Какой налог на корову

Опубликовано: 03.05.2024


Налоги на личные подсобные хозяйства станут реальностью – как бы ни сопротивлялись этому сельские жители. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам уже к 15 мая определиться, как заставить людей платить «налог на профессиональный доход».

Заниматься «механизмами легализации деятельности ЛПХ» будут Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития и ОА «Корпорация МСП». Работать будут в двух направлениях: с одной стороны, вовлекать в сельхозкооперацию (вероятно, через систему «Агростартап»), с другой стороны – облагать налогами.

Поручение Медведева возникло не на ровном месте. Ещё 2 апреля премьер-министр проводил с бизнесменами встречу в Перми. Единственным представителем от сельского хозяйства на ней был гендиректор ООО «Русь» (занимается молочным животноводством) Андрей Витюховский. Именно Витюховский обратил внимание на то, что в России много ЛПХ, которые ведут предпринимательскую деятельность без регистрации и «ставят в неравные условия конкуренции фермеров, к примеру». К тому же, заявил бизнесмен, нельзя быть уверенным в безопасности продукции ЛПХ.

"в России много ЛПХ, которые ведут предпринимательскую деятельность без регистрации и ставят в неравные условия конкуренции фермеров"

– Контролировать личное подсобное хозяйство и продукцию, которую они вырабатывают и которая потом идёт на рынок, достаточно сложно, – сказал Витюховский. – У меня такое предложение. Ведёшь коммерческую деятельность? Окей, легализуйся: через МСП, через кооперации, через фермеров – как угодно. Может быть, в программе это как-то отразить отдельным блоком? Потому что это огромное количество людей – 28 млн зарегистрировано только ЛПХ.

Медведв признал, что в России есть проблема с тем, как структурирован АПК: например, когда фермерское хозяйство размером с агрохолдинг, или когда ЛПХ – по сути, товарные хозяйства, даже использующие наёмный труд.

– Это действительно проблема, которую нужно решать различными способами. Но здесь, конечно, нужно создавать стимулы, для того чтобы такие хозяйства регистрировались. Вопрос ещё в том, как? – объяснил затруднение правительства Дмитрий Медведев.

Премьер напомнил, что в четырёх регионах России уже запустили пилотных проект по регистрации самозанятых граждан. Система, утверждает Медведев, необременительная: и зарегистрироваться просто, и налоги небольшие.

– Там уже 57 тысяч человек зарегистрировалось. Это первый успешный опыт, потому что до этого именно на свет божий, если использовать эту терминологию, выходило 1,5–2 тысячи человек. А сейчас сразу же за несколько месяцев уже под 60 тысяч. То есть модель работает. Видимо, мы её будем стараться распространять на всю страну, – рассказал Медведев.

Однако налоговых режим для самозанятых, возразил министр экономического развития Максим Орешкин, может подойти только для совсем маленьких ЛПХ – тех, что не используют наёмный труд. А вот крупных, поддержал Медведев, «точно нужно стимулировать» регистрироваться как КФХ или даже общества.

– Границу провести как раз: одних отправить в самозанятые – тех, где действительно ЛПХ, а вторых выводить уже на свет, – предположил Орешкин.

Для этого министерствам придётся определиться с понятиями: например, разделить хозяйства на личные (производят для собственного потребления) и товарные (производят сельхозпродукцию на продажу). Медведев заранее предостерёг членов кабмина от лукавства российского народа.

– А как Вы товарные от нетоварных отличите? Они сами должны на себя ярлык повесить, что они товарные? Они скажут: нет, мы только для себя молоко получаем, – предположил премьер.

– Дмитрий Анатольевич, имеется же статистика по сбыту продукции по ЛПХ, – ответил гендиректор «Корпорации МСП» Александр Браверман.

Вопрос, какое поголовье коров и свиней, какое количество теплиц и фруктовых деревьев будет считаться производством «для себя», а какое – «на сторону», остаётся открытым. Возможно, ответ на него мы узнаем к концу мая. До сих пор попытки как-то узаконить размер и сборы с ЛПХ не были особенно успешными.


Содержание Содержание
  • Налоги на корову и домашний скот: обсуждение введения налога на домашний скот в 2009-2015 году
  • Принятие законопроекта об ограничении поголовья скота
  • Законопроект о создании единой системы идентификации животных
  • Ответы на распространенные вопросы

В данной статье мы рассмотрим налоги на корову и домашний скот. Обсудим введение налога на домашний скот в 2009-2015 году. Ответим на распространенные вопросы.

История налога на скот берет свое начало в 1923 году. 94 года назад власти на местах получили право на введение такого подоходно-поимущественного налога в городских поселениях. Это был период НЭПа. Связано это было с тем, что новый класс советских предпринимателей, называемых тогда нэпманами, вкладывали деньги в материальную собственность с целью не платить подоходный налог. Тогда правительство приняло решение облагать дополнительным налогом имущество всех городских жителей.

Молодняк также не подлежал налогообложению, но только до достижения им установленного возраста. Жители сел и деревень не попадали под требования об обложении скота налогом, животные крестьянских хозяйств учитывались при внесении оплаты в счет единого сельхозналога.

  • некоторое число голов скота в собственности семей военнослужащих;
  • животные для опытов, проводимых в ветеринарно-бактериологических лабораториях;
  • племенной скот советских хозяйств.

Никита Сергеевич Хрущев был инициатором налогообложения плодовых деревьев и запрета на разведение скота и домашней птицы в городах и рабочих поселках. Целью принятия подобного решения было желание пополнить казну и повысить трудовую дисциплину среди горожан. Данная инициатива закончилась плачевно – деревья массово вырубались, поголовье сократилось вдвое и в послевоенные годы города остались без помощи маленьких хозяйств.

Вернулся данный вид налогового сбора в 1963 году. Изменения заключались в том, что теперь власти утвердили нормы на количество голов скота в личном хозяйстве. В случае, когда человек имел во владении животных, количество которых превышало норматив, он обязан был уплачивать налог. Однако русский народ проблему решил по-своему – скот резали, пока через 2 года налог не был отменен.

В 1969 году ЦК КПСС принял “Примерный устав колхоза”, согласно которому владельцы небольших сельскохозяйственных производств обязаны были не превышать установленные ограничения на содержание скота. Разводить большее число домашних животных разрешалось исключительно с позволения Совета Министров СССР.

Налоги на корову и домашний скот: обсуждение введения налога на домашний скот в 2009-2015 году

Обсуждения вопроса налогообложения домашних животных ведутся на протяжении многих лет. Однако всегда находится причина, по которой принятие решения откладывается. Но в связи с экономическим кризисом, накрывшим страну пару лет назад, власти активно ищут новые способы пополнения бюджета страны через обложение налогами тех сфер деятельности населения, которые ранее налогами не облагались. Так, недавно решено было продавать патенты самозанятым гражданам, которые не регистрируются в качестве ИП, но занимаются определенной деятельностью, с которой имеют доход.

В сельском хозяйстве существует 3 формы хозяйствования:

  • агрохолдинги, крупные сельхозорганизации;
  • фермерские хозяйства;
  • личные подсобные хозяйства.

Вопрос о введении налога на домашний скот возник снова в 2015 году в связи с обнаружением у частных собственников поголовья, сравнимого с объемом крестьянских хозяйств или даже превышающего его. Позже выяснилось, что в личных подсобных хозяйствах также нередко нанимаются работники. Однако владелец хозяйства не торопится менять статус ЛПХ, чтобы не уплачивать налогов с проданной продукции.

Многие полагают, что целью введения налога на поголовье также является получение информации об объемах сельскохозяйственной продукции. Фермерские хозяйства и агрохолдинги регулярно сдают отчетность в налоговую службу и в связи с этим сообщают данные о выпуске продукции. А ЛПХ делать этого не обязаны, и потому об их производстве ничего не известно, а между тем чуть ли не половина с/х продукции приходится на них. Учитывая, как власти в последнее время стараются провести импортозамещение из-за наложения на Россию различных санкций, эти сведения оказались бы весьма ценными.

Еще одной задачей стало обязательное проведение экспертизы качества перевозимой на рынки продукции фермеров, владеющих личным подсобным хозяйством. Если крестьянин содержит корову и продает молоко паре-тройке соседей, они знают, насколько корова здорова, они ее даже видят. Другое дело, когда продукции много, и ее отправляют на “дальний” рынок. Оформление фермерского хозяйства обязало бы владельца скота проводить необходимый контроль качества.

Дополнительным аргументом стал тот факт, что в некоторых областях превышают показатель содержания количества животных на единицу площади. В целях соблюдения экологической и биологической безопасности власти будут пытаться снизить поголовье скота в ЛПХ.

От самих фермеров поступали предложения об установлении разграничений внутри фермерских хозяйств – крупные хозяйства предлагается облагать налогами на общих основаниях, а микробизнес избавить от уплаты налогов. На обсуждении законопроекта предлагалось сначала провести разъяснительные работы с населением, а потом системно подойти к введению новых правил о количестве домашних животных на одно ЛПХ, поскольку важно, чтобы “личные” и “подсобные” хозяйства продолжали действовать, а в ЛПХ, производящих крупный объем продукции, не начали забивать скот. Чтобы такого не произошло, власти предлагали регистрировать подобные ЛПХ в упрощенном порядке и создать для них упрощенную систему обложения налогом и сдачи отчетности.

Несмотря на регулярно проводимые по данному вопросу собрания, конкретных мер вплоть до 2015 года принято не было. Проработку введения ограничения на численность домашнего скота Министерствам сельского хозяйства, экономического развития и финансов поручил Дмитрий Анатольевич Медведев по окончании совещания о ходе с/х уборочных работ в 2015 году. Главной задачей он объявил выявление замаскированных под ЛПХ фермерских хозяйств. Также упоминалось о жалобах на вытаптывание полей крупными стадами животных и на отсутствие ветеринарного контроля.

Между тем, Законодательным собранием Санкт-Петербурга было рассмотрено несколько проектов, касающихся также владельцев кошек и собак, однако депутаты не могли определиться, на каких именно домашних животных вводить налог, и какова должна быть его величина. Обязательное чипирование и взимание налога около 80 рублей в год предложила Мосгордума.

Принятие законопроекта об ограничении поголовья скота

В 2016 году специалисты в области экономической социологии заговорили о том, что принятие законопроекта об ограничении голов скота в подсобных хозяйствах связано с вытеснением мелких хозяйств с рынка, чтобы на их место пришли агрохолдинги. По их мнению, политика импортозамещения делает ставки на крупные предприятия. Власти путем принятия подобных законов пытаются убедить крупный денежный бизнес в том, что государство волнуется об их интересах. Также намек делается инвесторам – сельскохозяйственная сфера становится выгодным вложением денег.

Что касается ветеринарного контроля, то представители властей утверждают, что единственным способом его проведения является принуждение крестьян переходить на фермерские хозяйства, поскольку дополнительные затраты на контроль за качеством продукции при сегодняшней экономической ситуации России не под силу.

Минсельхоз заявляет о целесообразности предоставления решения о принятии конкретных мер региональным властям, а на федеральном уровне предполагается только утвердить нормативы, которые привязывали бы домашний скот к площади земли, где он выращивается. Связан такой подход с тем, что на севере страны много неосвоенных территорий, поэтому ограничения на поголовье не имеет смысла, а на юге России фермерские хозяйства и агрохолдинги жалуются на ЛПХ.

Законопроект о создании единой системы идентификации животных

На официальном сайте Чувашской Республики появилась информация, что в 2017г. власти стали продумывать разработку Единой системы идентификации питомцев и скота. Животные сельского хозяйства и домашние любимцы должны будут помечаться уникальными пятнадцатизначными номерами (УИН), идентифицирующими их. Они должны быть прочипированы, татуированы или помечены тавром. Маркироваться они могут в индивидуальном или групповом порядке (пчелы, к примеру).

Будет разработана Федеральная государственная информационная система (ФГИС) со сведениями о каждом животном. Минсельхозу на основании ведомственного приказа “Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету” было поручено продумать, откуда начать внедрение системы, и куда двигаться дальше. Изменения планируют ввести уже в 2021 году.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1: Каким животным предполагается присваивать УИН?

Ответ: Согласно тексту приказа, идентификации подлежат собаки, кошки, крупный рогатый скот, лошади, олени, верблюды, пушные звери, птица, рыбы и пчелы.

Вопрос № 2: Будут ли исключения из правил присвоения УИН животным?

Ответ: Предполагается, что нумероваться не будут дикие звери и животные исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Ответ: Первые 2 разряда будут содержать буквы “RU”, 3-ий разряд демонстрирует, какая проводится идентификация (индивидуальная или групповая), 4-ый разряд показывает, для чего животное содержится (P – домашний любимец, F – животное для производства медицинской продукции или продуктов питания).

Вопрос № 4: Когда нужно зарегистрировать животное?

Ответ: Этим нужно заняться в первые 3 месяца жизни животного или ввоза его в РФ.

Вопрос № 5: Придется ли маркировать животных, которые родились раньше, чем начнется внедрение системы идентификации?

Ответ: Об этом пока умалчивается.

Вопрос № 6: Когда нововведения вступят в силу?

Ответ: 1.01.2021 г. маркировка будет проводиться в отношении представителей крупного рогатого скота, лошадей, мулов, ослов, оленей, свиней и верблюдов. С 2021 г. маркироваться начнут все прочие животные.


Налоги на личные подсобные хозяйства станут реальностью – как бы ни сопротивлялись этому сельские жители. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам уже к 15 мая определиться, как заставить людей платить «налог на профессиональный доход».

Заниматься «механизмами легализации деятельности ЛПХ» будут Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития и ОА «Корпорация МСП». Работать будут в двух направлениях: с одной стороны, вовлекать в сельхозкооперацию (вероятно, через систему «Агростартап»), с другой стороны – облагать налогами.

Поручение Медведева возникло не на ровном месте. Ещё 2 апреля премьер-министр проводил с бизнесменами встречу в Перми. Единственным представителем от сельского хозяйства на ней был гендиректор ООО «Русь» (занимается молочным животноводством) Андрей Витюховский. Именно Витюховский обратил внимание на то, что в России много ЛПХ, которые ведут предпринимательскую деятельность без регистрации и «ставят в неравные условия конкуренции фермеров, к примеру». К тому же, заявил бизнесмен, нельзя быть уверенным в безопасности продукции ЛПХ.

"в России много ЛПХ, которые ведут предпринимательскую деятельность без регистрации и ставят в неравные условия конкуренции фермеров"

– Контролировать личное подсобное хозяйство и продукцию, которую они вырабатывают и которая потом идёт на рынок, достаточно сложно, – сказал Витюховский. – У меня такое предложение. Ведёшь коммерческую деятельность? Окей, легализуйся: через МСП, через кооперации, через фермеров – как угодно. Может быть, в программе это как-то отразить отдельным блоком? Потому что это огромное количество людей – 28 млн зарегистрировано только ЛПХ.

Медведв признал, что в России есть проблема с тем, как структурирован АПК: например, когда фермерское хозяйство размером с агрохолдинг, или когда ЛПХ – по сути, товарные хозяйства, даже использующие наёмный труд.

– Это действительно проблема, которую нужно решать различными способами. Но здесь, конечно, нужно создавать стимулы, для того чтобы такие хозяйства регистрировались. Вопрос ещё в том, как? – объяснил затруднение правительства Дмитрий Медведев.

Премьер напомнил, что в четырёх регионах России уже запустили пилотных проект по регистрации самозанятых граждан. Система, утверждает Медведев, необременительная: и зарегистрироваться просто, и налоги небольшие.

– Там уже 57 тысяч человек зарегистрировалось. Это первый успешный опыт, потому что до этого именно на свет божий, если использовать эту терминологию, выходило 1,5–2 тысячи человек. А сейчас сразу же за несколько месяцев уже под 60 тысяч. То есть модель работает. Видимо, мы её будем стараться распространять на всю страну, – рассказал Медведев.

Однако налоговых режим для самозанятых, возразил министр экономического развития Максим Орешкин, может подойти только для совсем маленьких ЛПХ – тех, что не используют наёмный труд. А вот крупных, поддержал Медведев, «точно нужно стимулировать» регистрироваться как КФХ или даже общества.

– Границу провести как раз: одних отправить в самозанятые – тех, где действительно ЛПХ, а вторых выводить уже на свет, – предположил Орешкин.

Для этого министерствам придётся определиться с понятиями: например, разделить хозяйства на личные (производят для собственного потребления) и товарные (производят сельхозпродукцию на продажу). Медведев заранее предостерёг членов кабмина от лукавства российского народа.

– А как Вы товарные от нетоварных отличите? Они сами должны на себя ярлык повесить, что они товарные? Они скажут: нет, мы только для себя молоко получаем, – предположил премьер.

– Дмитрий Анатольевич, имеется же статистика по сбыту продукции по ЛПХ, – ответил гендиректор «Корпорации МСП» Александр Браверман.

Вопрос, какое поголовье коров и свиней, какое количество теплиц и фруктовых деревьев будет считаться производством «для себя», а какое – «на сторону», остаётся открытым. Возможно, ответ на него мы узнаем к концу мая. До сих пор попытки как-то узаконить размер и сборы с ЛПХ не были особенно успешными.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд налоговых льгот для владельцев личного подсобного хозяйства. Во многих случаях владельцы ЛПХ освобождаются от налогов полностью, за исключением налога на землю.

ЛПХ НАЛОГ НДФЛ

Отношения между гражданами, занимающимися ведением ЛПХ и государством регулируются Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (далее - Закона N 112-ФЗ). Ведение личного подсобного хозяйства - это форма непредпринимательской деятельности (статья 2 Закона N 112-ФЗ), связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции для собственных нужд и реализацией излишек этой продукции населению. Владелец ЛПХ не имеет права нанимать сторонних рабочих. В производстве с/х продукции на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, может принимать участие только он сам и члены его семьи. Вся произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция является собственностью владельца ЛПХ (пункт 3 статья 2 Закона N 112-ФЗ), реализация данной продукции не является формой предпринимательской деятельность (пункт 4 статья 2 Закона N 112-ФЗ). Владельцы ЛПХ продают излишки собственноручно произведенной продукции, в их доходах отсутствует систематичность и сознательная направленность на получение дохода - главные признаки предпринимательской деятельности.

Условия освобождения от налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Выращивать можно все, что связано с сельским хозяйством и не запрещено законом.

Примеры деятельности:

  • выращивание любых сельскохозяйственные культуры под открытым небом;
  • выращивание агрокультур в защищенном грунте, установка теплиц любой площади, - насколько позволяет участок;
  • содержание и разведение сельскохозяйственных животных;
  • содержание и разведение сельскохозяйственной птицы;
  • создание и получение дохода с личной пасеки.

Так же разрешено самостоятельно перерабатывать полученную продукцию. При реализации необходимо взять справку в отделе городского хозяйства Администрации городского округа, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции. Именно этот документ освободит от обязанности платить налог по месту реализации.

Доходы с реализации продукции освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 112-ФЗ;
  • если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз. Доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Данный документ должен подтверждать, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).

Рассмотрим несколько примеров, которые могут вызвать вопросы при применении нормативных правил.

Пример 1. Гражданин производит органические удобрения

В ситуации, вынесенной в подзаголовок данного раздела, НДФЛ уплатить придется. Данный вывод подтверждается, в частности, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2015 N Ф01-81/2015 по делу N А28-15338/2013.
По материалам дела гражданин производил на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке органическое удобрение биогумус и другую продукцию на его основе (биогрунт, жидкий биогумус), которые в дальнейшем он реализовывал покупателям оптом и в розницу за наличный и безналичный расчет. Суд указал, что названная продукция не относится к продукции животноводства. Следовательно, названный доход получен в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности, а не в рамках ведения личного подсобного хозяйства, поэтому не подлежит освобождению от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ. Добавим, что аналогичным образом в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Как указал суд, данную продукцию нельзя расценивать в качестве продукции растениеводства либо животноводства.

Пример 2. Наличие личного подсобного хозяйства подтверждено справкой животноводческого общества

Как было указано выше, для применения освобождения от НДФЛ по п. 13 ст. 217 НК РФ налогоплательщику необходимо представить документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Если справка представлена от иной организации, надлежащей ее считать нельзя (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 по делу N А78-4246/06-С2-8/240).

Пример 3. От ведения личного подсобного хозяйства гражданин получает доход в большом размере

Нормы налогового законодательства не содержат никаких ограничений как по минимальному, так и по максимальному размеру дохода, который позволял бы применять льготу, предусмотренную в п. 13 ст. 217 НК РФ. Однако материалы судебной практики подтверждают, что деятельность граждан, получающих значительный доход, может привлечь внимание проверяющих.
Так, по материалам одного из дел налоговый орган пытался привлечь гражданина к ответственности за неуплату НДФЛ с дохода от предпринимательской деятельности. В суде представители инспекции указывали, что систематичность значительного объема реализуемой предпринимателем продукции не позволяла сделать вывод о том, что он осуществлял продажу излишков продукции в рамках ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, по мнению инспекторов, реализация товаров не через объекты стационарной торговой сети, а по договору поставки путем доставки этого товара до покупателя относилась к оптовой торговле, что также указывало на то, что гражданин осуществлял деятельность, которая по своему характеру являлась предпринимательской.
Суд же проверяющих не поддержал, указав, что раз гражданином соблюдены все условия, предусмотренные п. 13 ст. 217 НК РФ, оснований для начисления налогов, пеней и штрафов у налогового органа не имелось (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2015 N Ф09-6758/15 по делу N А47-11096/2014).

Пример 4. Гражданин получил субсидию из бюджета

Достаточно распространенным является следующее ошибочное суждение: вся деятельность, связанная с функционированием личного подсобного хозяйства, не облагается НДФЛ. В соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождается только доход от продажи соответствующей продукции.
Субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, не могут рассчитываться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Налоговые льготы, в том числе по субсидиям, могут предоставляться только отдельным категориям плательщиков, прямо закрепленным в НК РФ. В данном конкретном случае в ст. 217 НК РФ субсидии прямо не поименованы. Исключение предусмотрено только в п. 35 ст. 217 НК РФ. Эта норма устанавливает, что не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Следовательно, субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, облагаются НДФЛ в обычном порядке. Подтверждают данный вывод и материалы судебной практики (см., например, Решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 19.12.2011 по делу N 2-833/2011 г.).

Пример 5. Гражданин занимается пчеловодством

До 2012 г. в п. 13 ст. 217 НК РФ было четко указано, что доходы от пчеловодства освобождаются от НДФЛ. С 2012 г. в новой редакции НК РФ указания на пчеловодство больше нет. Данный вопрос был прокомментирован финансовым ведомством в Письме от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" законодательство РФ в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство и пчеловодство.
Таким образом, доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи произведенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции пчеловодства, представляющего собой одну из отраслей животноводства, освобождаются от НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Интересная ситуация была рассмотрена ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.06.2014 по делу N А06-6673/2013. По материалам дела в качестве документа, подтверждающего права на льготу, гражданин предъявил справки садоводческого товарищества о том, что он являлся собственником земельного участка в садоводческом товариществе, на котором имел размещенную пчеловодческую пасеку.
Суд посчитал факт ведения личного подсобного хозяйства недоказанным, поскольку указание на размещение пчеловодческой пасеки само по себе не свидетельствует о получении продукции от ведения личного подсобного хозяйства на указанном земельном участке. Данные выводы необходимо принимать во внимание тем гражданам, которые получают доход от пчеловодства.

Ведением ЛПХ заниматься выгодно, особенно в последнее время. Благодаря программе импортозамещения, продукция с фермерских и личных подсобных хозяйств стала более востребована на рынке, во многих регионах России заметно подросли закупочные цены. С ростом безработицы и снижением зарплат на предприятиях, данный вид деятельности стал единственным приемлемым вариантом для многих тысяч сельских жителей.

таможенное оформление животных, таможенное оформление живых животных, особенности таможенного оформления живых животных

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по таможенному оформлению животных на таможнях и таможенных постах Российской Федерации.

Особенности таможенного оформления живых животных - при таможенном оформлении все виды животных подлежат обязательному ветеринарному контролю. Ветеринарные службы довольно жестко за этим следят. Цель – защита здоровья граждан и окружающей среды от проникновения возбудителей опасных заболеваний. Порядок охраны населения и территории страны от заноса заразных болезней живых животных регламентирован Федеральным законом “О ветеринарии”. Согласно законодательству, к ввозу на территорию России и вывозу за ее пределы допускаются живые здоровые животные, а также продукция животного происхождения, полученная от здоровых животных.

Мы работаем со всеми участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД):

Осуществляем ежедневно и при необходимости круглосуточно оперативную:

  • Затаможку животных на экспорт при вывозе из РФ;
  • Растаможку животных при импорте - ввозе в РФ.

Важно! Рядом с таможенным постом должен находиться пост ветеринарного контроля. При его отсутствии лица, осуществляющие импорт или экспорт животных, должны заранее направить соответствующую заявку в адрес Россельхознадзора с указанием места и даты проведения таможенного оформления животных. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при подаче заявки должны заключить соответствующий договор с Россельхознадзором.

При перемещении домашних животных через таможенную границу их владельцы – физические лица должны предоставить ветеринарному врачу на пункте пропуска ветеринарный паспорт животного с информацией о полученных прививках. Документ необходимо подготовить заранее. Он выдается в любой ветеринарной клинике в любой стране.

При таможенном оформлении живых животных, отправляемых или получаемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, на ветеринарном посту потребуется предъявить другой документ – ветеринарный сертификат, оформленный на официальном бланке по форме Россельхознадзора. При экспорте животных за границу сертификат можно заказать у ветеринарного врача или в ветеринарной службе. При импорте животных из-за рубежа необходим сертификат, выданный ветеринарной службой страны-отправителя.

Этапы таможенного оформления животных

  • Оформление и подача таможенной декларации (ДТ);
  • Оплата таможенных платежей;
  • Изучение таможенным инспектором полученной таможенной декларации. Досмотр декларируемого товара (клетки или вольера с животным);
  • Выпуск задекларированного товара в свободное обращение.

Таможенные платежи и налоги, выплачиваемые при таможенном оформлении животных

Физические лица полностью освобождаются от выплаты таможенных платежей при импорте животных. Но если таможенная стоимость декларируемого животного превышает 500 евро, то декларант обязан оплатить таможенные платежи на ту часть суммы, которая превысила значение 500 евро. Также подлежат оплате товары, масса которых превышает 25 кг (вес животного+вес клетки или вольера). В случае превышения стоимости, уплачивается 30% от суммы превышающей норму, в случае с весом, это 4 евро за каждый килограмм свыше нормы беспошлинного ввоза.

Животные, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подлежат обязательному декларированию с выплатой всех полагающихся таможенных платежей.

При импорте домашних животных (собак, кошек, ручных обезьянок, морских свинок, змей, черепах, попугаев, насекомых) выплачивается ввозная таможенная пошлина в размере 5% и НДС от 10% до 20%. Сбор акцизных платежей не предусмотрен.

При импорте сельскохозяйственных животных (лошадей, ослов, крупного и мелкого рогатого скота, свиней) государство применяет различные преференции. Например, размер ввозной таможенной пошлины для этой категории товаров редко превышает 5% (для чистопородных племенных животных он и вовсе равен нулю), НДС составляет 10% (если животные ввозятся в качестве продовольственных товаров, или ввозятся спортивные лошади и пони) и 20% (если ввозятся племенные животные). Акцизные сборы при ввозе животных не взимаются. В отношении домашней птицы (индеек, уток, гусей и цесарок, кур (за исключением некоторых пород)) ввозная таможенная пошлина отсутствует, НДС – 10% (для птицы, ввозимой в качестве продовольственных товаров), 20% (для племенной птицы). Акцизные сборы не взимаются.

При импорте животных из-за рубежа для нужд российских зоопарков, цирков, научно-исследовательских центров (приматы, киты, дельфины, морские свиньи, верблюды, кролики, зайцы, лисицы, песцы, соболи, норки, змеи, черепахи и прочие рептилии, насекомые, хищные птицы, страусы, попугаи, голуби, насекомые и прочие виды животных) размер установленных таможенных платежей варьируется незначительно. Для проведения научно-исследовательских работ ввозная таможенная пошлина равна 0%, в прочих случаях – 5%, НДС от 10%.

Физические лица вправе беспошлинно вывозить за пределы Таможенного союза небольшие партии животных.

Юридические лица при экспорте животных из России уплачивает только сбор за таможенное оформление.

Пример расчета таможенных платежей при “растаможке” (импорте) животных

Предположим, что юридическому лицу для коммерческих целей необходимо ввезти на территорию России племенного хряка весом 80 кг и таможенной стоимостью 1000 евро. В отношении декларируемого товара будет применяться таможенная процедура “Выпуск для внутреннего потребления” или “Импорт-40”. Участник ВЭД должен заполнить таможенную декларацию и оплатить таможенные платежи. Таможенный платеж это комплексная величина, которая складывается из суммы таких показателей, как размер таможенной пошлины (согласно ТН ВЭД), налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор и сбор за таможенное оформление (фиксированная сумма).

Пример расчета таможенных платежей

ВИДТН ВЭД КОДПОШЛИНАНДСАКЦИЗНЫЕ
СБОРЫ
ТАМОЖЕННАЯ
СТОИМОСТЬ
ВЕС (КГ)РАЗМЕР
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Племенной хряк. Порода Крупная белая 0103100000 0% * (племенные чистопородные животные таможенной пошлиной не облагаются) 0% (племенные чистопородные животные налогом не облагаются) отсутствуют 1000 евро 80 Таможенный сбор – 375 рублей

* - ставка пошлины по коду ТН ВЭД на январь 2020 года

Приведенные результаты расчета таможенных платежей носят ознакомительный характер и не являются окончательными. Реальная сумма может отличаться. Если Вам необходимо рассчитать размер таможенных платежей при других таможенных режимах, то мы рекомендуем обратиться к нашим специалистам, оставив онлайн-заявку на нашем сайте.

Документы и информация для таможенного оформления
животных

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Кроме того на таможне могут потребоваться следующие документы:

  1. Ветеринарный паспорт международного образца либо ветеринарное свидетельство (форма №1), выданное Министерством сельского хозяйства. Документы должны содержать исчерпывающую информацию о животном, а именно: отметки о чипировании, вакцинациях, дегельминтации, полученных прививках, проведенных обработках и других исследованиях.
  2. Разрешение от Ветеринарного департамента Министерства сельского хозяйства РФ (документ обязателен при перевозке черепах, попугаев, а также кошек и собак воздушным и железнодорожным транспортом).
  3. Багажный билет (тариф зависит от фактического веса животного).
  4. Разрешение Россельхознадзора на некоммерческий вывоз (при вывозе кошек и собак в количестве, превышающем 2 особи).
  5. Справка Фелинологической ассоциации об отсутствии племенной ценности перевозимого животного (кошки).
  6. Письменное согласие регионального управления ветеринарии и территориального департамента Россельхознадзора.
  7. Перечень животных с указанием номера и клички (для сельскохозяйственных животных, перемещаемых в количестве до 5 голов).
  8. Опись с печатью ветеринарного учреждения (для сельскохозяйственных животных, перемещаемых в количестве свыше 5 голов).

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” является лицензированным таможенным представителем – таможенным брокером. С нашей помощью Вы сможете оперативно провести таможенное оформление животных на любых таможенных постах Российской Федерации, в любых таможенных процедурах и режимах: импорт (выпуск для внутреннего потребления), экспорт, таможенный транзит и других.

Мы готовы оказать услуги по таможенному оформлению животных:

  • Домашних животных(собак, кошек, попугаев, морских свинок, обезьян, рептилий и т.д.);
  • Племенных сельскохозяйственных животных(лошадей, коров, быков и нетелей, буйволов, овец, коз, племенную птицу, кур, уток, гусей, индеек, цесарок, кроликов, ослов, свиней и др.);
  • Диких животных(приматов, верблюдов, зайцев, лисиц, песцов, соболей, тасманских дьяволов, норок, змей, черепах, китов, дельфинов, тюленей, морских львов, моржей, рыбу, хищных птиц, попугаев, длиннохвостых попугаев, ара, какаду, страусов эму, голубей и др.);
  • Насекомых(медоносных пчел в виде отдельных пчелиных маток или пчелопакетов, а также жуков, бабочек, стрекоз, мух).

А также осуществляем импорт и экспорт из России кормов для домашних животных.

Нашими клиентами являются крупные российские и зарубежные сельскохозяйственные предприятия и племенные центры, которые с нашей помощью регулярно производят таможенное оформление племенных лошадей, коров, быков и нетелей, буйволов, овец, коз, племенной птицы, кур, уток, гусей, индеек, цесарок, кроликов, ослов, свиней и других видов животных. Кроме того мы сотрудничаем с российскими кинологическими службами, обществами любителей животных и производим таможенное оформление породистых собак, кошек и других животных для участия в выставках и конкурсах. Также мы осуществляем таможенное оформление диких животных, например, для нужд зоопарков и гастролирующих цирков.

Сроки и стоимость таможенного оформления животных

Стоимость услуг по таможенному оформлению животных в нашей компании минимальны по рынку и обсуждаются индивидуально в зависимости от задач участника ВЭД и местоположения таможни.

Мы уверены, что станем Вам надежным партнером на таможне!

Читайте также: