Сколько коней купание красного коня

Опубликовано: 17.04.2024

"Разве это безобразное красное пятно в виде силуэта лошади и уродливо нарисованной фигуры голого всадника, закрашенного жёлтой краской, – это искусство, живопись? Подумайте, какое художество? Какая оригинальность, какое творчество в подобном замысле? Синяя вода, жёлтый человек, красный конь. Почему еще не зелёный?!"

Эти строки "Купанию красного коня" посвятил другой знаменитый русский художник, Илья Репин, после посещения выставки на Мясницкой улице опубликовавший целую разгромную статью в газете "Новое время".

Современники Петрова-Водкина приняли картину с большим трудом. Один из его учителей - Бакст - видел в ней признаки гениальности и нового стиля. Бенуа же считал, что полотно довольно нелепо и бессмысленно. Разумеется, обилие красного на картине дало повод сравнить "Купание красного коня" с полотнами Матисса и поразмышлять о том, какая же это вульгарщина и мазня. Но это был 1912 год.

О чем же изначально была эта картина? Искусствоведы делятся на тех, кто верит в версию с революционным подтекстом, и тех, кто видит в "Купании красного коня" сугубо религиозные смыслы. Объясняю почему:

  • Петров-Водкин вдохновлялся религиозной живописью, боготворил Новгородскую иконопись и картины знаменитого итальянского художника Раннего Возрождения - Паоло Уччелло. Разумеется, это наложило отпечаток на его стиль, изображение людей и природы. Лица людей похожи на иконописные лики, а жесткие складки одежды, тонкие, вытянутые фигуры, изящные пальцы - чудесные детали, пришедшие к нам из Италии XV века.
  • Огромное количество полотен Петрова-Водкина повторяют религиозные сюжеты или имеют к ним явные отсылки. Например, у художника есть целая серия работ, которые называют "русскими Мадоннами". Судите сами. Последняя картинка - Мадонна с Младенцем Паоло Уччелло:

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920. ГТГ [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/145841/kuzma-petrov-vodkin-kak-syn-sapozhnika-khudozhnikom-stal#material_146063-1 ]

Разгадываем

Разгадываем

Разгадываем

Разгадываем

Разгадываем

  • Есть версия, что красный конь отражает тело нашей страны, объятой революцией, а прекрасный юнец на нем - это душа страны. Однако, на мой взгляд, и здесь все гораздо проще. Во-первых, красный конь - это классическое животное "не из этого мира". Например, на красном коне сидит Георгий Победоносец на многих иконах. Или Михаил Архистратиг:

Икона XVII века. Архистратиг, предводитель воинства небесного, Архангел Михаил скачет на красном крылатом коне, трубит и попирает дьявола.

Кстати, у Петрова-Водкина есть реальное предсказание, которое действительно исполнилось.

Но это грустная история. Будучи юным и сватаясь к такой же юной девушке по имени Лиза, он как-то похвастался, что умеет предсказывать будущее по руке. После долгих уговоров, он предсказал будущее своей невесты: "Через полгода ты умрешь". Так и произошло: девушка скончалась от скарлатины.

Ну а постоянное сравнение с Матиссом совсем не случайно. Вы только посмотрите, как похожи по цвету, пластичности, ритму, гармонии эти два полотна.

Петров-Водкин. Мальчики, 1911

Матисс. Танец, 1910

Кстати, забавно, как время меняет отношение к искусству и превращает его в часть обыденной, повседневной жизни. Удивительное свойство нашей культуры (и отчаянная тяга к прекрасному, разумеется). Казалось бы, такое серьезное и мощное полотно, как "Купание красного коня". И вот оно уже становится забавным принтом на носках.

Носили бы такие? Или чересчур?

Разгадываем

Спасибо что дочитали! Ставьте лайк, если статья понравилась. И не забудьте подписаться: так вы точно не пропустите новые выпуски "Очень странного искусства" ;)

Реорганизатор художественного образования в России К. Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич родился в 1878 году в российском городе Хвалынск. Необычная фамилия Петров-Водкин досталась ему от отца-сапожника и нередко служила причиной того, что от художника с неблагозвучной фамилией воротили нос.

К.С. Петров-Водкин (1878–1939)

В Хвалынске молодежь в те годы повально пьянствовала, так что рассчитывать на прекрасную жизнь не приходилось. Однако молодого Кузьму спас от такого неперспективного будущего его собственный талант. Провалившись при поступлении в самарское железнодорожное училище, юноша пошел на уроки живописи к Ф.Е. Бурову. В связи со смертью Бурова, стать художником Кузьма не успел, однако его талант заметил известный архитектор Р.Ф. Мельцер, который приехал в Хвалынск для строительства особняка и увидел рисунки Петрова-Водкина. С этого момента началось длительное обучение юноши вначале в Санкт-Петербурге, затем в Москве (учился у Валентина Серова) и за границей.

Кузьма Сергеевич относится к числу тех активистов, которые реорганизовали систему художественного образования в России. Он преподавал в ряде художественных мастерских, состоял в обществах «Четыре искусства» и «Мир искусства», и с 1932 по 1937 годы работал председателем ЛОССХ. К числу его выдающихся работ относятся «Богоматерь с младенцем», «Купание красного коня», «Богоматерь. Умиление злых сердец», «Мать и дитя», автопортрет и другие.

К. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912 г.

Скончался художник в 1939 году в Ленинграде в возрасте шестидесяти лет.

Особенности творчества мастера

Трехцветная система в живописи

В период неспокойных в стране революционных настроений художник продолжал глубокое изучение теории, которая помогала ему стать более искусным в живописи. Одной из них была теория трехцветия, которую Кузьма Сергеевич описал в своей книге «Пространство Эвклида». Ее суть заключается в том, что чистыми являются только красный, желтый и синий цвета, все остальные — смешанные, то есть их можно получить из этих трех цветов.

Изучая существующие к тому времени научные трактаты по теории цвета и проводя собственные эксперименты, художник пришел к выводу, что названные цвета должны быть базовыми в любой картине. Например, если сделать на белом холсте красный мазок, то вокруг него появится зеленоватое обрамление. Многие художники воспринимают это обрамление и дорисовывают вокруг красных фигур. Однако Петров-Водкин необходимости в этом не видел. По его мнению, добавление в этом случае зеленого не только дает зрителю самому наслаждаться эффектом, но и приводит к новому смешению красок, грязнит цвета и саму картину. Он призывает отказаться от сложных цветов, что открывает возможность зрителю любоваться чистыми цветами, чистой гармонией.

Система трех цветов в картине Петрова-Водкина «Полдень. Лето». 1917 г.

Сферическая перспектива

Петров-Водкин является автором так называемой сферической или наклонной перспективы. Этот подход предполагает влияние на человека его шарообразной планеты. Это влияние художник передает с помощью особых художественных приемов: наклонного изображения персонажей, уходящего вдаль пространства и создания ощущения связи человека с планетой. При этом сам автор метода предлагает в большей мере учиться планетарному видению, а не приемам переноса этого видения на бумагу. Сферическая перспектива отчетливо наблюдается в его картинах «Полдень. Лето», «Смерть комиссара», «Весна» и ряде других произведений.

Картина со сферической перспективой «Весна». К. Петров-Водкин. 1935 г.

Наклонная перспектива в картине Петрова-Водкина «Смерть комиссара». 1928 г.

Символизм в творчестве

Кузьму Сергеевича считают одним из последователей символизма, для которого символ приобрел особое значение. Он видел в нем силу, которую можно противопоставить техническому прогрессу, силу, позволяющую увидеть за реальностью более глубокий смысл природы. Художник наделял символическим смыслом все компоненты живописи от эскиза до цвета. Символизм ярко прослеживается в картинах «Купание красного коня», «1918 год в Петрограде», «Мать» и многих других.

К. Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». 1920 г.

Цены, рекорды продаж картин Петрова-Водкина

Сколько стоят картины Петрова-Водкина в наше время? Для понимания того, каков спрос на его картины, обратимся к аукционным продажам.

К числу самых резонансных продаж произведений Петрова-Водкина можно, безусловно, отнести уход его картины с торгов 2012 года в аукционном доме MacDougall’s. Тогда на продажу выставили картину «Натюрморт. Яблоки и яйца», эстимейт которой составил 2-3 миллиона фунтов стерлингов. В итоге работа была приобретена за рекордные 3,6 миллиона долларов. Эта картина отражает характерный для художника принцип сферической перспективы, позволяющий изобразить предмет одновременно сверху и сбоку.

Кузьма Петров-Водкин. «Натюрморт. Яблоки и яйца». 1921 г.

В 2010 году состоялась не менее громкая продажа на торгах Сhristie's. На этот раз ажиотаж вызвала картина Петрова-Водкина «Вася», которую почти восемьдесят лет до этого никто не видел. Последний раз она была представлена в 1932 году, после чего перекочевала в руки американского коллекционера. Интересно, что эстимейт картины составил только 350 тысяч долларов, но во время торгов цена взлетела в несколько раз. В итоге полотно ушло с молотка за 2,6 миллиона долларов. Такую популярность картины эксперты объясняют редкостью их появления на аукционах.

Картина «Вася» К. Петрова-Водкина. 20 век.

Из других картин художника, проданных на аукционах, назовем «Материнство» (ушло за 1,7 млн долларов в 2009 г.), «Орфей» (0,9 млн долларов, 2013 г.) и «Мать с ребенком» (268 тыс. долларов, 2010 г.).

Так как картины Петрова-Водкина стоят немало, периодически появляется информация об их хищении или подделках. Так, летом 2007 года в правоохранительные органы обратилась жительница Петербурга с заявлением о пропаже картин. Среди украденных работ была картина Петрова-Водкина «Купальщица». Так как документов о подлинности картин у владелицы не было, а в доме даже не было сигнализации, одной из отрабатываемых версий была «кража под заказ».

По словам специалистов Московской Научно-исследовательская экспертизы им. Третьякова, мошенники могут намеренно приносить поддельные картины на экспертизу, так как после ее проведения на картине появляется специальный номерок. При этом покупатель не всегда проверяет наличие самих бумаг. Такая история произошла как раз с одной из картин, выдаваемых за работу Петрова-Водкина. Покупатель уже практически отдал за полотно деньги, но в последний момент все же спросил об экспертном заключении. В ответ на это мошенники ответили обычное: «Вероятно, потеряли».

Все это говорит о том, что перед покупкой или продажей нужно оценить картину Петрова-Водкина силами профессионалов и только потом совершать сделку. О том, как это сделать, а также как и где продать картину Петрова-Водкина выгодно, мы расскажем далее.

Оценка, продажа и скупка картин Петрова-Водкина

Экспертиза картин

Оценить картину Петрова-Водкина самостоятельно можно лишь условно. В то же время специалисты сделают это профессионально. Например, сотрудники Научно-исследовательского центра экспертиз им. Бенуа проведут полноценную экспертизу картины Петрова-Водкина: определят истинный возраст полотна, его автора, место создания, используемые художественные приемы и примерную стоимость на рынке живописи. Сделать это им позволяет современная лаборатория и большой опыт оценки произведений искусства.

Как и где продать картину Петрова-Водкина

Продажа работы такого известного автора складывается из двух составляющих: тщательного сбора данных о картине и поиске состоятельного покупателя. Сбор данных подразумевает подробное описание истории ее написания, всех действий, которые с ней производились (участие на выставках, награды, продажи на аукционах, передача по наследству и т.д.), а также представление самой картины (качественные фото, описание размеров, надписей).

В поиске подходящего покупателя вам помогут специализированные ресурсы. Например, вы можете продать картину Петрова-Водкина на нашем сайте «Лермонтов». Нашу галерею посещают ценители искусства, коллекционеры, готовые заплатить значительную сумму за подлинную ценность. Для продажи вам достаточно прислать нам качественные фотографии и описание картины.

Как ускорить продажу

Некоторые произведения искусства годами не могут найти своего покупателя. Ускорению продажи способствуют все необходимые документы о проведенной экспертизе, грамотное описание истории картины и разумная цена. Если вы не хотите заниматься подготовкой картины к продаже, не желаете долго ждать, вы всегда можете продать картину нам за процент от ее стоимости. Подробности о том, на каких условиях мы ведем скупку картин Петрова-Водкина, читайте в разделе о приеме на комиссию.

Связаться с нами можно по телефону или почте, указанным во вкладке «Контакты».

Когда началась Первая мировая война, Кузьма Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!»

Сюжет

Почти весь передний план занимает конь. Даже кажется, что он не на картине, а стоит рядом с вами, почти слышно его дыхание. Вода и пейзаж даны в холодных тонах, из-за чего цвет шкуры кажется еще ярче.

Всадник напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца — символ победы добра над злом. В литературе неукротимый конь — это еще и образ могучей стихии родной земли, русского духа. В иконописи красный является символом величия жизни.

1.jpg

По всей видимости, Петров-Водкин не до конца осознавал, какой символ выходит из-под его пера. Красный конь и есть сама Россия, ее судьба. Полотно появилось как предчувствие грядущих событий.

Фигуры купальщиков, лишенные и намека на индивидуальность, застыли в ритуальной неподвижности. Это почти Святая Троица.

Художник использует прием сферической перспективы. Он любил его за возможность почувствовать себя причастным к чему-то вселенскому и неохватному. Суть заключалась в том, что, подобно иконописцам, он изображал предметы одновременно сверху и сбоку. Линия горизонта приобретала закругленные очертания, вовлекая в орбиту удаленные планы картины. Подразумевает этот прием и использование трехцветки, классической в иконописи — красный, синий и желтый.

Контекст

Задумывалась картина как бытовая. Петров-Водкин вспоминал о лете 1912 года: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Интересно, что примерно за год до этого ученик художника Сергей Калмыков показывал Петрову-Водкину свою работу «Купание красных коней»: в воде плескались желтоватого цвета люди и рыжие лошади. Кузьма Сергеевич ответил: «Написана точно молодым японцем».

Калмыков, кстати, позднее утверждал, что именно его Петров-Водкин изобразил на коне. Сам же художник писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…» Скорее всего, справедлива версия о том, что на полотне изображен не конкретный человек, а некий образ-символ.

Свв. Борис и Глеб на конях сер. XIV века.jpg

Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году. Успех был колоссальный. Современники увидели в нем предчувствие грядущего обновления, очищения. Картина висела над дверью зала. Критик Всеволод Дмитриев назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться».

Через два года «Купание красного коня» вместе с другими работами Петрова-Водкина отвезли на «Балтийскую выставку» в Швецию. Первая мировая, революция, Гражданская война и Вторая мировая стали причиной того, что полотна все это время находились в Швеции. Только в 1950 году после изнурительных переговоров произведения Петрова-Водкина были возвращены на родину.

Судьба автора

Петров-Водкин в искусство пришел через иконопись. Он начал работать в этой технике в родном Хвалынске (Саратовская губерния). Позднее, провалив экзамены в железнодорожное училище, отправился в Петербург постигать азы живописи.

Поначалу в творчестве Петрова-Водкина чувствовалось влияние зарубежных мастеров. Он был одним из первых символистов в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он от аллегорических произведений перешел к монументально-декоративным.

Петров-Водкин.jpg

На протяжении всей жизни Петрова-Водкина интересовала и вдохновляла русская иконопись. В начале XX века был бум на иконы — тогда раскрывались ее художественные достоинства. Ранее многие из образцов были неизвестны широкому зрителю. Расчистка от позднейших наслоений, начавшаяся в это время, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения.

До того, как государство начало контролировать искусство, Петров-Водкин был участником различных объединений. Когда же ситуация переменилась и стало невозможно творить свободно, Петров-Водкин сумел адаптироваться — он занялся реорганизацией системы художественного образования в стране. Дошло даже до того, что в 1932 году он был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

К. Петров-Водкин «Купание красного коня» I

Самая неоднозначная и самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», до сих пор вызывает много споров у ценителей искусства. Картина, написанная в 1912 году, была показана на выставке «Мир искусства» и сразу организаторы мероприятия выделили картину, повесив её поверх всей выставки. В связи с этим, с самого первого дня, одни картину стали воспринимать как знамя, другие как мишень.

Однако Петров-Водкин, по окончании написания картины, считал, что её могут не вывесить на всеобщее обозрение, догадываясь о том, что образ красного коня и судьбы России может стать во многом провокационным. Картину успешно показали, но действительно она вызвала некоторый резонанс, так как современники проводили параллели между данной картиной и событиями предреволюционной и послереволюционной эпохи страны.

Работать над картиной Петров-Водкин начал ранней весной 1912 года. Первые наброски художник начал делать на хуторе в саратовской губернии. Сначала идея автора состояла в том, чтобы просто описать купание мальчишек и лошадей на Волге. Этот вариант композиционно был почти закончен, но автор, в данной сцене, увидел дополнительные образы. Он по-новому взглянул на озеро, увидел его голубовато-зелёные оттенки, увидел, как низко висело стылое небо, увидел необычную таинственность в покачивание голых деревьев.

Аккуратно и неспешно Петров-Водкин заново начал срисовывать лошадей, ребятишек, озеро, землю и холмы. Но в эту картину проник, ещё в задумке, новый образ, образ толпы людей, идущих с красными стягами, напротив которых другие, с ружьями…

Вообще образ коня в русском искусстве воспринимается многозначительно. Во многих слоях культуры конь выступает как советчик, спаситель, провидец и тд. Соответственно и в XIX веке образ коня не обошли стороной деятели культуры, и именно на этой традиции Петров-Водкин создаёт свою картину. Поэтому из обычной зарисовки сцены автор идёт к созданию монументально значимого произведения, в котором он уходит от обобщённого образа коня, к образу коня-символа.

Изменение коня было постепенно-эволюционным. В подготовительных зарисовках видно, что изначально конь был захудалой деревенской лошадёнкой рыжего цвета. Под влиянием философской мысли того периода, автор, дабы пронести через образ коня нужную мысль, превращает животное в величественного коня красного цвета. Идею коня красного цвета Петров-Водкин взял с картин древнерусских иконописцев, а в частности с иконы «Чудо архангела Михаила», где конь изображается именно красным цветом.

В картине красный конь символизирует некую былинную мощь. Бледный юноша показывает некоторую хрупкость и изысканность. Так же символичны разводы волн в заливе и плавная дуга розового берега. Немного разобрав основные компоненты картины, сразу становится видна её многогранность и неоднозначность. Торжественный шаг и поза коня с твердой осанкой на одновременном фоне красного цвета, как бы вызывает у зрителя вопрос «Что это всё значит?».

Ещё очень любопытно движение на картине. Оно скорее только обозначено, но никак не выражено, всё как бы застыло на полотне. Такой образ только ещё больше вызывает у зрителей ощущение неясности, ощущение тревоги и ожидания чего-то грядущего.

На фоне величия коня, которое было описано ранее, другой герой картины, юный всадник, кажется маленьким, слабым и хрупким. Сначала бросается в глаза, что именно юноша держит поводья коня, однако чуть позже становится понятно, что, даже держа поводья у себя в руках, всадник не управляет лошадью. Это заметно во многом по выражению лица юноши. Его взгляд отрешён, он как будто пребывает в своих мечтах, в своих мыслях, в своём внутренним мире.

К. Петров-Водкин в своей картине отказался от линейной перспективы. Его красный конь, будто аппликация, просто наложен на изображение озера, что даёт зрительное ощущение нахождения всадника и коня не в картине, а перед ней. Как непосредственно перед зрителем и полотном.

Очень большой смысл в картине имеют цвета. Не просто так конь на переднем плане красный, а остальные на задних планах имеют розовый, буланый и белый цвета. Такая колоритность идёт из старой традиции русских художников, где цвета сталкиваются, а не смешиваются.

Художник, помимо всего прочего, в своей картине наверно хотел ещё рассказать о своих предчувствиях, смутных переживаниях, которые возникали у него в тот период. Все эти цвета, весь этот контраст, образы и части картины, всё это переживания автора, которые нашли своё отражение через полотно и кисть.

О картине «Купание красного коня» неоднократно писались стихи самых известных поэтов того времени (Рюрик Ивнев, Сергей Есенин и др).

Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся
С истомным юношей на выпуклой спине,
Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне. (Рюрик И.)

Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Из-за начавшейся первой мировой войны, позже гражданской войны, картина всё время оставалась в Швеции. Только по окончании второй мировой войны начались переговоры о возвращении картины на родину. Однако лишь в 1950 году полотно попало в Советский Союз в руки вдовы художника Марии Фёдоровны. Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К.К. Басевич, а та, в свою очередь, в 1961 году преподнесла её в подарок Третьяковской галерее, где картина находится и по сегодняшний день.

В чём же всё-таки истинный смысл картины «Купание красного коня»? В показании предвестий тяжёлых событий в стране? Может быть, образ коня символизировал свет и защиту? Или просто художник изобразил обычное купание на Волге? В такой неоднозначности мысли автора, возможно, каждый будет находить в картине что-то своё, то, что будет отражать его внутренний мир на момент изучения картины.

Купание красного коня


«Купание красного коня» – самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина, написанная в 1912 году и принесшая ему мировую известность. Из писем родственникам стало известно и то, что в образе наездника запечатлён двоюродный брат Кузьмы Сергеевича – Шура (Александр Иванович Трофимов). Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца, обитавшего в имении.


Картина стала для современников символом грядущих социальных перемен, в ней передано «ощущение дыхания времени». «У меня было три варианта, – вспоминал художник, – в процессе работы я предъявлял все больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание, и дали бы картине социальную значимость». Автор сумел соединить традиции русской иконы, ранней итальянской фрески и неоклассические тенденции. Холодные краски водоема и округлые линии берега словно «выдвигают» чудесного «огнеподобного» коня вперед, кажется, что он уже не в картине, а перед ней.
Работа над картиной началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. Первые этюды художник начал писать на хуторе "Мишкина пристань" в Саратовской губернии. Впоследствии сам К.

Купание красного коня

Петров-Водкин вспоминал: "В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать купание вообще. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость".

Автопортрет 1918год

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить "Конягу" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Холстомера" Л.Н. Толстого, картину В. Перова "Проводы покойника", васнецовских "Богатырей" и другие произведения. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину "Купание красного коня". От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Потом в композиции картины появляется всадник.

"Купание красного коня" сравнивали, как уже говорилось выше, "со степной кобылицей", отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее.

Один из первых откликов на "Купание красного коня" принадлежит поэту Рюрику Ивневу:

Купание красного коня

Кроваво-красный конь,
К волнам морским
стремящийся,
С истомным юношей на выпуклой спине.
Ты, как немой огонь, вокруг костра клубящийся,
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне.
Зрачки расширились.
Стою в святом волнении,
И слышу запах волн,
поющих о весне,
И слышу шепот душ,
измученных в горении,
И, юноша, твой плач
на огненном коне.
Там, где лежит туман,
где степь непроходимая
Зелено-ярких вод —
поют о новом дне.
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить,
а здесь мы, как во сне.

Картина К. Петрова-Водкина поразила и юного Сергея Есенина, который в 1919 году написал своего "Пантократора" под двойным впечатлением - и от картины, и от стихов Р. Ивнева. А еще через несколько лет он вспомнит:

Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

..Дальнейшая судьба картины "Купание красного коня" полна самых разнообразных приключений. В 1914 году ее отправили в русский отдел "Балтийской выставки" в шведский город Мальмё. За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Первая мировая война, потом начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать "Купание красного коня". Мария Федоровна отказалась, и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: