Почему утки плавают а куры нет

Опубликовано: 26.04.2024

НАТАЛЬЯ ПУТКОВА
Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы

Цель: Установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания (перья покрыты жиром, чтобы держаться на поверхности воды; перепонки на лапах, чтобы легче плыть).

1. Опытным путем подвести детей к пониманию того, что жир не дает предметам утонуть;

2. Учить обобщать информацию, полученную в результате опытов, перья утки покрыты жиром и поэтому не намокают и не тонут;

3. Подвести детей к выводу, что перепонки на лапах у водоплавающих птиц помогают им плавать по воде.

Воспитатель вносит корзинку с игрушками утёнка и цыплёнка.

Воспитатель - Посмотрите, кого я принесла. Из какой сказки эти герои? Чем закончилась эта сказка?

(Предполагаемые ответы детей: Из сказки «Утёнок и цыплёнок». Закончилась сказка тем, что цыплёнок и утёнок пошли купаться и цыплёнок чуть не утонул.)

Воспитатель - Почему цыпленок стал тонуть, а утёнок плавал?

(Предполагаемые ответы детей: «Потому, что цыплёнок не водоплавающий)

Если затрудняются ответить,воспитатель задает наводящие вопросы:

- Кто мама утёнка? Утка умеет плавать или нет? Как называются птицы, которые умеют плавать? (Подводит к выводу: плавают водоплавающие птицы)

- Почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды и умеют плавать?

Дети не знают ответа на вопрос, высказывают свои версии.

Воспитатель дает правильный ответ: Водоплавающие птицы держатся на воде и не тонут, потому что у них перья покрыты жиром, а плавают по воде потому что у них на лапах перепонки. И помогут нам в этом убедится несколько опытов.

Проходите в нашу лабораторию за столы.

Сейчас мы с вами убедимся, что жир не дает предметам утонуть.

Возьмите один листик бумаги и опустите его в воду, окрашенной стороной вверх. Что с ним произошло? (Предполагаемые ответы: «Он намок») Намочим его сильнее. Что с ним теперь произошло? (Предполагаемые ответы: «Листик утонул»)

Положим перед собой клеёнку и намажем на ней второй листик бумаги с двух сторон жиром. А теперь опустим его в воду, окрашенной стороной вверх и тоже хорошо помочим. Что с ним произошло?

(Предполагаемые ответы детей: «Он не утонул, он всплыл.»)

Почему один листик утонул, а другой плавает на поверхности?

Воспитатель предлагает вспомнить, чем отличались листочки.Подводит к выводу: листочек намазанный жиром не тонет.

Давайте достанем листик из воды. Что происходит с водой? (Предполагаемые ответы: «Вода стекла и держится каплями на листке»)

Почему? (Предполагаемые ответы: «Жир мешает листку намочиться»)

Воспитатель фиксирует на доске результат опыта.

Воспитатель – У каждого из вас есть два пера белое утиное и коричневое куриное. Давайте проверим, правда ли, что утиное перо покрыто жиром и не намокнет. Возьмите два пера, одно куриное (Обращается к цыплёнку: «Смотри, цыплёнок, это перо твоей мамы – курицы.») второе утиное (Обращается к утёнку: «Это, утёнок, перо твоей мамы - утки.») и опустите их в воду, хорошо помочите и достанте. Как они изменились? (Предполагаемые ответы: Куриное перо намокло, а утиное не изменилось.)

Почему? (Если дети затрудняются.) Давайте вспомним опыт с листиками бумаги. Почему один утонул, а другой плавал на поверхности? Так почему же одно перо намокло, а другое – нет?

Подводит к выводу: утиные перья покрыты жиром.

Воспитатель зарисовывает на доске результат опыта.

Поэтому водоплавающие птицы не намокают и держаться на поверхности воды.

Воспитатель – Птицам надо не только держаться на поверхности воды, но и передвигаться по воде в поисках пищи, и в этом им помогают перепонки на лапах. Давайте выясним, почему перепонки помогают птицам плавать.

Подойдём к ёмкости с водой. Наденьте, пожалуйста, на одну руку пакет и закрепите резинкой. Растопырьте пальцы. На что стала похожа ваша рука?

(Предполагаемые ответы: на лапу водоплавающих птиц.)

Вначале давайте надавим на воду растопыренными пальцами руки без пакета, а потом - пальцами в пакете.

Какой рукой было труднее надавливать на воду?

(Предполагаемые ответы: рукой в пакете.)

Если труднее надавливать, то легче отталкиваться в воде. Поэтому у водоплавающих птиц лапки с перепонками.

Обращается к игрушкам: «Видишь, цыплёнок, у утёнка лапки с перепонками, а у тебя нет, поэтому ты и не смог поплыть».

Воспитатель зарисовывает на доске результаты опыта.

Воспитатель – Ребята снимите пакеты и положите их на стол, пройдите в лабораторию за столы.

Ребята, напомните, пожалуйста, чем водоплавающие птицы отличаются от неводоплавающих.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящий вопрос (Почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды)

Подводит к выводу: «Их перья покрыты жиром»

А чтобы они могли плыть?

(Предполагаемые ответы: у водоплавающих птиц на лапках перепонки.)

Воспитатель – Цыпленок, теперь ты понял, почему у тебя не получилось поплыть, потому что утёнок водоплавающая птица, а ты нет. Дорогие гости вам пора домой – в птичник, вас мамы заждались. До свидания.

Уносит корзинку с игрушками за дверь.

Воспитатель – Интересно, зачем водоплавающим птицам надо плавать?

(Предполагаемый ответ детей – Чтобы питатеться)

А чем питаются водоплавающие птицы мы с вами узнаем в следующий раз.

Ребята давайте вспомним. Какой опыт помог нам понять, почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды?

(Предполагаемые ответы: опыт с листочками)

А как мы его проводили? (Дети описывают ход опыта)

Какой опыт помог понять, почему водоплавающие птицы легко и быстро плавают?

(Предполагаемые ответы: опыт с пакетом на руке)

А как мы его проводили? (Дети описывают ход опыта)

А теперь присядьте за столы и зафиксируйте ход опытов в дневнике.

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы «Право на имя»
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы «Право на имя» Образовательная деятельность в старшей группе (подгруппа детей 10 чел.) Тема:"Право на имя" Цель: создание игровой ситуации для закрепления.

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с природой в старшей группе Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: Пернатые друзья. Задачи: Формировать.

Непосредственно образовательная деятельность «Страна доброты и вежливости» с детьми старшей группы Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Непосредственно-образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» по теме: «Наша Таня громко плачет…» Непосредственно-образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» по теме: «Наша Таня громко плачет.» Программное содержание:.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Пингвиний пляж» Тема «Семейство пингвинов» Задачи: 1. Совершенствовать технику скульптурной лепки; 2. Вызвать интерес к изображению пингвина пластическими.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Полет в космос» Цель: Создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником “День космонавтики”. Задачи: Образовательные расширять.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Доброта» Цель: учить быть сдержанными, вежливыми и доброжелательными, развивать связную речь, работать над выразительностью речи; определение понятия.

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Почему к нам приходит зима?» Цель: создание условий для развития творческого воображения, логического мышления Задачи: 1. Создать условия для закрепления знания детей.

Выражение «выйти сухим из воды» знакомо каждому. Переносное значение фразы понятно, а вот живым олицетворением прямого может стать обычная утка! Эти птицы даже после длительного купания выходят на берег, будто после салона красоты. Оперение лежит ровно, оно сухое и чистое. Как пернатым это удается? Почему неповоротливая на суше утка так виртуозно плавает и ныряет, наверняка, задумывались многие. Чтобы понять это, нужно повнимательнее присмотреться к птице.

Почему не намокают перья у водоплавающих птиц

Оперение птиц, которые живут у водоемов, покрыто тонким слоем жира. Он предохраняет покров тела от намокания. Жир также сохраняет тепло. Вода стекает по спине, начиная с головы, если утка вынырнет и поплывет, таким образом, что не просачивается сквозь плотный перьевой слой.

Птицы приводят себя в порядок после каждого купания, чтобы обновить защитный слой на перьях. Около хвоста всех пернатых водоплавающих расположена особая железа, которая вырабатывает жировую смазку. Утки захватывают ее клювом и тщательно втирают в оперение. Мышечные волокна поднимают стержни пера. Со стороны это выглядит, будто птица отряхивается после водных процедур.

Все эти манипуляции она проделывает ежедневно по нескольку раз, чтобы оставаться на плаву.

Ученые доказали, что если смыть с утки жировой слой, она утонет, несмотря на легкость костей и общий запас воздуха в легких.

Наличие перепонок

Важными приспособлениями для передвижения в воде и под водой являются перепончатые лапы. Ноги уток короткие, по сравнению с другими пернатыми, зато они крепкие и расположены ближе к хвосту. На них имеется три основных пальца с перепонками и один придаточный с внутреннего края. Он необходим для устойчивости.



На суше походка птицы выглядит косолапо, да и скоростью ходьбы утки похвастаться не могут. Их лапки стоят вертикально, если смотреть спереди – скошены к центру. При беге на таких конечностях пернатая может даже упасть на грудку из-за плохого равновесия. В воде же лапки находятся под углом к поверхности. Именно благодаря их размерам и силе мышц птица может быстро набирать скорость, поворачивать и тормозить.

Оперение

Известно, что утки могут подолгу находиться в ледяной воде и спокойно передвигаться по снегу. Некоторые виды даже спят прямо на волнах, засунув голову под крыло. Никакой загадки в этом нет, все дело в особом перьевом слое.

Описание пеганок и характеристики породы уток, образ жизни и Красная книга

Плотный пух закрывают толстые перья. Между ними сохраняется достаточный слой теплого воздуха. К тому же верхние перья, за счет жировой смазки, ветронепроницаемы.

утка плавает

Интересные особенности

Наряду со всем прочим, у этих забавных птиц есть еще ряд необычных отличий:

  1. Лапки уточек не мерзнут даже в мороз, потому что там попросту нет кровеносных сосудов и нервных окончаний
  2. Водоплавающих держит на поверхности воздушный мешок, который при нырянии выталкивает воздух в заднюю часть, чтобы клюв и грудь погрузились.
  3. Третье веко защищает глаза утиных от попадания мусора в мутной воде.
  4. Утки могут нырять прямо с поверхности воды, между тем большинство других птиц для этого пикирует с высоты.
  5. При нырянии пернатые регулируют глубину и скорость крыльями и подвижным хвостом.
  6. Они способны погружаться на 7-13 минут, если преследуют добычу. Средняя скорость плавания – 1 м/с.
  7. Во время линьки утки стараются поменьше быть в водоеме, ведь есть риск потерять тепло и намочить обновляющиеся перья.
  8. Подкожная прослойка жира также служит поплавком и греет пернатых в мороз.

Утки начали считаться домашними в 17 столетии. Сначала монахи прикармливали их, а через некоторое время начали разводить. Однако в то время утки содержались лишь на воде, что неудивительно, потому что они отлично плавают. Важно понимать, почему плавает утка, и что ей в этом помогает.

Жировой секрет

Утки хорошо держатся на поверхности воды благодаря форме тела — оно у неё сплюснутое. Кости у такой птицы облегченные и полые. Оперение покрыто маслянистой жидкостью, благодаря чему отталкивает воду. За счет густоты оперения предотвращается намокание, когда утка плавает. Оно также спасает птицу от холодов. Утка может плавать в прохладной воде в течение длительного времени, так как специальной железой, расположенной около хвоста, вырабатывается жирная жидкость, в результате чего уткам не холодно.

Перед отправкой в плаванье пернатыми повторяется процедура смазки перьев. Встав, птица отряхивается. При этом она совершает волновые движения, а перья поднимаются возле основания. В результате жировой слой быстро их покрывает.

Такая смазка увеличивает объем тела, что имеет большое значение в процессе плавания. Известно, что если у пернатых не будет смазки, или тело будет покрыто непроницаемым веществом, плыть утка не сможет.

Помощь со стороны лап

лапы утки

Лапы помогают утке уверенно держаться на поверхности воды. С их помощью утка плавает. Пальцы на ногах объединены перепонкой. У некоторых пород оторочки развиты по отдельности. В результате увеличивается размер площади сопротивления. За счет этого усиливается сила толчков о воду во время гребли.

Отдельные суставы отличаются специальным строением, призванным облегчить движение по водоему. У уток сильные, не чувствительные к морозам, лапы, поэтому они спокойно плавают по холодной воде.

На суше лапы располагаются вертикально. Так что центр тяжести смещается, и утка передвигается медленнее. Если же она спешит, то заваливается на грудку. Походка при этом выглядит несколько неуклюжей.

При нахождении в воде лапы расположены под небольшим углом. Когда птица попадает в водоем, ее корпус работает, как лодка, а лапы – по аналогии с рулем. За счет коротких лап возможно совершение быстрых маневров и торможения.

Оперение

Структура птичьего пера

Основная причина непотопляемости – наличие уникального оперения (оно постоянно чистится и поддерживается в порядке). Перья плотно прилегают друг к другу и к туловищу утки. В результате образуется барьер, защищающий от влаги.

У перьев имеются тонкие бородки, которые сцеплены вместе за счет миниатюрных крючков. За счет такой сцепки с оперением обеспечивается его прочность, и сохраняется форма. Помимо оперения защищают от непогоды и лапы, которые не реагируют на перепады температур. Предотвращает проникновение холода к телу птицы и слой подкожного жира. К тому же накапливающийся под слоем птичьих перьев воздух придает телу легкость во время плавания. В результате невозможно утонуть.

Интересные особенности

утка ныряет

У таких пернатых помимо парных грудных мешков имеются непарные ключичные. За счет расположения полостей с воздухом в костях и во внутренних органах обеспечивается легкость скелета, что помогает не только плавать, но и летать.

За счет того, что объем воздуха в таких мешках регулируется, птица не только меняет плотность своего тела во время ныряния и перелета, но и контролирует температуру. В воздухоносной полости газообмен не происходит. Так что она не принимает участие в процессе дыхания.

Интересно и то, как эти птицы ныряют. В результате создания сопротивления в процессе ныряния грудной клеткой выталкивается воздух, пальцы раскрываются и двигаются поступательно. Благодаря этим процессам утка погружается на любую глубину с места. Ее водоплавающие собратья вынуждены пикировать с большой высоты.

Нырять умеют не все разновидности уток, ведь это непростая работа. Чтобы нырнуть, приходится совершить резкое движение головой и корпусом вниз. Птица помогает себе мощными движениями лап. Способна утка и приземляться с воды.

Любят воду и маленькие утята. Они начинают плавать за матерью, как только выбрались из скорлупы. При этом им удается отыскать пищу. Мать контролирует птенцов и постепенно приучает их к самостоятельности.

Птенцы могут держаться на воде, если находятся под материнским крылом. Дотрагиваясь своим пушком до перьев мамы-утки, они покрывают собственное оперение жировым слоем, который помогает держаться на воде. Если же малыш оказался без матери или выведен в инкубаторе, он не сможет самостоятельно покрыть пушок жиром. Так что он может не только промокнуть, но и погибнуть.

Книжный мир детства | Любимые детские книги

Книжный мир детства | Любимые детские книги запись закреплена
Зазеркалье – мир воображения, сказки, мечты

ПОЧЕМУ УТКА ПЛАВАЕТ? (хитрые вопросы из книги М. Булатова "Тридцать три пирога")

Игра на смекалку с детьми. Некоторые вопросы только кажутся простыми, над многими придётся серьёзно подумать.

1) Росло четыре берёзы,
На каждой берёзе – по четыре больших ветки,
На каждой большой ветке –
По четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке –
По четыре яблока.
Сколько всего яблок?
(Ни одного: на берёзах яблоки не растут.)
2) Что случилось тридцать первого февраля? (Ничего: тридцать первого февраля не бывает.)
3) Были у одного мужика волк, коза и капуста. И надо было ему переехать через реку в маленькой лодочке и перевезти их с собой по одному: либо волка, либо козу, либо капусту.
Если он перевезёт на тот берег волка, то коза в это время съест капусту. Если перевезёт козу, а потом волка – волк съест козу. Как же он их перевёз?
(Сперва перевёз козу, потом капусту, а козу отвёз обратно. Затем перевёз волка и снова козу.)
4) Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков – по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна бабка: старики шли в другую сторону.)
5) Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу.)
6) Почему человек назад оглядывается? (Потому что у него на затылке глаз нет.)
7) Что легче: пуд железа или пуд сена? (Одинаково весят.)
8) До какого места заяц бежит в лес? (До середины леса: от середины он уже бежит из лесу.)
9) Какой самый короткий месяц в году? (Май – всего три буквы.)
10) Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
11) Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их? (Сложить из них цифру 4.)
12) Под чем заяц лежит? (Под своими ушами.)
13) Чего не обнесёшь вокруг хаты? (Воду в решете.)
14) Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно.)
15) Что в горшок кидают перед тем, как варят в нём еду? (Взгляд: смотрят, чистый ли горшок.)
16) Отчего кошка бегает? (Не умеет летать.)
17) Может ли петух назвать себя птицей? (Нет: петух не умеет говорить.)
18) Сколько яиц можно съесть натощак? (Только одно: после первого уже не будет натощак.)
19) Где вода столбом стоит? (В бутылке, в стакане.)
20) Почему шляпу носят? (Потому что она сама не ходит.)
21) Чем до неба докинешь? (Взглядом.)
22) От чего гусь плавает? (От берега.)
23) По чему собака бегает? (По земле.)
24) По чему птицы летают? (По воздуху.)
25) По чему утка плавает? (По воде.)
26) По чему в лес ходят? (По земле.)
27) За чем во рту язык? (За зубами.)
28) За чем мы едим? (За столом.)
29) По чему поезд ходит? (По рельсам.)
30) По чему, когда хочешь спать, идёшь на кровать? (По полу.)
31) За чем вода в бутылке? (За стеклом.)
32) Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая.)
33) Какой ключ не бьёт и не отмыкает? (Нотный.)
34) Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Из железнодорожного.)
35) Кто на все руки мастер? (Перчаточник.)
36) Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)
37) На что Стёпа шляпу купил? (На деньги.)
38) Какой год продолжается всего один день? (Новый год.)
39) Что нужно для обеда? (Ложка.)
40) Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? (Второго января.)
41) Из какой посуды не едят? (Из пустой.)
42) Тебе на то место не сесть, на которое я сяду! Почему? (Потому что место будет занято.)
43) Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может, потому что ночь разделяет дни.)
44) У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба.)
45) Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться.)
46) Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится? (Запасное.)
47) Что будет с вороной, когда седьмой год минет? (Пойдёт восьмой год.)
48) Что сделается с красным шёлковым платком, если его опустить на пять минут в воду? (Намокнет, только и всего!)
49) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
50) Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
51) Почему собака лает? (Потому что говорить не может.)
52) Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки.)
53) Каких камней в море нет? (Сухих: все мокрые.)
54) Под каким деревом сидит заяц в лесу во время дождя? (Под мокрым.)
55) Несла бабка на базар сто яиц, а дно упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного: ведь дно-то упало!)
56) Когда сторож бывает цветком? (Когда он не за будкой – незабудкой.)
57) Изловил рыбак ерша – больно рыба хороша: ведь он с ухой больше полпуда вытянул! (Вместе с ухой.)
58) Как можно прочесть слово «загадка»? (Только слева направо.)
59) Когда человек стоит на часах? (Когда он часовой.)
60) Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу? (Надо подождать, пока она улетит.)
61) Какой колокольчик не звенит? (Цветок-колокольчик.)
62) Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – соня.)
63) Три телёнка, сколько будет ног? (Сколько телёнка ни три – у него будет четыре ноги.)
64) Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна – сосна.)
65) Бежало сорок волков, сколько у них у шей хвостов? (Ни одного: у шей хвостов нет!)
66) Какой песок в Волге? (Сырой, мокрый.)
67) Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу? (Сорок «а» – сорока.)
68) Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком.)
69) Сколько надо букв «г», чтобы получилась большая куча сена? (Сто «г» – стог.)
70) Какая птица из сорока букв? (Сорока.)
71) Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)
72) Что посреди Волги стоит? (Буква «л».)
73) А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала – что осталось на трубе? (Буква «и».)
74) Какое слово состоит из полубуквы? (Полк – пол «к».)
75) Что находится между рекой и берегом? («И».)
76) Что у цапли спереди, а у зайца сзади? (Буква «ц».)
77) Как написать «я» и «ц», чтобы получилось название животного? (За «я» – «ц» – заяц.)
78) Когда полы бывают тремя местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)
79) Какие два местоимения портят мостовые? («Я», «мы» – ямы.)
80) Что нужно взять от паровоза и от кита, чтобы лодка поплыла? (Пар, ус – парус.)
81) Что нужно сделать, чтобы рыба лосось превратилась в зверя? (Выбросить «со» – и будет лось.)
82) В каком числе столько же цифр, сколько букв? (Сто.)
83) В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? (Опять.)

Светлана Михайловна Жижина

Автором представлены материалы по организации и проведению опытно - экспериментальной деятельности по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
oed_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx 20.75 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Воспитатель высшей категории

Жижина Светлана Михайловна

Цель: установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания.

- опытным путем подвести детей к пониманию того, что жир не дает предметам утонуть, а перепонки на лапах водоплавающих птиц помогают плавать;

- развивать умение обобщать информацию, полученную в результате опытов;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать наблюдательность, активность, зрительную память, умение анализировать, делать выводы, рассуждать.

Материалы и оборудование: игрушки цыплёнка и утёнка, листы бумаги, ёмкость с водой, пакеты и резинки на каждого ребёнка, жир в баночке, клеёнки, кисти.

Воспитатель вносит корзинку с игрушками утёнка и цыплёнка.

Воспитатель: Посмотрите, кого я принесла. Из какой сказки эти герои? Чем закончилась эта сказка?

Предполагаемые ответы детей: «Из сказки «Утёнок и цыплёнок». Закончилась сказка тем, что цыплёнок и утёнок пошли купаться и цыплёнок чуть не утонул».

Воспитатель: Почему цыпленок стал тонуть, а утёнок плавал?

Предполагаемые ответы детей: «Потому, что цыплёнок не водоплавающий».

Если затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

Воспитатель: Кто мама утёнка? Утка умеет плавать или нет? Как называются птицы, которые умеют плавать?

Подводит к выводу: плавают водоплавающие птицы.

Воспитатель: Почему водоплавающие птицы держатся на поверхности воды и умеют плавать?

Дети не знают ответа на вопрос, высказывают свои версии.

Воспитатель дает правильный ответ.

Воспитатель: Водоплавающие птицы держатся на воде и не тонут, потому что у них перья покрыты жиром, а плавают потому, что у них на лапах перепонки. А помогут нам в этом убедиться несколько опытов. Проходите в нашу лабораторию за столы. Сейчас мы с вами убедимся, что жир не дает предметам утонуть. Возьмите один листик бумаги и опустите его в воду, окрашенной стороной вверх. Что с ним произошло? Предполагаемые ответы: «Он намок».

Воспитатель: Намочим его сильнее. Что с ним теперь произошло? Предполагаемые ответы: «Лист утонул».

Воспитатель: Положим перед собой клеёнку и намажем на ней второй лист бумаги с двух сторон жиром. А теперь опустим его в воду, окрашенной стороной вверх и тоже хорошо намочим. Что с ним произошло?

Предполагаемые ответы детей: «Он не утонул, он всплыл».

Воспитатель: Почему один лист утонул, а другой плавает на поверхности?

Подводит к выводу: листочек намазанный жиром не тонет.

Воспитатель: Давайте достанем лист бумаги из воды. Что происходит с водой?

Предполагаемые ответы: «Вода стекла и держится каплями на листке».

Предполагаемые ответы: «Жир мешает листку намочиться».

Воспитатель: У каждого из вас есть два пера белое утиное и коричневое куриное. Давайте проверим, правда ли, что утиное перо покрыто жиром и не намокнет. Возьмите коричневое перо, оно куриное.

Обращается к цыплёнку: «Смотри, цыплёнок, это перо твоей мамы – курицы».

Воспитатель: А теперь возьмите второе перо.

Обращается к утёнку: «Это, утёнок, перо твоей мамы - утки».

Воспитатель: Опустите их в воду. Хорошо намочите и вытащите. Как они изменились?

Предполагаемые ответы: Куриное перо намокло, а утиное не изменилось.

Воспитатель: Почему? Давайте вспомним опыт с листами бумаги. Почему один утонул, а другой плавал на поверхности? Так почему же одно перо намокло, а другое – нет?

Подводит к выводу: утиные перья покрыты жиром, поэтому водоплавающие птицы не намокают и держатся на поверхности воды.

Воспитатель: Птицам надо не только держаться на поверхности воды, но и передвигаться в поисках пищи, и в этом им помогают перепонки на лапах. Давайте выясним, почему перепонки помогают птицам плавать. Подойдём к ёмкости с водой. Наденьте, пожалуйста, на одну руку пакет и закрепите резинкой. Растопырьте пальцы. На что стала похожа ваша рука?

Предполагаемые ответы: « На лапу водоплавающих птиц».

Воспитатель: Вначале давайте в воде оттолкнёмся растопыренными пальцами руки без пакета, а потом - пальцами в пакете.

Дети проделывают опыт.

Воспитатель: Какой рукой было легче отталкиваться в воде?

Предполагаемые ответы: рукой в пакете.

Воспитатель: Верно, в воде легче отталкиваться, когда есть перепонки.

Воспитатель обращается к игрушкам: «Видишь, цыплёнок, у утёнка лапки с перепонками, а у тебя нет, поэтому ты и не смог поплыть».

Воспитатель: Ребята, снимите пакеты и положите их на стол, пройдите в лабораторию.

Воспитатель: Ребята, напомните, пожалуйста, чем водоплавающие птицы отличаются от неводоплавающих.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящий вопрос: «Почему водоплавающие птицы держатся на поверхности воды?».

Подводит к выводу: «Их перья покрыты жиром».

Воспитатель: А чтобы они могли плыть?

Предполагаемые ответы: «У водоплавающих птиц на лапках перепонки».

Воспитатель: Цыпленок, теперь ты понял, почему у тебя не получилось поплыть? Потому что утёнок водоплавающая птица, а ты нет. Дорогие гости, вам пора домой – в птичник, вас мамы заждались. До свидания.

Уносит корзинку с игрушками за дверь.

Воспитатель: Интересно, зачем водоплавающим птицам надо плавать?

Предполагаемый ответ детей: «Чтобы питаться».

Воспитатель: А чем питаются водоплавающие птицы, мы с вами узнаем в следующий раз. Ребята, давайте вспомним. Какой опыт помог нам понять, почему водоплавающие птицы держаться на поверхности воды?

Предполагаемые ответы: опыт с листочками бумаги.

Воспитатель: А как мы его проводили?

Дети описывают ход опыта.

Воспитатель: Какой опыт помог понять, почему водоплавающие птицы легко и быстро плавают?

Предполагаемые ответы: опыт с пакетом на руке.

Воспитатель: А как мы его проводили?

Дети описывают ход опыта.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас предлагаю убрать рабочие места и посмотреть мультфильм «Кораблик».

Опытно – экспериментальная деятельность «Зачем кошке шершавый язык?»

Цель : формирование представлений о строении и значении языка кошки.

- уточнить знания о внешнем виде и кошки;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать наблюдательность, активность, зрительную память, умение анализировать, делать выводы, рассуждать.

Материал и оборудование: видеоматериал, фотоаппарат, наждачная бумага, мех, натертый графит в тарелочке, бумага тонкая и бумага бархатная.

Предварительная работа: рассматривание и наблюдение за котом.

Воспитатель обращает внимание на то, что в группе кто – то появился, и предлагает узнать по голосу кто это?

Звучит голос кота.

Воспитатель: Кто же это пришел?

Воспитатель: Какой он – живой или неживой?

Дети: Неживой, это игрушка.

Воспитатель: Какая игрушка?

Дети: Мягкая, из искусственного меха.

Воспитатель: Какая же это игрушка?

Дети: Это меховая игрушка.

Воспитатель предлагает поиграть с котёнком. Дети играют с игрушкой.

Воспитатель: Вы поиграли с котенком, и он замарался. Как его почистим? Какие у вас есть идеи или предложения?

Дети: Можно почистить, постирать.

Воспитатель: Молодцы, а вот если бы это был настоящий котёнок, чем бы он почистился? Можно ли его постирать? Как вы думаете?

Дети: Нет, но его можно помыть.

Воспитатель: Ребята, часто мыть кошек нельзя, они могут простудиться и заболеть.

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас на телемост в нашим другом котом Василием. Все готовы? Смотрите внимательно на экран. Давайте поздороваемся: «Здравствуй, кот Василий!».

Дети: Здравствуй, кот Василий!

Кот: Здравствуйте, дети! А вы знаете, как и чем я умываюсь?

Воспитатель: Ребята, вам, наверное, интересно узнать, почему кот умывается язычком? Хотите узнать, какой язычок у кота?

Воспитатель: Тогда пройдемте в нашу лабораторию. Здесь мы проведем два опыта. Давайте повторим правила безопасности:

• слушать инструкции воспитателя;

• в рот ничего не брать;

• после опытов привести рабочее место в порядок.

Посмотрите, на столе лежат кусочки бумаги и меха, почти такой же, как и у нашего кота Василия и котёнка, с которым вы играли

Воспитатель: Проведем белой бумагой по меху. Что-нибудь прилипло к бумаге?

Дети: Она гладкая.

Воспитатель: Возьмите бархатную бумагу, проведите по меху. Что-нибудь прилипло к ней? Почему?

Дети: Да, пушинки. Она мягкая и нежная.

Воспитатель: А теперь возьмите наждачную бумагу, проведите по меху. Что мы видим?

Дети: К бумаге прилипли волоски меха.

Дети: Она жёсткая, шершавая, колючая.

Воспитатель: Когда кот чистит свою шерстку, то на язычок прилипают старые мелкие волоски. Так кот или кошка чистят свою шерстку.

Воспитатель: На какую бумагу похож язычок кота?

Дети: На наждачную.

Дети: Потому что к ней прилипают волоски.

Воспитатель: Почему прилипают?

Дети: Потому что она шершавая.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: У кота или кошки шершавый язык, похожий на наждачную бумагу. Шершавый язычок помогает коту умываться и чиститься, собирать пыль и волоски.

Дети по желанию повторяют опыт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. .


Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ.


Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр.


Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников

Правильное оформительское решение учебно-опытного участка, заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является эффективным средством экологического воспи.


Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюд.


Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".


Опыт работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения к природе у ребенка дошкольного возраста является экспериментирование.

Читайте также: