Что важнее конь или ладья

Опубликовано: 23.04.2024

При изучении правил шахмат начинаем с шахматных фигур. Из этой статьи узнаем о всех фигурах: где они расположены в начале партии, как ходят, и какова их ценность.

Что такое шахматные фигуры?

Во время шахматной партии вы передвигаете фигуры по доске. В шахматах шесть различных фигур. В начале партии у каждого их противников по 16 фигур: восемь пешек, два слона, два коня, две ладьи, ферзь и король. Знакомимся с ними!

Пешка

В начале партии у каждого из противников по восемь пешек. Белые пешки занимают вторую горизонталь, а черные пешки - седьмую.

pawn starting position

Пешки в начальной позиции.

Пешка - самая слабая из фигур. Ее ценность принимается за один балл. Еще не ходившая пешка может пойти вперёд на одно или два поля. Уже ходившая пешка может передвигаться только на одно поле за ход. Пешка может брать только по диагонали на одно поле влево или вправо перед собой. На диаграмме пешка только что сделала ход с поля e2 на e4, и взяла под бой поля d5 и f5.

pawn captures attacks

Пешка e4 держит под боем поля d5 и f5.

У каждого из противников по два слона, один на белых полях, а другой - на черных. В начале партии белые слоны занимают поля c1 и f1, а черные - c8 и f8.

bishops starting position

Слоны в начальной позиции.

Слон считается легкой фигурой (как и конь) и стоит три балла. Слон может ходить на любое число полей по диагонали, если на пути не стоят собственные или вражеские фигуры. Легко запомнить, что, если отметить возможные ходы слона, расположенного в центре доски, получится буква "X". Слон может взять фигуру противника, заняв поле, где та находится.

bishop moves

С поля d4 слон может пойти на много полей по диагонали. Если отметить возможные ходы, у нас получится буква "X".

В начале партии у каждого из противников по два коня: один на королевском и другой на ферзевом фланге. Белые кони занимают поля b1 и g1, а черные кони - на b8 и g8.

knights starting position

Кони в начальной позиции.

Конь считается легкой фигурой (как и слон) и стоит три балла. Конь - единственная шахматная фигура, способная перепрыгивать через другие фигуры! Конь проходит два поля в одном направлении, потом поворачивает и проходит одно поле в перпендикулярном направлении. Иначе говоря, его ход похож на букву "Г". Конь берет ту фигуру противника, чье поле он занимает а не фигуры, которые он перепрыгивает!

knight captures

С поля e4 конь держит под боем восемь полей. Его ходы похожи на букву "Г".

Ладья

В начале партии у каждого из противников по две ладьи, одна на ферзевом и одна на королевском фланге. Все четыре ладь расположены по углам доски. Белые ладьи в начале партии занимают поля a1 и h1, а черные - a8 и h8.

rooks starting position

Ладьи в начальной позиции.

Ладья считается тяжелой фигурой (как и ферзь) и стоит пять очков. Она может ходить на любое число полей влево и вправо по горизонтали и на любое число полей вверх и вниз по вертикали (если на пути не стоят другие фигуры). Легко запомнить, что, если отметить возможные ходы ладьи, расположенной в центре доски, получится знак "+".

rook moves captures

С поля e4 ладья может пойти на много полей по диагонали. Если отметить возможные ходы, у нас получится знак "+".

Ферзь

Ферзь - самая сильная шахматная фигура! В начале партии у каждого из противников по одному ферзю. Белый ферзь стоит на поле d1, а черный - на поле d8.

queen starting position

Ферзи в начальной позиции.

Ферзь считается тяжелой фигурой (как и ладья) и стоит девять очков. Он может ходить на любое число полей влево и вправо по горизонтали и на любое число полей вверх и вниз по вертикали (как ладья). Он может ходить на любое число полей по диагонали (как слон). Легко запомнить, что ферзь ходит как ладья и слон одновременно!

queen moves

С поля e4 ферзь может пойти на много полей. Он ходит как ладья и как слон.

Король

Король - самая важная шахматная фигура. Помните, что цель партии - дать мат королю! В начале партии у каждого из противников по одному королю. Белый король занимает поле e1, а черный - поле e8.

king starting position

Короли в начальной позиции.

Король - не самая сильная фигура. Он может ходить (или брать) только на одно поле в любом направлении. Заметим, что короля нельзя взять! Если король под боем, говорят, что ему "шах".

king moves

С поля e4 король может пойти на отмеченные поля.

Заключение

Чтение статьи - отличная возможность узнать новое, но кому-то принесет больше пользы просмотр видео! Смотрим видео, чтобы лучше понять сравнительную ценность фигур и решаем задания из соответствующего урока!
Мы узнали, как ходят шахматные фигуры, где они расположены в начале партии, и какова их ценность. Пора играть!


Конь против ладьи

"Стоимость" ладьи в шахматах (условная) равняется пяти пешкам.

"Стоимость" шахматного коня, (опять условная) равняется трём пешкам.

Размен ладья - конь в шахматах называется "потеря качества", ну ли "выигрыш качества", если потерян конь, но выиграна ладья.

Но из личной практики, однажды в турнире, причём в заключительной партии, у меня была потеря качества. На доске оставались почти все пешки, у соперника оставшаяся последней фигура ладья, у меня последняя оставшаяся фигура конь.

Пешечная конфигурация была запутанная и, как говорят "спёртая".

Ладье противника никак не получалось залезть мне в тыл.

А вот конь мог скакать через пешечные шеренги, постоянно нападал на пешки противника, ладье приходилось их защищать.

Муторная ситуация, постоянное повторение ходов, но когда соперник отправил короля в центр (воевать больше нечем), то нарвался на "вилку", лишился ладьи и по итогу проиграл.

Конь в той позиции оказался сильнее.


Белые начинают и..

Конь легко прыгает через ограждения из пешек.

Стремясь к центру доски, пока не застрянет у края.

Или пока его не заарканят пара пешек-камикадзе.

Ладья тяжела на подъём, но если уж тронулась

То бороздит поверхность доски сметая преграды противника!

Белые нападают, атакуют.

Чёрные отражают атаку, строят баррикады и ловушки.

Чёрная Ладья неспешно покачивается на одной клетке.

Не смея двинуться !

Готовясь на рокировку, для сохранить Короля.

Конь вороной бьёт копытом, но стреножен обязанностью быть телохранителем Короля.


Сильнее конечно выдержка Ладьи.

Но так печально зрелище когда её такую гордую и принципиальную

Берёт на абордаж пешка - самозванка на роль королевы!

Ответ: Ладья.



Конь и ладья имеют разные весовые категории.

Конь равен одному Слону или 3 пешкам.

Ладья равняется 5 пешкам или сумме Конь + 2 пешки, или сумме Слон плюс 2 пешки.

Т.е. по силе Ладья превосходит Коня.

Другое дело- в позиционной игре бывает так, что Ладья оказывается слабее Коня по той причине, что у Коня маневренность (полёт) по полю выше и он может совершить большее количество полезных ходов, чем ладья.

В шахматах бывает так, что даже простая пешка может оказаться сильнее главных фигур.


Ладья сильнее уже просто потому, что мат только королем и ладьей поставить достаточно просто. А вот мат только королем и конем вы не поставите при всем желании, если на поле остались только они да вражеский король. И даже королем и двумя конями мат не ставится. И про пять и три балла - это тоже правда.

Но вот если смотреть по игре, то в конкретной позиции конь может быть для игрока гораздо ценнее ладьи. При закрытой позиции ладье часто негде развернуться, а вот конь способен доставить сопернику немало неприятностей - если уметь играть, конечно.

В общем, если игра идет к эндшпилю, то ладья однозначно сильнее. А в середине игры возможны варианты.


Все рассуждения о сравнении силы ладьи и коня обычно сводятся к обсуждению позиции. Квалифицированный шахматист не задумываясь отдаст коня за ладью даже в начальной стадии партии. Заметьте, в дебюте ладья почти не играет, она статическая фигура. Сравнение неправомерно в целом: вряд ли кто-нибудь отдаст 5 рублей, чтобы взамен получить три.Именно так оценивается стоимость фигур конь : ладья=3 : 5. Ладью отдают за коня только в комбинационных вариантах, для достижения победы или преимуществ в позиции. Такой обмен не случайно называется жертвой качества, - образное и значимое шахматное понятие.

А чтобы не задаваться вопросом, что лучше: конь или ладья, - развивайте все фигуры в дебюте, освобождайте последнюю горизонталь для вывода ладей, вовремя рокируйтесь. Ладья набирает силу тогда, когда она контролирует открытую или полуоткрытую линию для движения.


Шахматы - это особенная игра, которая помогает отвлечься, тренирует мышление, раскрывает талант думать математически и улучшить умения. К тому же это такой вид досуга, который позволяет провести время, обо всем позабыв, а часы и минуты летят поразительно незаметно.

Как в любой игре, существуют специальные правила, особенные ситуации, без знания которых невозможно выиграть. При ответе на вопрос, что сильнее, ладья или конь, какая из двух фигур в шахматах, напрашивается простейший ответ, что больше возможностей, несомненно, у ладьи. Так обстоит дело в большинстве случаев: ладья более мощная фигура. Но конь тоже может оказаться игроку весьма кстати, а его умение "перепрыгивать" по клеткам через головы соперника просто феноменально! При помощи двух коней можно загнать оппонента в угол, не дать защититься и прикрыться другими фигурами. Если есть конь, то иной раз пригодится больше, чем сама Королева. Поэтому будет более точно сказать, что во многом все зависит от ситуации. Сильнее, определенно, ладья, хотя в определенных ситуациях конь поможет выиграть или свести партию "на ничью" и завершить патом.

Ценность фигур. Основы стратегии.

Ценность фигур. Основы стратегии.

  1. При спокойном развитии событий сильнейшей фигурой является ферзь, поскольку он движется в любом направлении и на любое расстояние. Конь примерно равен по силе слону, но зато ладья несколько сильнее слона и явно превосходит коня.
  2. Два коня и слон примерно равны ферзю, а два слона и конь чуть сильнее ферзя.
  3. Две ладьи по силе превосходят ферзя, но только если они расположены на активных позициях и действуют согласованно.
  4. Три пешки примерно компенсируют потерю коня, четыре — слона, пять — ладьи и девять — ферзя. Король не может быть взят (мат означает конец игры), поэтому его нельзя оценить.
  5. Пешка, пересекшая экватор (середину доски), приобретает льготу: при желании она может забрать вражескую пешку после того, как последняя сделает разрешенный в начальной по­зиции «двойной шаг». При этом атакующая пешка становится на воображаемое поле, где была бы пешка, если бы сделала «одиночный шаг», а сама неприятельская пешка снимается с доски. Этот прием называется «взятие на проходе» и действует только сразу после «двойного хода».
  6. Достигнув последнего ряда, пешка обязана уйти с поля боя, оставив вместо себя по выбору играющего одну из фигур того же цвета — ферзя, ладью, слона или коня, независимо от того, какое количество указанных фигур уже имеется на доске.
  7. Если на доске отсутствуют пешки, а у соперника остается одинокий король, то ему легко объявить «шах и мат» с помощью одного ферзя или одной ладьи, чуть сложнее с помощью двух слонов, очень трудно с помощью слона и коня и невозможно двумя конями.
  8. «Домик короля» можно разрушить в три приема: сначала фигурной атакой ослабить пешеч­ное прикрытие, затем движением пешек создать брешь в обороне и, наконец, организовать решающий штурм и вторжение фигур.
  9. Атаку противника всегда можно успешно отбить или ослабить, если аккуратно выменивать атакующие фигуры.
  10. Не следует вести игру только одной полюбившейся вам фигурой, надо искать такой план действий, при котором фигуры попеременно входят в бой, образуя единый ансамбль в атаке и защите. Целесообразно начинать партию с развития легких фигур.
  11. На первом этапе обучения пешки вокруг короля желательно не трогать вовсе, зато пешки в центре и на другом фланге полезно толкать вперед, создавая больше простора для своих фигур и отнимая безопасные поля у фигур соперника.
  12. По мере исчезновения с доски сильных фигур роль вашего короля возрастает, так как ему некого бояться. А когда остаются одни только пешки, король смело может (и обязан) идти и атаковать ключевые поля шахматной доски, словом, двигаться в любом направлении: если надо, то к пешкам противника, если надо — на поддержку своих пешек.
  13. С уменьшением числа фигур возрастает роль пешек, поэтому следует с осторожностью относиться к пешечным разменам.
  14. Пешки сами в силах пробить любую защитную стенку, так что зря отдавать их не стоит.
  15. Ради скорой атаки можно иногда поступиться пешкой, а в исключительных случаях для выигрыша лишнего хода не пожалеть коня или слона.
  16. Ради вскрытия диагонали для слона или вертикали для ладьи бывает полезно пожертвовать пешку.
  17. Только в том случае, когда можно ясно увидеть позицию с матовым финалом, надо набраться смелости и безбоязненно жертвовать ладью, а то и ферзя.
  18. Не следует продолжать игру в позиции, в которой у вас, по вашей личной оценке, нет реальных шансов на спасение. Лучше поскорее признайте свой проигрыш, поздравьте соперника с победой и тотчас предложите ему сыграть новую партию. Другими словами, не дожидайтесь мата вашему королю.
  19. Изучить дебюты только по книжке невозможно, зато, сочетая практическую игру с изучением теории, можно постепенно понять основные стратегические планы и тактические замыслы, спрятанные за «странными начальными ходами» бесконечного числа рекомендованных учебниками дебютных вариантов, взятых из турнирных партий известных мастеров и гроссмейстеров.

Европейский шахматный Союз детские шахматы быстрые шахматы Экзотические виды
Экзотические виды

Как играть в шахматы — такой вопрос возникает не только у детей, но и у взрослых. Каждый человек в игре находит собственный смысл. Одним это просто игра, возможность провести время, развлечение. Другим — спорт, соревнования и возможность продемонстрировать умения. Третьи подходят к вопросу сугубо философски и творчески, считая шахматную доску олицетворением холста, на котором можно творить, создавать красивые и оригинальные этюды.

В широком понимании шахматы — мини-инсценировка военных действий, где человек может почувствовать себя великим полководцем, выиграть сложнейшее противостояние. Мало хотеть побеждать в шахматы, перед тем, как погрузиться в загадочный мир мини-баталий — нужно узнать, как выглядит доска, какие есть фигуры как они передвигаются, чтобы построить стратегический план для победы.


Расположение доски

Шахматная состоит из 64 клеток, поровну «белых» и «черных» клеток. Доска представляет большой квадрат, на каждой стороне располагается по 8 клеток. В зависимости от производителя, оттенки клеток отличаются, могут быть коричневыми, серыми, оранжевыми, желтыми, но темный цвет на доске будет называться «черным», а светлый — «белым».


Для профессионального спорта каждая клетка имеет цифро-буквенное обозначение. По горизонтали располагается буквенный ряд, состоящий из латинского алфавита: «A, B, C, D, E, F, G, H», по вертикали клетки обозначаются цифрами от 1 до 8. Это необходимо для подсчета и обозначения ходов играющих. Запись в спортивном противостоянии будет выглядеть: «Ход 11. Игрок ФИО, конь на G5, время начала и окончания хода».

Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.


Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры

Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк. Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам.

Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.

Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят

На доске 6 видов фигур:

  • король;
  • ферзь;
  • ладья;
  • слон;
  • конь
  • пешка;


У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:

ладья похожа на башню;


конь — в форме головы этого животного;


слон — с высоким остроконечным шлемом;


ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;


король отличается от ферзя высоким «ростом» и крестом на верхней части.


Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.


Как шахматные фигуры располагаются на доске

Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7.

Дальше фигуры расставляются симметрично:

Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные.

Следом ставят коней.

После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов.

Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой.

Последнее свободное место достается королю.

Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.

Как ходят фигуры в шахматах

Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур. Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.


Пешка

Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить:

В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста.

Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед.

Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад.

Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.

Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.

Номинальная стоимость — 1 очко.


Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников.

От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.

Конь может перепрыгивать фигуры, стоящие на пути, кроме конечной точки «приземления».

Номинальная стоимость — 3 очка.


Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных.

Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.

Номинальная стоимость — 3 очка.


Ладья

Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии.

Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.

Номинальная стоимость — 5 очков.


Ферзь

Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.

Номинальная стоимость — 10 очков.


Король

Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим.

Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.


У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.


Дополнительные правила

Цель игры в шахматы — взять в плен короля противника. Для её достижения используют правила передвижения фигур по шахматной доске. Чем больше фигур забрано в плен, тем легче это осуществить. Бывают ситуации, когда мат ставят в первые четыре хода, расклад называется «Детский мат».


Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить:

Право первого хода достается игроку, играющему за «светлую» сторону.

Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.

За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.

В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.

Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру.

Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена.

Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.


Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья.

Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья.

«Мировая» достигается, когда на доске остается мало фигур, чтобы сделать мат, или когда за 50 последних ходов противники не ходили пешкой, не было забрано ни одной фигуры в плен.

Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.


Как победить в шахматах

Чтобы освоить шахматы, для начинающих есть несколько эффективных советов профессиональных шахматистов:

Постоянно практиковаться с сильными противниками. Усложнение уровня необходимо, чтобы совершенствовать навыки игры.

Играя впервые с новичком, особенно, если это ребенок, можно попробовать поставить мат в 4 хода: белые фигуры (пешка на Е6, слон на С5, ферзь сначала на F6, затем F2); черные фигуры (пешка E3, слон C4, ферзь F3 затем на F7).

Понять ценность фигур, основные усилия прилагать, чтобы защитить ценные, а у противника наоборот постараться их забрать.

Шахматы, обучение которым заключается в постоянном совершенствовании навыков, стратегическая игра, побеждает в ней тот, кто может продумать ходы, предвидеть действия противника на 4-5 ходов вперед. Новичкам лучше практиковаться, продумывая стратегию на 1-2 хода.

Играя белыми — нужно проводить агрессивные действия, не давая возможности противнику перехватить инициативу. Черным, наоборот, заняться обороной, выводя на поле коня и слона, делая рокировку, создавая вокруг короля неприступную крепость.

  • Не стоит много ходить пешками. Можно сделать два первых хода, чтобы открыть проход сильным фигурам, ведущим эффективную защиту и нападение. Если много ходить пешками, инициатива перейдет к противнику, а сильные фигуры не успеют вступить в игру.
  • Ферзь должен вступать в игру, когда часть сильных фигур противника убраны с поля боя. Раннее введение ферзя в игру может поставить его под бой, а лишиться самой сильной фигуры в начале игры не очень хорошо.
  • Многие новички выводят сильные фигуры по краям, чтобы минимизировать риски. Это неверная тактика, для победы нужно стараться максимально контролировать центр доски.
  • Внимательно следите за перемещениями фигур противника на доске, просчитывайте варианты, старайтесь не отдавать свои фигуры просто так. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является размен равнозначных по номинальной стоимости фигур, например, слона на коня.
  • Слоны и другие дальнобойные фигуры должны быть открыты. Для этого можно даже отдать несколько пешек.

  • Для победы в шахматах нужна практика. Просмотр противостояний хороших шахматистов, изучение партий, их анализ. Это если говорить о профессиональной игре. В случае, когда желание просто хорошо провести время, главное знать основные правила расстановки фигур и их перемещения.


    Видео о том, как играть в шахматы

    Предлагаем несколько видео, которые помогут ответить на вопрос, как научится играть в шахматы:

    • знакомство с фигурами, правила игры:
    • стратегия и применение связок:
    • начало партии:
    • нападение:
    • мат ладьей или ферзем:

    Теперь вы знаете как играть в шахматы, для начинающих мы предложили изучение правил и основной тактики, необходимых для победы. Для тренировок подойдут электронные платформы, где можно попросить подсказку и выбрать уровень сложности, а также проанализировать классические шахматные этюды, они научат делать первые шаги в шахматах, но не стоит забывать, что шахматное противостояние — это искусство тактики и стратегии, искусственный интеллект никогда не заменит настоящего противника.


    • шахматы
    • логика

    Для всех, кто посмотрел сериал «Ход королевы», пообещал ребенку шахматную секцию, но сам еще не успел освоить шахматные тонкости, мы собрали всё самое интересное, полезное и нужное из мира шахмат: начиная от истории создания и правил до советов родителям будущих гроссмейстеров.

    Что за игра шахматы

    Думаем, вы и сами знаете: шахматы — это древняя настольная игра, для которой нужно иметь шахматную доску с 64 черно-белыми клетками (полями) и два набора фигур. В распоряжении каждого игрока по 16 фигур: 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, ферзь, король.

    Соперники по очереди передвигают фигуры с одного поля на другое (ходят) в соответствии с правилами.


    В шахматы могут играть как два игрока (это самый распространенный вариант), так и группы игроков. Сеанс одновременной игры (подробно и весело описанный в книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев») — это несколько досок, по одну сторону которых сидит по игроку, а противником для них выступает кто-то из профессиональных шахматистов — человек, способный удерживать в голове ситуацию на доске в нескольких партиях одновременно.

    Классические правила проведения современных шахматных турниров были сформированы примерно в XV веке. Но кроме традиционных, существует множество видов шахмат с очень разными правилами:

    • Боевые шахматы, в которых игроки расставляют фигуры как им захочется на своей половине доски втайне от соперника. Потом половины доски сдвигаются, и игра начинается. Из-за того что игроки не знают, как будут расставлены фигуры противника, такой вид шахмат максимально точно моделирует реальную боевую ситуацию (с этого началась история шахмат, о которой мы расскажем ниже).
    • Византийские шахматы (или шахматы на круглых досках), по которым с 1996 года даже проходят чемпионаты мира.


    • Шахматы цилиндрические, в которых фигуры размещаются не на плоскости, а в пространстве — цилиндры при этом могут быть вертикальными или горизонтальными.


    • Гексагональные шахматы (доска — это шестиугольник, состоящий из 91 поля).


    • Шахматы для игры втроем.


    • Шахматы для игры вчетвером.


    • Шведские.
    • Китайские.


    • Японские.


    • Русские. Они были очень популярны в Древней Руси в IX–X веках. Правила их практически ничем не отличаются от классических, только фигуры там называются таврели, а главная фигура — хелги, это ферзь, который в дополнение к своим основным возможностям еще может ходить как конь. В Средние века русские шахматы были запрещены православной церковью, которая приравняла их к пьянству и азартным играм. Окончательно русские шахматы запретил Петр Первый, который продвигал все европейское — и внедрил вместо них шахматы классические. Но в 1997 году русские шахматы вернулись в Россию, была создана Международная федерация, установлены правила, и сейчас по ним проводятся соревнования.

    Когда были изобретены шахматы

    Шахматы изобрели в VI–V веках до нашей эры, разумеется, в Индии. Ближайшим предком шахмат считается древнеиндийская игра чатуранга. В чатурангу играли вчетвером, а не вдвоем, — соответственно, наборов фигур тоже было четыре. Они расставлялись по углам. А фигур наоборот было меньше — по 8 на каждого игрока:

    — По 4 пешки (пешие воины «падати»)

    — 1 ладья (колесница «ратха»)

    — 1 боевой слон («хасти»)

    — 1 конь (конница «ашва»)

    Такое расположение сил максимально точно отражало состав индийского войска того времени. Чатуранга представляла собой своеобразный симбиоз современных шахмат и нард — ходили там, бросая кости. А для выигрыша нужно было съесть все фигуры остальных игроков.


    Чатуранга была заимствована персами, которые немного ее видоизменили и назвали «чатранг». В VII веке нашей эры Персия была завоевана арабами, и игра распространилась по арабским странам уже с названием «шатрандж». Европейцы узнали об игре от арабов.

    Международные правила шахмат и система международных соревнований появились в середине XIX века. Первый в истории чемпион мира по шахматам был определен в 1886 году, его звали Вильгельм Стейниц.


    Как один сериал снова ввёл моду на шахматы. И при чём тут «Алиса в Зазеркалье»

    Вот несколько интересных фактов из истории шахмат:

    • Правило, по которому первый ход пешка может делать на две клетки вместо одной, придумали в Испании в 1280 году.
    • Сделать ферзя самой сильной фигурой (и назвать его королевой) придумали тоже в Испании. По легенде это сделала лично королева Изабелла Испанская. До этого момента ферзь мог ходить на две клетки по диагонали.— Рекорд самого долгого обдумывания хода принадлежит бразильцу Франсиско Троису, который размышлял над доской 2 часа 20 минут, прежде чем передвинуть фигуру.
    • Компьютер впервые обыграл человека в шахматы в 1997 году — в матче между программой Deep Blue и Гарри Каспаровым машина победила в двух партиях.
    • Самая длинная шахматная партия продолжалась больше 20 часов. Это была партия между сербскими шахматистами Иваном Николичем и Гораном Арсовичем, прошедший в Белграде в 1989 году. Партия окончилась вничью.

    Как ходят шахматные фигуры

    Все фигуры ходят по-разному:

    — Пешка передвигается всегда на одно поле вперед. Но при этом взять (или съесть) чужую фигуру пешка может только на том поле, которое расположено впереди нее по диагонали. Первый ход каждая из восьми пешек может сделать на две клетки вперед — но всего один раз за игру.


    — Ладьи ходят по вертикалям и горизонталям, на которых находятся, — на любое расстояние, если на пути нет фигур соперника.

    — Слоны могут ходить только по диагоналям, с тем же, что и у ладьи условием — если на пути не стоит чужих фигур. Если стоят — их можно съесть.

    Две самые сложные фигуры в шахматах с точки зрения возможностей передвижения: конь и ферзь.

    — Конь ходит только «буквой Г» — то есть на две клетки вперед и на одну клетку в сторону.

    — Ферзь (или «королева») — самая маневренная и опасная фигура — она может ходить по вертикалям и горизонталям (как ладья), на которых находится, а также по диагоналям (как слон).

    — Король — самая уязвимая и малоподвижная фигура. Поскольку цель каждой партии заключается в том, чтобы не дать королю сделать следующий ход, он должен всегда находиться в каком-нибудь максимально безопасном месте на доске. Ходить он может на любую клетку, которая находится рядом с той, на которой он стоит (включая диагонали) — но только на одну и только в том случае, если этой клетке не угрожает фигура соперника. Когда чужая фигура нацеливается на короля — то есть угрожает его съесть, следующим ходом игрок должен убрать короля от опасности — такое положение в шахматах называется «шах». Ситуация, когда король не может сделать ни одного хода, чтобы не попасть под угрозу фигур противника, называется «мат». Цель игры в шахматы — поставить мат сопернику.

    Также есть положение, которое называется «пат» — когда король не находится под шахом, но игрок, имеющий право хода, не в состоянии им воспользоваться, так как все фигуры либо сняты с доски либо не могут сделать ход по правилам. В современных шахматах после пата в партии объявляется ничья.

    Базовые термины шахмат

    • Блиц — быстрый вариант игры в шахматы. Ходы совершаются мгновенно, времени раздумывать нет. Для того, чтобы закончить блиц-партию каждому игроку дается 5 минут. Проиграть блиц можно не только получив мат, но и за просрочку времени.
    • Быстрые шахматы (рапид) — практически то же самое, что блиц, но каждому игроку дается не 5, а 15 минут на партию.
    • Бешеная ладья (бешеная фигура) — фигура, которую приносят в жертву ради достижения пата. Чаще всего это именно ладья.
    • Вечный шах — ситуация, когда один из королей три раза подряд попадает под шах. Обычно после вечного шаха объявляется ничья.
    • Гамбит — разновидность дебюта (варианта розыгрыша начала партии), во время которого активно размениваются (жертвуются) фигуры ради скорейшего развития.
    • Дебют — начало партии, цель которого — скорейшее развитие игровой стратегии.
    • Детский мат — мат в дебюте, который ставится белыми в четыре хода. На него обычно попадаются новички. Посмотрите видео, чтобы понять, как это делается.

    • Дурацкий мат — мат, который ставится черными в два хода, если в начале партии белые выдвигают вперед пешки F и G и оставляют короля без защиты.

    • Жертва — неравноценный обмен фигурами или безвозмездная отдача фигуры в стратегических целях: для получения преимущества в позиции, объявления мата или достижения ничьей.
    • Миттельшпиль — основная часть шахматной партии, которая начинается сразу после того, как разыгран дебют. В случае, если размен фигурами во время дебюта получается слишком бойким — игра сразу переходит в эндшпиль и на миттельшпиль времени не остается.
    • Рокировка — единственный ход в шахматной партии, который делается одновременно королем и ладьей — они меняются местами на поле для более надежной защиты короля. Рокировку можно делать только в том случае, если ни король, ни ладья еще не сделали ни одного хода.
    • Цейтнот — дефицит времени на обдумывание хода (особенно актуален в блиц-партиях и быстрых шахматах).
    • Цугцванг — положение на доске, когда любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции. Цугцванг бывает взаимным.
    • Эндшпиль — финальная часть партии, когда на доске остается мало фигур.
    • Шахматный этюд — искусственно составленная позиция, в которой надо найти единственно правильный вариант дальнейшего развития.

    Как победить в шахматной партии

    • Внимательно разыгрывайте дебют. Главная цель первой части партии — захват контроля над центром доски. Например, выдвинутые далеко вперед две центральные пешки прекрасно справляются с этой задачей. Но многое, конечно, зависит от того, как ходит противник.
    • Разменивайте только равноценные фигуры (пешку на пешку, слона на слона).
    • Следите за тем, чтобы не попасть в ловушку. Если соперник почему-то ставит под удар ферзя — подумайте, не заманивает ли он вас туда, куда вам не надо.

    • Помните основы: пешки занимают свободные поля, кони хорошо контролируют центр, слоны — длинные диагонали, ладьям — открытые вертикали (их тоже лучше располагать в центре). Ферзь не должен отсиживаться по углам, лучше держать его в состоянии готовности для быстрого подключения к атаке.
    • Атакуйте короля не одной, а несколькими фигурами одновременно, отрезая ему пути для отступления.
    • Всегда помните о защите своего короля — не оставляйте его без присмотра.


    Основные стратегические приемы (советы начинающим):

    Для начала определимся с понятиями. Итак, тактика — это краткосрочный план на несколько ходов вперед. Стратегия — это большой план на всю игру, обычно предусматривающий и примерное поведение противника, и несколько вариантов развития партии. Универсальной стратегии, которая обеспечила бы вам гарантированный выигрыш, в шахматах, конечно, не существует. Но есть несколько общих законов, соблюдая которые вы как минимум сможете этот выигрыш приблизить. Вот некоторые из них:

    • В начале партии не слишком увлекайтесь пешками, выдвигая их слишком далеко вперед. Пешками лучше ходить только для того, чтобы расчистить путь другим фигурам.
    • Когда начинается размен в дебюте, поберегите тяжелые фигуры — ладьи и ферзя, они пригодятся вам в эндшпиле, когда доска станет посвободнее. Разменивать лучше легких — слонов и коней.
    • После выведения своих фигур в боевые позиции начинайте нападать, захватывая инициативу.
    • Выиграв у противника пешку или фигуру без потери своих, не брезгуйте разменом. Чем меньше фигур на доске, тем скорее ваше преимущество станет заметным и полезным.
    • Следите за вертикалями. Заметив открытую, сразу занимайте ее ладьей или ферзем, это очень выгодная позиция.


    Полезны ли шахматы детям?

    Регулярные занятия шахматами развивают в детях логику, способность к самоконтролю, умение просчитывать последствия своих решений и умение эти решения принимать, а также решают сразу несколько задач:

    1. Познавательную. Шахматные стратегии стимулируют изобретательность, пространственное мышление и скорость реакции. Шахматы учат решать задачи в уме, запоминать, сравнивать и обобщать.

    2. Воспитательную. На индивидуальных занятиях по шахматам ребенок станет более целеустремленным, волевым и усидчивым. Он привыкнет думать самостоятельно и не сдаваться после первой неудачи.

    3. Физическую. Занятия шахматами с хорошим тренером помогут ребенку полюбить спорт — чтобы высидеть партию за шахматной доской, нужно развивать не только ум, но и мышцы.


    С чего начать учиться:

    Первое, что нужно для того, чтобы заинтересовать ребенка шахматами, — это, конечно, играть вместе с ним. Если даже вы не большой мастер — просто объяснить правила и разыграть пару несложных партий будет достаточно. Дальше смотрите на реакцию. Шахматы, как любой вид спорта или научное увлечение, могут затянуть сразу и вдруг, а могут не понравиться никогда, все зависит от характера и склонностей ребенка.


    «Ограничивать в материальных вещах, но не в любви». Правила воспитания шахматистки Александры Костенюк

    Для того чтобы поддержать интерес ребенка к шахматам, попробуйте прочитать несколько учебников по преподаванию шахмат — например, «Шахматный учебник для дошкольников». С 1 сентября 2017 года шахматы стали обязательным уроком в 250 московских школах, шахматы ввели как один из предметов программы, поэтому сейчас существует множество методических пособий для преподавания шахмат детям, книг с шахматными задачами и лекции в YouTube. Даже издательство «Просвещение» совместно с фондом «Шахматы в школе» выпустило учебно-методический комплект для детей 1−4-х классов.


    Научиться играть в шахматы можно уже в 4 или 5 лет. Например, чемпион мира Сергей Карякин рассказывал в интервью «Мелу», что узнал про шахматы в 5,5 года из телевизионной рекламы. Он услышал фразу «Пешка становится ферзем», захотел узнать, что такое пешка и что такое ферзь. А уже через неделю начал умолять родителей, чтобы они отвели его в школу шахмат. В 12 он стал самым молодым гроссмейстером в мире и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Но оптимальным для начала занятий шахматами считается все-таки возраст от 6 до 12 лет, когда дети с максимальным удовольствиям учатся новому и приобретают навыки, которые останутся с ними на всю жизнь.

    Вот несколько советов, которые помогут заинтересовать ребенка шахматами и научить его основам игры:

    — Пусть дети учатся играть вдвоем или втроем. Если у вас один ребенок — зовите друзей, племянников, соседей примерно такого же возраста. Так им будет интереснее, поэтому обучение станет более эффективным. Кроме того, они сразу смогут проверять теорию практикой.

    — Не пытайтесь сразу объяснить правила игры: это может быть скучно. Лучше покажите на доске, как ходят фигуры, расскажите историю изобретения шахмат.

    — Приучайте ребенка всегда самостоятельно расставлять фигуры. И лучше оба комплекта.


    — Купите ребенку собственную шахматную доску, на которой он сможет тренироваться и впоследствии (если захочет) ходить в шахматный клуб.

    — Если занятия проводятся на компьютере или любой другой имитации доски, это не очень хорошо. Ребенок должен запоминать не только ходы, но и положение всех фигур на доске. Поэтому заниматься лучше на большой доске с красивыми крупными фигурами.

    — Не спешите начинать занятия в шахматных школах. Первые несколько месяцев лучше заниматься дома, выстроив для ребенка индивидуальную программу, возможно, с помощью детского шахматного тренера. Пройдите онлайн-курсы по обучению шахматам, чтобы проводить с ребенком больше времени.

    — Детям до 10 лет лучше не участвовать в турнирах и соревнованиях: до этого возраста у них может быть еще не очень хорошо развита способность спокойно переживать проигрыш. А несколько проигрышей подряд могут заставить ребенка навсегда разлюбить шахматы.

    — Последнее и главное правило — занимайтесь регулярно. Для этого будет неплохо после первых проведенных дома занятий найти детского тренера по шахматам или выяснить, как и кто проводит занятия в шахматных школах, расположенных в относительной близости к вашему дому.

    Читайте также: