Что обещал азамат казбичу за коня

Опубликовано: 23.04.2024

Казбич и Азамат - смертельная ссора. «Герой нашего времени» (Геннадий Воловой)

(Полная версия "Тайна романа "Герой нашего времени" на сайте Афоризмы.Ру - Литературный сайт Геннадия Волового - www.aphorisms.ru )


Камнем преткновения истории Бэлы стала лошадь Казбича. Значение коня для горца было огромное. Цена его порой была так высока, что за него отдавали целое состояние. Описывая Карагеза, Максим Максимыч делает различные одобрительные сравнения и даже сравнивает его с красотой Бэлы: «вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда и не привязывает». Поэтический и точный язык Максима Максимыча создает образ героического коня, но словно очнувшись от собственной завораживающей речи, он извиняющимся тоном добавляет: «Уж такая разбойничья лошадь!…». Восхищение лошадью объединяет образ Максима Максимыча и кавказца, который может бесконечно долго обсуждать достоинства и недостатки лошади. Лермонтов верен своему принципу повествования - сначала он создает внешний образ, обрисовывает наиболее характерные черты, а затем непосредственно переходит к событиям. После описания Карагеза писатель переходит к его истории и событиям вокруг него.
«- Славная у тебя лошадь! – говорил Аза мат, - если б я был хозяин в доме, имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!»
Казбич начинает неторопливо рассказ о своем героическом коне. Для него Карагез является верным другом, который не раз спасал его от верной гибели. Во время одного из набегов на русских за ним была организована погоня.
«За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крик гяуров, передо мною был густой лес. Прилег я на седло, поручил себя аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети».
Казбич посчитал, что оскорбил коня, ударив его плетью. В этом выражена любовь и почитание Карагеза, как равного ему существа. Он сравнивает коня с птицей. В густом лесу они скачут сквозь колючки и ветки. Казбич подвергает себя смертельной опасности. Конь мог разбиться в любую секунду, разбился бы вместе с ним и Казбич. Горец понимает, что с точки зрения целесообразности он принял неправильное решение: «Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, - и пророк вознаградил меня».
Горец готов был пожертвовать жизнью ради любимого коня. Обращение к богу является характерным в его понимании судьбы и событий, которые с ним произошли. Пророк его вознаградил, как считает Казбич, за его преданность Карагезу. Но погоня была еще впереди. Неожиданное препятствие заставило расстаться Казбича с его лошадью.
«Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался – и прыгнул. Задние его копыта оборвались с противного берега, и он повис на передних ногах. Я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло моего коня: он выскочил».
Карагез ведет себя в описании Казбича как человек. Он «призадумался» перед рытвиной. Он оценивал свои возможности преодолеть овраг. Совсем немного ему не хватило для успешного преодоления препятствия. В этот момент Казбичу выпало второе испытание. Он мгновенно оценил ситуацию: вместе с ношей его лошади не выбраться, и, не раздумывая, подверг себя смертельной опасности: «Я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло моего коня: он выскочил».
Овраг был настолько глубок, что казаки не нашли возможным добить горца: «…они, верно, думали, что я убился до смерти». Была и другая причина, по которой преследователи не стали опускаться в овраг. Они оценили великолепные скаковые качества Карагеза и бросились, не теряя времени, ловить его: «…все кинулись ловить его с криком; долго, долго они за ним гонялись, особенно один раза два чуть-чуть не накинул ему на шею аркана; я задрожал, опустил глаза и начал молиться».
Обращение Казбича к богу говорит о религиозности горца, это свидетельствует о его высоких нравственных ценностях. Для Лермонтова обращение его героя к богу, который является воплощением высшей морали, является ценным личностным качеством. Бэла остается верной своей религии. Она долго не могла примерить в своей душе другую веру Печорина, пока он не нашел неопровержимых для нее аргументов. Однако не следует делать вывод, что отсутствие религиозности является отрицательной характеристикой героя. Для Печорина, который скорее по взглядам был атеистом, отсутствие веры в бога не является отрицательной чертой.
Казбич ведет внутренний диалог с богом. Для него он строгий судья, который спросит и накажет, если он совершит несправедливый поступок. В сознании Казбича спасение Карагеза – это вознаграждение пророка за его преданность коню: «…вижу мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер, а гяуры далеко один за другим тянутся по степи на измученных конях. Валлах! это правда, истинная правда!»
Казбич называет своего коня товарищем, он дает ему разные нежные имена. Любовь к коню открывает в Казбиче искреннюю любящую душу. После рассказанной истории, становится понятным, что Казбич расправится со всяким, кто попытается отнять у него лошадь. Все последующие действия Казбича можно понять и оправдать этим мотивом.
Азамат после рассказа Казбича готов отдать уже тысячу кобыл, если бы у него была такая возможность. И можно не сомневаться в искренности княжеского сына, он действительно готов пожертвовать огромным состоянием, ради обладания вожделенного коня.
«- Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич».
Казбич с безразличием относится к деньгам. Даже сама мысль стать обладателем несметного богатства оказывается для него никчемной, по сравнению с его любимой лошадью. Такое отношение к деньгам также является положительной стороной характера Казбича. Можно сказать, что к своим друзьям он предан, и ни за какие деньги их не предаст. Азамат не понимает эту сторону души Казбича. Он продолжает упрашивать, пуская в ход слезы, мольбы, лесть. Он страстно влюблен в Карагеза. Он также поэтическим языком описывает достоинства коня.
«- В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат, - когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор мне все опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением…».
Любовь к коню Азамата эгоистична. Ему безразлично, что это сам Казбич воспитал свою лошадь, что он вложил в нее свою душу и любовь. Наконец, он решается предложить Бэлу. Он делает свою родную сестру предметом торга. Он предает ее. Как брат он должен был бы защищать ее от опасностей, вместо этого он готов ей пожертвовать ради собственной прихоти.
«- Послушай! – сказал твердым голосом Азамат, - видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха… Хочешь? дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»
Казбич был поставлен перед большим искушением. Он получил возможность завладеть Бэлой. Ему надо лишь принять условия сделки. Обменять своего верного товарища на любимую женщину. Как же себя повел в этой ситуации горец?
«Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет».

В традиционном толковании долгое молчание Казбича означает, что в его душе идет борьба между страстью к Бэле и любовью к коню. Решение дается нелегко: дорога ему девушка, но конь дороже. Он обосновывает свой выбор тем, что цена коня не сравнима с ценой женщины, что за золото можно купить не одну, а целых четырех жены. Конь же является другом, а друзья не продаются. Потеряв коня-друга, он не найдет ему замены.
Однако в данной интерпретации исследователи не заметили очень существенной моральной проблемы. Сомнения, которые испытывал Казбич, означают, что он хотел предать своего друга. Он не обменял его, но все же хотел, раздумывал, взвешивал. Таким образом, своим размышлением он совершает предательство в своей душе. И все это происходит после его восторженного рассказа, где конь спас ему жизнь!
Получается, что Максим Максимыч прав, когда говорит, что веры горцам нет, что они по натуре своей предатели и лгуны? Значит и сам Лермонтов видит в горцах только плохое, если даже их герои несут черты предательства? Разумеется, это не так. Данный эпизод говорит о том, что психологизм героев Лермонтова чрезвычайно сложен. Анализ имплицитного содержания позволяет вычленить другую смысловую парадигму.
Писатель виртуозно владеет стилем, он указал читателю истинные причины, побудившие Казбича долго не давать ответ. Действительно, предложение Азамата было весьма соблазнительным. У Казбича появилась возможность не только овладеть Бэлой, но и сохранить Карагеза: «…дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул». Согласившись на сделку, Казбичу ничего не стоит напасть на Азамата и убить его, бросив тело в речку. Лермонтов не случайно описывает место возможного обмена. Имплицитное содержание данного контекста позволяет понять причину долгого молчания Казбича. Он размышлял не об обмене своего лучшего друга, а о возможности похитить Бэлу бесчестным образом. Он может коварным способом овладеть женщиной, если даст согласие на сделку, а потом вероломно нарушить ее. Лермонтов ставит своего героя перед сложным нравственным выбором. Получить желаемое, но потерять честь горца, предать собственное мужское слово или отказаться от сделки, но сохранить свою чистоту перед собой, перед своим народом и перед богом. Казбич остается верным горским традициям. Он не может нарушить слово, которое даст Азамату, поэтому он отказывается от сделки. Быть может, случайно встретив Азамата с Бэлой, он бы отбил горянку, но быть вероломным, не сдержать обещания, ему не позволила горская честь. Таким образом, Казбич является носителем лучших традиций горского кодекса чести. Противоположностью Казбича выступает Азамат. Он готов ради страсти к коню совершить убийство.
«Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок о камни.
- Меня! – крикнул Азамат в бешенстве, и железо детского кинжала зазвенело об кольчугу. Сильная рука оттолкнула его прочь, и он ударился об плетень так, что плетень зашатался».
Буквальный смысл слов «и железо детского кинжала зазвенело об кольчугу» говорит о том, что кинжал соприкоснулся с кольчугой, в результате чего раздался звон. Прямого указания на нападение в этом предложении не содержится. Находясь на близком расстоянии, Азамат мог во время разговора случайно коснуться кольчуги Казбича. Ответить, что именно стало причиной соприкосновения кольчуги и кинжала, помогает извлечение имплицитного содержания из данного контекста. Предыдущее предложение указывает на сильный гнев Азамата. Это свидетельствует, что он использует кинжал для нападения на Казбича.
«Конечно, категорический отказ Казбича, да еще выраженный весьма резко, - пишет Н.Долинина, - оскорбил Азамата, и он сначала бросился на оскорбителя с оружием» (7).
Н. Долинина считает, что Казбич сам спровоцировал Азамата на нападение, он оскорбил юношу. При этом она забывает, что Казбич пользуется безусловным правом на собственного коня и, отказав в его продаже, обмене, он никому тем самым не может нанести оскорбления. Казбич сначала очень долго объяснял юноше, что конь не продается, и это было бы вполне достаточно, чтобы прекратить разговор. Азамат напротив, продолжает настаивать на своем предложении. В этом случае сам Казбич вправе обидеться – ведь его принуждают изменить лучшему другу, верному Карагезу. Кроме того, закон гор гласит, что младший уважает старшего. Младший должен снести обиду. Азамат только «мальчик лет пятнадцати», а Казбич – зрелый муж, за свое удальство пользующийся уважением народа. Он в данной ситуации не выступает «оскорбителем», потому что имеет полное право, согласно горским традициям, говорить резко с юнцом, который после твердого отказа продолжает уговаривать отдать коня, вместо того, чтобы прекратить разговор.
Отказ Казбича продать Карагеза не может служить мотивом к убийству, зато, подвергшись нападению, он вправе убить Азамата. Однако Казбич этого не делает, он только «отталкивает» безрассудного мальчишку – не честь ему, джигиту, отвечать на глупую выходку княжеского сына. Кроме того, он понимает, что станет кровником князя и, следовательно, никогда не сможет посвататься к Бэле. Казбич ведет себя очень осторожно в критические минуты.
Дальнейшие события говорят о злом умысле Азамата. Не имея возможности законным путем договорится с хозяином Карагеза, он возводит на него клевету, утверждая, что якобы сам подвергся нападению.
«Через две минуты уж в сакле был ужасный гвалт. Вот что случилось: Азамат вбежал туда в разорванном бешмете, говоря, что Казбич хотел его зарезать».
Исследователи никогда не пытались извлечь подтекст из поступка Азамата, поэтому его образ освещался в благожелательном свете. Это и не удивительно, после восторженной оценки Белинского, где он говорит, что исходный пункт начала повести – страстное желание мальчика-черкеса иметь лихого коня. Критик снисходительно и понимающе смотрит на страсть Азамата к коню. Эта страсть, как бы оправдывает горца, который изображен во весь рост, с «национальной физиономией» и «национальном костюме».
Не вяжутся последние определения с такими злодеями как Азамат, Швабрин, Яго. Это не они являются носителями духа народного. Это как раз антиподы. Пора, наконец, все расставить по своим местам. Злодей должен быть разоблачен и пригвожден к позорному столбу. Сам факт, что Азамат намерено пытался убить, чтобы завладеть чужим конем, намерено разорвал свой бешмет и оклеветал Казбича, намерено похищает родную сестру - заставляет дать принципиально новую оценку. Мы утверждаем, что для Лермонтова Азамат является отрицательным героем.
Для Казбича дело обернулось плохо. Разгневанные родственники и друзья князя попытались его убить. Максим Максимыч говорит, что стоял «крик, шум, выстрелы», то есть стреляли в Казбича, а он: «…был верхом и вертелся среди толпы, по улице, как бес, отмахиваясь шашкой».
Как повел себя в этой ситуации Максим Максимыч? Он предложил Печорину немедленно отправиться домой. «Плохое дело в чужом пиру похмелье, - сказал я Григорью Александровичу, поймав его за руку: - не лучше ли нам поскорее убраться»
И вот здесь начинается мастерство Лермонтова, магия его стиля. Он отказывается комментировать поступок Максима Максимыча. Он предоставляет это сделать читателю. Дать оценку поступку штабс-капитана - значит выбрать нравственную позицию по отношению к этому герою.
Казалось бы, нет ничего предосудительного в том, что штабс-капитан поспешил удалиться из опасного места. Быть может, он тем самым избежал неприятной для себя ситуации или даже спас себе жизнь. Мало ли чем могла закончиться потасовка на свадьбе. Разгоряченные горцы могли припомнить Максиму Максимычу и Печорину, что они являются боевыми офицерами русской армии. Следовательно, поступок коменданта крепости можно объяснить, как поступок очень осторожного и предусмотрительного человека. В данной интерпретации характер Максима Максимыча, разумеется, нельзя рассматривать с отрицательной стороны. Именно так и поступали исследователи, не придавая особого значения эпизоду свадьбы для характеристики этого героя. Между тем поведение Максима Максимыча на свадьбе является важным элементом для освещения его с отрицательной стороны, для создания характера, который является носителем зла в романе. Что именно упускают исследователи? Есть два очень важных момента относящихся к событиям на свадьбе.
Первое, Максим Максимыч является единственным свидетелем разговора Казбича и Азамата. Причем он является тайным свидетелем. Горцы не знают, что весь их разговор был подслушан. Значит единственным человеком, который может восстановить истину, является Максим Максимыч.
Второе, Максим Максимыч является кунаком и князя и Казбича, а кунаки обязаны были выручать друг друга в случае ссоры, драки, убийства. «На Кавказе издавна бытует обычай гостеприимства. По адатам хозяин охраняет гостя, последний чувствует себя в полной безопасности, находясь у кунака» (8).
Даже отношение к врагу менялось, когда этого требовал обычай. «Этими свойствами наделен и Измаил-бей, - пишет Г.Г.Ханмурзаев, - Например, он проявляет акт внимания и гостеприимства даже по отношению к своему врагу – заблудившемуся в горах русскому воину. Измаил-бей принимает его, как подобает кавказцу, с честью и проявляет о нем заботу» (9).
Куначество накладывало определенные моральные обязательства. Максим Максимыч, отправляясь на свадьбу, хорошо знает, что находится под защитой князя, поэтому он и едет без охраны, а только с Печориным. А ведь он был очень осторожным человеком, достаточно вспомнить, как он взял в качестве своей охраны несколько солдат, когда отправился с Печориным на охоту. Штабс-капитан рассчитывает на помощь горцев, своих кунаков, если случится какая-нибудь неприятность. В свою очередь, он не считает себя обязанным выполнять эти соглашения. На его глазах убивают его кунака Казбича. Он может, одним словом остановить кровопролитие, но он этого не делает. Более того, по отношению к другому своему кунаку – старому князю, он также нарушает свои обязательства. Теперь у старого князя с Казбичем смертельная ссора
Но есть ли оправдания поступку Максима Максимыча? Быть может, он сам мог подвергнуться смертельной опасности и поэтому решил не вмешиваться в дела горцев? Нет, штабс-капитан ничем ни рисковал. Его мнение, как человека уважаемого, было бы решающим. И более того, желанным, так как ни старый князь не хотел ссоры с таким отчаянным джигитом как Казбич, так и ни сам Казбич, заинтересованный посватать Бэлу. Кунаки Максима Максимыча были бы рады, разумеется, если бы смертельная ссора завершилась примирением. Максим Максимыч совершает не просто плохой поступок, он совершает предательство.
Можно утверждать, что после этого поступка Максим |Максимыч является добрым человеком? Нет, он может быть и добр, но только не с горцами. По отношению к ним он поступает предательски.
Максим Максимыч совершает свое первое злодеяние - он предает своих кунаков, в результате чего, Казбич едва не погиб, а старый князь стал жертвой его мести за похищенного Карагеза.
Но даже если бы он не имел моральных обязательств, накладываемых куначеством, имея доброе «золотое» сердце, он должен был бы предотвратить покушение на убийство невинного человека. Положительный герой не будет самоустраняться в данной ситуации, он выполнит свой долг и сделает все, чтобы спасти человека, которому грозит смертельная опасность.
Лермонтов последовательно развертывает характер своего персонажа. После того, как Максим Максимыч на словах выказал свое нерасположение к горцам, уже в своем поступке выявляет враждебное отношение к ним. Он совершает зло, и Лермонтов осуждает его за это. В этом принципиальная позиция автора.

Повесть «Бэла»глава из романа Лермонтова «Герой нашего времени» кратко. Кратчайшее содержание и подробное изложение. Печорин и Бэла.

Фото «Бэла» из «Героя нашего времени»: краткое содержание главы из романа Лермонтова

«Бэла» — первая глава-повесть из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В ней описывается, как служивший на Кавказе молодой офицер Григорий Печорин похитил и влюбил в себя юную горскую девушку Бэлу, в итоге разрушив ее жизнь и семью.

Историю Бэлы и Печорина во время путешествия излагает безымянному офицеру штабс-капитан Максим Максимыч, бывший командир и приятель Печорина. Повесть соединяет эту историю с путевым очерком: подробно описаны подъем на Койшаурскую гору, переезд через Гуд-гору, две ночевки в домах местных жителей.

В формате аудиокниги повесть доступна на YouTube.

-->

«Бэла» Лермонтова: краткое изложение

Повествование ведется от имени неназванного русского офицера, путешествующего по Кавказу. По дороге из Тифлиса его попутчиком становится 50-летний штабс-капитан Максим Максимыч. Вместе с проводниками-осетинами офицеры с трудом преодолевают заснеженные горы, останавливаясь на ночлег у местных жителей.

Максим Максимыч служит на Кавказе уже много лет, знает и любит эти места, хотя местных считает сплошь разбойниками и мошенниками. Штабс-капитан — человек открытый и добрый, но не склонный к сложным рассуждениям и глубокой рефлексии.


Михаил Лермонтов. «Крестовая гора»

Остановившись на ночлег в бедной сакле местных жителей, рассказчик со штабс-капитаном пьют чай, и Максим Максимыч рассказывает историю из времен, когда служил в небольшой крепости за Тереком.

Однажды в крепость был переведен из России Григорий Александрович Печорин, молодой прапорщик лет 25. Человек он был странный: то веселый и бесстрашный, то молчаливый и мнительный. С командиром Максимом Максимычем у Печорина сразу установились приятельские отношения.

В крепости нередко бывал Азамат — 15-летний сын жившего по соседству горского князя. Однажды отец Азамата пригласил офицеров на свадьбу старшей дочери, и Максим Максимыч с Печориным поехали в горный аул. На свадьбе Печорину приглянулась младшая дочь князя, 16-летняя Бэла, которая первой подошла к нему с песней, восхваляющей его красоту. Печорин любезно ей ответил.


Максим Максимыч и Печорин на горской свадьбе. Иллюстрация Владимира Бехтеева

Максим Максимыч же вышел проверить лошадей и невольно подслушал разговор юного Азамата с лихим разбойником Казбичем. У Казбича был великолепный конь, быстрый и верный. Азамат стал уговаривать отдать ему чудесную лошадь, обещая что угодно — даже украсть сестру Бэлу и отдать Казбичу в жены. Но тот был непреклонен: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне?»

Разозленный Азамат ударил Казбича кинжалом, но того спасла кольчуга. В доме поднялся шум, началась стрельба, Казбич вскочил на коня…

Максим Максимыч с Печориным не стали дожидаться развязки и вернулись в крепость. Там штабс-капитан рассказал прапорщику о подслушанном разговоре.


Казбич и Азамат. Иллюстрация Михаила Врубеля

С тех пор при каждом приезде Азамата в крепость Печорин стал нахваливать лошадь Казбича. Было видно, что юноша все сильнее страдает, мечтая заполучить коня. Тогда Печорин предложил ему сделку: он добудет для Азамата желанного скакуна, а тот в обмен должен выкрасть для него сестру Бэлу. Азамат согласился, вскоре они привезли в крепость связанную девушку.

Когда в крепость приехал продавать баранов Казбич, его конь пропал. Джигит бросился в погоню, стрелял вслед конокраду, но не попал. Тогда он в отчаянии рухнул на землю и пролежал так всю ночь. Позже от караульного Казбич узнал, что скакуна увел Азамат. Юношу с тех пор никто не видел.

Отец Бэлы и Азамата был в это время в отъезде. Вернувшись, он не нашел ни дочери, ни сына.


Азамат и Бэла. Иллюстрация Леонида Фейнберга

Сначала Печорин держал Бэлу в комнате под замком. Она не поднимала на него глаз и не разговаривала. Офицер подарками пытался заслужить ее расположение, говорил слова любви и умолял о поцелуе: «Аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью?»

Но красавица не отвечала не его ухаживания, и Печорин прибег к крайнему средству. Он объявил Бэле, что отчаялся завоевать ее любовь — она свободна, а он в знак раскаяния поедет куда глаза глядят и будет искать смерти: «Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня».

После этого Бэла с плачем бросилась ему на шею. Позже девушка признавалась, что Печорин понравился ей с первого взгляда.


Иллюстрация Д.А. Шмаринова

Отец Бэлы тем временем погиб. Казбич решил, что это с его разрешения Азамат украл чудесную лошадь. Разбойник подстерег князя на дороге, заколол кинжалом и умчался на его коне. Бэла, узнав о смерти отца, «дня два поплакала, а потом забыла».

Месяца четыре Бэла и Печорин были счастливы вместе, но затем он охладел к девушке: стал снова подолгу пропадать на охоте, пока она тосковала в крепости. В разговоре с Максимом Максимычем Печорин признался — девушка наскучила ему, как и все остальное в жизни: «Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно…»

Максим Максимыч в беседе с рассказчиком недоумевает, отчего молодые люди сегодня так рано устают от жизни:

— А все, чай, французы ввели моду скучать?
— Нет, англичане.
— А-га, вот что. — отвечал он, — да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!


Иллюстрация Александра Журова

Сам Максим Максимыч полюбил Бэлу отеческой любовью. Однажды, когда Печорин вновь уехал на охоту, штабс-капитан с горской девушкой вышли на крепостной вал и увидели неподалеку Казбича на коне. Бэла узнала, что под ним скакун ее убитого отца. Максим Максимыч велел часовому застрелить Казбича из ружья, однако солдат промахнулся, и разбойник исчез. Поняв, что Бэле может грозить опасность, Печорин запретил ей подниматься на вал.


Иллюстрация Александра Журова

Но Бэла вскоре нарушила запрет. В жаркий день она вышла из крепости и опустила ноги в реку. Тут ее и схватил Казбич.


Бэла. Иллюстрация Михая Зичи

В тот день Максим Максимыч с Печориным возвращались с неудачной охоты и заметили всадника: Казбич скакал прочь от крепости, везя на седле что-то белое. Печорин выстрелил и перебил коню ногу. Казбич, спешившись, занес над Бэлой кинжал. Максим Максимыч выстрелом ранил Казбича, но тот успел ударить девушку кинжалом в спину, нанеся тяжелую рану, и сбежал.


Бэла и Казбич. Иллюстрация Михая Зичи

Бэлу доставили в крепость, где врач сообщил: спасти ее уже невозможно. Два дня Печорин и Максим Максимыч провели у постели умирающей. Когда Бэла скончалась, Максим Максимыч пытался утешить Печорина, но тот в ответ лишь рассмеялся страшным смехом.

Спустя три месяца Печорина перевели служить в другой полк. Что стало с Казбичем — никто не знает. Говорят, на правом фланге у шапсугов есть удалец по имени Казбич, «да вряд ли это тот самый».

Образ Азамата в культовом романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является не самым ярким, но, безусловно, играет одну из главных ролей в первой части произведения.

Азамат – это сын князя, молодой кавказский горец, который является к тому же младшим братом Бэлы. По внешности – истинный «татарчонок». Будучи достаточно юным, а именно, имея за плечами лишь 15 лет жизни, довольно легко подружился с Печориным и Максимом Максимычем, поэтому часто бывал у них. Веселый, пылкий, неуравновешенный, необузданный, гордый, проворный и разговорчивый малый, ходил в разорванном старом бешмете и всегда носил при себе детский ножик для возможной обороны; мечтал скорее повзрослеть.

В Азамате живет желание походить на разбойника Казбича, который пользуется у него большим авторитетом и является тем, на кого следует равняться. Поэтому мальчишка очень расстраивается, когда тот смеется над ним и его юным возрастом.

Этот герой невероятно падкий на материальные блага. Деньги – самые идеальное вознаграждение для этого головореза. За небольшую сумму он выполнит совершенно любое поручение.

Дух горца проявляется в безмерной любви к свободе и вольной, независимой жизни. Отец не отпускает Азамата одного в горы, что очень злит юношу.

Азамат упрямый мальчишка и всегда получает то, что хочет любыми способами. Ему очень нравился сильный конь Казбича Карагез. И он был готов совершить все, что угодно ради этого жеребца, лишь бы завладеть им. Но Казбич крепко любил своего коня, ведь он сколько раз выручал своего хозяина из самых серьезных и опасных ситуаций. Желание владеть конем подтолкнуло Азамата на бесчеловечную сделку с Печориным – кражу собственной сестры Бэлы.

Когда план удался, и Печорин получил Бэлу, а Азамат коня, мальчишка трусливо покидает родную деревню и скачет, куда подальше от дома. Казбич же рассвирепел и пообещал жестоко отомстить за такую серьезную кражу.

Юный горец своим безрассудством и капризами навлек беду на всю свою семью.

Образ Азамата – это олицетворение бесбашенного, удалого, импульсивного и эмоционального человека, стремящегося получить от жизни и обстоятельств все, что душе угодно, невзирая на возможные непредсказуемые последствия. Его смело можно назвать человеком, который вечно пытается достичь абсолютной свободы.

История создания

Казбич – колоритный персонаж романа «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Само произведение состоит из шести небольших повестей, но мрачный черкес упоминается только в главе под названием «Бэла».

Михаил Лермонтов


Михаил Лермонтов

Работу над произведением писатель начал в 1838 году. А в марте 1839 года в журнале «Отечественные записки» были опубликованы первые главы романа, в том числе и небольшая повесть, посвященная краже восточной красавицы и коня. Каждая часть «Героя нашего времени» позиционировалась как самостоятельная повесть. Публикация полного произведения состоялась только в феврале 1840 года.

Исследователи творчества Лермонтова утверждают, что у Казбича, возможно, есть прототип. Мужчина с подобным именем упоминается новостных военных сводках. Поговаривают, что отважный горец совершал набеги на Кубань и Георгие-Афипское укрепление. Лермонтов, побывавший на Кавказе в юные годы, мог слышать немало рассказов о подвигах лихого удальца и поэтому ввел колоритного героя в сюжет собственного романа.

Казбич и Печорин

Казбич умный и хитрый человек, он понимает, кто замешан в краже лошади: проходит время, и горец убивает отца Бэлы. Следующей жертвой становится сама девушка: выкрав её у Печорина, он убивает и Бэлу. Но не только Казбич виноват в том, что произошло. Печорин – вот тот, кто начал нечестную игру. Именно он затронул то, что не следовало “бередить” – суровый нрав кавказских людей. Он вмешался в мир, в традиции, в пространство, которое живёт по своим законом. Это нужно уважать, а Печорин слишком эгоистичен, чтобы ценить чужие интересы.Такие, как Казбич не прощают обид, и Печорин должен был понимать, что последует за кражей коня, похищением Бэлы.

Кроме того, Печорин знал, что Казбичу нравится Бэла, но у него нет достаточно денег, чтобы заплатить калым за девушку. То, что Бэла нравилась и Казбичу сыграло немаловажную роль в решении Печорина украсть красавицу. Он быстро охладел к Бэле, и она перестала интересовать его: игра чужими чувствами и судьбами – это то, отличает главного героя от остальных персонажей, живущих своей размеренной жизнью.

Материал нашей статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Характеристика Казбича”.

«Герой нашего времени»

Казбич и Азамат


Казбич и Азамат
Казбич родился и вырос в Кавказских горах. Никто не знал, чем промышлял мужчина, но окружающие подозревали, что черкес занимался воровством:

«Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками».

Внешность гордого джигита не выделяла мужчину из толпы. Как большинство горных жителей, Казбич был невысокого роста, смуглолицый и широкоплечий. Из-за опасной работы горец носил под бешметом кольчугу.

Бэла


Бэла

Единственным близким существом для бандита была лошадь по кличке Карагёз. Мужчина гордился скакуном, способным уберечь хозяина от любой беды. За породистую быстроногую лошадь Казбичу часто предлагали деньги и драгоценности, но мужчина твердо решил не расставаться с конем.

Даже на предложение Азамата Казбич ответил отказом. А ведь юноша предлагал за лошадь собственную сестру Бэлу, которая давно приглянулась горцу. Именно этот отказ послужил причиной дальнейших драматических событий.

О разговоре Казбича и Азамата узнал Печорин – русский военный, которому также приглянулась Бэла. Чтобы добиться красавицы, главный герой уговаривает Азамата на обмен. Молодой человек выкрадет сестру, а Печорин поможет юноше завладеть конем Казбича.

Григорий Печорин


Григорий Печорин

План сработал. В назначенный час черкес привез в крепость баранов, и пока мужчина пил чай со знакомым офицером, Азамат выкрал Карагёза. Это событие подкосило горца. Осознав потерю, мужчина упал на землю и долгое время пролежал без движения, рыдая и тоскуя по быстроногому другу.

Подобный проступок имел последствия для всех участников конфликта. Характеристика горца была бы неправдоподобной, если не упомянуть, что Казбич жестоко отомстил собственным обидчикам. Неизвестно, что стало с Азаматом – юноша больше не вернулся домой. Уверенный, что отец молодого человека был в курсе происходящего, разбойник убил старика и забрал себе его лошадь.

Следующим шагом строптивого черкеса стала попытка отомстить Печорину. Но первое открытое противостояние провалилось. Разбойника засекли патрульные крепости и попытались убить. Спас от смертоносной пули Казбича лишь его конь. Мужчина вовремя толкнул лошадь, которая успела увести хозяина с линии обстрела.

Казбич и его конь


Казбич и его конь

Дождавшись, когда переполох первого конфликта забудется, черкес выкрал у Печорина Бэлу. Уйти от погони разбойнику не удалось, российские офицеры ранили коня. Тогда безумный горец спрыгнул с лошади и ударил Бэлу ножом в спину. Разгоряченный мужчина отнял у врага самое дорогое, даже несмотря на то, что сам испытывал к девушке сильные чувства.

Ранение, которое получил Казбич в суматохе, не остановило горца. Разбойник скрылся от преследователей, и больше никто не слышал о рисковом мужчине достоверных сведений.

Месть Казбича

Писатель заостряет внимание на натуре горца. Такие люди не способны прощать обид. Любимая лошадь Казбича Карагёз – единственное создание, которое любит герой, он обожает скакуна, считает другом и товарищем. “А лошадь его славилась в целой Кабарде… вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила!

скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос даже его знала!”. Автор рисует сцену, где Казбич с любовью гладит своего скакуна по гриве и шепчет ему на ухо нежные слова.

Когда прославленного коня Казбича похищают, он плачет, как дитя: “завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок…”. Месть – это то, что неминуемо настигнет того, кто нанесёт обиду такому человеку, как Казбич. Печорин затронул не только честь, но и чувства горца и развязка этой истории показывает, насколько гордый и несгибаемый народ живёт на Кавказе, как сильна и непобедима их сущность.

Экранизации

Первое появление Казбича на экране состоялось в 1927 году. Черно-белая драма «Бэла» – экранизация одноименной главы из произведения Лермонтова. Роль черкеса исполнил Александр Такайшвили.

Суламбек Мамилов в образе Казбича


Суламбек Мамилов в образе Казбича

Вновь история о восточной красавице и украденной лошади вышла на экраны в 1966 году. Фильм «Герой нашего времени» представляет собой дилогию и затрагивает временные отрезки пребывания Печорина на Кавказе и на Тамани. Роль Казбича досталась актеру Суламбеку Мамилову.

В 2006 году состоялась премьера сериала «Герой нашего времени». Многосерийный фильм встречен положительными отзывами критиков и зрителей. Особо отмечены красивые виды – съемочная группа провела много времени в Кавказских горах. Роль безрассудного черкеса исполнил актер Арслан Мурзабеков.

Образ и характеристика Печорина из романа «Герой нашего времени» Лермонтова с цитатами

Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина.

Печорин твердо уверен, что все в жизни предопределено. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать смерти. Надо идти вперед, а она сама найдет того, кто ей нужен.

Цитаты

«Вдруг, что ж ты думаешь, Азамат? Во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагёза; это был он, мой товарищ. С тех пор мы не разлучались».

«Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни».

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля,

Азамат (“Герой нашего времени”)

— Сын мирного князя, брат Бэлы, “мальчик лет пятнадцати”. “Повеса, головорез, проворный на что хочешь: шапку поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять”. Из боязни русских отец не пускал его в горы. “Ужасно был падок на деньги. За червонец, обещанный Печориным, украл лучшего козла из отцовского стада и притащил его за рога” в крепость. За обладание полюбившимся ему конем Казбича готов все сделать: украсть у отца лучшую винтовку или шашку. “Ласкаясь” к Казбичу, называет его добрым человеком, храбрым джигитом. “Я умру, если ты не продашь мне его (Карагеза), — говорил А. “дрожащим голосом” и заплакал, — хотя в другое время ничем у него слез не выбьешь, даже когда был и помоложе”. За коня он готов отдать сестру в жены Казбичу — “не бывало такой жены и у турецкого падишаха”. “Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?” И он упрашивал Казбича “согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся”. Когда же Казбич прогнал его, назвав “безумным мальчишкой”, которого на первых трех шагах сбросит Карагез, А. бросился на Казбича. Так было всегда, “когда его начинали дразнить: глаза кровью нальются, и сейчас за кинжал”. Отброшенный в сторону, А. кинулся в саклю, говоря, что Казбич его хотел зарезать. — Печорин до того его “задразнил” Карагезом, что “хоть в воду”. А. поклялся исполнить все, что потребуют от него, лишь бы владеть лошадью Казбича. Узнав, что Печорин за Карагеза требует Бэлу, А. замолчал. Слова Печорина: “Я думал, что ты мужчина, а ты еще ребенок; рано тебе ездить верхом”, уязвили его самолюбие. А. “вспыхнул” и, “бледный как смерть, прошептал: согласен”. Воспользовавшись отлучкой отца, А. привез в крепость сестру, “у которой ноги и руки были связаны, а голова окутана чадрой”. А. смекнул, что “не сносить ему головы, если б попался”. С тех пор он пропал. По предположению Максима Максимовича, “верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков да и сложил буйную голову за Тереком или Кубанью…”

Критика: “Характеры Азамата и Казбича — это такие типы, которые будут равно понятны и англичанину, и немцу, и французу, как понятны они русскому. Вот что называется рисовать фигуру во весь рост, с национальною физиономиею и в национальном костюме!” [ Белинский. Соч. т. V].

Словарь литературных типов. – Пг.: Издание редакции журнала «Всходы» . Под редакцией Н. Д. Носкова . 1908-1914 .

Смотреть что такое “Азамат (“Герой нашего времени”)” в других словарях:

“Герой нашего времени” — «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… … Лермонтовская энциклопедия

Герой нашего времени — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Герой нашего времени (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени … Википедия

Герой нашего времени (Лермонтова) — роман в пяти отдельных рассказах, связанных общностью одной художественной идеи. Все эти рассказы написаны и появились в печати в разное время: 1) напечатана первоначально в Отеч. зап . 1839 г. (т. II) под заглавием Б., рассказ. Из записок… … Словарь литературных типов

Максим Максимович (“Герой нашего времени”) — Смотри также Штабс капитан третьего линейного батальона. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и доброму… … Словарь литературных типов

Творчество Лермонтова — … Словарь литературных типов

↑Приложение 1 — Непервообразные предлоги Пунктуация при оборотах с непервообразными предлогами Общие правила Обстоятельственные обороты могут вводиться в предложение при помощи непервообразных (производных) предлогов – простых (благодаря, вопреки, вследствие,… … Словарь-справочник по пунктуации

Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Офицер-рассказчик, имя которого в повествовании не указывается, во время поездки по Кавказу встречает пожилого штабс-капитана Максима Максимыча. Сначала рассказчик и Максим Максимыч вместе продолжают путь, разговаривая о местных и их обычаях и нравах, а затем – вместе ночуют на одной станции из-за непогоды. Между ними завязывается беседа. Рассказчику как путешествующему и записывающему человеку хотелось «вытянуть» из штабс-капитана интересную историю.

Он начал рассказ о Печорине Григории Александровиче, молодом человеке лет двадцати пяти, с которым Максим Максимыч служил около 5 лет назад. Максим Максимыч сказал, что тот год, когда вместе с ним служил Печорин, запомнился ему, так как Печорин, с которым постоянно происходили «необыкновенные вещи», наделал ему много хлопот.

Рядом с крепостью, в которой служили Максим Максимыч и Печорин, жил один князь. Его эмоциональный и вспыльчивый сын Азамат нередко приезжал к ним в крепость.

Однажды старый князь позвал Максима Максимыча и Печорина на свадьбу старшей дочери. Там Печорин увидел младшую княжескую дочь Бэлу, которая сделала ему своеобразный комплимент, Печорин стал любоваться ею.

Максим Максимыч отметил, что в Бэлу был влюблен и горец Казбич, у которого была прекрасная лошадь Карагез, которую не один раз пытались выкрасть.

Выйдя подышать свежим воздухом, штабс-капитан стал невольным слушателем разговора Казбича и Азамата. Азамат мечтал владеть Карагезом, он сделал Казбичу предложение украсть для него все что угодно, лишь бы получить эту прекрасную лошадь. Ради обмена Азамат даже предложил Казбичу выкрасть для него Бэлу. Азамат долго упрашивал Казбича, однако тот не соглашался.

В итоге Азамат вспыхнул из-за того, что Казбич сказал, что Азамат недостоин ездить на Карагезе. Азамат сказал всем собравшимся на свадьбе, что Казбич пытался его зарезать; Казбича пытались найти, однако ему удалось уйти незамеченным.

Слышавший весь разговор Азамата и Казбича Максим Максимыч, вернувшись домой, рассказал о беседе Печорину, о чем потом пожалел. Печорин, задумавши использовать желание Азамата владеть Карагезом ради достижения своих целей, начал воздействовать на Азамата, когда тот появлялся у них: он постоянно говорил о достоинствах Карагеза, чтобы Азамат больше и больше хотел заполучить его.

В один день Печорин сделал Азамату предложение совершить сделку: он поможет ему выкрасть Карагеза, если тот выкрадет для него сестру Бэлу. В итоге Бэла была привезена Печорину, а Азамат уехал из дома на Карагезе.

Максим Максимыч пытался доказать Печорину, что тот совершил безнравственный поступок, выкрав Бэлу. Однако Печорин аргументировал свой поступок тем, что ему нравится Бэла.

Первое время между Бэлой и Печориным не было ничего общего. Бэла скучала по родному дому, молчала и смотрела на Печорина исподлобья. Печорин пытался завоевать расположение Бэлы, задаривая ее различными подарками. Спустя какое-то время Бэла начала доверять Печорину, однако холодность в ее отношении к Печорину не исчезла. Тогда Печорин решил использовать психологический прием: он сказал Бэле, что виноват перед ней, что он отпускает ее на свободу, что она может вернуться в родной дом, что он уедет искать свою смерть в бою. Тогда Бэла заплакала и проявила все свои любовные чувства к Печорину, которые появились у нее, когда она впервые его увидела.

Казбич, увидевший, что его любимый конь был украден, был несчастлив, он решил отомстить тем, кто причастен к краже Карагеза. Подумав, что Азамат украл коня с согласия отца, Казбич убил князя.

Беседа рассказчика и Максима Максимыча прервалась поездкой. Спустя некоторое время рассказчик попросил штабс-капитана продолжить рассказ о Печорине и Бэле, будучи уверенным, что на этом история не закончилась. Максим Максимыч согласился с предположением рассказчика и продолжил повествовать историю.

Узнав о смерти своего отца, Бэла несколько дней тосковала, но потом забыла и продолжила жить рядом с Печориным, смирившись со своим положением и радуясь любви. Бэла по-настоящему полюбила Печорина всем сердцем. Максим Максимыч, который стал относиться к Бэле как к дочери, радовался счастью Печорина и Бэлы, однако продлилось это совместное счастье недолго. После 4 месяцев совместной жизни Печорин начал охладевать к Бэле, поэтому он часто оставлял ее одну, уезжая на охоту. Бэла сильно переживала из-за того, что Печорин отдалился от нее.

Делясь своими переживаниями с Максимом Максимычем, Бэла согласилась на его предложение выйти прогуляться. На прогулке Максим Максимыч и Бэла увидели Казбича. Они вернулись домой, и Печорин, узнав о Казбиче, запретил Бэле выходить из дома.

Штабс-капитан, переживавший за чувства Бэлы, решил откровенно поговорить с Печориным. Тот же признался: как и любовь светских девушек, ему надоела любовь дикарки. Печорин говорил о том, что ошибся, когда подумал, что Бэла избавит его от скуки.

В один день Печорин и Максим Максимыч были на охоте. Возвращаясь с нее, они услышали выстрел. Как оказалось, за это время Казбич выкрал Бэлу. Печорин и штабс-капитан поскакали за Казбичем, ранив его коня. Поняв, что не сможет уйти вместе с Бэлой, Казбич смертельно ранил Бэлу.

Бэла провела в мучениях, лихорадке и бреду 2 дня, тяготясь не только смертельным ранением, но и равнодушием Печорина и грустью от того, что она не приняла его религию, следовательно, их души не встретятся после смерти.

Смерть Бэлы Печорин внешне пережил спокойно, хоть внутренне он и страдал. Максим Максимыч решил больше не упоминать в разговоре с Печориным имя Бэлы.

В беседе с рассказчиком штабс-капитан размышляет о том, что хорошо, что Бэла умерла, так как она бы не переживала, если бы Печорин оставил ее, а это бы, несомненно, случилось.

Через 3 месяца после этих событий Печорина отправили в Грузию, и с тех пор Максим Максимыч не видел его.

Выслушавший рассказанную историю о Печорине и Бэле рассказчик попрощался с собеседником и отправился дальше уже в одиночку.

1. В каком ряду названы герои только произведения «Бэла»:
а) Печорин, Максим Максимыч, Азамат +
б) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери
в) Печорин, Бэла, Грушницкий

2. Действия произведения «Бэла» происходят:
а) в Крыму
б) на Кавказе +
в) в Пятигорске

3. Жанр произведения «Бэла»:
а) рассказ
б) очерк
в) повесть +

4. Необходимо указать неверный вариант:
Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо:
а) Бэла не любила Печорина +
б) Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими
в) Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то

5. «Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза». Кто автор слов:
а) Максим Максимыч
б) Казбич
в) Азамат +

6. «…высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу». О ком речь:
а) Ундина
б) Бэла +
в) княжна Мери

7. «А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги». О ком речь:
а) о Казбиче
б) о Грушницком
в) об Азамате +

8. Какого цвета были волосы Печорина:
а) светлые +
б) рыжие
в) чёрные

9. «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно». О ком речь:
а) о Грушницком
б) о Максим Максимыче
в) о Печорине +

10. В каком звании служил Максим Максимыч:
а) поручик
б) штабс-капитан +
в) ротмистр

11. «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду». О ком речь:
а) о Максим Максимыче +
б) об Азамате
в) о Казбиче

12. О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю… я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»:
а) о Мэри
б) о Бэле +
в) о Вере

13. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустее день ото дня…»:
а) Печорин +
б) Максим Максимыч
в) Казбич

14. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит …то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь. »:
а) смелость
б) любовь к свободе
в) гордость +

15. После чего происходят изменения в поведении Бэлы:
а) после того, как Печорин собрался бросить её и уехать воевать +
б) после ранения Печорина
в) после смерти её отца

16. Почему Максим Максимыч отправляется наказывать Печорина:
а) ему жалко Бэлу
б) он исполняет свой долг +
в) это приказ начальника

17. Кто рассказывает автору историю Бэлы и Печорина:
а) сам Печорин
б) сама Бэла
в) Максим Максимыч +

18. Где Печорин впервые увидел Бэлу:
а) на свадьбе Бэлы
б) на свадьбе старшей сестры Бэлы +
в) на охоте

19. Какое определение даёт Печорину Максим Максимыч:
а) необыкновенный
б) интересный
в) странный +

20. Кто такой Азамат:
а) жених Бэлы
б) брат Бэлы +
в) отец Бэлы

21. Как Бэла оказалась у Печорина:
а) Азамат обменял её на коня +
б) её украл Казбич и привёз Печорину
в) он её засватал

22. Из-за чего так переживает Казбич: «…завизжал, ударил ружьё о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребёнок…»:
а) из-за смерти отца
б) у него украли коня +
в) из-за смерти Бэлы

23. Как погибла Бэла:
а) её застрелил Азамат
б) она умерла от тоски по родине
в) её зарезал Казбич +

24. Как Печорин переживал смерть Бэлы:
а) он, пытаясь отвлечься, каждый день ездил на охоту
б) он был нездоров, исхудал +
в) он в беседах с Максим Максимычем анализировал свои поступки

25. Как звали Печорина:
а) Александр Андреевич
б) Семён Васильевич
в) Григорий Александрович +

26. Титул, который носит Бэла:
а) маркиза
б) княжна +
в) баронесса

27. В этом городе Печориным раскрыта банда контрабандистов:
а) Тамань +
б) Кисловодск
в) Владикавказ

28. Основной идеей в повести «Бэла» является:
а) повесть экспозиция образа Печорина
б) познакомить читателей с Печориным
в) Автор дает возможность читателю узнать причины многих поступков Печорина +

29. Возраст Максима Максимыча:
а) 50 лет +
б) 45 лет
в) 60 лет

30. Возраст Бэлы в романе “Герой нашего времени”:
а) 20 лет
б) 16 лет +
в) 22 года

Читайте также: