человека в руководителях достаточно опасно, здесь явно прослеживается злопамятность. Умничать не рекомендуется.

Кстати

На что обратить внимание, оценивая почерк:

1. Читабельность - способность человека устанавливать контакты с окружающим миром. Почерк приятных собеседников отличает стандартность написания, аккуратность.

2. Размер букв - размашисто пишут яркие личности, которые любят находиться в центре внимания. Бисерный почерк - проблемы с самооценкой.

3. Округлость или угловатость - добрый нрав выдают широкие, округлые буквы. Углы - упрямство, категоричность.

4. Нажим - c сильным нажимом пишут люди, стремящиеся доминировать. Отсутствие нажима - признак мягкотелости.

5. Обратите внимание на то, какая зона преобладает в написании букв - нижняя (буквы у, щ, д), средняя - буквы, располагающиеся посреди строки (а, о, и, ш, ч) или верхняя - (в,б). Нижняя зона - материальные устремления, средняя - душа, верхняя - интеллект, интуиция, творчество. Тщательно выписывают зону, которая более значима.

Настораживающие признаки:

1. Обилие углов и видимые разрывы в написании букв - это признаки стресса и усталости.

2. Хаос на бумаге - неровные строки, нет полей и абзацев - прямое указание на хаос в мыслях и неумение найти себя в обществе.

3. Каллиграфический почерк - если человек не привнёс в школьные прописи ничего своего, индивидуального, то перед нами забитый индивидуум.


  • начальная школа
  • прописи
  • почерк
  • школа

Кажется, что вручную в 2020 году мы подписываем разве что документы, да и то не всегда. Но зачем тогда детей до сих пор заставляют страдать над прописями, да еще и оценки за почерк снижают? Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым.

Детям начальной школы правописание дается с большим трудом. Они даже не особо видят перспективу этого занятия, потому что многие уже привыкли набирать слова на телефоне или планшете. Но почерк — это не только про красоту и аккуратность. В процессе письма задействуются все три сенсорные системы нашего мозга: визуальная, кинестетическая и аудиальная. Когда мы пишем от руки, работает мозг, развиваются моторика и память, плюс это занятие тренирует усидчивость и при правильном подходе может даже считаться чем-то вроде медитации.

Почему дети стали писать хуже?

Во-первых, до реформы 1968 года дети в школах писали перьями. И уроки чистописания был у них каждый день — с 1-го по 3-й класс. Это была ежедневная практика, подкрепленная мотивацией: компьютеров тогда не было, а работы, написанные красивым почерком, очень ценились. Прописи тоже были другими: дети переписывали образец из них в чистовик до тех пор, пока результат не становился очевидным. В современных же прописях выделяются 3 строчки на одну букву — на этом упражнения по чистописанию заканчиваются. Так что зумеры ни в чем не виноваты: раньше дети писали чище просто потому, что работы выполняли гораздо больше.

Вместе с учителями мы выделили топ трудностей у учеников младших классов, которые только учатся писать:

  • наклон букв;
  • соединения;
  • интервал между буквами (они либо слеплены, либо находятся далеко друг от друга);
  • написание заглавных букв и их элементов.

Начинать писать можно и в 3, и в 4 года, и в 5 лет, только это не будет аккуратно. И скорее даже бесполезно. Нужна ежедневная практика, которой дети в таком возрасте вряд ли захотят заниматься. А отбивать желание не стоит. В этом возрасте важнее развивать функции, которые потом напрямую будут отражаться на письме: крупная и мелкая моторика, пространственное мышление, вестибулярный аппарат, тонус, графомоторные навыки.


Вообще, почерк начинает формироваться у человека только в 9–11 лет, окончательным становится лишь к 20–22 годам и даже на этом этапе может претерпевать некоторые изменения. Самый простой пример — врачи, у которых из-за большого объема документации меняется скорость, и сам почерк (в сторону нечитаемости, к сожалению).

Письмо от руки — важный навык, он развивает разные отделы мозга, интегрирует разные его функции

Конечно, есть вероятность, что электронные устройства скоро вытеснят ручное письмо, но пока такого не происходит, и это радует.

Если у ребенка плохой почерк, то нужно прописать с ним отдельные буквы. Не получаются буквы — вернуться к элементам. Если и здесь сложности — возвращаемся на этап развития графомоторных навыков, когда нужно раскрашивать, проводить прямые линии, рисовать круги и зигзагообразные элементы.


Почему школьники должны продолжать писать от руки

Если понятно, что ребенок младшего школьного возраста не справляется с этими задачами, вероятнее всего, ему нужна помощь специалиста и возвращение на более ранний этап развития — формирование крупной моторики и зрительно-моторной координации, связанной, например, с ловлей мяча.

Почему важны штрихи и чем плоха шариковая ручка

Артем Лебедев, преподаватель национальной школы искусства красивого письма, каллиграф:

Ровный почерк — это ровные буквы. Ровные буквы — ровные штрихи одинаковой высоты. Чтобы научиться их выполнять, нужно контролировать наклон, расстояние и высоту этих штрихов. Нужно поставить перо в одно место, провести в нужном направлении и поднять его, перенести и начать заново — то есть каждое движение делать осмысленно.

Упражнение: взять широкие ручки и фломастеры и закрашивать клеточку в одно движение. Это тренирует и глазомер, и точность, потому что закрасить нужно строго одну клетку.

Обычно если ребенок может провести несколько ровных линий без линейки, то научиться писать для него — дело времени

Чтобы научиться красиво писать, нужно правильно видеть форму. Чтобы детям было интересно, можно образовывать какой-то контурный силуэт: например, паровозы, автомобили, человечков, просто какие-то фигуры — не так важно. Идея — образовать фигуру из штрихов. Потому что просто рисовать по 50 штрихов в 10 строчках значит навсегда забыть про любовь к письму, можно чокнуться. А рисунки — это весело, и в то же время тренируется навык.

Вот только работать нужно карандашом или пером. Шариковая ручка в неокрепших руках может сыграть злую шутку. Это неуправляемое скольжение, шарик внутри нее вертится, и держать ее можно по-разному (и тремя, и четырьмя, и пятью пальцами, наклон тоже не важен) — писать все равно будет. Но рука устает, потому что находится в напряжении (на ручку же нужно нажимать), детей это постепенно раздражает. Они расслабляются, почерк портится.


А перьевая ручка пишет плавно и дисциплинирует. Чернила текут, если ее поставить ровно, а если наклонить — течь не будут, и никакое давление не поможет. Получается, основная задача — задавать пальцами правильный вектор движения. Такая ручка определяет правильный хват, плюс у нее нет крутящегося шарика (он есть, но он не вертится), и происходит некое сцепление с бумагой. Это немного тормозит движение: не сильно ощутимо, но этих микроторможений достаточно, чтобы сделать ровную линию. Поэтому у детей, которые начинают писать перьевыми ручками, почерк аккуратнее.


7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки

Сейчас есть бюджетные школьные перьевые ручки. Туда вставляется чернильный картридж (они продаются во всех канцелярских магазинах). Еще можно учиться писать простым грифельным карандашом. То есть лучше использовать те инструменты, у которых нет шарика.

Ручку нужно держать тремя пальцами, чтобы кончик ее смотрел в правое плечо (у правшей)

Научно доказано, что именно 3 пальца отвечают за творческое развитие в коре головного мозга.

Поэтому чаще всего ручки трехгранные (есть и четырех-, и пяти-, но это декоративные). Даже перьевые ручки для детей сейчас делают с трехгранными насадками, чтобы их можно было держать тремя пальцами: корпус ручки кладется на средний, придерживается большим, сверху — указательный.

Левый угол тетради должен смотреть в середину груди. Сидеть нужно с прямой спиной, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка. Как это проверить?

  • ступни ног упираются в пол;
  • колени находятся на одном уровне с бедрами;
  • между краем стола и животом помещается кулак;
  • в идеале кресло должно быть с высокой спинкой, чтобы в нее упиралась голова и спина была прижата. Главное — минимальный прогиб в пояснице;
  • расстояние от глаз до стола не менее 30 см (длина локтя);
  • локоть рабочей руки лежит на столе.


Спешка и безотрывное письмо

Наталия Романова-Африкантова:

Ребенку часто дают слишком мало времени на отработку навыков, прописывания отдельных элементов, пропускают этап формирования графомоторных навыков (ребенок готовит руку к письму: чертит прямые линии, зигзаги, рисует окружности и раскрашивает). На каждый этот этап нужно выделять достаточное количество времени, чтобы навык окончательно сформировался.

Еще одна ошибка — требование безотрывного письма. Поэлементное письмо дается детям проще, а по мере нарастания навыков и скорости оно автоматически становится непрерывным.

Новая канцелярия или эстетика

Артем Лебедев:

Мотивация — не менее важный вопрос. Мне в детстве очень нравилось писать в новых тетрадях, используя новый красивый инструмент — это было главной мотивацией. Мама постоянно разорялась на ручки, блокноты, карандаши, и эта страсть осталась у меня до сих пор. Но важно уточнить, что хороший инструмент не значит дорогой. Не нужно бежать в магазин, покупать ребенку Parker за немыслимые деньги и говорить: пиши, и никакие отмазки не принимаются.

У кого-то мотивация в эстетике и красоте, у кого-то — в этой самой канцелярии, кому-то обещают купить велосипед за хорошие оценки (не скажу, что это самый действенный способ, но он есть). Если ребенок хочет развиваться, он занимается, тогда и виден результат.

Мелкая моторика

Самая распространенная проблема почерка — плохо развитая мелкая моторика. Значит, нужно тренировать пальцы. Для этого есть несколько веселых и эффективных упражнений:

  • Твистер. Поле с цветными кружками рисуется на листе бумаги, и вставать на них нужно не ногами и руками, а пальцами одной руки. Участники игры соревнуются по классическому принципу: кто будет успешнее переставлять пальцы, не выходя за границы кружков, тот и выиграл.
  • Рисование по точкам. Это простое упражнение еще из советского детства помогает развивать координацию движений и проводить точные линии. Сперва можно обводить пунктирные линии, а потом уже соединять точки самостоятельно. Результат — красивый рисунок.
  • Театр теней. Можно даже придумать игровой сюжет и изображать вместе с ребенком героев, попадающих в разные ситуации.
  • Пальчиковая гимнастика. «Мы писали, мы писали» — упражнение для разработки пальцев и кистей, быстрое и эффективное.
  • Разбор круп. В одной тарелке нужно смешать несколько видов круп и попросить ребенка перебрать их по видам.
  • Попеременное поднятие пальцев. Ладони прижаты к столу, ребенку нужно по очереди отрывать пальцы, можно каждым рисовать в воздухе круг.


Пространственное мышление

Если ребенок не умеет визуализировать объекты и плохо воспринимает расположение, размер и форму вещей, то это тоже может отрицательно сказаться на почерке, потому что буквы вылезают за строчки, начинают скакать. Что делать?

  • Буквы в воображении. Например, сидя в очереди вместе с ребенком, можно попросить его представить, как он пишет ту или иную букву в воздухе. Это полезно, потому что помогает представить идеальный вариант написания и стремиться к нему.
  • Графический диктант. Две клеточки вправо, три клеточки влево… Дети не знают, какая фигура у них получится в итоге. Они рисуют линии по заданному алгоритму в предвкушении рисунка-сюрприза.
  • Буквы из проволоки. Делаем объемные буквы из проволоки, а затем разбираем и делаем новые. Можно даже делать элементы и соединять их в одну букву.
  • Поиск предмета. Следуя указаниям взрослого («поверни налево» или «дойди до стула»), ребенок ищет предмет в комнате. Новое направление дается только после выполнения предыдущего.

Что советуют учителя?

Анастасия Бондарева, МАОУ «Лицей 14» г. Владимира:

Почерк — это индивидуально: у кого-то буквы больше, у кого-то меньше, и их все нужно вписать в каноны узкой линейки, что вызывает у детей много затруднений.

Сейчас много действительно интересных прописей (например, прописи Пушкина). Косая линейка помогает задать правильную конфигурацию букв. Я на уроках использую мелкие логопедические шарики с шипами («су-джок») для стимуляции нервных окончаний. Хорошо помогают пальчиковые гимнастики. Все это развитие мелкой моторики, и только после этого можно приступать к упражнениям в тетрадях. Советую больше обводить: развивается и двигательная, и зрительная память.


Что делать, если будущий первоклассник не хочет писать от руки?

А еще у детей сегодня все чаще встречаются проблемы с речью, целеполаганием и различными психическими процессами. В век информатизации и компьютеризации очень многое перешло на автоматический режим. Именно поэтому письмо от руки — это развитие мозга. Почему в начальной школе детям часто исправляют почерк и снижают за него оценки? Потому что учителя заботятся не о формальности (красивые буквы), а о всестороннем развитии ребенка через письмо, то есть стараются сделать то, что современная школа ученикам не предлагает.

Екатерина Кравченко, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1530 («Школа Ломоносова») г. Москвы:

Во-первых, я бы рекомендовала следить за посадкой, наклоном тетради и держанием ручки. Звучит банально, но это правда работает. Сел ровно, тетрадь положил правильно — и вуаля, вот он, нужный наклон, вот они, красивые буквы. Во-вторых, удобная ручка. Не нужно покупать декоративные ручки с блестками, фигурками и прочим нагромождением: это отвлекает, да и держать их неудобно.


А еще детей нельзя торопить. Они хотят быстрее закончить работу и убрать тетрадь в дальний угол, а работать нужно не на скорость, а на результат. Вначале я использую тетради в частую линейку: в них нагляднее видны сами буквы и соединения. При переходе на широкую линейку можно подкладывать лист с разлиновкой: это поможет привыкнуть к новому формату и «не мельчить».

  • Графические диктанты — отличное упражнение, которое помогает детям лучше ориентироваться в тетради и не писать откуда придется.
  • Каждый урок можно начинать с минутки чистописания или графической разминки. Мне очень нравится сборник Тарасовой Л. Е. — в 1–2-х классах обычный, а с 3-го даю ребятам ее тренажер для старшеклассников (1-я ступень). Там задания усложняются.
  • Из элементов букв можно рисовать интересные узоры — и не избито, и весело.
  • Развивать мелкую моторику. Вырезать узоры ножницами, работать в технике квиллинг, оригами, лепить из пластилина, особенно мелкие элементы.
  • Чаще писать!

Важно не надоесть детям с одним и тем же типом заданий, тогда ребенку будет нравиться все, что ты ему предлагаешь.

Почерк — работа не разовая. Исправить его можно в любом возрасте, нужно лишь определить этап, на котором сформировалась проблема, и устранить ее. Главное — упорство, время и желание.

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Ангелину Браун.

Читайте также: